м.
То, что является отображением документов [документ I 3.], подлинных фактов, событий (в литературе, кинематографии и т.п.).
м.
То, что является отображением документов [документ I 3.], подлинных фактов, событий (в литературе, кинематографии и т.п.).
м.
Тот, кто в своей работе основывается на документах [документ I 3.], работает в области документалистики.
ДОКУМЕНТАЛИ́СТ -а; м.
1. Тот, кто создаёт документальные фильмы.
2. Писатель, автор произведений документальной литературы.
документали́ст, документали́сты, документали́ста, документали́стов, документали́сту, документали́стам, документали́стом, документали́стами, документали́сте, документали́стах
ж.
То, что создано на основании документов [документ I 3.]; документальные фильмы, документальная литература и т.п.
ДОКУМЕНТАЛИ́СТИКА -и; ж.
1. Раздел библиографии, занимающийся систематизацией документов.
2. = Мемуа́ры.
3. Документальные фильмы, документальная литература. Телевизионная д.
-и, ж.
Документальная литература.
Потребности нашей аудитории огромны, колоссальны, критерий зрительский очень высок, и если мы сами [драматурги] не можем удовлетворить этот спрос, отчего же не обращаться и к прозе, и к документалистике, и к стихам. [Литературная газета, 1980, 47].
Документа́льная литерату́ра - очерки, реже произведения других жанров, содержанием которых являются реальные и характерные явления, события, лица. Документальная литература как правило, включает публицистическую оценку автора. Многие произведения документальной литературы имеют художественное значение (например, «Брестская крепость» С. С. Смирнова, «Блокадная книга» А. М. Адамовича и Д. А. Гранина, «У войны - не женское лицо» С. А. Алексиевич).
* * *
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - ДОКУМЕНТА́ЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, очерки, реже произведения других жанров, содержанием которых являются реальные и характерные явления, события, лица. Документальная литература, как правило, включает публицистическую оценку автора. Многие произведения документальной литературы имеют художественное значение (напр., «Брестская крепость» С. С. Смирнова, (см. СМИРНОВ Сергей Сергеевич (писатель)) «Блокадная книга» А. М. Адамовича (см. АДАМОВИЧ Александр Михайлович) и Д. А. Гранина (см. ГРАНИН Даниил Александрович), «У войны - не женское лицо» С. А. Алексиевич (см. АЛЕКСИЕВИЧ Светлана Александровна) ).
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - очерки, реже произведения других жанров, содержанием которых являются реальные и характерные явления, события, лица. Документальная литература, как правило, включает публицистическую оценку автора. Многие произведения документальной литературы имеют художественное значение (напр., "Брестская крепость" С. С. Смирнова, "Блокадная книга" А. М. Адамовича и Д. А. Гранина, "У войны - не женское лицо" С. А. Алексиевич).
Документальная Литература
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, очерки, реже произведения других жанров, содержанием которых являются характерные реальные явления, события, лица; как правило, включает публицистическую оценку автора. Многие произведения документальной литературы имеют художественное значение (например, "Обыкновенное убийство" Т. Капоте, "Блокадная книга" А.М. Адамовича и Д.А. Гранина, "У войны - не женское лицо" С.А. Алексиевич).
нареч. качеств.-обстоят.
1. На основании документа [документ I 1.], документов.
2. В соответствии с подлинными фактами, событиями; достоверно.
Документа́льное кино́ - вид киноискусства, материалом которого являются съёмки подлинных событий и лиц. Первые документальные съёмки провели братья Люмьер в 1895 (Франция). Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до философских обобщений в своих произведениях. Среди основоположников: Р. Флаэрти (США), Й. Ивенс (Голландия), Дж. Грирсон (Великобритания), Д. Вертов, Л. В. Кулешов, Э. И. Шуб (СССР).
