Дуди́нцев Владимир Дмитриевич (1918-1998), русский писатель. В романе «Не хлебом единым» (1956) - драматическая судьба изобретателя, сталкивающегося с бюрократической системой. Сборник «Повести и рассказы» (1959). Трагические судьбы отечественной генетики в конце 1940-х гг. - в основе остросюжетного романа «Белые одежды» (1987). Государственная премия СССР (1988).
* * *
ДУДИНЦЕВ Владимир Дмитриевич - ДУДИ́НЦЕВ Владимир Дмитриевич (16 июля 1918, Купянск Харьковской губернии - 22 июля 1998, Москва), русский писатель, получивший известность произведениями, рассказывающими о конфликте ученых с советской бюрократической системой.
Биография. Литературная известность
Из дворянской семьи. Отец расстрелян красными. Окончил Московский юридический институт (1940). Участник Великой Отечественной войны. В 1942 тяжело ранен под Ленинградом, затем до конца войны работал в военной прокуратуре в Сибири. В 1946-1951 гг. очеркист газеты «Комсомольская правда». В 1952 выпустил сборник рассказов «У семи богатырей». Роман «Не хлебом единым», который был напечатан в журнале «Новый мир» в 1956 и над которым писатель работал около десяти лет, принес ему широкую известность. Главная коллизия романа имела символический смысл: вчерашний фронтовик, олицетворяющий в романе живую, рожденную в народе мысль, сталкивается с представителем ненавидящей ее власти. Судьба книги продолжила лежащий в его основе конфликт: номенклатура, увидев в романе идеологическую диверсию, развернула в прессе и Союзе писателей шумную кампанию по его дискредитации.
«Белые одежды»
После соответствующих обсуждений и проработок книги Дудинцева стали появляться редко («Новогодняя сказка», 1960, и сборник «Рассказы», 1963). Дудинцев замолчал. Только в годы перестройки (см. ПЕРЕСТРОЙКА) в журнале «Нева» (1987) появился роман «Белые одежды», в котором писатель продолжил тему противостояния мировоззрений, противоборства уязвимого добра и всесильного зла. Роман основан на реальном конфликте между сталинским любимцем «народным академиком» Т. Д. Лысенко (см. ЛЫСЕНКО Трофим Денисович), проводившим с помощью репрессий собственные псевдонаучные теории, и преданными истине учеными-генетиками, вынужденными вести двойную жизнь, прибегать к разного рода ухищрениям, прячась от органов госбезопасности и их добровольных соглядатаев. Исследуя тайные пружины системы, позволяющие шарлатанам взять верх, Дудинцев динамично и остро строит сюжет, обращается к философии, теологии, истории, сочетает высокий стиль и библейский пафос с изображением трудного послевоенного быта.