Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

имам

Толковый словарь

м.

1. Титул верховного правителя у мусульман, соединяющего в своём лице духовную и светскую власть.

отт. Лицо, имеющее такой титул.

2. Верховный глава мусульман-шиитов.

3. Настоятель мечети, руководящий богослужением, коллективной молитвой; главный мулла.

Толковый словарь Ушакова

ИМА́М, имама, муж. (араб. imam, букв. вожатый каравана верблюдов). Духовный глава всех магометан или какой-нибудь группы их.

|| Руководитель молящихся, произносящий молитвы в мечети.

Толковый словарь Ожегова

ИМА́М, -а, муж. Глава мусульманской общины.

| прил. имамский, -ая, -ое.

Толковый словарь Даля

ИМАМ - муж. высший чин духовенства мусульман.

Словарь существительных

ИМА́М, -а, м

Человек, являющийся главой, духовным руководителем и наставником мусульманской общины.

В правоохранительных органах отмечают, что два года назад в центральной мечети Грозного был убит имам Хасанби (Газ.).

Энциклопедический словарь

ИМА́М -а; м. [араб. imām]

1. Духовный глава мусульман.

2. В мусульманском государстве: титул правителя, соединяющего в своём лице светскую и духовную власть; лицо, носящее этот титул; халиф.

3. В мечети: духовное лицо, руководящее богослужением.

* * *

има́м (араб.), у мусульман: 1) руководитель богослужения в мечети;

2) светский и духовный глава общины.

* * *

ИМАМ - ИМА́М (араб.), у мусульман,

1) руководитель богослужения в мечети.

2) Светский и духовный глава общины.

Большой энциклопедический словарь

ИМАМ (араб.) - у мусульман, 1) руководитель богослужения в мечети

2)] Светский и духовный глава общины.

Академический словарь

-а, м.

1. Духовный глава у мусульман.

2. Титул правителя мусульманского государства, соединяющего в своем лице светскую и духовную власть, а также лицо, носящее этот титул; халиф.

3. Духовное лицо, руководящее богослужением в мечети.

[араб. imām]

Энциклопедия Кольера

ИМАМ (араб. "предстоятель", "предводитель"), первоначально предводитель каравана; с наступлением эры ислама - признанный авторитет в области богословия, права, богослужения или образования. В Коране (2:118; 15:79; 25:74; 36:11 и др.) это слово употребляется в значениях "пример", "вождь", "образец", "модель" или "прототип". В мусульманской традиции так титулуют человека, руководящего верующими во время ритуальной молитвы. Вначале эту роль исполнял сам пророк, а после его смерти - халифы. Исламские правители обладали властью руководить публичным богослужением и совершали богослужение во время религиозных церемоний, что служило видимым знаком их власти и могущества. Мусульманские юристы и историки наделяли титулом имама верховного главу, высшего руководителя верующих данного народа, а также его представителей в данном царстве. В этом смысле имамат был эквивалентом халифата, исчезнувшего вместе с отстранением последнего османского халифа Абдул-Меджида II в марте 1924. Имамами называются и основатели четырех суннитских школ права: Абу Ханифа, Ибн Ханбал, аш-Шафи'и и Малик Ибн Анас. Шииты считают, что имамами могут быть лишь выходцы из семьи пророка Мухаммеда, потомки Али и Фатимы, которых, согласно богословским толкованиям, семь или двенадцать. Кроме того, своего имама имеет каждая мечеть; в кафедральной мечети может быть несколько имамов. Часто в качестве имама выступает городской чиновник, наблюдающий за нравственностью и порядком в общине.

Гуманитарный словарь

ИМА́М (от арабского "амма" - стоять впереди, предводительствовать) - 1) Руководитель обществ. молитвы в мечети. 2) Глава мусульманской общины.

Функции руководителя молитвы может исполнять любой благочестивый мусульманин, но в мечети им должен быть один и тот же человек, признаваемый общиной в этой роли. И. мечети часто является хатибом (имам-хатыб), лицом, читающим в мечети хутбу, т. е. проповедь, произносимую перед пятничной молитвой, во время жертвоприношения или по особым случаям. Имам-хатыб пользуется в общине большим влиянием. Авторитет И. не зависит от образования, но оно желательно для И. соборной мечети.

И. как глава общины обладает властными полномочиями, вытекающими из принципов исламского единства. Разделение значений понятия "И." отражает эволюцию ислама как конфессии, а близость их значений, временами доходящая до совпадения, определена сущностью ислама.

