Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

лосев

Грамматический словарь

Ло́сев ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ЛОСЕВ ЛОСЕВИЧ ЛОСЬ

В старину были рапространены имена от названий лесных животных. Лось - одно из таких.

Также известен пример изменени фамилии немца Лос (Los) на Лось, чтобы ее можно было этимологизировать на русской почве.

Сканворды для слова лосев

- Русский живописец, академик, наставник императрицы Марии Фёдоровны, неоднократно награжденный медалями Академии художеств.

- Солист ВИА «Цветы».

- Русский философ.

Полезные сервисы

лосев ал. фед

Гуманитарный словарь

ЛО́СЕВ Ал. Фед. (1893-1988) - философ, историк философии, филолог. Род. в г. Новочеркасске, в семье преподавателя г-зии и музыканта. Блестяще окончив классич. г-зию, Л. поступил в Моск. ун-т, совершенствовал знания в Берлине и в 1915 закончил ист.-филологич. ф-т Моск. ун-та по двум отделениям: классич. филологии и философии. Филос. мировоззрение Л. формируется под влиянием его связи с двумя объединениями философов: Психологич. об-вом при Моск. ун-те (рук. Г. Челпанов и Л. Лопатин) и Религ.-филос. об-вом памяти В. Соловьева, где участвовали Е. Трубецкой, Н. Бердяев, С. Булгаков, В. Иванов, П. Флоренский. Последний оказал особо сильное воздействие на Л., определив его исходное символико-мифол. понимание идеи как лика запредельной сущности. С 1919 по 1930 Л. занимается науч. и преподават. деят-ностью, со 2-й пол. 1920-х гг. начинает издавать целую серию оригин. филос. произв. В 1930-33 подвергался репрессиям как "идеалист-реакционер".

Творч. биография ученого распадается на две неравные части: период 1920-х - нач. 1930-х гг., когда он позволял себе быть религ. мыслителем, и период с 1933 по 1988, когда Л. был вынужден переключить свои силы на специализир. ист.-филос. иссл., воздерживаясь от собств. общемировоззренч. построений и используя офиц. диалектико-материалистич. формулы. В последний период он внес большой общепризн. вклад в отечеств. и мировое гуманитарное знание как историк философии и культуры, переводчик антич. и ср.-век. мыслителей. Его "История античной эстетики" стала настоящей энциклопедией антич. мыслит. форм, раскрывающей историю эллинской философии в целом. Гораздо менее изв. и исследовано творч. наследие раннего Л., религ.-филос. работы к-рого до недавнего времени не переиздавались с 1920-х гг. Философия раннего Л. довольно сложна, порой весьма эзотерична, но глубока и содержательна в силу оригин. синтеза православ. дух. онтологизма, эллинской филос. культуры и символико-мифологически понятой диалектики. В основном теоретич. построения раннего Л. являлись филос. осмыслением ортодокс. православия, обогащ. самостоят. проработкой опыта антич., классич. и новейшей философии. Мыслитель стремился дать диалектико-мифологич. обоснование теизма, преодолев сугубо рационально-логич. подход к первоосновам бытия. Это объясняет выдвижение на первый план в филос. мышлении Л. таких категорий, как символ, миф, личность, имя, являющихся синтезом чисто идеального и конкретно-бытийного, логич. и алогич., выражающих энергию первосущности, но в то же время скрывающих ее трансцендентное существо. В ранних работах Л. проявил себя как творч. православ. консерватор с жесткой оппозицией католицизму, к-рый он считал язычеством в христ-ве. Умно, точно, резко, подчас издевательски-иронично Л. критиковал возрожденч. ("вырожденч.", согласно его терминологии) гуманизм, а также атеизм, материализм и коммунизм пролетарской мифологии, ничуть не возвышающийся, по мнению Л., над новоевроп., типично бурж. миропониманием с его либерально-гуманистич. и просветит. мещанством.

Вместе с Флоренским и Булгаковым раннего Л. можно отнести к крупнейшим представителям православно-церк. направления в рос. религ.-филос. подъеме 20 в.

Соч.: Античный космос и современная наука. М., 1927; Музыка как предмет логики. М., 1927; Философия имени. М., 1927; Диалектика художественной формы. М., 1927; Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930. Т. 1; Диалектика мифа. М., 1930; История античной эстетики (Софисты, Сократ, Платон). М., 1969; Высокая классика. М., 1974; Аристотель и поздняя классика. М., 1975; Ранний эллинизм. М., 1977; Эстетика Возрождения. М., 1978; Поздний эллинизм. М., 1980; Последние века. М., 1988; Античность в контексте современности. Сб. памяти А. Ф. Лосева. М., 1990.

