Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кандин

Энциклопедический словарь

КАНДИН - КАНДИН (Дардо, Дацзяньлу) (Kangding, Kangting), город в Китае (см. КИТАЙ), в провинции Сычуань (см. СЫЧУАНЬ), на р. Дадухэ, на высоте свыше 2500 м над уровнем моря. Население ок. 100 тыс человек (2005).

Торгово-транспортный пункт на Сычуань-Тибетском шоссе. Машиностроение (транспортное и сельскохозяйственное), промывка шерсти, переработка асбеста и слюды. Традиционное ремесленное производство металлических изделий (из серебра и железа).

До 1950 Кандин являлся столицей провинции Сикан.

Полезные сервисы

кандинский

Грамматический словарь

Канди́нский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

КАНДИНСКИЙ

Сибирская фамилия, от названий рек Конда (приток Иртыша) и Конда (приток Витима). А вместо о в первом слоге фамилии - под влиянием аканья. (Ф).

Сканворды для слова кандинский

- Премия имени какого русского абстракциониста ежегодно вручается за достижения в современном российском искусстве?

- «Цвет - это клавиши, глаз - молоток, душа - многострунный рояль», - писал этот художник.

- Русский художник, один из основателей группы «Синий всадник».

- Русский художник, теоретик «беспредметного» искусства.

Полезные сервисы

кандинский вас. вас

Гуманитарный словарь

КАНДИ́НСКИЙ Вас. Вас. (1866-1944) - живописец (станковист, монументалист), график, теоретик иск-ва, педагог. Чл. объединения "Синий всадник" (1911-13) и др. Творчески осмысливал разл. стилев. направления: импрессионизм, модерн, экспрессионизм и др. Один из основоположников абстракт. иск-ва. Разделил свои живописные произв. на импрессии ("Концерт", 1911 и др.), импровизации ("Импровизация 7", 1910 и др.), композиции ("Композиция 218") и т. д. в зависимости от степени импульса и впечатлений, полученных художником от внеш. мира. В худ. практике и теории стремился к воплощению синтетич. идей. Теоретически осмыслил дух. сущность и значение живописи. Принимал участие в орг-ции Музея живописной культуры (1919) и Ин-та худож. культуры (1920). С 1921 жил за границей. Преподавал в "Баухаузе" (1922-33).

Соч.: О духовном в искусстве. Л., 1990.

Лит.: Василий Васильевич Кандинский, 1866-1944: Живопись, графика, прикл. искусство: Каталог выст. Л., 1989; Кандинский: Альбом / Авт. вступ. ст. и сост. Н. В. Автономова. М., 1993.

Полезные сервисы

кандинский василий васильевич

Энциклопедический словарь

Канди́нский Василий Васильевич (1866-1944), российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в организации общества «Синий всадник» и Инхука. В 1907-1914 и с 1921 жил за границей.

* * *

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич - КАНДИ́НСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944), русский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО), автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий («Смутное», 1917). Участвовал в организации общества «Синий всадник» (см. СИНИЙ ВСАДНИК) и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-1914 и с 1921 жил за границей.

* * *

КАНДИ́НСКИЙ Василий Васильевич [22 ноября (4 декабря) 1866, Москва - 13 декабря 1944, Нейи-сюр-Сен, Франция], русский живописец, график, поэт, теоретик искусства. Один из основоположников абстрактного искусства 20 в.

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию (1876-1885). В 1885-1893 (с перерывом в 1889-1891) учился на юридическом факультете Московского университета. В 1889 ездил с этнографической экспедицией по Вологодской губернии, где углубленно знакомился с древнерусской иконописью и народным творчеством. Около 1895 отказался от карьеры университетского профессора и полностью посвятил себя искусству. В 1897 поступил в школу А. Ашбе в Мюнхене, в 1900 учился у Ф. Штука (см. ШТУК Франц фон) в Королевской Академии художеств. В начале 1900-х гг. Кандинский много путешествовал по Европе и Северной Африке, приезжал в Россию, но постоянным местожительством избрал Мюнхен (1902-1908), затем деревню Мурнау в Баварских Альпах.

