Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кузмин

Грамматический словарь

Кузми́н ф. <мс 1b> (поэт)

Словарь русских фамилий

КУЗЕНКОВ КУЗЕМЧИКОВ КУЗИН КУЗИЧИКИН КУЗИЩИН КУЗЬКИН КУЗЬМЕНКО КУЗМИН КУЗЬМИН КУЗЬМИЦКИЙ КУЗЬМИНОВ КУЗЬМИНСКИЙ КУЗЬМИНЦЕВ КУЗЬМИЧЕВ КУЗЬМИШИН КУЗЬМИЩЕВ КУЗЮТИН КУЗЯКИН КОЗМЕНКО КУЗИЧЕВ КУЗМИК КУЗМЕНКОВ КУЗМЕНОК КУЗЬМИНЫХ КУЗЬМИЧ КУЗЯКОВ КУЗМИЧЕНКО КУЗИКОВ КУЗЬМЕНКОВ КУЗЬМИКОВ КУЗЯНИН КУЗЯРИН КУЗЯШИН КУЗМИНЧУК КУЗЬМЕНКОВ КУЗЬМИКОВ КУЗЯНИН КУЗЯРИН КУЗЯШИН КУЗМИНЧУК

В основе фамилии русское имя Кузьма (стар. Козьма) - устритель мира (греч.) ,. и его производные - Кузеня, Кузя, Кузик, Кузьмище и т.д.(Э) Кузьменок. Суффикс -енок основной, образующий украинские фамилии. Кузьмищев, Кузищин. Суффикс -ище, Кузьмище, в старину имел уничижительное значение. Кузьминский, Кузьмицкий. Суффиксы -ский, -цкий характерны для украинской, белорусской и польской ономастики, а фамилии также могут быть образованы от географических названий типа Кузьмино, Кузьминки. Кузьминцев. Скорее всего географическая фамилия, от кузьминец - житель Кузьмина. Кузьмичев сын Кузьмича, а Кузьмич уже сын Кузьмы, Также как и Кузьминов сын Кузьмина.. Кузьма ( из греч. - "украшение, честь, мир); разговорное Козьма, стар.

Сканворды для слова кузмин

- Русский поэт Серебряного века, переводчик, прозаик, композитор.

Полезные сервисы

кузмин мих. ал

Гуманитарный словарь

КУЗМИ́Н Мих. Ал. (1872-1936) - поэт, прозаик, музыкант, критик, теоретик иск-ва. Род. в Ярославле, в дворян. семье. В 1891 поступил в Петерб. конс., где проучился ок. 2-х лет. В 1895 совершил путешествие в Грецию и Египет. Во 2-й пол. 90-х гг. переживает дух. кризис, пытается покончить ссобой, затем едет в Италию (1897), где обращается к католицизму и готовится принять постриг. По возвращении в Россию К. увлекся старообрядчеством, посещал раскольнич. поселения в Поволжье и Олонецкой губ., изучал сектантское пение (впоследствии сам напишет цикл "Духовные стихи"). Все это время К. не переставал заниматься музыкой, его пьесы исполнялись в нач. 1900-х гг. на петерб. "Вечерах совр. музыки". В 1905 К. дебютировал в лит-ре, поместив свои сонеты и рассказ в коллективном "Зеленом сборнике стихов и прозы". По приглашению В. Я. Брюсова К. начал сотрудничать в ж. "Весы". Первый большой успех ему принесли опубликов. в 1906 в "Весах" стихи из ставшего впоследствии знаменитым цикла "Александрийские песни" - непревзойд. в рус. лит-ре образца поэтич. стилизации и интуитивного погружения в мир далекой (позднеантичной) культуры. В дальнейшем выступает как прозаик (пов. "Крылья", 1907; три "Книги рассказов", 1910, 1913; ром. "Плавающие - путешествующие", 1915 и др.), драматург и поэт. К. был дружен со мн. символистами, однако принимал не все каноны символист. эстетики; свое понимание иск-ва выразил в ст. "О прекрасной ясности" (1910), где сформулировал принципы "кларизма". Ранние стихи К. (сб. "Сети", 1908; "Осенние озера", 1912; "Глиняные голубки", 1914) - образцы камерной лирики "Серебряного в.", изысканно-простые и мелодичные. Однако пред. откровенность и воспевание однополой любви придали успеху нек-рых произв. К. сканд. характер. Причастность поэта к ряду сканд. и трагич. происшествий в 1912-13 создала вокруг него ореол таинственности и своеобразного "демонизма". Февр. рев-цию К. встретил сочувственно, Окт. - не принял, однако остался в России. Первые послерев. годы были чрезвычайно плодотворны для К.: за 6 лет он опубликовал 4 сб. стихов ("Вожатый", 1918; "Нездешние вечера", 1921; "Параболы", 1923; "Новый Гуль", 1924) и сб. эссе "Условности" (1932); сотрудничал в "Красной газете" и газ. "Жизнь иск-ва" в качестве муз. и лит. критика, выступал на поэтич. вечерах. В 1923 К. был, вместе с А. Радловой, основателем группы "эмоционалистов", к-рая противостояла форм. школе. С сер. 20-х гг. имя К. появляется в печати все реже; завершающий сб. стихов - "Форель разбивает лед" вышел в 1929. В последние гг. К. жил в постоянной нужде, зарабатывая пер. и музыкой к спектаклям. В позднем творчестве К. много места занимает филос. лирика; она отмечена тяготением к усложнению стиля, к поэтич. "шифрам", "тайнописи". В нек-рых произв. (драма "Смерть Нерона" и др.) осуждаются тирания и рев. экстремизм. Творчество К. оказало большое влияние на всю постсимволич. поэзию.

