м. разг.
Заведующий.
ЗАВ, зава, муж. (неол. канц.). Сокращение слова: Заведующий. «Заведующий ее (бумагу) исписал на славу, от зава к замзаву вернулась вспять, замзав подписал и обратно к заву бумага на подпись вернулась опять.» Маяковский.
ЗАВ
1. ЗАВ, неизм.; м. и ж. Заведующий. Зав. лабораторией, зав. парикмахерской, зав. производством,
2. ЗАВ, -а; м. Разг. Заведующий. Обратиться к заву.
I
Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: заведующий (завма́г, завхо́з и т.п.).
II
Начальная часть сложных слов, вносящая значение сл.: заводской (завко́м, завко́мовский и т.п.).
ЗАВ...
1. ЗАВ... Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: заведующий. Завкафедрой, завклубом, завлабораторией, завотделом, завсектором, завскладом, завфермой, завхоз.
2. ЗАВ... Первая часть сложных слов. Вносит зн. сл.: заводский. Завком.
За́вада Вилем (Závada) (1905-1982), чешский поэт. Антивоенный сборник «Панихида» (1927), антифашистские стихи; сборники гражданских и лирических стихов «Полевые цветы» (1955), «На пороге» (1970), «Спасибо, жизнь!» (1977).
* * *
ЗАВАДА Вилем - ЗА́ВАДА Вилем (1905-82), чешский поэт. Антивоенный сборник «Панихида» (1927), антифашистские стихи; сборники гражданских и лирических стихов «Полевые цветы» (1955), «На пороге» (1970), «Спасибо, жизнь!» (1977).
ЗАВАДОВСКИЙ ЗАВАДСКИЙ
Завада по-украински и по-польски - препятствие, преграда. Есть и местности с таким названием, выходцы из которых получали фамилию Завадские. (Ф). Фамилии возникли на почве польского и украинского языков, означая приезжего из местечка Завада, Завадов, Завадовка. Основа топонимов завада - "преграда, препятствие", эти топонимы часты в Польше, Словакии и на Украине (здесь их - 23). (Н).
Завадо́вский Михаил Михайлович (1891-1957), биолог, академик ВАСХНИЛ (1935). Исследовал влияние гормонов на индивидуальное развитие и размножение животных. Разработал гормональный метод стимуляции многоплодия у овец. Государственная премия СССР (1946).
* * *
ЗАВАДОВСКИЙ Михаил Михайлович - ЗАВАДО́ВСКИЙ Михаил Михайлович [4 (17) июля 1891, село Покровка-Скоричево Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне Кировоградская обл., Украина) - 28 марта 1957, Москва], российский биолог, эндокринолог и эмбриолог, создатель метода экспериментального многоплодия сельскохозяйственных животных. Вице-президент ВАСХНИЛ (см. АКАДЕМИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАУК) (1935-1938). Сталинская премия (1946).
Начало пути
Родился в обедневшей дворянской семье. В три года остался без отца. В 1908 окончил реальное училище в Елисаветграде, в 1909 поступил в Московский университет. Со второго курса начал работать в лаборатории выдающегося русского биолога Н. К. Кольцова (см. КОЛЬЦОВ Николай Константинович) в Московском университете им. А. Л. Шанявского (см. ШАНЯВСКОГО УНИВЕРСИТЕТ). Здесь Завадовский заинтересовался изучением физико-химических свойств оболочек яиц аскариды (см. АСКАРИДЫ). Данные, полученные в ходе этой работы, легли в основу его дипломной работы «О липоидной полупроницаемой оболочке яйца Ascaris megalocephala» (опубликована в 1915).
В 1911 Завадовский женился на А. И. Михайловой, из троих родившихся детей в этом браке, младенческий возраст пережила только одна дочь, Марина.
После окончания университета в 1914 Завадовский занял место ассистента в лаборатории низких температур в Университете Шанявского, где продолжил изучение яиц аскариды. В 1915 он был приглашен ассистентом на кафедру зоологии Московских высших женских курсов, где вплоть до 1918 вел практикумы по зоологии. В 1918 после сдачи магистерских экзаменов начал читать курс экспериментальной биологии в Университете Шанявского и в 1919 в 1-м Московском государственном университете (так в это время назывался Московский университет).