В первые годы ислама функции И. выполнял, совмещая оба значения, Мухаммед. Позднее это было характерно для ранних халифов. Разделение ислама на суннитскую (от арабского сунна - предание) и шиитскую (от арабского шиа - группировка, партия) ветви создало различия в толковании термина. С позиций суннизма И. явл. уполномоченным общины, опирающимся на волю общины и ее согласие (иджма). Глава общины совмещает светское и духовное правление, концентрируя власть для охраны ислама. Передача власти допустима по вненаследственному принципу, допускается ее концентрация в масштабах всего мусульманского мира. Глава всех мусульман, как это имело место при создании арабо-мусульманского гос-ва или во времена Османской империи, принимает титул халифа. Халиф по традиции признается И. как первое лицо в мусульманском мире.

В шиизме проповедуется божеств. сущность верховной власти и И. как такового. И. может быть только человек из рода Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда, и титул передается от отца к сыну путем особого указания. В крайних направлениях шиизма разработано учение о божеств. сущности И., о гос-ве истинной власти - имамате, о скрытом И. и его возвращении, когда будет восстановлена божеств. справедливость.

В рамках суфизма - мистико-аскетич. направления в суннитской традиции - возникло отношение к шейхам, т. е. главам суфийских братств, близкое к отношению к И. Шейх является муршидом (наставником), помогающим мюриду (ученику) двигаться по пути самосовершенствования. Особая, вооруженная, форма послушничества, возникшая на Кавказе, получила названия мюридизма.

В истории Рос. империи термин И. имел разл. звучание. С одной стороны, И. выступали в значениях, обозначенных в начале данной статьи. В рос., православном в своей основе, гос-ве с приматом светской власти, имелись мусульманские подданные, жившие в Поволжье, Крыму, Сибири и на Кавказе. В отношении с ними гос-во на начальном периоде практиковало подавление ислама (16-18 вв.), а с кон. 18 в. его инкорпорацию в административную систему империи. При таком подходе лица, выполнявшие функции морального объединения мусульманской общины, выпадали из поля зрения гос-ва. Власти было проще видеть главной фигурой служителя культа - муллу, к-рому можно было приписать черты православного священника.

С другой стороны, достаточно длительный период завоевания Кавказа Россией сделал термин И. популярным в стране. Имамами были главы мощного сопротивления горцев сев.-вост. Кавказа, создавших военно-религиозное гос-во, известное под названием "Имамат Чечни и Дагестана". Стержневой идеей был газават, т. е. вооруженная борьба за веру. Наиб. известен И. Шамиль, принявший этот титул от своих предшественников Гамзат-Бека и Гази-Магомеда. Последнего провозгласил И. знаменитый на Кавказе мюршид Магомед Яраглинский, принадлежавший к суфийскому ордену Накшбанди. Одним из последствий войны России с Имаматом Чечни и Дагестана было прочно осевшее в умах россиян представление о связи понятий газават и И.

В сов. время И. оставались неформальными лидерами в регионах распространения ислама. С кон. 1920-х гг., когда началось разрушение и закрытие мечетей и пострадала часть мусульманского духовенства, институт И. ушел в тень. Видными фигурами оставались имам-хатыбы крупных соборных мечетей.

Возрождение корпуса И. в исламских регионах России произошло на волне общего восстановления роли религии. Для настоящего времени характерно придание имамам офиц. статуса. В рамках Духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ отмечено формирование института И. - мухтасибов. (Мухтасиб - в странах ислама чиновник, наблюдающий за совершением норм шариата.) И.-мухтасиб обязан иметь указ Духовного управления, без к-рого он не имеет права читать проповеди, и не менее 3 дней в месяц вести просветительную работу.

На Сев. Кавказе также происходит процесс восстановления мечети как центра общины. Однако в общине помимо мусульманского лидера присутствуют еще несколько авторитетных фигур, в т. ч. хранители обычного права, а объектом поклонения помимо мечети часто являются могилы суфийских шейхов. Децентрализация внутриобщинного лидерства сопутствует высокому социальному статусу термина И., к-рый нац. сознание ряда кавказских народов связывает только с фигурой верховного лидера, руководящего газаватом. Часто данный термин применяется исключительно к историч. И. - Шамилю.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИМАМ (арабское), у мусульман:

1) руководитель богослужения в мечети;

2) светский и духовный глава общины.

Словарь церковнославянского языка

 имети

Евразийская мудрость от А до Я.

ИМАМ -

а) Духовный лидер мусульманской общины. В первые годы ислама функции имама выполнял сам пророк Мухаммад, затем - его наследники (халифы). После смерти последнего халифа Али в исламе возник раскол: часть мусульман (сунниты) сочла возможным избрать нового имама, в то время как другая часть (шииты) провозгласила, что имамом всех мусульман может быть только потомок Али, являющийся носителем особой наследственной благодати и религиозных таинств, которые передаются только родственникам Мухаммада. Согласно шиитскому вероучению, истинный имам является полномочным представителем Аллаха на земле и правителем всех мусульман как в «видимом», так и в «невидимом» мире. После смерти последнего прямого потомка Али в среде шиитских богословов возникло учение о «скрытом» имаме, который незримо руководит мусульманским миром через своих полномочных представителей - «людей веры» (см. Гайба). Таким образом, скрытый имам служит посредником между людьми и Аллахом; имам - это «ось», на которой вращается человеческий мир. б) Выборный представитель мусульманской общины, который руководит молитвой в мечети. Титул имама не является ни духовным саном, ни профессиональным званием; это общественная должность, соискатель которой должен иметь элементарное богословское образование и пользоваться авторитетом у верующих.

