КОНСТИТУЦИАЛ а, м. constitutionel,-le adj. един. Приверженец конституции. Что скажут наши доморощенные конституциалы .. в виду этой характеристики правовых порядков в столь авторитетном для них и им не чуждом органе. РВ 1883 10 889.
конституционализировать
Словарь галлицизмов русского языка
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗИРОВАТЬ constitutionnaliser. Придать конституционный статус. А то, что православная мысль меня не стесняет, это, наверно, понятно. А вот мое приятие конституционализированной и "официальной" церкви. Посев 1992 2 56.
Полезные сервисы
конституционализм
Толковый словарь
м.
1. Политическая система, опирающаяся на конституцию [конституция I], конституционные методы правления.
2. Учение о конституции [конституция I] как основном инструменте политического управления страной.
Толковый словарь Ушакова
КОНСТИТУЦИОНАЛИ́ЗМ, коституционализма, мн. нет, муж. (полит.). Либеральное направление в политике, стремящееся установить и поддерживать конституцию (в 3 знач.).
Популярный словарь
Конституционализм
-а, только ед. м., юр.
1) Политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления.
Перед судом конституционализма.
2) Учение о конституции как об основном документе политического управления государством.
Родственные слова:
конституционали́ст, конституционали́стский
Этимология:
От французского constitutionalisme (← лат. constitutio ‘установление’, ‘устройство’, ‘организация’).
Энциклопедический комментарий:
В начале XIX в., когда получило распространение понятие "конституционализм", оно выражало духовное направление. Учение конституционализма, связанное с конкретными формами узурпации, было ответом на тиранию во время и после французской революции. Конституционализм направлен на ограничение государственной власти в интересах общественного спокойствия. Не угрожая эффективности управления, он стремится охладить сиюминутные страсти, призван предотвращать наступление деспотизма, а также ущемление прав меньшинства. Конституционализм - не просто юридическое предписание. Он содержит в себе элементы функционирования, выходящие за рамки права. Право не может заменить мораль, обычаи и будничный взгляд на вещи. В условиях демократии, позволяющей жить в мире и без страха, конституционализм может стать успокоительным фоном.
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОНАЛИ́ЗМ -а; м. [лат. constitutio - установление] Отстаивание конституции и конституционных методов правления в качестве основы существующего политического строя.
* * *
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ - КОНСТИТУЦИОНАЛИ́ЗМ, принцип политической системы, основанной на конституции (см. КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)) и конституционных методах правления. Политико-правовая теория конституционализма обосновывает необходимость установления конституционного строя. Конституционализм является идеалом, к которому должно стремиться общество в своем прогрессивном развитии. Основу конституционализма составляют: идея господства права в общественной жизни; признание прав и свобод человека высшей ценностью; участие народа в осуществление власти; государственная защита прав личности. Закрепление правовых принципов в тексте конституции, придание им конституционной силы называется конституционализацией.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова конституционализм
конституционали́зм, конституционали́змы, конституционали́зма, конституционали́змов, конституционали́зму, конституционали́змам, конституционали́змом, конституционали́змами, конституционали́зме, конституционали́змах
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМ а, м. constitutionnalisme m.
1. Буржуазное течение в политике и науке государственного права, признающее наилучшей системой управления конституционную монархию. БАС-1. Какими поворотами журнализма, доктринизма, конституционализма или лежитимизма попала моя статья в "Gasette de France". 1838. Вяземский - А. Тургеневу. // ОАВ 4 23. <Наполеон III> не скрывал своей непримиримой враждебности к конституционализму. Черн. Политика. // Соврем. 1859 № 5.
2. Политическая система, опирающаяся на конституцию, конституционные методы правления. СИС 1985. Преемники Двоекурова с умыслом уничтожили его биографию, как представляющую свидетельства слишком явного либерализма и могущую послужить для исследователей нашей старины соблазнительным поводом к отысканию конституционализма даже там, где, в сущности, существует лишь принцип свободного сечения. Салт. Ист. одного города. - Лекс. Брокг.: конституционализм; САН 1912: конституционали/зм.
Словарь иностранных слов
Сканворды для слова конституционализм
- Направление в медицине, согласно которому решающее значение для возникновения и течения болезни имеют определённые особенности конституции организма, обусловленные неполноценностью его генотипа и передающиеся из поколения в поколение.
Полезные сервисы
конституционалист
Толковый словарь
Толковый словарь Ушакова
Орфографический словарь
Формы слов для слова конституционалист
конституционали́ст, конституционали́сты, конституционали́ста, конституционали́стов, конституционали́сту, конституционали́стам, конституционали́стом, конституционали́стами, конституционали́сте, конституционали́стах
Синонимы к слову конституционалист
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Новый словарь иностранных слов
Словарь галлицизмов русского языка
КОНСТИТУЦИОНАЛИСТ а, м. constitutionnaliste m. Сторонник конституционализма. БАС-1. Вчера вечером был у опального конституционалиста Орлова-Давыдова. Вяземский Стар. зап. кн. // ПСС 10 254. Мы имеет конституционалистов couleur écarlate. ОЗ 1879 12 2 172. По возвращению оттуда <из Парижа> Магницкий .. носил якобинскую дубинку с серебряною бляхою и надписью droits de l'homme. Начал в эпоху comité du salut public, он был усердным англоманом и конституционалистом. ОЗ 1882 10 1 357. Луи-Наполеон не притворился каким-нибудь конституционалистом; он не скрывал совего принципа, принципа реакции. Черн. Политика. // Соврем. 1859 № 5. ♦ Конституционалист-демократ. Член конституционно-демократической партии (кадетов). БАС-1. Мы должны помнить, что либералы и конституционалисты-демократы, внося колебания в ряды самодержавщиков. неизбежно каждым своим шагом будут стремиться вносить колебание и в наши ряды. Ленин 9 354. ДИСК - демократический союз конституционалистов. Первая рус. революция. - Лекс. САН 1912: конституционали/ст.
Полезные сервисы
конституционалистический
Толковый словарь Ушакова
КОНСТИТУЦИОНАЛИСТИ́ЧЕСКИЙ, коституционалистическая, коституционалистическое (полит.). прил. к конституционализм.
Орфографический словарь
Синонимы к слову конституционалистический
Морфемно-орфографический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
КОНСТИТУЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ ая, ое. constitutionnaliste m. Отн. к конституционализму. Уш. 1934. - Лекс. Уш. 1934: конституционалисти/ческий.
Полезные сервисы
конституционалистский
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. конституционализм, конституционалист, связанный с ними
2. Свойственный конституционализму, характерный для него.
Толковый словарь Ушакова
КОНСТИТУЦИОНАЛИ́СТСКИЙ, коституционалисткая, коституционалисткое (полит.). прил. к конституционалист.
Орфографический словарь
Формы слов для слова конституционалистский
конституционали́стский, конституционали́стская, конституционали́стское, конституционали́стские, конституционали́стского, конституционали́стской, конституционали́стских, конституционали́стскому, конституционали́стским, конституционали́стскую, конституционали́стскою, конституционали́стскими, конституционали́стском, конституционали́стск, конституционали́стска, конституционали́стско, конституционали́стски
Синонимы к слову конституционалистский
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
КОНСТИТУЦИОНАЛИСТСКИЙ ая, ое. constitutionnaliste m. Отн. к конституционализму. Уш. 1934. - Лекс. Уш. 1934: конституционали/стский.
