м.
Философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений материального и духовного мира.
Ant:
м.
Философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений материального и духовного мира.
Ant:
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ [дэтэ], детерминизма, мн. нет, муж. (от лат. determino - определяю) (филос.). Учение, по которому все явления обусловлены необходимой причинной связью. Детерминизм - один из принципов диалектического материализма.
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ [дэтэ ], -а, муж. Учение о закономерности и причинной обусловленности всех явлений природы и общества.
| прил. детерминистический, -ая, -ое.
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ, -а, м Спец.
Методология, основанная на утверждении существования объективных закономерных взаимосвязей, причинной обусловленности всех явлений материального и духовного мира;
Ант.: индетерминизм.
Детерминизм - основа социологии.
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ [дэтэ], -а; м. [от лат. determinare - определять] Филос. Учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира.
◁ Детерминисти́ческий, -ая, -ое. Основанный на детерминизме. Д-ая философия. Д-ие взгляды. Детермини́стский (см.).
* * *
детермини́зм (от лат. determino - определяю), философское учение о причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
* * *
ДЕТЕРМИНИЗМ - ДЕТЕРМИНИ́ЗМ (от лат. determino - определяю), философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму (см. ИНДЕТЕРМИНИЗМ), отрицающему всеобщий характер причинности (см. ПРИЧИННОСТЬ) .
ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino - определяю) - философское учение закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.
-а, м. филос.
Материалистическое учение о причинной обусловленности и закономерности всех явлений материального и духовного мира.
[От лат. determinare - определять]
ДЕТЕРМИНИ́ЗМ (от лат. determino - определяю) - принцип всеобщей связи и взаимной обусловленности явлений, учение о причинно-следств. взаимосвязи явлений материального и духовного мира. Впервые обосновано П. С. Лапласом следующими постулатами: 1) всякое состояние Вселенной является причиной ее последующего состояния и однозначным следствием предшествующего, 2) если бы существовал всеобъемлющий ум, к-рый в едином мысленном акте смог бы охватить все силы, действующие в данный момент во Вселенной, координаты всех материальных частиц, то он смог бы, исходя из полного знания настоящего состояния Вселенной, однозначно описать ее прошлое состояние и предсказать будущее в любой момент времени. Д. противостоит индетерминизм, отрицающий наличие причинно-следственной взаимосвязи явлений материального и духовного мира, стимулом для которого в 20 в. явились крайности и неадекватности лапласовского Д., развитие генетики и квантовой механики, в к-рой состояние системы квантовомеханич. объектов в данный момент времени отнюдь нестрого однозначно определяет ее состояние в следующий момент. Альтернативой Д. и одновременно одной из его жестких форм явился телеологизм, восходящий к Аристотелю, и "предустановленная гармония" Г. Лейбница как детерминация всех явлений бытия конечной причиной или целью.
В совр. философии и науке признаются и анализируются более мягкие и разнообразные формы Д., учитывающие не только причинно-следственные, но и основывающиеся на функциональных, системных и др. взаимодействиях, имеющих в т. ч. и случайный характер, связи и влияния (по принципу И. Пригожина - "порядок из хаоса", т. н. статистический Д.).
Одной из наиб. влиятельных разновидностей всеобщего Д. является Д. социальный. В монистических доктринах позитивизма социальный Д. использовали односторонне, находя конечную причину то в среде, то в физиологии человека, то в росте населения, то в его психологии и т. п. В плюрализме признавалась самодетерминация всех элементов социального целого им самим же. Марксизм строился на т. н. экономич. Д. (Н. Бердяев), согласно к-рому обществ. бытие (способ произ-ва, экономич. отношений) в конечном итоге определяет обществ. сознание и идеологич. надстройку, в свою очередь оказывающие существ. влияние на формирование экономич. базиса. В противовес Марксу, М. Вебер выдвинул идею о роли протестантской этики в становлении и развитии капитализма. Против социального Д. в нач. 20 в. активно выступили представители неокантианства, обвиняя его в механистичности, фатализме и натуралистич. редукционизме. "Железным законам", принципу естественно-историч. необходимости истории противопоставлялись свобода воли и смысл истории. С учетом этой критики неопозитивисты признали старый, прямолинейный социальный Д. "в сущности дела, ненаучным" (В. Бехтерев), противопоставив ему понятие функциональной и статистич. связи. Попытку примирить телеологию с социальным Д. предпринимал Е. Де Роберти. Под его влиянием П. Сорокин предложил считать материализм и идеализм, индетерминизм и детерминизм в равной степени относительными и дополняющими друг друга принципами. Сорокин утверждал, что после успеха социального Д. в течение двух последних веков следует ожидать падения его популярности и вытеснение его на какое-то время индетерминизмом.
