Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

казаков

Грамматический словарь

Казако́в ф. <мс 1а> (архитектор)

Словарь русских фамилий

КАЗАКОВ КОЗАКОВ КОЗАК КАЗАК КАЗАКЕВИЧ КАЗАЧЕНКО КОЗАЧЕК КОЗАЧЕНКО

Предки многих Казаковых никакого отношения к казачеству не имели. Казаком кое-где называли

1. бойкого, удалого человека, а также

2. батрака, который нанимался на год. (Ф). Кроме того казаком кое-где называли гонца, конного рассыльного. И наконец, название казак носит сибрская пташка и растение ископыть. (Э) Основой фамилии послужило русское слова козак/казак заимствованной из тюркских языков. Основой может быть слово, имеющее несколько значений в разных тюркских языках, от "скитаться, бродить" и смелый, проворный" до "зверь, отлучившийся от стада" и "неженатый, холостой". Все значения семантичнски сходны между собой и имеют общую семантику "независимый человек".(Б) Козаковы. От Якова Козака, старшего сына Ивана Кошки-Голтяя, внука Андрея Кобылы (Веселовский 1969, с. 149 - 150). Дворяне с 1613 года (ОГДР, III, с. 85). По Н.А.Баскакову (1979, с. 132), фамилия от тюркского казак "свободный, вольный человек". (СТ) В "Ономастионе" Веселовский: Казак, Казаковы Ч очень распространено; Яков Иванович Казак Кошкин, боярин, первая по ловина XV в.

Сканворды для слова казаков

- Российский актёр, исполнивший роль Полежайкина в телесериале «Папины дочки».

- Русский зодчий, автор Петровского дворца в Москве.

- Русский архитектор, который в годы правления Екатерины II перестроил центр Москвы в палладианском стиле.

Полезные сервисы

казаков валерий петрович

Энциклопедический словарь

Казако́в Валерий Петрович (р. 1934), физикохимик, член-корреспондент РАН (1990). Основные труды по хемилюминесценции и люминесценции кристаллов, твердофазным низкотемпературным химическим реакциям, химическим соединениям ксенона.

* * *

КАЗАКОВ Валерий Петрович - КАЗАКО́В Валерий Петрович (р. 1934), российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по хемилюминесценции и люминесценции кристаллов, твердофазным низкотемпературным химическим реакциям, химии соединений ксенона.

Большой энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Валерий Петрович (р. 1934) - российский физикохимик, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по хемилюминесценции и люминесценции кристаллов, твердофазным низкотемпературным химическим реакциям, химии соединений ксенона.

Полезные сервисы

казаков владимир васильевич

Энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Владимир Васильевич - КАЗАКО́В Владимир Васильевич (1938-88), русский писатель. В прозе, стихах и пьесах, основанных на абсурдизме, игре слов, гротеске, обращается к темам человеческой отчужденности, одиночества, жестокости общепринятых жизненных норм. Книги: «Мои встречи с Владимиром Казаковым» (1972), «Ошибка живых» (1976), «Случайный воин» (1978), «От головы до звезд» (1982), «Жизнь прозы» (1982) и др.

Большой энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Владимир Васильевич (1938-88) - русский писатель. В прозе, стихах и пьесах, основанных на абсурдизме, игре слов, гротеске, обращается к темам человеческой отчужденности, одиночества, жестокости общепринятых жизненных норм. Книги: "Мои встречи с Владимиром Казаковым" (1972), "Ошибка живых" (1976), "Случайный воин" (1978), "От головы до звезд" (1982), "Жизнь прозы" (1982) и др.

Полезные сервисы

казаков матв. фед

Гуманитарный словарь

КАЗАКО́В Матв. Фед. (1738-1812) - архитектор. Учился с 1751 в архит. школе у Д. В. Ухтомского, затем у П. Р. Никитина; в 1760 произведен в "прапорщики архитектуры". Работал под рук. П. Р. Никитина в Москве, с 1763 в Твери, где создал первые постройки (Путевой дворец Екатерины II, перестроен из быв. Архиерейского дома, ряд жилых домов). С 1768 работал с В. И. Баженовым, был его главным помощником в разработке проекта Кремлевского дворца, в 1775 произведен в архитекторы. Наряду с Баженовым, К. искал пути синтеза европ. и рус. архитектуры, воплощением чего стала уже его первая значит. постройка: Петровский подъездной дворец (1775-82), где классич. симметричная композиция сочетается с др.-рус. и готич. декором. Это здание стоит у истоков рус. псевдоготики, как и одновременно начатый Баженовым ансамбль Царицына, перестройка которого с 1787 велась К. в том же стиле, но осталась неоконченной.

