Зо́мбарт Вернер (Sombart) (1863-1941), немецкий экономист, историк и социолог, философ-неокантианец. Вначале испытал влияние идей К. Маркса, в дальнейшем выступил против марксизма. Развитие капитализма связывал с раскрытием «духа капитализма» (стремления к обогащению); один из авторов теории «организованного капитализма».
* * *
ЗОМБАРТ Вернер - ЗО́МБАРТ (Sombart) Вернер (1863-1941), немецкий экономист, историк и социолог, философ-неокантианец. Вначале испытал влияние идей Карла Маркса, в дальнейшем выступил против марксизма. Развитие капитализма связывал с раскрытием «духа капитализма» (стремление к обогащению, которое считал свойственным человеку); один из авторов теории «организованного капитализма».
* * *
ЗО́МБАРТ (Sombart) Вернер (19 января 1863, Эрмслебен, Пруссия - 18 мая 1941, Берлин), немецкий экономист, социолог и философ.
Жизнь
Родился в семье богатого землевладельца либеральных взглядов, атмосфера которой содействовала разностороннему раскрытию его способностей. После окончания классической гимназии изучал юриспруденцию и политическую экономию в Берлинском университете, где получил докторскую степень в 1888.
Стал большим энтузиастом марксизма, интерпретируя его в духе «катедер-социализма (см. КАТЕДЕР-СОЦИАЛИЗМ)», был близок русским «либеральным марксистам» (П. Струве (см. СТРУВЕ Петр Бернгардович) и др.). Одну из его первых работ «К критике экономической системы Карла Маркса» высоко оценил Ф. Энгельс (см. ЭНГЕЛЬС Фридрих), сочтя ее удачным изложением марксизма. Слава марксиста и приверженца «научного социализма» создавала ему поначалу препятствия в академической карьере.
Преподавал в университете Бреслау (1890-1906; ныне Вроцлав), в берлинской Высшей торговой школе (1906-18), в Берлинском университете (1918-34). Очень много писал по проблемам рабочего движения, социализма, создав работы «Социализм и социальное движение в XIX в.» (1896), «Все-таки. Из теории и истории профсоюзного рабочего движения» (1900), «Пролетариат. Очерки и этюды» (1906), «Почему в Соединенных Штатах нет социализма?» (1906) и т. д. Разрабатывал эти темы в духе социального реформизма, выступая за повышение роли рабочего класса в рамках капиталистической системы.
Выпустил фундаментальное исследование «Современный капитализм. Историко-систематическое исследование общеевропейской экономической жизни от ее зачатков до современности» (1902). Постепенно охладел к марксизму, полемизировал с материалистическим пониманием истории и социалистической доктриной. В 1904 вместе с М. Вебером (см. ВЕБЕР Макс) редактировал немецкий социологический журнал «Архив социальной науки и социальной политики». С 1909 совместно с Вебером, Зиммелем (см. ЗИММЕЛЬ Георг) и Теннисом (см. ТЕННИС Фердинанд) участвовал в организации и деятельности Немецкого социологического общества.
Создал ряд трудов, посвященных «еврейской» теме: «Участие евреев в создании современного народного хозяйства» (1910), «Евреи и хозяйственная жизнь» (1911), «Будущее евреев» (1912) и т. д. Опубликовал сочинение «Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека» (1913). После начала Первой мировой войны теоретическая деятельность Зомбарта во все большей степени проникается идеями крайнего немецкого национализма и мессианства Германии - «Торговцы и герои» (1915) и т. д. В работах «Пролетарский социализм» (1924) и «Идея классовой борьбы» (1924) резко осудил идеи революции, классовой борьбы, диктатуры пролетариата.
В работах «Будущее капитализма» (1932), «Немецкий социализм» (1934) сформулировал свое видение перспектив буржуазного общества. Ультраправые и фашистские круги стремились использовать теоретические конструкции Зомбарта в качестве источника вдохновения для своих деяний, но он не разделял многие аспекты нацистской идеологии и политики, тяготея к респектабельному национал-консерватизму.
Зомбарт был очень популярен как ученый в первые десятилетия 20 века, считался одним из ведущих обществоведов в мире, много публиковался и переводился, в частности, и на русский язык, но после смерти был предан забвению.
