- Американский поэт, автор «неоготического» романа «Избавление».
- Американский поэт, автор сборников «Сила полей», «В камне», «Стихотворения 1957-1967 гг.».
ДИКИ (Dickey) Джеймс (р. 1923) - американский поэт. Сборники "В камне" (1960), "Стихотворения 1957-1967" (1967), "Сила полей" (1979). Интерес к социальной тематике, нравственным проблемам сочетается с предельной конкретностью образа. "Неоготический" роман "Избавление" (1970) (ср. готический роман). Критика.
Ди́ки Джеймс (Dickey) (р. 1923), американский поэт. Сборники «В камне» (1960), «Стихотворения 1957-1967» (1967), «Сила полей» (1979). Интерес к социальной тематике, нравственным проблемам сочетается с предельной конкретностью образа. «Неоготический» роман «Избавление» (1970) (ср. Готический роман). Критика.
* * *
ДИКИ Джеймс - ДИ́КИ (Dickey) Джеймс (р. 1923), американский поэт. Сборники «В камне» (1960), «Стихотворения 1957-1967» (1967), «Сила полей» (1979). Интерес к социальной тематике, нравственным проблемам сочетается с предельной конкретностью образа. «Неоготический» роман «Избавление» (1970). Критика.
I м. разг.
Тот, кто находится на первобытной ступени развития (о человеке).
II прил.
1. Находящийся на низшей ступени развития; первобытный (о племенах, народах, людях).
2. Находящийся в естественном, первозданном состоянии.
отт. Некультивированный (о растениях).
отт. Неприрученный, неодомашненный, живущий на воле (о животных).
3. перен. разг.
Очень застенчивый; нелюдимый (о человеке).
4. перен.
Глухой, мрачный (о местности).
отт. Пустынный, малолюдный.
5. перен.
Некультурный, невежественный (о человеке).
отт. Грубый, жестокий.
отт. разг. Необузданный, неистовый.
6. перен.
Свойственный некультурному, невежественному, грубому, жестокому, необузданному, неистовому человеку.
7. перен. разг.
Выражающий необузданность, неистовость.
III прил. разг.
Не связанный с какой-либо организацией, каким-либо учреждением; действующий независимо, самостоятельно.
IV прил. разг.
Невероятный, немыслимый, превышающий обычную норму; чрезмерный.
V прил. устар.
Серый (о цвете).
ДИ́КИЙ - прил., употр. часто
Морфология: ди́к, дика́, ди́ко, ди́ки; диче́е и ди́че; нар. ди́ко
1. Дикими называют первобытных людей, народы и т. д.
Дикие племена. | Наши дикие предки, обитавшие в пещерах, верили, будто мёртвые по ночам выходят из могил.
2. Природу, местность и т. п. называют дикой, если они находятся в естественном состоянии и не тронуты человеком.
Дикая прерия. | Путешественники углубились в дикий лес.
3. Животных, птиц, насекомых называют дикими, если они живут на воле и не являются прирученными.
Дикие гуси. | Дикие пчёлы. | В лесу водились дикие звери. | На поляну вышел огромный дикий кабан с мощными клыками.
4. Растение называют диким, если оно не культивировано и растёт на свободе, в отличие от садового, огородного.
Дикие травы. | Под окном рос дикий виноград. | В Корее можно купить дикий женьшень.
5. Эмоции, чувства и т. п. называются дикими, если они проявляются очень сильно и их сложно контролировать.
Дикая ярость. | Прийти в дикий восторг. | На меня напал дикий страх. | Он вернулся и устроил дикий скандал. | нар.
Он дико закричал.
6. Погодные и природные явления называют дикими, если степень их проявления чрезвычайно сильна.
Снаружи завывал дикий ветер. | В то лето стояла дикая жара.
7. Традиции, нравы, поведение и т. п. называют дикими, если они примитивны и невежественны.
Дикие выходки, привычки.
8. Слова, поступки и т. п. называют дикими, если они чрезвычайно странны.
О нём ходили совершенно дикие слухи. | В голову лезли самые дикие мысли. | Он любил строить дикие теории. | нар.
Такое предположение звучит дико.
9. Диким шутливо называют некультурного, необразованного человека.
Какой же ты дикий, даже газет не читаешь.
10. Человека называют диким, если он избегает или боится людей, общества.
Мальчишка оказался совсем диким и долго не мог с кем нибудь подружиться в классе.
= застенчивый, нелюдимый
11. Отдых называют диким, если вы его организуете сам и, а не обращаетесь за помощью в агентство, турфирму и т. п.
Я всегда предпочитала дикий отдых.
12. Диким пляжем называют пляж, не принадлежащий санаторию, дому отдыха и т. п., где вы можете загорать и купаться.
ди́кость сущ., ж.
Дикость взглядов.
ДИ́КИЙ, дикая, дикое; дик, дика, дико.
1. Находящийся в первобытном состоянии, некультурный. Дикие народы.
|| О растениях: растущий на свободе, некультивированный, в отличие от садового. Дикая яблоня. Дикий виноград.
|| О животных и птицах: не прирученный, живущий на воле, в отличие от домашнего. Дикие козы. Дикие утки.
2. в знач. сущ. дикий, дикого, муж. Дикарь.
3. Пустынный, глухой, мрачный (книжн.). Дикие скалы. «Вкруг всё дико: ель, сосна да мох седой.» А.Майков.
ДИ́КИЙ, -ая, -ое; дик, дика, дико.
1. Находящийся в первобытном состоянии (о людях), некультивируемый (о растениях), неприрученный, неодомашненный (о животных). Дикие племена. Дикая яблоня. Дикие леса. Дикая утка.