В большинстве своих работ К. воплотил основной стиль своей эпохи - классицизм. Кроме Никитина и Баженова, на формирование манеры К. оказали влияние работы Ж.-Б. Валлен-Деламота, труды А. Палладио и Ж.-Ф. Блонделя. В 1776-88 он построил здание Сената в Моск. Кремле, органически включив его в древний ансамбль. Тогда же (1786) К. реконструировал Лобное место на Красной площади.

К. построил в Москве множество богатых барских усадеб, определивших стиль жизни моск. аристократии. Среди них дом-усадьба Демидова в Гороховском пер. (1779-81) со знаменитыми "Золотыми комнатами", дома Губина на Петровке (1780-е гг.), Барышникова (1797-1802). Интерьеры, созданные К. в этих зданиях, принадлежат к числу лучших в классицизме (но мало известны, т. к. практически все они были недоступны для посещения).

Усадебная композиция применена К. также в стр-ве многих обществ. зданий, став тем самым характернейшей чертой градостроения Москвы классического периода. В 1786-93 К. построил здание Моск. ун-та, к-рое после пожара 1812 было перестроено Д. Жилярди, переведшим его из ионического ордера в дорический, и сохранило лишь общую композицию К. В 1780-90 (с перерывами) К. переделывал особняк на углу Охотного ряда и Б. Дмитровки, приобретенный моск. дворянством для Благородного собрания, создав в нем знаменитый двусветный Белоколонный зал с коринфской колоннадой, поддерживающей хоры, и отличающийся исключительным благородством пропорций без каких-либо декоративных деталей. Зал стал эталоном парадного зала, и его архитектурный тип многократно воспроизводился не только в эпоху классицизма, но и позднее (широко известен как "Колонный зал Дома Союзов").

В 1796-1801 К. создал на Б. Калужской ул. Голицынскую больницу. Это здание, в отличие от прежних, решено в формах строгого классицизма, которые получили развитие в 19 в.

К. занимался гравюрой и рисунком, проектировал предметы дворцовой обстановки, руководил созданием серии из 13 "Архит. альбомов", запечатлевших наиболее значит. здания, возведенные им самим и др. архитекторами. Организовал в 1780-х гг. архит. училище при Экспедиции кремлевского строения (выпускники И. В. Еготов, О. И. Бове, Е. Д. Тюрин и др.).

Наряду с Дж. Кваренги, Н. А. Львовым, П. Р. Никитиным, И. Е. Старовым К. является создателем стиля екатерининского классицизма, и его деят-ность в этом ряду сформировала классический характер застройки Москвы кон. 18 в.: известно выражение "казаковская Москва".

В 1801 К. по болезни вышел в отставку.

Лит.: Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957; Гейдор Т. И. Архитектор М. Ф. Казаков. М., 1987.

М. Ф. Казаков

М. Ф. Казаков

Полезные сервисы

казаков матвей фёдорович

Энциклопедический словарь

Казако́в Матвей Фёдорович (1738-1812), архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-1787), университет (1786-1793), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-1791), Губина (1790-е гг.), неоготический Петровский дворец (1775-1782). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Благородного собрания). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

М. Ф. Казаков.

