прил.
1. соотн. с сущ. конституция I, связанный с ним
2. Свойственный конституции [конституция I], характерный для неё.
3. Соответствующий конституции [конституция I].
4. Основанный на конституции [конституция I], поддерживаемый ею.
прил.
1. соотн. с сущ. конституция I, связанный с ним
2. Свойственный конституции [конституция I], характерный для неё.
3. Соответствующий конституции [конституция I].
4. Основанный на конституции [конституция I], поддерживаемый ею.
КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ - прил., ???
1. Конституционным является то, что имеет отношение к конституции.
Конституционный закон.
2. Конституционный суд - это орган, который контролирует соблюдение положений действующей конституции.
Рассмотреть спор в конституционном суде.
3. Конституционным называют то, что основано на конституции.
Конституционный строй. | Конституционные свободы.
4. Конституционной монархией называют государственный строй, при котором власть монарха ограничена конституцией.
конституцио́нность сущ., ж.
Конституционность указа.
КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ, коституционная, коституционное (книжн.).
1. прил. к конституция во 2 и 3 знач. (полит.). Конституционный закон. Конституционная партия.
|| Основанный на конституции (полит.). Конституционный строй. Конституционная монархия.
2. То же, что конститутивный (редк.). Конституционные недостатки организма.
КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ -ая, -ое; -нен, -нна, -нно.
1. к Конститу́ция (1 зн.). К. закон. К-ая комиссия (комиссия по выработке положений конституции). К. суд (контролирующий соблюдения положений действующей конституции).
2. Основанный на конституции. К. строй. К-ая форма правления. К-ое право. К-ые свободы. К-ая монархия (государственный строй, при котором власть монарха ограничена конституцией).
-ая, -ое.
Относящийся к конституции (в 1 знач.).
Конституционный закон.
||
Основанный на конституции.
Конституционный строй. Конституционная форма правления. Конституционное право.
◊
конституционная монархия
государственный строй, при котором власть монарха ограничена конституцией.
конституцио́нный, конституцио́нная, конституцио́нное, конституцио́нные, конституцио́нного, конституцио́нной, конституцио́нных, конституцио́нному, конституцио́нным, конституцио́нную, конституцио́нною, конституцио́нными, конституцио́нном, конституцио́нен, конституцио́нна, конституцио́нно, конституцио́нны, конституцио́ннее, поконституцио́ннее, конституцио́нней, поконституцио́нней
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ого, м. constitutionnel m. устар. Сторонник конституционного строя (в монархии или республике). Разговоры <мои в Париже> с якобинцами или с конституционными. 1815. Н. И. Тургенев Дн. // АБТ 3 300. Риего, идол конституционных, под предлогом спасения короля хотел завладеть его особой. Зотов 5 174. - Лекс. Уш. 1934: конституцио/нный.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ ЗАКО́Н, источник конституционного права (см. ПРАВО (система норм)). В большинстве стран, конституционным называют закон, вносящий изменение в конституцию. Их процедура совпадает с процедурой изменения конституции. В Российской Федерации и Казахстане конституционные законы издаются по вопросам, специально предусмотренным конституцией и принимаются в порядке, отличающемся от процедуры изменения конституции. В ряде странах конституционными называются законы, составляющие в совокупности конституцию государства. Например, в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 года, Форма правления 1974 года, Акт о свободе печати 1949 года. В таком случае, конституционные законы называют юридической конституцией. В Австрии конституция официально называется Федеральным конституционным законом.
Конституционными называют законы, которые радикально изменяют Основной закон страны, например, территориальное устройство государства, форму правления. В этом случае конституционный закон признается составной частью Конституции. По Конституционному закону 1968 года унитарная Чехословакия была преобразована в федеративное государство. Близким (но не тождественным) к понятию «конституционного закона» является употребляемое в зарубежной конституционной практике понятие «органического закона». Такими считают законы, которые «органически» вытекают из конституции, то есть когда принятие таких законов предусмотрено конституцией, или они конкретизируют ее положения. Часто органический закон понимают как акт, определяющий правовой статус органов государства или органов местного самоуправления.