В это время в Завадовский увлекся вопросами индивидуального развития. Поначалу он работал на коловратках (см. КОЛОВРАТКИ), но вскоре получил возможность работать на более крупных объектах. Весной 1919 с группой слушателей университета он отправился в экспедицию в Асканию-Нова, однако вскоре она была прервана начавшейся Гражданской войной. Спасаясь от боевых действий, Завадовский с семьей бежал в Крым, где ему удалось получить место доцента в Таврическом университете.
Здесь он занялся изучением механизмов определения половых признаков. С помощью кастраций самцов и самок, а также путем пересадок половых желез одного пола особям противоположного пола ему удалось показать, что одни половые признаки зависят от половых желез («зависимые» признаки по его терминологии), а другие нет («независимые» признаки). Результаты исследований 1919-1920-х гг. были позднее опубликованы в виде двух монографий: «Пол и развитие его признаков. К анализу формообразования» (1922) и «Пол животных и его превращение (механика развития пола)» (1923).
В Московском зоопарке
В 1921, после взятия Крыма Красной армией, Завадовский вернулся в Москву, где нашел пристанище в зоосаде. В 1921 он возобновил чтение курса экспериментальной биологии в 1-м МГУ, а в 1924 стал профессором кафедры общей биологии медицинского факультета 2-го МГУ.
Став директором зоопарка, Завадовский проделал большую работу по его превращению в крупный культурно-просветительский и научно-исследовательский центр. Особое внимание ученый уделял основанной им в зоопарке Лаборатории экспериментальной биологии. Тематика лаборатории включала изучение влияния на онтогенез (см. ОНТОГЕНЕЗ) гормонов, факторов внешней среды и изучение механизмов, с помощью которых гены контролируют онтогенетические процессы (морфогенетика).
В этот период Завадовский сформулировал свое учение о динамике развития организма - особом разделе биологии, призванном изучать развитие организма в широком смысле - начиная от пренатальных стадий (см. ПРЕНАТАЛЬНЫЙ) и до самой смерти.
Однако в 1927 он был отстранен от руководства зоопарком, ему оставили только научное руководство лабораторией, а в 1930 и она была передана в состав Всесоюзного института животноводства (ВИЖ).
Метод экспериментального многоплодия сельскохозяйственных животных
На новом месте работы Завадовский начал заниматься разработкой методов повышения продуктивности сельскохозяйственных животных с помощью гормональных методов. Уже первые предварительные эксперименты показали, что гормональные препараты, полученные из гипофиза, мочи беременных женщин, сыворотки жеребных кобыл обладают высокой активностью, вызывая у животных овуляцию. В дальнейшем эксперименты были продолжены в более широких масштабах в Аскании-Нова и в среднеазиатских колхозах и совхозах и привели к созданию в конце 1930-х гг. экономически оправданного метода экспериментального многоплодия сельскохозяйственных животных.
Другим научным достижением Завадовского этого периода стало формулирование принципа плюс-минус взаимодействия различных органов в ходе онтогенеза. Эти идеи Завадовского, суммированные им в монографии «Противоречивое взаимодействие между органами в теле развивающего животного» (1941), во многом перекликались с идеями основателя кибернетики Н. Винера. (см. ВИНЕР Норберт)
В 1930 в МГУ был организован биологический факультет. Завадовский стал работать на кафедре динамики развития, продолжавшей и развивавшей традиции Лаборатории экспериментальной биологии. В те годы он активно противостоял различным псевдонаучным доктринам, прежде всего - учению Т. Д. Лысенко (см. ЛЫСЕНКО Трофим Денисович). Завадовский неоднократно выступал как в защиту генетики в целом, так и отдельных ученых. Это вызвало травлю ученого.
Во время войны (в 1941-1943) Завадовский находился в эвакуации в Алма-Ате, где продолжил свои работы по многоплодию. По возвращении в Москву, узнав о закрытии своей лаборатории, он сосредоточился на работе в МГУ. В 1944 за педагогическую работу Завадовский был награжден Орденом Красного знамени, а в 1946 за разработку методов экспериментального многоплодия - Сталинской премией.
Августовская сессия ВАСХНИЛ и последние годы жизни
Разгром генетики в 1948 на августовской сессии ВАСХНИЛ (см. АВГУСТОВСКАЯ СЕССИЯ ВАСХНИЛ) тяжело отразился и на Завадовском. В глазах Лысенко и его сторонников он принадлежал к враждебному лагерю «вейсманистов-морганистов» и подлежал изгнанию из науки. Кафедра динамики развития в МГУ была ликвидирована, сам ученый со многими другими видными сторонниками генетики уволен, а его метод экспериментального многоплодия запрещен. Только после смерти Сталина в 1954 была открыта в ВИЖе Лаборатория физиологии развития; основной ее тематикой должно было стать внедрение в животноводство гормонального метода многоплодия. Однако поработать в этой лаборатории ему удалось недолго - в 1957 Завадовский умер. Похоронен он на Введенском кладбище в Москве.