* * *

КАЗАКОВ Матвей Федорович - КАЗАКО́В Матвей Федорович (1738-1812), русский архитектор, один из основоположников русского классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический (см. ПСЕВДОГОТИКА) Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

* * *

КАЗАКО́В Матвей Федорович [1738, Москва - 26 октября (7 ноября) 1812, Рязань], русский архитектор, один из основоположников классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в русской архитектуре 18 в. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства. Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Годы ученичества

Родился в семье копииста главного Комиссариата. Его отец был выходцем из крепостных, семья постоянно бедствовала. В 1751 после смерти отца мать определила 12-летнего Матвея в архитектурную школу известного зодчего князя Д. В. Ухтомского (см. УХТОМСКИЙ Дмитрий Васильевич), откуда в 1760 он с чином «архитектурии прапорщика» был переведен в мастерскую городового архитектора П. Р. Никитина. Участвовал в работах по строительству Головинского дворца, восстановлению Черниговского собора и церкви Спаса «на бору». Первая крупная работа была связана с восстановлением Твери после пожара 1763: участвовал в составлении плана города, проектировал и строил Путевой дворец для Екатерины II (см. ЕКАТЕРИНА II) (1763-67).

В 1768 произошло событие, определившее дальнейшую творческую судьбу Казакова - он начал работать с В. И. Баженовым (см. БАЖЕНОВ Василий Иванович) в «Экспедиции строения Кремлевского дворца» (в чине «заархитектора»). С этого времени все его работы были связаны с Москвой.

Работа с Баженовым для начинающего архиՐڑޑРбыла прекрасной школой и способствовала глубокому освоению принципов применения классических форм и пропорций, что повлияло на его дальнейшую деятельность. Казаков стал соавтором Баженова при разработке проекта оформления Ходынского поля для празднования заключения Кючук-Кайнарджийского мира (см. КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ МИР).

Начало самостоятельной работы

В 1775, став полноправным архитектором, Казаков получил право на самостоятельную работу. Это было время становления классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ) в русской архитектуре. Одной из первых крупных самостоятельных работ зодчего было строительство здания Сената в Московском Кремле (1776-87) - монументального сооружения, треугольного в плане. При его строительстве Казаков впервые в России применил купольное покрытие большого диаметра. Возвышающаяся над Кремлевской стеной ротонда с куполом (над центральным залом Сената) стала акцентировать поперечную ось Красной площади (см. КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ).

Вторым крупным сооружением Казакова был Московский университет (1786-93), ставший одним из опорных сооружений в системе центральных площадей города (позже перестроен Д. И. Жилярди (см. ЖИЛЯРДИ Дементий Иванович)). По поручению императрицы Казаков возвел подъездной дворец - Петровский замок (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82), в декоре фасадов которого при сохранении классической основы здания были использованы псевдоготические и древнерусские элементы.

Одновременно со строительством университета Казаков занимался перестройкой дома князя Долгорукого-Крымского в Охотном ряду (ныне Колонный зал Дома Союзов). Перекрыв внутренний двор дома и расположив по периметру великолепные колонны коринфского ордера (см. КОРИНФСКИЙ ОРДЕР), он превратил его в парадный Колонный зал. Основные конструкции зала, выполненные из дерева, в значительной степени способствовали его прекрасной акустике (после пожара 1812 перестроен учеником Казакова архитектором А. Бакаревым).

Творческий расцвет

В работах Казакова органично сочетаются широта градостроительных начинаний, рациональность плановых построений с возвышенностью архитектурных образов. Его талант в наибольшей степени раскрылся в многочисленных проектах жилых домов и усадеб. Они свидетельствуют не только о высоком профессиональном мастерстве зодчего, но и о своеобразии его художественного языка. Эти постройки в значительной степени определили облик допожарной Москвы, в частности, Тверской улицы (дома: московского главнокомандующего, Бекетова, князя С. Голицына, Ермолова и др.), и повлияли на масштаб и характер ее дальнейшей застройки.

Расцвет творчества Казакова приходится на 1780-90-е гг., когда им были построены десятки частных дворянских особняков, усадеб, общественных зданий, церквей. Среди них: усадьба Демидова в Петровском-Алабине, дом заводчика М. И. Губина на Петровке (1790-е гг.), усадьба Барышникова на Мясницкой (1797-1802), Голицынская (ныне 1-я городская; 1796-1801) и Павловская больницы (1802-07) и др.