2. перен. Грубый, необузданный. Д. нрав.
3. перен. Нелепый, странный (разг.). Дикая выходка. Дикая мысль.
4. перен. Чуждающийся людей, застенчивый. Д. ребёнок.
5. полн. Необычайный, очень сильный (разг.). Дико (нареч.) удивился. Д. восторг.
6. полн. Не связанный ни с какими организациями, действующий самостоятельно (разг.). Дикая артель. Отдыхать диким способом (не по путёвке).
Дикое мясо (разг.) нарост соединительной ткани по краям заживающей раны.
| сущ. дикость, -и, жен. (к 1, 2, 3 и 4 знач.).
ДИКИЙ, в природном виде состоящий, не обработанный человеком, невозделанный, природный; необразованный;
| неручной; необузданный, свирепый; суровый; застенчивый, чуждающийся людей;
| странный, необычайный; ·противоп. смирный, кроткий, ручной, дворовый, домашний; обделанный, обработанный; искусственный. Дикая, невозделанная страна. Дикие груши, дичковые. Дикий зверь. Дикий гусь ручнеет и дворовеет. Дикие народы по всей вероятности одичалые. Он дик, в люди не ходит. У него дикий голос.
| Народ на сев. говорит дикий, дикой, вместо глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший. Что тебе дикому или красному доспелось (что сталось)? В сем ·знач. дикой, дикая, употр. как сущ. Диконькой мужичок, род полевого или лесного, с рыжей бородой и с посохом; оберегатель кладов. Дикая пасма, архан. бранное бестолковый, взбалмошный, беспутный. Дикая коза, животное из рода оленей, с ветвис тыми рожками, серна. Дикая корова костр. лось, изредка там попадавшийся. Дикий лен, растение Linum perenne. Дикий перец волчьи ягоды, Daphne mezereum. Дикая рябинка, вят. растение Palemonium cereleum; в др. местах Tanacetum vulgare? Дикое плодовое дерево, непривитое, дичок. Дикое мясо, мясной нарост на ране или язве, не дающий ей подживать. Дикий цвет, сероватый, серый, пепельный, подседный; не буросерый, а голубосерый. Дикий камень, дикарь, гранит ·и·др. сходные с ним породы. Диковатый, диконек, дикий, в меньшей степени. Дикохонек, то же, в большей степени. Дикая собака на ветер лает. И велик да дик, и мал да удал. Великонек да диконек. Дикость и диковатость жен. свойство, состояние дикого. Дикарь муж. дикарка жен. дикий человек или животное. Голубь дикарь, одичалый, водится в жилых местах. Дикари Южного океана, дикие островитяне. Он живет дикарем, почти затворником, не выходит в люди, чуждается их. Камень дикарь, гранит ·и·др. кремнистые породы; на юге дикарем зовут песчаник и известняк, идущий на постройки. Дикарский, относящийся к дикарям. Дикарный, относящийся к камню дикарю. Дикарная мука, размолотая на дикарном камне; она чернее. Дикарщик муж. каменотесец. Дик муж., зап., гродн. кабан, вепрь. Дикариться, дичиться. избегать общества, людей. Дикарство ср. дикость, как свойство или поступки того, кто дико чуждается людей. Диковать сев., вост. дурить, блажить, сходить с ума, или дурачиться, шалить, повесничать;
| сиб. глядеть в испуге, в изумлении, недоумевая. Тетерев дикует (дивует), глядит с дерева на собаку, которая его облаивает. Дикаться смол. или диканиться сиб. шалить, дурить, насмехаться, издеваться над кем, южн. дековаться. Дикуша ·об. малоумный, полоумный; чудак;
| жен. баба-птица, пеликан.
| костр. брюква.
| пенз., симб., ниж. греча, гречиха; более ·произн. дикуша.
| сиб. род черной смородины (самородина и дикуша по смыслу одно и то же), по Лене, Ribes Dikuscha.
| Растен. Nauclea?
| Дикушка, сибирский тетерев, Tetrao falcipennis. Дикуш муж., ряз., ниж. дикуша, греча. Дикушная мука, гречневая. Дикушннк, -ница, охотник до гречневой кании. Дикуля ·об., пск. сидень, ребенок, который долго не встает на ноги, не ходит. Диковина, диковинка жен. диво, дивледь, дивовище; редкий случай или вещь, невидаль, невидальщина, чудо. Не диковина полубрату сказать про Поликарпа, частоговорка. Диковинный, чудный, странный, непонятный, нежданный, дивный, чудный;
| сев. сильный, большой, чрезвычайный, из ряду вон. Диковинная птица, черный лебедь. Дикобраз муж. животное Hystrix, ежачина, с долгими иглами. Дикобразовый, к нему относящийся, ему принадлежащий. Диковластный, -нравный, -порожний, -растущий, дикоумный, дикоутесный и пр. понятны по составу своему. Дикомыт муж. у сокольников, ловчая птица, выдержанная не с гнезда, а пойманная с воли уже старою перемытившеюся. Дикоман, дикопас муж., архан. малоумный или дурачок. Дикообразный, странный, дикого и необычного вида. Дикошарая летяга, сиб. дикообразная, странная. Дичина, дичь, и пр. см. на своем месте.
Дикий
-ая, -ое; дик, дика́, ди́ки
1) Находящийся в первобытном состоянии (о людях); некультивированный (о растениях); ненаселенный, глухой, мрачный (о местности); неприрученный (о животных).
Дикое племя.
Дикие заросли.
Дикий голубь.