ЗАВАДОВСКИЙ Михаил Михайлович (1891-1957) - российский биолог, академик ВАСХНИЛ (1935). Исследовал влияние гормонов на индивидуальное развитие и размножение животных. Разработал гормональный метод стимуляции многоплодия у овец. Государственная премия СССР (1946).
ЗАВАДО́ВСКИЙ Петр Вас. (1738-1812) - гос. деятель. Окончил курс Киевской дух. академии и поступил на службу в Малороссийскую коллегию, где обратил на себя внимание ген.-губернатора Малороссии П. А. Румянцева. Во время турецкой войны 1768-74 правитель секретной канцелярии, отличился в боях при Ларге и Калуге, редактировал Кучук-Кайнарджийский договор. Как фаворит Екатерины II был жалован обширными землями в Черниговской и Могилевской губ. При Павле I сначала получил графское достоинство, затем подвергся опале и жил в деревне. Вскоре после вступления Александра I на престол вызван в столицу и назначен чл. Совета при государе, присутств. в Сенате. С учреждением в 1802 мин-в до 1810 - министр нар. просвещения, способствовал открытию ун-тов в Харькове, Казани и в Дерпте, Гл. педагогич. ин-та, мн. приходских уч-щ; учреждению учебных округов, сельских нар. школ, новых уставов в ун-тах и в АН.
Завадо́вский Пётр Васильевич (1739-1812), граф (1794), российский государственный деятель. Член Непременного совета. В 1802-10 министр народного просвещения, один из
инициаторов открытия многих средних и высших учебных заведений. Ввёл либеральные университетский и цензурный уставы (1804).
* * *
ЗАВАДОВСКИЙ Петр Васильевич - ЗАВАДО́ВСКИЙ Петр Васильевич (1739-1812), граф, российский государственный деятель. Член Непременного совета. В 1802-10 министр народного просвещения, один из инициаторов открытия многих средних и высших учебных заведений. Ввел либеральные университетский и цензурный уставы (1804).
ЗАВАДОВСКИЙ Петр Васильевич (1739-1812) - граф, российский государственный деятель. Член Непременного совета. В 1802-10 министр народного просвещения, один из инициаторов открытия многих средних и высших учебных заведений. Ввел либеральные университетский и цензурный уставы (1804).
Завадо́вский Юрий Николаевич (1909-1979), языковед (СССР), доктор филологических наук. Труды в области африканистики (берберологии), арабистики. Дешифровал западнонумидийское (мавританское, западноливийское, мазезилийское) письмо.
Завадо́вский Юрий Николаевич (19091979), языковед, доктор филологических наук. Сотрудник Института востоковедения АН СССР. Труды в области африканистики (берберологии), арабистики. Осуществил дешифровку западно-нумидийского (мавританского, западно-ливийского, мазезилийского) письма.
ЗАВАДОВСКИЙ ЗАВАДСКИЙ
Завада по-украински и по-польски - препятствие, преграда. Есть и местности с таким названием, выходцы из которых получали фамилию Завадские. (Ф). Фамилии возникли на почве польского и украинского языков, означая приезжего из местечка Завада, Завадов, Завадовка. Основа топонимов завада - "преграда, препятствие", эти топонимы часты в Польше, Словакии и на Украине (здесь их - 23). (Н).
- В «Повести о Сонечке» Марина Цветаева весьма нелестно описала этого режиссёра театра имени Моссовета.
- Об этом тщеславном режиссёре Фаина Раневская во всеуслышание рассказывала: «Ему каждую ночь снится, что он похоронен в Кремлёвской стене!».
- Российский театральный режиссёр.
ЗАВАДСКИЙ Петр Васильевич - ЗАВА́ДСКИЙ Петр Васильевич (1838-?), украинский революционер, один из организаторов и руководителей Харьковско-Киевского тайного общества в 1856-60. Сослан в Олонецкую губ.
