-я, м.
Отч.: Ила́риевич, Ила́риевна и Ила́рьевич, Ила́рьевна; разг. Ила́рьич.
Производные: Ила́рька (Ила́рка); Ла́ря (Ла́ра); Ила́ха; Ила́ша.
[Греч. hilaros - веселый.]
-я, м.
Отч.: Ила́риевич, Ила́риевна и Ила́рьевич, Ила́рьевна; разг. Ила́рьич.
Производные: Ила́рька (Ила́рка); Ла́ря (Ла́ра); Ила́ха; Ила́ша.
[Греч. hilaros - веселый.]
-я, муж.
Отч.: Илариевич, Илариевна и Иларьевич, Иларьевна; разг. Иларьич.
Производные: Иларька (Иларка); Ларя (Лара); Илаха; Илаша.
Происхождение: (Греч. hilaros - веселый.)
Веселый, радостный (греч.).
31 (18) января - преподобный Иларион.
9 марта (24 февраля) - святитель Иларион, епископ Кизический.
15 (2) марта - мученик Иларий.
10 апреля (28 марта) - преподобный Иларион Новый, игумен Пеликитский и преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский (Рус.).
19 (6) мая - преподобный Иларион.
12 июня (30 мая) - праведный Иларион.
19 (6) июня - преподобный Иларион Новый, игумен Исихийский.
25 (12) июля и 27 (14) июля - мученик Иларий.
31 (18) августа - священномученик Иларион.
10 сентября (28 августа) - преподобный Иларион, схимник Печерский (Рус.).
3 октября (20 сентября) - преподобномученик Иларион.
23 (10) октября - преподобномученик Иларион Зографский.
3 ноября (21 октября) - преподобный Иларион Великий, преподобный Иларион, схимник Печерский (Рус.) и преподобный Иларион Псковоезерский, Гдовский (Рус.).
20 (7) ноября - мученик Иларион Мелитинский.
27 (14) декабря - святитель Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский (Рус.).
Ила́рий Пиктави́йский (Hilarius Pictaviensis) (? - 367), церковный деятель и богослов, епископ г. Пуатье (с 353), учитель Западной церкви. Наряду с Афанасием Александрийским боролся против арианства (за что получил прозвище Афанасий Запада). Способствовал созданию латинской богословской терминологии.
* * *
ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ - ИЛА́РИЙ ПИКТАВИ́ЙСКИЙ (Hilarius Pictaviensis) (ум. 367), христианский церковный деятель и богослов, епископ г. Пуатье (с 353), учитель Западной церкви. Защищал православное вероучение в борьбе с арианством (см. АРИАНСТВО) (прозвище «Афанасий Запада» - см. Афанасий Александрийский (см. АФАНАСИЙ Александрийский)). Способствовал созданию латинской богословской терминологии. Память в Католической церкви 13 января, в Православной - 14 (27) января.
ИЛАРИЙ ПИКТАВИЙСКИЙ (Hilarius Pictaviensis) (ум. 367) - христианский церковный деятель и богослов, епископ г. Пуатье (с 353), учитель Западной церкви. Защищал православное вероучение в борьбе с арианством (прозвище "Афанасий Запада" - см. Афанасий Александрийский). Способствовал созданию латинской богословской терминологии. Память в Католической церкви 13 января, в Православной - 14 (27) января.
СВ. (ок. 315-367), епископ и учитель церкви, выдающийся западный теолог. За свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, отрицавшей божественность Христа, получил прозвище Афанасий Запада. По свидетельству св. Иеронима, родился в Пуатье (Аквитания) во второе десятилетие 4 в. Иларий, происходивший из знатного рода, получил классическое образование и посвятил ранние годы жизни изучению философии. Стремление постичь смысл жизни побудило его обратиться к Новому Завету. По преданию, в тот момент, когда он читал пролог Евангелия от Иоанна, где излагалось учение о божественном Слове-Логосе, на него снизошел небесный свет, что подвигло его к крещению. Около 350 Иларий был избран епископом его родного города, хотя он и был к тому моменту женат. Иларий не принял участия в Арелатском (353) и Медиоланском (355) соборах, подтвердивших низложение св. Афанасия Александрийского, однако активно занялся организацией оппозиции гальских епископов по отношению к Сатурнину, арианствующему епископу Арля, за что был сослан Констанцием в Малую Азию как политический смутьян. В период ссылки (356-359) Иларий написал свое главное богословское сочинение, трактат О Троице (De Trinitate), посвященный доказательству божественности Сына. Интересно, что в другом важном сочинении, О соборах (De synodis), Иларий рассказывает о том, что лишь перед самой ссылкой он впервые познакомился с Никейским символом веры. В трактате О Троице высказана мысль о том, что различие между правоверным и еретическим вероучением иногда может оказаться разным пониманием терминов, а не действительным разномыслием. О либеральности его взглядов свидетельствует тот успех, которого Иларий достиг в установлении контактов с различными религиозными партиями на Востоке. В то же время Иларий осудил как "святотатство" декларацию крайних ариан, принявших т.н. 2-ю Сирмийскую формулу (357), согласно которой Сын "не подобен" Отцу. На Селевкийском соборе (359) он приветствовал победу умеренной партии во главе с епископом Василием Анкирским и одобрил принятие Антиохийского символа веры, который мог стать гарантом правоверия Восточной церкви. В начале 360 Иларий обратился к императору с просьбой разрешить ему встретиться в публичном диспуте с Сатурнином и принять участие в новом Константинопольском соборе (К Констанцию Августу, книга вторая), однако на обе просьбы получил отказ, после чего выступил с открытым обличением Констанция (Против Констанция Августа). Тем не менее в 361 Иларию было дозволено возвратиться в Галлию, где он возобновил свою борьбу с Сатурнином, в результате чего последний был вновь осужден на Парижском соборе (361). С этого момента арианство утратило свои позиции в Галлии, и Иларий попытался убедить императора Юлиана отправить в ссылку арианина Авксентия, епископа Медиоланского, однако, терпимо относившийся к арианам языческий император отказался это сделать. Иларий скончался, вероятно, 13 января 367. Папа Пий IX провозгласил его учителем церкви 13 мая 1851.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995