м.
см. католики
КАТО́ЛИК, католика, муж. (греч. katholikos - всеобщий). Человек римско-католического вероисповедания.
КАТОЛИК - муж. -личка жен. исповедующий римскую, римско-католическую веру. В южн. России это бранное слово, по ненависти к полякам, в архан. католя ·об. то же, еретик, неверный. Католический, к сему относящийся. Католичество ср. католицизм, римско-католическое исповеданье, дух и направленье его. Католикос муж. армянский патриарх.
КАТО́ЛИК, -а, м
Человек, исповедующий католицизм - одно из основных направлений христианства с церковной организацией, возглавляемой папой.
// ж като́личка, -и, мн род. -чек, дат. -чкам.
Конфирмацией называется особый церковный обряд у католиков и протестантов, сопровождающий прием подростков в общину верующих (В. Одоевский).
КАТО́ЛИК -а; м. [от греч. katholikos - всеобщий, главный] Тот, кто исповедует католицизм, католичество.
◁ Католи́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Католи́ческий (см.).
като́лик, като́лики, като́лика, като́ликов, като́лику, като́ликам, като́ликом, като́ликами, като́лике, като́ликах
Заимств. в XVII в. из польск. яз., где katolik < ср.-лат. catholicus «католик» < «вселенский, всеобщий» - из греч. katholikos - тж. (kat(a) «сообразно», holos «целый»). Католик буквально - «сторонник христианской веры, утвержденной вселенским собором».
като́лик
впервые католицкий, прилаг. (Куракин, 1705 г.; см. Христиани 54). Вероятно, через польск. katolik, katolicki из лат. catholicus от греч. καθολικός. Ср. кафоли́ческий.
КАТОЛИК а, м. catholique m. < , ср.-лат. catholicus <гр. katholikos всеобщий. Тот, кто исповедует католицизм. Жид, Кальвинист. Лютеранин и Католик могли быть без разбору принимаемы. МЖ 5 238. // Сл. 18. Католичка и, ж. - Лекс. Нордстет 1780: католи/к; Гейм 1801: като/лик; САН 1847 : католи/чка.
- Христианин «западной» церкви.
- Папа Римский как верующий.
- Прихожанин в костёле.
- Прозвище Фердинанда II, короля Арагона.
Термин "католический" восходит к греч. kath' holou ("всецело", "полностью") и в обыденной речи использовался для обозначения чего-то всеобъемлющего, всемирного, в противоположность узкому, местному. В специальном церковном смысле этот термин впервые употребил Игнатий Антиохийский, использовавший в своем Послании к смирнянам (ок. 110) оборот katholike ekklesia, т.е. "вселенская церковь". На такой смысл употребленного Игнатием термина указывает написанное полвека спустя послание о мученичестве Поликарпа Смирнского, также адресованное смирнянам, где говорится, что вышеназванный святой мученик молился "за все вселенские церкви по всему миру", а Христос именуется "Пастырем вселенской [[т.е. всемирной]] церкви". Греч. oikoumene (отсюда "экуменизм" и "экуменический"), которое переведено здесь как "мир", означает населенный мир, "вселенную", поэтому на русском языке термин katholikos передается как "вселенский" или "кафолический" (через "ф", чтобы избежать ассоциаций с Католической церковью). Смысл термина "католический" со временем изменялся. То, чему учили во всех странах света, принималось за истину, и, соответственно, "католический" стало означать "ортодоксальный", "правоверный", в противоположность тому, что проповедовали лишь в некоторых местах и в малых сектах. Однако единство вероучения подразумевало единство церкви и единоначалие, так что термин "католический" ("кафолический") стали использовать для того, чтобы "отсекать" не только еретиков, но и схизматиков. Кирилл Иерусалимский (ум. 387) называл в качестве критериев "католичества" того или иного учения широту его распространения, его полноту, всеобщее приятие этого учения, а также моральное и духовное совершенство его цели. Винцент Леринский (ум. ок. 450) знаменитой формулой "Quod ubique, quod semper, quod ab omnibus creditum est" определил "католическое" вероучение как то, во что веруют везде, всегда и все. Соответственно, термин catholicus может означать принадлежность как ко Вселенской, так и к Римско-католической церкви. Использование этого термина остается предметом спора между римскими католиками, с одной стороны, и протестантами и православными - с другой. Римские католики претендуют на то, что им принадлежит исключительное право на использование этого определения, поскольку свою церковь они считают единственной церковью, которую основал Христос, и от которой "откололись" все прочие Церкви. Они могут также ссылаться на устоявшееся словоупотребление, в соответствии с которым христианский мир делится на католиков, православных и протестантов. Однако и протестанты, и англокатолики, и православные считают свои церкви подлинными апостольскими церквами, поскольку они принимают и провозглашают общие символы веры, сформулированные до разделения церквей (схизмы) и также имеют основания называть себя "католическими". Все они с одинаковой убежденностью провозглашают: "Верую... во единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь" (Никейский символ веры, 381), и каждый верующий убежден, что вкладывает в понятие "католический" верный смысл. Именуют себя "католиками" также и англокатолики, настаивающие на том, что их церковь по существу католическая и лишь в силу случайности - национальная; старокатолики, которые после I Ватиканского собора (1870) отказались признать непогрешимость и вселенскую юрисдикцию епископа Римского, и члены Католической апостольской церкви - секты, связанной с именем Эдварда Ирвинга.
См. также РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
ЛИТЕРАТУРА
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995
Като́ликов Александр Александрович (1941-1996), педагог, член-корреспондент РАО (1989). С 1973 директор школы-интерната для детей-сирот (Сыктывкар). Создал систему воспитания, обеспечивающую детям близкие к семейным условия жизни.
* * *
КАТОЛИКОВ Александр Александрович - КАТО́ЛИКОВ Александр Александрович (р. 1941), российский педагог, член-корреспондент Российской Академии образования (1992; член-корреспондент АПН СССР с 1989), народный учитель СССР (1988). С 1973 директор школы-интерната для детей-сирот (Сыктывкар). Создал систему воспитания, обеспечивающую детям-сиротам близкие к семейным условия жизни.
КАТОЛИКОВ Александр Александрович (р. 1941) - российский педагог, член-корреспондент Российской Академии образования (1992; член-корреспондент АПН СССР с 1989), народный учитель СССР (1988). С 1973 директор школы-интерната для детей-сирот (Сыктывкар). Создал систему воспитания, обеспечивающую детям-сиротам близкие к семейным условия жизни.
м.
1. Титул патриархов Армянской церкви и Грузинской православной церкви.
2. Лицо, имеющее такой титул.
КАТОЛИКО́С, католикоса, муж. (греч. katholikos - всеобщий) (церк.). Глава армянской церкви. Католикос всех армян (титул).
КАТОЛИКО́С -а; м. [от греч. katholikos - всеобщий, главный] Титул главы (патриарха) армяно-григорианской, а также главы грузинской православной церкви.
* * *
католико́с (от греч. katholikos - всеобщий), титул патриархов Армянской церкви и Грузинской православной церкви.
* * *
КАТОЛИКОС - КАТОЛИКО́С (от греч. katholikos - всеобщий), титул патриархов Армянской церкви и Грузинской православной церкви.
КАТОЛИКОС (от греч. katholikos - всеобщий) - титул патриархов Армянской церкви и Грузинской православной церкви.
-а, м.
Титул главы (патриарха) армяно-григорианской, а также главы грузинской православной церкви.
[От греч. καθολικός - всеобщий, главный]
КАТОЛИКОС (от греческого katholikos - всеобщий), титул патриархов армянской апостольской церкви и грузинской православной церкви.
Á сущ см. Приложение II
(титул патриархов армяно-григорианской и грузинской православной церкви)
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от греческого καθολικόσ ‘всеобщий’ и сохраняет ударение языка-источника.
католико́с, католико́сы, католико́са, католико́сов, католико́су, католико́сам, католико́сом, католико́сами, католико́се, католико́сах
См. духовенство...
КАТОЛИКОС (греч. katholikos - общий). Прежде - титул грузинских епископов, теперь - титул армянских патриархов.