ЗАВАДСКИЙ Петр Васильевич (1838-?) - украинский революционер, один из организаторов и руководителей Харьковско-Киевского тайного общества в 1856-60. Сослан в Олонецкую губ.
Зава́дский Сильвестр (р. 1921), польский юрист, министр юстиции (1981-84). Труды в области теории государства и права, государственного права.
* * *
ЗАВАДСКИЙ Сильвестр - ЗАВА́ДСКИЙ Сильвестр (р. 1921), польский юрист, министр юстиции (1981-84). Труды в области теории государства и права, государственного права.
ЗАВА́ДСКИЙ Юрий Ал-др. (1894-1977) - реж., актер. В 1913 окончил 9-ю Моск. г-зию им. Медведниковых и поступил на юридич. ф-т Моск. ун-та. Однако увлечение театром привело его в 1915 в Мансуровскую студию Е. Б. Вахтангова. В 1919 З. поставил первый самостоят. спектакль "Обручение во сне". К этому времени относится знакомство З. с М. И. Цветаевой, к-рая посвятила ему несколько стихотворений (напр., "Вы столь забывчивы, сколь незабвенны…"), драматич. произведений. З. - один из персонажей "Повести о Сонечке" Цветаевой.
В 1920 З. перешел в Третью студию МХАТа. В 1921, совместно с Е. Б. Вахтанговым, поставил вторую редакцию спектакля "Чудо святого Антония" и сыграл в нем гл. роль. После смерти Е. Б. Вахтангова З. нек-рое время возглавлял Третью студию. В 1924 З. стал актером МХАТа. Среди его актерских работ - Чацкий ("Горе от ума"), Граф Альмавива ("Безумный день, или Женитьба Фигаро"), Князь Трубецкой ("Николай I и декабристы"). Одноврем. создал собств. студию (с 1927 - Т-р-студия под руководством З.). В 1931 Т-р-студия З. получил помещение на Сретенке. Ядро коллектива составили ученики З. В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт, к-рые работали вместе со своим учителем на протяжении всей жизни. В Т-ре-студии З. поставил спектакли "Мое" ("Вольпоне") Б. Джонсона, "Ученик дьявола" Б. Шоу, "Волки и овцы" А. Н. Островского и др. В 1932-35 З., одновременно с работой во МХАТе и Т-ре на Сретенке, был худ. руководителем Центр. т-ра Красной Армии, где поставил спектакли "Мстислав Удалой" и "Гибель эскадры". В 1936 З. с учениками уехал в Ростов-на-Дону и стал худ. руководителем Драматич. т-ра им. М. Горького. Первой его постановкой была "Любовь Яровая" с В. П. Марецкой в гл. роли. Затем последовали "Горе от ума" А. С. Грибоедова, "Враги" и "Мещане" М. Горького, "Дни нашей жизни" Л. Н. Андреева, "Человек с ружьем" Н. Ф. Погодина и др.
В 1940 З., В. П. Марецкая, Н. Д. Мордвинов, Р. Я. Плятт вернулись в Москву. З. поставил спектакль "Трактирщица" на сцене Т-ра им. Моссовета. В 1940 он стал гл. режиссером, а в 1941-77 был худ. руководителем т-ра. В 1941 З. поставил спектакль "Машенька", где в роли профессора Окаемова занял своего предшественника по должности Е. О. Любимова-Ланского.
В 1943 вышел спектакль "Нашествие" по пьесе Л. М. Леонова. Вслед за ним З. поставил еще несколько спектаклей на военную тему. Одной из лучших работ З. стал "Отелло" (1944) с Н. Д. Мордвиновым в гл. роли. В 1945 З. поставил "Чайку" А. П. Чехова. В послевоенные годы З. создал несколько спектаклей, ставших классикой русского т-ра: "Маскарад" (1952, 1963), "Виндзорские насмешницы" (1957), "Шторм" (1967). В то же время он сделал много работ, отвечавших сиюминутной конъюнктуре ("Дали неоглядные", "Совесть") и др. В 70-е гг. З. выступил с инициативой превратить Т-р им. Моссовета в "образцовый т-р образцового коммунистич. города".
З. занимался театральной педагогикой. В 1954-58 он был худ. руководителем ГИТИСа.
В поздние годы творчества З. проявлял интерес к произведениям Ф. М. Достоевского и в 1969 поставил спектакль "Петербургские сновидения" по роману "Преступление и наказание" с Г. Л. Бортниковым в роли Раскольникова.
