Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

конституционные акты (великобритания)

Энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ (Великобритания) - КОНСТИТУЦИОННЫЕ АКТЫ ВЕЛИКОБРИТАНИИ отражают эволюцию конституционной доктрины и государственного строя Великобритании с начала 18 века вплоть до современности.

* * *

АКТ О СОЕДИНЕНИИ С ШОТЛАНДИЕЙ 1706 года

(Извлечения)

Всемилостивейшая государыня.

Принимая во внимание, что условия о соединении были согласованы двадцать второго июля в пятый год правления Вашего Величества (королева Анна (см. АННА СТЮАРТ)) уполномоченными, назначенными от имени королевства Англии за большой Вашего Величества печатью Англии от 10 апреля прошлого года в Вестминстере, во исполнение акта парламента, изданного в Англии в третий год правления Вашего Величества, и уполномоченными, назначенными от имени королевства Шотландии, за большой Вашего Величества печатью Шотландии от 27 февраля в четвертый год правления Вашего Величества, во исполнение четвертого акта третьей сессии ныне существующего парламента Шотландии, для ведения переговоров о соединении указанных выше королевств и принимая во внимание акт, изданный шотландским парламентом в Эдинбурге 6 января в пятый год правления Вашего Величества, в котором сказано, что сословия парламента, обсудив означенные выше условия о соединении двух королевств, приняли и одобрили эти условия о соединении с некоторыми добавлениями и пояснениями, и что Ваше Величество с совета и согласия сословий парламента для установления протестантской религии и пресвитерианского церковного управления в королевстве Шотландия издало в ту же сессию парламента акт, озаглавленный - «Акт об обеспечении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления», который по его содержанию был предназначен для включения во всякий акт, утверждающий договор (между Англией и Шотландией), и прямо объявлен основным и необходимым условием указанного выше договора или соединения на все грядущие времена, содержание каковых условий в утвержденном и одобренном виде с добавлениями и пояснениями, внесенными указанным выше актом шотландского парламента, является таким:

Статья I. Что оба королевства Англии и Шотландии в первый день мая тысяча семьсот седьмого года и навсегда после этого будут соединены в одно королевство под наименованием Великобритании и что военное знамя названного Соединенного королевства будет таково, как укажет Ее Величество, и кресты Святого Георгия (Англия) и Святого Андрея (Шотландия) будут соединены таким образом, как это Ее Величество найдет подходящим, и будут употребляться на всех флагах, стягах, штандартах и знаменах как на море, так и на суше.

Статья II. Что престол Соединенного королевства Великобритании и доминионов переходит после смерти королевы Анны, в случае отсутствия у нее потомства, к принцессе Софии, избирательнице и вдовствующей герцогине Ганновера, и ее потомству протестантского вероисповедания, право на престолонаследие которой в Англии установлено Актом об устроении от 12 июня 1701 года, с исключением католиков и лиц, вступивших с ними в брак...

Статья lll. Что Соединенное королевство Великобритании должно представляться одним и тем же парламентом, носящим название парламента Великобритании....

Статья XVlll. Что законы, относящиеся к регулированию торговли, пошлин и тех акцизов, которые в силу настоящего договора подлежат применению в Шотландии, должны быть в Шотландии, начиная и после соединения, те же самые, как и в Англии; все остальные законы, действующие в пределах королевства Шотландии, должны после соединения и несмотря на него оставаться в той же сине, как и ранее (за исключением тех, которые противоречивы или несовместимы с настоящим договором), но могут быть изменены парламентом Великобритании с тем различием между законами, относящимися к публичным правам, политике и гражданскому управлению, и теми, которые относятся к частным правам, что законы, относящиеся к публичным правам, политике и гражданскому управлению, могут быть установлены одни и те же во всем Соединенном королевстве, но в законы, относящиеся к частным правам, не могут быть внесены изменения, за исключением случаев очевидной пользы для подданных в Шотландии.

Статья XIX. Что суд сессии или коллегия юстиции остается после соединения и несмотря на него на все последующие время в пределах Шотландии в том виде, в каком он в настоящее время установлен законами этого королевства... и что все низшие суды в указанных границах остаются подчиненными, как это существует в настоящее время, высшим судом юстиции в Шотландии на все последующее время; никакие дела, возникшие в Шотландии, не должны рассматриваться судами канцлера, королевской скамьи, общих тяжб или каким-либо другим судом в Вестминстере....

Статья ХХII. Что в силу настоящего договора шестнадцать пэров Шотландии, состоящих ими во время соединения, будут в этом числе заседать и голосовать в палате лордов, а представители Шотландии в числе сорока пяти человек - в палате общин парламента Великобритании... (Порядок избрания этих представителей подлежит установлению настоящей сессией шотландского парламента и будет иметь такую же силу, как если бы он составлял часть настоящего договора)....

Статья XXV. Что все законы и статуты в королевстве в той мере, в какой они противоречат или являются несовместимыми с условиями настоящих статей или с условием какой-либо из них, со времени соединения и после него прекращают действовать, теряют юридическую силу и будут объявлены таковыми соответствующими парламентами названных королевств.

Указанные условия о соединении будут к тому же ратифицированы и одобрены упомянутым актом парламента об отношениях с Шотландией, как это может потребоваться.

