Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.
Уважаемый пользователь, сайт развивается и существует только на доходы от рекламы - пожалуйста, отключите
блокировщик рекламы.
коммуникативно-речевая активность
Педагогическое речеведение
Коммуникативно-речевая активность (применительно к говорению) - свойство человека, его деятельностное состояние, которое характеризуется стремлением к разнообразной речевой деятельности на уровне тех языковых возможностей, к которым он готов в смысле владения языком. В К.-р. а. проявляются волевые усилия человека, и вместе с тем это его внутренняя готовность действовать соответственным образом в конкретной коммуникативно-речевой ситуации, это и динамическое интегральное свойство личности, способное изменить под воздействием обучения свой характер от воспроизводящего до творческого. К.-р. а. - это и предмет, и основное условие обучения речи.
Выделяются следующие виды К.-р. а., различающиеся:
1) в зависимости от волевых усилий личности: а) потенциальная, б) реализованная;
2) в зависимости от характера выполняемой деятельности:
а) репродуктивная
б) реконструктивная;
в) творческая;
3) в зависимости от устойчивости проявления:
а) ситуативная
б) интегральная.
Каждый из указанных видов К.-р. а. ранжируется по степени проявления: высокая, средняя, низкая.
Проявление К.-р. а. зависит от:
а) особенностей характера человека;
б) наличия потребности в самовыражении; конкретной ситуации, обстановки; уровня владения языком; организации обучения (стимулов, методов, приемов обучения); характера педагогического общения преподавателя с учащимися; характера общения товарищей по учебной группе.
Причинами речевой инактивности могут быть: барьеры личного свойства (боязнь задать глупый вопрос, выглядеть хуже других и др.); заниженная самооценка или неустойчивость самооценки; страх перед аудиторией; отсутствие интереса к проблеме или неспособность «окунуться» в нее; низкий уровень подготовленности, неумение передать мысль словами и т. д.
Выявлена доминирующая тенденция речевого поведения - сохранение сформированного типа К.-р. а. при изменениях языкового кода. Это дает возможность говорить об относительной стабильности феномена К.-р. а., независимости от языковой системы, средствами которой решаются вербальные задачи.
К.-р. а. личности может изменяться в связи с изменениями самой личности, социальной среды, в которой личность развивается, и под воздействием обучения, в ходе которого личность формируется.
Организация коллективного учебного взаимодействия в различного типа группах, в которых происходит интенсивное общение, способствует повышению К.-р. а.
Лит.: Крупное А.И., Прядеин А.П. К вопросу о понятии «активность» // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. - М., 1977; Лозовая В.И. Целостный подход к формированию познавательной активности школьников: Автореф. дис. - Тбилиси, 1990; Фуль-га Р.Т. Факторы, определяющие речевую активность // Коммуникативный метод обучения иноязычной речевой деятельности. - Воронеж, 1982.
З.С. Зюкта
Полезные сервисы
коммуникативно-речевая стратегия
Педагогическое речеведение
Коммуникативно-речевая стратегия - магистральная линия речевого поведения, избранная коммуникантом для выполнения коммуникативной задачи, достижения своей главной цели в речевом взаимодействии и характеризующаяся установлением определенных отношений между участниками речевой ситуации и ее элементами. К.-р. с. определяется набором предпочтений членов следующих основных оппозиций, характеризующих отношения участников речевой ситуации: иерархия- равенство, близость- отстраненность, борьба - сотрудничество; важно также, какое из возможных отношении речи к действительности предпочитает коммуникант - важна ли для него истинность речи, ее правдивость (соответствие речи не только истине, но и этике, добру), или допускается смысловой и нравственный релятивизм. К.-р. с. в речи риторической называется риторической стратегией. Риторическая стратегия, типичная для большинства носителей одной культуры, для членов одного общества в определенную эпоху, отражает риторический идеал, присущий данной культуре. К.-р. с, как и риторическая стратегия, реализуется с помощью ряда коммуникативно-речевых (риторических) тактик, а последние - с помощью системы соответствующих коммуникативно-речевых приемов (средств).
Лит.: Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово. - М., 1996; Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике.- М., 1996.
А. К. Михальская
Полезные сервисы
коммуникативно-речевая тактика
Педагогическое речеведение
Коммуникативно-речевая тактика
(Риторическая)
система коммуникативно-речевых приемов или риторических форм, в совокупности выполняющих ту или иную функцию, служащую наряду с другими для реализации одной из коммуникативно-речевых стратегий. Термин риторический понимается здесь широко, он может быть отнесен к различным сферам речевого общения, а не только к ораторской (публичной) речи (см. риторика). Коммуникативно-речевые приемы, составляющие риторическую тактику, реализуются, в свою очередь, средствами соответствующего коммуникативно-речевого стиля. Так, например, прием так называемых «пуле-ментных вопросов» (в бытовых, реже - в официальных ситуациях) служит тактике избегания молчания, весьма характерной для коммуникативной стратегии «близости», «сближения» между партнерами по общению. Этот прием состоит в том, что собеседник как,бы находится «под обстрелом» вопросов личного характера, следующих один за другим в быстром темпе. Осуществляется он с помощью следующих коммуникативно-речевых средств: быстрый темп речи, широта перепада между низкими и высокими частотами голоса (показатель эмоционального отношения к собеседнику), упрощенность синтаксических конструкций (Tannen, 1985). Функция приема - показать, что говорящий намерен проявить личную заинтересованность в собеседнике, сблизиться с ним, что отношение к нему заинтересованное. Если коммуникативно-речевой стиль собеседников совпадает, искомый результат достигается. Однако при несовпадении коммуникативно-речевых стратегий и стилей собеседников различие тактик и приемов их реализации может приводить к нарушениям понимания: так, если один из партнеров более сдержан, он может интерпретировать тактику избегания молчания «любой ценой» как навязчивость, бесцеремонность, и еще больше «замкнется в себе». Это, в свою очередь, вызовет еще больший «напор» его партнера. Так часто образуется в общении порочный круг нарушения понимания, действующий по принципу положительной обратной связи.
К.-р. т. в педагогическом общении мало изучены, хотя знания о них на практике чрезвычайно важны. В качестве примера назовем тактику «хороший - свой», «плохой - чужой», используемую в коммуникативно-речевой стратегии, которую можно назвать «мы- большая семья». Такая стратегия свойственна педагогам, которые строят свои отношения (и соответственно речевое общение) с учениками аналогично отношениям близких - членов одной семьи. При этом положительная оценка ученика, его знаний, поступков проявляется в том, что различными средствами утверждается его причастность к тесной группе («семье»), а неодобрение - в демонстрации «исключения» из нее. Один из коммуникативно-речевых приемов, с помощью которых реализуется эта тактика, - переключение ты и вы в обращении к ученикам старших классов. Отрицательная оценка деятельности ученика, недовольство им проявляются, в частности, в переходе на вы.
Лит.: Леонтьев АЛ. Педагогическое общение. - М., 1979; Gilmore P. Silence and Sulking: Emotional Displays in the Classroom // Perspectives on Silence. - New Jersey, 1985; Tannen D. Conversational Style. - New Jersey, 1988.
А. К. Михальская
Полезные сервисы