Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

киреев

Грамматический словарь

Кире́ев ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

КИРЕЕВ КИРЕЕВСКИЙ

Кирей - производная форма имени Кириллгреческого "маленький господин). В старину рассеянных дразнили; "Эх ты, Кирей, не нашел дверей". (Ф) См. Кириллов Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее предком был Семен Киреев. По семейным преданиям, он происходил из татар и был Гиреев (отчество от Гирей). Это возможно. Такое имя существовало у крымских татар. Непонятное для русских имя могли переосмыслить по звуковому сходству со знакомой формой Кирей (из церковных имен Кир, Кирик, Кириан, Кирилл). (Н) Фамилии Киреев и Киреевский произошли от собственного имени Кирей - Гирей, часто встречающего у крымских ханов. Возможно это прозвище связано с именованием тюркского племени кераит. См. Гиреев (Б) Киреевы - Киреевские. От Мисюра Киреева - литовского татарина, купленного князем Василием I в начале XV века. Его внук "татарин Кирей Кривой" бежал в 1440-е годы к польско-литовскому королю Казимиру и в 1471 году был его послом к Ахмату (ПСРЛ, 25, с. 395). Из этого рода происходит польско-литовская фамилия Киреевских, перешедших на русскую службу на рубеже XVI - XVII вв. и утвержденных в российском дворянстве в 1618 году (ОГДР, III, с. 64). Впоследствии - известные общественные деятели, учёные ОС. 87, с. 578). Киреевы. От казанцев Киреевых Ягиша и Салтана, перешедших на русскую службу в середине XVI века. Их потомки приняли христианство, стали служилыми; например, Мамай Иванович Киреев в 1568 году в Ярославле (Веселовский 1974, с. 140), Петр и Алексей Прокофьевичи Ки-реевы, служилые в Казани I (ПКК, с. 122); Григорий Киреев - подьячий Сибирского приказа в 1683 - 1691 гг. Происхождение фамилии от тюрко-индоевропейского прозвища керай "герой" (Баскаков 1979, с. 17)

Сканворды для слова киреев

Полезные сервисы

киреев валентин александрович

киреев иван васильевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

киреев николай алексеевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

киреев руслан тимофеевич

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

киреев руслан тимурович

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

киреев, руслан тимофеевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

киреевск

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову киреевск

сущ., кол-во синонимов: 1

город (2765)

Сканворды для слова киреевск

Полезные сервисы

киреевский

Грамматический словарь

Словарь русских фамилий

КИРЕЕВ КИРЕЕВСКИЙ

Кирей - производная форма имени Кириллгреческого "маленький господин). В старину рассеянных дразнили; "Эх ты, Кирей, не нашел дверей". (Ф) См. Кириллов Читатель из Тулы просит объяснить фамилию, которую носила его мать, ее предком был Семен Киреев. По семейным преданиям, он происходил из татар и был Гиреев (отчество от Гирей). Это возможно. Такое имя существовало у крымских татар. Непонятное для русских имя могли переосмыслить по звуковому сходству со знакомой формой Кирей (из церковных имен Кир, Кирик, Кириан, Кирилл). (Н) Фамилии Киреев и Киреевский произошли от собственного имени Кирей - Гирей, часто встречающего у крымских ханов. Возможно это прозвище связано с именованием тюркского племени кераит. См. Гиреев (Б) Киреевы - Киреевские. От Мисюра Киреева - литовского татарина, купленного князем Василием I в начале XV века. Его внук "татарин Кирей Кривой" бежал в 1440-е годы к польско-литовскому королю Казимиру и в 1471 году был его послом к Ахмату (ПСРЛ, 25, с. 395). Из этого рода происходит польско-литовская фамилия Киреевских, перешедших на русскую службу на рубеже XVI - XVII вв. и утвержденных в российском дворянстве в 1618 году (ОГДР, III, с. 64). Впоследствии - известные общественные деятели, учёные ОС. 87, с. 578). Киреевы. От казанцев Киреевых Ягиша и Салтана, перешедших на русскую службу в середине XVI века. Их потомки приняли христианство, стали служилыми; например, Мамай Иванович Киреев в 1568 году в Ярославле (Веселовский 1974, с. 140), Петр и Алексей Прокофьевичи Ки-реевы, служилые в Казани I (ПКК, с. 122); Григорий Киреев - подьячий Сибирского приказа в 1683 - 1691 гг. Происхождение фамилии от тюрко-индоевропейского прозвища керай "герой" (Баскаков 1979, с. 17)

