Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

декадентство

Толковый словарь

ср.

Антиреалистическое направление в литературе и искусстве конца XIX - начала XX вв., характеризующееся упадочничеством, формализмом, индивидуализмом.

Толковый словарь Ушакова

ДЕКАДЕ́НТСТВО, декадентства, мн: нет, ср. (от франц. decadent - упадочный) (лит., иск.). Литературно-художественное направление в конце 19 в. и начале 20 в., отличавшееся упадочничеством, крайним эстетизмом и индивидуализмом, предшествовавшее символизму и отражавшее собой настроение некоторых групп интеллигенции в эпоху упадка капитализма.

|| Вообще черты упадочничества в литературе или искусстве.

Толковый словарь Ожегова

ДЕКАДЕ́НТСТВО, -а, ср. В конце 19 нач. 20 в.: общее название нереалистических направлений в литературе и искусстве, характеризующихся настроениями упадка, утончённым эстетизмом и индивидуализмом.

| прил. декадентский, -ая, -ое.

Популярный словарь

Декадентство

[дэкадэ́], -а, только ед., с.

Наименование кризисных, упадочных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе конца XIX - начала XX в.

Наши [писатели] пишут теперь о другом, не зная себя, а в мое время [декадентское] писали о себе, не видя другого. Я тем спасся от декадентства, что стал писать о природе (Пришвин).

Синонимы:

декада́нс

Родственные слова:

декаде́нт, декаде́нтский, декаде́нс

Этимология:

От французского décadence ‘упадок’, ‘разложение’, ‘распад’ (← лат. decadentia ‘упадок’). В русском языке - с первой половины XX в.

Энциклопедический комментарий:

Термин "декадентство" возник во Франции конца XIX в. в кружке поэтов-символистов (в 1886 г. ими был основан журнал "Декадент"), вначале как нечто равнозначное понятию "символизм". Эстетические концепции декадентства, отрицая гражданственность в искусстве, устремляясь к красоте угасания, бросали вызов общественным отношениям, зашедшим в тупик. Многие декаденты субъективно ощущали себя бунтарями, рассматривая осуществляемую ими "переоценку ценностей" как своего рода культурную революцию. "Крестный отец" европейского декадентства - немецкий философ Ф. Ницше. Мироощущению декадентства оказалось подверженным творчество крупных мастеров литературы и искусства: А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме, Г. Д'Аннунцио, Р. М. Рильке, О. Уайльда, М. Метерлинка, П. Валери, М. Пруста и др. В России декадентство отразилось в творчестве поэтов-символистов Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус, а также С. Надсона, позже В. Брюсова, К. Бальмонта, Ф. Сологуба, М. Арцыбашева и др.

Словарь существительных

ДЕКАДЕ́НТСТВО, -а, ср

Совокупность направлений в искусстве конца XIX - начала XX вв., основанных на нереалистическом видении мира, характеризующихся настроениями упадка, безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

Соцреализм - это утверждение государственной исключительности, а декадентство - это утверждение индивидуальной исключительности (В. Гроссман).

Энциклопедический словарь

ДЕКАДЕ́НТСТВО -а; ср. [от франц. décadent - упадочный] Общее название направлений в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 в., отличающихся настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом.

* * *

декаде́нтство (декаданс) (франц. décadence, от ср.-век. лат. decadentia - упадок), обозначение течения в литературе и искусстве конца XIX - начала XX вв., характеризующееся оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утончённого наслаждения ею и т. п. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал «Декадент», 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти».

* * *

ДЕКАДЕНТСТВО - ДЕКАДЕ́НТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок), обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой «мещанской» морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал «Декадент», 1886-89; см. Символизм (см. СИМВОЛИЗМ)). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, «воли к власти».

Большой энциклопедический словарь

ДЕКАДЕНТСТВО (франц. decadence; от средневекого лат. decadentia - упадок) - обозначение течения в литературе и искусстве кон. 19 - нач. 20 вв., характеризующегося оппозицией к общепринятой "мещанской" морали, культом красоты как самодовлеющей ценности, сопровождающимся нередко эстетизацией греха и порока, амбивалентными переживаниями отвращения к жизни и утонченного наслаждения ею и т. д. (французские поэты Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо и др.; журнал "Декадент", 1886-89; см. Символизм). Понятие декаданса - одно из центральных в критике культуры Ф. Ницше, связывавшего декаданс с возрастанием роли интеллекта и ослаблением изначальных жизненных инстинктов, "воли к власти".