Последняя работа З. - спектакль "Последняя жертва" (1973).
Зава́дский Юрий Александрович (1894-1977), режиссёр, актёр, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). С 1915 актёр Студии Е. Б. Вахтангова, затем МХАТа. С 1924 руководил основанной им театральной студией. В 1932-35 художественный руководитель Центрального театра Красной Армии, в 1936-40 - Ростовского театра имени М. Горького. С 1940 главный режиссер Театра имени Моссовета. Постановки: «Трактирщица» К. Гольдони (1940), «Отелло» У. Шекспира (1944), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952, 1964), «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому (1969) и др. Спектакли Завадского отмечены чувством современности, тонким психологизмом; при постановке пьес классического репертуара утверждал принцип контрастного сочетания драматизма и комедийности, психологической правды и откровенной театральности. Воспитал выдающихся актёров. Профессор ГИТИСа (с 1947). Государственные премии СССР (1946, 1951), Ленинская премия (1965).
* * *
ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович - ЗАВА́ДСКИЙ Юрий Александрович (1894-1977), российский режиссер, актер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). С 1915 актер студии Вахтангова, затем Московского Художественного академического театра. С 1924 руководил основанной им театральной студией. С 1940 главный режиссер Театра им. Моссовета. Постановки: «Трактирщица» К. Гольдони (1940), «Отелло» У. Шекспира (1944), «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (1952, 1964), «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (1967), «Петербургские сновидения» по Ф. М. Достоевскому (1969) и др. Спектакли Завадского отмечены чувством современности, тонким психологизмом. С 1947 профессор Государственного института театрального искусства. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1946, 1951).
* * *
ЗАВА́ДСКИЙ Юрий Александрович [30 июня (12 июля) 1894, Москва - 5 апреля 1977, там же], российский театральный актер и режиссер. Народный артист СССР (1948). Герой Социалистического труда (1973).
В 1913 поступил на юридический факультет Московского университета и одновременно стал заниматься в Школе рисования и живописи С. Ю. Жуковского (вскоре перейдя в Школу П. И. Келина). В 1915-1919 актер студии Е. Б. Вахтангова (см. ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович) (Мансуровской), в 1920-1924 актер и режиссер 3-ей студии МХАТа (см. МХАТ) (Вахтанговской), в 1924-1936 актер МХАТа. С 1924 руководил основанной им театральной студией (в 1927 она стала Театром под руководством Завадского). В 1932-1935 одновременно был художественным руководителем Центрального театра Красной Армии. В 1936-1939 художественный руководитель драмтеатра им. М. Горького в Ростове-на-Дону. С 1940 главный режиссер Московского театра им. Моссовета.
Дебют
Первой большой ролью в студии Вахтангова у Завадского стал мудрый старик Антоний в ярком, гротескном спектакле «Чудо святого Антония» М. Метерлинка (см. МЕТЕРЛИНК Морис). На юношу обратили внимание театралы (2-ю редакцию спектакля, которая вышла в 1921, Вахтангов делал уже совместно с Завадским, в ней, кстати, явственней прозвучал трагический подтекст сюжета).
Пробуя свои силы и как художник, и как режиссер, Завадский в 1919 поставил спектакль «Обручение во сне» - экспериментальную символико-мистическую фантазию по пьесе П. Г. Антокольского (см. АНТОКОЛЬСКИЙ Павел Григорьевич) (с которым его связывала дружба на протяжении всей жизни) «Кот в сапогах», сыграв в нем роль Пьеро. А исполнение роли принца Калафа, романтика и оптимиста, в восхитительной вахтанговской «Принцессе Турандот» (1922) окончательно убедили взыскательных театралов в несомненном актерском даре необыкновенно красивого юноши.
Его ждала яркая актерская карьера (во время гастролей Студии в Швеции Завадскому даже предлагали сыграть Гамлета в шведском кинофильме), но самого Завадского все больше привлекала режиссура. Он по натуре был лидер. Хотелось самому придумывать спектакли, яркие, красочные, задорные, учить актеров. Ему нужен был свой собственный театр. И он его создал.
Студия Завадского. Первые шаги
Созданная сначала как учебная (в 1926 состоялся ее первый выпуск), Студия Завадского быстро приобрела статус театра. Завадский собрал замечательный актерский коллектив: В. П. Марецкая (см. МАРЕЦКАЯ Вера Петровна) (ставшая женой Завадского, но их брак вскоре распался) Р. Я. Плятт (см. ПЛЯТТ Ростислав Янович), Н. Д. Мордвинов (см. МОРДВИНОВ Николай Дмитриевич).