II. ...И содержание указанного выше акта об обеспечении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления и пределах королевства Шотландии следующее... И далее Ее Величество с указанного выше совета прямо объявляет и постановляет, что ни один из подданных этого королевства не будет привлечен к ответственности, но все и каждый из них навсегда свободны от какой-либо клятвы, присяги или подписки в пределах этого королевства, противоречащих или несоответствующих названной выше истинной протестантской религии и пресвитерианскому церковному управлению, религии и благочинию, как они выше были установлены; и что перечисленное выше никогда не может быть возложено или потребовано в пределах границ этих церквей и государства от подданных в каком-либо виде: и, наконец, что после смерти царствующего в настоящее время Ее Величества (да сохранит ее Бог на долгое время) государь, наследующий ей на королевском престоле королевства Великобритании, должен на все последующее время при его или ее восшествии на престол дать клятву и письменное обязательство, что он будет ненарушимо поддерживать и охранять изложенное выше установление истинной протестантской религии с порядком управления, богослужения, благочиния, правами и привилегиями этой церкви, как ранее постановлено законами этого королевства во исполнение представления о нравах....

IV. Да будет поэтому угодно Вашему Превосходнейшему Величеству, чтобы изложенное выше имело силу закона; и постановлено ее Превосходнейшим Величеством Королевой, по совету и с согласия лордов духовных и светских и общин, заседающих в ныне существующем парламенте и их властью, что все и каждый из означенных пунктов о соединении, как они приняты и одобрены указанным выше актом парламента Шотландии, как сказано ранее, и в настоящем акте выше особо упомянуты и помещены, а равно и означенный акт парламента Шотландии об установлении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления ... и каждое положение, статья, предмет, содержащиеся в означенных пунктах и акте, настоящим и впредь утверждаются, одобряются и принимаются...

AKT 0 ПАРЛАМЕНТЕ 1911 ГОДА

АКТ О ПАРЛАМЕНТЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПАЛАТЫ ЛОРДОВ И ПАЛАТЫ ОБЩИН И ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ПАРЛАМЕНТА

Так как необходимо принять меры для урегулирования отношений между двумя палатами парламента;

Так как, далее, имеется намерение заменить палату лордов, какая существует в настоящее время, иной палатой, основанной на начале народного представительства и не наследственной более, но такая замена не может быть осуществлена немедленно;

И так как, если парламент должен будет впоследствии в законодательной мере, осуществляющей подобную замену, установить правила касательно ограничения и определения прав новой второй палаты, то и теперь представляется важным предписать, как это делается настоящим актом, ограничения существующих полномочий палаты лордов, - то в соответствии с сим Превосходнейшим Величеством Короля с совета и согласия духовных и светских лордов и общин, собранных в настоящем парламенте, и властью их же утверждается нижеследующее.

Статья 1. (1) Если финансовый закон, принятый палатой общин и отосланный в палату лордов по меньшей мере за месяц до окончания сессии, не будет принят без поправок палатой лордов в течение месяца после указанной отсылки, то этот закон, если не последует иного решения палаты общин будет представлен Его величеству и с изъявлением королевского одобрения станет Актом парламента, хотя палата лордов его и не приняла.

(2) Финансовым законом называется всякий закон, который, по мнению спикера палаты общин, содержит только постановления, касающиеся всех или какого-либо из следующих предметов, а именно:

установления, отмены, сбавки, изменения или регулирования обложений; назначения платежей из консолидированного фонда, государственного ссудного фонда или сумм, отпущенных парламентом на оплату публичного долга или на какую-либо другую финансовую цель; изменения или отмены подобных назначений; открытия кредитов, образования запасного фонда; предназначения, получения, хранения, выдачи или проверки счетов, относящихся к публичным финансам; заключения, гарантии, погашения займа; второстепенных вопросов, связанных с вышеперечисленными или с одним из них.

В этом параграфе термины «обложение», «публичные финансы» и «заем» не означают соответственно обложения публичных финансов и займов, устанавливаемых местными властями и учреждениями для местных целей.

(3) К каждому финансовому закону при отсылке его в палату лордов и при представлении его на одобрение Его Величества будет прилагаться свидетельство за подписью спикера палаты общин, удостоверяющее, что это именно финансовый закон. Прежде чем выдать это свидетельство, спикер, если возможно, советуется с двумя членами палаты, которых комитет по избраниям указывает в начале каждой сессии в списке председателей комитетов (палаты).

Статья 2. (1) Если публичный закон (не являющийся финансовым законом и не увеличивающий срока полномочий парламента за пределы пяти лет) будет вотирован палатой общин в трех последовательных сессиях (безразлично, той же легислатуры или иной) и, отосланный в палату лордов каждый раз по меньшей мере за месяц до окончания сессии, будет этой палатой отвергнут в каждой из этих трех сессий, то этот закон, как только он будет отвергнут в третий раз палатой лордов и если не последует иного решения палаты общин, будет представлен Его Величеству и, раз будет изъявлено королевское одобрение, станет актом парламента, несмотря на отсутствие согласия палаты лордов. Однако для применения этого постановления должно пройти два года между датой второго чтения упомянутого закона в первой из сказанных сессий палаты общин и датой его принятия той же палатой в третьей из этих сессий.

(2) Ко всякому закону, представляемому во исполнение предписаний настоящей статьи на одобрение Его Величества, должно быть приложено свидетельство, выданное и подписанное спикером палаты общин, удостоверяющее, что предписания упомянутой статьи были надлежащим образом соблюдены.