Особенностью их композиционного построения является двуплановость, когда главный корпус располагается в глубине обширного двора, а арки ворот, флигели, ограды выходят на красную линию (см. КРАСНАЯ ЛИНИЯ) улицы. Здания, основная часть которых акцентируется портиками большого ордера и куполами, отличаются простым четким планом и скупостью декора. Выразительность интерьера достигается не только использованием большого ордера (см. ОРДЕР (в архитектуре)), как в Колонном зале, но и введением скульптуры (Сенат, университет), а также живописностью декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова, 1779-91). Целостные пластичные архитектурные формы преобладают и в культовых сооружениях Казакова (церкви: Филиппа Митрополита, 1777-88, Вознесения, 1790-93, Косьмы и Дамиана, 1791-1803, - все в Москве).

Последние годы

По распоряжению императрицы Казаков сменил Баженова на строительстве императорской усадьбы в Царицыне (см. ЦАРИЦЫНО) (1786), где возвел новое здание дворца, оставшееся недостроенным.

В 1800-04 работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов (13) наиболее значительных московских зданий. Сохранилось несколько «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 «партикулярных строений» самого архитектора и его современников. Благодаря альбомам можно проследить эволюцию типов московского жилого дома и усадьбы.

Организовал архитектурную школу при «Экспедиции кремлевского строения», откуда вышли многие выдающиеся зодчие (И. В. Еготов (см. ЕГОТОВ Иван Васильевич), О. И. Бове (см. БОВЕ Осип Иванович) и др.).

Автор многочисленных акварельных рисунков, архитектурных чертежей, офортов: «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (1774-75; тушь, перо), «Строительство Петровского дворца» (1778; тушь, перо), виды Коломенского дворца (1778, тушь, перо).

С началом Отечественной войны 1812 года (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года) 74-летний зодчий был эвакуирован в Рязань, где и скончался.

Полезные сервисы

казаков матвей федорович

Большой энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738-1812) - российский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776-87), университет (1786-93), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796-1801), дома-усадьбы Демидова (1779-91), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775-82). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Полезные сервисы

казаков николай (миклай) иванович

Энциклопедический словарь

Казако́в Николай (Миклай) Иванович (1918-1989), поэт, народный поэт Марийской АССР (1960). Сборники лирических стихов (в том числе «Поэзия - любимая подруга», 1950; Государственная премия СССР, 1951); стихи для детей.

Большой энциклопедический словарь

Казако́в Николай (Миклай) Иванович (1918—1989), поэт, народный поэт Марийской АССР (1960). Сборники лирических стихов (в том числе «Поэзия — любимая подруга», 1950; Государственная премия СССР, 1951); стихи для детей.

Полезные сервисы

казаков николай иванович

Энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Николай Иванович - КАЗАКО́В Николай (Миклай) Иванович (1918-89), марийский поэт, народный поэт Республики Марий Эл (1960). Сборники лирических стихов (в т. ч. «Поэзия - любимая подруга», 1950; Государственная премия СССР, 1951); стихи для детей.

Большой энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Николай (Миклай) Иванович (1918-89) - марийский поэт, народный поэт Республики Марий Эл (1960). Сборники лирических стихов (в т. ч. "Поэзия - любимая подруга", 1950; Государственная премия СССР, 1951); стихи для детей.

Полезные сервисы

казаков юр. пав

Гуманитарный словарь

КАЗАКО́В Юр. Пав. (1927-82) - писатель. Род. в Москве, в семье рабочих. Окончил Моск. конс. (1946-51), работал в оркестре музыкантов. Начал печататься в 1953, тогда же поступил в Лит. ин-т им. Горького (окончил в 1958). Писал в осн. рассказы (сб. "Арктур - гончий пес", 1957; "Манька", 1958; "На полустанке", 1959; "По дороге", 1961; "Двое в декабре", 1966; "Осень в дубовых лесах", 1969; "Северный дневник", 1973; "Во сне ты горько плакал", 1977 и др.), мн. из к-рых поэтич. описывают сев. рус. дер. Продолжатель традиций И. Бунина, А. Чехова, М. Пришвина, К. Паустовского. Великолепный стилист. Его муз., созерцат. и в то же время глубоко лирич. проза принадлежит к числу лучшего, что было создано рус. лит-рой в 50-60-е гг. Занимался также переводч. деят-ностью (образцовым признан его пер. с казахского ром.-эпопеи А. Нурпеисова "Кровь и пот").