Академический словарь

-а, ср.

Общее название буржуазных, антиреалистических направлений в литературе и искусстве конца 19 - начала 20 вв., отличающихся настроениями безнадежности, неприятия жизни, индивидуализмом.

[От франц. décadent - упадочный]

Гуманитарный словарь

ДЕКАДЕ́НТСТВО (декаданс) (от фр. décadence, décadentisme - упадок, упадочничество) - общее понятие, обозначающее довольно распространенное во второй пол. 19 - нач. 20 вв. явление в обществ. сознании и психологии, вызванное кризисом традиционных гуманитарных идей и представлений, позитивистской философии, разочарованием в "земных" ценностях. В иск-ве Д. наиб отчетливо отразилось в творчестве "прерафаэлитов" (англ. поэтов и художников, объединившихся в 1848 в "Прерафаэлитское братство"), к-рые оказали влияние на таких англ. писателей, как О. Бердсли, А. Суинберн, О. Уайльд, в произв. франц. символистов (Ш. Бодлера, А. Рембо, П. Верлена, С. Малларме и др.). В 1880-е гг. во Франции выходили журналы под назв. "Декадент" ("Le Décadent") и "Упадок" ("La Décadence"). Осн. черты "декадентского" иск-ва - неприятие обыденной реальности, принципиальная аполитичность, склонность к иррационализму и мистицизму, смутная тоска по неземному идеалу, тяготение к безграничному индивидуализму и аморализму, культ утонченного эстетизма, нарочитая неясность и загадочность образов, мотивы скепсиса и безнадежности, интерес к эротике, пристальное внимание к теме смерти и т. д. Филос. фундаментом служили идеи А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, Э. Гартмана, М. Нордау.

В России Д. как определенное умонастроение зародилось (не без влияния западноевр. Д.) в кон. 1880-х гг. Наиб. распространение и худож. выражение получило в 1890-е и 1900-е гг. Приметами "декадентского" иск-ва отмечены ранние произв. т. н. "старших" символистов: Н. М. Минского, Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба, В. Я. Брюсова. Одним из самых характерных представителей рус. Д. (и как личность, и как поэт) считался А. М. Добролюбов. Мережковский так определил предпосылки возникновения Д.: "Никогда еще люди так не чувствовали сердцем необходимость верить и так не понимали разумом невозможность верить. В этом болезненном, неразрешимом диссонансе, этом трагич. противоречии, так же, как в небывалой умственной свободе, в смелости отрицания, заключается наиболее характерная черта мистич. потребности 19 века". Рус. Д. явилось выражением уходящей эпохи и в то же время предвестием обновления жизни и иск-ва. Декаденты, по словам К. Д. Бальмонта, "это люди, к-рые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося". Существенно, что уже во 2-й пол. 1890-х гг. "чистое" Д. воспринималось мн. сторонниками нового иск-ва (напр., Д. Мережковским, З. Гиппиус, В. Брюсовым и др.) как явление почти изжитое, преодоленное, совершенно отличное по своей сущности от нарождающегося символизма. Следует отметить, однако, что творчество символистов и в пору зрелости не было свободно от элементов Д. Отголоски "декадентского" мировосприятия ощутимы в прозе Л. Н. Андреева и т. н. "неонатуралистов" (М. П. Арцыбашева, А. Каменского и др.) периода "безвременья" после поражения первой рус. революции. На рубеже веков в обществ. сознании Д. обрело устойчивую негативную окраску: с ним связывались самые разнообразные проявления аморализма, пессимизма, вызывающей вульгарности и т. д.

Евразийская мудрость от А до Я.

ДЕКАДЕНТСТВО

(франц.-упадок): художественное мировосприятие, отразившее кризисные явления европейской духовной культуры последней четверти 19 - начала 20 в. В декадентстве проявились настроения эпохи, наполненной социальными потрясениями. Для многих представителей творческой интеллигенции это было время нравственных разочарований, утраты смысла гражданского долга, появления чувства безысходности. Основные черты декаданса - отрицание общественной значимости искусства, философия индивидуализма, культ красоты.

