Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

древнеегипетская литература

Энциклопедия Кольера

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - дошедшие до нашего времени литературные памятники Древнего Египта, датируемые периодом от III тыс. до н.э. до начала христианской эры. Если не считать нескольких сюжетов, пересказанных греческими авторами, мы знаем эту литературу по египетским источникам, открытие которых началось в 19 в. и продолжается до сих пор.

ТИПЫ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ИХ СТИЛИСТИКА

Сохранившийся массив литературных произведений включает короткие прозаические повествования, сказки и мифы, басни, письма, назидательную литературу (пословицы и поучения), любовные песни и другие виды нерелигиозной поэзии, а также гимны. Насколько известно, у египтян не было развлекательной драмы, но театрализованные инсценировки мифов, персонажи которых пели и обменивались речами, составляли неотъемлемую часть культа некоторых божеств. Обнаружено несколько подобных ритуальных драм. Кроме того, имеется большое количество нелитературных письменных материалов, как, например, математические, медицинские, магические, правовые тексты, а также деловые документы. Исторические документы (официальные декреты, автобиографические надписи, царские анналы) мы вправе относить к литературным произведениям только в тех случаях, когда они обладают определенной литературной формой. Поскольку древнеегипетская письменность не предусматривает передачу гласных, о поэтической метрике известно очень мало. Исходя из коптских источников (коптский - самый поздний вариант древнеегипетского языка и письменности, в котором уже появились знаки для обозначения гласных), исследователи предполагают, что древнеегипетская поэзия основывалась на ритме, но не на регулярном размере. Поэзия отличалась от прозы главным образом лексикой и регулярным использованием других стилистических приемов. Излюбленным поэтическим приемом был параллелизм - такое построение текста, при котором мысль, выраженная в одной строке, повторяется в следующей строке или строках, либо противопоставляется мысли, выраженной в другой, соседней строке, либо более полно раскрывается в последующих строках. К другим приемам можно отнести повторы, повторы с незначительными изменениями, рефрены и аллитерацию. Иногда стихотворные строки объединяются в строфы. Многие из них используются и в египетской прозе. И в прозе, и в поэзии широко применяется игра слов. В религиозных текстах она, возможно, имела магическое значение. Во множестве встречаются также сравнения и метафоры - особенно в текстах, претендующих на возвышенность стиля. В сказках, напротив, подобные приемы редки. Для древних египтян было небезразлично, как "смотрится" стихотворение (или другой текст) на папирусе или на стене. В некоторых текстах строки, начинающиеся с одного и того же слова, располагаются таким образом, чтобы их параллелизм был доступен и зрительному восприятию. По-египетски писали или справа налево (нормальное, наиболее распространенное направление), или слева направо, или сверху вниз. Это облегчало создание изящных графических композиций. Например, одна вертикальная строка могла "ограничивать" текст, состоявший из нескольких горизонтальных строк, либо одна горизонтальная строка - текст из нескольких вертикальных. С другой стороны, имеются литературные тексты, графически никак не организованные.

ЭТАПЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ

От Древнего царства (III тыс. до н.э.) сохранилось мало текстов, которые с уверенностью можно отнести к литературным. Самые важные из них - Тексты пирамид. Хотя многие заклинания, входящие в Тексты пирамид, не являются собственно литературными произведениями, некоторым из них присуща высокая поэтичность. Одно из заклинаний описывает умершего царя, который, желая добиться могущества в потустороннем мире, пожирает богов. Этот так называемый Каннибальский гимн, даже если знакомиться с ним только по переводу, дышит подлинной поэзией. Ритуальная драма о боге Птахе времени Древнего царства частично сохранилась в поздней копии. В ней Птах предстает как верховное божество, которому подчинено все сущее. Поучение Птаххотепа, собрание разумных, хотя и сугубо житейских советов, тоже было написано в этот период, но известно лишь по более поздним спискам. Характерный для Древнего Египта литературный стиль сложился в смутный период, последовавший за падением Древнего царства. Возможно, именно тогда были созданы некоторые произведения, известные по позднейшим копиям. Так, некий царь написал наставление о государственной политике для своего сына Мерикара. В другом сочинении назидательного характера, Поучении Ахтоя, противопоставляются положение писца, открывающее широкие возможности для карьеры, и жалкая участь представителей всех других профессий. Речения Ипуера описывают воцарившийся в стране хаос, свидетельствуя, что никто тогда не был защищен от угнетения и грабежа. Еще одно произведение, Красноречивый поселянин, представляет собой сетования пострадавшего от произвола крестьянина, взывающего к справедливости. В конце концов он выигрывает дело - после произнесения нескольких длинных и цветистых речей, составленных в весьма изысканной манере. Среднее царство (22-11 вв. до н.э.) - классическая эпоха в развитии египетской литературы. Одно из произведений этого времени, которое оставалось популярным на протяжении многих сотен лет, повествует о вельможе-эмигранте Синухете. В нем описывается побег Синухета из Египта в Сирию, обусловленный политическими причинами, его жизнь в изгнании и возвращение на родину. Очаровательна Сказка о потерпевшем кораблекрушение; ее герой попадает на необитаемый остров и встречает там старого змея, выказывающего по отношению к нему отеческую заботу. Еще более просты по сюжету и языку Сказки папируса Весткар (Царь Хеопс и маги) - несколько сказок, объединенных рамочным повествованием. Беседу разочарованного со своей душой можно смело назвать выдающимся поэтическим произведением. Его герой, решившись на самоубийство, убеждает свою душу не покидать его, когда он свершит задуманное. От этого периода дошло также много религиозных гимнов и - в меньшем количестве - "мирские" песни. Язык и стиль литературы Среднего царства считались образцовыми на протяжении пятисот лет. В эпоху Нового царства Эхнатон осуществил религиозную - и литературную - революцию. Изменилась повествовательная манера, и писать стали на разговорном языке. Более естественная графика пришла на смену изыскам Среднего царства. И хотя религиозная революция потерпела поражение, революция литературная удалась. Тем не менее среднеегипетский язык продолжал считаться классическим, и попытки писать на нем возобновлялись до тех пор, пока сохранялось иероглифическое письмо. Возвышение и падение Нового царства отразились в нескольких квазиисторических повествованиях. Так, история о царе Апофисе и Секененра рассказывает о начале войны, приведшей к изгнанию из Египта иноземных завоевателей, гиксосов. В другой истории рассказывается о захвате города Яффы - событии, произошедшем в правление великого завоевателя Тутмоса III, когда Египет находился в зените своего могущества. Хвастливый отчет о Кадешской битве превозносит в эпическом стиле личную боевую доблесть Рамсеса II. Упадок империи со всей очевидностью отразился в Путешествии Ун-Амуна, повести о чиновнике, посланном в Ливан за кедровой древесиной. К тому времени Египет успел потерять свой международный престиж, и мелкие финикийские князьки встречали его посланца без всякого уважения. Сказка о двух братьях наверняка была записана со слов странствующего сказителя. Параллели к отдельным ее частям (фольклорные мотивы) встречаются в азиатских и европейских сказках и, в частности, на Ближнем Востоке. К сказкам можно отнести и Обреченного царевича. Царевичу предрекают, что он будет убит одним из трех зверей. Он счастливо избегает двух смертей, но конец текста не сохранился, и его дальнейшая судьба остается неизвестной. От Нового царства сохранилось довольно много т.н. школьных текстов, т.е. текстов, переписывавшихся в учебных целях учениками писцов. Они, как и следует ожидать, полны ошибок. "Образцовые" письма, составляющие значительную часть этих материалов, дают реалистическую картину своей эпохи. Одно письмо, к примеру, повествует о тяготах солдатской службы в Палестине. В письмах восхваляется участь писца - как более счастливая по сравнению с участью представителей других профессий. Известно несколько сборников любовных песен. Они напоминают Песнь Песней Соломона - и по набору сравнений и метафор, и по общему тону. Было обнаружено также некоторое количество застольных песен, исполнявшихся на пирах слепыми арфистами. В них превозносятся радости жизни, а записывались они на стенах гробниц, чтобы умершие тоже наслаждались подобными радостями. Есть также поэмы, восхваляющие царей или расказывающие об их подвигах, например уже упоминавшаяся Поэма о Кадешской битве. От традиционных гимнов, заполненных монотонными эпитетами и титулами богов, отличается Гимн Солнцу Эхнатона, пронизанный любовью к природе; в нем почти полностью отсутствует представление о боге как моральной инстанции. Легенда об Осирисе наиболее полно изложена у греческого писателя Плутарха, но зато в одном папирусе времени Нового царства содержится весьма примечательное описание Тяжбы Хора и Сета. В этой версии мифа боги изображены без всякого почтения - то ли потому, что вера в богов постепенно ослабевала, то ли потому, что в Тяжбе отразились представления более древней эпохи. Сюжет повести - окончательный триумф Хора над Сетом в судебном процессе о правах на трон умершего Осириса. Другой миф, Истребление человечества, является параллелью к истории Ноя. Бог Ра (Ре) решает уничтожить людей, но когда богиня Хатхор, по его повелению, начинает их убивать, он раскаивается и спасает тех, кто еще остался в живых. В период Нового царства люди все более обращали свои помыслы к опасностям потустороннего мира и создавали множество заклинаний и ритуальных текстов для нужд умерших. Среди них заслуживают упоминания так называемая Книга мертвых, Книга дуновений, Книга врат, Книга о том, что в подземном мире (Книга Амдуат) и Ритуал отверзания уст. Литература Позднего периода (7 в. до н.э. - 5 в. н.э., начиная с Саисского периода) существенно отличается от всего, что было создано ранее. Она писалась на демотике, как называют тогдашний упрощенный египетский язык. От той эпохи до нас дошли народные сказки, которые группируются в циклы. Цикл о Хаемуасе включает странную сказку Сетне Хаемуас и магическая книга. Книга содержала могущественные заклятия и тщательно охранялась - она лежала в ларце, помещенном в другой ларец, и сторожили ее змеи и скорпионы. Вся атмосфера этих историй совершенно иная, нежели в более ранних египетских повествованиях. Демотическая литература включает также ритуальную драму (например, Плач Исиды и Нефтиды), сказки о животных, басни и то, что с некоторой натяжкой можно было бы назвать исторической художественной прозой. См. также КНИГА МЕРТВЫХ.

