Дво́ржак ф. 3а ~ 0
дворжак (dvorak) антонин
Большой энциклопедический словарь
ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин (1841-1904) - чешский композитор и дирижер. Один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно-ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865-93), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно-инструментальные произведения, хоры, песни. В сочинениях претворены черты славянского музыкального фольклора, воплощены идеи национально-освободительной борьбы (кантата "Гимн чешских крестьян", 1885; увертюры "Родина моя", 1882; "Гуситская", 1883), картины природы и народного быта, сказочные народно-поэтические мотивы (5 симфонических поэм, оперы "Черт и Кача", 1899, "Русалка", 1901). Наиболее значительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония "Из Нового света", 1893; "Славянские танцы" для оркестра, 1-2-й циклы, 1878-87; концерты). Профессор и дирижер консерваторий в Праге и Нью-Йорке.
Полезные сервисы
дворжак антонин
Энциклопедический словарь
Дво́ржак Антонин (Dvořák) (1841-1904), чешский композитор и дирижёр. Один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно-ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865-93), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно-инструментальные произведения, хоры, песни. В сочинениях претворены черты славянского музыкального фольклора, воплощены идеи национально-освободительной борьбы (кантата «Гимн чешских крестьян», 1885; увертюры «Родина моя», 1882, «Гуситская», 1883; оратория «Святая Людмила», 1886), картины природы и народного быта, сказочные народно-поэтические мотивы (5 симфонических поэм; оперы «Чёрт и Кача», 1899, «Русалка», 1901). Наиболее значительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония «Из Нового Света», 1893; «Славянские танцы» для оркестра, 1-2-й циклы, 1878-87; концерты). Профессор и директор консерваторий в Праге и Нью-Йорке (1892-95).
* * *
ДВОРЖАК Антонин - ДВО́РЖАК (Dvorak) Антонин (1841-1904), чешский композитор и дирижер. Один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно-ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865-1893), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно-инструментальные произведения, хоры, песни. В сочинениях претворены черты славянского музыкального фольклора, воплощены идеи национально-освободительной борьбы (кантата «Гимн чешских крестьян», 1885; увертюры «Родина моя», 1882; «Гуситская», 1883), картины природы и народного быта, сказочные народно-поэтические мотивы (5 симфонических поэм, оперы «Черт и Кача», 1899, «Русалка», 1901). Наиболее значительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония «Из Нового света», 1893; «Славянские танцы» для оркестра, 1-2-й циклы, 1878-1887; концерты). Профессор и дирижер консерваторий в Праге и Нью-Йорке.
Энциклопедия Кольера
ДВОРЖАК Антонин (Dvorak, Antonin)
АНТОНИН ДВОРЖАК (1841-1904), крупнейший чешский композитор 19 в. Дворжак родился 8 сентября 1841 в деревне Нелагозевес (под Прагой) в семье мясника, владельца постоялого двора. Хотя мальчику было предназначено продолжать отцовское дело, он усердно занимался игрой на скрипке и в возрасте 16 лет отправился в Прагу с целью продолжить музыкальное образование. Там он зарабатывал на жизнь игрой в городских оркестрах. В конце концов он получил место альтиста в оркестре Чешского национального театра, которым руководил известный композитор Б.Сметана. В 1875 благодаря содействию И.