(3) Будет считаться отвергнутым палатой лордов закон, который не будет принят ею без поправок или же только с теми по правками, которые принимают обе палаты.

(4) Будет считаться тем же законом, что и предшествующий, посланный в палату лордов в предыдущую сессию, такой закон, который в момент отправления в палату лордов тождественен с упомянутым предшествующим законом или содержит только изменения, необходимость которых ввиду истекшего времени со дня отправления закона удостоверена спикером палаты общин, либо поправки, которые по свидетельству того же спикера внесены в предшествующий закон палатой лордов в предыдущую сессию. Все поправки, которые по свидетельству спикера были сделаны палатой лордов в третьей сессии и приняты палатой общин, будут включены в закон при его представлении на королевское одобрение согласно настоящей статье.

Тем не менее палата общин может, если найдет нужным в момент прохождения такого закона во второй и третьей сессиях, предложить дополнительные поправки, не включая их в закон. Предложенные таким образом поправки должны быть рассмотрены палатой лордов, и если будут ею приняты, то будут считаться поправками, вотированными палатой лордов и принятыми палатой общин. Но использование этого права палатой общин ни в чем не ограничивает действия настоящей статьи, если бы закон был отвергнут палатой лордов.

Статья 3. Всякое свидетельство, выданное спикером палаты общин в силу настоящего акта, окончательно во всех отношениях и не может быть оспариваемо ни перед каким судом.

Статья 4. (1) Во всяком законе, представленном Его Величеству в силу предыдущих постановлений настоящего акта, формула обнародования будет следующей:

Превосходнейшим Величеством Королем с совета и согласия общин, собранных в настоящем парламенте в соответствии с постановлениями Акта о парламенте 1911 г. и в силу этого акта, утверждается и обнародуется нижеследующее:

(2) Всякое изменение какого-либо закона, необходимое для применения этой статьи, не составляет поправки к указанному закону.

Статья 5. В настоящем акте выражение «публичный закон» не относится к законам, содержащим подтверждение временного постановления.

Статья 6. Настоящий акт ни в чем не сокращает и не ограничивает существующих прав и привилегий палаты общин.

Статья 7. Максимальный срок полномочий парламента будет пять лет, а не семь, как это определено Законом о семилетней легислатуре 1715 г.

Статья 8. Настоящий акт может цитироваться, как Акт о парламенте 1911 г.

ЗАКОН 16 ДEКАБРЯ 1949 г.

ОБ ИЗМЕНЕНИИ АКТА О ПАРЛАМЕНТЕ 1911 г.

1. Замена указанием о двух сессиях и одном годе указания соответственно о трех сессиях и двух годах. Закон о парламенте 1911 г. будет иметь силу и будет считаться действующим с начала сессии, на которой получил свое начало проект настоящего закона (но не сам закон), с тем что:

а) в пунктах 1 и 4 статьи 2 его слова «в трех последовательных сессиях», «в третий раз», «в третьей сессии» и «во второй и третьей сессиях» соответственно заменяются словами: «в двух последовательных сессиях», «во второй раз», «во второй из этих сессий», «во второй сессии» и «во вторую сессию» и

в) в пункте 1 указанной статьи 2 слова «два года» заменяются словами «один год».

При условии, что, если какой-либо проект закона вторично отклонен палатой лордов до объявления о королевском утверждении проекта настоящего закона, независимо от того, имело ли место отклонение на той же сессии, на которой было объявлено о королевском утверждении проекта настоящего закона, или на одной из предыдущих сессий, указание названной статьи 2 о представлении проекта какого-либо закона Его Величеству после вторичного отклонения такого проекта палатой лордов будет иметь силу в отношении этого отклоненного проекта согласно требованию, чтобы он был представлен Его Величеству, как только будет объявлено о королевском утверждении проекта настоящего закона; и хотя бы такое отклонение имело место на одной из предыдущих сессий, о королевском утверждении отклоненного проекта закона может быть объявлено на той сессии, на которой было объявлено о королевском утверждении настоящего закона.

2. Краткое наименование, толкование и ссылки (цитирование).

1) Настоящий закон может именоваться как Закон о парламенте 1949 года.

2) Настоящий закон и Закон о парламенте 1911 г. должны толковаться как один закон, и ссылки на них могут делаться совместно, как на Законы о парламенте 1911 и 1949 гг., в соответствии с чем пункт 1 статьи 4 Закона о парламенте 1911 г. (который точно определяет условие введения закона в силу, подлежащее включению и проект закона, представленного Его Величеству согласно настоящему закону) будет действовать с заменой слов «Закон о парламенте 1911 г.» словами «Законы о парламенте 1911 и 1949 гг.»

АКТ О ПАЛАТЕ ОБЩИН (УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ) 1978 г.

Акт, содержащий дополнительные постановления об управлении палатой общин

(Извлечения)

Да будет постановлено Ее Превосходнейшим Величеством Королевой по совету и согласию лордов, духовных и светских, и общин, собравшихся в настоящем парламенте, и властью последнего нижеследующее:

1. (1) палатой общин будут назначаться члены комитета для выполнения функций, указанных настоящим актом.

(2) Комитет будет состоять из:

а) господина спикера,

b) лидера палаты общин,

с) члена палаты общин, назначаемого лидером оппозиции,

d) трех других членов палаты общин, назначаемых этой палатой не из числа лиц, являющихся министрами Короны.