Завадский работал жадно - один за другим выходили спектакли, динамичные, смешные, в которых изысканность режиссерского решения сочеталась с искрящимся юмором: «Любовью не шутят» Альфреда Мюссе (см. МЮССЕ Альфред де), «Мое» («Вольпоне») Бена Джонсона (см. ДЖОНСОН Бенджамин), «Ученик дьявола» Бернарда Шоу (см. ШОУ Джордж Бернард), «Школа неплательщиков» Л. Вернейля (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич) и Ж. Бера, «Волки и овцы» А. Н. Островского (см. ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич).
И в то же время он ставил современные спектакли на темы, близкие зрителю, такие как «Простая вещь» Б. Лавренева (см. ЛАВРЕНЕВ Борис Андреевич).
Яркая театральность, к которой привил ему вкус Вахтангов, стали отличительной особенностью творческого почерка Завадского в те годы. Его лучшим спектаклям были присущи романтизм, изящная ирония. Но его Студия играла в маленьких залах, и очень важным для Завадского оказалось приглашение его в Театр Красной Армии, возглавив который (не бросая своего театра), он впервые поставил спектакли на большой сцене: «Мстислав Удалой» И. Прута и «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (см. КОРНЕЙЧУК Александр Евдокимович).
Завадский вообще многое в своей жизни совмещал. Он с успехом продолжил актерскую карьеру во МХАТе после введения его в 1925 на роль Чацкого в «Горе от ума», которого сыграл остро, интересно. В его репертуаре был граф Альмавива из «Безумного дня, или Женитьбы Фигаро», князь Трубецкой из спектакля «Николай I и декабристы» и еще несколько ролей.
Ростов-на-Дону
В 1935 в Ростове-на-Дону был построен великолепный театр, внешне напоминающий трактор и поражающий размерами огромной сцены, играть на которой, казалось, просто невозможно. Туда-то и был направлен в 1936 Завадский со своим коллективом. Завадский ехал туда без желания. Годы, проведенные в Ростове, не принесли молодому мастеру особого творческого удовлетворения - он все время рвался в Москву, где вскоре начались политические процессы (может быть, именно отъезд в Ростов спас талантливого режиссера и его труппу от возможных преследований). В Ростове он поставил почти 20 спектаклей: «Любовь Яровая», «Горе от ума» (и сам он в роли Чацкого), «Враги» и «Мещане» М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим), «Разбойники» Шиллера (см. ШИЛЛЕР Фридрих), «Дни нашей жизни» Л. Андреева (см. АНДРЕЕВ Леонид Николаевич), «Человек с ружьем» Н. Погодина (см. ПОГОДИН Николай Федорович), «Укрощение строптивой» и «Отелло» Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям). Приходилось, помимо творческих вопросов, решать много и чисто технических задач: преодолевать плохую акустику, подчинять режиссерскому решению пространство необъятной сцены. Но Завадский со всем этим успешно справлялся.
Театр им. Моссовета
Первой работой в театре им. Моссовета после возвращения в Москву у Завадского стала «Трактирщица» Гольдони (см. ГОЛЬДОНИ Карло) (1940), легкая, задорная, сразу привлекшая в театр зрителей. За ней последовали: комедия Гольдони «Забавный случай», яркий, веселый спектакль «Укрощение строптивой» Шекспира, солнечные «Виндзорские насмешницы» - своеобразный «театр в театре», когда во всем здании, от зрительного зала до фойе, шумело веселое карнавальное действо.
Завадский любил яркую зрелищность. Даже работая над серьезными постановками, он виртуозно сочетал психологизм, драматизм действия с юмором и броской театральностью.
В 1941, за несколько месяцев до начала войны, режиссер поставил трогательную, душевную «Машеньку» с Марецкой в главной роли. Затем задорную «Надежду Дурову», а в 1942, в эвакуации - «Нашествие» по Л. М. Леонову, спектакль остро-драматичный, сложный, с М. Ф. Астанговым (см. АСТАНГОВ Михаил Федорович) в главной роли, который на тончайших психологических нюансах сыграл внутреннее перерождение своего героя (за спектакли «Нашествие», «Отелло», «Встреча в темноте» в 1946 Завадский был удостоен Государственной премии СССР; вторую Государственную премию СССР он получил в 1951 за спектакль «Рассвет под Москвой»).
