Ларио́нов Михаил Фёдорович (1881-1964), живописец. Один из лидеров раннего русского авангардизма; организовал (совместно с Н. С. Гончаровой) выставки «Бубновый валет» (1910), «Ослиный хвост» (1912), создал так называемый лучизм (один из первых вариантов абстрактной живописи). Под влиянием французского фовизма, русского лубка, так называемого изобразительного фольклора (городские вывески и т. п.) со второй половины 1900-х гг. писал в гротескно-примитивистской манере сцены провинциального и солдатского быта («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 в Париже, оформлял спектакли Русских сезонов С. П. Дягилева.
* * *
ЛАРИОНОВ Михаил Федорович - ЛАРИО́НОВ Михаил Федорович (22 мая 1881, Тирасполь Херсонской губернии - 10 мая 1964, Фонтене-о-Роз, Франция), русский живописец, график, театральный художник, теоретик искусства. Лидер движения русских авангардистов (см. АВАНГАРДИЗМ) конца 1900-х - начала 1910-х годов, автор пейзажей в духе импрессионизма (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) и фовизма (см. ФОВИЗМ), примитивистских композиций («Отдыхающий солдат», 1911). С 1915 года жил за границей. Ларионова признают создателем лучизма (см. ЛУЧИЗМ) (вариант абстрактного искусства (см. АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО)).
Сын военного фельдшера, Ларионов с 12-летнего возраста посещал реальное училище в Москве. В 1898 поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где с перерывами - его исключали три раза за художественное вольномыслие - учился до 1910; педагогами его были И.И. Левитан (см. ЛЕВИТАН Исаак Ильич), В.А. Серов (см. СЕРОВ Валентин Александрович), К.А. Коровин (см. КОРОВИН Константин Алексеевич), С.В. Иванов (см. ИВАНОВ Сергей Васильевич).
До 1906 года продолжался неоимпрессионистический период Ларионова. Особенно много работ, в которых он выступил тончайшим колористом, умелым аранжировщиком фрагментированных композиций, было создано в 1903 в Крыму, куда он поехал вместе с женой, художницей Н.С. Гончаровой (см. ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна). С 1905 Ларионов широко выставлялся; в 1906 совершил поездку в Париж, субсидированную С.П. Дягилевым (см. ДЯГИЛЕВ Сергей Павлович), где был экспонентом Русского отдела Осеннего салона; тогда же посетил Лондон. После возвращения сотрудничал в журнале «Золотое руно» (см. ЗОЛОТОЕ РУНО (журнал)) , где впервые в России опубликовал работы Ван Гога (см. ВАН ГОГ Винсент), Гогена (см. ГОГЕН Поль) и Сезанна (см. СЕЗАНН Поль).
В 1907-1912 годах Ларионов писал картины, основанные на творческой переработке образно-пластического строя вывески, лубка (см. ЛУБОК), росписи подносов и других видов фольклорного искусства; молодой художник стал инициатором целого направления в русском искусстве - неопримитивизма (серия «Парикмахеры», 1907). Служба Ларионова в армии (1908-1909) вызвала появление цикла примитивистски-бурлескных полотен на темы из солдатской жизни.
Ларионов был вожаком бунтующей художественной молодежи, зачинщиком многих скандальных акций, ознаменовавших появление авангарда на российской общественной сцене. В 1910 году он был среди основателей общества «Бубновый валет» (см. БУБНОВЫЙ ВАЛЕТ); выйдя вскоре из него (вместе с Гончаровой), организовал выставку «Ослиный хвост» (см. ОСЛИНЫЙ ХВОСТ) (1912), консолидировавшую его сторонников; вокруг следующей выставки, «Мишень» (1913), также сложилось объединение молодых живописцев. В 1914 году он организовал четвертую выставку своих единомышленников, которая так и называлась «№ 4».
Ларионов иллюстрировал футуристические книги, преимущественно В. Хлебникова (см. ХЛЕБНИКОВ Велимир) и А. Крученых (см. КРУЧЕНЫХ Алексей Елисеевич) («Мирсконца», «Старинная любовь», «Помада»). В 1912-1914 годах он стал создателем собственной живописной системы - лучизма, предварившей наступление эры беспредметности в искусстве. В манифесте «Лучизм» (1913) Ларионов провозглашал: «Живопись самодовлеюща, она имеет свои формы, цвет и тембр. Лучизм имеет в виду пространственные формы, которые могут возникать от пересечения отраженных лучей различных предметов, формы, выделенные волею художника».
С началом войны Ларионов был призван в армию, служил прапорщиком, перенес тяжелую контузию и в 1915 году был демобилизован. Приглашенный С.П. Дягилевым в качестве сценографа, он уехал вместе с Гончаровой за границу, в 1917 году поселился в Париже (французское гражданство получил в 1938). Художник оформил множество постановок дягилевской антрепризы: «Русские сказки» А.К. Лядова (см. ЛЯДОВ Анатолий Константинович) (1917), «Шут» С.С. Прокофьева (см. ПРОКОФЬЕВ Сергей Сергеевич) (1921), «Байка про лису» И.Ф. Стравинского (см. СТРАВИНСКИЙ Игорь Федорович) (1922), «Классическую симфонию» С.С. Прокофьева (1931).
С отъездом из России закончился новаторский период в творчестве Ларионова. До конца жизни художник работал как живописец, сценограф, график, иллюстратор. Написал книгу воспоминаний о русском балете, мемуарные статьи о Дягилеве, Пикассо (см. ПИКАССО Пабло), Стравинском. С 1950-х годах, после полосы забвения, фигура Ларионова как одного из основоположников модернизма (см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) 20 века стала привлекать пристальное внимание. На протяжении десятилетий во многих странах Европы и США регулярно проводятся выставки работ Ларионова, персональные и совместные с Гончаровой. В 1988 году в Россию были переданы несколько сот произведений Ларионова и Гончаровой, завещанных вдовой Ларионова А. К. Томилиной.