Полезные сервисы
конституциональные болезни
конституциональный
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. конституция II, связанный с ним
2. Свойственный конституции [конституция II], характерный для неё.
Энциклопедический словарь
Академический словарь
Орфографический словарь
Синонимы к слову конституциональный
Словарь галлицизмов русского языка
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ая, ое. constitutionnel <лат. constitutionalis. полит. Отн. к конституции. Сл. 18. Принял la charte constitutionnelle. Б.-Б. Письма 267. Известия из Франции .. ничего так громко не гласят, что бы достойно было или конституциональных или антиконституциональных буйств. Б.-Б. Письма 3 5. Я приметил недостаток (который можно назвать конституциональным).. Части конституциональных властей. Лолм 1806 1 159-161.
Словарь иностранных слов
КОНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ (франц., constitutionnel). 1) относящийся к конституции, государственному строю; согласный с основными законоположениями. 2) относящийся ко всему организму, проникающий все тело, напр. конституциональная болезнь.
Полезные сервисы
конституциональный болезни
конституционист
Толковый словарь
Формы слов для слова конституционист
конституциони́ст, конституциони́сты, конституциони́ста, конституциони́стов, конституциони́сту, конституциони́стам, конституциони́стом, конституциони́стами, конституциони́сте, конституциони́стах
Синонимы к слову конституционист
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
КОНСТИТУЦИОНИСТ а, м. constitutionnaliste m. устар. То же, что конституционалист. БАС-1. Я забыл сказать, что в изъявлениях Костюшки есть и то, что он .. не уклонился принять на службу конституционистов <из Франции>. 1793. А. А. Безбородко. // АВ 13 292. Да приидет царствие твое и избавь нас от дураков (или: введи нас во искушение). Вот молитва русских конституционистов. 1819. Вяземский - Тургеневу. // ОАВ 1 194. <Обсуждались> идеи, например, не одних фурьеристов, коммунистов, утопистов или конституционистов, а вообще всех социалистов. Петрашевцы 1953 602. При нынешнем колебании общественного мнения между конституционистами и республиканцами. 1860. Черн. ПСС 8 645. Хуже этих конституционистов, вялее, однообразнее я ничего не знаю. 1861. А. С. Суворин - М. Ф. Де-Пуле. // Ежегод. Пушк. дома 1979 145. Все политические партии - абсолютисты, конституционалисты, республиканцы - одинаково восставали против этих попыток, которыми пролагался единственный путь к успокоению общества. Черн. Июльская монархия. Республиканцы, бонапартисты, конституционисты. доктринеры, соединенные вместе общей опасностью заключили между собой союз. 1871. Делор 22. окказ. Сконтитуционить. Через сотню миллионов-то голов, ведь всеравно, не дотянуться им до шапки Мономаха, не сконтституционить ее, коротки руки. 1879. 10. 12. 1879. П. Голохвастов - Победоносцеву. // П. Переп. 1 1 17. - Лекс. БАС-1: конституциони/ст; Сл. 18: конституционист 1794.
Полезные сервисы
конституционная ассамблея
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННАЯ АССАМБЛЕЯ - КОНСТИТУЦИО́ННАЯ АССАМБЛЕ́Я, (фр. constituant) - в конституционном праве учредительное собрание: высший государственный орган, избранный с целью выработки и принятия конституции (см. КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)).
Полезные сервисы
конституционная жалоба
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННАЯ ЖАЛОБА - КОНСТИТУЦИО́ННАЯ ЖА́ЛОБА, процессуальное средство защиты конституционных прав и свобод граждан (см. ГРАЖДАНИН (в праве)); право гражданина обратиться в органы судебного конституционного контроля с просьбой о проверке конституционности правовых актов. В тех странах, где конституционный контроль входит в компетенцию общей судебной системы (например, в США), в особом институте конституционной жалобы нет необходимости, поскольку контроль осуществляется в порядке обычного искового производства. В ряде стран, где действуют специализированные конституционные суды, право обращения к ним имеет ограниченный круг государственных органов и должностных лиц. Лишь в некоторых странах гражданам тоже предоставлено право обращения в конституционный суд с конституционной жалобой.
В Германии, в соответствии с Основным законом любое лицо может обратиться с жалобой в Федеральный конституционный суд, если считает, что государственные власти нарушили принцип равенства гражданских прав и обязанностей или основные конституционные права. При этом до обращения в конституционный суд должны быть использованы все предоставленные гражданину законом способы защиты своих прав. В Российской Федерации правом на обращение в Конституционный суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом в конкретном деле. Если конституционная жалоба принята к рассмотрению в Конституционном суде Российской Федерации, то он уведомляет об этом суд, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон.
Уведомление не приостанавливает производство по делу; суд вправе сам приостановить производство до принятия решения по конституционной жалобе. По итогам рассмотрения конституционной жалобы Конституционный суд может принять решение о признании закона или его положений соответствующими или не соответствующими Конституции Российской Федерации. Таким образом, российский закон предусматривает возможность конституционной жалобы, но только в связи с конкретным судебным делом.
Полезные сервисы
конституционная комиссия
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННАЯ КОМИССИЯ - КОНСТИТУЦИО́ННАЯ КОМИ́ССИЯ, постоянно действующий орган Съезда народных депутатов Российской Федерации по подготовке проекта новой Конституции (см. КОНСТИТУЦИЯ (основной закон)) Российской Федерации. Конституционная комиссия была образована на Первом съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года. Комиссия, состоявшая из представителей от Верховного совета и субъектов РСФСР (всего 102 человека), работала под началом председателя Верховного совета РСФСР Б.Н. Ельцина.
Первый вариант проекта конституции был рассмотрен Пятым Съездом народных депутатов в октябре 1991 года. Шестой Съезд народных депутатов в апреле 1992 года одобрил общую концепцию конституционной реформы и основные положения доработанного проекта конституции и принял ее в первом чтении. На Конституционную комиссию была возложена обязанность доработать проект и представить его на рассмотрение очередного Съезда народных депутатов. Однако Седьмой (декабрь 1992 года), Восьмой (март 1993 года), Девятый (апрель 1993 года) съезды народных депутатов эту задачу не выполнили. В мае 1993 года проект Конституции, подготовленный Конституционной комиссией и одобренный Верховным советом, был опубликован. По основным вопросам конституционной реформы проект расходился с позицией президентской стороны. В частности, проект конституции существенно ограничивал полномочия главы государства, расширяя функции Верховного совета. Президент обязывался представлять Верховному совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики. Исключительно с согласия Верховного совета предполагалось назначать председателя правительства, министров экономики, финансов, внутренних и иностранных дел, обороны и безопасности. Верховный совет наделялся правом определять основные направления внутренней и внешней политики.
Предполагалось, что назначенный на 17 ноября 1993 года Съезд народных депутатов должен принять новую конституцию. Опиравшийся на поддержку избирателей, которая выявилась в ходе референдума 25 апреля 1993 года, Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин не принял концепцию конституции, устанавливающей в стране режим парламентарной республики. Конституционная комиссия фактически прекратила свое существование с роспуском Верховного совета Российской Федерации в сентябре 1993 года.
