сущ., кол-во синонимов: 1
порошок (38)
КАМАЛАШИЛА - КАМАЛАШИ́ЛА (санск.: Добродетельный, подобно цветку лотоса), индийский буддийский мыслитель подшколы сватантрика-мадхьямика (см. МАДХЬЯМИКА) 8 в., автор религиозно-философских трудов, ученик Шантаракшиты и его сподвижник в распространении буддизма в Тибете. Родился в Восточной Индии, учился и преподавал в знаменитом буддийском университете Наланда, стал известным философом. После смерти Шантаракшиты был приглашен тибетским царем Трисонг Децэном принять участие в религиозном диспуте с китайским чань-буддистом, который состоялся в начале 790-х гг. в первом тибетском буддийском монастыре, построенном учителем Камалашилы. Победа индийца в полемическом состязании знаменовала окончательное установление индийской формы буддизма в горной державе, а также учения о постепенном Просветлении в течении нескольких жизней, в отличие от чаньского о мгновенном озарении, что было главным предметом спора. Однако эта победа стоила Камалашиле жизни: его убили «из-за угла» тибетские сторонники китайца.
В тибетском Данжуре (см. ДАНДЖУР) сохранилось 18 произведений Камалашилы (из которых только немногие имеются на санскрите), примерно половина из них - комментарии на махаянские сутры, основные труды Шантаракшиты, а также на работы Дхармакирти (см. ДХАРМАКИРТИ) и Шантидэвы. В философии Камалашила, как и его учитель, стремился преодолеть разногласия между мадхьямиками и йогачарами, активно привлекал воззрения и методы последних для решения новых задач буддизма и был сторонником объединенной философски-синкретической махаяны. Среди оригинальных его сочинений наиболее важна «Бхавана-крама» («Способы созерцания»), представляющая собой три руководства по мадхьямиковской духовной практике постепенного совершенствования, которую он как раз защищал в диспуте с китайцем. Кроме того в этом трактате критикуются отдельные положения йогачары (см. ЙОГАЧАРА) и чань-буддизма (см. дзэн (см. ДЗЭН)). Фрагменты санскритского манускрипта трактата находятся в рукописных фондах Санкт-Петербурга, изучались русским буддологом Е. Е. Обермиллером и были изданы.