* * *
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО - ДОКУМЕНТА́ЛЬНОЕ КИНО́, вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц. Первые документальные съемки провели бр. Люмьер в 1895 (Франция). Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до философского обобщения в своих произведениях: Р. Флаэрти (США), Й. Ивенс (Голландия), Дж. Грирсон (Великобритания), Д. Вертов, Л. В. Кулешов, Э. И. Шуб (СССР). В историю киноискусства вошли документальные ленты советских режиссеров Р. Л. Кармена «Повесть о нефтяниках Каспия» (1953), М. И. Ромма «Обыкновенный фашизм» (1966), 20-серийный фильм «Великая Отечественная» (коллектив авторов, 1979; в США шел под названием «Неизвестная война»), в 80-е гг. этапным для кинодокументалистов стал фильм латышского режиссера Ю. Подниекса «Легко ли быть молодым?» (1987).
ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО - вид киноискусства, материалом которого являются съемки подлинных событий и лиц. Первые документальные съемки провели бр. Люмьер в 1895 (Франция). Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до философского обобщения в своих произведениях: Р. Флаэрти (США), Й. Ивенс (Голландия), Дж. Грирсон (Великобритания), Д. Вертов, Л. В. Кулешов, Э. И. Шуб (СССР). В историю киноискусства вошли документальные ленты советских режиссеров Р. Л. Кармена "Повесть о нефтяниках Каспия" (1953), М. И. Ромма "Обыкновенный фашизм" (1966), 20-серийный фильм "Великая Отечественная" (коллектив авторов, 1979; в США шел под названием "Неизвестная война"), в 80-е гг. этапным для кинодокументалистов стал фильм латышского режиссера Ю. Подниекса "Легко ли быть молодым?" (1987).
ДОКУМЕНТА́ЛЬНОЕ КИНО́ - вид киноиск-ва, материалом к-рого являются съемки подлинных событий, явлений, людей. Включает в себя полнометр., короткометр. ф. и киножурналы. Появление Д. К. непоср. связано с возникновением кинематографа: первые съемки (1895) изобретателей кино бр. Люмьер были проведены с натуры.
В Д. К. различают кинохронику (оперативная информация о важнейших событиях) и собственно док. ф. (образную публицистику), в к-рых более очевидно проявляется образное начало.
7 нояб. 1917 в Петрограде была произведена первая киносъемка (эпизоды у входа в Смольный, пикеты красногвардейцев, отряды солдат, матросов и рабочих). Операторы кинохроники снимали события рев-ции, гражд. войны, эпизоды с В. И. Лениным, кадры повседневной жизни (Г. Гибер, А. Лемберг, А. Левицкий, Э. Тиссэ, Е. Славинский и др.). От простой фиксации материала к образному его решению шли режиссеры Д. Вертов, В. Гардин, Л. Кулешов, Г. Болтянский и др. В работах Д. Вертова использовались съемки скрытой камерой, съемки ускоренные, замедленные, с движения (ж. "Кино-правда", ф. "Киноглаз"). Во втор. пол. 20-х гг. Вертов и его коллектив создали док. полнометр. ф. "Шагай, Совет!", "Шестая часть мира" (оба - 1926, рассказывающие о жизни и пути страны после Октября. Перспективы док. кинонаблюдений раскрыты им в ф. "Человек с киноаппаратом" (1929).
Второе значит. имя в Д. К. 20-х гг. - Эсфирь Шуб. На материале старой хроники она создала ряд ист.-док. ф.: "Падение династии Романовых", "Великий путь" (оба - 1927), "Россия Николая II и Лев Толстой" (1928), положив начало особому виду док ф на основе фильмотечного материала.
В док. ф. 30-х гг. большое место занял киноочерк о людях труда (реж. И. Копалин, М. Слуцкий, В. Беляев, П. Паллей и др.). Расширился круг мастеров Д. К., стала разнообразнее тематика, совершенствовался кинорепортаж (съемки Р. Кармена и Б. Макасеева в Испании, М. Трояновского и А. Шафрана в Арктике, С. Гусева, В. Доброницкого и др. на Востоке и т. д).