ЛИТЕРАТУРА

Путешествие Ун-Амуна в Библ. М., 1960 Литература Древнего Востока. М., 1971 Повесть о Петеисе III. М., 1978 Поэзия и проза Древнего Востока. Л., 1979 Сказки и повести Древнего Египта. Л., 1979 Коростовцев М. А. Литература Древнего Египта. - В кн.: История всемирной литературы, тт. 1-9. М., 1983

Полезные сервисы

древнеегипетская письменность

Энциклопедический словарь

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПИСЬМЕННОСТЬ - ДРЕВНЕЕГИ́ПЕТСКАЯ ПИ́СЬМЕННОСТЬ, система письма, существовавшая у обитателей долины Нила с конца 4 тыс. до н. э.; египетское название - «медет нечер» («божественная речь») отсюда греческое «иероглифы» - «священные знаки». Дешифрована Ж.-Ф. Шампольоном (см. ШАМПОЛЬОН Жан Франсуа) в 1822.

Египетский язык (см. ЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК) образует особую группу афразийской (семито-хамитской) языковой семьи; его носители осели в долине Нила ок. 5 тыс. до н. э. Древнейшие египетские письменные памятники - надписи на таблицах и булавах царей до объединения Египта (кон. 4 тыс. до н. э.; в т. ч. знаменитая палетка Нармера (см. НАРМЕР)) - представляют собой символические изображения, которые не имеют четкого звукового значения и понимаются по принципу ребуса (т. н. пиктограммы; изображение сокола, сидящего на шести стеблях лотоса и держащего на веревке голову человека, возможно означало, что «царь захватил 6 тыс. пленных»), сочетаются с написанием царских имен известными по более поздним текстам звуковыми знаками.

Структура древнеегипетской письменности окончательно формируется в эпоху Раннего царства (ок. 32-28 вв. до н. э.). Всего в ней около 700 наиболее употребительных знаков, начертание которых могло иметь разные вариации. Они делятся на знаки, передающие звуки языка (фонограммы) и смысловые понятия (идеограммы (см. ИДЕОГРАММА)).

