Энциклопедический словарь
Дионисий - I
(около 1440 - после 1502/1503), живописец, ведущий мастер московской школы XV в. Иконы («Спас в силах», 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллов, около 1500-03; с сыновьями) выделяются утончённой грацией рисунка и пропорций, изысканностью цветовых сочетаний, отмечены чертами праздничности и нарядности.
II
в миру Давид Фёдорович Зобниновский, Зобниковский (около 1570 - 1633), церковный деятель, архимандрит Троице-Сергиева монастыря (с 1610). Автор патриотических посланий, сыгравших важную роль в организации Нижегородского ополчения 1611-12. С 1616 руководил исправлением богослужебных книг. В 1618 обвинён в ереси, отлучён от церкви, заточён в московский Новоспасский монастырь. В 1619 благодаря вмешательству патриарха Филарета оправдан. Канонизирован Русской православной церковью.
III
в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818-1896), епископ Якутский и Вилюйский (с 1870), миссионер. Ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия (И. Е. Попова-Вениаминова). Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка (1857-59), а также перевёл на якутский язык новозаветные и богослужебные книги (2 изд., 1883-89).
Большой энциклопедический словарь
ДИОНИСИЙ (ок. 1570-1633) - архимандрит Троице-Сергиева монастыря с 1610; организовал помощь пострадавшим от польской интервенции, в 1611-12 рассылал грамоты по городам с призывом к восстанию против интервентов.
-----------------------------------
ДИОНИСИЙ (ок. 1440 - после 1502-03) - русский живописец. Иконы ("Спас в силах", 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллов, ок. 1500-03; с сыновьями) отмечены чертами праздничности и нарядности.
-----------------------------------
ДИОНИСИЙ - в миру Димитрий Васильевич Хитров (1818-96), русский православный миссионер, ученик и сподвижник просветителя Сибири Иннокентия Иркутского; епископ Якутский и Вилюйский. Составил и издал азбуку и грамматику якутского языка и перевод на якутский язык новозаветных и богослужебных книг.
Энциклопедия Кольера
I. имя нескольких святых и церковных деятелей раннехристианской эпохи.
В первые века христианской эры это имя получило широкое распространение. Помимо Дионисия Ареопагита (Псевдо-Дионисия), которому посвящена отдельная статья
(см. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ),
упоминания заслуживают еще несколько Дионисиев.
1. Св. Дионисий, папа Римский
(ок. 200-268), папа Римский (259-268), вероятно, грек по происхождению. По завершении гонений Деция и Валериана реорганизовал устройство Римской епархии, в результате чего кладбищенские церкви стали сельскими приходами и были четко определены границы епископств в окрестностях Рима. Папа Дионисий осудил ересь Савеллия, учившего, что три Лица Троицы суть лишь внешние формы проявления или аспекты единого Бога. О его отношениях с Дионисием Александрийским говорится ниже. День памяти святого 30 декабря.
2. епископ Александрийский
ДИОНИСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ
Св. Дионисий Александрийский (умер ок. 265), епископ Александрийский, отец Церкви. Родился в конце 2 в. в знатной семье. Обратился в христианство уже в зрелом возрасте. Дионисий обучался у Оригена в александрийской катехизической школе, которую впоследствии (ок. 231) и возглавил. Вероятно, именно в этот период им был написан трактат, посвященный систематическому опровержению атомистического учения Эпикура и его последователей. В 247 или 246 Дионисий стал епископом Александрийским и патриархом северо-восточной Африки. В 248 в Александрии вспыхнули народные волнения, направленные против христиан, а в 249 начались гонения Деция. Дионисий избежал заточения, спешно покинув Александрию, однако ему пришлось пережить много лишений и тягот в Ливийской пустыне, прежде чем он смог вернуться в Александрию (вероятно, в 251). В последующие годы Дионисий играл важную роль во всех событиях, волновавших христианскую общину того времени. Прежде всего он был духовным пастырем, и ему принадлежит множество посланий, трактующих вопросы догматики и церковной политики. Так, в своем послании по поводу тех, кто отступился от христианской веры, он призывал проявлять снисходительность к слабости этих людей - при условии их искреннего раскаяния. Благодаря его усилиям многие закоренелые схизматики вернулись в лоно церкви. В вопросе о перекрещивании тех, кто принял крещение от еретиков, он занял умеренную позицию, убеждая обе спорящие стороны воздерживаться от крайних и насильственных мер. Он первым осудил ересь савеллиан, распространившуюся в Пентаполе, который находился под его епископской юрисдикцией. По-видимому, он первым ввел в обиход праздничные пастырские послания, в которых затрагивались животрепещущие проблемы церковной жизни; эта практика стала отличительной чертой административного уклада Египетской церкви. В 257, когда начались гонения императора Валериана, Дионисию, вместе с другими духовными лицами, пришлось предстать перед судом префекта провинции. За свое свидетельство о вере он был отправлен имперскими властями в ссылку, сначала в Кефрон на границе Ливийской пустыни, затем в Коллуфион, а потом в небольшое селение в окрестностях Мареотского озера. Все эти перемещения были связаны со страданиями и лишениями. Когда при императоре Галлиене вновь водворился мир, Дионисий возвратился в Александрию. Дионисий Александрийский скончался ок. 265. День памяти святого 17 ноября (в Русской православной церкви 6 сентября по старому стилю).