В период Отеч. войны 200 сов. документалистов находились в действ. армии. Они снимали на фронтах, в тылу врага, партизанских отрядах, эпизоды обороны Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда. События войны отражены в таких кр. произв. сов. кинодокументалистики, как "Разгром немецких войск под Москвой" (реж. Л. Варламов, И. Копалин, Б. Макасеев, Б. Небылицкий), "Ленинград в борьбе" (реж. Р. Кармен, Е. Учитель, В. Соловцов, операторы С. Фомин, В. Страдин, А. Богоров, А. Погорелый, Л. Изаксон, О. Иванов, Г. Трофимов, В. Дементьев и др)., "Черноморцы" (реж. В. Беляев, операторы В. Микоша, Г. Донец, Д. Короткевич, Д. Рымаев), "Сталинград" (реж. Л. Варламов, операторы А. Софьин, Ю. Ибрагимов, А. Казаков, В. Орлянкин, Е. Мухин и др.).
После окончания войны сов. кинодокументалисты обратились к темам, связ. с восстановлением наших городов, з-дов, шахт, деревень, с темой борьбы за мир.
В кон. 40 - нач. 50-х гг. в условиях культа личности Сталина уровень сов. Д. К. снижается, образы людей обезличиваются, картины жизни рисуются поверхностно, с большой долей лакировки, использованием инсценировок.
В 50-60-е гг. возрождаются и развиваются лучшие традиции Д. К., расширяется круг тем, появляются новые образно-выразит. средства. Успешно работают реж. А. Медведкин, Е. Вермишева, Р. Григорьев, М. Каюмов, Е. Учитель, И. Копалин, А. Колошин, Л. Дербышева, Л. Кристи, Р. Кармен и др.
На рубеже 50-60-х гг. в Д. К. пришло молодое поколение со своими темами, героями, пониманием жизни, задач и целей творчества. Начиная с ф. В. Лисаковича "Катюша", документалисты стремились раскрыть тончайшие психол. переживания, самой манерой съемок и подходом к человеку способствуя его раскованности, искренности на экране, правде показа характера и жизни своего героя. Это реж. В. Трошкин, И. Гелейн, И. Григорьев, Л. Махнач, В. Коновалов, В. Левин, У. Браун, А. Бренч, И. Селецкис, Г. Франк, Б. Галантер, А. Видугирис, И. Герштейн, Б. Шамшиев, О. Гвасилия, И. Канделаки, С. Аранович, П. Коган, П. Мостовой, М. Литвуяков, К. Лаврентьев и др.
В 70-е гг. решающую роль в дальнейшем развитии Д. К. стало играть обращение к опыту сов. кино 20-х гг., прежде всего к практич. и теоретич. наследию Д. Вертова и Э. Шуб. Все большее значение придавалось личностному, авторскому восприятию фактов, соц. анализу действительности, проявился новый подход Д. К. к монтажным ист. и ист.-публицистич. ф. "Обыкновенный фашизм" М. Ромма предвосхищал такие ист.-биогр. Ф., как "Время, которое всегда с нами" Андреева и "Друг Горького" С. Арановича, "Гимнастерка и фрак" В. Лисаковича. Они строились на тщательном изучении хроники и глубоких соц.-полит. обобщениях.
Коллективный опыт кинохроникеров, богатство хроники были использованы в ф. "Великая Отечественная" (20 сер., 1979).
С сер. 80-х гг., начала перестройки и гласности, Д. К. вступило в новый сложный период развития. Документалистику этого времени отличает острая публицистичность, пристрастное внимание к политич. и социальным вопросам, "переоценка ценностей", углубленный интерес к истории Отечества. Ф. "Легко ли быть молодым?", реж. Ю. Подниекса (1986) открыл ряд тем, к-рых прежде Д. К. по цензурным соображениям не касалось.