Полезные сервисы

кузмин михаил алексеевич

Энциклопедический словарь

Кузми́н Михаил Алексеевич (1875-1936), русский писатель, композитор, музыкальный критик. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Сборники стихотворений «Александрийские песни» (1921), «Форель разбивает лёд» (1929). Проза (повести «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», 1919; роман «Тихий страж», 1916, и др.). Переводы зарубежных классиков (Апулей). Вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыка для драматического театра.

* * *

КУЗМИН Михаил Алексеевич - КУЗМИ́Н Михаил Алексеевич (1875-1936), русский писатель, композитор, музыкальный критик. Примыкал к символизму (см. СИМВОЛИЗМ), затем к акмеизму (см. АКМЕИЗМ) . Сборник стихов «Александрийские песни» (1921), «Форель разбивает лед» (1929). Проза (повесть «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», 1919; романы «Тихий страж», 1916, и др.). Переводы зарубежных классиков (Апулей). Вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыка для драматического театра.

***

КУЗМИ́Н Михаил Алексеевич [6 (18) октября 1872, Ярославль - 1 марта 1936, Ленинград], русский писатель, поэт, драматург, литературный и театральный критик, переводчик, композитор.

Родился в небогатой дворянской семье, с материнской стороны были французские корни. Вскоре после рождения был увезен из Ярославля в Саратов, где прожил до 1884, после чего с родителями переехал в Петербург. В 1891 окончил 8-ю гимназию (где сдружился с племянником известного историка Б. Н. Чичерина (см. ЧИЧЕРИН Борис Николаевич) Г. В. Чичериным, (см. ЧИЧЕРИН Георгий Васильевич) будущим советским наркомом иностранных дел). Три года учился в петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (см. РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич), далее занимался музыкой самостоятельно. Параллельно пробовал силы в литературе, однако в печати не выступал. Первая публикация - нотная («Три романса», 1898, на стихи и собственные). Рано определившаяся гомосексуальность приводила к психологическим кризисам, в том числе к попытке самоубийства. В 1896 путешествовал в Египет, в 1897 - в Италию, что дало впечатления на долгие годы.

Ранняя (до середины 1900-х гг.) жизнь Кузмина часто представлялась ему «колебаниями маятника», когда интересы и, соответственно, темы творчества резко менялись - от сугубо русских, с пристальным вниманием к старообрядчеству, до современного западного модернизма, но особый интерес вызывали несколько культурных эпох: античность, первые века христианства, итальянское Возрождение, 18 в. во Франции и конец 18 - начало 19 вв. в Германии.

С начала 20 в. начинается вхождение Кузмина в круг русской культурной элиты. Близкий к «Миру искусства (см. МИР ИСКУССТВА)» кружок «Вечера современной музыки» устраивает концерт из его произведений (1905), публикация стихов и оперного либретто в «Зеленом сборнике стихов и прозы» (1905) вызывает заинтересованное внимание В. Я. Брюсова (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич) и А. А. Блока (см. БЛОК Александр Александрович), в 1906 стихотворный цикл «Александрийские песни» и повесть «Крылья» печатает журнал «Весы», с этого же года Кузмин становится завсегдатаем «Башни» Вяч. И. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), для театра В. Ф. Комиссаржевской (см. КОМИССАРЖЕВСКАЯ Вера Федоровна) пишет музыку к «Балаганчику» Блока в постановке В. Э. Мейерхольда (см. МЕЙЕРХОЛЬД Всеволод Эмильевич), завязывает близкие отношения с художниками - К. А. Сомовым (см. СОМОВ Константин Андреевич), С. Ю. Судейкиным (см. СУДЕЙКИН Сергей Юрьевич), Н. Н. Сапуновым (см. САПУНОВ Николай Николаевич) и др.

