Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

диссиденты

Энциклопедический словарь

Диссиде́нты (от лат. dissidens - несогласный), 1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле - инакомыслящие. 2) Борцы против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с конца 1950-х гг., выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей.

* * *

ДИССИДЕНТЫ - ДИССИДЕ́НТЫ (от лат. dissidens - несогласный),

1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле - инакомыслящие.

2) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). См. ст. Диссиденты в СССР (см. ДИССИДЕНТЫ в СССР).

Большой энциклопедический словарь

ДИССИДЕНТЫ (от лат. dissidens - несогласный) - 1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле - инакомыслящие.

2) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах с кон. 1950-х гг. Диссиденты в разных формах выступают за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Диссиденты подвергались репрессиям со стороны властей, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и т. п., принудительно помещены в психиатрические лечебницы ("карательная психиатрия"), высланы или вынуждены эмигрировать (В. И. Буковский, П. Г. Григоренко, А. Д. Сахаров, А. И. Солженицын и др.).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ДИССИДЕНТЫ (от латинского dissidentes - несогласные),

1) в странах, где государственной религией является католицизм или протестантизм, верующие-христиане, не придерживающиеся господствующего вероисповедания. В переносном смысле - инакомыслящие.

2) Название участников движения против тоталитарного режима в бывших социалистических странах в конце 1950-х - середине 80-х гг. В разных формах выступали за соблюдение прав и свобод человека и гражданина (правозащитники), против преследования инакомыслия, протестовали против ввода советских войск в Чехословакию (1968) и Афганистан (1979). Подвергались репрессиям со стороны властей, многие были осуждены по сфабрикованным обвинениям в шпионаже, государственной измене и тому подобное, принудительно помещены в психиатрические лечебницы ("карательная психиатрия"), высланы или вынуждены эмигрировать (В.И. Буковский, П.Г. Григоренко, А.Д. Сахаров, А.И. Солженицын и др.).

Словарь иностранных слов

ДИССИДЕНТЫ (лат., от dissidere - расходиться). Разномыслящие, отступники, не принадлежащие к господствующему в стране исповеданию; прежде в Польше так назыв. все некатолики, которым разрешалось свободное отправление богослужения.

Полезные сервисы

диссиденты в ссср

Энциклопедический словарь

ДИССИДЕНТЫ в СССР - ДИССИДЕ́НТЫ в СССР, термин, применявшийся по отношению к советским гражданам, открыто противостоявшим действиям властей или проявлявшим иную общественную активность, не санкционированную властью.

Историю диссидентской активности принято вести от «дела» А. Д. Синявского (см. СИНЯВСКИЙ Андрей Донатович) и Ю. М. Даниэля (см. ДАНИЭЛЬ Юлий Маркович). Арест в 1965 двух московских литераторов за публикацию на Западе своих произведений вызвал первую широкую кампанию общественного протеста. Еще до процесса, 5 декабря 1965, на Пушкинской площади в Москве прошел первый в советской истории правозащитный митинг с требованием гласности суда над ними. Суд, состоявшийся в феврале 1966, поднял новую волну протеста - на этот раз в виде индивидуальных или коллективных петиций, направленных в советские партийные, государственные и судебные органы. Молодой журналист А. И. Гинзбург составил документальный сборник, посвященный делу Синявского и Даниэля, который вскоре был опубликован за границей; последовал арест самого Гинзбурга и еще трех диссидентов. Протесты против арестов привели к новым репрессиям, но одновременно и к новому всплеску диссидентской активности.

С 1968 петиционные кампании перешли в новое качество: протестующие апеллировали уже не только к советским официальным органам, но и к общественному мнению, требуя соблюдения прав человека, гарантированных Конституцией СССР. К московским активистам протестного движения хлынул поток сообщений о самых разнообразных случаях нарушения этих прав. По этим материалам начал издаваться специальный машинописный информационный бюллетень - «Хроника текущих событий» (1-й выпуск «Хроники» датирован 30 апреля 1968, последний, 64-й - октябрем 1983). С возникновением «Хроники» акции протеста быстро приобрели черты общественного правозащитного движения.

