Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

епифаний

Энциклопедический словарь

Епифа́ний (? - 1682), деятель старообрядчества, писатель, друг и духовник Аввакума. Монах Соловецкого монастыря с 1652. Осуждён церковным собором 1666-67, сослан, казнён. Редактор «Жития» Аввакума. Написал автобиографическое житие.

Большой энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ (?-1682) - раскольник, писатель, друг и духовник Аввакума. Монах Соловецкого монастыря с 1652. Осужден церковным собором 1666-67, сослан, казнен. Редактор "Жития" Аввакума. Написал свое житие и другие сочинения.

Орфографический словарь

Епифа́ний (Епифа́ниевич, Епифа́ниевна и Епифа́ньевич, Епифа́ньевна)

Синонимы к слову епифаний

сущ., кол-во синонимов: 1

имя (1104)

Грамматический словарь

Епифа́ний мо 7а, §26 (//)

Словарь русских имен

-я, м. Стар. форма имени Епифан (см.).

Отч.: Епифа́ниевич, Епифа́ниевна и Епифа́ньевич, Епифа́ньевна.

Словарь имён

-я, муж. Стар. форма имени (см. Епифан).

Отч.: Епифаниевич, Епифаниевна и Епифаньевич, Епифаньевна.

Словарь имён и отчеств

русск.

мужское имя

отч. Епифаниевич, Епифаниевна и Епифаньевич, Епифаньевна

Именины

Полезные сервисы

епифаний (старобрядец)

Энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ (старобрядец) - ЕПИФА́НИЙ (вероятно середина 1610-х годов - 14 апреля 1682, Пустозерск), русский религиозный деятель, лидер старообрядчества (см. СТАРООБРЯДЧЕСТВО), публицист.

Выходец из крестьянской семьи, Епифаний после кончины родителей (1638) переселился в город (видимо, в Москву), где прожил 7 лет. В 1645 ушел в Соловецкий монастырь (см. СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ), где трудился под началом игумена Ильи Пестрикова, покровительствовавшего начитанному и благочестивому послушнику. В 1652 Епифаний был пострижен в монахи и отдан под начало священноиноку Мартирию, одному из наиболее авторитетных монахов Соловецкого монастыря. Отказавшись от поставления в священники, Епифаний занимался изготовлением утвари из дерева.

В 1657 покинул Соловки, желая остаться в стороне от полемики, связанной с церковной реформой патриарха Никона (см. НИКОН (патриарх)). Епифаний поселился на Виданском острове на реке Суна, в келье помора-старообрядца Кирилла, основателя Сунарецкого Троицкого монастыря. Летом 1658 построил собственную келью, сблизился с жителями деревни Кодостровской и села Кондопожского, где на стенах в церкви рисовал старообрядческие «трисоставные» кресты, делал надписи, объясняющие символ двоеперстия, пророчествовал. В 1664 Епифаний из Сунарецкой пустыни ушел к иноку Корнилию в Пудожскую волость на реке Водла, где жил в каменной пещере. С Водлы Корнилий и Епифаний направились на Кяткоозеро, построили там келью и жили более двух лет. Вернувшись на Суну, Епифаний в 1665-1666 написал книгу, обличающую Никона, отдельные главы которой обсуждал с Кириллом Сунарецким и с соловецким монахом Варлаамом. В конце 1666 или в начале 1667, взяв с собой два списка книги, Епифаний отправился в Москву «спасать царя от антихриста»; по преданию, начал читать свою книгу вслух в Кремле на Соборной площади, а царю Алексею Михайловичу (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович) подал челобитную с просьбой отвергнуть реформу Никона.