Сорви себе стебель дикий и ягоду ему вслед, - кладбищенской земляники крупнее и слаще нет (Цветаева).
Синонимы:
о человеке: первобы́тный; о растении: дикорасту́щий; о животных, птицах: лесно́й; о местности, природе: есте́ственный, нетро́нутый, первозда́нный
2) перен. Грубый, необузданный, неукротимый.
Дикие выходки.
Терек воет, дик и злобен, меж утесистых громад (Лермонтов).
Синонимы:
бе́шеный (разг.), бу́йный, исступленный, неи́стовый, сумасше́дший (разг.), я́ростный, я́рый
3) перен., разг. Нелепый, странный.
Дикое предположение.
Дикая фантазия.
Синонимы:
глу́пый, несообра́зный, несура́зный
4) перен., разг. Чуждающийся людей, застенчивый.
В комнате сидел родственник, приехавший из глухой провинции, дикий и неразговорчивый.
Синонимы:
за́мкнутый, малообразо́ванный, нелюди́мый, необщи́тельный
5) полн. ф., разг. Необычайный, очень сильный.
Дикий восторг.
Дикий ужас.
Как вороны кружатся, чуя горячую, свежую кровь, так дикие песни, ликуя, моя насылала любовь (Ахматова).
Синонимы:
бе́шеный (разг.), бу́йный, исступленный, неи́стовый
6) полн. ф., разг. Не связанный с какой-л. организацией, каким-л. учреждением; действующий независимо от них, самостоятельно.
Дикая артель.
Дикие гастроли.
Дикий пляж.
Отдыхать диким образом.
Синонимы:
неконтроли́руемый
Родственные слова:
ди́кий сущ., ди́ко, ди́кость, дичь, дика́рь, дича́ть, дичи́ться, полуди́кий
Этимология:
Исконно русское слово общеславянского происхождения (др.-рус. дикъ, о.-слав. * dikъ).
Ди́кая соба́ка на ве́тер ла́ет - несведущему не по силам установить связь явлений и событий.
ДИ́КИЙ -ая, -ое; дик, -а́, -о.
1. Находящийся на ступени первобытной культуры (о людях). Д-ие племена. Д-ие люди ледникового периода.
2. Находящийся в естественном, первозданном состоянии; не преобразованный деятельностью человека (о природе, местности и т.п.). Д-ая природа. Д. лес. Д-ое место. Д. камень (необработанный, в естественном виде). // Не прирученный, живущий на воле в отличие от домашнего (о животных и птицах). Д-ие звери. Д. козёл. Д-ие гуси. // Некультивированный, растущий на свободе в отличие от садового, огородного (о растениях). Д-ая малина. Д. виноград. Д-ие тюльпаны.
3. Свойственный явлениям природы, животным, находящимся в таком состоянии. Д. вой ветра. Д. рёв медведя. Д-ая красота тайги. Д-ая сила урагана.
4. Разг. Очень сильный по степени проявления, чрезмерный, переходящий границы нормального, обычного. Д-ая засуха. Д. холод. Д-ая боль в ноге. // Неистовый, неукротимый, необузданный. Д-ая жадность. Д-ая злоба. Прийти в д. восторг.
5. Разг. Не имеющий или не имевший возможности совершенствоваться; неразвитый. Д. талант. В семье д-ие нравы. Способности в диком состоянии. // Невежественный, некультурный. Д-ие люди. Ты какой-то совсем д.
6. Разг. Странный, нелепый, невероятный. Д. поступок. Д-ое высказывание. Д-ие мысли приходят в голову.
7. Разг. Избегающий, чуждающийся людей; застенчивый, нелюдимый. Да он д. какой-то! Д. ребёнок. * Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива (Пушкин).
8. Разг. Действующий самостоятельно, не связывающий свою деятельность с какими-л. организациями, учреждениями и т.п. Д-ая артель. Д-ие отдыхающие. // Относящийся к лицам, действующим таким образом. Д-ая стоянка. Д. пляж. Д. отдых. Путешествовать диким образом.
◁ Ди́ко (см.). Ди́кость, -и; ж. Д. леса. Д. зверя. Удивиться дикости нравов. Д. предположения. Пребывать в дикости. Ди́кие, -их; мн. (1 зн.). Стоянка диких (о дикарях).
-ая, -ое; дик, дика́, ди́ко.
1. Находящийся в первобытном, природном состоянии:
а) Не прирученный, живущий на воле в отличие от домашнего (о животных и птицах).
Дикий зверь. Дикий конь. Дикая коза.
◊
Бродя над озером моим, Пугаю стадо диких уток. Пушкин, Евгений Онегин.
б) Некультивированный, растущий на свободе в отличие от садового, огородного (о растениях).
Дикая малина. Дикий виноград. Дикий лук.
◊
Чудная картина открывается с этой высокой скалы, у подошвы которой растут, пробиваясь между камней, дикие полярные маки. Каверин, Два капитана.
2. устар.
Находящийся на ступени первобытной культуры (о людях).
Дикие племена.
◊
Оставь нас, гордый человек! Мы дики, нет у нас законов, Мы не терзаем, не казним. Пушкин, Цыганы.
| в знач. сущ. ди́кий, -ого, м.; чаще ди́кие, -их, мн.
[Райский] рассказывал, как дикие ловят и едят людей, какие у них леса, жилища, какое оружие. И. Гончаров, Обрыв.
3. Сохраняющий первоначальный, первозданный вид; не тронутый, не преобразованный деятельностью человека.
Проехать малолюдную, дикую часть Приуралья можно было удобно только зимой, на санях. М. Павлов, Воспоминания металлурга.
