Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

крамской

Грамматический словарь

Крамско́й ф. <п 3b>

Словарь русских фамилий

КРАМСКОЙ КРОМСКОЙ

Фамилия выдающегося русского художника, по-видимому, была неправильно записана. Надо было бы Кромской, по городу Кромы (ныне Орловской области). (Ф)

Сканворды для слова крамской

- Автор картины «Неизвестная».

- Русский художник, автор портретов Дмитрия Менделеева, Ивана Шишкина, Льва Толстого.

- Портрет жены Александра III Марии Фёдоровны он писал в 1882 году по фотографии, хотя она была ещё в полном здравии.

- Русский художник, автор картин «Христос в пустыне», «Неутешное горе», «Русалки».

Полезные сервисы

крамской ив. ник

Гуманитарный словарь

КРАМСКО́Й Ив. Ник. (1837-87) - живописец, рисовальщик, худож. критик. Род. в г. Острогожске Воронеж. губ. в бедной мещан. семье. С детства самостоятельно занимался рисованием. В 16 лет поступил в ретушеры к харьковскому фотографу. В 1857 был принят в Петерб. АХ. Стал инициатором борьбы молодых художников против академич. методов преподавания. В 1863 14 выпускников АХ отказались писать программную дипломную работу на заданную тему и покинули АХ, образовав независимую "Артель художников". К. принимал участие в создании и деятельности Т-ва передвиж. худож. выставок, был одним из гл. идеологов движения передвижников. 70-80-е гг. - расцвет творчества К. Им созданы портреты современников, писателей и художников, деятелей культуры, воплотившие возвыш. идеалы К. Наиб. близкой художнику была тема чел.-гражданина (портреты М. М. Антокольского, 1876; В. Г. Перова, 1882; И. И. Шишкина, 1880; М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1879). Портреты К. отличает простота и лаконичность композиции, сосредоточивающая внимание на выражении лица, глазах. Демократич. взгляды К. нашли отражение в портретах крестьян ("Полесовщик", 1874; "Мина Моисеев", 1882). Тема самопожертвования, моральной ответственности чел. перед об-вом была воплощена в большом полотне на евангельскую тему "Христос в пустыне" (1872). Вслед за А. А. Ивановым К. продолжает религ.-филос. традицию в рус. живописи. Нек-рые работы К. можно отнести одноврем. к портрету и тематич. картине ("Неизвестная", 1883; "Неутешное горе", 1884). К. оставил богатое эпистолярное наследие, ряд статей. Его передовые эстетич. воззрения оказали большое влияние на худож. жизнь России.

Соч.: Письма. Статьи: В 2 т. М., 1965-66; Об иск-ве. М., 1989.

Лит.: Гольдштейн С. Н. Иван Николаевич Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965; Порудоминский В. И. И. Н. Крамской. М., 1974.

И. Е. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского. 1882

И. Е. Репин. Портрет художника И. Н. Крамского. 1882

Полезные сервисы

крамской иван николаевич

Энциклопедический словарь

Крамско́й Иван Николаевич (1837-1887), российский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по точности социальной и психологичности характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Толстой», 1873; «Некрасов», 1877) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).

* * *

КРАМСКОЙ Иван Николаевич - КРАМСКО́Й Иван Николаевич (1837-87), русский живописец. Один из создателей Артели художников (см. АРТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ)и Товарищества передвижников (см. ПЕРЕДВИЖНИКИ) , утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры («Л. Н. Толстой», 1873; «Некрасов», 1877-78) и крестьян («Полесовщик», 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне», 1872), раскрытию сложных душевных движений («Неутешное горе», 1884).

* * *

КРАМСКО́Й Иван Николаевич [27 мая (8 июня) 1837, Острогожск, ныне в Воронежской области -24 марта (5 апреля) 1887, Санкт-Петербург], русский художник, критик и теоретик искусства. Один из самых значительных мастеров русского реализма 19 в.

Родился в бедной мещанской семье. Ранняя карьера Крамского сложилась «многопрофильно» -типично для интеллигента-разночинца: был канцеляристом-переписчиком, подмастерьем у иконописца, работал ретушером у странствующего фотографа. Учился в Академии художеств (1857-63). Жил и работал в Петербурге.

Начало пути в искусстве

Завоевав высокий авторитет уже в молодые годы, стал инициатором так называемого «бунта четырнадцати» (вспыхнувшего как утверждение права учеников самим выбирать свои сюжеты, отказываясь от навязанных извне идеалистически-отвлеченных программ), а также организатором Артели художников (см. АРТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ)и Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК). В своих статьях и обширной переписке (с И. Е. Репиным (см. РЕПИН Илья Ефимович), В. В. Стасовым (см. СТАСОВ Владимир Васильевич), А. С. Сувориным (см. СУВОРИН Алексей Сергеевич)и др.) писал о необходимости правдивого и ответственного искусства, которое создается «не краской и кистями, а нервами» (сам Крамской о Д. Веласкесе (см. ВЕЛАСКЕС Диего (живописец))из письма Стасову, 1876); при этом мерилом таланта у него служит «тенденциозность», то есть умение испытывать «любовь и ненависть» к действительности (из письма к Суворину, 1885). Идеи жизненной, причем «тенденциозной» активности искусства, в той же мере отражающего, сколь и преображающего косный, фальшивый мир, сближали позиции Крамского с эстетикой революционных демократов типа Н. Г. Чернышевского (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович).