Полезные сервисы
конституционная монархия
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННАЯ МОНАРХИЯ - КОНСТИТУЦИО́ННАЯ МОНА́РХИЯ, (ограниченная монархия) - разновидность монархической формы правления, при которой власть монарха (см. МОНАРХ (глава государства)) ограничена конституцией, имеется выборный законодательный орган - парламент и независимые суды. Режим ограниченной монархии возник в Великобритании в конце 17 века в результате революционных преобразований. Различают две формы конституционных монархий: дуалистическая монархия и парламентарная монархия.
Гуманитарный словарь
КОНСТИТУЦИО́ННАЯ МОНА́РХИЯ - одна из форм монархии, при к-рой власть монарха определяется конституцией и в соотв. с ней ограничивается представит. учредителями (парламентом), при этом монарх сохраняет право назначения пр-ва, смещения мин., изд. декретов, роспуска парламента. В условиях развития парламентаризма политич. роль монархии падает, монарх выполняет нередко представит., номин. функции (Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды, Бельгия). В России процесс перерождения абсолютизма в К. М. проходил медленно и не получил полного завершения.
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
конституционная ответственность
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - КОНСТИТУЦИО́ННАЯ ОТВЕ́ТСТВЕННОСТЬ, меры воздействия, применяемые в случае отступления от конституционно-правовых требований. Субъектами конституционной ответственности являются органы государственной власти, должностные лица, общественные образования, полномочные принимать решения, затрагивающие основные права и свободы граждан, интересы государства, административно-территориальных образований. На гражданина (см. ГРАЖДАНИН (в праве)), не являющегося должностным лицом, такая ответственность не распространяется. Конституционная ответственность наступает не только при совершении правонарушения, но и за неправильный политический курс, неэффективную деятельность, слабость руководства. Формами (санкциями) конституционной ответственности являются отмена или приостановление антиконституционного акта, отрешение от должности (в порядке импичмента), признание выборов или результатов референдума недействительными, официальное признание работы государственных органов, высших должностных лиц неудовлетворительной, в том числе путем выражения вотума недоверия правительству, досрочное расформирование подотчетного органа. Сущность конституционной ответственности проявляется в лишении властных органов и лиц государственно-властных полномочий, смещении их с должности из-за отрицательной оценки их деятельности.
Полезные сервисы
конституционно
Толковый словарь
I нареч. качеств.-обстоят.
В соответствии с конституцией [конституция I] как основным законом государства, определяющим его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов и основные права и обязанности граждан.
II предик.
Оценочная характеристика чего-либо как соответствующего конституции [конституция I] - основному закону государства, определяющему его общественное и государственное устройство, избирательную систему, принципы организации и деятельности государственных органов и основные права и обязанности граждан.
Полезные сервисы
конституционно-демократическая партия
Энциклопедический словарь
Конституцио́нно-демократи́ческая па́ртия - официальное название партии кадетов в России.
* * *
КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - КОНСТИТУЦИО́ННО-ДЕМОКРАТИ́ЧЕСКАЯ ПА́РТИЯ, официальное название партии кадетов (см. КАДЕТЫ (политическая партия)) в России.
Большой энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - официальное название партии кадетов в России.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (партия народной свободы, кадеты), политическая партия в России в 1905 - 17. Программа: конституционная и парламентарная монархия, демократические свободы, культурное самоопределение народностей, входивших в состав Российской империи, частичная национализация земли, законодательное решение рабочего вопроса. Лидер - П.Н. Милюков. Печатные органы - газета "Речь", журнал "Вестник партии народной свободы". В 1-й и 2-й Государственных думах кадеты занимали главенствующее положение. Преобладали в первом составе Временного правительства. После Октябрьской революции кадеты объявлены "партией врагов народа", их деятельность запрещена советским правительством. В начале 1990-х гг. возник ряд политических организаций, принявших название партии кадетов.
Словарь иностранных слов
КОНСТИТУЦИОННО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ - или партия «народной свободы», сокращенно, по начальным буквам, обозначается: К.-Д., каде и кадеты. Русская политическая партия, окончательная программа большинства которой выработана на съезде партии в октябре 1905 г., сущность её заключается в след.: конституционная монархия, местное самоуправление и демократическое представительство на началах всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права.
Полезные сервисы
конституционно-демократический
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Морфемно-орфографический словарь
Полезные сервисы
конституционное правление
Словарь народов и культуры
Конституционное правление
(constitutional government), форма правления, сдерживающего произвольное использование обществ, власти посредством конституции в целях обеспечения подотчетности правителей руководимому ими народу. При К.п. власти должны считаться с установленными юрид. и полит, ограничениями, отражающими права тех, кем правят. Это обеспечивается обычно рассредоточенностью (плюрализм) обществ, власти. Наиб, известными конструктивными тому гарантиями являются разделение властей и принцип господства права. По Конституции США (к-рую мн. позже сформированные демократии приняли за основу), власть распределяется между законодат. собранием, исполнит, и судебными органами, при этом предусматривается система сдержек и противовесов, препятствующая чрезмерной концентрации власти у к.-л. из этих ветвей. Предусматривается также проведение частых выборов на федер. и местном уровне и на уровне штатов. Наконец, конституц. Билль о правах (состоящий из первых десяти поправок к Конституции) закрепляет законные ср-ва для восстановления справедливости. Т.о., любая демокр. конституция создает равновесие прав и обязанностей между гражданами и пр-вом и, в частности, поддерживает веру в то, что правление основано на согласии и имеет опред. ограничения; действия, выходящие за пределы этих ограничений, становятся предметом юрид. возражений и судебного пересмотра. Осн. совр. формой К.п. хотя и не единств., является либеральная демократия. Конституция при этом обеспечивает стабильную и законную основу для гарантии признания и надежного закрепления личных прав, учета разл. интересов; полит, партии мирно ведут конкурентную борьбу за власть, а пр-ва подотчетны народу на основе регулярно проводимых свободных выборов. К.п. может быть подвержено разл. серьезным испытаниям. Плюралистический баланс интересов в об-ве может быть разрушен; личная свобода может пострадать в рез-те постоянного давления со стороны гос. власти; высшие должностные лица или др. полит, лидеры могут узурпировать власть или обойти конституц. преграды на пути к личному господству; чрезмерное партийное дробление может помешать подчинению установившимся правилам; слабое полит, или эконом, руководство может подорвать веру в действующую систему; наконец, недовольные группы нас. и разл. рода меньшинства могут прибегать к насилию и спровоцировать авторитарную реакцию. Неудивительно поэтому, что стабильное и успешно действующее К.п. является главнейшим полит, достижением незначит. числа стран.
Полезные сервисы
конституционное право
Энциклопедический словарь
Конституцио́нное пра́во - отрасль права, включающая принципы государственное устройства, порядок избрания главы государства, его компетенцию, систему органов законодательной и исполнительной власти, порядок их формирования, их компетенцию. К сфере Конституционного права относятся также основы избирательного права, судебные системы. Важнейшим разделом Конституционного права являются права и свободы граждан, их объём и гарантии осуществления. Основной источник Конституционного права - Конституция (Основной закон) государства.