В необычайно ясном воздухе отчетливо обозначился безлюдный, дикий, лесистый правый берег. Ажаев, Далеко от Москвы.
Я не люблю дикой природы. Пустое море меня пугает. Дремучие леса и безлюдные горы наводят уныние. Катаев, Поездка на юг.
||
Свойственный природе, не тронутой рукой человека, или каким-л. явлениям природы.
Дикий шум ветра. Дикое завывание бури.
◊
Окна в каюте были отворены настежь, и море было пред моими глазами во всей своей дикой красе. И. Гончаров, Фрегат «Паллада».
В диком бесновании стихии трудно было понять, где небо, где берег, где пролив. Все смешалось. Ажаев, Далеко от Москвы.
4. Свойственный животному, такой, как у животного.
Селифон, подражая медведю, еще гуще, еще страшнее зарычал. Рев его был так дик, что у Марины мурашки пробежали по телу. Пермитин, Горные орлы.
5. Ничем не сдерживаемый, необузданный, неистовый, неукротимый.
Дикая свирепость. Дикий нрав. Дикие страсти. Дикая пляска.
◊
Глаза его разгорались тем особенным огнем, который замечается у солдат, входящих в дикое озлобление. Лесков, Некуда.
Прилив дикой удали, страстного желания все опрокинуть, вырваться из гнетущей душу путаницы горячей волной охватил Гришку. М. Горький, Супруги Орловы.
6. разг.
Переходящий границы нормального, обычного; очень сильный, невероятный.
Прийти в дикий восторг.
◊
[Итальянец] обнаружил такую дикую жадность, такую простодушную любовь к прибыли, что он опротивел Чарскому, который поспешил его оставить. Пушкин, Египетские ночи.
Он шел, зажмурившись от дикой боли. В. Кожевников, Павел Филиппович.
7. Странный, нелепый.
Дикий поступок. Дикое предположение.
◊
Вы извините мне смех этот дерзкий, Логика ваша немножко дика. Н. Некрасов, Железная дорога.
[Бедность] давит Раскольникова и уже довела его до изнурительной апатии и до диких мыслей о грабеже и убийстве. Писарев, Борьба за жизнь.
Дикие, отрывочные сны, --- с самым невозможным смешением фантастического и действительного, не давали ей отдыха. Эртель, Гарденины.
8. Избегающий, чуждающийся людей; застенчивый, нелюдимый.
- [Ася] была дика ---, и как только я входил в любимую комнату моего отца, --- она тотчас пряталась за вольтеровское кресло его или за шкаф с книгами. Тургенев, Ася.
9. устар.
Темно-серый, сероватый.
Посреди [деревни] виднелся деревянный дом с мезонином, красной крышей и темно-серыми или, лучше, дикими стенами. Гоголь, Мертвые души.
Купец снял с себя тулуп --- и, оставшись в одном жилете, из-под которого выбегала в складках дикая ситцевая рубашка, проговорил «господи, благослови!» и завалился на боковую. Н. Успенский, Старуха.
10. разг.
Не связанный ни с какими организациями, действующий, функционирующий самостоятельно.
Дикая артель. Дикий пляж. Отдыхать диким образом.
◊
дикий камень
любая твердая горная порода, преимущественно серого цвета.
дикое мясо
избыточно образовавшаяся соединительная ткань, выступающая над поверхностью раны и нарушающая процесс заживления.
ДИКИЙ, -ая, -ое.
1. Чрезмерный. Дикие цены.
2. Положительный эпитет.
Вещицу я купил дикой нечеловеческой красоты.
3. Незамужний, холостой.
Ой, сколько диких мужчинок (реплика женщины на пляже).
Дикий - потрясающий; невероятный; максимальный.
Он проявляет до моей дочки дикий интерес. Как вам это наравится? Или у мамы вместо глаз
два червонца?
A/C пр см. Приложение II
дик
дика́
д́и́ко
д́и́ки
диче́е́ и́ д́и́че
Дика́, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
А. С. Пушкин, Евгений Онегин
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно,
Нам чувство ди́ко и смешно.
А. С. Пушкин, Евгений Онегин
Мы пугаем. Да, мы - ди́ки,
Тёсан грубо наш народ;
Ведь века над ним владыки
Простирали тяжкий гнет.
В. Я. Брюсов, Только русский
ди́кий, ди́кая, ди́кое, ди́кие, ди́кого, ди́кой, ди́ких, ди́кому, ди́ким, ди́кую, ди́кою, ди́кими, ди́ком, ди́к, дика́, ди́ко, ди́ки
прил., кол-во синонимов: 87
абсурдный (27)
адский (29)
безмозглый (53)
безудержный (24)
безумный (72)
бешеный (22)
бредовой (11)
бредовый (26)
буйный (38)
бурный (34)
варварский (28)
глупый (222)
глухой (79)
грубый (136)
девственный (21)
действующий самостоятельно (1)
дивий (6)
дик (4)
дикарский (10)
дикарь (20)
дикообразный (1)
дикорастущий (4)
дичайший (11)
дурацкий (40)
дьявольский (44)
жестокий (89)
жуткий (63)
замкнутый (37)
застенчивый (19)
звереватый (7)
зверский (26)
идиотический (19)
идиотский (31)
исступленный (19)
как с цепи сорвался (32)
каннибальский (4)
кошмарный (35)
куда не ступала нога человека (7)
малообщительный (7)
мятежный (25)
мятущийся (14)
не тронутый рукой человека (7)
невежественный (53)
невероятный (44)
неистовый (25)
неконтактный (15)
некультурный (39)
нелепый (50)
нелюдимый (26)
немыслимый (17)
необузданный (34)
необщительный (23)
необыкновенный (77)
необычайный (59)
неотесанный (30)
неприрученный (5)
несообразительный (32)
несообразный (20)
несуразный (29)
нетронутый (28)
неукротимый (19)
одичалый (17)
остервенелый (33)
отсталый (50)
отчаянный (42)
первобытный (49)
первозданный (16)
первородный (9)
пещерный (12)
полудикий (13)
предикий (3)
примитивный (60)
сатанинский (27)
серый (101)
странный (134)
страшный (106)
сумасшедший (158)
убийственный (35)
ужасающий (25)
ужасный (77)
фанатичный (14)
чертовский (16)
чудовищный (53)
яростный (36)
ярый (31)
1. см. неприрученный.