(3) Как только это будет возможно после окончания 1978-1979-го и каждого последующего финансового года, комитет будет подготавливать и представлять палате общин отчет об исполнении своих функций в течение этого года; этот отчет подлежит опубликованию.

(4) В этой статье выражение: «лидер палаты общин» означает «министр Короны к данному моменту назначенный в качестве премьер-министра»; «лидер оппозиции» означает лицо, которое является лидером оппозиции в палате общин в смысле слова, употребляемом в статье 2 Акта о жаловании министрам и другим лицам 1975 г. ...

2. (1) Комитет будет назначать весь персонал служб палаты и будет устанавливать их численность, их вознаграждение и иные условия и статус их службы.

(2) Комитет будет следить за тем, чтобы комплектование, классификация и оплата персонала служб палаты в основных чертах совпадали с аналогичным положением, существующим в отношении государственных служащих министерств, и до тех пор, пока совпадают требования палаты общин, иные условия работы персонала служб палаты будут также сходиться в основных чертах с аналогичным положением, относящимся к государственным служащим министерств.

(3) Комитет будет следить за тем, чтобы пенсии и другие подобные преимущества персонала, входящего или прежде входившего в состав служб палаты, совпадали с положением в основной системе пенсий для государственной службы (в том виде, в каком она применяется для государственных служащих министерств), но эти пенсии и другие преимущества не должны быть таковыми для персонала, в отношении которого нормы об этих преимуществах были составлены по другой системе, прежде чем этот персонал поступил на работу в службы палаты, и который продолжает оставаться таковым на этой службе.

4) Указанный выше пункт 1 не применяется к случаям назначения или пребывания в должности клерка палаты общин, какого-либо помощника клерка, парламентского пристава или подчиненного спикеру личного персонала.

3. (1) Для 1979-1980-го и каждого последующего финансового года комитет будет подготавливать и представлять в палату общин смету годичных расходов служб палаты и в размере, который комитет может установить, он подготавливает и представляет смету на другие расходы служб палаты общин.

(2) Комитет может назначить лицо из состава персонала служб палаты в качестве контролера, ответственного за ведение бухгалтерских счетов в отношении сумм, выплачиваемых из средств, ассигнованных парламентом службам палаты общин.

(3) Все вознаграждения и другие суммы, предназначенные на содержание палаты общин, будут выплачиваться из консолидированного фонда.

АКТ О НАРОДНОМ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВЕ 1983 г.

(Извлечения)

Акт, объединяющий акты о народном представительстве 1949, 1969, 1977, 1978 и 1980 гг., акты об избирательных списках 1949 и 1953 гг., Акт о выборах (способы избрания в Уэльce) 1964 г., часть III Акта о местном управлении 1972 г., статьи с 6 по 10 Акта о местном управлении в Шотландии 1973 г., Акт о народном представительстве (вооруженные силы) 1976 г., Акт об уполномоченных по выборам в Шотландии 1977 г., статью 3 Акта о народном представительстве 1981 г., статью 62 и приложение 2 исправленного Акта о попечении душевнобольных 1982 г. и связанные с ним положения; и отменяет как утративший силу Акт о народном представительстве 1979 г. и другие законоположения актов о народном представительстве;

Да будет постановлено Ее Превосходнейшим Величеством Королевой по совету и с согласия лордов, духовных и светских, и общин, собравшихся в настоящем парламенте, и властью последнего, нижеследующее:

Часть I. Парламентское и местное управление

Избирательное право и его осуществление

Участие в парламентских и местных выборах

1. (1) Лицо обладает правом голоса в качестве избирателя на выборах в парламент в каком-либо избирательном округе, если оно является:

а) постоянным жителем в нем на день предоставления права голоса (с соблюдением условий нижеследующего пункта 2 в от ношении Северной Ирландии); и

b) к названному дню и ко дню голосования не было подвергнуто какому-либо законному ограничению в праве голоса (кроме возраста); и является гражданином Содружества или гражданином Ирландской республики; и

с) достигло возраста, предоставляющего избирательное право (18 или более лет) на день голосования.

(2) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя на парламентских выборах в каком-либо избирательном округе Северной Ирландии, если оно не было постоянным жителем Северной Ирландии в течение трехмесячного периода, оканчивающегося в день предоставления права голоса для этих выборов.

(3) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя в каком-либо избирательном округе, если оно не зарегистрировано в списке избирателей, используемом на парламентских выборах.

(4) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя

a) более одного раза в одном и том же избирательном округе на каких-либо парламентских выборах;

b) более чем в одном избирательном округе на всеобщих выборах.

2. (1) Лицо обладает правом голоса на выборах в органы местного самоуправления в избирательном участке, если оно является:

а) постоянным жителем в нем на день предоставления права голоса; и

b) к названному дню или ко дню голосования оно

не было подвергнуто какому-либо законному ограничению в праве голоса (кроме возраста); и

является гражданином Содружества или гражданином Ирландской республики; и

с) достигло возраста, предоставляющего избирательное право (18 или более лет) на день голосования.

(2) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя в каком-либо избирательном участке, если оно не зарегистрировано в списке избирателей, используемом на выборах органов местного самоуправления.

(3) Лицо не имеет права голосовать в качестве избирателя:

а) более одного раза в одном и том же избирательном участке на выборах органа местного самоуправления;

b) в более чем в одном избирательном участке на очередных выборах на территории органа самоуправления, если этот участок не является единственным.