Тематика правозащитных выступлений постоянно расширялась. Уже в 1967-1972 московские правозащитники освещают такие проблемы, как положение политических заключенных в СССР; борьба «репрессированных народов» за свои права; гонения на верующих; преследования за попытки политической деятельности; свобода эмиграции из СССР. Московские правозащитники установили тесные информационные связи с активистами национальных движений на Украине, в Литве, Латвии, Эстонии, Армении, Грузии. Не осталась за рамками их внимания и внешняя политика: одно из самых ярких выступлений правозащитников - «демонстрация семерых» - на Красной площади 25 августа 1968, сразу после вторжения войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

Формы и методы правозащитного движения

Правозащитники не оформились в политическое движение, т. к. среди них были люди самых различных и даже противоположных взглядов. Однако некоторые из них объединялись в неполитические правозащитные ассоциации. Первой такой ассоциацией была Инициативная группа защиты прав человека в СССР, созданная 20 мая 1969. Правозащитное движение и его структуры стали своего рода информационным центром для целой совокупности общественных инициатив (национальных, религиозных, социально-политических и пр.), а также индивидуальных поступков, разнородных и разнонаправленных по своим целям и задачам. Общими рамками для них оставались некоторые принципиальные установки (ненасилие, гласность, апелляция к закону, реализация основных прав и свобод «явочным порядком»), а также используемые методы (петиции, адресованные в советские официальные инстанции; «открытые письма», обращенные к общественному мнению; неподцензурные периодические издания; распространение информации через самиздат и западные средства массовой информации; изредка - публичные акции). С конца 1960-х и до начала 1980-х гг. диссидентские формы независимой общественности абсолютно доминируют, оттесняя на периферию иные (например, подпольные) проявления оппозиционности.

Власти предпринимали серьезные усилия, чтобы прекратить рост диссидентской активности в стране. Сотни людей были подвергнуты разнообразным формам внесудебного давления (исключение из партии или комсомола, увольнение с работы и т. п.). Наиболее активных диссидентов арестовывали и приговаривали к различным срокам заключения; некоторые были отправлены на неопределенный срок в специальные психиатрические больницы. Активные диссиденты вынуждены были эмигрировать из СССР.

Вскоре после подписания Заключительного акта (см. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ АКТ) Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (см. ОРГАНИЗАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ) физик Ю. Ф. Орлов организует Общественную группу содействия выполнению хельсинкских соглашений в СССР (Московская хельсинкская группа, май 1976), положив начало новому этапу правозащитного движения. Вопрос о нарушениях прав человека в Советском Союзе приобретает международный резонанс и оказывает значительное влияние на политику «разрядки».

На Украине, в Литве, Грузии и Армении возникают собственные Хельсинкские группы. В Москве создаются новые правозащитные организации - Фонд помощи политзаключенным и их семьям (1974), Рабочая комиссия по расследованию использования психиатрии в политических целях (1977), Христианский комитет защиты прав верующих (1976) и др. Все более выраженный «диссидентский» оттенок приобретают различные проявления «второй культуры» (неофициальной культуры). Выходят независимые литературные, религиозные, философские, исторические, социально-политические журналы, альманахи, сборники. Широкое распространение в литературной среде получает практика публикаций на Западе («тамиздат»).

К началу 1980-х диссидентская активность, равно как и общественный интерес к диссидентам, заметно снизились. Приток новых активистов уже не мог компенсировать их убыли из-за продолжающихся репрессий, эмиграции и отхода от систематической правозащитной работы. В январе 1980 академик А. Д. Сахаров (см. САХАРОВ Андрей Дмитриевич) был без суда сослан в г. Горький. Осенью 1982 оставшиеся на свободе три члена Московской хельсинкской группы объявили о самороспуске; осенью 1983 было прекращено издание «Хроники текущих событий»; в 1984 был вынужден отказаться от открытых форм деятельности Фонд помощи политзаключенным. Большинство других диссидентских ассоциаций, а также редакций самиздатских журналов к этому моменту уже было разгромлено или свернуло свою деятельность. В 1986-1987 гг. в условиях перестройки началось освобождение политических заключенных. Деятельность советских диссидентов сыграла огромную роль в демократизации общества.

Полезные сервисы