Полезные сервисы

казаков юрий иванович

Энциклопедический словарь

Казако́в Юрий Иванович (р. 1924), баянист, народный артист СССР (1985). С 1958 солист Москонцерта. Исполнитель-виртуоз, способствовал утверждению баяна как сольного инструмента.

* * *

КАЗАКОВ Юрий Иванович - КАЗАКО́В Юрий Иванович (р. 1924), российский баянист, народный артист СССР (1985). С 1958 солист Москонцерта. Исполнитель-виртуоз, способствовал утверждению баяна как сольного инструмента.

Большой энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Юрий Иванович (р. 1924) - российский баянист, народный артист СССР (1985). С 1958 солист Москонцерта. Исполнитель-виртуоз, способствовал утверждению баяна как сольного инструмента.

Полезные сервисы

казаков юрий павлович

Энциклопедический словарь

Казако́в Юрий Павлович (1927-1982), русский писатель. В прозе (сборник рассказов «На полустанке», 1959, «Во сне ты горько плакал», 1977; очерковая книга «Северный дневник», 1961-1973), стилистически тяготеющей к традиции русской классики, - тонкий психологический рисунок, мир душевных рефлексий и любовно-созерцательное отношение к природе. Книга «Две ночи. Проза. Заметки. Наброски» (опубликована в 1986).

* * *

КАЗАКОВ Юрий Павлович - КАЗАКО́В Юрий Павлович (8 августа 1927, Москва - 29 ноября 1982, там же), русский писатель, автор лирико-психологической прозы, продолжающей традиции русской классики (А. Чехов, И. Бунин). Его рассказы оказали в 1960-70-е гг. большое влияние на современную прозу.

Начало пути

Родился в семье рабочего, детство провел на Арбате. В 1933 отец был арестован за то, что слышал рассказ о зверствах во время коллективизации на Тамбовщине, о сопротивлении крестьян и не донес. Лишившись отца, семья бедствовала. Учился Казаков в строительном техникуме, затем в музыкальном училище им. Гнесиных (окончил в 1951), играл на контрабасе в оркестрах, в 1958 закончил Литературный институт им. М. Горького.

Публиковаться начал в 1952. Первые книги («Тэдди», 1957; «Манька», 1958) вышли в Архангельске, сборник «На полустанке» (1959) в Москве. Огромное впечатление произвела на Казакова проза жившего в эмиграции И. Бунина, которого в СССР начали печатать только в середине 1950-х. Строй фразы, ритм, пластика бунинского стиля настолько сильно повлияли на Казакова, что ему пришлось приложить немало усилий, чтобы освободиться от подражательности.

Очарованные души

В раннем рассказе «Ночь» рассказчик случайно набредает на огонь в лесу. Ночь, двое подростков у костра, где-то за деревьями плеск реки, непритязательный разговор ребят. Старший из подростков, работающий лебедчиком на лесосплаве, не только остро и глубоко чувствует природу, но еще и наделен талантом музыканта. Его заветная мечта, которой он доверчиво делится с едва знакомым человеком, - сочинить «одну вещь» про ночь, про ее таинственность и прелесть, тишину, гуд сосен... Эта музыка близка рассказчику, как и отзывчивость, чуткость и щедрость доверчиво открывающегося сердца. Именно такие очарованные души влекли к себе Казакова. Очарованные жизнью, ее волшебством и таинством.

Счастье

Счастье - ключевое слово в прозе Казакова. Герой рассказа «На острове» ревизор Забавин говорит: «Надеются обычно на будущее... Надеются на будущее и живут мелко, суетливо, неинтересно... Живут, не видя рядом ничего хорошего, ругают жизнь, уверенные в том, что вот настанет пора и придет счастье. Все так, и вы так, и я... А между тем счастье у нас во всем, везде...»

Многим героям Казакова передоверен авторский дар «услышать жизнь» - тот глубинный контакт с бытием, который по-настоящему выразим только музыкой. И в прозе Казакова музыкальность становится одним из главных стилеобразующих факторов. Это не значит, что Казаков не обращал внимания на жизненные коллизии. Однако для него важен не столько сюжет, сколько особая настроенность души, благодаря которой мир как бы открывается заново.