2. см. дикорастущий.
3. см. первозданный.
4. см. варварский.
5. см. неистовый.
6. см. глупый.
7. см. необщительный.
8. см. страшный 2.
9. см. дикарь
прил.
1.
неистовый
бешеный
исступленный
яростный
ярый
бурный
буйный
сумасшедший
очень высокой степени проявления (о чувствах, состояниях, свойствах))
2.
нелепый
несообразный
несуразный
не соответствующий общепринятым нормам)
3.
необузданный
неукротимый
неудержимый
в высшей степени несдержанный (о характере, темпераменте))
4.
необщительный
малообщительный
нелюдимый
замкнутый
некоммуникабельный
неконтактный
5.
серый
стальной
свинцовый
мышиный
мышастый
пепельный
дымчатый
шаровой
См. бешеный, буйный, грубый, необыкновенный...
дикий азарт
дикий беспорядок
дикий бред
дикий ветер
дикий визг
дикий вой
дикий вопль
дикий восторг
дикий гнев
дикий грохот
дикий крик
дикий мороз
дикий разгул
дикий рев
дикий скандал
дикий смех
дикий страх
дикий сумбур
дикий ужас
дикий хохот
закричать диким голосом => действие, непрямой объект
раздался дикий крик => существование / создание, субъект, факт
Образовано от той же основы, что и диво.
Искон. Суф. производное от той же основы, что и диво. Ср. др.-рус. дивыи «дикий». Значение «дикий» < «странный». См. диво, дивный.
ди́кий
укр. ди́кий, блр. дзíкi, польск. dziki, в.-луж. dźiki "дикий".
Родственно ди́вий (см.). Ср. лит. dỹkas "вольный, незанятый, праздный", лтш. dīks "пустой, праздный", кимр. dig "злой, гневный"; см. Леви, ZfslPh 1, 415 и сл.; Траутман, BSW 54; Покорный 187. Едва ли сюда же относится, вопреки Зубатому (AfslPh 16, 390) и Цупице (GG 143), д.-в.-н. ziga "коза", родственное алб. dhi "коза" (Бернекер 1, 200); Френкель (Lit. Wb. 95) отделяет кимр. слово.
ДИ́КИЙ Ал. Денис. (1889-1955) - режиссер, актер. В 1909-12 занимался на курсах драмы актрисы МХТ C. В. Халютиной. В 1910 по конкурсному экзамену был принят в число сотрудников МХТ. В 1910 сыграл роль Никиты в спектакле "Власть тьмы" на курсах С. В. Халютиной, в 1911 - роль Мишки в спектакле "Ревизор" (МХТ). В 1911 принят на драматич. курсы МХТ, участвовал в сп. "Живой труп" (Судейский, Цыган) и "На дне" (Алешка). В 1912-14 Д. - руководитель сценич. образования на Пречистенских рабочих курсах В 1912 начинает работу в 1-й студии МХТ (с 1924 - МХАТ 2-й) В 1914-17 Д. служит в действующей армии В 1918 принят в труппу МХТ Его роли в это время: Львов ("Иванов"), Джон Пирибингль ("Сверчок на печи"), Герцог Иоанн ("Эрик XIV") (все - 1-я студия, 1922) и др.
В нач. 20-х гг. Д. стал заниматься режиссурой. Первые его опыты были в спектаклях, поставленных Е. Б. Вахтанговым и Б. М. Сушкевичем. В 1925 он ставит во МХАТе 2-м сп. "Блоха" Е. И. Замятина (по Н. С. Лескову). В 1927 Д. уходит из МХАТа 2-го. В 1927-28 Д. - худож. рук. Моск. драматич. т-ра (бывший т-р Корша) и одновременно режиссер Т-ра Революции. В 1927 Д. ставит в Большом т-ре оперу С. С. Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", в 1928 - сп. "Человек с портфелем" в т-ре Революции.
В 1928-29 Д. совершил поездку в Сирию и Палестину. Он поставил сп. "Клад" ("Золотоискатели") по Шолом-Алейхему (1928) и "Корона Давида" ("Кудри Авессалома") П Кальдерона (1929) в т-ре "Габима" в Тель-Авиве.
Был худож. руководителем Свердловского драматич. т-ра (1931-32), Театрально-литературной мастерской (в 1935 переименована в Т-р-студию п/р А. Дикого, 1931-36).
В 1936 назначен худож. руководителем БДТ им. Горького. В БДТ Д. поставил спектакли "Матросы из Каттаро" Ф. Вольфа (1936), "Большой день" В. Киршона, "Моцарт и Сальери", "Русалка", "Сцены из рыцарских времен" А. С. Пушкина, "Мещане" М. Горького (1937).