После церковного суда вместе с Аввакумом Петровым (см. АВВАКУМ (протопоп)) был отправлен в Николо-Угрешский монастырь (20 июля 1667). Выслушав увещевания архимандритов Филарета Владимирского, Иосифа Хутынского, Сергия Ярославского (5 августа 1667), Епифаний не покаялся и вместе со священником Лазарем на Болотной площади подвергся казни - урезанию языка (27 августа 1667). Вместе с лидерами старообрядчества - Аввакумом, Лазарем, дьяконом Федором он был отправлен в подмосковное село Братовщину, откуда 30 или 31 августа 1667 отправлен в Пустозерск, в который прибыл 12 декабря. Два года спустя, после бесплодных уговоров, подвергся вторично урезанию языка и отсечению пальцев правой руки; заключен в земляную тюрьму. Почти 15 лет Епифаний провел в заключении в Пустозерске и вместе с другими узниками был заживо сожжен 14 апреля 1682 «за великие на царский дом хулы». В 1660-х гг. он составил автобиографическую записку, повествовавшую о жизни до прихода в Москву, на основе которой создал (1667-1671) первую редакцию Жития; вторая редакция Жития составлена Епифанием в 1676 «по повелению» протопопа Аввакума. Прижизненное автобиографическое Житие Епифания представляет собой ценный исторический источник, отразивший состояние русского общества в начале раскола Русской православной церкви, а также обстановку в Соловецком монастыре накануне Соловецкого восстания (1668-1676). Возможно, Епифаний участвовал в составлении полемического послания «Ответ православных», отправленного из Пустозерска в Москву (1669). Сочинения Епифания высоко оценивал протопоп Аввакум.

Полезные сервисы

епифаний кипрский

Энциклопедический словарь

Епифа́ний Ки́прский (около 315 - 403), епископ города Саламин и митрополит Кипра (с 367). Защищал православное вероучение в полемике с еретическими учениями: сочинение «Панарий» (буквально «ящик с лекарствами») содержит подробное описание и опровержение 80 ересей.

* * *

ЕПИФАНИЙ Кипрский - ЕПИФА́НИЙ КИ́ПРСКИЙ (ок. 315-403), епископ г. Саламин и митрополит Кипра (с 367). Защищал православное вероучение в полемике с многочисленными еретическими учениями. Сочинение «Панарий» (букв. «ящик с лекарствами») содержит подробное описание и опровержение 80 ересей. Память 12 марта.

Большой энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ (ок. 315-403) - епископ г. Саламин и митрополит Кипра (с 367). Защищал православное вероучение в полемике с многочисленными еретическими учениями. Сочинение "Панарий" (букв. "ящик с лекарствами") содержит подробное описание и опровержение 80 ересей. Память 12 марта.

Полезные сервисы

епифаний мелитинский

Энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ Мелитинский - ЕПИФА́НИЙ Мелитинский (ум. 298), один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана (см. ДИОКЛЕТИАН) . Память в Православной церкви 7 (20) ноября.

Большой энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ Мелитинский (ум. 298) - один из тридцати трех христианских мучеников-воинов, пострадавших в Мелитине в гонение императора Диоклетиана. Память в Православной церкви 7 (20) ноября.

Полезные сервисы

епифаний премудрый

Энциклопедический словарь

Епифа́ний Прему́дрый (вторая половина XIV в. - между 1418 и 1422), книжник, инок Троице-Сергиева монастыря. Автор жития Стефана Пермского (1396-98) и Сергия Радонежского (1417-18). Эмоционально-экспрессивный стиль (виртуозное «плетение словес»), повествовательное мастерство.

* * *

ЕПИФАНИЙ Премудрый - ЕПИФА́НИЙ ПРЕМУ́ДРЫЙ (до 1380 - между 1418-1422), русский писатель, монах. Жития Стефана Пермского (см. СТЕФАН ПЕРМСКИЙ) (1396-1398) и Сергия Радонежского (см. СЕРГИЙ Радонежский) (1417-1418). Эмоционально-экспрессивный стиль (виртуозное «плетение словес»), повествовательное мастерство.

Большой энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (до 1380 - между 1418-22) - русский писатель, монах. Жития Стефана Пермского (1396-98) и Сергия Радонежского (1417-18). Эмоционально-экспрессивный стиль (виртуозное "плетение словес"), повествовательное мастерство.