Завадский любил повторять свои спектакли, в новых редакциях обычно находя более выразительное режиссерское решение, даря спектаклю новую, иногда даже более успешную, чем в первый раз, сценическую жизнь. Так, в 1944 он повторил «Отелло», выделив как главное - мотив неумирающей любви. В 1964 в трагическо-романтическом варианте повторил «Маскарад», в 1965 получив за него Ленинскую премию (первый «Маскарад» был выпущен в 1952 и отличался некоторым академизмом). Большой успех имела и последняя постановка «Шторма» Б. Билль-Белоцерковского (см. БИЛЛЬ-БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ Владимир Наумович), аскетично-трогательная и напряженная (1967).
Несколько раз Завадский обращался к А. П. Чехову (см. ЧЕХОВ Антон Павлович): «Чайка» (1945), «Вишневый сад» (1960, Нью-Йорк).
Событием в театральной жизни Москвы стали и «Петербургские сновидения» (по Достоевскому (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), 1969), посвященный Вахтангову постановочно сложный спектакль, в котором режиссер создал мрачный фантастический, насыщенный снами и видениями мир.
С 1940 Завадский преподавал в ГИТИСе им. А. В. Луначарского (см. ГИТИС). С 1947 - профессор.
Автор ряда статей и книг. О Завадском снят телевизионный фильм «Дома у Ю. А. Завадского».
ЗАВАДСКИЙ Юрий Александрович (1894-1977) - российский режиссер, актер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). С 1915 актер студии Вахтангова, затем Московского Художественного академического театра. С 1924 руководил основанной им театральной студией. С 1940 главный режиссер Театра им. Моссовета. Постановки: "Трактирщица" К. Гольдони (1940), "Отелло" У. Шекспира (1944), "Маскарад" М. Ю. Лермонтова (1952, 1964), "Шторм" В. Н. Билль-Белоцерковского (1967), "Петербургские сновидения" по Ф. М. Достоевскому (1969) и др. Спектакли Завадского отмечены чувством современности, тонким психологизмом. С 1947 профессор Государственного института театрального искусства. Ленинская премия (1965), Государственная премия СССР (1946, 1951).
ЗАВАЖИВАТЬ, завадить, кого куда, приваживать, повадить ходить, летать куда; заманивать, заводить. У нас кроют глухарей, так по сотне под один шатер заваживают.
| смол. заводить, начинать, затевать, коноводить. Завадзиць заплачку, запевать или затягивать плач, вой, причитанье. -ся, ·возвр. и страд. по смыслу речи. Заваживанье ср., ·длит. заваженье ·окончат. завад муж. завада, завадка, завадушка муж. (?) ·об. действие по гл.
| Завада также самый предмет, привада, приманка, прикормка;
| ·стар. и зап. помеха. Завадливый, повадливый, кого легко заманить. Завадчивый, заманчивый, соблазнительный. Завадник, завадчик муж. -чица жен. кто заваживает, вводить во что, затевает; коновод, зачинщик, предводитель, затевала, голова делу.
II. ЗАВАЖИВАТЬ от гл. вести и везти, см. заводить и завозить. Заважить на весах, южн. потянуть, вытянуть, весить.
прил., кол-во синонимов: 16
возгордившийся (23)
вознесшийся (17)
возомнивший (5)
забуревший (11)
заважничавшийся (12)
загибенившийся (2)
загордившийся (31)
зазнавшийся (55)
занесшийся (17)
запыжившийся (3)
надувшийся (102)
напустивший на себя важность (9)
напыжившийся (8)
разважничавшийся (17)
прил., кол-во синонимов: 12
вздернувший нос (11)
заважничавший (16)
загордившийся (31)
задравший нос (12)
зазнавшийся (55)
закичившийся (11)
запыжившийся (3)
заспесивившийся (24)
зачванившийся (13)
изважничавшийся (9)
поднявший нос (13)
разважничавшийся (17)
ЗАВАЖНИЧАТЬ, стать важничать, начать подымать нос. -ся, забыться важничая, загордиться, заспесивиться.