Орфографический словарь

декаде́нтство, -а

Формы слов для слова декадентство

декаде́нтство, декаде́нтства, декаде́нтств, декаде́нтству, декаде́нтствам, декаде́нтством, декаде́нтствами, декаде́нтстве, декаде́нтствах

Синонимы к слову декадентство

деградация, падение, декаданс, упадок, оскудение, упадочничество

Морфемно-орфографический словарь

декад/е́нт/ств/о.

Грамматический словарь

декаде́нтство с 1a

История слов

ДЕКАДЕНТ, ДЕКАДЕНТСТВО

Термин décadent появляется во французской литературе в конце 70-х - в начале 80-х гг., когда около С. Маллармэ и П. Верлена смыкается кружок поэтов, вступивших в борьбу с парнасцами. «Это движение стало усиливаться в начале 80-х годов и получило как бы общественную санкцию, когда два талантливых поэта, Ж. Викэр и Г. Боклэр, посвятили новой поэтической школе остроумную пародию под названием "Les Déliquescences d'Adoré Flourette, piète décadent"... В предисловии представлена была жизнь кружка "декадентов" с их самообожанием, преклонением перед "единственными гениями" Bleucotton (Verlaine) u Arsenal (Mallarmé), с их теорией красок в поэзии и с эстетическими взглядами в роде того, что современная поэзия есть "une attaque de nerfs sur du paper" и т. д. ... Имя "декадентов", данное в насмешку, принято было как вызов, и вскоре образовался целый ряд журналов, отстаивающих принципы декаданса»52 (ср. позднее «Le Décadent» Анатоля Бажю). Впрочем не все представители французской символической поэзии мирились с именем «декадентов». Так, Мореас, издавший в 1886 г. манифест символизма, протестовал против названия «декадента». В качестве антитезы литературного термина парнасцы слово декадент (сначала в форме декадан) переходит и к нам.

М. Нордау в книге «Вырождение» указывает, что французские поэты новой школы называли себя сначала гитропотами, потом декадентами и, наконец, по предложению Мореаса, символистами (Нордау 1893, с. 153-154).

Игорь Грабарь в своей «автомонографии» «Моя жизнь» вспоминает: «Нас окрестили "декадентами". Словечко это стало обиходным только в середине 90-х годов. Заимствованное у французов, где поэты-декаденты - décadents - противопоставляли себя парнасцам, оно впервые появилось в России в фельетоне моего брата Владимира "Парнасцы и декаданы", присланном из Парижа в "Русские Ведомости" в январе 1889 г. Несколько лет спустя тот же термин, но уже в транскрипции "декаденты", был повторен в печати П. Д. Боборыкиным и с тех пор привился. "Декадентством" стали именовать все попытки новых исканий в искусстве и литературе. Декадентством окрестили в России то, что в Париже нашло название "L'art nouveau" - "новое искусство". Термин "декадентство", или в переводе с французского "упадочничество", был достаточно расплывчат, обнимая одновременно картины Пювиса, Бенара, Врубеля, Коровина, Серова, Малявина, Сомова, скульптуру Родена и Трубецкого, гравюры Остроумовой, стихи Бодлера, Верлена, Бальмонта, Брюсова, Андрея Белого. Декадентством было все, что уклонялось в сторону от классиков в литературе, живописи и скульптуре. Не только Матиссов и Пикассо еще не было на горизонте, но и импрессионистов мы не видали ни в оригиналах, ни в репродукциях, не говоря уже о Сезанне, Гогене и Ван-Гоге» (Грабарь 1937, с. 126).

Любопытный штрих, характеризующий ту общественную атмосферу, в которой укрепляется слово «декадент», вносится В. В. Розановым в его книге «Уединенное»: «В мое время при моей жизни создались некоторые новые слова: в 1880 г. я сам себя называл "психопатом", смеясь и веселясь новому удачному слову. До себя я ни от кого (кажется) его не слыхал. Потом (время Шопенгауэра) многие так стали называть себя или других; потом появилось это в журналах. Теперь это бранная кличка, но первоначально это обозначало "болезнь духа", в роде Байрона, обозначало поэтов и философов. Вертер был "психопат". - Потом позднее возникло слово декадент, и тоже я был из первых... Это было раньше, чем мы оба услышали о Брюсове: А. Белый - не рождался» (Розанов 1912, с. 94-95).