Гуманитарный словарь

ЕПИФА́НИЙ ПРЕМУ́ДРЫЙ (2-я пол. 14 в. - 1422?) - инок Троице-Сергиевского мон., выдающийся церк. писатель нач. 15 в. Постригся и учился в Ростовском мон. Григория Богослова, тогда же познакомился с молодым Стефаном, будущим просветителем Перми. Там выучил греч. яз. Возможно, он побывал в Константинополе, Иерусалиме, на Афоне, где мог ближе познакомиться со стилем "плетения словес". Е. П. был учеником Сергия Радонежского, по словам Пахомия Логофета, он жил в Троице-Сергиевском мон. с юности. Достоверно известно его пребывание в мон. в 1380, когда им был переписан сохранившийся до нашего времени Стихирарь. После смерти Сергия (1392) переселился в Москву, где познакомился с Феофаном Греком. Письмо Е. П. к архимандриту Спасо-Афанасьева мон. в Твери Кириллу (1415) - один из осн. источников биографии художника. В нем также содержатся рассуждения Е. П. об изобразит. иск-ве и сведения о том, что сам он умел рисовать. В 1408 во время нашествия Едигея Е. П. бежал из Москвы в Тверь. Ок. 1415 вернулся в Троице-Сергиевскую лавру, где в 1418 закончил "Житие Сергия Радонежского". До этого им уже было написано "Слово о житии и учении Стефана Пермского". В последние годы жизни Е. П. был "духовником всего братства". Е. П. скончался до 1422, когда были открыты мощи Сергия Радонежского. Близкое знание Е. П. героев своих житий в сочетании с виртуозным владением стилем "плетения словес" определяет худож. своеобразие его произв. Точная дата написания "Жития Стефана" неизвестна. Самые ранние списки датируются 15 в., но, возможно, что Е. П. писал вскоре после смерти подвижника (1396). "Житие" велико по объему, содержит введение, осн. повествование, раздел. на 17 главок, и риторич. завершение, состоящее из "Молитвы", "Плача пермских людей", "Плача церкви Пермской" и "Плача и похвалы инока списающа". "Плач церкви Пермской" - наиб. совершенная в лит. отношении часть текста. Если "Плач пермских людей" больше ориентирован на летопись, то "Плач церкви Пермской" - на традиц. плачи вдов. В "Житии" нет чудес святого. В нем жизненно переданы мн. эпизоды его проповеди в Перми, подробно рассказано о его визитах в Москву. В этом отношении "Житие" - ценный ист. источник. В "Житии Стефана" широко используются риторич. приемы: гомептотон (равнопадежье), параллельные синтаксич. конструкции, метафоры и созвучие окончаний. Риторич. вариации на тему, цитаты из Св. Писания - отдельное слово или мысль - выстраиваются в сложные периоды, организов. синтаксически и ритмически. Иногда такие периоды целиком строятся из цитат. "Житие Сергия Радонежского" характеризуется менее витиеватым стилем. По объему оно еще больше, чем "Житие Стефана". Общая композиция сходна: вступление, повествоват. часть, разбитая на главки, "Слово похвальное преподобному отцу нашему Сергию". "Житие" содержит много подробностей из жизни Сергия, начиная с рождения и детства. В нем нет отступлений, ист. и богосл. экскурсов, к-рые есть в "Житии Стефана", зато много традиц. рассказов о чудесах святого. Сохранность авторской ред. памятника проблематична, так как "Житие" дополнялось и перерабатывалось Пахомием Логофетом. Е. П. приписываются еще одна, помимо завершающей "Житие", похвала Сергию и "Слово о житии и преставлении вел. кн. Дмитрия Ивановича".

Соч.: Житие св. Стефана, епископа пермского... СПб., 1897. Памятники лит-ры Др. Руси 14 - сер. 15 в. М., 1981; Лихачев Д. С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.; Л., 1962.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ ПРЕМУДРЫЙ (2-я половина 14 в. - между 1418 - 22), русский книжник, инок Троице-Сергиева монастыря. Автор житий Стефана Пермского (1396 - 98) и Сергия Радонежского (1417 - 18). Эмоционально-экспрессивный стиль (виртуозное "плетение словес"), повествовательное мастерство; ценнейшие сведения о Московской Руси 15 в.