Иллюстрированный энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО,
1) отрасль права, включающая принципы государственного устройства, порядок избрания главы государства, его компетенцию, систему представительных органов государства, порядок их формирования, их компетенцию. К сфере конституционного права относятся также основы избирательного права, судебной системы. Важнейшим разделом конституционного права являются права и свободы граждан, их объем и гарантии осуществления. Основной источник конституционного права - конституция (основной закон) государства. В России сфера конституционного права обычно охватывалась понятием государственного права; в 1990-е гг. шире применяется термин "конституционное право".
2) Название соответствующей отрасли юридической науки.
Полезные сервисы
конституционное правосудие
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВОСУДИЕ - КОНСТИТУЦИО́ННОЕ ПРАВОСУ́ДИЕ, (конституционная юстиция) - деятельность судебных (см. СУД) органов по рассмотрению дел, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы, связанные с обеспечением соблюдения конституции государственными органами, прежде всего парламентом. Конституционное правосудие призвано обеспечить верховенство конституции, защиту конституционных прав и свобод, соблюдение принципа разделения властей. Конституционное правосудие является формой конституционного контроля (надзора). Оно осуществляется конституционными судами, верховными или общими судами, а также квазисудебными органами (например, конституционными советами). В Российской Федерации к органам конституционного правосудия помимо Конституционного суда Российской Федерации относятся также конституционные суды (уставные суды) субъектов Российской Федерации.
Полезные сервисы
конституционное собрание
конституционное собрание российской федерации
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННОЕ СОБРАНИЕ Российской Федерации - КОНСТИТУЦИО́ННОЕ СОБРА́НИЕ Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)), представительный орган, обладающий полномочиями учредительной власти. Конституционное собрание созывается в соответствии с федеральным конституционным законом в случае, если предложение о пересмотре основных положений Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. К ведению Конституционного собрания относится разработка проекта новой Конституции Российской Федерации; принятие проекта новой конституции России двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного собрания; вынесение проекта новой конституции на всенародное голосование; установление порядка вступления в силу новой конституции.
Состав и порядок работы Конституционного собрания определяются федеральным конституционным законом. Рабочим органом, непосредственно занимающимся разработкой проекта новой конституции, согласованием окончательного варианта проекта для вынесения на пленарное заседание Конституционного собрания, является Рабочая палата. Она формируется в случае принятия решения о доработке или разработке проекта новой Конституции РФ. Рабочая палата избирает председателя и заместителей председателя палаты, утверждает регламент своей работы. Число членов Рабочей палаты определено в количестве 90 человек. Избранный состав Конституционного собрания правомочен принять новую Конституцию Российской Федерации в течение одного года, после чего полномочия этого органа прекращаются.
Полезные сервисы
конституционное совещание
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ - КОНСТИТУЦИО́ННОЕ СОВЕЩА́НИЕ, конференция представителей органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций, созванная президентом Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)) в 1993 году для завершения подготовки проекта новой Конституции Российской Федерации (президентский проект). В Конституционное совещание входили пять групп представителей: федеральных органов государственной власти; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодежных, общественных организаций, массовых движений и религиозных конфессий; товаропроизводителей и предпринимателей.
Конституционное совещание открылось в Москве 5 июня 1993 года. Проект новой конституции, который был представлен президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным, обсуждался группами представителей до 25 июня 1993 года. В результате обсуждения проекта было внесено более 500 поправок к тексту проекта, изменено более 200 положений первоначального текста. Лишь три статьи проекта сохранились в первоначальной редакции. Первый этап деятельности Конституционного совещания завершился 12 июля 1993 года подписанием доработанного и согласованного проекта Конституции Российской Федерации. В октябре-ноябре 1993 года проект прошел окончательную доработку в специальных органах Конституционного совещания - Общественной палате и Государственной палате, Комиссии конституционного арбитража, после чего был вынесен президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным на референдум 12 декабря 1993 года.
Полезные сервисы
конституционность
конституционные акты (великобритания)
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ (Великобритания) - КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ отражают эволюцию конституционной доктрины и государственного строя Великобритании с начала 18 века вплоть до современности.
* * *
АКТ О СОЕДИНЕНИИ С ШОТЛАНДИЕЙ 1706 года
(Извлечения)
Всемилостивейшая государыня.
Принимая во внимание, что условия о соединении были согласованы двадцать второго июля в пятый год правления Вашего Величества (королева Анна (см. АННА СТЮАРТ)) уполномоченными, назначенными от имени королевства Англии за большой Вашего Величества печатью Англии от 10 апреля прошлого года в Вестминстере, во исполнение акта парламента, изданного в Англии в третий год правления Вашего Величества, и уполномоченными, назначенными от имени королевства Шотландии, за большой Вашего Величества печатью Шотландии от 27 февраля в четвертый год правления Вашего Величества, во исполнение четвертого акта третьей сессии ныне существующего парламента Шотландии, для ведения переговоров о соединении указанных выше королевств и принимая во внимание акт, изданный шотландским парламентом в Эдинбурге 6 января в пятый год правления Вашего Величества, в котором сказано, что сословия парламента, обсудив означенные выше условия о соединении двух королевств, приняли и одобрили эти условия о соединении с некоторыми добавлениями и пояснениями, и что Ваше Величество с совета и согласия сословий парламента для установления протестантской религии и пресвитерианского церковного управления в королевстве Шотландия издало в ту же сессию парламента акт, озаглавленный - «Акт об обеспечении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления», который по его содержанию был предназначен для включения во всякий акт, утверждающий договор (между Англией и Шотландией), и прямо объявлен основным и необходимым условием указанного выше договора или соединения на все грядущие времена, содержание каковых условий в утвержденном и одобренном виде с добавлениями и пояснениями, внесенными указанным выше актом шотландского парламента, является таким:
Статья I. Что оба королевства Англии и Шотландии в первый день мая тысяча семьсот седьмого года и навсегда после этого будут соединены в одно королевство под наименованием Великобритании и что военное знамя названного Соединенного королевства будет таково, как укажет Ее Величество, и кресты Святого Георгия (Англия) и Святого Андрея (Шотландия) будут соединены таким образом, как это Ее Величество найдет подходящим, и будут употребляться на всех флагах, стягах, штандартах и знаменах как на море, так и на суше.
Статья II. Что престол Соединенного королевства Великобритании и доминионов переходит после смерти королевы Анны, в случае отсутствия у нее потомства, к принцессе Софии, избирательнице и вдовствующей герцогине Ганновера, и ее потомству протестантского вероисповедания, право на престолонаследие которой в Англии установлено Актом об устроении от 12 июня 1701 года, с исключением католиков и лиц, вступивших с ними в брак...
Статья lll. Что Соединенное королевство Великобритании должно представляться одним и тем же парламентом, носящим название парламента Великобритании....
Статья XVlll. Что законы, относящиеся к регулированию торговли, пошлин и тех акцизов, которые в силу настоящего договора подлежат применению в Шотландии, должны быть в Шотландии, начиная и после соединения, те же самые, как и в Англии; все остальные законы, действующие в пределах королевства Шотландии, должны после соединения и несмотря на него оставаться в той же сине, как и ранее (за исключением тех, которые противоречивы или несовместимы с настоящим договором), но могут быть изменены парламентом Великобритании с тем различием между законами, относящимися к публичным правам, политике и гражданскому управлению, и теми, которые относятся к частным правам, что законы, относящиеся к публичным правам, политике и гражданскому управлению, могут быть установлены одни и те же во всем Соединенном королевстве, но в законы, относящиеся к частным правам, не могут быть внесены изменения, за исключением случаев очевидной пользы для подданных в Шотландии.