В 1941 Д. вступил в труппу Т-ра им. Евг. Вахтангова и эвакуировался с т-ром в Омск, где поставил спектакли "Перед заходом солнца" (1941), "Олеко Дундич", "Русские люди" (1942) и сыграл роль Ивана Горлова в спектакле "Фронт" (реж. Р. Н. Симонов).
В 1944 Д. переведен в труппу Малого т-ра, где поставил спектакль "Мещане" (1946) и др. В сер. 40-х гг. началась активная актерская деят-ность Д. в кино. Он снялся в ролях Кутузова (к/ф "Кутузов", реж. Петров, 1944), Нахимова ("Адмирал Нахимов" В. Пудовкина и "Пирогов" Г. Козинцева, оба - 1947), Сталина ("Третий удар" И. Савченко, "Рядовой Александр Матросов" Л. Лукова, 1948, "Сталинградская битва" В. Петрова, 1949).
С 1952 Д. работал в Моск. драматич. т-ре им. А. С. Пушкина. Здесь он осуществил свою последнюю реж. работу - "Тени" по М. Е. Салтыкову-Щедрину (1953).
А. Д. Дикий
Ди́кий Алексей Денисович (1889-1955), режиссёр и актёр, народный артист СССР (1949). С 1910 в МХТ, МХАТе 2-м, в 1944-52 в Малом театре. Постановки: «Блоха» по Н. С. Лескову (1925), «Мещане» М. Горького (1946) и др. В творчестве Дикого яркая театральность сочеталась с жёсткой логической основой, правдой человеческих чувств. Среди ролей - Горлов («Фронт» А. Е. Корнейчука). Снимался в фильмах: «Кутузов», «Адмирал Нахимов» и др. Государственная премия СССР (1946, 1947, 1949 - дважды, 1950).
* * *
ДИКИЙ Алексей Денисович - ДИ́КИЙ Алексей Денисович (1889-1955), российский режиссер и актер, народный артист СССР (1949). С 1910 в Московском Художественном Театре, Московском Художественном Академическом Театре 2-м, в 1944-52 в Малом театре. Постановки: «Блоха» по Н. С. Лескову (1925), «Мещане» М. Горького (1946) и др. Среди ролей - Горлов («Фронт» А. Е. Корнейчука). Снимался в фильмах: «Кутузов» (1947), «Адмирал Нахимов» и др. Государственные премии СССР (1946, 1947, 1949 - дважды, 1950). Известный исполнитель роли И. В. Сталина.
ДИКИЙ Алексей Денисович (1889-1955) - российский режиссер и актер, народный артист СССР (1949). С 1910 в Московском Художественном Театре, Московском Художественном Академическом Театре 2-м, в 1944-52 в Малом театре. Постановки: "Блоха" по Н. С. Лескову (1925), "Мещане" М. Горького (1946) и др. Среди ролей - Горлов ("Фронт" А. Е. Корнейчука). Снимался в фильмах: "Кутузов", "Адмирал Нахимов" и др. Государственные премии СССР (1946, 1947, 1949 - дважды, 1950).
Ди́кий виногра́д - сборное название дикорастущих видов винограда, иногда - видов из родов виноградовник и девичий виноград.
* * *
ДИКИЙ ВИНОГРАД - ДИ́КИЙ ВИНОГРА́Д, сборное название дикорастущих видов винограда, иногда - видов из родов виноградовник (см. ВИНОГРАДОВНИК) и девичий виноград.
ДИКИЙ виноград - сборное название дикорастущих видов винограда, иногда - видов из родов виноградовник и девичий виноград.
Спец. Любая твёрдая горная порода, преимущественно серого цвета.
Дом был сделан из местного дикого камня, нетёсаного (М. Павлов. Воспоминания металлурга).
Настенька подвела Калиновича к могиле матери, которую покрывала четвероугольная из дикого камня плита (Писемский. Тысяча душ).
Из романа «Двенадцать стульев» (1927) советских писателей Ильи Ильфа (1897-1937) и Евгения Петрова (1903-1942). Так отзываются о местных жителях туристы, путешествующие по Кавказу.
Шутливо-иронически:й комментарий к чьим-либо странным обычаям, поступкам и т. д.
ДИКИН Альфред - ДИ́КИН (Deakin) Альфред (1856-1919), премьер-министр Австралийского Союза в 1903-1904, 1905-1908 и 1909-1910.
ДИКИН Альфред (Deakin, Alfred)
(1856-1919), австралийский политический деятель, один из первых премьер-министров Австралийского Союза. Родился 3 августа 1856 в Мельбурне. Получил образование в англиканской средней школе и в Мельбурнском университете. Дикин вступил в политику в качестве оппонента сторонников свободной торговли. В 1880-е годы занимал ряд государственных постов в Виктории и возглавил делегацию Австралии на колониальной конференции в Лондоне в 1887. Эксперт по ирригации, он активно поддерживал планы ирригации Виктории. Написал книгу Ирригация в Западной Австралии (Irrigation in Western Australia, 1885). В 1890 участвовал в конференции, посвященной проекту создания австралийской федерации, и был делегатом конституционных съездов федерации в 1891 и 1897-1898. В 1900 в составе австралийской делегации Дикин отправился в Лондон и добился прохождения в британском парламенте акта о создании Австралийского Союза, который вступил в силу 1 января 1901. В 1901-1903 занимал пост генерального прокурора Союза, а в 1903-1904, 1905-1908 и 1909-1910 - премьер-министра. В 1910 стал лидером оппозиции, однако слабое здоровье вынудило его в 1912 отказаться от участия в политической деятельности. Умер Дикин в Мельбурне 7 октября 1919.