Фонограммы передавали один или несколько (максимум четыре) согласных звуков; гласные, как и во многих других афразийских языках, не выписывались, и их чтение в настоящее время установлено лишь условно. Фонограммы представляли собой изображения предметов, звучание названий которых отрывалось от их смысла и использовалось для передачи звуков уже совершенно других слов (например, изображение дома - древнеегипетское «пер» - в качестве двусогласного звукового знака входило в написание глагола «выходить» - «пери»).

Большинство идеограмм было т. н. детерминативами (определителями), ставившимися после звукового написания слова и указывавшими для большей ясности, к какой категории предметов или явлений оно относится (изображение человека указывало на обозначение профессии, должности или социальной категории, ног - на глагол движения и т. д.). Однако некоторые идеограммы могли передавать значение целого слова и без его звукового написания (т. н. чисто идеографические написания): в таких случаях рядом с ними ставилась вертикальная черта (изображение солнечного диска с чертой под ним означало «солнце» и т. д.). Таким образом древнеегипетская письменность была развитым и для своего времени гибким и удобным словесно-слоговым письмом; овладение им было сравнительно легко из-за отсутствия гласных и привязки каждого знака к конкретному изображению. По существу, лишь традиционализм ее создателей не дал ей развиться до стадии алфавита (см. АЛФАВИТ (совокупность букв)).

Существовало три вида древнеегипетской письменности, соответствовавших не столько разным этапам развития языка, сколько разным категориям текстов, для записи которых они использовались.

Иероглифическое письмо (см. ИЕРОГЛИФЫ) (не смешивать с иероглификой как типом «словесного» письма вообще) состояло из знаков - «рисунков», предназначенных для монументальных и полудекоративных надписей на камне и металле; оно возникло непосредственно из древнейшей пиктографии и существовало до начала н. э.

Иератическое (от греческого «иератикос» - «жреческий») письмо сложилось к началу Древнего царства (ок. 28 в. до н. э.) из иероглифического письма, знаки которого модифицировались (стали более схематичными) для удобства письма тростниковой палочкой и чернилами на папирусе или осколках камня и керамики. Иератическое письмо использовалось в 3 тыс. до н. э. - начале н. э. для записи литературных и религиозных текстов (т. н. книжная иератика с особо тщательной прорисовкой знаков) и деловых документов (более беглая курсивная иератика); с течением времени оно меняло начертания знаков.

С сер. 1 тыс. до н. э. иероглифика и иератика используются только для торжественных или намеренно архаизированных текстов на вышедшем из разговорной речи среднеегипетском языке; новые надписи, литературные и тем более деловые тексты пишутся на позднеегипетском (демотическом) языке т. н. демотическим письмом (см. ДЕМОТИЧЕСКОЕ ПИСЬМО). Оно возникло из иератики, но отличается особенной курсивностью, обилием лигатур (слитных написаний знаков) и наиболее сложно для изучения. Для поздней иероглифики и иератики характерна намеренная архаизация знаков, написания с помощью игры звуков и знаков, элементы криптографии.

Последние иероглифические и иератические тексты относятся к 3-4 вв. н. э., последняя демотическая (и соответственно вообще древнеегипетская) надпись - к середине 5 в. н. э. В это время египетский язык входит в свою коптскую стадию с графикой, разработанной на основе греческого алфавита.

Полезные сервисы

древнеегипетский

Слитно. Раздельно. Через дефис

древнееги/петский (др.-еги/петский)

Формы слов для слова древнеегипетский

древнееги́петский, древнееги́петская, древнееги́петское, древнееги́петские, древнееги́петского, древнееги́петской, древнееги́петских, древнееги́петскому, древнееги́петским, древнееги́петскую, древнееги́петскою, древнееги́петскими, древнееги́петском, древнееги́петск, древнееги́петска, древнееги́петско, древнееги́петски

Полезные сервисы

древнеегипетский скрипт

Практический толковый словарь

лингв.