Связанность с символистскими предприятиями, однако, не означает принадлежности Кузмина к этому направлению (как, впрочем, и к более поздним - акмеизму (см. АКМЕИЗМ) или футуризму (см. ФУТУРИЗМ)). Его поэзия, сближаясь с символистской, просвечивающим «вторым планом», впервые входившими в литературу описаниями ранее запретных или экзотических тем, утонченностью мастерства, дистанцировалась от нее нежеланием обращаться к «большим темам», создавать какое бы то ни было «соборное искусство» и в первую очередь - стремлением к индивидуализации всякого переживания. Поэтическое слово Кузмина при всей его изысканной сложности решительно отказывалось от заранее данного символического наполнения. Еще более заметны были различия в прозе, где на первый план выдвигалась ясность, сюжетная насыщенность, свободное и лишенное дотошной вещности воспроизведение исторических эпох, за которыми только очень внимательный читатель мог заметить, что она часто «...кажется ... странной, непривычной, загадочной» (Б. М. Эйхенбаум (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович)), причем это касается всей прозы 1900-1910-х гг. - как «исторической» («Приключения Эме Лебефа», 1906, «Повесть об Элевсиппе, рассказанная им самим», 1906, «Подвиги великого Александра», 1909, «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро», 1919 и др.), так и «современной» («Картонный домик», 1906-1907, «Двойной наперсник», 1908, «Нежный Иосиф», 1908-1909, «Плавающие путешествующие», 1915 и мн. др.). Принципы своей прозы описаны Кузминым в статье «О прекрасной ясности» (1909), часто ошибочно считаемой манифестом акмеизма.

Первая книга стихов Кузмина «Сети» (1908) во многом определила все его возможности как поэта. С одной стороны, в ней немало непритязательных и часто стилизованных стихотворений «на случай»; с другой, несколько сюжетных лирических циклов посвящены любви, предстающей в разных обличиях - то исключительно плотской, то основанной на близости духовных интересов, то платонически возвышенной и мистически насыщенной, и во всех этих вариантах Кузмин разрабатывает интонационно подвижный, гибкий и выразительный слог, до сих пор поражающий разнообразием; в «Александрийских песнях», составивших отдельный раздел книги, используя верлибр, воссоздает исторически и культурно отдаленную эпоху как увиденную глазами современника. Две следующие книги («Осенние озера», 1912; «Глиняные голубки», 1914) на первый план выдвигают или непритязательность, лишь изредка становящуюся лирически непосредственной, или стилизации («Духовные стихи», «Праздники Пресвятой Богородицы», «Новый Ролла» и др.).

В конце 1900-х и первой половине 1910-х гг. Кузмин становится одной из заметнейших фигур артистического Петербурга. В первые годы существования журнала «Аполлон (см. АПОЛЛОН (журнал))» (1909-1912) он является его ближайшим сотрудником, в том числе литературным и театральным обозревателем. Его пьесы (иногда с собственной музыкой) идут во многих театрах, от почтенного Малого театра и оригинального Дома интермедий до непритязательных театров миниатюр. Он постоянный посетитель и сотрудник популярнейшего артистического кабаре «Бродячая собака». Одна за другой выходят книги прозы, в газетах и массовых журналах печатаются его рассказы и стихи.

С началом Первой мировой войны количество его литературной продукции увеличивается, а качество ухудшается. Вынужденный зарабатывать на жизнь не только для себя, но и для ставшего его спутником до конца жизни начинающего писателя Ю. И. Юркуна, Кузмин рискует превратиться в ординарного литератора. Однако ход войны и опасения за судьбу Юркуна приводят Кузмина к антивоенным настроениям и ожиданиям общественных перемен. Февральскую революцию он встречает восторженно (публикует ряд стихотворений, не вошедших в книги), в период между Февралем и Октябрем зарабатывает репутацию «большевика», возлагает большие надежды на перемены после Октябрьского переворота. Однако начавшееся при новой власти подавление человеческой индивидуальности вскоре приводит его к разочарованию, окончательно укрепившемуся после убийства царской семьи в июле 1918.

Начиная с цикла «Плен» (1919) и до конца 1920-х гг., он регулярно пишет откровенно контрреволюционные стихи, хотя и не имеет возможности их публиковать. Вместе с тем с начала 1920-х гг. в его творчестве и критике современная эпоха все чаще уподобляется временам первого христианства, звучат слова о том, что «прожить нельзя без веры и надежды», а надежды связываются с творчеством.

