Женское имя.
Душа, сердце, ум. Антрополексема.
Женское имя.
Любимая; притягивающая, располагающая к себе.
Очень красивая, очаровательная, симпатичная; шаловливая. Разновидность: Дильбария. Антрополексема.
ДИЛЬМУН - ДИЛЬМУ́Н (Тильмун, современный Бахрейн), остров в Персидском заливе. Страну, носившую это название, шумеры считали колыбелью своей культуры. Дильмун упоминается в шумерских торговых надписях 3 тысячелетия до н. э., где он фигурирует как посреднический центр торговли Шумера (см. ШУМЕР) с долиной Инда. Через Дильмун в Шумер ввозились медь, драгоценные камни, жемчуг и овощи в обмен на сельскохозяйственную продукцию.
Дильмун очень долго продолжал играть роль крупного торгового центра: сохранились, например, записи Саргона Древнего (см. САРГОН Древний), в которых говорится, что «он принимал корабли из Мелуххи, Магана, Дильмуна, выстраивавшиеся вдоль причалов Аккада (см. АККАД (город))». На северном побережье острова было открыто крупное городское поселение площадью около 18 га. Оно существовало в период между 2800-1800 до н. э. и пережило несколько этапов строительства. Археологические памятники, сходные с найденными на Дильмуне, были обнаружены на северном побережье Аравийского полуострова и на других островах Персидского залива.
ДИЛЬМУН - см. Тильмун.
- Немецкий химик-органик, лауреат Нобелевской премии 1950 года.
- Немецкий химик, предложивший способ дегидрирования органических соединений с помощью селена без изменения их углеродного скелета.
- Немецкий химик, открывший диеновый синтез и получивший большое число органических соединений различных классов.
ДИЛЬС (Diels) Отто (1876-1954) - немецкий химик-органик. Открыл (1928, совместно с К. Альдером) диеновый синтез. Нобелевская премия (1950, совместно с Альдером).
Дильс Отто (Diels) (1876-1954), немецкий химик-органик. Открыл (1928, совместно с К. Альдером) диеновый синтез. Нобелевская премия (1950, совместно с Альдером).
* * *
ДИЛЬС Отто - ДИЛЬС (Diels) Отто (23 января 1876, Гамбург - 7 марта 1954, Киль), немецкий химик-органик, доктор химических наук. В 1899 окончил Берлинский университет, с 1906 профессор там же; с 1916 профессор Кильского университета. В 1927 предложил способ дегидрирования органических соединений с помощью селена без изменения их углеродного скелета; дегидрировал холестерин и др. стерины. В 1928 совместно с К. Альдером открыл диеновый синтез и получил большое число органических соединений различных классов. Нобелевская премия по химии (1950, совместно с Альдером).
ДИЛЬСА - АЛЬДЕРА РЕАКЦИЯ - то же, что диеновый синтез.
ДИЛЬСА - АЛЬДЕРА РЕАКЦИЯ - ДИ́ЛЬСА - А́ЛЬДЕРА РЕА́КЦИЯ, то же, что диеновый синтез (см. ДИЕНОВЫЙ СИНТЕЗ).
Ди́льса-А́льдера реа́кция - Ди́льса-А́льдера реа́кция, то же, что диеновый синтез.
ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911) - немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.
Ди́льтей Вильгельм (Dilthey) (1833-1911), немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики, понимающей психологии, духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.
* * *
ДИЛЬТЕЙ Вильгельм - ДИ́ЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833-1911), немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни (см. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ), основатель философской герменевтики (см. ГЕРМЕНЕВТИКА), понимающей психологии (см. ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ), духовно-исторической школы в литературоведении. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Истолковывал бытие как иррационалистически понимаемую историю. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.
ДИЛЬТЕЙ Вильгельм (Dilthey, Wilhelm)
(1833-1911), немецкий философ и историк культуры, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики и понимающей психологии. Родился 19 ноября 1833 в Бибрихе близ Висбадена. Сын пастора реформатской церкви. Изучал теологию в Гейдельбергском, затем в Берлинском университете; там же обратился к изучению философии. Получил степень доктора в Берлинском университете в 1864, а два года спустя стал профессором философии Базельского университета. В дальнейшем был профессором университетов Киля (1868) и Бреслау (ныне Вроцлав) (1871), а также Берлинского университета, где преподавал с 1882. Умер Дильтей в Зейсе близ Больцано (Австрия) 3 октября 1911. Дильтей обладал острым и проницательным "историческим чутьем", которое позволяло ему видеть взаимосвязь культурных явлений общества, объединенных в каждый данный момент в органическое целое, растущее и умирающее. Его многочисленные работы по истории западной цивилизации и особенно немецкой мысли принадлежат к классическому наследию историографии и литературоведения. Дильтей предложил получившее широкое признание понятие "наук о духе" (Geisteswissenschaften). Желание понять смысл исторического исследования побудило Дильтея заняться методологией истории, в частности, анализом того особого акта понимания (Verstehen), который позволяет историку интерпретировать все формы культурного творчества как выражение лежащего в его основе миросозерцания (Weltanschauung). Метод интерпретации был назван Дильтеем герменевтикой. Кант не смог дать "критику исторического разума", и Дильтей восполняет этот пробел во Введении в науки о духе (Einleitung in die Geisteswissenschaften, 1883), первой части трактата о принципах исторического познания (так и не законченного). Он выделил три типа миросозерцания: натурализм (позитивизм), объективный идеализм (пантеизм) и идеализм свободы (теизм). От методологии Дильтей перешел к философии. Стремясь к пониманию изучаемых событий, историк сам оказывается погруженным в историю. Способ его работы, следовательно, не может быть объяснен через абстрактный и вневременной разум, занимающий центральное место в философиях Декарта и Канта, но требует более конкретного философского основания - целостного контекста жизни, определяющего существование человека. Развитие Дильтеем этой идеи привело к появлению некоторых тенденций в современной психологии, акцентирующих внимание на целостности психической жизни, несводимой к отдельным ее элементам и потому требующей интуитивного понимания, а также к "экзистенциальной философии", в которой рассудку противопоставлена конкретная индивидуальная жизнь. Эти идеи получили выражение и в его незаконченном труде - Строение исторического мира в науках о духе (Der Aufbau der geschichtlichen Welt in den Geisteswissenschaften, 1910).
ЛИТЕРАТУРА
Дильтей В. Описательная психология. М., 1924 Дильтей В. Введение в науки о духе. - В кн.: Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв. М., 1987 Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. - В кн.: Культурология. XX век: Антология. М., 1995
ДИЛЬТЕЙ (Dilthey) Вильгельм (1833 - 1911), немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.