зава́жничать, зава́жничаю, зава́жничаем, зава́жничаешь, зава́жничаете, зава́жничает, зава́жничают, зава́жничая, зава́жничал, зава́жничала, зава́жничало, зава́жничали, зава́жничай, зава́жничайте, зава́жничавший, зава́жничавшая, зава́жничавшее, зава́жничавшие, зава́жничавшего, зава́жничавшей, зава́жничавших, зава́жничавшему, зава́жничавшим, зава́жничавшую, зава́жничавшею, зава́жничавшими, зава́жничавшем
см. возгордиться
надуться, разважничаться, забуреть, возгордиться, занестись, вознестись, надуться спесью, напустить на себя важность, заважничаться, зазнаться, загордиться, возомнить
I м.
1. Нагромождение, скопление чего-либо.
отт. перен. разг. Огромное количество скопившейся работы.
2. Специально устроенное препятствие из нагромождения срубленных деревьев, бревен, камней и т.п.
II предик. разг.
Об огромном количестве скопившейся работы.
ЗАВА́Л, -а, муж.
1. см. завалить, -ся.
2. Нагромождение, скопление чего-н., препятствующее проходу, проезду. Расчистить завалы. Снежный з. Лесной з.
3. Беспорядочное скопление чего-н. (разг.). С делами з. (скопилось много дел).
| прил. завальный, -ая, -ое (ко 2 знач.).
ЗАВА́Л -а; м. Нагромождение, скопление больших количеств чего-л. Снежный з. // Препятствие, устроенное из нагромождённых, наваленных друг на друга деревьев, брёвен, камней и т.п. Завалы из деревьев. // Разг. Чрезмерное скопление каких-л. материалов, дел и т.п. У меня сейчас с работой з.
-а, м.
Нагромождение, скопление больших количеств чего-л.
Снежный завал.
◊
Перебираясь через завал бурелома, он поскользнулся, упал. Коптяева, Иван Иванович.
||
Препятствие, устроенное из нагроможденных, наваленных друг на друга деревьев, бревен, камней и т. п.
Полковник Фридерикс имел дело с неприятелем, засевшим за каменными завалами. Пушкин, Путешествие в Арзрум.
[Солдаты] устраивали препятствия в местах, удобных для приземления транспортных самолетов: насыпи из земли, завалы из деревьев, колья. Первенцев, Честь смолоду.
|| перен. разг.
Чрезмерное скопление каких-л. материалов, дел и т. п.
Возвратите рукопись, верните! Рукописей, говорят, завал!.. Может быть, он сам суровой нитью Хмуро эту рукопись сшивал. Винокуров, Верните рукопись.
Брюшной завал. Дон. 1. Запор. 2. Непроходимость кишечника. СДГ 1, 161.
Завал в животе у кого. Дон. То же, что брюшной завал. СДГ 1, 162.
Разбирать/ разобрать (расчищать/ расчистить) завалы. Публ., Разг. Освобождать путь каким-л. прогрессивным силам, способствовать развитию прогрессивных тенденций в жизни общества. Мокиенко 2003, 32.
ЗАВАЛ, -а, м.
1. и в зн. сказ. Нечто особенное, характерное, выдающееся.
Книжечка - завал (интересная, хорошая, необычная).
2. и в зн. сказ. Провал, фиаско, неудача, кризис.
Полный завал с деньгами - нет денег.
3. в зн. межд. Выражает высокую степень любой эмоции.
сущ., кол-во синонимов: 12
класс (59)
кризис (27)
навал (8)
нагромождение (18)
неудача (125)
отлично (212)
провал (52)
расстройство (68)
скопление (75)
фиаско (12)
холуй (24)
- «Куча мала» на трассе велогонки.
- Море работы.
- Нагромождение чего-либо, препятствующее проезду.
- Дел выше крыши.
- «Куча мала» на горном серпантине.
- Камни на пути.
- Препятствие на горной дороге.
прил., кол-во синонимов: 16
вздохнуть некогда (15)
дохнуть некогда (17)
загруженный (37)
загруженный делами (16)
загруженный работой (16)
занят по горло (16)
занятой (21)
не видит света (16)
некогда (51)
обремененный делами (16)
обремененный работой (16)
работы по горло (17)
разрывается на части (16)
загруженный, света белого не видит, работы по горло, обремененный работой, дохнуть некогда, загруженный делами, разрывается на части, загруженный работой, обремененный делами, некогда, вздохнуть некогда, света вольного не видит, занятой, не видит света, не видит света вольного, занят по горло
ЗАВА́ЛЕННЫЙ, заваленная, заваленное; завален, завалена, завалено. прич. страд. прош. вр. от завалить.