Период раннего творчества

В раннем творчестве Кандинского натурные впечатления служили основой для создании ярких красочных пейзажей, иногда с романтически-символической нагруженностью сюжетов («Синий всадник», 1903). Середина и вторая половина 1900-х гг. прошли под знаком увлечения русской стариной; в картинах «Песня Волги» (1906), «Пестрая жизнь» (1907), «Рок» (1909) художник совмещал ритмико-декоративные черты русского и немецкого модерна (см. МОДЕРН) (югендстиля (см. ЮГЕНДСТИЛЬ) ) с приемами пуантилизма (см. ПУАНТИЛИЗМ) и стилизацией под народный лубок. В части работ Кандинский развивал ретроспективные фантазии, свойственные мастерам круга «Мир искусства» (см. МИР ИСКУССТВА) («Дамы в кринолинах», масло, 1909, Третьяковская галерея).

Художник синтетического склада, Кандинский работал также в сферах декоративно-прикладного искусства (эскизы женских украшений, мебельной фурнитуры), пластики (лепка в глине), экспериментировал с живописью по стеклу.

Возникновение абстрактных произведений

В 1910 создал первое абстрактное произведение и написал трактат, озаглавленный «О духовном в искусстве» (опубликован в 1912 на немецком языке, фрагменты русского варианта были прочитаны Н. И. Кульбиным в декабре 1911 на Всероссийском съезде художников в Петербурге). Выдвинув в качестве основополагающего фундамента искусства его духовное содержание, Кандинский считал, что сокровенный внутренний смысл полнее всего может выразиться в композициях, организованных на основе ритма, психофизического воздействия цвета, контрастов динамики и статики.

Абстрактные полотна группировались художником по трем циклам: «Импрессии», «Импровизации» и «Композиции». Ритм, эмоциональное звучание цвета, энергичность линий и пятен его живописных композиций были призваны выразить мощные лирические ощущения, сходные с чувствами, пробуждаемыми музыкой, поэзией, видами прекрасных ландшафтов. Носителем внутренних переживаний в беспредметных композициях Кандинского становилась колористическая и композиционная оркестровка, осуществленная живописными средствами - цветом, точкой, линией, пятном, плоскостью, контрастным столкновением красочных пятен.

Большое внимание художник уделял графике, в особенности гравюре на дереве. Экспрессивно-беспредметные графические композиции украсили немецкую книгу стихов Кандинского «Звуки» (1913).

Участник множества русских и европейских выставок, художник умел консолидировать вокруг себя единомышленников. В 1901 он создал в Мюнхене группировку «Фаланга», в 1909 возглавил «Новое художественное общество - Мюнхен», в 1911 был инициатором возникновения объединения «Синий всадник» (см. СИНИЙ ВСАДНИК). В первом альманахе «Синего всадника» (1912) была помещена сценическая композиция Кандинского «Желтый звук» на музыку Ф. А. Гартмана - готовившаяся постановка, призванная синтезировать в органическом единстве цвет, свет, движение и музыку (не состоялась из-за начавшейся 1-й мировой войны).

В 1913 в Берлине вышла книга Кандинского «Живопись как чистое искусство» на немецком языке и альбом его работ (1901-1913).

Русские годы

С началом войны Кандинский, российский подданный, вынужден был покинуть Германию. Возвратившись на родину через Швейцарию и Балканы, он поселился в Москве; в 1916 посетил Швецию, в 1917 Финляндию. Его живописные работы предреволюционных и революционных лет обладали широким стилистическим диапазоном: продолжая создавать экспрессивно-абстрактные полотна («Смутное», Третьяковская галерея, «Сумеречное», Русский музей, обе 1917; «Белый овал», 1920, Третьяковская галерея, и др.), художник писал и обобщенно-реалистические натурные пейзажи («Москва. Зубовская площадь», «Зимний день. Смоленский бульвар», обе ок. 1916, Третьяковская галерея), не оставлял занятий живописью на стекле («Амазонка», 1917; «Дамы в кринолинах», ок. 1918, обе в Третьяковской галерее), а также создавал картины, сочетавшие фигуративные элементы и декоративно-беспредметное начало [«Москва I (Красная площадь)», Третьяковская галерея; «Москва II», частное собрание, Мурнау, Германия, обе 1916].