Словарь народов и культуры

Имам

(imam, араб. - предводитель), у мусульмансуннитов - титул выборного главы духовной общины, руководящего общей молитвой в мечети. Хотя И. обычно является лицо, имеющее теологич. образование, исполнение его обязанностей не требует спец. проф. навыков и руководить молитвой может любой уважаемый мусульманин. У мусульман-суннитов званием И. наделяются также правоверные халифы и все выдающиеся духовные наставники или религ. вожди. В шиитской доктрине (шииты) понятие И. является многозначным. Оно обозначает высшую степень духовного авторитета и законной светской власти, к-рыми пророк наделил прямых потомков Мухаммеда и Али либо И. времен Божественного водительства. Наиб, значит, шиитская секта, Итна Ашари, признает 12 законных И., причем с последним из них связываются милленаристские представления (милленаризм) о таинственно скрывшемся вожде, махди, к-рыи должен вернуться и восстановить первонач. чистоту исламских идеалов; носителем его функций и власти является муджтахид или аятолла. И. считаются существами полубожественными, хранителями тайного мистического знания и источниками духовного обновления; без их присутствия, явного или тайного, мир не смог бы существовать. У мусульман-шиитов для придания законности (легитимность) светской власти обычно устанавливается принадлежность правителя к системе имамата.

Сборник слов и иносказаний

имам (высший чин магометанского духовенства)

Ср. Гусман тотчас же побежал к имаму, т.е. попу.

Лесков. Вдохновенные бродяги. 11.

Ср. Imam (арабск.) - предстоятель.

Орфографический словарь

има́м, -а

Словарь ударений

има́м

Формы слов для слова имам

има́м, има́мы, има́ма, има́мов, има́му, има́мам, има́мом, има́мами, има́ме, има́мах

Синонимы к слову имам

сущ., кол-во синонимов: 3

Архаизмы

Имам - я имею

Морфемно-орфографический словарь

има́м/.

Грамматический словарь

има́м мо 1a

Этимологический словарь

Заимств. в XVI в. из татар. яз., где имам < араб. imam «имам» < «начальник», производного от amma «идти впереди, вести» (ср. глава (1) правительства, вождь и т. п.).

има́м

"настоятель мечети" (Л. Толстой и др.). Заимств. из тур., тат., чагат. imam "магомет. священник" (Радлов 1, 1573).

Словарь галлицизмов русского языка

ИМАМ а, м. imam, iman m. <, араб. imam. Духовный глава мусульман. БАС-1. Има Кули Бег, чие то было имя Наипа. Соймонов КМ 1 231. // Сл. 18. С нами был весьма богоязливый и мягкосердечный Имам, который сказал им <янычарам> преразумную проповедь. Кандид 47. // Сл. 18. Вот идет Иман нашего прихода! Он почитается строжайшим исполнителем Алкорана. БГ 1 24. // Сл. 18. <Сестра> дала обещание, если выздоровеет, выдать дочь свою не иначе как за потомка Пророка, за имама. Марл. Мулла-Нур. Мавританские имамы и эмиры в русском закадровом тексте величают друг друга "милордами". ИК 1999 3 120. || Мулла, руководящий молитвой в мечети. БАС-1. - Лекс. Ян. 1803: имам, иман; Даль-3: има/м.

Словарь иностранных слов

ИМАМ (араб., от amma - предводительствовать). 1) духовное лицо у магометан. 2) у арабов - владетельный князь, он же и духовный глава.

Сканворды для слова имам

- Почётное звание крупных религиозных деятелей.

- Распорядитель в мечети.

- Служитель в мечети.

- Верховный правитель мусульман.

- Верховный глава шиитов.

- Главный мулла в мечети.

Полезные сервисы

имам-халиф

Слитно. Раздельно. Через дефис

има/м-хали/ф, има/ма-хали/фа

Полезные сервисы

имам-эфенди

Словарь иностранных слов

Духовное магометанское лицо в серале.

Полезные сервисы

имама

Словарь иностранных слов

ИМАМА [арабск.] - чалма, мужской головной убор мусульман, состоящий из шапочки и обвязываемого вокруг нее полотнища. Для обозначения и. существует ряд слов: перс. тюрбан, тур. сарык, тат. чалма и др. Обычай носить такой головной убор восходит к быту жителей древней Аравии, но имеет, вероятно, более глубокие корни.