2. епископом Коринфский
ДИОНИСИЙ Коринфский
Св. Дионисий Коринфский (вторая половина 2 в.), стал епископом Коринфским ок. 170 и принимал деятельное участие во многих событиях того времени. Известен как автор многочисленных посланий, посвященных вопросам догматики, морали, экзегезы и церковной дисциплины. Время смерти святого неизвестно. День памяти святого 8 апреля (в Русской православной церкви 29 ноября по старому стилю).
3. епископ и мученик
ДИОНИСИЙ Парижский
Св. Дионисий Парижский (3 в.), епископ и мученик. Вместе с несколькими другими епископами был направлен папой в Галлию (предположительно в 3 в.). Претерпел мученическую смерть и погребен в 10 км от Лютеции (Парижа). Впоследствии над местом его погребения была воздвигнута базилика, и культ этого святого получил широкое распространение. Средневековая традиция отождествила его с Дионисием Ареопагитом, обращенного в христианство апостолом Павлом во время его пребывания в Афинах. День памяти святого 9 октября (в Русской православной церкви 3 октября по старому стилю).
4. скифский монах
ДИОНИСИЙ Малый
(ок. 475-550), скифский монах, живший в Риме с конца 5 в. приблизительно до сер. 6 в. Прозвище Малый (Exiguus), возможно, выражало его смиренное самоуничижение перед другими великими носителями того же имени. Дионисий прекрасно владел и латынью, и греческим языком, что позволило ему играть важную роль в контактах восточной и западной традиций. Он составил компиляцию соборных канонов: 165 из них были переведены им из уже существовавшего к тому времени аналогичного сборника на греческом языке, 50 было заимствовано из Апостольских постановлений; кроме того, в эту компиляцию вошел ряд постановлений, принятых соборами Римской и Африканской церквей. Этот сборник существовал в трех авторских редакциях, последняя из которых, по-видимому, утрачена. В дополнение к этому сборнику Дионисий составил подборку папских декреталий из 41 статьи. Оба сборника на протяжении многих веков служили основой канонического права, которым руководствовалась Западная церковь. Дионисию принадлежал также ряд трактатов об исчислении времени празднования Пасхи, что немало способствовало урегулированию древнего спора. Параллельно он осуществил синхронизацию римской и христианской истории, установив, что Христос родился через 754 года после основания Рима. Его вычисления положили начало системе отсчета времени "от Рождества Христова", которой мы пользуемся и по сей день.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
II. имя двух древнегреческих тиранов,
правивших в Сиракузах на Сицилии.
