Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лассалевские

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

лассалевский

Орфографический словарь

Полезные сервисы

лассаль

Грамматический словарь

Ласса́ль ф. 2а ~ 0

Сканворды для слова лассаль

Полезные сервисы

лассаль (lassalle) фердинанд

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

лассаль фердинанд

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

лассальянец

Орфографический словарь

лассалья́нец, -нца, твор. п. -нцем

Словарь ударений

лассалья́нец, -нца; р. мн. -нцев

Формы слов для слова лассальянец

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

лассальянский

Орфографический словарь

Формы слов для слова лассальянский

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Полезные сервисы

лассальянство

Орфографический словарь

Словарь ударений

Формы слов для слова лассальянство

Морфемно-орфографический словарь

Грамматический словарь

Сканворды для слова лассальянство

Полезные сервисы

лассаля площадь

лассар

Орфографический словарь

Полезные сервисы

лассе

Синонимы к слову лассе

сущ., кол-во синонимов: 1

Сканворды для слова лассе

Полезные сервисы

ласселл

ласселл (lassell) уильям

ласселл уильям

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

лассен-волканик

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

лассен-пик

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Синонимы к слову лассен-пик

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

ласси

лассив

Словарь галлицизмов русского языка

Полезные сервисы

лассила

Грамматический словарь

Ла́ссила ф. <жо 1а>, §19

Полезные сервисы

лассила (lassila) майю

лассила майю

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

лассо

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

нескл., ср.

Аркан со скользящей петлей, предназначенный для ловли животных.

[франц. lasso от исп. lazo]

Орфографический словарь

лассо́, нескл., ср.

Словарь ударений

лассо́ [не ла́ссо], нескл., с.

Трудности произношения и ударения

Синонимы к слову лассо

сущ., кол-во синонимов: 1

Морфемно-орфографический словарь

лассо́, нескл., с.

Грамматический словарь

Этимология

Этимологический словарь русского языка

Из фр. яз. во второй пол. XIX в. Фр. lasso < исп. (Южной Америк*') lazo - "петля" < лат. laqneus - тж.

Словарь галлицизмов русского языка

ЛАССО нескл., ср. lasso <исп. lazo <лат. laqueus петля. Аркан со скользящей петлей для ловли животных. Крысин 1998. - Лекс. БАС-1 : лассо/; Крысин: лассо/.

Словарь иностранных слов

ЛАССО (исп. lazo). Род аркана в южн. Америке.

Сканворды для слова лассо

Полезные сервисы

лассо (lasso) орландо

лассо (веревка)

лассо орландо

Энциклопедический словарь

Ла́ссо Орландо (Lasso) (около 1532 - 1594), франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы. Работал во многих европейских странах. Обобщил и развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (свыше 2000 сочинений).

* * *

ЛАССО Орландо - ЛА́ССО Орландо (Lasso; наст. Ролан де Лассю, Roland de Lassu) (около 1532 - 1594), франко-фламандский композитор. Представитель нидерландской школы (см. НИДЕРЛАНДСКАЯ ШКОЛА). Работал во многих европейских странах. Обобщил и новаторски развил достижения различных европейских музыкальных школ эпохи Возрождения. Мастер культовой и светской хоровой музыки (свыше 2000 сочинений.). Внес множество новаторских приемов в жанр мотета, сочинял мессы, мадригалы и шуточные песни. Лассо создал пассионы («страсти») ко всем всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства. Одним из музыкальных шедевров композитора стала песня «Эхо», в которой мастерски были переданы далекие и тихие отголоски громких фраз хора.

Энциклопедия Кольера

ЛАССО, ОРЛАНДО ДИ

(Lassus, Orlande de; Lasso, Orlando di; Rolande de Lattre)

<a href='/dict/орландо' class='wordLink' target='_blank'>ОРЛАНДО</a> ДИ <a href='/dict/лассо' class='wordLink' target='_blank'>ЛАССО</a>.

ОРЛАНДО ДИ ЛАССО.