3. (1) Лицо, находящееся в заключении, которое оно отбывает в исправительном учреждении во исполнение приговора, не может голосовать на законном основании на любых парламентских выборах или на выборах в органы местного самоуправления.

(2) Для целей настоящей статьи:

а) выражение «лицо, находящееся в заключении» означает какое-либо лицо, признанное виновным в совершении преступления (неважно, на основании ли закона Соединенного королевства или другого закона), включая лицо, признанное виновным военным судом на основании Акта о сухопутных вооруженных силах 1955 г., Акта о военно-воздушных силах 1955 г. или Акта о дисциплине в военно-морском флоте 1957 г. или в суммарном порядке на основании статьи 49 Акта о дисциплине в военно-морском флоте 1957 г. или постоянным судом по гражданским делам, созданным на основании Акта о вооруженных силах 1976 г., но не включает лицо, в отношении которого рассматривалось дело о заключении под стражу или имел место другой суммарный процесс за неуважение к суду; и

b) выражение «исправительное учреждение» означает учреждение, в отношении которого применяется Акт о тюрьмах 1952 г., Акт о тюрьмах в Шотландии 1952 г. или Акт о тюрьмах в Северной Ирландии 1953 г.; и ....

с) лицо, содержащееся под стражей за неисполнение приговора, не будет рассматриваться как содержащееся под стражей, неважно, предусматривает ли приговор заключение под стражу случае неисполнения; но лицо, содержащееся под стражей и освобожденное на основании условного помилования за преступление, будет рассматриваться как содержащееся под стражей во исполнение приговора за преступление.

(3) Для содержания настоящей статьи не имеет значения, был ли вынесен обвинительный приговор или отбывалось наказание до или после вступления в силу настоящего акта.

4. (1) В Англии, Уэльсе и Шотландии 10 октября каждого года является днем, по состоянию на который устанавливается избирательное право для выборов в парламент и органы местного самоуправления, которые проводятся в течение периода в двенадцать месяцев, считая с 16 февраля следующего года.

(2) В Северной Ирландии 15 сентября каждого года является днем, по состоянию на который устанавливается избирательное право для каждых выборов в парламент, как это указано выше, при условии применения государственным секретарем полномочий на основании нижеследующей статьи 13 (2)....

Регистрация избирателей на парламентских и местных выборах

8. (1) Для регистрации избирателей учреждается должность уполномоченного по регистрации избирателей (в настоящем акте называется «уполномоченный по регистрации»).

(2) В Англии и Уэльсе:

а) совет каждого округа и Лондона назначает чиновника совета в качестве уполномоченного по регистрации в какой-либо избирательный округ или часть избирательного округа, имеющего общую границу с округом или городом или в них расположенным; и

b) совет Большого Лондона назначает чиновника в качестве уполномоченного по регистрации в часть избирательного округа, включающего Сити, Внутренний Темпл и Средний Темпл.

(3) В Шотландии совет каждой области и островных территорий назначает чиновника совета для своей территории или для какой-либо прилегающей области или островной территории, или чиновника, назначаемого несколькими такими советами, в качестве уполномоченного по регистрации в избирательном округе или части избирательного округа, который расположен в пределах области или островной территории.

(4) В Северной Ирландии главный уполномоченный по выборам является уполномоченным по выборам для каждого избирательного округа...

ПРИЛОЖЕНИЯ

(Приложение 1)

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ПАРЛАМЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

Часть II. Общий порядок проведения для оспариваемых и неоспариваемых выборов

Выдвижение кандидатов.

6. (1) Каждый кандидат будет выдвигаться путем представления особого документа о его выдвижении по форме, указанной в приложении:

а) самим кандидатом, или

b) лицом, предлагающим этого кандидата, или лицом, поддерживающим его кандидатуру, уполномоченному по выборам в месте, установленном для этой цели, документ от имени кандидата может быть представлен его доверенным на выборах, если фамилия и адрес доверенного лица были предварительно сообщены уполномоченному по выборам, как того требует статья 67 настоящего акта или если о таком уполномочии указано в документе.

(2) Документ о выдвижении должен содержать сведения о кандидате:

а) его полное имя,

b) его полный домашний адрес, и

с) по желанию, данные о кандидатуре и имя могут быть поставлены первыми.

(3) Представление кандидатуры, если оно имеется, не должно превышать шести слов в строке и не относиться к служебному положению кандидата, его профессии или роду занятий, достаточных для сравнения с другим кандидатом для установления его личности.

Оформление документа о выдвижении

7. (1) Документ о выдвижении должен быть подписан двумя избирателями в качестве предлагающих и поддерживающих кандидатуру, и восьмью другими избирателями в качестве изъявляющих согласие на выдвижение.

(2) Когда документ о выдвижении содержит больше требуемого числа подписей избирателей в качестве предлагающих, поддерживающих и изъявляющих согласие на выдвижение, будут приниматься во внимание подпись или подписи (сверх требуемого числа), находящиеся первыми на документе в каждой из категорий.

(3) Документ о выдвижении представляет кандидату голос каждого лица, подписавшего этот документ....

Залог

9. (1) Лицо не считается выдвинутым на законном основании в качестве кандидата, если оно или от его имени не была внесена сумма в 150 фунтов стерлингов на имя уполномоченного по выборам в период, определенный для подачи документов о выдвижении.