Во многих рассказах писателя происходит такое открытие. В «Тэдди» (1956) просыпающийся постепенно инстинкт возвращает сбежавшему из цирка медведю утраченные за годы неволи навыки лесной жизни и вместе с ним «великий, таинственный смысл жизни». Вместе с пробуждением охотничьего инстинкта обретает смысл жизни и слепой гончий пес Арктур («Арктур - гончий пес», 1957): ему дано как бы иное зрение, возвращающее радость бытия.

Полюбив, заново открывает мир Алеша, герой рассказа «Голубое и зеленое» (1956). Казакова волнует поэзия первого чувства, пробуждающего в человеке все душевные силы и резко обостряющего восприятие. Потому и мир в его рассказах предстает в колдовском разнообразии подробностей - красок, запахов и т. д.

Русский Север

В конце 1950-х гг. Казаков попадает на русский Север, очаровавший его и ставший источником многих его сюжетов. Здесь он пишет рассказы «Манька», «Некрасивая», «Никишкины тайны», «На острове» и др. Высоко оцененные рядом крупных писателей (К. Паустовский (см. ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич), Ю. Олеша (см. ОЛЕША Юрий Карлович) и др.), они были враждебно встречены официозной частью литературной критики, а после публикации в журнале «Октябрь» (1959, № 7) рассказа «Трали-вали» (в журн. публикации «Отщепенец») - о певце-самородке, погубившем свой талант, Казакову надолго был закрыт вход в литературно-художественные журналы.

В 1960 он пишет очерки о русском Севере, составившие книгу «Северный дневник» (1961), где репортерская информативность и лаконичность сочетаются с характерным для писателя лиризмом и поэтичностью, а мысль об исполнении своего долга, «тихом мужестве» ее героев, тружеников-поморов, является ведущей. Позже эти путевые заметки выйдут под одной обложкой с «северными» же рассказами (1973). Романтика странствий всегда влекла Казакова, а поездки на Север стали для него своего рода отдушиной в периоды творческого спада, возможностью «что-то такое повидать, испытать какое-то счастье» («О мужестве писателя», 1966).

Зрелость

В 1961 по инициативе К. Паустовского вышел единственный выпуск альманаха «Тарусские страницы», где были опубликованы рассказы Казакова «Запах хлеба», «В город», «Ни стуку, ни грюку». Альманах подвергся разгромной критике, обвинявшей его авторов в безыдейности и очернительстве, был изъят из библиотек.

В начале 1960-х гг. Казаков пишет рассказы, ставшие классикой русской лирической прозы: «Осень в дубовых лесах», «Двое в октябре», «Адам и Ева», «Плачу и рыдаю» и др. За каждым из них просматриваются разные ветви тогдашней русской прозы - «деревенская», «городская», «лирико-психологическая» и т.д. Писатель как бы синтезировал их в своем творчестве, затрагивая такие важнейшие темы, как любовь, смерть, столкновение с пошлостью, отношение к природе, поиск человеком самого себя и более полного бытия, которые позже выдвинутся в центр литературного сознания. Он как бы предвосхитил их общественную значимость, хотя тогда ему не раз предъявляли упреки в асоциальности, абстрактном гуманизме, декадентстве и прочих грехах.

Главное в его творчестве - именно глубинное чувство самоценности жизни и законности устремления человека к счастью. Послевоенный человек в его произведениях словно заново обретал вкус к жизни, учился жить и быть счастливым. Казаков в своих рассказах открывал то, что, в сущности, давно уже было открыто, но заслонено, отодвинуто трудными, суровыми годами, - теплоту и красоту обычной жизни с ее малыми, но, по сути, великими радостями и утешениями. Он находил поэзию в вещах самых непритязательных и будничных, но необходимых, как вода, воздух, хлеб, поэтизировал человеческие чувства, возвращая им утраченное значение.

Жизнь, по мысли писателя, даже принося страдания, все равно - радость. И в душе юного героя рассказа «Голубое и зеленое», чья первая любовь терпит крушение, все равно живет, несмотря на боль, благодарность за испытанное, обогатившее его чувство - благодарность к жизни. Поэтому и рассказ оставляет светлое впечатление. Человеческая душа оказывается способной подняться над болью, возвыситься над обидой - преодолеть их именно ощущением своей приобщенности к великой и могущественной стихии жизни.