Орфографический словарь

Епифа́ний Прему́дрый

Полезные сервисы

епифаний славинецкий

Энциклопедический словарь

Епифа́ний Славине́цкий (? - 1675), русский и украинский писатель и учёный, церковный деятель. В Москве с 1649. Руководил исправлением перевода Библии с греческого языка. Проповеди, духовные песни, стихи; переводы сочинений А. Везалия, Эразма Роттердамского и др. Публицистика (полемическое «Разглагольство» с Симеоном Полоцким). Составитель греко-славянско-латинского и филологического словарей.

* * *

ЕПИФАНИЙ Славинецкий - ЕПИФА́НИЙ СЛАВИНЕ́ЦКИЙ (нач. XVII в. - 19 ноября 1675, Москва) - поэт, переводчик, филолог, оратор, богослов, ученый. О месте его рождения, национальности мирском имени нет достоверных свидетельств. Существуют косвенные данные, по которым его принято считать украинцем или белорусом.

Имя Епифаний он принял при пострижении в Киево-Печерской лавре (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА). По тому, что он прекрасно владел греческим языком, предполагают, что он учился в Киевской братской школе, где до начала 30-х гг. преобладало грекофильское направление. Он также прекрасно знал латинский язык. В связи с этим высказывалось мнение, что он прошел курс наук в зарубежных училищах. Благодаря хорошему знанию латыни он попал в Киевскую братскую школу, где стал преподавать древнегреческий, церковнославянский и латынь. В 1649 по просьбе царя Алексея Михайловича (см. АЛЕКСЕЙ Михайлович) он был направлен в Москву вместе со священником Арсением Сатановским. Меценат Ф. М. Ртищев (см. РТИЩЕВ Федор Михайлович) построил для киевских ученых Андреевский монастырь (см. АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ) в своем имении на Воробьевых горах, где они организовали школу, в которой греческому и латыни учились молодые московские подьячие. В 1651 он переселился на постоянное жительство в Чудов монастырь (см. ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ) (в Кремле), который на протяжении всей 2-й половины XVII в. оставался оплотом грекофильской, «старомосковской» партии.

Филологическая работа Епифания была осложнена церковными реформами патриарха Никона (см. НИКОН (патриарх)). К эпохе реформ, т.е. к 1653, он уже заслужил в Москве прочную репутацию ученого эксперта, и Никон привлек его к правке богослужебных книг, а также поручил сделать перевод деяний Константинопольского собора (см. ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ) 1593, на котором восточные патриархи согласились на создание Московского патриархата. Поместный собор 1654 постановил исправить печатные богослужебные книги «по старым харатейным и греческим», но фактически правка велась по новым, венецианским греческим изданиям. К собору 1655 Епифаний подготовил программу изменений Устава и новый текст Служебника (он фактически воспользовался греческим служебником, изданным в Венеции в 1602), который узаконил переход к троеперстию, «трегубую» аллилуйю, четырехконечный крест вместо восьмиконечного на просфорах и другие изменения. По мнению А. М. Панченко (см. ПАНЧЕНКО Александр Михайлович), именно издание Служебника привело к расколу русской церкви, и одним из виновников этого был Епифаний Славинецкий.

Несмотря на то, что Епифаний мог достигнуть значительных чинов в церковной иерархии, он последовательно избегал этого и до самой смерти оставался простым иеромонахом.

В своих религиозно-философских взглядах он ориентировался на современную ему греческую догматику, на современную греческую «ученость» и не стремился разобраться в специфике и истории собственно русского традиционного понимания православного вероучения. На формирование религиозно-философских взглядов Епифания Славинецкого, возможно, оказала влияние его деятельность в Киевской братской школе. С этим же фактом связано, что в его проповедях нередко встречаются чуждые русскому языку лексические конструкции. Само же понимание вероучительных и религиозно-философских вопросов было достаточно традиционным для греческой догматики, но выраженное в прекрасных стилистических формах.

Значительную роль сыграл Епифаний Славинецкий в спорах о «царстве» и «священстве». Его описание соборного заседания от 14 августа 1660, сделанное по поручению царя Алексея Михайловича, носит название «Деяние московского собора». В религиозно-философском и практическом смыслах Епифаний Славинецкий четко занимал ту позицию, которая доказывала необходимость преимущества «царства» над «священством». За царем Епифаний признает право на решение всех церковных дел, созывать церковные соборы, раздавать церковные чины. Однако он считал, что другие иерархи Русской Церкви не вправе судить патриарха, как главу Церкви, так как они имеют дело со «всея России патриархом, со отцем отцов и пастырем пастырей». По мнению А. М. Панченко, именно авторитет Епифания повлиял на то, что в 1660 так и не было принято решение о лишение Никона патриаршего сана. Следовательно, именно авторитет Епифания Славинецкого «продлил» междупатриаршество и сделал необходимым Собор 1666-1667 с участием вселенских патриархов.