Полезные сервисы

киреевский иван васильевич

Энциклопедический словарь

Кире́евский Иван Васильевич (1806-1856), российский философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства. Брат П. В. Киреевского. В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточных отцов Церкви.

* * *

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич - КИРЕ́ЕВСКИЙ Иван Васильевич (1806-1856), российский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из основоположников славянофильства (см. СЛАВЯНОФИЛЫ). Брат П. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич). В отходе от религиозных начал и утрате духовной цельности видел источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлеченного мышления в немецкой идеалистической философии. Задачей самобытной русской философии считал переработку «европейской образованности» в духе учений восточной патристики (см. ПАТРИСТИКА).

* * *

КИРЕ́ЕВСКИЙ Иван Васильевич [22 марта (3 апреля) 1806, Москва - 11 (23) июня 1856, Санкт-Петербург], русский религиозный философ, литературный критик, один из лидеров славянофильства.

Из дворян. Брат П. В. Киреевского (см. КИРЕЕВСКИЙ Петр Васильевич). Получил прекрасное домашнее образование, занимался с профессорами Московского университета. Большое влияние на Киреевского оказала его мать, А. П. Елагина (см. ЕЛАГИНА Авдотья Петровна). Отец, отставной секунд-майор, во время Отечественной войны 1812 в своем имении устроил госпиталь для больных и раненых и умер, заразившись тифом. В 1817 Авдотья Петровна вторично вышла замуж. В 1822 семья переехала в Москву, и Киреевский выдержал экзамен при университете. С 1824 служил в Архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом «Общества любомудров (см. ЛЮБОМУДРЫ. В 1828 обратил на себя внимание критической статьей «Нечто о характере поэзии Пушкина», опубликованной в журнале «Московский вестник». Для завершения образования Киреевский в 1830 уезжает за границу. В Германии слушал лекции Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Шлейермахера (см. ШЛЕЙЕРМАХЕР Фридрих). Вернувшись в Россию, начал издавать журнал «Европеец» (1832), где опубликовал программную статью «Девятнадцатый век», посвященную характеристике «жизни европейского просвещения», а также «Обозрение русской литературы за 1831 г.»разбором «Бориса Годунова» Пушкина) и несколько обзоров и рецензий (среди них - «Горе от ума» на московском театре»). На 3-м номере «Европеец» был запрещен Николаем I (по обвинению в пропаганде недозволенных идей). Эта кара произвела на Киреевского гнетущее впечатления и привела к тому, что более десяти лет он почти ничего не публиковал. В 1834 женился на А. П. Арбениной, которая сыграла существенную роль в его духовной эволюции, повороту к православию. Проводя лето с семьей в имении Долбино, Киреевский сблизился со старцами расположенной неподалеку Оптиной пустыни (см. ОПТИНА ПУСТЫНЬ), особенно с Макарием Оптинским. В 1845 редактировал журнал «Москвитянин». В 1852 опубликована одна из последних статей Киреевского «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» («Московский сборник», т.1), в которой он приходит к выводу, что истинное просвещение - еще не решенная задача, как для Запада, так и для России. Киреевский связывал отрицательный опыт западного развития прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль (см. ПАСКАЛЬ Блез), Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена. Философия зависит от характера господствующей веры. На католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно ему, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и «невежеству», либо, как это PۑÑǐؐېޑQ̠с Шеллингом, к попыткам создать новую, «идеальную» религию. Самому Киреевскому будущая «новая», христианская философия виделась в формах православного, «истинного» осуществления принципа гармонии веры и разума. В то же время он не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: «Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины». В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно «цельное мышление» позволяет личности и обществу («все, что есть существенного в душе человека вырастает в нем только общественно») избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к «уклонению разума и сердца от истинных убеждений», и «отделенным логическим мышлением», способным отвлечь человека от всего в мире, кроме его собственной «физической личности». Культ телесности и культ материального производства ведет к духовному порабощению человека. Он считал, что принципиально изменить ситуацию может только перемена «основных убеждений», «изменение духа и направления философии». Как и Хомяков (см. ХОМЯКОВ Алексей Степанович) в учении о соборности, Киреевский связывал возможность рождения нового философского мышления не с построением философских систем, а с общим поворотом в общественном сознании, «воспитанием общества».