Считается, что египетские иероглифы возникли вскоре после шумерской клинописи, примерно в 3200 году до н.э. Наряду с известными иероглифами, существуют два других древнеегипетских скрипта: иератическое письмо (использовалось в основном в религиозных целях) и демотическое письмо (для всех остальных целей). Независимо от их воздействия на создание массовой системы письменности, наиболее важная роль древнеегипетского скрипта заключалась в том, что он служил вдохновением для первого алфавита.

см. тж кириллица, клинопись, китайский скрипт, брахми, арабский язык, греческий язык, латинский язык, прото-синайский скрипт, шрифт Брайля

древнеегипетский скрипт

Рис. Образец скрипта.

Полезные сервисы

древнеегипетский язык

Энциклопедический словарь

Древнееги́петский язы́к - см. Египетский язык.

* * *

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК - ДРЕВНЕЕГИ́ПЕТСКИЙ ЯЗЫ́К, см. Египетский язык (см. ЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК).

Большой энциклопедический словарь

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ ЯЗЫК - см. Египетский язык.

Словарь народов и культуры

Древнеегипетский язык

(Egyptian language), язык древн. египтян, существовавший до 5 в. н.э. Вместе с происходящим от него коптским яз. составляет отд. ветвь афразийской семьи языков. Д.я. - один из самых древн. языков в истории; обладает богатейшей лит-рой, как светской (историч. и юрид. тексты), так и религ. (мифы, гимны, молитвы). После 650 г. до н.э. классич. традиции егип. письма сменились демотической (народной) скорописной формой письма; демотические надписи практиковались вплоть до сер. 5 в. н.э. Коптский яз. стал доминировать в 4 в. н.э., но после введения араб. яз. в 7 в. н.э. (семитские языки) стал сдавать свои позиции. Др.-егип. тексты были записаны иероглифами (рисуночными знаками). Коптский яз. записывался др.-греч. алфавитом, к к-рому добавлялись семь букв из демотического письма.

Лингвистика

Древнееги́петский язы́к

(египетский язык) - отдельная ветвь афразийских языков (вместе с развившимся из него,

начиная с 3 в., коптским языком).

С 5 в. мёртвый язык. Был распространён на

территории современного Египта, вытеснен египетским диалектом арабского

языка.

Первые памятники, написанные египетским

письмом, относятся к концу 4‑го - началу 3‑го тыс. до н. э. За время

своей истории Д. я. претерпел значит. изменения. Основные ступени

развития: староегипетский (32-22 вв. до н. э.), среднеегипетский

(22-14 вв. до н. э.), новоегипетский (14 - 7 вв. до н. э.), демотический

(7 в. до н. э. - 5 в. н. э.). О наличии диалектов в Д. я. можно судить

лишь по диалектному членению коптского языка и по некоторым

упоминаниям в новоегипетских и демотических источниках; носители

диалектов крайнего юга и крайнего севера Египта с трудом понимали друг

друга.

Все сведения о структуре Д. я. носят приблизительный характер, что в

значительной степени объясняется сложностью письма. В фонетике отмечено наличие шумных спирантов s, z, š

и аффрикат č, ǯ, смычных дентальных t, d, постпалатальных y, ʼι, смычных

велярных k, q, g, ларингалов - шумных спирантов

ḫ, ẖ, фарингальных спирантов hʻ и гортанного взрыва ʼ. Позже появляются

придыхательные, количество велярных, фарингалов и ларингалов

сокращается. Для ранних этапов постулируются гласные a, i, u, различавшиеся, видимо, по долготе,

носившей морфонологический характер. Позже

возникают краткие и долгие ā и ē, редуцированный беглый ə. Слог, который, по-видимому, мог быть открытым и

закрытым, на ранних ступенях развития Д. я. не мог начинаться с

гласного, двух согласных, а также кончаться на

два согласных. В староегипетском развивалось экспираторное синтагматическое ударение; не позже чем со 2‑го тыс. до н. э.

появилось силовое словесное ударение.

В Д. я. были представлены существительное,

личные и указательные местоимения, числительные (количественные, порядковые и собирательные), прилагательное (качественные и относительные, т. е.