Наряду с участием в церковной реформе он продолжал заниматься переводческой работой. Ему принадлежит более 150 сочинений, переводных и оригинальных. К последним принадлежат 60 слов-проповедей, а также около 40 книжных силлабических песен. Из переводов, наряду с богословскими текстами, следует отметить географию Блеу, «Анатомию» Везалия (см. ВЕЗАЛИЙ Андреас), «Гражданство обычаев детских» Эразма Роттердамского (см. ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ). Большое значение имели лексикографические труды ученого. Это так называемый «Филологический словарь» и «Книга лексикон греко-славено-латинский».

Епифаний пользовался в Москве большим уважением и авторитетом как ученый-филолог. Эту репутацию отражает заглавие собрания его сочинений, созданного в начале XVIII в.: «Зде лежащая словеса сочиненная иеромонахом Епифанием Славинецким, мужем многоученным не токмо грамматики и риторики, но и философии и самыя феологии известным испытателем, и искуснейшим разсудителем и опасным претолковником греческаго, латинскаго, славенскаго и полскаго диалектов». Он был одним из первых профессиональных писателей Московской Руси. Среди книжников XVII в. он занимал особое место: по энциклопедическому образованию с ним не мог равняться даже Симеон Полоцкий (см. СИМЕОН Полоцкий).

Большой энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (?-1675) - русский и украинский писатель и ученый. Проповеди, духовные песни, стихи; переводы А. Везалия, Эразма Роттердамского и др. Публицистика. Составитель греко-славяно-латинского и филологического словарей.

Гуманитарный словарь

ЕПИФА́НИЙ СЛАВИНЕ́ЦКИЙ (? - 1675) - писатель, переводчик, филолог, педагог, ученый-энциклопедист, гуманист. По одним данным, он был украинцем, по другим - белорусом. Образование получил в братской школе в Киеве. Затем стал иноком Киево-Печерского мон. В 1642-49 в Киево-братской коллегии преподавал греч. и лат. яз. В 1649 по вызову царя Алексея Михайловича приехал в Москву, где занимался пед. и переводч. деят-ностью, был пом. патриарха Никона по исправлению церк. книг. Преподавал греч. и лат. яз. и риторику в открывшейся при Патриаршем дворе Чудовской школе. Написал св. 50 проповедей. Придерживался греч. ориентации. До нас дошло ок. 40 силлабич. книжных песен Е. С. эпич. характера. Он также автор гимнологич. духовных песен, переписывавшихся в рукописн. песенниках 17-18 вв. Переводил Библию и соч. "отцов церкви", а также "Новый атлас Блеу" с изложением учения Коперника, "Курс анатомии" Андрея Везалия (рукопись утрачена), "Историю" Фукидида и мн. др. книг. С именем Е. С. связан замеч. пам. пед. мысли 17 в. - "Гражданство обычаев детских" (пер. трактата Эразма Роттердамского). В нем систематически описывается жизнь ребенка во всех его внешних проявлениях, излагаются 164 правила поведения в школе, за столом, при встрече с др. людьми и разговорах, играх, затрагиваются вопросы мимики, одежды, гигиены детей. Особенно четко в этом соч. выражена мысль о связи умств., нравств. и физич. воспитания. Ратовал за расширение школьного образования в России.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ЕПИФАНИЙ СЛАВИНЕЦКИЙ (? - 1675), русский и украинский церковный деятель, писатель, ученый. Руководил исправлением перевода Библии с греческого языка. Проповеди, духовные песни, стихи; переводы произведений А. Везалия, Эразма Роттердамского и др. Публицистика (полемическое "Разглагольство" с Симеоном Полоцким). Составитель греко-славянских и филологических словарей.

Полезные сервисы