В критических статьях В. В. Стасова термины декадентство, декаденты являются около середины 80-х годов. Например, в статье «Просветитель по части художества» (1897) Стасов писал: «И. Е. Репин говорит: "Не только импрессионизм, мистицизм и символизм, так прочно сидящие в недрах искусства, имеют заслуженное право быть, но даже так называемое декадентство, это нелепое по своему названию декадентство, в будущем увенчается лаврами, я в этом глубоко убежден...". И вслед за этим он корит русских критиков и ценителей за непризнание заслуг этих новых направлений и веяний: этим они оказываются "отсталыми против Европы". Но он забывает или не знает того, что "нелепое" название "декадентство" изобретено не у нас, не в России, а именно в Европе, и что не у нас, а преимущественно и всего более там восстают против нелепостей символизма, мистицизма и декадентства» (Стасов 1937, 1, с. 555).

В статье «Нищие духом» (конец 90-х годов) тот же Стасов заявлял: «Разве у нас, в России, выдуманы слова "декадент", "декадентство"? Никогда. Они придуманы на Западе, и их назначение - клеймить ту секту, которая большинству людей противна, гадка и невыносима... Известный историк литературы, Эдуард Энгель, резюмируя все, что до него писано было о декадентах, восклицает: В начале 80-х годов вдруг появилась во Франции группа стихотворцев, все только юнцов, с совершенно неизвестными именами, которые вдруг запели на совершенно новые голоса... Они наполнены были мыслью: старая речь, старые формы выжили, устарели. Ни натурализма, ни реализма они не хотели знать. Вон из непоэтической действительности, куда-нибудь в облака (ins Blaue), в темноту! Поэзия не должна быть ясна. Юноши пустились в мистику... Конечно, через много лет все это декадентсткое и символическое движение провалится само собою... Но во Франции безумия литературные вызвали и безумия художественные. Все, чем щеголяли декаденты литературные, тем стали щеголять тотчас и декаденты художественные...». Далее Стасов говорит о том, что эта «"гадкая инфлюэнция" декадентства перешла и к нам в "Мир искусства")» (там же, с. 579-582 и след.).

Тогда же - в конце 90-х годов - появляется и русский эквивалент декадентства - слово упадочничество. В Статье В. В. Стасова «Наши нынешние декаденты» передается мнение С. Маковского о том, что выставка «Мир искусства» не о декадентстве говорит, не об упадке, но об асцендентстве» (там же, с. 667-668).

У М. Горького в статье «Еще поэт» («Самарская газета», № 47 от 28 февраля. 1896 г.): «Затем в том же журнале (в "Северном вестнике" - В. В.) был помещен большой роман Г. Сологуба, представляющий собою неудачную попытку набросать картину "декаданса" в нашем интеллигентном обществе...». Здесь же приводятся слова Дионео (Шкловского. - В. В.) из «Одесского листка»: «Можно смеяться над растрепанной формой этих стихов, навеянной декадентством» (Горький, Несобр. лит.-крит. ст., с. 18-19).

Заметка ранее не публиковалась. Здесь печатается как композиция из фрагментов, сохранившихся на 7 разрозненных листках ветхой бумаги (чернила выцветшие). На отдельном листке рукою Н. М. Малышевой сделана приписка: «Написано, по-видимому, в Тобольске, на оберточной бумаге. (Там бумаги обычной не было). Н. М.» - М. Л.

52 См. статью З. Венгеровой «Поэты символисты во Франции» // Венгерова З. А. Литературные характеристики, Т. 1. СПб., 1897. С. 195, 205.

Словарь галлицизмов русского языка

ДЕКАДЕНТСТВО а, ср. décadent m. Направление в литературе и искусстве конца XIX - начала XX вв., отличающиееся упадничеством, неприятием жизни, крайним индивидуализмом. БАС-2. || Черты упадничества в литературе и искусстве. БАС-1. - Лекс. БСЭ-1: декаденство; Уш. 1934: декадЕнство.

Словарь иностранных слов

ДЕКАДЕНТСТВО [фр. decadence < лат. decadentia - упадок) - общее обозначение кризисных, упадочных явлений в философии, эстетике, искусстве и литературе конца XIX - начала XX в. (прежде всего в их нереалистических течениях).

Сканворды для слова декадентство

- Художественное «упадничество».

- Общее название направлений в искусстве и литературе конца XIX - начала XX века.

Полезные сервисы

декадентствовать

Толковый словарь

несов. неперех. разг.

Быть декадентом, отличаться декадентством.

Полезные сервисы