Портреты

Крамской проявил себя прежде всего как замечательный портретист. Начиная с автопортрета 1867 года он утверждает идеалы гордой, нравственно сильной личности; при этом образы (Л. Н. Толстого, 1873; П. М. Третьякова, 1876; Н. А. Некрасова «в период «Последних песен» (1877-78); живописца А. Д. Литовченко (1878); М. Е. Салтыкова-Щедрина (1879); все -Третьяковская галерея; И. И. Шишкина (1880); В. С. Соловьева, 1885; оба -Русский музей) не идеализируются сверх меры, впечатляя убедительностью характера и деталей. Та же мягкая живописность, четкая ясность пластической композиции выделяет и крестьянские образы Крамского [«Полесовщик», 1874, там же; «Крестьянин с уздечкой» («Мина Моисеев»), 1883, Киевский музей русского искусства], которые по-своему значительны и внутренне-величавы. Мастер часто применял в портретах (напр., художника Ф. А. Васильева, 1871, Третьяковская галерея) монохромную технику соуса (живопись смесью черного красящего порошка с клеем и водой), добиваясь особой тонкости светотеневых переходов.

Сюжетная живопись

Этапное значение имеют сюжетно-тематические полотна Крамского. Наряду с Н. Ге (см. ГЕ Николай Николаевич)он выступил как реформатор религиозной картины, придавая ей актуально-политическое звучание. Его «Христос в пустыне» (1872, там же) выглядит как собирательный образ современного человека в момент мучительного внутреннего выбора. Тяжелая дума цепенеет, застывая на грани отчаяния в последнем большом замысле художника -неоконченной картине «Хохот» («Радуйся, царю Иудейский», Русский музей), с тупой и самодовольной толпой стражников и фарисеев, осмеивающей Христа. Все творчество мастера пронизывает тяга к картине-символу, воплощающему «вечные темы» -такие, как чудо потустороннего мира («Русалки» по мотивам повести Н. В. Гоголя «Майская ночь», 1871), упадок и бренность (оставшийся неоконченным «Осмотр старого дома», 1873), смерть («Неутешное горе», 1884; все -Третьяковская галерея). В таинственные олицетворения женского начала порой превращаются его портреты (Е. А. Третьяковой в «Лунной ночи», 1880, или «Неизвестной», 1883; оба -там же). Во всех этих вещах мастер выступает как непосредственный предшественник символизма (см. СИМВОЛИЗМ).

Работал и как педагог (преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, 1863-68), - самым знаменитым его учеником стал И. Е. Репин (см. РЕПИН Илья Ефимович) .

Большой энциклопедический словарь

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837-87) - российский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников, утверждавший принципы реалистического искусства. Замечательны по глубине социальной и психологической характеристики портреты деятелей русской культуры ("Л. Толстой", 1873; "Некрасов", 1877-78) и крестьян ("Полесовщик", 1874). Тематические полотна посвящены философско-этическим проблемам ("Христос в пустыне", 1872), раскрытию сложных душевных движений ("Неутешное горе", 1884).КРАМСКОЙ Иван Николаевич КРАМСУ (Kramsu) Карло Роберт (1855-95) - финский поэт. Стихи и баллады о Дубинной войне (сборник "Стихотворения", 1878).

Полезные сервисы

крамской, иван николаевич

Иллюстрированный энциклопедический словарь

И.Н. Крамской. Христос в пустыне. 1872. Третьяковская галерея.

И.Н. Крамской. "Христос в пустыне". 1872. Третьяковская галерея.

КРАМСКОЙ Иван Николаевич (1837 - 87), российский живописец. Один из создателей Артели художников и Товарищества передвижников. Утверждал принципы реалистического демократического искусства. Глубокие по социальной и психологической характеристике портреты деятелей русской культуры ("Л.Н. Толстой", 1873) и крестьян ("Полесовщик", 1874). Тематические картины посвящены философским проблемам, раскрытию сложных душевных переживаний ("Неутешное горе", 1884).

И.Н. Крамской. Портрет И. А. Гончарова.

И.Н. Крамской. Портрет И. А. Гончарова.

И.Н. Крамской. Мина Моисеев.

И.Н. Крамской. "Мина Моисеев".

Полезные сервисы