нисба), имя действия, инфинитив, причастия (активное и пассивное), относительная

форма, глагол в финитных формах по типу посессивной конструкции (имя действия +

притяжательное местоимение, между которыми могли помещаться различные

форманты, значение и происхождение которых не вполне ясны) и особо -

форма качества и состояния (так называемый старый перфектив), генетически родственная афразийскому

стативу (глагольной форме, обозначающей состояние). Существовала

развитая система предлогов (около 400) -

простых, сложных и составных; имелись частицы, в

т. ч. и модальные, а также междометия.

Основы собственно именные в количественном отношении сильно уступали

глагольным, глагольно-именным и глагольно-качественным. Доминировали

трёхсогласные основы, а среди них - основы, в которых все три согласные

различны; имелись, однако, основы с частичной редупликацией

двухсогласной ячейки (протоосновы), с геминацией второго или первого

коренного и с дополнением двухсогласной ячейки при помощи w/y. Имя

имело 2 рода и 3 числа

(единственное, множественное, двойственное число). Судя по

косвенным данным, в староегипетском могла существовать двух- или

трёхпадежная система. В отличие от семитских языков, в Д. я. относительные

прилагательные образовывались от всех простых предлогов.

В новоегипетском относительное прилагательное исчезает, а в коптском и

от категории качественных прилагательных остались лишь рудименты.

В Д. я. прилагательное и причастие в атрибутивной функции находились в

постпозиции к существительному, согласуясь с

ним в роде и числе. Личные местоимения имели 3 ряда: независимые

(локативные), или эмфатические (обычно в начале

предложения), зависимые - субъектно-объектные

(в начале предложения только после специальных вводных частиц) и притяжательные (генитивные),

соответствовавшие суффиксным местоимениям в афразийских языках.

Указательные местоимения супплетивно изменялись по родам и числам

(показатель мужского рода - фонема /p‑/, жен.

рода - /t‑/, общего - /n‑/, после чего ставились морфологические показатели степени дейксиса w/y, ʼ, n, t,). В глаголе прослеживается

рудиментарная система пород. Глаголы

действия образуются как притяжательные и предложные формы глагольного

имени; помимо того, существует категория глаголов качества, практически

трудно отличимых от собственно прилагательных.

Сочетания слов подразделялись на глагольные, предложные и именные.

Имелись 2 вида генитивных сочетаний имён: так называемый прямой генитив,

или status constructus, и косвенный; в первом

определяемое ставилось после определения,

косвенная генитивная конструкция характеризовалась употреблением

относительных прилагательных от предлога *ni ‘для’. Прямая генитивная

конструкция была вытеснена косвенной. Различались именное, наречное, ложноглагольное (грамматическое сказуемое

либо предлог + инфинитив либо форма качества и состояния), глагольное

предложения. Роль союзов между предложениями

отчасти выполняли предлоги. Некоторыми учёными делаются попытки

пересмотреть древнеегипетский синтаксис, сводя все типы предложений

к именным. Современное исследование Д. я. находится на пороге полного

пересмотра традиционных представлений.

Петровский Н. С., Египетский язык, Л., 1958;

его же, Сочетания слов в египетском языке, М., 1970;

Коростовцев М. А., Египетский язык, М., 1961;

его же, Введение в египетскую филологию, М., 1963;

Дьяконов И. М., Семито-хамитские языки, М., 1965;

его же, Языки древней Передней Азии, М., 1967;

Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки, под ред.

И. М. Дьяконова, М., 1976;

Spiegelberg W., Demotische Grammatik, Hdlb.,

1925;

Erman A., Neuaegyptische Grammatik, 2 Aufl.,

Lpz., 1933;

его же, Ägyptische Grammatik, Osnabrück,

1972;

Lefebvre G., Grammaire de l’égyptien classique,

Le Caire, 1940;

Buck A. de, Egyptische Grammatica, Leiden,

1944;

Gardiner A. H., Egyptian grammar, 2 ed., L.,

1950;

Edel E., Altägyptische Grammatik, v. 1-2, Roma,

1955-64;

Vergote J., Egyptian, «Current Trends in

Linguistics», 1970, v. 6.

А. С. Четверухин.

Полезные сервисы