(2) Залог должен быть сделан:

a) путем какого-либо законного платежного средства, или

b) посредством банковской тратты, или

c) с согласия уполномоченного по выборам каким-либо другим способом,

но уполномоченный по выборам может отказать в принятии залога, представленного банковской траттой, если он не знает, производит ли трассант операцию через банк в Соединенном королевстве....

Часть IV. Заключительные операции

Объявление результатов

50. (1) На выборах с участием нескольких кандидатов, когда результаты голосования установлены, уполномоченный по выборам должен немедленно:

а) объявить об избрании кандидата, который получил большинство поданных голосов;

b) сообщить его фамилию клерку короны; и

с) публично известить об избранном кандидате, о числе голосов, поданных за каждого кандидата, а также о числе недействительных бюллетеней, поданных за каждого кандидата и о числе голосов, поданных «против» каждого кандидата, указанных в официальном отчете.

(2) На выборах, на которых баллотируется один кандидат, официальный отчет о выдвинутых лицах, кроме единственного участвовавшего в выборах кандидата, также должен содержать указание об избранном лице; уполномоченный по выборам немедленно должен сообщить его фамилию клерку короны.

Полезные сервисы

конституционный

Толковый словарь

прил.

1. соотн. с сущ. конституция I, связанный с ним

2. Свойственный конституции [конституция I], характерный для неё.

3. Соответствующий конституции [конституция I].

4. Основанный на конституции [конституция I], поддерживаемый ею.

КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ - прил., ???

1. Конституционным является то, что имеет отношение к конституции.

Конституционный закон.

2. Конституционный суд - это орган, который контролирует соблюдение положений действующей конституции.

Рассмотреть спор в конституционном суде.

3. Конституционным называют то, что основано на конституции.

Конституционный строй. | Конституционные свободы.

4. Конституционной монархией называют государственный строй, при котором власть монарха ограничена конституцией.

конституцио́нность сущ., ж.

Конституционность указа.

Толковый словарь Ушакова

КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ, коституционная, коституционное (книжн.).

1. прил. к конституция во 2 и 3 знач. (полит.). Конституционный закон. Конституционная партия.

|| Основанный на конституции (полит.). Конституционный строй. Конституционная монархия.

2. То же, что конститутивный (редк.). Конституционные недостатки организма.

Толковый словарь Ожегова

КОНСТИТУ́-ИЯ, -и, ж.

Энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ -ая, -ое; -нен, -нна, -нно.

1. к Конститу́ция (1 зн.). К. закон. К-ая комиссия (комиссия по выработке положений конституции). К. суд (контролирующий соблюдения положений действующей конституции).

2. Основанный на конституции. К. строй. К-ая форма правления. К-ое право. К-ые свободы. К-ая монархия (государственный строй, при котором власть монарха ограничена конституцией).

Академический словарь

-ая, -ое.

Относящийся к конституции (в 1 знач.).

Конституционный закон.

||

Основанный на конституции.

Конституционный строй. Конституционная форма правления. Конституционное право.

конституционная монархия

государственный строй, при котором власть монарха ограничена конституцией.

Орфографический словарь

конституцио́нный; кратк. форма -о́нен, -о́нна

Словарь ударений

конституцио́нный

Формы слов для слова конституционный

конституцио́нный, конституцио́нная, конституцио́нное, конституцио́нные, конституцио́нного, конституцио́нной, конституцио́нных, конституцио́нному, конституцио́нным, конституцио́нную, конституцио́нною, конституцио́нными, конституцио́нном, конституцио́нен, конституцио́нна, конституцио́нно, конституцио́нны, конституцио́ннее, поконституцио́ннее, конституцио́нней, поконституцио́нней

Синонимы к слову конституционный

прил., кол-во синонимов: 1

конституциональный

Морфемно-орфографический словарь

конститу/ци/о́нн/ый.

Грамматический словарь

конституцио́нный п 1*a

Словарь галлицизмов русского языка

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ого, м. constitutionnel m. устар. Сторонник конституционного строя (в монархии или республике). Разговоры <мои в Париже> с якобинцами или с конституционными. 1815. Н. И. Тургенев Дн. // АБТ 3 300. Риего, идол конституционных, под предлогом спасения короля хотел завладеть его особой. Зотов 5 174. - Лекс. Уш. 1934: конституцио/нный.

Словарь иностранных слов

КОНСТИТУЦИОННЫЙ (от ит. constitutio). Основанный на конституции, сообразный с нею.

Полезные сервисы

конституционный закон

Энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ ЗАКО́Н, источник конституционного права (см. ПРАВО (система норм)). В большинстве стран, конституционным называют закон, вносящий изменение в конституцию. Их процедура совпадает с процедурой изменения конституции. В Российской Федерации и Казахстане конституционные законы издаются по вопросам, специально предусмотренным конституцией и принимаются в порядке, отличающемся от процедуры изменения конституции. В ряде странах конституционными называются законы, составляющие в совокупности конституцию государства. Например, в Швеции - Акт о престолонаследии 1810 года, Форма правления 1974 года, Акт о свободе печати 1949 года. В таком случае, конституционные законы называют юридической конституцией. В Австрии конституция официально называется Федеральным конституционным законом.