Первый послеоктябрьский сборник «Вожатый» (1918), как и книга «Эхо» (1921), состоит из нескольких циклов едва ли не лубочных стихов, рядом с которыми довольно неожиданно появляются произведения с усложненной поэтикой: сложная неклассическая ритмика, новаторская рифма, прихотливые ассоциации, соединение разнообразных исторических пластов, временами - словотворчество вызывали у самого поэта, его читателей и критиков ощущение близости к футуристической поэтике, особенно к творчеству Маяковского (см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович) 1914-1916 гг. (в эти годы поэты часто встречались), а отчасти даже «хлебниковщины» (выражение Кузмина).

Именно последняя тенденция постепенно начинает доминировать в творчестве 1920-х гг. Если сборник «Нездешние вечера» (1921) еще включает некоторое количество «упрощенных» стихотворений, то в «Параболах» (Берлин, 1923; книга была допущена в СССР лишь в незначительном числе экземпляров), «Новом Гуле» (1924) и последнем прижизненном сборнике «Форель разбивает лед» (1929) их уже практически нет. Скорее наоборот, многие стихотворения, особенно из «Парабол» и последней книги производили впечатление закодированности, нуждающейся в расшифровке. В качестве кодов поэт пользовался гностической символикой и алхимическими текстами, разнообразными мифологиями и современным кинематографом, петроградскими слухами и театральными впечатлениями, соединяя их в столь прихотливом порядке, что далеко не всегда удавалось адекватно истолковать тексты. И вместе с тем читатели, даже не понимая всей логики построения, оказываются завороженными интонационным построением, отдельными ассоциациями, пусть даже и не складывающимися в единую картину, не вполне ясными намеками, за которыми можно почувствовать весьма широкие смысловые пласты.

Новые возможности своей поэтики Кузмин использовал в прозе (незавершенные, но во фрагментах опубликованные романы «Римские чудеса», 1919-1922 и «Златое небо», оба опубликованы в 1923) и драматические произведениях («Вторник Мэри», 1921, «Лесок», 1923, опубликованная посмертно пьеса «Смерть Нерона», 1928-1929), а особенно в повлиявших на творчество Д. Хармса (см. ХАРМС Даниил Иванович) и А. Введенского произведениях «Пять разговоров и один случай» (1925) и «Печка в бане» (1926).

Однако зарабатывать на жизнь Кузмину приходится преимущественно переводами (самый знаменитый - «Золотой осел» Апулея), сотрудничеством с различными театрами, газетной критикой. В 1920-е гг. он становится одной из центральных фигур неофициальной интеллектуальной жизни Ленинграда. С ним регулярно общаются О. Э. Мандельштам (см. МАНДЕЛЬШТАМ Осип Эмильевич), Б. К. Лившиц (см. ЛИВШИЦ Бенедикт Константинович), Н. А. Клюев (см. КЛЮЕВ Николай Алексеевич), А. Д. Радлова, обэриуты (см. ОБЭРИУ), молодые писатели, переводчики, искусствоведы (А. Н. Егунов, И. А. Лихачев, В. Н. Петров, А. М. Шадрин), время от времени приезжают московские гости (Б. Л. Пастернак (см. ПАСТЕРНАК Борис Леонидович) или Э. Г. Багрицкий (см. БАГРИЦКИЙ Эдуард Георгиевич)). Но в 1930-е гг. Кузмин печатается уже только как переводчик, его оригинальное творчество этого времени утрачено после ареста в 1938 Юркуна и изъятия рукописей. Большой интерес для историков культуры представляет многолетний дневник Кузмина, из которого в настоящее время опубликованы записи 1905-1915, 1921, 1931 и 1934 гг., остаются неопубликованными - 1917-1920 и 1922-1929 гг.

Большой энциклопедический словарь

КУЗМИН Михаил Алексеевич (1875-1936) - русский писатель, композитор, музыкальный критик. Примыкал к символизму, затем к акмеизму. Сборник стихов "Александрийские песни" (1921), "Форель разбивает лед" (1929). Проза (повесть "Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро", 1919; романы "Тихий страж", 1916, и др.). Переводы зарубежных классиков (Апулей). Вокальные произведения (многие на собственные тексты), музыка для драматического театра.