Брамса Дворжаку удалось получить государственную стипендию; Брамс помог молодому композитору и в публикации его сочинений у известного венского издателя Зимрока. Вскоре Дворжак завоевал достаточно широкую известность: его неоднократно приглашали с концертами в Англию, а в 1892 он стал директором Национальной консерватории в Нью-Йорке и занимал этот пост в течение трех лет. Однако тоска по родине заставила Дворжака вернуться в Прагу, где он возглавил местную консерваторию в 1901. Умер Дворжак в Праге 1 мая 1904. Дворжак, как и его соотечественник Сметана, синтезировал в своем творчестве общеевропейские и специфически национальные элементы. Однако, если идеалом Сметаны было искусство Листа, то Дворжак, представитель более молодого поколения, основывался на достижениях Бетховена, Шуберта и Брамса. Самые крупные творческие удачи Дворжака связаны с непрограммной симфонией, камерно-инструментальными и романсовыми жанрами, церковной музыкой; две из десяти его опер - Русалка (одно из лучших произведений композитора) и Черт и Кача - до сих ставятся на европейских сценах. Стиль композитора отличается богатством мелодизма, оригинальностью ритмики (часто связанной с фольклорными источниками) и красочным оркестровым письмом. Дворжак испытал сильное влияние Брамса, но в целом его искусство носит эмоциональный характер. Кульминационными в творческом отношении стали для Дворжака три проведенных в Америке года, когда одно за другим появлялись его лучшие сочинения - Девятая (ранее считавшаяся Пятой) симфония ми минор, носящая название Из Нового Света, - в ней темы, сочиненные под впечатлением от индейских и негритянских напевов, сочетаются с типично чешскими мелодиями; виолончельный концерт си минор - одно из лучших произведений данного жанра в мировой литературе; вдохновенный струнный квартет фа мажор (Американский) - он был написан Дворжаком в Спиллвилле (шт. Айова) и, подобно симфонии, содержит индейские и негритянские мотивы; полные искреннего благоговения Библейские песни на старые чешские тексты - в них особенно глубоко запечатлена тоска музыканта по родине. Следует упомянуть еще ряд сочинений - Славянские танцы (написанные для фортепианного дуэта, а затем переложенные автором для оркестра) - наиболее популярное произведение чешского мастера, Пятую симфонию фа мажор (ранее - Третья), скрипичный концерт, а также в камерных жанрах - фортепианный квинтет ля мажор, фортепианное трио Думки, разного рода фантазии на темы чешских танцев, многочисленные фортепианные пьесы, в том числе цикл Юморески (седьмая из пьес цикла существует ныне во множестве аранжировок). Среди церковных композиций Дворжака выделяются поэтичная Stabat Mater, величественный Te Deum, трогательный реквием - все произведения для солистов, хора и оркестра.
ЛИТЕРАТУРА
Егорова В.Н. А.Дворжак. М., 1997
Полезные сервисы
дворжак макс
Энциклопедический словарь
Дво́ржак Макс (1874-1921), австрийский историк искусства. Мастерски владея стилистическим анализом, в трудах по истории искусства средневековья, Возрождения, барокко вскрыл глубокую взаимосвязь художественных процессов и особенностей творчества крупнейших мастеров с важнейшими тенденциями развития духовной жизни, философскими, эстетическими и теологическими воззрениями («История искусств как история духа», 1924; «История итальянского искусства в эпоху Возрождения», т. 1-2, рус. пер. 1978).
* * *
ДВОРЖАК Макс - ДВО́РЖАК Макс (1874-1921), австрийский историк искусства. Исследовал его связь с духовной жизнью эпохи, исходя из идеалистических представлений об истории искусства как «истории духа».
Большой энциклопедический словарь
ДВОРЖАК Макс (1874-1921) - австрийский историк искусства. Исследовал его связь с духовной жизнью эпохи, исходя из идеалистических представлений об истории искусства как "истории духа".
Полезные сервисы
дворжак, антонин
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Антонин Дворжак.
ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин (1841 - 1904), чешский композитор, дирижер. Гастролировал (в 1890 в России); в 1892 - 95 работал в США. В творчестве обращался к истории Чехии, ее легендам. В ряде произведений отразились американские впечатления. 11 опер (в том числе "Черт и Кача", 1899), оратории, 9 симфоний (9-я - "Из Нового Света", 1893), симфонические поэмы, "Славянские танцы" для оркестра (1878 - 84), концерты для фортепьяно, скрипки, виолончели (2-й - 1895) с оркестром, ансамбли, хоры, песни.