После Октябрьской революции Кандинской активно включился в общественную деятельность. Был членом художественной коллегии Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, председателем Всероссийской закупочной комиссии при Музейном бюро Отдела изобразительных искусств Наркомпроса, в 1919-1921 заведовал московским Музеем живописной культуры. Преподавал в Государственных художественных свободных мастерских и Вхутемасе (1918-1921), состоял профессором Московского университета. В 1921 живописец-теоретик разработал программу деятельности Института художественной культуры (Инхук), где руководил секцией монументального искусства. В печати регулярно появлялись статьи и теоретические работы Кандинского; так появилась и автобиографическая книга «Ступени» (М., 1918).

В январе 1921 Кандинский покинул Институт из-за внутренних разногласий. Вскоре был избран вице-президентом вновь созданной Российской Академии художественных наук, в которой руководил также физико-психологическим отделением. В декабре 1921 был откомандирован в Берлин для организации там филиала Академии и установления культурных связей с другими странами.

Переезд в Германию

В 1922 Кандинского пригласили преподавать в школу «Баухауз» (см. БАУХАУЗ), где ему были поручены занятия по стенной живописи, по теории формы. В изданиях «Баухауза» были опубликованы трактаты Кандинского, посвященные вопросам формообразования, цветоведения, сценическому синтезу искусств.

В живописи и графике Кандинский обратился к воплощению своеобразных космологический идей, интерес к которым возник у него еще в России (графическая серия «Малые миры», 1923). В 1924-1925 вместе с художниками Л. Фейнингером, А. Г. Явленским (см. ЯВЛЕНСКИЙ Алексей), П. Клее (см. КЛЕЕ Пауль) вошел в объединение «Синяя четверка».

В 1926 Кандинский опубликовал свой теоретический труд «Точка и линия на плоскости», переизданный во многих странах мира. Спроектировал и выполнил ряд монументальных работ (эскизы живописных панно для фойе «Свободной выставки», 1922; керамическое оформление музыкальной комнаты для Международной выставки в Берлине, 1931). Выступил как сценограф и режиссер в постановке сюиты М. П. Мусоргского (см. МУСОРГСКИЙ Модест Петрович) «Картинки с выставки» в театре Дессау (1928). В 1928 принял немецкое подданство.

В 1920-е гг. художник достигает всемирного признания, его персональные выставки и выставки «Синей четверки» прошли во многих музеях и галереях в странах Европы и США.

Во Франции

После закрытия нацистами школы «Баухауз» (1932) переехал в Берлин, а оттуда в конце 1933 - во Францию; поселился в Нейи-сюр-Сен, пригороде Парижа, где жил до самой смерти (французское гражданство получил в 1939).

Экспрессивно-органический стиль Кандинского трансформировался в 1920-1930-е гг.; композиции с широким использованием правильных геометрических элементов приобрели более упорядоченный характер («В черном квадрате», 1923, Музей Соломона Р. Гуггенхейма, Нью-Йорк; «Тринадцать квадратов», 1930, Национальный музей современного искусства, Париж, и др.). Творчество парижского периода, получившее наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи («Разные части», «Вокруг круга», обе 1940, «Разнообразные действия», 1941, Городская галерея Ленбаххауз, Мюнхен, Германия, и др.).

Работы Кандинского были включены нацистами в экспозицию «Дегенеративное искусство» (Мюнхен, 1937), часть его произведений была уничтожена. Первые месяцы фашистской оккупации художник провел в Пиренеях. Отказавшись эмигрировать в США, в августе 1940 возвратился в Париж. В 1944 задумал создать комедийный фильм-балет на музыку Ф. А. Гартмана. В ноябре-декабре 1944 состоялась его последняя прижизненная персональная выставка в Париже.

Большой энциклопедический словарь

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866-1944) - российский живописец и график, один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства, автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917). Участвовал в организации общества "Синий всадник" и Института художественной культуры (Инхука). В 1900-14 и с 1921 жил за границей.---КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич КАНДИНСКИЙ Виктор Хрисанфович (1849-1889) - российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатий, применения трудотерапии.