ДИКИНСОН (Dickinson) Эмили (1830-86) - американская поэтесса. Лирика (часто стилизованная под примитив), отталкиваясь от пуританства, проникается трагизмом бытия. Но сомнению, горечи и иронии противостоят красота природы, свобода человеческого духа и бессмертие души. Стихи написаны преимущественно в 60-е гг.; опубликованы в 1890.
Ди́кинсон Эмили (Dickinson) (1830-1886), американская поэтесса. Стихи написаны преимущественно в 1860-х гг.; при жизни опубликовала 11 стихотворений (анонимно); первый сборник вышел в 1890. Лирика (часто стилизованная под примитив), отталкиваясь от пуританства, проникается трагизмом бытия. Но сомнению, горечи и иронии противостоят красота природы, свобода человеческого духа и бессмертие души. Поэтика (предельная напряжённость сюжета, свободный интонационно-синтаксический строй, прихотливая ассоциативность, рифма-ассонанс) предварила поэзию XX в.
* * *
ДИКИНСОН Эмили - ДИ́КИНСОН (Dickinson) Эмили (10 декабря 1830, Амхерст, шт. Массачусетс, США - 15 мая 1886, там же), американская поэтесса-лирик.
Детство и юность
Дикинсон была второй из троих детей в семье; они оставались близкими всю жизнь. Младшая сестра Лавиния жила в родительском доме и не вышла замуж, а старший брат Остин жил в соседнем доме после женитьбы на подруге Эмили. Ее дед, Сэмюэл Фаулер, был одним из основателей Амхерст-колледжа, а отец, Эдвард Дикинсон, служил казначеем колледжа (1835-1872). Юрист, член Конгресса в 1853-55, он был строгим и скупым на ласку, хотя и не злым отцом. Мать Эмили не была близка с детьми.
Дикинсон училась в средней школе Амхерста в женской семинарии «Маунт Холиок» (1847-48). В семинарии наряду с обычным было обязательное религиозное образование, и на Дикинсон оказывали давление с целью сделать ее практикующей христианкой. Она, однако, устояла и, хотя многие ее стихи говорят о Боге, исповедовала скептицизм до самой смерти. При всех своих сомнениях, она была склонна к сильным религиозным чувствам; этот конфликт придал ее творчеству особую напряженность.
Первые опыты. Преподобный Уодсуорт
Под сильным впечатлением от творчества Р. У. Эмерсона (см. ЭМЕРСОН Ралф Уолдо) и Э. Бронте (см. БРОНТЕ Эмили) Дикинсон около 1850 сама начала писать стихи. Ее литературным наставником был Бенджамин Ф. Ньютон, молодой человек, изучавший юриспруденцию в конторе ее отца. Лишь несколько ее стихотворений можно датировать периодом до 1858, когда она начала переписывать их в маленькие, сшитые от руки книжечки. Из ее писем 1850-х гг. возникает образ живой, остроумной, слегка застенчивой молодой женщины. В 1855 Дикинсон вместе с сестрой ездила в Вашингтон навестить отца, который тогда заседал в Конгрессе. По пути они сделали остановку в Филадельфии, где она слушала знаменитого проповедника, преподобного Чарлза Уодсуорта - ему предстояло стать ее «дражайшим другом на этой земле». Он являл собой образ несколько романтический; говорили, что он познал в прошлом великое горе, а его красноречие на кафедре лишь подчеркивало склонность к размышлениям в одиночестве. Он и Дикинсон вступили в переписку по духовным вопросам; возможно, его правоверный кальвинизм по контрасту хорошо оттенял ее рассудочные построения. Его суровая строгая вера поколебала прекраснодушные представления о благом мироздании, характерные для Эмерсона и других трансценденталистов (см. ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ).
В 1850 Дикинсон начала переписываться с доктором Джосайей Дж. Холландом, его женой и с Сэмюэлом Баулзом. Холланд и Баулз редактировали «Springfield Republican» (Массачусетс), газету, которая уделяла место литературе и даже печатала стихи. Переписка продолжалась долгие годы, после 1850 Дикинсон адресовала большинство писем миссис Холланд, женщине, способной воздать должное утонченности и остроумию их автора. Дикинсон пыталась заинтересовать Баулза своими стихами, и для нее было большим ударом, когда он, человек ясного ума, но консервативных вкусов, не сумел их оценить.
Таинственная любовь
К концу 1850-х гг., в период возросшей творческой активности, она полюбила человека, которого в черновиках трех писем назвала Мастером. Его невозможно отождествить ни с одним из друзей поэтессы, но им мог быть Баулз или Уодсуорт. Эта любовь просвечивает в строках ее стихов «На меня права потеряли» и «Какой восторг! Какой восторг!». Другие стихи раскрывают крушение этой любви, ее постепенное очищение и перерастание в любовь к Христу и духовное единение с ним.
Новизна формы
Стихи Дикинсон 1850-х гг. сравнительно традиционны по чувству и форме, но примерно с 1860 они становятся экспериментальными как по языку, так и в просодии, хотя в метрическом отношении во многом опираются на поэзию английского автора церковных гимнов И. Уоттса, Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) и Библии короля Якова. Преобладающая у Дикинсон поэтическая форма - катрен (см. КАТРЕН) трехстопного ямба, описанный в одной из книг Уоттса, находившейся в домашней библиотеке Дикинсон. Она также прибегала ко многим другим поэтическим формам и даже наиболее простым размерам церковных гимнов придавала сложность, постоянно изменяя ритм стиха в соответствии с замыслом: то замедляя его, то ускоряя, то перебивая. Она обновила стихосложение, широко используя неточные рифмы, в разной степени отклоняющиеся от истинных, что тоже помогало передать мысль во всей ее напряженности и внутренней противоречивости. Стремясь к афористической лаконичности, она очищала поэтическую речь от лишних слов и следила за тем, чтобы оставшиеся были живыми и точными. Она свободно обращалась с синтаксисом и любила поставить привычное слово в неожиданный контекст, чтобы, озадачив читателя, привлечь его внимание и заставить открыть в этом слове новый смысл.