Усилилась критическая направленность документалистики, острее и глубже стал социальный анализ действительности (обличение эпохи сталинизма, обращение к проблемам экологии, включая последствия Чернобыльской катастрофы, положения молодежи - "афганцев", молодых солдат, инвалидов, проблемам религии) ("Власть соловецкая", реж. М. Голдовская, "Я служил в охране Сталина", реж. С. Аранович, "А прошлое кажется сном", реж. С. Мирошниченко и др.). Особое место в документалистике занимают монтажные фильмы, сделанные на основе "царской хроники", ставшей доступной кинематографистам. Появляются произв., отмеченные значительными худож. достоинствами, как в обл. кинорежиссуры, так и в обл. драматургии - "Улица Поперечная" (реж. И. Селецкис), "Высший суд" (реж. Г. Франк), "Беловы" (реж. В. Косаковский), все они были награждены призами МКФ.
В 1980-90-е гг. Д. К. России переживает организационные и творческие проблемы, связанные с переходом на негос. систему финансирования и проката. В связи с геополитич. изменениями в стране, распадом СССР, обретением суверенитета бывшими союзными республиками стало суверенным и национальное Д. К. Финансовые трудности сопровождают в эти переломные годы движение и развитие всех без исключений нац. кинематографий. Документалисты, лишившиеся широкомасштабной гос. поддержки, ищут новые формы существования (помощь спонсоров и разл. культурных фондов, производство фильмов совм. с зарубежными партнерами).
Масштабы произ-ва фильмов значительно уменьшились. Д. К. утратило свое место в общественной жизни России. Его информационные функции окончательно перешли к телевидению. Постепенно стало развиваться телевизионное Д. К., имеющее свои жанровые особенности и стоящее близко к телепередачам (фильмы Е. Киселева, Л. Парфенова, С. Сорокиной и др.). Одновременно телевизионный экран - в особенности канал "Культура" - стал гл. проводником док. фильмов, снятых традиционным способом - на пленке, и едва ли не единственным способом их демонстрации.
Тем не менее в отеч. Д. К. появились выдающиеся произв., заслужившие междунар. признание в виде наград МКФ (ф. В. Косаковского "Лосев" - 1990, "Беловы" - 1992, "Среда 19 июля" - 1997, "Павел и Ляля" - 1998). Поиски в области языка документалистики ведет А. Сокуров ("Духовные голоса" - 1995, "Повинность" - 1998). Оживился интерес к Д. К. у молодых кинематографистов-студентов и выпускников ВГИКа (мастерская В. Лисаковича).
В 1998-99 на студиях России было снято всего около 30 фильмов, что особенно прискорбно на фоне взрыва интереса к Д. К. на Западе.
Лит.: Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М., 1966; Дробашенко С. Феномен достоверности. М., 1972; Рошаль Л. Мир и игра. М., 1973; Франк Г. Карта Птолемея. М., 1975; Ленинградский экран. Сборник (Статьи. Творческие портреты. Интервью). Слово - документалистам. Л., 1978; Документализм и совр. кино. Сб. научных трудов. Л., 1985.
Документальное кино. Афиша кинохроники. 1911
ДОКУМЕНТА́ЛЬНОСТЬ, документальности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к документальный.
документа́льность, документа́льности, документа́льностей, документа́льностям, документа́льностью, документа́льностями, документа́льностях
I прил.
1. соотн. с сущ. документ I, связанный с ним
2. Свойственный документу [документ I 1., 2.], характерный для него.
3. Основанный на документах [документ I 1.], подтвержденный документами.
4. Созданный на основании документов [документ I 3.], отображающий подлинные факты, события и т.п.
II прил.
соотн. с сущ. документ II, связанный с ним
ДОКУМЕНТА́ЛЬНЫЙ, документальная, документальное (книжн.). Основанный на документах. Представить документальные данные.
|| Свойственный документу, такой, как в документе. Документальная точность.
• Документальная фильма (неол., кино) - кинофильма, показывающая реальные жизненные факты, события.
ДОКУМЕНТА́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна.
1. Основанный на документах, на фактах. Документальные данные. Д. фильм.
2. перен. Свойственный документу. Документальная точность.
| сущ. документальность, -и, жен. (ко 2 знач.).