Энциклопедия Кольера

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (Kandinsky, Wassily)

(1866-1944), русский художник, один из создателей абстрактного искусства, родился 4 декабря 1866 в Москве. В 1885-1893 Кандинский учился на юридическом факультете Московского университета, но уже спустя два года выставка французских импрессионистов в Москве окончательно утвердила в нем желание стать художником. Он отказался от места профессора в Дерптском университете в Эстонии и в 1896 уехал в Мюнхен учиться живописи. В Мюнхене Кандинский учился в школе Антона Ашбе, где познакомился с художником-экспрессионистом Алексеем Явленским, в 1900 перешел в Академию художеств в класс художника и скульптора Франца Штука. В 1901 Кандинский основал художественное общество "Фаланга", которое занималось организацией выставок молодых художников; годом позже стал президентом общества. В 1902 Кандинский стал членом Берлинского Сецессиона. В 1904-1907 путешествовал по Голландии, Северной Африке, Италии и Франции, а в 1908-1914 жил в Мюнхене. Кандинский испытал влияние югендстиля (модерна), элементов народного искусства и фовизма и постепенно приближался к абстракционизму. В 1910 он создал свою первую беспредметную картину и написал книгу О духовном в искусстве, в которой сформулировал основные принципы абстрактного искусства. В этом же году он познакомился с немецким художником Францем Марком, а в следующем - с Августом Маке и Паулем Клее. Вместе они основали группу "Синий всадник". К ним примкнули композиторы Арнольд Шенберг, Антон фон Веберн и Альбан Берг. До Первой мировой войны эта группа была центром модернизма в Германии. В начале войны Кандинский вернулся в Россию и после революции занимал разные должности в культурных учреждениях, созданных новым правительством. В 1922 художник вновь уехал в Германию, вместе с Вальтером Гропиусом принимал деятельное участие в создании Баухауза и преподавал в этой школе вплоть до ее закрытия нацистами в 1932, после чего уехал в Париж. Умер Кандинский в Нейи-сюр-Сен близ Парижа 13 декабря 1944.

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. СИНИЙ ВСАДНИК

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. СИНИЙ ВСАДНИК

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. ФРЕСКА ДЛЯ КЭМПБЕЛЛА

ВАСИЛИЙ КАНДИНСКИЙ. ФРЕСКА ДЛЯ КЭМПБЕЛЛА

ЛИТЕРАТУРА

Сарабьянов Д.В., Автономова Н.Б. Василий Кандинский: Путь художника. Художник и время. М., 1994

Полезные сервисы

кандинский виктор хрисанфович

Энциклопедический словарь

Канди́нский Виктор Хрисанфович (1849-1889), российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатий, трудотерапии.

* * *

КАНДИНСКИЙ Виктор Хрисанфович - КАНДИ́НСКИЙ Виктор Хрисанфович (1849-1889), российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатий, применения трудотерапии.

Большой энциклопедический словарь

Канди́нский Виктор Хрисанфович (1849—1889), психиатр. Работал в Москве и Санкт-Петербурге. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций; впервые описал так называемый психический автоматизм (синдром Кандинского — Клерамбо). Труды по проблемам психопатий, применения трудотерапии.

Полезные сервисы

кандинский, василий васильевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

В.В. Кандинский. Импровизация. Мечтательное. 1913. Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе.

В.В. Кандинский. "Импровизация. Мечтательное". 1913. Мюнхен, Германия. Городская галерея в Ленбаххаузе.

КАНДИНСКИЙ Василий Васильевич (1866 - 1944), российский живописец и график. Один из основоположников и теоретиков абстрактного искусства. Автор экспрессивных, динамичных композиций, построенных на сочетании красочных пятен и ломаных линий ("Смутное", 1917). Участвовал в организации общества "Синий всадник" и Института художественной культуры. В 1907 - 14 и с 1921 жил за границей.

В.В. Кандинский. Мурнау. 1908 г. Картон, масло.

В.В. Кандинский. "Мурнау". 1908 г. Картон, масло.

В.В. Кандинский. Импровизация холодных форм. 1914 г. Холст, масло.

В.В. Кандинский. "Импровизация холодных форм". 1914 г. Холст, масло.

В.В. Кандинский. Москва. Красная площадь. 1916 г. Холст, масло.

В.В. Кандинский. "Москва. Красная площадь". 1916 г. Холст, масло.

В.В. Кандинский. Смутное. 1917 г. Холст, масло.

В.В. Кандинский. "Смутное". 1917 г. Холст, масло.

Полезные сервисы

кандинский, виктор хрисанфович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КАНДИНСКИЙ Виктор Хрисанфович (1849 - 89), российский психиатр. Дал классическое определение псевдогаллюцинаций. Труды по проблемам психопатии, применению трудотерапии.

Полезные сервисы