Конституционными называют законы, которые радикально изменяют Основной закон страны, например, территориальное устройство государства, форму правления. В этом случае конституционный закон признается составной частью Конституции. По Конституционному закону 1968 года унитарная Чехословакия была преобразована в федеративное государство. Близким (но не тождественным) к понятию «конституционного закона» является употребляемое в зарубежной конституционной практике понятие «органического закона». Такими считают законы, которые «органически» вытекают из конституции, то есть когда принятие таких законов предусмотрено конституцией, или они конкретизируют ее положения. Часто органический закон понимают как акт, определяющий правовой статус органов государства или органов местного самоуправления.

Федеральные конституционные законы Российской Федерации - основополагающие законы, издаваемые по вопросам, прямо обозначенным в Конституции Российской Федерации. Для принятия федерального конституционного закона необходимо его одобрение тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение 14 дней подлежит подписанию президентом Российской Федерации и обнародованию. Ввиду того, что федеральный конституционный закон принимается квалифицированным большинством голосов, в отношении них не предусмотрена возможность возвращения на новое рассмотрение, президент Российской Федерации не вправе применить к ним отлагательное вето. Конституция Российской Федерации указывает, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Согласно Конституции Российской Федерации федеральные конституционные законы принимаются по вопросам порядка принятия нового субъекта в состав Российской Федерации; изменения статуса субъекта Российской Федерации; установления Государственного флага, герба и гимна Российской Федерации, их описания и порядка официального использования; порядка деятельности правительства Российской Федерации; установления судебной системы Российской Федерации; полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации; режима чрезвычайного и военного положения, порядка созыва Конституционного собрания.

Полезные сервисы

конституционный конвент

Энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНВЕНТ - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ КОНВЕ́НТ (Constitutional Convention) (25 мая - 17 сентября 1787), съезд делегатов 12 американских штатов по выработке Конституции США (см. КОНСТИТУЦИЯ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ).

Конституционный конвент работал в Филадельфии, в нем принимали участие в 55 делегатов из всех американских штатов кроме Род-Айленда. Конституционный конвент был созван по призыву Аннаполийского конвента, который принял решение о необходимости внесения изменений в Статьи конфедерации. Однако под руководством Джорджа Вашингтона (см. ВАШИНГТОН Джордж) делегаты Конституционного конвента приняли решение заменить старую конституцию принципиально новым законодательным актом, который укрепил бы власть федерального правительства. Острую полемику вызвала проблема представительства штатов в законодательных органах. По Вирджинскому плану, который поддерживали большие штаты, число представителей в законодательных органах должно быть пропорционально числу населения или финансовой мощи штата. Нью-Джерсийский план, которому оказывали предпочтение небольшие штаты, предлагал утвердить равное число представителей для каждого штата. В результате компромисса был учрежден двухпалатный конгресс, что обеспечивало как равное, так и пропорциональное представительство штатов. Проект конституции был утвержден 17 сентября 1787 и направлен в штаты для ратификации.

Полезные сервисы

конституционный контроль

Энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ КОНТРО́ЛЬ, вид правоохранительной деятельности (см. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ), проверка соответствия законов и нормативных актов конституции. В США, Аргентине, Дании, Японии конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции. В Австралии, Индии, Канаде, Швейцарии конституционный контроль является прерогативой верховного суда - высшей судебной инстанции. В Российской Федерации, Австрии, Германии, Италии созданы специальные конституционные суды, для которых конституционный контроль является главной функцией. Конституционный совет во Франции является особым органом несудебного характера по конституционному надзору.

Объектами конституционного контроля могут быть обычные законы, поправки к конституции, международные договоры, регламенты палат, нормативные акты исполнительных органов власти в тех странах, где нет системы административной юстиции. В федеративных государствах объектом конституционного контроля являются также вопросы разграничения компетенции между центром и субъектами федерации. Конституционный контроль может быть формальным, когда проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и нормативных актов; материальным, когда проверяется содержание законов и нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции; абстрактным, который осуществляется по инициативе уполномоченных на то субъектов без конкретного повода; конкретным, который осуществляется в связи с конкретным судебным делом; предварительным (до вступления проверяемого акта в силу); последующим (после вступления акта в силу).

Сущность конституционного контроля заключается в определении конституционности правовых актов органов государственной власти и в лишении неконституционного акта юридической силы. От понятия «конституционный контроль» отличают понятие «конституционного надзора». В отличие от контроля надзор ограничивается обнаружением неконституционных актов с последующим обращением к органу, принявшему неконституционный акт с требованием его отмены. Надзирающий орган осуществляет систематическое наблюдение (мониторинг) за соответствием правовых актов конституции. Функцию государственного надзора в Российской Федерации выполняют органы прокуратуры. Конституционный контроль помимо специализированного судебного органа - Конституционного суда осуществляют также Президент Российской Федерации, парламент, правительство, суды общей юрисдикции. В некоторых странах конституционный контроль и конституционный надзор объединены и осуществляются одним государственным органом. Право конституционного контроля дает такому органу право отмены или признания недействительным акта, противоречащего конституции.

Полезные сервисы

конституционный конфликт

Большой энциклопедический словарь

"КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНФЛИКТ" - в нач. 1860-х гг. конфликт между прусским юнкерским правительством и либеральной оппозицией в прусском ландтаге, вызванный попытками правительства получить дополнительные ассигнования на проведение военной реформы; конец "конституционного конфликта" положил министр-президент О. Бисмарк, реорганизовав армию без санкции ландтага.