Статья XIX. Что суд сессии или коллегия юстиции остается после соединения и несмотря на него на все последующие время в пределах Шотландии в том виде, в каком он в настоящее время установлен законами этого королевства... и что все низшие суды в указанных границах остаются подчиненными, как это существует в настоящее время, высшим судом юстиции в Шотландии на все последующее время; никакие дела, возникшие в Шотландии, не должны рассматриваться судами канцлера, королевской скамьи, общих тяжб или каким-либо другим судом в Вестминстере....
Статья ХХII. Что в силу настоящего договора шестнадцать пэров Шотландии, состоящих ими во время соединения, будут в этом числе заседать и голосовать в палате лордов, а представители Шотландии в числе сорока пяти человек - в палате общин парламента Великобритании... (Порядок избрания этих представителей подлежит установлению настоящей сессией шотландского парламента и будет иметь такую же силу, как если бы он составлял часть настоящего договора)....
Статья XXV. Что все законы и статуты в королевстве в той мере, в какой они противоречат или являются несовместимыми с условиями настоящих статей или с условием какой-либо из них, со времени соединения и после него прекращают действовать, теряют юридическую силу и будут объявлены таковыми соответствующими парламентами названных королевств.
Указанные условия о соединении будут к тому же ратифицированы и одобрены упомянутым актом парламента об отношениях с Шотландией, как это может потребоваться.
II. ...И содержание указанного выше акта об обеспечении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления и пределах королевства Шотландии следующее... И далее Ее Величество с указанного выше совета прямо объявляет и постановляет, что ни один из подданных этого королевства не будет привлечен к ответственности, но все и каждый из них навсегда свободны от какой-либо клятвы, присяги или подписки в пределах этого королевства, противоречащих или несоответствующих названной выше истинной протестантской религии и пресвитерианскому церковному управлению, религии и благочинию, как они выше были установлены; и что перечисленное выше никогда не может быть возложено или потребовано в пределах границ этих церквей и государства от подданных в каком-либо виде: и, наконец, что после смерти царствующего в настоящее время Ее Величества (да сохранит ее Бог на долгое время) государь, наследующий ей на королевском престоле королевства Великобритании, должен на все последующее время при его или ее восшествии на престол дать клятву и письменное обязательство, что он будет ненарушимо поддерживать и охранять изложенное выше установление истинной протестантской религии с порядком управления, богослужения, благочиния, правами и привилегиями этой церкви, как ранее постановлено законами этого королевства во исполнение представления о нравах....
IV. Да будет поэтому угодно Вашему Превосходнейшему Величеству, чтобы изложенное выше имело силу закона; и постановлено ее Превосходнейшим Величеством Королевой, по совету и с согласия лордов духовных и светских и общин, заседающих в ныне существующем парламенте и их властью, что все и каждый из означенных пунктов о соединении, как они приняты и одобрены указанным выше актом парламента Шотландии, как сказано ранее, и в настоящем акте выше особо упомянуты и помещены, а равно и означенный акт парламента Шотландии об установлении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления ... и каждое положение, статья, предмет, содержащиеся в означенных пунктах и акте, настоящим и впредь утверждаются, одобряются и принимаются...
AKT 0 ПАРЛАМЕНТЕ 1911 ГОДА
АКТ О ПАРЛАМЕНТЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПАЛАТЫ ЛОРДОВ И ПАЛАТЫ ОБЩИН И ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ПАРЛАМЕНТА
Так как необходимо принять меры для урегулирования отношений между двумя палатами парламента;
Так как, далее, имеется намерение заменить палату лордов, какая существует в настоящее время, иной палатой, основанной на начале народного представительства и не наследственной более, но такая замена не может быть осуществлена немедленно;
И так как, если парламент должен будет впоследствии в законодательной мере, осуществляющей подобную замену, установить правила касательно ограничения и определения прав новой второй палаты, то и теперь представляется важным предписать, как это делается настоящим актом, ограничения существующих полномочий палаты лордов, - то в соответствии с сим Превосходнейшим Величеством Короля с совета и согласия духовных и светских лордов и общин, собранных в настоящем парламенте, и властью их же утверждается нижеследующее.
Статья 1. (1) Если финансовый закон, принятый палатой общин и отосланный в палату лордов по меньшей мере за месяц до окончания сессии, не будет принят без поправок палатой лордов в течение месяца после указанной отсылки, то этот закон, если не последует иного решения палаты общин будет представлен Его величеству и с изъявлением королевского одобрения станет Актом парламента, хотя палата лордов его и не приняла.
(2) Финансовым законом называется всякий закон, который, по мнению спикера палаты общин, содержит только постановления, касающиеся всех или какого-либо из следующих предметов, а именно:
установления, отмены, сбавки, изменения или регулирования обложений; назначения платежей из консолидированного фонда, государственного ссудного фонда или сумм, отпущенных парламентом на оплату публичного долга или на какую-либо другую финансовую цель; изменения или отмены подобных назначений; открытия кредитов, образования запасного фонда; предназначения, получения, хранения, выдачи или проверки счетов, относящихся к публичным финансам; заключения, гарантии, погашения займа; второстепенных вопросов, связанных с вышеперечисленными или с одним из них.
В этом параграфе термины «обложение», «публичные финансы» и «заем» не означают соответственно обложения публичных финансов и займов, устанавливаемых местными властями и учреждениями для местных целей.
(3) К каждому финансовому закону при отсылке его в палату лордов и при представлении его на одобрение Его Величества будет прилагаться свидетельство за подписью спикера палаты общин, удостоверяющее, что это именно финансовый закон. Прежде чем выдать это свидетельство, спикер, если возможно, советуется с двумя членами палаты, которых комитет по избраниям указывает в начале каждой сессии в списке председателей комитетов (палаты).
Статья 2. (1) Если публичный закон (не являющийся финансовым законом и не увеличивающий срока полномочий парламента за пределы пяти лет) будет вотирован палатой общин в трех последовательных сессиях (безразлично, той же легислатуры или иной) и, отосланный в палату лордов каждый раз по меньшей мере за месяц до окончания сессии, будет этой палатой отвергнут в каждой из этих трех сессий, то этот закон, как только он будет отвергнут в третий раз палатой лордов и если не последует иного решения палаты общин, будет представлен Его Величеству и, раз будет изъявлено королевское одобрение, станет актом парламента, несмотря на отсутствие согласия палаты лордов. Однако для применения этого постановления должно пройти два года между датой второго чтения упомянутого закона в первой из сказанных сессий палаты общин и датой его принятия той же палатой в третьей из этих сессий.
(2) Ко всякому закону, представляемому во исполнение предписаний настоящей статьи на одобрение Его Величества, должно быть приложено свидетельство, выданное и подписанное спикером палаты общин, удостоверяющее, что предписания упомянутой статьи были надлежащим образом соблюдены.