Полезные сервисы

кузминская татьяна андреевна

Энциклопедический словарь

КУЗМИНСКАЯ Татьяна Андреевна - КУЗМИ́НСКАЯ (Берс) Татьяна Андреевна (1846-1925), русская писательница. Сестра С. А. Толстой, жены Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич) (в значительной степени Кузминская послужила прототипом Наташи Ростовой в романе «Война и мир»). Автобиографические повести (сборник «Воспоминания прошлого», 1885), рассказы. Мемуары «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне» (опубликованы в 1925-26; не окончены) - ценный источник сведений о Толстом, домашнем укладе его семьи.

Большой энциклопедический словарь

КУЗМИНСКАЯ (Берс) Татьяна Андреевна (1846-1925) - русская писательница. Сестра С. А. Толстой, жены Л. Н. Толстого (в значительной степени Кузминская послужила прототипом Наташи Ростовой в романе "Война и мир"). Автобиографические повести (сборник "Воспоминания прошлого", 1885), рассказы. Мемуары "Моя жизнь дома и в Ясной Поляне" (опубликованы в 1925-26; не окончены) - ценный источник сведений о Толстом, домашнем укладе его семьи.

Полезные сервисы

кузминский

Орфографический словарь

кузми́нский (к Михаи́л Кузми́н)

Полезные сервисы

кузминскис (kuzminskis) йонас

Большой энциклопедический словарь

КУЗМИНСКИС (Kuzminskis) Йонас (1906-85) - литовский график, народный художник (1965), действительный член АХ (1975). Творчески использовал традиции литовского народного лубка (циклы "Вильнюс", 1942-57, "По мотивам литовских народных и революционных песен", 1960-66).

Полезные сервисы

кузминскис йонас

Энциклопедический словарь

Кузми́нскис Йонас (Kuzminskis) (1906-1985), график, народный художник СССР (1965), действительный член АХ (1975). Творчески использовал традиции литовского народного лубка (цикл «Вильнюс», 1942-57; иллюстрации к «Мельницам Балтрагиса» К. Боруты, 1945).

* * *

КУЗМИНСКИС Йонас - КУЗМИ́НСКИС (Kuzminskis) Йонас (1906-85), литовский график, народный художник (1965), действительный член АХ (1975). Творчески использовал традиции литовского народного лубка (циклы «Вильнюс», 1942-57, «По мотивам литовских народных и революционных песен», 1960-66).

Полезные сервисы

кузминскис йонас (kuzminskis)

Большой энциклопедический словарь

Кузми́нскис Йонас (Kuzminskis) (1906—1985), график, народный художник СССР (1965), действительный член АХ СССР (1975). Творчески использовал традиции литовского народного лубка (цикл «Вильнюс», 1942—57; иллюстрации к «Мельницам Балтрагиса» К. Боруты, 1945).

Полезные сервисы

кузминчук

Словарь русских фамилий

КУЗЕНКОВ КУЗЕМЧИКОВ КУЗИН КУЗИЧИКИН КУЗИЩИН КУЗЬКИН КУЗЬМЕНКО КУЗМИН КУЗЬМИН КУЗЬМИЦКИЙ КУЗЬМИНОВ КУЗЬМИНСКИЙ КУЗЬМИНЦЕВ КУЗЬМИЧЕВ КУЗЬМИШИН КУЗЬМИЩЕВ КУЗЮТИН КУЗЯКИН КОЗМЕНКО КУЗИЧЕВ КУЗМИК КУЗМЕНКОВ КУЗМЕНОК КУЗЬМИНЫХ КУЗЬМИЧ КУЗЯКОВ КУЗМИЧЕНКО КУЗИКОВ КУЗЬМЕНКОВ КУЗЬМИКОВ КУЗЯНИН КУЗЯРИН КУЗЯШИН КУЗМИНЧУК КУЗЬМЕНКОВ КУЗЬМИКОВ КУЗЯНИН КУЗЯРИН КУЗЯШИН КУЗМИНЧУК

В основе фамилии русское имя Кузьма (стар. Козьма) - устритель мира (греч.) ,. и его производные - Кузеня, Кузя, Кузик, Кузьмище и т.д.(Э) Кузьменок. Суффикс -енок основной, образующий украинские фамилии. Кузьмищев, Кузищин. Суффикс -ище, Кузьмище, в старину имел уничижительное значение. Кузьминский, Кузьмицкий. Суффиксы -ский, -цкий характерны для украинской, белорусской и польской ономастики, а фамилии также могут быть образованы от географических названий типа Кузьмино, Кузьминки. Кузьминцев. Скорее всего географическая фамилия, от кузьминец - житель Кузьмина. Кузьмичев сын Кузьмича, а Кузьмич уже сын Кузьмы, Также как и Кузьминов сын Кузьмина.. Кузьма ( из греч. - "украшение, честь, мир); разговорное Козьма, стар.

Полезные сервисы