Парадоксальное рассуждение о логически непротиворечивом сочетании идеи жесткой детерминированности будущего с идеей свободы воли человека содержится в ст. "О свободе" рус. философа 1-й пол. 20 в. Л. Карсавина. Люди творят свое будущее, но Бог от века (в вечности) видит, к чему это приведет - будущее для Него в силу Его провидения известно во всех подробностях, иначе говоря будущее дано и осуществлено с точки зрения вечности (Бога), а с точки зрения временности (параметр нашего, товарного, мира) оно свободно созидается.
ДЕТЕРМИНИЗМ (от латинского determino - определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.
ДЕТЕРМИНИЗМ -
научный принцип, согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же действия». Идея детерминизма - это идея незыблемого и постоянного порядка в отношениях между феноменами. Если я бросаю камень, он падает на землю; я постулирую детерминизм, когда перехожу от частных случаев к универсальному и вечному закону падения тел. Различают две разновидности, детерминизма: 1) это постоянство заложено в самой природе, детерминизм онтологичен (в реальности); 2) это постоянство - постулат нашего ума, методический принцип. И в том и в другом случае детерминизм будет доказанным, если человеческий ум сможет правильно предвидеть. В микрофизике говорят об индетерминизме (Гейзенберг), когда предвидение невозможно там, где дело касается одного феномена (например, электрона), но возможно в отношении группы феноменов (пучок электронов): в действительности речь идет о статистическом детерминизме. Гейзенберг, кроме того, говорит о невозможности узнать одновременно скорость и направление движения электрона. Это можно узнать тогда, когда луч света, позволяющий нам наблюдать и определить место нахождения электрона, сам образует пучок электронов, ударяющий и перемещающий наблюдаемый электрон. Именно эта связь между наблюдателем и наблюдаемым, эта пертурбация, вводящая наблюдение в феномен наблюдаемого, и определяет индетерминизм. Следует отметить, что нет никакой связи между научной проблемой детерминизма и метафизически-теологической проблемой человеческой свободы (связанной с проблемой предназначения), потому что, если мы полагаем, что природа подчинена законам детерминизма, это предположение так же согласуется с индетерминизмом, как и с детерминизмом, который предстанет в роли статистического результата, продукта нашего познания.
Следовательно, абсолютно невозможно разрешить метафизическую проблему детерминизма на основе современной физики; неправомочно опираться на микрофизику для добывания аргументов «за» или «против» человеческой свободы. В истории науки детерминизм часто отождествлялся с причинностью, однако причинная обусловленность является лишь частным случаем детерминации и не исчерпывает всех ее форм. Сведение всех форм детерминации к причинной обусловленности порождает крайние формы так называемого универсального детерминизма, предполагающего подчинение всей Вселенной одному-единственному закону, по отношению к которому все остальные выступают только как его частные проявления. Однако сторонники детерминизма обычно стараются избеать столь радикальных суждений, предпочитая говорить лишь об обусловленности событий самыми различными факторами, а вовсе не об их жесткой однозначной предзаданности. Утверждая обусловленность всякого события или явления, сторонники общего детерминизма одновременно признают и многообразие форм такой обусловленности, благодаря чему всякий раз сохраняется более или менее широкий «веер» возможных направлений развития событий. В таком случае вовсе не отрицается случайность, которая может быть представлена как обусловленная и имеющая свои законы осуществления (выпадение «орла» или «решки» при подбрасывании монеты). В истории философии проблема детерминмзма приобрела особую остроту в днскуссиях о свободе воли человека Большинство философов придерживались позиций умеренного детерминизма, позволявшего соединять свободу самоопределения личности с признанием различных форм обусловленности наших волевых импульсов. Крайние позиции занимали, с одной стороны, представители радикального детерминизма, утверждавшие абсолютную предопределенность человеческих поступков (фатализм), а с другой - индетерминизма, допускающие, что поступки могут быть ничем не обусловлены, абсолютно произвольны (волюнтаризм). Фатализм лишает человека всякой самостоятельности, обрекая его на пассивное следование предопределенности судьбы и снимая с него личную ответственкость за результаты его деяний. Волюнтаризм, в свою очередь, утверждает абсолютное своеволие человека, одновременно внушая ему ложные надежды на легкость и моментальность нравственного очищения без какой бы то ни было постоянной и упорной работы над собой.
детермини́зм, детермини́змы, детермини́зма, детермини́змов, детермини́зму, детермини́змам, детермини́змом, детермини́змами, детермини́зме, детермини́змах
ДЕТЕРМИНИЗМ а, м. déterminisme m. <лат. determinare определять. Философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности явлений материального и духовного мира. БАС-2. Судьба или детерминизм, как любит выражаться Николай. Бобор. С убийцей. // СВ 1895 2 1 23. Детерминизм - один из видов диалектического материализма. Уш. 1934. Детерминированность и, ж. - Лекс. Михельсон 1866: детерминизм; САН 1895: детермини/зм; НС-2 1984: детермини/рованность.
ДЕТЕРМИНИЗМ (этим. см. предыд. сл.). 1) направление, отрицающее свободу воли, которая определяется внутренними и внешними причинами. 2) вообще учение о том, что каждое явление внешнего и внутреннего мира определяется предшествующими и само определяет последующие.