Последние рассказы

Со второй половины 1960-х гг. Казаков переживает творческий кризис. Для заработка он переводит трилогию казахского писателя А. Нурпеисова «Кровь и пот», посвященный событиям времен Первой мировой и гражданской войны на Арале. Лишь в 1970-е гг. он создает свои вершинные рассказы - «Свечечка» (1974) и «Во сне ты горько плакал» (1978), где главной темой становится глубокое переживание драматизма жизни.

В «Свечечке» рассказчик с печалью говорит о тоске, о чернеющей предзимней земле и своей нелюбви к темноте, к ранним осенним сумеркам, к серым дням, к поздним рассветам. Но сквозь тоску пробивается что-то иное, звучит все громче, набирая силу к финалу рассказа, - и вот уже слышны только счастье и радость жизни, и тем пронзительней эти аккорды, что в них вплетены звуки горечи и страдания.

Этот завораживающий контрапункт счастья и страдания, любви к жизни и сжимающей сердце тоски становится нервом поздней прозы Казакова. И образ ребенка, маленького сына рассказчика, ничего пока не подозревающего о сложности мира и душевном смятении, придает рассказам особый колорит. Нежность здесь - главнейший из обертонов, сообщающий повествованию особенно задушевную, именно казаковскую неповторимую лирическую интонацию. Нарисованная автором идиллия - праздник душевного единения отца с сыном во взаимной любви - таит в себе трагедийность, от которой не заслоняет ни уютный дом, ни тепло очага. Не случайно драматическая тема рассказа «Во сне ты горько плакал» разворачивается от светлого и радостного воспоминания о прекрасном летнем дне к прогремевшему в пустынном ноябрьском Абрамцеве выстрелу, которым товарищ автора убил себя, и к горькому, безутешному плачу сынишки во сне.

Известно, что писатель работал также над повестью «Две ночи» («Разлучение душ»), наброски к которой сохранились (в первой главе писатель обращается к воспоминаниям о военном детстве).

После смерти Казакова его дом в дачном поселке Абрамцево под Москвой был обворован, часть остававшихся рукописей утрачена.

Большой энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Юрий Павлович (1927-82) - русский писатель. В эмоционально-психологической прозе (сборники рассказов "На полустанке", 1959, "Во сне ты горько плакал", 1977; очерковая Книга "Северный дневник", 1961-73) нравственные конфликты, лирико-философское осмысление природы. Книга "Две ночи. Проза. Заметки. Наброски" (1986).

Полезные сервисы

казаков, матвей фёдорович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

М.Ф. Казаков. Церковь Филиппа Митрополита.

М.Ф. Казаков. Церковь Филиппа Митрополита.

КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738 - 1812), архитектор, один из основоположников русского классицизма. В работах Казакова гармонично сочетались широта градостроительных начинаний, рациональность плановых решений и возвышенность архитектурного образа. Разработал типы жилых домов и общественных зданий, которые организовали большие городские пространства и определили масштаб и характер застройки Москвы конца 18 - начала 19 вв. (Сенат в Кремле, 1776 - 87; университет, 1786 - 93; дома-усадьбы - Демидова, 1779 - 91, Губина, 1790-е гг., и др.). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Полезные сервисы

казаков, юрий иванович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАЗАКОВ Юрий Иванович (родился в 1924), российский баянист, исполнитель-виртуоз. Способствовал утверждению баяна как сольного инструмента.

Полезные сервисы

казаков, юрий павлович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Юрий Павлович Казаков.

Юрий Павлович Казаков.

КАЗАКОВ Юрий Павлович (1927 - 1982), русский писатель. В эмоционально-психологической прозе (сборники рассказов "Голубое и зеленое", 1963, "Во сне ты горько плакал", 1977, и др.), тяготеющей к традициям русской классики, - столкновение душевно-тонких героев с грубой реальностью мира, возвышающее человека ощущение причастности к бытию природы, утверждение вечных ценностей. "Северный дневник" (1961 - 73), близкий лирической прозе. Книга "Две ночи. Проза. Заметки. Наброски" (1986).

Полезные сервисы

казакова

Сканворды для слова казакова

- Поэтесса по имени Римма.

- Советская и российская поэтесса, автор многих популярных песен советского периода и 90-х годов.