Большой энциклопедический словарь

Энциклопедия Кольера

КИРЕЕВСКИЙ Иван Васильевич (1800-1856), русский философ, литературный критик. Родился в Москве 22 марта 1800 в дворянской семье. С 1824 служил в архиве министерства иностранных дел. В 1823 стал членом "Общества любомудров". Для завершения образования в 1830 уехал за границу. В Германии слушал лекции Гегеля, Шеллинга, Шлейермахера. Вернувшись в Россию, начал издавать журнал "Европеец" (1832), вскоре запрещенный. В 1845 редактировал журнал "Москвитянин". Как и Хомяков, Киреевский был склонен связывать отрицательный опыт развития западного общества прежде всего с рационализмом. Оценивая попытки преодоления рационализма в Европе (Паскаль, Шеллинг), он считал, что их неудача была предопределена: философия зависит от "характера господствующей веры" и на католическо-протестантском Западе (обе эти конфессии, согласно славянофилу, глубоко рационалистичны) критика рационализма приводит либо к обскурантизму и "невежеству", либо, как это случилось с Шеллингом, к попыткам создать новую, "идеальную" религию. Киреевский ориентировался на православный теизм, и будущая "новая" философия виделась ему в формах православного, "истинного" осуществления принципа гармонии веры и разума, в корне отличного от его католической, томистской модификации. В то же время Киреевский отнюдь не считал бессмысленным опыт европейского философского рационализма: "Все ложные выводы рационального мышления зависят только от его притязания на высшее и полное познание истины". В религиозной антропологии Киреевского главенствующее место занимает идея цельности духовной жизни. Именно "цельное мышление" позволяет личности и обществу ("все, что есть существенного в душе человека, вырастает в нем только общественно") избежать ложного выбора между невежеством, которое ведет к "уклонению разума и сердца от истинных убеждений", и логическим мышлением, способным отвлечь человека от всего важного в мире. Вторая опасность для современного человека, если он не достигнет цельности сознания, особенно актуальна, полагал Киреевский, ибо культ телесности и культ материального производства, получая оправдание в рационалистической философии, ведет к духовному порабощению человека. Принципиально изменить ситуацию может только перемена "основных убеждений", "изменение духа и направления философии". Как и Хомяков в учении о соборности, Киреевский связывал рождение нового мышления не с построением систем, а с общим поворотом в общественном сознании, "воспитанием общества". Как часть этого процесса общими ("соборными"), а не индивидуальными интеллектуальными усилиями и должна была войти в общественную жизнь новая, преодолевающая рационализм, философия. Умер Киреевский в Петербурге 11 июня 1856.

ЛИТЕРАТУРА

Киреевский И.В. Сочинения, тт. 1-2. М., 1911 Четвериков С. Оптина пустынь: Исторические очерки и личные воспоминания. Париж, 1926

Полезные сервисы

киреевский ник. вас

Гуманитарный словарь

Полезные сервисы

киреевский пётр васильевич

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

киреевский петр васильевич

киреевский, иван васильевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

Полезные сервисы

киреевы

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

Полезные сервисы

киреевы - киреевские

Татарские, тюркские, мусульманские фамилии

Полезные сервисы