Полезные сервисы

конституционный процесс

Энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ ПРОЦЕ́СС, развитие и усовершенствования конституционно-правовых институтов в государстве (см. ГОСУДАРСТВО). Истоки конституционного процесса в России восходят к началу 19 века. Фактическое начало конституционной реформы в России положил «Манифест об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 года, который провозгласил «основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Этим же документом декларировалось установление незыблемого правила, «чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий» властей.

С распадом СССР, принятие новой конституции России, свободной от наслоений прошлого, стало очевидной необходимостью. Конституционное творчество начала 1990-х годов вызвало общественный интерес, было подготовлено несколько конституционных проектов. Главными из них были проект Конституционной комиссии Верховного Совета РФ и проект, подготовленный Конституционным совещанием, созванным по решению президента Российской Федерации. Проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке текста конституции. Этот проект конституции и был вынесен президентом Б.Н. Ельциным на всенародное голосование. Конституция 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. Она последовательно проводит принцип разделения властей. Был сделан серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. Нормам Конституции впервые в истории России было придано прямое действие. Это значит, что любой человек может защитить свои права, ссылаясь на конституционные нормы, а судебные и государственные органы при рассмотрении дел и решений спорных вопросов должны руководствоваться нормами Основного закона. Поскольку Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что обеспечивается системой судебного конституционного контроля. В узком смысле под конституционным процессом (конституционно-судебным процессом) понимают урегулированную процессуальными нормами конституционного права деятельность конституционных судов и квазисудебных органов конституционного контроля по рассмотрению и разрешению конституционно-правовых споров и дел о конституционных правонарушениях.

Полезные сервисы

конституционный строй

Энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ СТРОЙ, система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и конституционно-правовыми актами государства (см. ГОСУДАРСТВО). Конституционный строй не следует отождествлять с государственным строем (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ); он всегда предполагает наличие в государстве конституции. Признаками конституционного строя являются народный суверенитет, разделение властей, неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. Государственный строй может и не содержать этих признаков. Основными направлениями защиты конституционного строя в России являются обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствования на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации; разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов России; выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов; совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, пресечение их деятельности.

Основы конституционного строя - принципы политической системы, формы правления и государственного устройства, отношений государства и гражданина. Основы конституционного строя являются объектом конституционно-правового регулирования, находятся под защитой государства. На их базе происходит правовая регламентация отдельных подсистем конституционного строя. Положения Конституции Российской Федерации, установившие основы конституционного строя, не подлежат пересмотру путем внесения в поправок и изменений. Это возможно только путем принятия новой конституции. Такой порядок принят во многих странах.

Полезные сервисы

конституционный суд

Энциклопедический словарь

Конституцио́нный суд - в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (например, в США). В Российской Федерации Конституционный суд создан в октябре 1991.

* * *

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД - КОНСТИТУЦИО́ННЫЙ СУД, судебный орган конституционного контроля (см. КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ), самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть через конституционное судопроизводство. В отличие от верховных судов он не входит в систему судов общей юрисдикции. В Российской Федерации конституционный суд считается судом особой категории и входит в судебную систему страны. В Германии, Италии, Румынии, Болгарии, Монголии конституционный суд является особым органом контроля, не относящимся к судебной власти. Члены конституционного суда в Германии и Хорватии избираются парламентом, а на Кипре - назначаются главой государства. Иногда члены конституционного суда назначаются парламентами и другими органами власти и юстиции. В Италии члены конституционного суда в равных долях назначаются президентом, парламентом и магистратурой. Наряду с осуществлением конституционного контроля конституционный суд имеет право толковать конституцию, решать вопрос, соответствует ли конституции деятельность политических партий, рассматривать споры о компетенции. В США функции Конституционного суда возложены на Верховный суд.

Конституционный суд Российской Федерации был создан в октябре 1991 года для решения дел о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной думы, правительства Российской Федерации, конституций и нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению Российской Федерации и совместному ведению, договоров между Российской Федерацией и ее субъектами, договоров между субъектами Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, между ними и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между высшими органами государственной власти субъектов Российской Федерации; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан.

По запросам судов Конституционный суд проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, дает толкование Конституции Российской Федерации, заключение о том, соблюден ли установленный порядок выдвижения обвинения президента Российской Федерации в государственной измене или ином тяжком преступлении, выступает с законодательной инициативой. Конституционный суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению президента Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.

Конституционный суд Российской Федерации рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного суда Российской Федерации. Конституционный суд Российской Федерации состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается регламентом Конституционного суда Российской Федерации.

Большой энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ суд - в некоторых государствах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за соответствием ей всех иных нормативных актов. Иногда функции Конституционного суда возлагаются на верховный суд государства (напр., в США). В Российской Федерации Конституционный суд создан в октябре 1991.

Иллюстрированный энциклопедический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД, во многих странах специальный судебный орган, на который возложен контроль за соблюдением конституции, за конституционностью (т.е. за соответствием конституции) всех нормативных актов, принимаемых органами государства, заключаемых государством международных договоров, а также за конституционностью правоприменительной практики. В 1991 Конституционный суд избран Верховным Советом Российской Федерации. В июне 1994 Государственная дума приняла новый закон о Конституционном суде. В ряде стран (например, в США) функции Конституционного суда возложены на Верховный суд.

Полезные сервисы

конституционный суд рф

Орфографический словарь

Конституцио́нный су́д РФ

Полезные сервисы