Полезные сервисы

казакова римма фед

Гуманитарный словарь

КАЗАКО́ВА Римма Фед. (род. 1932) - поэт. Род. в Севастополе, в семье военнослужащего. В 1937 семья переехала в Ленинград. К. окончила ист. ф-т Ленингр. ун-та (1954), после чего работала в Хабаровске лектором Дома офицеров, ред. и ассистентом реж. Дальневост. студии кинохроники. Печатается с 1955. Первый сб. стих. вышел в Хабаровске в 1958. С 1960 - в Москве, училась на Высших лит. курсах. Кн. лирич. стих. К.: "Пятницы" (1965), "Елки зеленые" (1969), "Помню" (1974), "Набело" (1977), "Страна Любовь" (1980), "Пробный камень" (1982), "Сойди с холма" (1984) и др. Много переводит. Часто выступает с публицистич. ст. и ст. о поэзии.

Полезные сервисы

казакова римма фёдоровна

Энциклопедический словарь

Казако́ва Римма Фёдоровна (р. 1932), русская поэтесса. В сборнике «В тайге не плачут» (1965), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Сойди с холма» (1984), «Наугад» (1995) - активная гражданская позиция, радости и невзгоды любви. Книга критических очерков и эссе «Возлюби...» (1995). Переводы.

* * *

КАЗАКОВА Римма Федоровна - КАЗАКО́ВА Римма Федоровна (р. 27 января 1932, Севастополь (см. СЕВАСТОПОЛЬ (город)) - 19 мая 2008, поселок Перхушково, Одинцовский район, Московская область) - русская поэтесса, автор песен.

Дочь военнослужащего Римма Казакова после окончания исторического факультета Ленинградского университета (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (1954) работала преподавателем в Хабаровске. Ее первые стихи были опубликованы в 1955 году, первый поэтический сборник «Встретимся на Востоке» вышел в свет в 1958 году в Хабаровске, в следующем году она была принята в Союз писателей. В 1964 году Римма Казакова окончила Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР. Ее гражданская и любовная лирика была представлена в сборниках «В тайге не плачут» (1965), «Помню» (1974), «Набело» (1977), «Русло» (1979), «Пробный камень» (1982). Поэтесса занималась и поэтическими переводами. В последние годы жизни Римма Казакова являлась первым секретарем правления Союза писателей Москвы. Ее сын писатель Егор Радов был женат на рок-певице Анне Герасимовой (Умка). Их сын Алексей Радов входил в состав политического совета «Молодая гвардия Единой России».

Полезные сервисы

казакова римма федоровна

Большой энциклопедический словарь

КАЗАКОВА Римма Федоровна (р. 1932) - русская поэтесса. Гражданская и любовная лирика в сборниках "В тайге не плачут" (1965), "Помню" (1974), "Набело" (1977), "Русло" (1979), "Пробный камень" (1982). Переводы.

Полезные сервисы

казаковавший

Синонимы к слову казаковавший

прил., кол-во синонимов: 2

Полезные сервисы

казаковать

Толковый словарь

несов. неперех. разг.

Быть казаком [казак I 2., 3.].

Толковый словарь Ушакова

КАЗАКОВА́ТЬ, казакую, казакуешь, несовер. (обл. устар.). Быть казаком (см. казак), заниматься казацким делом.

Формы слов для слова казаковать

казакова́ть, казаку́ю, казаку́ем, казаку́ешь, казаку́ете, казаку́ет, казаку́ют, казаку́я, казакова́л, казакова́ла, казакова́ло, казакова́ли, казаку́й, казаку́йте, казаку́ющий, казаку́ющая, казаку́ющее, казаку́ющие, казаку́ющего, казаку́ющей, казаку́ющих, казаку́ющему, казаку́ющим, казаку́ющую, казаку́ющею, казаку́ющими, казаку́ющем, казакова́вший, казакова́вшая, казакова́вшее, казакова́вшие, казакова́вшего, казакова́вшей, казакова́вших, казакова́вшему, казакова́вшим, казакова́вшую, казакова́вшею, казакова́вшими, казакова́вшем

Грамматический словарь

казакова́ть нсв нп 2a

Полезные сервисы

казаковит

Синонимы к слову казаковит

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы