Инь-ян - основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское - мужское, пассивное - активное, холодное - горячее и т. д.). Учение о силах инь-ян систематизировано в приложении к «Книге перемен» («И цзин»), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов (иньянцзя). Инь-ян понимаются как полярные модальности единого субстанциального начала - пневмы (ци), а этапы их зрелости соотносятся с «пятью стихиями» (дерево, огонь - ян; земля - нейтральна; металл, вода - инь). В неоконфуцианстве инь-ян - проявления покоя или движения единой субстанции - Великого Предела (тайцзи).
инь-ян
Энциклопедический словарь
Энциклопедия Кольера
Одна из пар основополагающих категорий китайской философии, выражающая идею универсальной дуализированности мира и конкретизирующаяся в неограниченном ряду оппозиций: темное и светлое, пассивное и активное, мягкое и твердое, внутреннее и внешнее, нижнее и верхнее, женское и мужское, земное и небесное и т.д. Этимологические значения инь-ян - теневой и солнечный склоны холма или берега реки. В Го юй (5-3 вв. до н.э.) инь-ян впервые представлены как две ипостаси "пневмы" (ци1) - соответственно "земная" и "небесная", нарушение порядка взаимодействия которых приводит к стихийным бедствиям и смутам. В Гуань-цзы (4-3 вв. до н.э.) с взаимодействием инь-ян сопряжены смена времен года, дня и ночи. В Чжуан-цзы (4 в. до н.э.) инь-ян связаны с категориями Дао дэ цзина "покой" и "движение" (см. ДУН-ЦЗИН).
В традиционной космогонии появление инь-ян знаменует собой первый шаг от недифференцированного ("хаотического" - хунь дунь) единства первозданной "пневмы" к многообразию всей "тьмы вещей" (вань у) (Дао дэ цзин). В процессуальном аспекте главный закон инь-ян - дао, т.е. их взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: "одно инь1, одно ян1 - это и есть дао" (Си цы чжуань, 4 в. до н.э.). Наивно-диалектические представления отражены и в субстанциальном осмыслении инь-ян: каждое из этих противоположных начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Данный принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь-ян и т.д. Эта теория универсального дуализма сформировалась в середине I тысячелетия до н.э. и впервые была систематически изложена в Чжоу и, где инь-ян названы "двумя образцами" (лян и), рожденными "Великим пределом" (тай цзи), и отождествлены с элементарными компонентами гексаграмм (см. ГУА) - прерванной и целой чертами соответственно. Наибольшее развитие она получила в школе инь-ян цзя, а Дун Чжуншу (2 в. до н.э.) была синтезирована с учением о "пяти элементах" (у син1), что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений. Уже в Си цы чжуани действие инь-ян было конкретизировано в ряду понятийных оппозиций, в том числе распространявшихся на общественные и семейные отношения, а Дун Чжуншу перенес идею инь-ян также на категории социальной оценки - моральные качества, награды и наказания: "Все дурное исчерпывается в инь1, все доброе - в ян1"; "в ян1 - высокое начало, в инь1 - низкое" (Чунь цю фань лу). Чжоу Дуньи (11 в.) связал рождение инь-ян с динамикой "движения" и "покоя" собственно "Великого предела" как своего рода программы упорядоченного развития мира. В неоконфуцианстве в целом постулировалась субстанциальность инь-ян, реализующихся в "пневме". Ван Чуаньшань (17 в.) акцентировал "взаимопроникновение" инь-ян, объясняя им относительную устойчивость субстанциальных образований. Ныне концепция инь-ян продолжает играть важную роль в теории китайской медицины.
ЛИТЕРАТУРА
Древнекитайская философия, тт. 1-2. М., 1972-1972 Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990 Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994 Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998
Иллюстрированный энциклопедический словарь
ИНЬ-ЯН, основные понятия древнекитайской натурфилософии, универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга силы (женское - мужское, пассивное - активное, холодное - горячее и т.д.). Учение о силах инь-ян систематизировано в приложениях к "Книге перемен" ("И цзин"), приписываемых Конфуцию, и развито в школе натурфилософов (иньянцзя).
Евразийская мудрость от А до Я.
ИНЬ-ЯН
(кит.): основополагающие категории китайской философии, рассматриваемые только в паре. Выражаюг идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду оппозиций: темное - светлое, женское мужское, тьма - свет, покой вижение, земное - небесное и т.д. Инь-ян - космические начала, организующие жизнь во Вселенной. В процессуальном аспекте главный их закон - дао, т.е. взаимопревращение по достижении определенной фазы развития: «одно инь, одно ян - это и есть дао». Субстанциональное осмысление инь-ян включает диалектическое представление о том, что каждое из этих начал содержит в себе потенцию другого. Таким образом, модель инь-ян определяет не только развитие, но и устройство всего сущего в мире. Этот принцип полярной дуализации реализуется на всех уровнях существования объектов: и любая сторона инь, и любая сторона ян в свою очередь делятся на инь и ян, и т.д. Теория универсального дуализма инь-ян была синтезирована с учением о «пяти элементах, что в дальнейшем стало основой практически всех философских и научных построений в Китае.