Сканворды для слова имама

- Чалма, мужской головной убор мусульман, состоящий из шапочки и обвязываемого вокруг неё полотнища.

Полезные сервисы

имамат

Толковый словарь

м.

1. Общее название мусульманского теократического государства.

2. Государство в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х годов XIX в. в период борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма.

Энциклопедический словарь

Имама́т - 1) общее название мусульманского теократического государства.

2) Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в конце 20-х гг. XIX в. во время борьбы народов Северного Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

* * *

ИМАМАТ - ИМАМА́Т,

1) общее название мусульманского теократического государства.

2) Государство мюридов (см. МЮРИДЫ) в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (см. ШАМИЛЬ) (1834-59).

Большой энциклопедический словарь

ИМАМАТ -..1) общее название мусульманского теократического государства

2)] Государство мюридов в Дагестане и Чечне, возникшее в кон. 20-х гг. 19 в. во время борьбы народов Сев. Кавказа против колонизаторской политики царизма. Имамы: Гази-Магомет (1828-32), Гамзат-бек (1832-34), Шамиль (1834-59).

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИМАМАТ,

1) общее название мусульманского теократического государства.

2) Государство, возникшее в Дагестане и Чечне в конце 20-х гг. 19 в. во время борьбы горцев Кавказа против российской армии. Имамы: Гази-Магомет (1828 - 32), Гамзат-бек (1832 - 34), Шамиль (1834 - 59).

Орфографический словарь

имама́т, -а

Словарь ударений

имама́т

Формы слов для слова имамат

имама́т, имама́ты, имама́та, имама́тов, имама́ту, имама́там, имама́том, имама́тами, имама́те, имама́тах

Морфемно-орфографический словарь

имам/а́т/.

Грамматический словарь

имама́т м 1a

Сканворды для слова имамат

- Общее название мусульманского теократического государства.

Полезные сервисы

имамитский

Орфографический словарь

имами́тский

Полезные сервисы

имамиты

Орфографический словарь

имами́ты, -ов, ед. ч. имами́т, -а

Полезные сервисы

имамский

Толковый словарь Ожегова

ИМА́М, -а, м. Глава мусульманской общины.

Полезные сервисы

имаму

Африканские имена

(м) - духовный гид

Полезные сервисы

имамура сёхей

Энциклопедический словарь

Имаму́ра Сёхей (р. 1926), японский кинорежиссёр. В кино с 1951. Фильмы: «Украденная страсть» (1958), «Японское насекомое» (1963), «Месть принадлежит нам» (1979), «Легенда о Нараяме» (1983) и др. От социальной направленности и документальной стилистики постепенно перешёл к фольклорным мотивам и метафорической образности. В 1975-79 преподавал в основанной им киношколе.

Большой энциклопедический словарь

Имаму́ра Сёхей (р. 1926), японский кинорежиссёр. В кино с 1951. Фильмы: «Украденная страсть» (1958), «Второй братец» (1959), «Свиньи и броненосцы» (1961), «Японское насекомое» (1963), «Месть принадлежит нам» (1979), «Легенда о Нараяме» (1983) и др. От социальной направленности и документальной стилистики постепенно перешёл к фольклорным мотивам и метафорической образности. В 1975—79 преподавал в основанной им киношколе.

Полезные сервисы

имамы

Словарь церковнославянского языка

 глаг. мн.ч. 1 л. имеем. См. 

Архаизмы

Имамы - мы имеем

Полезные сервисы

имамь

Этимологический словарь

име́ть, цслав., ст.-слав. имамь, имѣти, сербохорв. ѝма̑м, ѝмати, словен. imȃm, imė́ti, чеш. mám, míti, польск. mam, mieć, в.-луж. mam, měć, н.-луж. mam, měś, полаб. mom, met; см. Розвадовский, RS 7, 9. Связано с праслав. *jьmǫ: *jęti; см. Мейе-Вайан 203; Педерсен, Kelt. Gr. 2, 407; Видеман, АК. 73; Ван-Вейк, ZfslPh 6, 70 и сл.; Френкель, ZfslPh 20, 255 и сл. Не обязательно исходить из āi, вопреки И. Шмидту (Kritik 144 и сл.). См. возьму́. Исходная форма *ьmnāmь для имамь, вопреки Фирлингеру (KZ 27, 559), Педерсену (IF, 2, 304; KZ 38, 348 и сл.), сомнительна в фонетическом отношении и вообще невероятна; см. против Бернекер 1, 425; И. Шмидт, там же; Ван-Вейк, там же; Видеман, AfslPh 10, 655 и сл. Во всяком случае, отношение а:ě является древним. Име́ю - новообразование от име́ть; см. Ван-Вейк, там же; Френкель, там же. См. име́ю, е́млю.

Полезные сервисы