ДОКУМЕНТА́ЛЬНЫЙ -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. к Докуме́нт. Получить разные д-ые материалы, доклады, отчёты. // Представляющий собой документ, являющийся документом; основанный на документах. Широко использовал для разработки своей концепции различные д-ые данные. // Свойственный документу; такой, как в документе. Д-ая точность.
◊ Документа́льная литература. Жанр художественной литературы, основанный на анализе подлинных документов, фактов, событий. Документа́льный фильм. Фильм, показывающий подлинные факты, события.
◁ Документа́льно, нареч. Подтвердить что-л. д. (с помощью документа, документов). Документа́льность, -и; ж. Труд этот отличается строгой исторической документальностью.
-ая, -ое.
прил. к документ.
||
Представляющий собой документ, являющийся документом.
Метод использования самых разнообразных документальных материалов, который избрал автор, заставил меня еще раз задуматься. Симонов, Убийство, ставшее самоубийством.
||
Основанный на документах, подтвержденный документами.
Документальные данные.
||
Свойственный документу; такой, как в документе.
Документальная точность.
◊
документальный фильм
фильм, показывающий подлинные факты, события.
документа́льный, документа́льная, документа́льное, документа́льные, документа́льного, документа́льной, документа́льных, документа́льному, документа́льным, документа́льную, документа́льною, документа́льными, документа́льном, документа́лен, документа́льна, документа́льно, документа́льны, документа́льнее, подокумента́льнее, документа́льней, подокумента́льней
прил., кол-во синонимов: 6
ж.
1. Обоснование, подтверждение чего-либо документами [документ I 1.].
2. Совокупность документов [документ I 1.].
ДОКУМЕНТА́ЦИЯ - сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? документа́ции, чему? документа́ции, (вижу) что? документа́цию, чем? документа́цией, о чём? о документа́ции
1. Документацией называют деловые, финансовые, юридические и т. п. бумаги.
Содержать документацию в полном порядке. | Подготовить документацию по выборам в местные советы.
2. Документацией называют техническое описание работы какого-либо устройства, механизма и т. п.
Комплект технической документации. | Он несколько раз перечитал всю документацию по прибору.
ДОКУМЕНТА́ЦИЯ, документации, мн. нет, жен. (книжн.). Действие по гл. документировать. Подробная документация.
ДОКУМЕНТА́ЦИЯ, -и, жен.
1. см. документировать.
2. собир. Документы (в 1 знач.). Техническая д.
| прил. документационный, -ая, -ое.
ДОКУМЕНТА́ЦИЯ -и; ж.
1. к Документи́ровать. Завершить документацию концепции.
2. собир. Документы. Денежная и материальная д. Техническая д. Подготовить документацию.
-и, ж.
1. Обоснование чего-л. при помощи документов.
2. собир. Документы.
Денежная и материальная документация. Техническая документация. Подготовить документацию.
документа́ция, документа́ции, документа́ций, документа́циям, документа́цию, документа́цией, документа́циею, документа́циями, документа́циях
▲ собрание (предметов)
дело - собрание документов по какому-л. вопросу.
досье.
папка - картонный переплет для хранения бумаг, дела.
скоросшиватель.
книга (# учета). актовая книга. шнуровая книга.
документация - совокупность документов, дел.
формуляр.
↓ каталог.
архив - старые документы.
архивариус.
ДОКУМЕНТАЦИЯ и, ж. documentation f., нем. Documentation.
1. Обоснование, подтверждение чего-л. документами. БАС-1. Целостность (интегритет) Османской империи подтвердилась не в парламентских речах и яркой публицистике, а в полной международной правовой документации. ВИЖ 2 78.
2. собир. Документы. Техническая документация. БАС-2. - Лекс. Уш. 1934: документа/ция.
документация
- и, мн. нет, ж. (нем. Dokumentation < лат. - см. документ).
1. Обоснование документами. Тщательная д. событий.
2. Совокупность документов. Вся финансовая д. в порядке.