ДИОНИСИЙ I Старший
Когда в 405 до н.э. над греческой частью Сицилии нависла опасность со стороны Карфагена, Дионисий, тогда молодой человек, писец при коллегии стратегов (военачальников), добился, чтобы народное собрание переизбрало всю коллегию. Впоследствии он отстранил коллег от командования, обзавелся личной охраной и захватил власть. Дионисий преуспел в борьбе с карфагенянами, хотя и не изгнал их с Сицилии окончательно, вероятно, также и потому, что постоянное присутствие врага гарантировало тирану верность сицилийцев, искавших у него защиты. Дионисий скопил значительные богатства, выпуская монету облегченного веса, конфискуя имущество противников и продавая население целых городов в рабство. Его заинтересованность в развитии армии и флота вылилась в создание огромных военных кораблей и катапульт. Дионисий превратил Сиракузы в наиболее укрепленный город западного Средиземноморья. Как и тираны в Греции, он стал покровителем искусств, хотя выказал значительный произвол в обращении со своими почетными гостями. Дионисий воспитал в традициях тиранической власти также и своих сыновей и, умирая в 367 до н.э., оставил власть сыну Дионисию Младшему.
ДИОНИСИЙ II Младший
Когда Дионисий Младший унаследовал власть, Дион, зять Дионисия Старшего, вызвал в Сиракузы Платона, рассчитывая сделать его наставником молодого правителя. Но вскоре Дион лишился благосклонности своего племянника, и Платон вернулся в Грецию. В 356 до н.э. Дион изгнал Дионисия с Сицилии, но в 347 до н.э. Дионисий вновь захватил власть, чтобы снова ее утратить в 344 до н.э. Остаток жизни он провел в изгнании в Коринфе.
ЛИТЕРАТУРА
Фролов Э.Д. Сицилийская держава Дионисия. IV в. до н.э. Л., 1979 Берве Г. Тираны Греции. Ростов-на-Дону, 1997
Гуманитарный словарь
ДИОНИ́СИЙ (в миру Давид Фед. Зобниковский) (1570 или 1571-1633) - церк. деятель. Был сел. священником в с. Ильинском в 12-ти верстах от г. Старицы. После смерти жены постригся в монахи (ок. 1601-02). Архимандрит Старицкого Богородицкого мон. (1605-10). Бывая по монастырским делам в Москве, сблизился с патриархом Гермогеном, поддерживал его в борьбе за избрание правосл. царя. С осени 1607 жил в Москве. В 1610 назначен архимандритом Троице-Сергиева монастыря. В 1611-12 разослал по городам страны неск. грамот, в к-рых извещал о разорении Москвы польскими интервентами и призывал к борьбе с врагом. Использовал богатства монастыря для помощи раненым, больным и бездомным жителям столицы, способствовал организации больниц и "убогих" домов. В 1613 участвовал в венчании Мих. Фед. на царство. По его указу возглавил работу по исправлению богослужебных книг. Эта работа не получила благословения митрополита, Д. был обвинен в ереси и заточен в Моск. Новоспасский мон. Вернувшийся из плена патриарх Филарет оправдал его и с честью возвратил на прежнее место. Вскоре Д. вновь вызвал недовольство многих монахов попытками укрепить дисциплину в обители. Со 2-й пол. 17 в. его стали почитать как местного святого. Сохранилось описание внешности Д.: "Браду долго имел и широко, досягающу до пупа, и власа брады его русы бяху, очи ему веселы" (С. Азарьин). Причислен к лику святых.
-----------------------------------
ДИОНИ́СИЙ (в миру Давид) (ок. 1300-85) - церк. деятель, архиепископ. Постригся в монахи в Киево-Печерском мон. Около 1335 основал в окрестностях Ниж. Новгорода Печерский Воскресенский мон. В 1374 посвящен митр. Алексием в епископ. Суздальские и Нижегородские. В 1377 по приказу Д. монахом Лаврентием была составлена Лаврентьевская летопись. В 1379 Д. выступил против Митяя, самовольно, при покровительстве вел. кн. Дмитрия Ивановича, занявшего после смерти Алексия митрополичью кафедру, за что был арестован вел. князем. При помощи хитрости добившись освобождения, отправился в Константинополь, где намерен был не допустить посвящения Митяя в сан митрополита. После смерти Митяя не сумел воспрепятствовать постановлению в митр. Пимена. В кон. 1381 вернулся на Русь в сане архиепископа Суздальского и Нижегородского. По поручению патриарха ездил в Новгород и Псков, где выступал с поучениями против ереси стригольников. В 1383 отправлен во главе великокняжеского посольства по делам Моск. митрополии в Константинополь с грамотами, в к-рых содержались обвинения против Пимена. Патриарх Нил в 1383 низложил Пимена, вызвал его на суд и поставил Д. митрополитом. Однако на пути из Константинополя Д. был схвачен в Киеве кн. Владимиром Ольгердовичем, умер в заточении 15 окт. 1385. Похоронен в Киево-Печерском мон. Причислен к лику святых.