Единственные публикации
15 апреля 1862 Дикинсон отправила письмо и четыре стихотворения литератору Т. У. Хиггинсону, спрашивая его, есть ли в ее поэзии «жизнь». Хиггинсон посоветовал ей не печататься, однако признал оригинальность стихов и оставался «наставником» Дикинсон до конца ее жизни. После 1862 Дикинсон отклоняла все попытки друзей вынести ее поэзию на суд публики. В результате при жизни Дикинсон были опубликованы лишь семь ее стихотворений, пять из них - в «Springfield Republican».
Пик творческой активности Дикинсон - около 800 стихотворений - пришелся на годы Гражданской войны (см. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА В США). Хотя темы своей поэзии она искала в себе самой, а не во внешних обстоятельствах, тревожная обстановка военных лет, вероятно, передалась ее творчеству, усилив его внутреннюю напряженность. Самым тяжелым оказался 1862, когда ее друзья были далеко и в опасности: Баулз находился на лечении в Европе, Уодсуорт получил новый приход и отбыл в Сан-Франциско, Хиггинсон служил офицером в армии северян. У Дикинсон началась болезнь глаз, отчего ей пришлось провести несколько месяцев в 1864 и 1865 на лечении в Кембридже, штат Массачусетс. Вернувшись в Амхерст, она уже никуда не уезжала, а с конца 1860-х гг. никогда не выходила за пределы дома и прилегающего к нему участка.
Затворница в белом
После Гражданской войны в поэтическом творчестве Дикинсон обозначился спад, но она все настойчивее стремилась строить свою жизнь по законам искусства. В ее письмах, которые порой достигают совершенства ее стихов, повседневный опыт поэта запечатлен с классической афористичностью. Когда, например, знакомый нанес ей обиду, прислав им с сестрой одно письмо на двоих, она ответила: «Общая слива - уже не слива. Вежливость не позволила мне претендовать на мякоть, а косточка мне не по вкусу». К 1870 Дикинсон носила только белое и редко выходила к гостям; ее затворничество ревностно охраняла сестра. В августе 1870 Хиггинсон посетил Амхерст и описал Дикинсон как «маленькую заурядную женщину», рыжеватую, во всем белом, которая вручила ему цветы в качестве «визитной карточки» и говорила «мягким, испуганным, задыхающимся, детским голосом».
Последние годы Дикинсон были омрачены скорбью из-за смерти многих любимых ею людей. Тяжелее всего она перенесла смерть отца и 8-летнего племянника Гилберта, что нашло отражение в самых проникновенных ее письмах. Судья Лорд из Сейлема, штат Массачусетс, в которого Дикинсон влюбилась в 1878, был ближайшим другом ее отца. Черновики ее писем к любимому раскрывают нежное позднее чувство, на которое Лорд отвечал взаимностью. Джексон, поэтесса и известная новеллистка, понимала величие стихов Дикинсон и безуспешно пыталась уговорить ее их напечатать.
Открытие «Загадки Новой Англии»
Вскоре после смерти Дикинсон ее сестра Лавиния решила опубликовать ее стихи. В 1890 увидели свет «Стихотворения» Эмили Дикинсон («Poems by Emily Dickinson») под редакцией Т. У. Хиггинсона и М. Л. Тодд. Между 1891 и 1957 вышло еще несколько сборников, включавших неизданные стихотворения Дикинсон.
Главные темы стихов Дикинсон, выраженные языком доверительной домашней беседы, - любовь, смерть и природа. Контраст между спокойной, уединенной жизнью поэта в доме, где она родилась и умерла, и глубиной и напряженностью ее немногословных стихов вызвал множество толков о ее личности и личной жизни. Стихи Дикинсон и ее письма рисуют страстную умную женщину и безупречного мастера, претворившего в искусство не только свою поэзию, но также переписку и саму жизнь.
Эмили Дикинсон.
ДИКИНСОН (Dickinson) Эмили (1830 - 86), американская поэтесса; при жизни опубликовано всего 11 стихотворений (анонимно). Лирика (часто стилизованная под примитив), отталкиваясь от пуританства, проникается трагизмом бытия. Но сомнению, горечи и иронии противостоят красота природы, свобода человеческого духа и бессмертие души. Поэтика (предельная напряженность сюжета, свободный интонационно-синтаксический строй, прихотливая ассоциативность, рифма-ассонанс) предваряла поэзию 20 в.
ДИКИ́РИЙ -я; м. [греч.] В христианской церкви: подсвечник с двумя свечами (употребляется архиереем для благословения присутствующих на богослужении людей; дикирий символизирует два естества в Иисусе Христе - божеское и человеческое).
дики́рий
церк., "двусвещие, подсвечник с двумя свечами" [Даль], из ср.-греч. δικήριον - то же; см. Горяев, ЭС 445.
ДИКИРИЙ (греч.). Особый подсвечник о двух свечах, употребляемый при архиерейском богослужении; двусвешник.
- Ручной фигурный светильник для двух свечей.
- Двусвечник с перекрещёнными свечами, употребляемый архиереем во время богослужения для благословения предстоящего народа.