КАСТАЛЬСКИЙ
Семинарская фамилия. От названия ключа, который в Древней Греции считался источником вдохновения. Вспомним строки из стихотворения Пушкина о трех ключах: Кастальский ключ волною вдохновенья В степи мирской изгнанников поит. (Ф)
Каста́льский Александр Дмитриевич (1856-1926), композитор, хоровой дирижёр, фольклорист. Ученик П. И. Чайковского, С. И. Танеева. В 1907-1910 регент, с 1910 директор Синодального училища церковного пения (Москва). Один из виднейших деятелей русской хоровой культуры. Опера «Клара Милич» (1907), кантаты, культовые сочинения, массовые революционные песни и др. Профессор Московской консерватории (с 1922).
* * *
КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич - КАСТА́ЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич (1856-1926), российский композитор и фольклорист. Способствовал развитию русской хоровой культуры. Опера «Клара Милич» (1907), кантаты, культовые сочинения, массовые революционные песни и др. Профессор Московской консерватории (с 1922).
КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич (1856-1926) - российский композитор и фольклорист. Способствовал развитию русской хоровой культуры. Опера "Клара Милич" (1907), кантаты, культовые сочинения, массовые революционные песни и др. Профессор Московской консерватории (с 1922).
Каста́льский исто́чник - родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции. В Древней Греции почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам.
* * *
КАСТАЛЬСКИЙ ИСТОЧНИК - КАСТА́ЛЬСКИЙ ИСТО́ЧНИК, родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции. В Др. Греции почитался как священный ключ Аполлона (см. АПОЛЛОН (бог)) и муз (см. МУЗЫ) , дарующий вдохновение поэтам и музыкантам.
КАСТАЛЬСКИЙ ИСТОЧНИК - родник на горе Парнас, близ Дельф в Греции. В Др. Греции почитался как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение поэтам и музыкантам.
КАСТА́ЛЬСКИЙ КЛЮЧ (Каста́лия) - источник на юж. склоне горы Парнас ок. г. Дельфы в Греции, где обитают Аполлон и музы. По одной из версий мифа, его назв. происходит от имени нимфы Касталии, к-рая бросилась в источник, чтобы избежать преследований Аполлона. Водой К. К. омывались паломники перед вступлением в Дельфийский храм и прорицательница Пифия перед нач. своих прорицаний. В европ. и рус. культурах К. К. стал метафорой источника поэтич. вдохновения, к-рая широко использовалась в поэзии 18 и 19 вв. (напр., в стих. А. Пушкина "В степи мирской, печальной и безбрежной..."). Форма "Касталия" - б. редкая, от нее прилагат. касталийский (А. Сумароков издевался над М. Ломоносовым за его ошибку, когда тот написал вместо "Кастальский" - "кастильский", от исп. провинции Кастилии). В 20 в. это слово получило доп. смысл, т. к. Герман Гессе (в романе "Игра в бисер", 1943) назвал этим именем утопич. страну чистой науки и/или игры. К. К. нередко путают с Иппокреной и потому помещают не на Парнасе, а на Геликоне - др. обиталище муз.
Книжн. Источник вдохновения.
Цветёт Парнас! Пред ним, как в оны годы, Кастальский ключ живой струёю бьёт (Баратынский. Последний поэт).
Ключа Кастальского питомец и классик с головы до ног! (Вяземский. Весёлый шум, пенье и смехи…) Кастальский ключ волною вдохновенья в степи мирской Изгнанников поит (Пушкин. Три ключа).
- Источник на горе Парнас, посвященный Аполлону и музам. В водах Кастальского ключа очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы.
Из древнегреческой мифологии. Покровитель искусств бог Аполлон однажды воспылал страстью к нимфе, которую звали Касталия, но она
его любовь отвергла. Спасаясь от Аполлона, она бросилась в ручей и в нем исчезла. Тогда в память о Касталии бог искусства наделил этот источник волшебным свойством - каждый, кто пил из него, становился поэтом.
Иносказательно: символ поэтического вдохновения или дара (высо-копарн., поэтич.).
КАСТАЛЬСКИЙ Александр Дмитриевич (1856 - 1926), композитор и фольклорист. Способствовал развитию русской хоровой культуры. В культовых сочинениях возрождал древние формы знаменного распева. Литургия Святого Иоанна Златоуста (для женского хора, 1905). Опера "Клара Милич" (1907), реквием "Братское поминовение героев" (1916), кантаты, а также массовые революционные песни и хоры. Исследования, в том числе "Основы народного многоголосия" (опубликованы в 1948).