Федеральные конституционные законы Российской Федерации - основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции Российской Федерации. Для принятия федерального конституционного закона необходимо его одобрение тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом Российской Федерации и обнародованию. Ввиду того, что федеральный конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов, в отношении них не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, президент Российской Федерации не вправе применить к ним отлагательное вето. Конституция Российской Федерации указывает, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Согласно Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам порядка принятия нового субъекта в состав Российской Федерации; изменения статуса субъекта Российской Федерации; установления Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации, их описания и порядка официального использования; порядка деятельности правительства Российской Федерации; установления судебной системы Российской Федерации; полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации; режима чрезвычайного и военного положения, порядка созыва Конституционного собрания.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНВЕНТ - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ КОНВЕ́НТ (Constitutional Convention) (25 мая - 17 сентября 1787), съезд делегатов 12 американских штатов по выработке Конституции США (см. КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ).
Конституционный конвент работал в Филадельфии, в нем принимали участие в 55 делегатов из всех американских штатов кроме Род-Айленда. Конституционный конвент был созван по призыву Аннаполийского конвента, который принял решение о необходимости внесения изменений в Статьи конфедерации. Однако под руководством Джорджа Вашингтона (см. ВАШИНГТОН Джордж) делегаты Конституционного конвента приняли решение заменить старую конституцию принципиально новым законодательным актом, который укрепил бы власть федерального правительства. Острую полемику вызвала проблема представительства штатов в законодательных органах. По Вирджинскому плану, который поддерживали большие штаты, число представителей в законодательных органах должно быть пропорционально числу населения или финансовой мощи штата. Нью-Джерсийский план, которому оказывали предпочтение небольшие штаты, предлагал утвердить равное число представителей для каждого штата. В результате компромисса был учрежден двухпалатный конгресс, что обеспечивало как равное, так и пропорциональное представительство штатов. Проект конституции был утвержден 17 сентября 1787 и направлен в штаты для ратификации.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ КОНТРО́ЛЬ, вид правоохранительной деятельности (см. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ), проверка соответствия законов и нормативных актов конституции. В США, Аргентине, Дании, Японии конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции. В Австралии, Индии, Канаде, Швейцарии конституционный контроль является прерогативой верховного суда - высшей судебной инстанции. В Российской Федерации, Австрии, Германии, Италии созданы специальные конституционные суды, для которых конституционный контроль является главной функцией. Конституционный совет во Франции является особым органом несудебного характера по конституционному надзору.
Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти в тех странах, где нет системы административной юстиции. В федеративных государствах объектом конституционного контроля являются также вопросы разграничения компетенции между центром и субъектами федерации. Конституционный контроль может быть формальным, когда проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и нормативных актов; материальным, когда проверяется содержание законов и нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции; абстрактным, который осуществляется по инициативе уполномоченных на то субъектов без конкретного повода; конкретным, который осуществляется в связи с конкретным судебным делом; предварительным (до вступления проверяемого акта в силу); последующим (после вступления акта в силу).
Сущность конституционного контроля заключается в определении конституционности правовых актов органов государственной власти и в лишении неконституционного акта юридической силы. От понятия «конституционный контроль» отличают понятие «конституционного надзора». В отличие от контроля надзор ограничивается обнаружением неконституционных актов с последующим обращением к органу, принявшему неконституционный акт с требованием его отмены. Надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за соответствием правовых актов конституции. Функцию государственного надзора в Российской Федерации выполняют органы прокуратуры. Конституционный контроль помимо специализированного судебного органа - Конституционного суда осуществляют также Президент Российской Федерации, парламент, правительство, суды общей юрисдикции. В некоторых странах конституционный контроль и конституционный надзор объединены и осуществляются одним государственным органом. Право конституционного контроля дает такому органу право отмены или признания недействительным акта, противоречащего конституции.
"КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ" - в нач. 1860-х гг. конфликт между прусским юнкерским правительством и либеральной оппозицией в прусском ландтаге, вызванный попытками правительства получить дополнительные ассигнования на проведение военной реформы; конец "конституционного конфликта" положил министр-президент О. Бисмарк, реорганизовав армию без санкции ландтага.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ ПРОЦЕ́СС, развитие и усовершенствования конституционно-правовых институтов в государстве (см. ГОСУДАРСТВО). Истоки конституционного процесса в России восходят к началу 19 века. Фактическое начало конституционной реформы в России положил «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, который провозгласил «основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Этим же документом декларировалось установление незыблемого правила, «чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий» властей.
С распадом СССР, принятие новой конституции России, свободной от наслоений прошлого, стало очевидной необходимостью. Конституционное творчество начала 1990-х годов вызвало общественный интерес, было подготовлено несколько конституционных проектов. Главными из них были проект Конституционной комиссии Верховного Совета РФ и проект, подготовленный Конституционным совещанием, созванным по решению президента Российской Федерации. Проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке текста конституции. Этот проект конституции и был вынесен президентом Б.Н. Ельциным на всенародное голосование. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. Она последовательно проводит принцип разделения властей. Был сделан серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. Нормам Конституции впервые в истории России было придано прямое действие. Это значит, что любой человек может защитить свои права, ссылаясь на конституционные нормы, а судебные и государственные органы при рассмотрении дел и решений спорных вопросов должны руководствоваться нормами Основного закона. Поскольку Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что обеспечивается системой судебного конституционного контроля. В узком смысле под конституционным процессом (конституционно-судебным процессом) понимают урегулированную процессуальными нормами конституционного права деятельность конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и дел о конституционных правонарушениях.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ СТРОЙ, система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и конституционно-правовыми актами государства (см. ГОСУДАРСТВО). Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ); он всегда предполагает наличие в государстве конституции. Признаками конституционного строя являются народный суверенитет, разделение властей, неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. Государственный строй может и не содержать этих признаков. Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствования на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации; разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России; выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов; совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, пресечение их деятельности.
Основы конституционного строя - принципы политической системы, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина. Основы конституционного строя являются объектом конституционно-правового регулирования, находятся под защитой государства. На их базе происходит правовая регламентация отдельных подсистем конституционного строя. Положения Конституции Российской Федерации, установившие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в поправок и изменений. Это возможно только путем принятия новой конституции. Такой порядок принят во многих странах.
Конституцио́нный суд - в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (например, в США). В Российской Федерации Конституционный суд создан в октябре 1991.
* * *
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ СУД, судебный орган конституционного контроля (см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ), самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации конституционный суд считается судом особой категории и входит в судебную систему страны. В Германии, Италии, Румынии, Болгарии, Монголии конституционный суд является особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены конституционного суда в Германии и Хорватии избираются парламентом, а на Кипре - назначаются главой государства. Иногда члены конституционного суда назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции. В Италии члены конституционного суда в равных долях назначаются президентом, парламентом и магистратурой. Наряду с осуществлением конституционного контроля конституционный суд имеет право толковать конституцию, решать вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривать споры о компетенции. В США функции Конституционного суда возложены на Верховный суд.
Конституционный суд Российской Федерации был создан в октябре 1991 года для решения дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, правительства Российской Федерации, конституций и нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению, договоров между Российской Федерацией и ее субъектами, договоров между субъектами Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.
По запросам судов Конституционный суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции Российской Федерации, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения президента Российской Федерации в государственной измене или ином тяжком преступлении, выступает с законодательной инициативой. Конституционный суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.
Конституционный суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного суда Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается регламентом Конституционного суда Российской Федерации.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ суд - в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (напр., в США). В Российской Федерации Конституционный суд создан в октябре 1991.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства, заключаемых государством международных договоров, а также за конституционностью правоприменительной практики. В 1991 Конституционный суд избран Верховным Советом Российской Федерации. В июне 1994 Государственная дума приняла новый закон о Конституционном суде. В ряде стран (например, в США) функции Конституционного суда возложены на Верховный суд.