Идеи
Испытал сильное влияние новой исторической школы политэкономии во главе с Г. Шмоллером (см. ШМОЛЛЕР Густав), неокантианства (см. НЕОКАНТИАНСТВО) (Виндельбанд (см. ВИНДЕЛЬБАНД Вильгельм) и Риккерт (см. РИККЕРТ Генрих)) и марксизма.
В центре внимания Зомбарта была историческая экономическая социология, ориентированная на исследование проблем происхождения капитализма и его функционирования. Стремился синтезировать эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, образцом которого он считал произведения К. Маркса; его труды изобиловали огромным фактическим материалом.
Связывал рождение капитализма с деятельностью западноевропейских и южноевропейских народов. Подчеркивая сложность, диалектичность отношений между «капиталистическим духом» и капиталистической системой и отказываясь от однозначных решений по поводу интрепретации каузальных зависимостей между ними (в связи с этим критиковал концепцию «протестантской этики» М. Вебера (см. ВЕБЕР Макс) и марксизм), считал, что генезису капитализма сопричастен капиталистический предпринимательский дух, который возникает благодаря оплодотворению «предпринимательским духом» «мещанского духа». [Помимо него, к возникновению капитализма причастны, согласно Зомбарту, также многие факторы: философия, религия, нравственность, переселения народов (евреев и др.), колонизация, открытие месторождений золота и серебра, техника и т. д.]
«Предпринимательский дух», согласно Зомбарту, слагается из жажды денег и предприимчивости, характеризуясь грандиозностью инициатив, опирающихся на насилие, героизмом, авантюризмом, страстью к приключениям и т. д.
«Мещанский дух», умеющий «считать и копить», предполагает склонность к рационализации, экономизации, прилежанию, умеренности, трудолюбию, благоразумию, деловитости и т. д. Наиболее рельефным воплощением «мещанского духа» считал бухгалтерию, а наиболее адекватной персонификацией - Б. Франклина (см. ФРАНКЛИН Бенджамин).
Существо предпринимательского духа связано с типами завоевателя, организатора и торговца. Конкретно же он воплощается в 6 типах - разбойники, феодалы, государственные чиновники, спекулянты, купцы, ремесленники.
В связи с преобладанием «предпринимательского» или «мещанского» начал выделял соответственно «народы-герои» с присущими им героизмом, мужеством, тотальностью, энергичностью и т. д. и «народы-торговцы» с характерными для них торгашеством, меркантилизмом и т. д. К первым относил римлян, германцев, генуэзцев, венецианцев, немцев, англичан и др., ко вторым - этрусков, греков, флорентийцев, евреев, шотландцев и др. Вторые в отличие от первых стремятся к получению выгоды путем мирного заключения договоров, опирающихся на «ловкое воздействие на противную сторону». Считал, что капиталистический дух был неразвит у кельтов, ирландцев, испанцев и португальцев, отчасти французов.
Выделял раннекапиталистическую эпоху, длившуюся до конца 18 в., еще стесненную связями с докапиталистической эпохой и отчасти ориентированную на производство ради удовлетворения потребностей, и зрелый капитализм, подчиненный производству исключительно ради прибыли.
Согласно Зомбарту, «капиталистический дух» расцвел поначалу в Италии и Голландии, наибольшей же степени развития он достиг в современных США.
Критикуя экономическую роль евреев в современном обществе, оправдывал принятые в Германской империи законодательные ограничения их участия в общественной жизни, на профессии.
Пытался обосновать синтез немецкого национализма и «социалистических» идей. Полагал, что на смену либеральному буржуазному обществу придет строй, который будут характеризовать этатизм (см. ЭТАТИЗМ), плановость хозяйства, корпоративизм, иерархичность, сословность, принцип «фюрерства», подчинение индивида государству, милитаризм, автаркизм. Экономика, из которой должен быть вытеснен «еврейский капиталистический дух» с присущими ему спекулятивностью и паразитизмом, будет подчинена удовлетворению национальных потребностей. Одним из заветных мечтаний Зомбарта было объединение русского и немецкого народа, «русской души» и «немецкого духа», которые, на его взгляд, являются носителями возвышенных потенций человечества, которые могли бы переустроить мир.