(ок. 1532-1594), композитор, уроженец Фламандии, один из крупнейших музыкальных деятелей эпохи Возрождения. Имя его употребляется в разных формах: часто в латинской (Орландус Лассус), итальянской (Орландо ди Лассо, этот вариант предпочитал сам композитор), иногда во французской (Роланд де Латтр). В русском музыкознании употребительна итальянская версия. Лассо родился в Монсе (ныне Бельгия). Биографы рассказывают о детстве музыканта маловероятные истории. Якобы, когда Лассо мальчиком пел в хоре кафедрального собора Монса, его чудесный голос очаровал вице-короля Сицилии Фернандо Гонзага, воевавшего в Нидерландах в армии императора Карла V, и тот против воли родителей взял ребенка с собой в Италию. Однако, в архивах собора нет никаких упоминаний о подобном факте. Верно то, что позже Лассо жил в Неаполе, по-видимому в доме другого мецената, а возможно, он посетил и Рим, где, по рассказам, в возрасте 22 лет исполнял обязанности руководителя хора в церкви Сан Джованни ин Латерано. Позже Лассо вернулся в Монс и, узнав о смерти родителей, отправился во Францию, а по некоторым сведениям, совершил и путешествие в Англию. На какое-то время он задержался в Антверпене: там были напечатаны его первые мотеты и мадригалы. Во время пребывания в этом городе он получил приглашение от правящего герцога Альбрехта V Баварского стать музыкантом при его дворе в Мюнхене. Лассо прибыл в Мюнхен в 1556 или 1557 и вскоре получил должность придворного капельмейстера. В эпоху, когда музыканты часто бывали просто слугами в дворянских домах (даже Бах, столетием позже, в юности носил лакейскую ливрею), Лассо быстро сумел завоевать уважение своего хозяина. Он женился на дочери одной придворной дамы и, по всей видимости, стал другом герцога и его семьи: во всяком случае, герцог принимал от музыканта приглашения на обед. Герцогская семья состояла из страстных любителей музыки, но можно предположить, что в Лассо герцог ценил не только блестящего профессионала, но и остроумного, веселого собеседника: Лассо часто развлекал хозяев оригинальными анекдотами о музыке и музыкантах и даже поставил при дворе собственную музыкальную комедию. Жизнь Лассо текла относительно спокойно, и благодаря покровительству герцога он мог полностью отдаться сочинению и изданию своих произведений - нескончаемого потока музыки. В качестве интерлюдий можно рассматривать поездки Лассо во Францию и Италию (где папа Римский пожаловал музыканта в кавалеры ордена Золотой шпоры). Слава Лассо распространилась по Европе, и второй его визит во Францию был связан с приглашением занять пост при дворе. Поступали предложения от короля Саксонского и разных итальянских вельмож. Однако герцог Баварский, не желая потерять музыканта, принял соответствующие меры: был подписан пожизненный контракт. В последние годы жизни Лассо впал в меланхолию, что, очевидно, сказалось на его здоровье: герцог освободил музыканта от придворных обязанностей, дал ему высокую пенсию и подарил загородный дом. Лассо умер 14 июня 1594 и был похоронен на мюнхенском францисканском кладбище. Ныне его надгробный памятник находится в Баварском национальном музее.

Творчество. При взгляде на огромное творческое наследие Лассо - полторы тысячи мотетов, 53 мессы, сотня магнификатов и других литургических произведений, полторы сотни мадригалов, сотни французских шансон, немецких песен (Lieder), вилланел, мореск (буквально "мавританская" - музыкально-танцевальная форма; в данном случае зарисовка негров-рабов в Неаполе) и других мелких пьес - вспоминается остроумное замечание Генделя по поводу его современника Телемана: "Он мог положить на музыку любой текст, даже афишу". Лассо рассматривал музыку как зеркало, отражающее все стороны жизни. Слава Лассо как церковного композитора связана главным образом с его непревзойденными мотетами. Его мессы прекрасны, но вряд ли могут быть названы глубоко духовными произведениями, полностью отвечающими литургическим целям. Существует мнение, что Лассо заходит иногда слишком далеко в этом направлении: например, он вводит в литургию темы песен с красноречивыми названияминикогда не ем свинину", "Доброе вино", "Давай стащим ячмень", приспосабливая к ним слова Св. Писания. Одна из лучших месс Лассо написана на очаровательную мелодию песни с вполне откровенным названием "Сладкое воспоминание". Конечно, композитор не всегда использовал в церковной музыке песенные темы; несколько превосходных месс Лассо не имеют никакого отношения к светским мелодиям. В полной мере драматические, описательные и изобразительные качества дарования композитора раскрываются в его мотетах, иллюстрирующих едва ли не все евангельские события и сцены, а также в произведениях, основанных на прозаических и поэтических текстах Божественной литургии. Высшее достижение Лассо в церковной музыке строгого стиля - Семь покаянных псалмов. В одном из мотетов - изящном трехголосном песнопении на Рождество Христово - можно обнаружить некое предвосхищение вагнеровской лейтмотивной техники: волхвы во время своего путешествия к яслям Младенца все время восклицают: "В Вифлеем!" Созданные композитором сто музыкальных версий Магнификата, образующие, по удачному выражению одного писателя, "духовный букет, преподносимый Пречистой Деве", - уникальный памятник художественного вдохновения и тоже одна из вершин творчества Лассо. В сфере светской музыки Лассо не имеет соперников среди современников. Здесь открывается широкое поле для его склонности к шутке и сатире, и особенно это проявляется в лаконичных пьесах - зарисовках характеров и сцен из повседневной жизни. Тут и молодая жена, жалующаяся на черствость старого мужа, и смешной судейский чиновник, и молодой монах, и солдат-наемник, взывающий к даме сердца, и серенада влюбленного, и портрет возлюбленной. Уже в молодости, находясь в Италии, Лассо обратился к жанру мадригала; он черпал стихи из сокровищницы ренессансной поэзии, как итальянской, так и французской - Петрарки, Ариосто, Ронсара и их современников, и воплощал вдохновенные строки в музыке. Лассо считается последним из нидерландских мастеров, которые главенствовали на европейской музыкальной сцене в течение более столетия; на самом деле его творчество демонстрирует слияние нидерландского и итальянского стилей. Влияние итальянских мадригалистов преображает старое нидерландское полифоническое письмо, основанное на равноправии всех голосов, в более современный и богатый возможностями стиль. Лассо - один из величайших художников той эпохи, когда на протяжении жизни двух поколений складывается новая техника гомофонно-гармонического письма (мелодия с аккомпанементом) в мажоро-минорной ладовой системе.

Полезные сервисы

лассо, орландо