(3) Будет считаться отвергнутым палатой лордов закон, который не будет принят ею без поправок или же только с теми по правками, которые принимают обе палаты.
(4) Будет считаться тем же законом, что и предшествующий, посланный в палату лордов в предыдущую сессию, такой закон, который в момент отправления в палату лордов тождественен с упомянутым предшествующим законом или содержит только изменения, необходимость которых ввиду истекшего времени со дня отправления закона удостоверена спикером палаты общин, либо поправки, которые по свидетельству того же спикера внесены в предшествующий закон палатой лордов в предыдущую сессию. Все поправки, которые по свидетельству спикера были сделаны палатой лордов в третьей сессии и приняты палатой общин, будут включены в закон при его представлении на королевское одобрение согласно настоящей статье.
Тем не менее палата общин может, если найдет нужным в момент прохождения такого закона во второй и третьей сессиях, предложить дополнительные поправки, не включая их в закон. Предложенные таким образом поправки должны быть рассмотрены палатой лордов, и если будут ею приняты, то будут считаться поправками, вотированными палатой лордов и принятыми палатой общин. Но использование этого права палатой общин ни в чем не ограничивает действия настоящей статьи, если бы закон был отвергнут палатой лордов.
Статья 3. Всякое свидетельство, выданное спикером палаты общин в силу настоящего акта, окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.
Статья 4. (1) Во всяком законе, представленном Его Величеству в силу предыдущих постановлений настоящего акта, формула обнародования будет следующей:
Превосходнейшим Величеством Королем с совета и согласия общин, собранных в настоящем парламенте в соответствии с постановлениями Акта о парламенте 1911 г. и в силу этого акта, утверждается и обнародуется нижеследующее:
(2) Всякое изменение какого-либо закона, необходимое для применения этой статьи, не составляет поправки к указанному закону.
Статья 5. В настоящем акте выражение «публичный закон» не относится к законам, содержащим подтверждение временного постановления.
Статья 6. Настоящий акт ни в чем не сокращает и не ограничивает существующих прав и привилегий палаты общин.
Статья 7. Максимальный срок полномочий парламента будет пять лет, а не семь, как это определено Законом о семилетней легислатуре 1715 г.
Статья 8. Настоящий акт может цитироваться, как Акт о парламенте 1911 г.
ЗАКОН 16 ДEКАБРЯ 1949 г.
ОБ ИЗМЕНЕНИИ АКТА О ПАРЛАМЕНТЕ 1911 г.
1. Замена указанием о двух сессиях и одном годе указания соответственно о трех сессиях и двух годах. Закон о парламенте 1911 г. будет иметь силу и будет считаться действующим с начала сессии, на которой получил свое начало проект настоящего закона (но не сам закон), с тем что:
а) в пунктах 1 и 4 статьи 2 его слова «в трех последовательных сессиях», «в третий раз», «в третьей сессии» и «во второй и третьей сессиях» соответственно заменяются словами: «в двух последовательных сессиях», «во второй раз», «во второй из этих сессий», «во второй сессии» и «во вторую сессию» и
в) в пункте 1 указанной статьи 2 слова «два года» заменяются словами «один год».
При условии, что, если какой-либо проект закона вторично отклонен палатой лордов до объявления о королевском утверждении проекта настоящего закона, независимо от того, имело ли место отклонение на той же сессии, на которой было объявлено о королевском утверждении проекта настоящего закона, или на одной из предыдущих сессий, указание названной статьи 2 о представлении проекта какого-либо закона Его Величеству после вторичного отклонения такого проекта палатой лордов будет иметь силу в отношении этого отклоненного проекта согласно требованию, чтобы он был представлен Его Величеству, как только будет объявлено о королевском утверждении проекта настоящего закона; и хотя бы такое отклонение имело место на одной из предыдущих сессий, о королевском утверждении отклоненного проекта закона может быть объявлено на той сессии, на которой было объявлено о королевском утверждении настоящего закона.
2. Краткое наименование, толкование и ссылки (цитирование).
1) Настоящий закон может именоваться как Закон о парламенте 1949 года.
2) Настоящий закон и Закон о парламенте 1911 г. должны толковаться как один закон, и ссылки на них могут делаться совместно, как на Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., в соответствии с чем пункт 1 статьи 4 Закона о парламенте 1911 г. (который точно определяет условие введения закона в силу, подлежащее включению и проект закона, представленного Его Величеству согласно настоящему закону) будет действовать с заменой слов «Закон о парламенте 1911 г.» словами «Законы о парламенте 1911 и 1949 гг.»
АКТ О ПАЛАТЕ ОБЩИН (УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ) 1978 г.
Акт, содержащий дополнительные постановления об управлении палатой общин
(Извлечения)
Да будет постановлено Ее Превосходнейшим Величеством Королевой по совету и согласию лордов, духовных и светских, и общин, собравшихся в настоящем парламенте, и властью последнего нижеследующее:
1. (1) палатой общин будут назначаться члены комитета для выполнения функций, указанных настоящим актом.
(2) Комитет будет состоять из:
а) господина спикера,
b) лидера палаты общин,
с) члена палаты общин, назначаемого лидером оппозиции,
d) трех других членов палаты общин, назначаемых этой палатой не из числа лиц, являющихся министрами Короны.
(3) Как только это будет возможно после окончания 1978-1979-го и каждого последующего финансового года, комитет будет подготавливать и представлять палате общин отчет об исполнении своих функций в течение этого года; этот отчет подлежит опубликованию.
(4) В этой статье выражение: «лидер палаты общин» означает «министр Короны к данному моменту назначенный в качестве премьер-министра»; «лидер оппозиции» означает лицо, которое является лидером оппозиции в палате общин в смысле слова, употребляемом в статье 2 Акта о жаловании министрам и другим лицам 1975 г. ...
2. (1) Комитет будет назначать весь персонал служб палаты и будет устанавливать их численность, их вознаграждение и иные условия и статус их службы.
(2) Комитет будет следить за тем, чтобы комплектование, классификация и оплата персонала служб палаты в основных чертах совпадали с аналогичным положением, существующим в отношении государственных служащих министерств, и до тех пор, пока совпадают требования палаты общин, иные условия работы персонала служб палаты будут также сходиться в основных чертах с аналогичным положением, относящимся к государственным служащим министерств.
(3) Комитет будет следить за тем, чтобы пенсии и другие подобные преимущества персонала, входящего или прежде входившего в состав служб палаты, совпадали с положением в основной системе пенсий для государственной службы (в том виде, в каком она применяется для государственных служащих министерств), но эти пенсии и другие преимущества не должны быть таковыми для персонала, в отношении которого нормы об этих преимуществах были составлены по другой системе, прежде чем этот персонал поступил на работу в службы палаты, и который продолжает оставаться таковым на этой службе.
4) Указанный выше пункт 1 не применяется к случаям назначения или пребывания в должности клерка палаты общин, какого-либо помощника клерка, парламентского пристава или подчиненного спикеру личного персонала.
3. (1) Для 1979-1980-го и каждого последующего финансового года комитет будет подготавливать и представлять в палату общин смету годичных расходов служб палаты и в размере, который комитет может установить, он подготавливает и представляет смету на другие расходы служб палаты общин.