-----------------------------------
ДИОНИ́СИЙ (2-я пол. 15 - нач. 16 вв.) - живописец; монументалист, иконописец. Предст. моск. школы живописи. Писал фрески и иконы в ц. Рождества в Пафнутьево-Боровском мон. (1467-76, совм. с Митрофаном), в Успенском соборе Моск. Кремля (1481-82, с Тимофеем, Ярцом и Коней) и в ц. Успения Богородицы Иосифо-Волоколамского мон. (после 1485, с сыновьями Феодосием и Владимиром, старцем Паисием и др.), в Павлово-Обнорском мон. (1500), в соборе Рождества Богородицы в Ферапонтовом мон. (1502-03, с сыновьями). Творчеству Д. присуще глубокое филос. осмысление мироздания, монументальность художеств. решений, изысканная декоративность, виртуозное владение иконописной техникой. Особое место в творчестве Д. занимает образ Богоматери (тема Акафиста Богоматери в росписях Успенского собора Моск. Кремля и Рождественской ц. Ферапонтова мон.) и житийные изображения рус. преподобных и наиб. почитаемых моск. святителей Петра и Алексия. В работах Д. и мастеров его круга сказывается усиление артельного способа работы, сближение приемов письма разных мастеров. Творчество Д., его учеников и последователей оказало влияние на иск-во Москвы и на иконопись др. худож. центров Др. Руси.
Лит.: Данилова И. Е. Фрески Ферапонтова монастыря. М., 1970; [Булкин В. А.] Дионисий: (Альбом). Л., 1982; Дионисий и искусство Москвы XV-XVI столетий: Каталог выставки. Л., 1981.
Дионисий. Богоматерь Одигитрия. Икона кон. 15 в.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Дионисий. "Распятие".
ДИОНИСИЙ (около 1440 - после 1502 - 03), русский живописец. Иконы ("Спас в силах", 1500), фрески (Ферапонтов монастырь близ города Кириллов, 1500 - 02 или 1502 - 03; совместно с сыновьями) отмечены чертами праздничности и нарядности, тонким рисунком и изысканным светлым колоритом.
Дионисий. "Митрополит Алексий с житием".
Дионисий. Фрагмент росписей Ферапонтова монастыря.
Орфографический словарь
Диони́сий (Диони́сиевич, Диони́сиевна и Диони́сьевич, Диони́сьевна)
Синонимы к слову дионисий
сущ., кол-во синонимов: 2
Грамматический словарь
Диони́сий мо 7а, §26 (//)
Словарь русских имен
-я, м. Стар. форма имени Денис (см.).
Отч.: Диони́сиевич, Диони́сиевна.
Словарь имён
-я, муж. Стар. форма имени (см. Денис).
Отч.: Дионисиевич, Дионисиевна.
Словарь имён и отчеств
Диони́сий, -я, муж.
устаревшая форма имени Денис
отч. Диони́сиевич, Диони́сиевна
Именины
Словарь иностранных слов
ДИОНИСИЙ - греч. Dionisos. Греческое название Бахуса.
Сканворды для слова дионисий
- Персонаж Бориса Клюева в телесериале «Годунов».
- Кто расписал храм Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре?
- Сиракузский тиран, связанный с дамокловым мечом.
- Римский монах, разделивший время на «нашу эру» и «до нашей эры».
- Русский художник, ознаменовавший своим творчеством последний взлёт древнерусского искусства после Андрея Рублева, совпавший с общим подъёмом Московской Руси в царствование Ивана III.
- Русский архимандрит Троице-Сергиева монастыря, участник борьбы против польской интервенции в 17 веке.
Полезные сервисы