(2) Комитет может назначить лицо из состава персонала служб палаты в качестве контролера, ответственного за ведение бухгалтерских счетов в отношении сумм, выплачиваемых из средств, ассигнованных парламентом службам палаты общин.
(3) Все вознаграждения и другие суммы, предназначенные на содержание палаты общин, будут выплачиваться из консолидированного фонда.
АКТ О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ 1983 г.
(Извлечения)
Акт, объединяющий акты о народном представительстве 1949, 1969, 1977, 1978 и 1980 гг., акты об избирательных списках 1949 и 1953 гг., Акт о выборах (способы избрания в Уэльce) 1964 г., часть III Акта о местном управлении 1972 г., статьи с 6 по 10 Акта о местном управлении в Шотландии 1973 г., Акт о народном представительстве (вооруженные силы) 1976 г., Акт об уполномоченных по выборам в Шотландии 1977 г., статью 3 Акта о народном представительстве 1981 г., статью 62 и приложение 2 исправленного Акта о попечении душевнобольных 1982 г. и связанные с ним положения; и отменяет как утративший силу Акт о народном представительстве 1979 г. и другие законоположения актов о народном представительстве;
Да будет постановлено Ее Превосходнейшим Величеством Королевой по совету и с согласия лордов, духовных и светских, и общин, собравшихся в настоящем парламенте, и властью последнего, нижеследующее:
Часть I. Парламентское и местное управление
Избирательное право и его осуществление
Участие в парламентских и местных выборах
1. (1) Лицо обладает правом голоса в качестве избирателя на выборах в парламент в каком-либо избирательном округе, если оно является:
а) постоянным жителем в нем на день предоставления права голоса (с соблюдением условий нижеследующего пункта 2 в от ношении Северной Ирландии); и
b) к названному дню и ко дню голосования не было подвергнуто какому-либо законному ограничению в праве голоса (кроме возраста); и является гражданином Содружества или гражданином Ирландской республики; и
с) достигло возраста, предоставляющего избирательное право (18 или более лет) на день голосования.
(2) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя на парламентских выборах в каком-либо избирательном округе Северной Ирландии, если оно не было постоянным жителем Северной Ирландии в течение трехмесячного периода, оканчивающегося в день предоставления права голоса для этих выборов.
(3) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя в каком-либо избирательном округе, если оно не зарегистрировано в списке избирателей, используемом на парламентских выборах.
(4) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя
a) более одного раза в одном и том же избирательном округе на каких-либо парламентских выборах;
b) более чем в одном избирательном округе на всеобщих выборах.
2. (1) Лицо обладает правом голоса на выборах в органы местного самоуправления в избирательном участке, если оно является:
а) постоянным жителем в нем на день предоставления права голоса; и
b) к названному дню или ко дню голосования оно
не было подвергнуто какому-либо законному ограничению в праве голоса (кроме возраста); и
является гражданином Содружества или гражданином Ирландской республики; и
с) достигло возраста, предоставляющего избирательное право (18 или более лет) на день голосования.
(2) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя в каком-либо избирательном участке, если оно не зарегистрировано в списке избирателей, используемом на выборах органов местного самоуправления.
(3) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя:
а) более одного раза в одном и том же избирательном участке на выборах органа местного самоуправления;
b) в более чем в одном избирательном участке на очередных выборах на территории органа самоуправления, если этот участок не является единственным.
3. (1) Лицо, находящееся в заключении, которое оно отбывает в исправительном учреждении во исполнение приговора, не может голосовать на законном основании на любых парламентских выборах или на выборах в органы местного самоуправления.
(2) Для целей настоящей статьи:
а) выражение «лицо, находящееся в заключении» означает какое-либо лицо, признанное виновным в совершении преступления (неважно, на основании ли закона Соединенного королевства или другого закона), включая лицо, признанное виновным военным судом на основании Акта о сухопутных вооруженных силах 1955 г., Акта о военно-воздушных силах 1955 г. или Акта о дисциплине в военно-морском флоте 1957 г. или в суммарном порядке на основании статьи 49 Акта о дисциплине в военно-морском флоте 1957 г. или постоянным судом по гражданским делам, созданным на основании Акта о вооруженных силах 1976 г., но не включает лицо, в отношении которого рассматривалось дело о заключении под стражу или имел место другой суммарный процесс за неуважение к суду; и
b) выражение «исправительное учреждение» означает учреждение, в отношении которого применяется Акт о тюрьмах 1952 г., Акт о тюрьмах в Шотландии 1952 г. или Акт о тюрьмах в Северной Ирландии 1953 г.; и ....
с) лицо, содержащееся под стражей за неисполнение приговора, не будет рассматриваться как содержащееся под стражей, неважно, предусматривает ли приговор заключение под стражу случае неисполнения; но лицо, содержащееся под стражей и освобожденное на основании условного помилования за преступление, будет рассматриваться как содержащееся под стражей во исполнение приговора за преступление.
(3) Для содержания настоящей статьи не имеет значения, был ли вынесен обвинительный приговор или отбывалось наказание до или после вступления в силу настоящего акта.
4. (1) В Англии, Уэльсе и Шотландии 10 октября каждого года является днем, по состоянию на который устанавливается избирательное право для выборов в парламент и органы местного самоуправления, которые проводятся в течение периода в двенадцать месяцев, считая с 16 февраля следующего года.
(2) В Северной Ирландии 15 сентября каждого года является днем, по состоянию на который устанавливается избирательное право для каждых выборов в парламент, как это указано выше, при условии применения государственным секретарем полномочий на основании нижеследующей статьи 13 (2)....
Регистрация избирателей на парламентских и местных выборах
8. (1) Для регистрации избирателей учреждается должность уполномоченного по регистрации избирателей (в настоящем акте называется «уполномоченный по регистрации»).
(2) В Англии и Уэльсе:
а) совет каждого округа и Лондона назначает чиновника совета в качестве уполномоченного по регистрации в какой-либо избирательный округ или часть избирательного округа, имеющего общую границу с округом или городом или в них расположенным; и
b) совет Большого Лондона назначает чиновника в качестве уполномоченного по регистрации в часть избирательного округа, включающего Сити, Внутренний Темпл и Средний Темпл.
(3) В Шотландии совет каждой области и островных территорий назначает чиновника совета для своей территории или для какой-либо прилегающей области или островной территории, или чиновника, назначаемого несколькими такими советами, в качестве уполномоченного по регистрации в избирательном округе или части избирательного округа, который расположен в пределах области или островной территории.
(4) В Северной Ирландии главный уполномоченный по выборам является уполномоченным по выборам для каждого избирательного округа...
ПРИЛОЖЕНИЯ
(Приложение 1)
ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ
Часть II. Общий порядок проведения для оспариваемых и неоспариваемых выборов
Выдвижение кандидатов.
6. (1) Каждый кандидат будет выдвигаться путем представления особого документа о его выдвижении по форме, указанной в приложении:
а) самим кандидатом, или
b) лицом, предлагающим этого кандидата, или лицом, поддерживающим его кандидатуру, уполномоченному по выборам в месте, установленном для этой цели, документ от имени кандидата может быть представлен его доверенным на выборах, если фамилия и адрес доверенного лица были предварительно сообщены уполномоченному по выборам, как того требует статья 67 настоящего акта или если о таком уполномочии указано в документе.
(2) Документ о выдвижении должен содержать сведения о кандидате:
а) его полное имя,
b) его полный домашний адрес, и
с) по желанию, данные о кандидатуре и имя могут быть поставлены первыми.
(3) Представление кандидатуры, если оно имеется, не должно превышать шести слов в строке и не относиться к служебному положению кандидата, его профессии или роду занятий, достаточных для сравнения с другим кандидатом для установления его личности.
Оформление документа о выдвижении
7. (1) Документ о выдвижении должен быть подписан двумя избирателями в качестве предлагающих и поддерживающих кандидатуру, и восьмью другими избирателями в качестве изъявляющих согласие на выдвижение.
(2) Когда документ о выдвижении содержит больше требуемого числа подписей избирателей в качестве предлагающих, поддерживающих и изъявляющих согласие на выдвижение, будут приниматься во внимание подпись или подписи (сверх требуемого числа), находящиеся первыми на документе в каждой из категорий.
(3) Документ о выдвижении представляет кандидату голос каждого лица, подписавшего этот документ....
Залог
9. (1) Лицо не считается выдвинутым на законном основании в качестве кандидата, если оно или от его имени не была внесена сумма в 150 фунтов стерлингов на имя уполномоченного по выборам в период, определенный для подачи документов о выдвижении.
(2) Залог должен быть сделан:
a) путем какого-либо законного платежного средства, или
b) посредством банковской тратты, или
c) с согласия уполномоченного по выборам каким-либо другим способом,
но уполномоченный по выборам может отказать в принятии залога, представленного банковской траттой, если он не знает, производит ли трассант операцию через банк в Соединенном королевстве....
Часть IV. Заключительные операции
Объявление результатов
50. (1) На выборах с участием нескольких кандидатов, когда результаты голосования установлены, уполномоченный по выборам должен немедленно:
а) объявить об избрании кандидата, который получил большинство поданных голосов;
b) сообщить его фамилию клерку короны; и
с) публично известить об избранном кандидате, о числе голосов, поданных за каждого кандидата, а также о числе недействительных бюллетеней, поданных за каждого кандидата и о числе голосов, поданных «против» каждого кандидата, указанных в официальном отчете.
(2) На выборах, на которых баллотируется один кандидат, официальный отчет о выдвинутых лицах, кроме единственного участвовавшего в выборах кандидата, также должен содержать указание об избранном лице; уполномоченный по выборам немедленно должен сообщить его фамилию клерку короны.
Полезные сервисы
конституционный
Толковый словарь
прил.
1. соотн. с сущ. конституция I, связанный с ним
2. Свойственный конституции [конституция I], характерный для неё.
3. Соответствующий конституции [конституция I].
4. Основанный на конституции [конституция I], поддерживаемый ею.
КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ - прил., ???
1. Конституционным является то, что имеет отношение к конституции.
Конституционный закон.
2. Конституционный суд - это орган, который контролирует соблюдение положений действующей конституции.
Рассмотреть спор в конституционном суде.
3. Конституционным называют то, что основано на конституции.
Конституционный строй. | Конституционные свободы.
4. Конституционной монархией называют государственный строй, при котором власть монарха ограничена конституцией.
конституцио́нность сущ., ж.
Конституционность указа.
Толковый словарь Ушакова
КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ, коституционная, коституционное (книжн.).
1. прил. к конституция во 2 и 3 знач. (полит.). Конституционный закон. Конституционная партия.
|| Основанный на конституции (полит.). Конституционный строй. Конституционная монархия.
2. То же, что конститутивный (редк.). Конституционные недостатки организма.
Толковый словарь Ожегова
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ -ая, -ое; -нен, -нна, -нно.
1. к Конститу́ция (1 зн.). К. закон. К-ая комиссия (комиссия по выработке положений конституции). К. суд (контролирующий соблюдения положений действующей конституции).
2. Основанный на конституции. К. строй. К-ая форма правления. К-ое право. К-ые свободы. К-ая монархия (государственный строй, при котором власть монарха ограничена конституцией).
Академический словарь
-ая, -ое.
Относящийся к конституции (в 1 знач.).
Конституционный закон.
||
Основанный на конституции.
Конституционный строй. Конституционная форма правления. Конституционное право.
◊
конституционная монархия
государственный строй, при котором власть монарха ограничена конституцией.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова конституционный
конституцио́нный, конституцио́нная, конституцио́нное, конституцио́нные, конституцио́нного, конституцио́нной, конституцио́нных, конституцио́нному, конституцио́нным, конституцио́нную, конституцио́нною, конституцио́нными, конституцио́нном, конституцио́нен, конституцио́нна, конституцио́нно, конституцио́нны, конституцио́ннее, поконституцио́ннее, конституцио́нней, поконституцио́нней
Синонимы к слову конституционный
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Словарь галлицизмов русского языка
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ого, м. constitutionnel m. устар. Сторонник конституционного строя (в монархии или республике). Разговоры <мои в Париже> с якобинцами или с конституционными. 1815. Н. И. Тургенев Дн. // АБТ 3 300. Риего, идол конституционных, под предлогом спасения короля хотел завладеть его особой. Зотов 5 174. - Лекс. Уш. 1934: конституцио/нный.
Словарь иностранных слов
Полезные сервисы
конституционный закон
Энциклопедический словарь
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ ЗАКО́Н, источник конституционного права (см. ПРАВО (система норм)). В большинстве стран, конституционным называют закон, вносящий изменение в конституцию. Их процедура совпадает с процедурой изменения конституции. В Российской Федерации и Казахстане конституционные законы издаются по вопросам, специально предусмотренным конституцией и принимаются в порядке, отличающемся от процедуры изменения конституции. В ряде странах конституционными называются законы, составляющие в совокупности конституцию государства. Например, в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 года, Форма правления 1974 года, Акт о свободе печати 1949 года. В таком случае, конституционные законы называют юридической конституцией. В Австрии конституция официально называется Федеральным конституционным законом.
Конституционными называют законы, которые радикально изменяют Основной закон страны, например, территориальное устройство государства, форму правления. В этом случае конституционный закон признается составной частью Конституции. По Конституционному закону 1968 года унитарная Чехословакия была преобразована в федеративное государство. Близким (но не тождественным) к понятию «конституционного закона» является употребляемое в зарубежной конституционной практике понятие «органического закона». Такими считают законы, которые «органически» вытекают из конституции, то есть когда принятие таких законов предусмотрено конституцией, или они конкретизируют ее положения. Часто органический закон понимают как акт, определяющий правовой статус органов государства или органов местного самоуправления.
Федеральные конституционные законы Российской Федерации - основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции Российской Федерации. Для принятия федерального конституционного закона необходимо его одобрение тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом Российской Федерации и обнародованию. Ввиду того, что федеральный конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов, в отношении них не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, президент Российской Федерации не вправе применить к ним отлагательное вето. Конституция Российской Федерации указывает, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Согласно Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам порядка принятия нового субъекта в состав Российской Федерации; изменения статуса субъекта Российской Федерации; установления Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации, их описания и порядка официального использования; порядка деятельности правительства Российской Федерации; установления судебной системы Российской Федерации; полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации; режима чрезвычайного и военного положения, порядка созыва Конституционного собрания.