Полезные сервисы

лосев алексей фёдорович

Энциклопедический словарь

Ло́сев Алексей Фёдорович (1893-1988), философ и филолог, профессор (1923). В 1930-33 в концлагере (Беломоро-Балтийский канал). В работах 20-х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии начала XX в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики В. Ф. Шеллинга и Г. В. Ф. Гегеля, феноменологии Э. Гуссерля. В центре внимания Лосева - проблемы символа и мифа («Философия имени», 1927; «Диалектика мифа», 1930), диалектики художественного творчества и особенно античного мифологического мировосприятия. С середины 1950-х гг. опубликовал около 30 монографий, в том числе монументальный труд по истории античной мысли «История античной эстетики» (т. 1-8). Государственная премия СССР (1986).

* * *

ЛОСЕВ Алексей Федорович - ЛО́СЕВ Алексей Федорович [10 (22) сентября 1893, Новочеркасск - 24 мая 1988, Москва], русский философ, историк философии и эстетики, филолог.

Получил классическое образование на историко-филологическом факультете Московского университета. С 1919 - профессор классической филологии Нижегородского университета. Участвовал в деятельности Психологического общества при Московском университете, Религиозно-философского общества памяти Вл. С. Соловьева, Философского кружка им. Л. М. Лопатина, а также Вольной академии духовной культуры. С 1922 по 1929 читал курс лекций по эстетике в Московской консерватории. В 1930 работа Лосева «Диалектика мифа» подверглась резкой идеологической критике (Л. М. Каганович (см. КАГАНОВИЧ Лазарь Моисеевич), М. Горький (см. ГОРЬКИЙ Максим) и др.), он был объявлен классовым врагом, мракобесом, реакционером, черносотенцем и монархистом. Последовали арест и отправка на Беломорканал для «трудового перевоспитания» (до 1933). После освобождения преподавал классическую филологию в Московском педагогическом институте им. В. И. Ленина. С начала 1950-х гг. опубликовал около 400 работ (в т. ч. 30 монографий). Среди поздних трудов Лосева выдающиеся место занимают 8-томная «История античной эстетики» (Государственная премия СССР, 1986), «Эллинистически-римская эстетика», «Эстетика Возрождения», «Проблема символа и реалистическое искусство», «Владимир Соловьев и его время».

Миросозерцание Лосева формируется на основе глубокого интереса к учению Платона, сквозь призму которого он воспринимает самые различные проявления духовной культуры: музыка и математика; взгляды Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович), Соловьева (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич), Шеллинга (см. ШЕЛЛИНГ Фридрих Вильгельм), Гегеля (см. ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих), Ницше (см. НИЦШЕ Фридрих), Бергсона (см. БЕРГСОН Анри), Наторпа (см. НАТОРП Пауль), Кассирера (см. КАССИРЕР Эрнст); физические теории Х. А. Лоренца (см. ЛОРЕНЦ Хендрик Антон) и А. Эйнштейна (см. ЭЙНШТЕЙН Альберт). В 1920-1930-х гг. выходит цикл монографий: «Античный космос и современная наука», «Диалектика числа у Плотина», «Музыка как предмет логики», «Диалектика художественной формы», «Критика платонизма у Аристотеля», «Очерки античного символизма и мифологии», «Диалектика мифа». Собственное философское учение Лосев изложил в работе «Философия имени», которая была своеобразным синтезом феноменологии и платонизма. Философские идеи Плотина и Прокла, развивающие диалектические построения платоновского «Парменида», Лосев положил в основание преобразования феноменологии (см. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ) Э. Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬ Эдмунд), превратив ее в универсальную диалектику. «Философия имени» генетически была связана со спорами об имяславии (см. ИМЯСЛАВЦЫ) в начале 20 в. Система бытия строилась на основании тщательного анализа (67 категорий) природы «имени» или «слова». Для Лосева имя было особым местом встречи «смысла» предметного бытия. Все в мире, включая и мертвую природу, есть смысл, и поэтому философия природы и философия духа объединяются в философии имени как самообнаружении смысла. Имя в своем законченном выражении понималось как «идея», улавливающая и очерчивающая «эйдос», существо предмета. Наибольшую полноту и глубину имя обретает, когда охватывает и сокровенный «мистический» слой бытия, когда раскрывается как миф, который является не вымыслом, а, напротив, последней полнотой, самораскрытием и самопознанием реальности. Философия имени, по Лосеву, совпадает с диалектикой самопознания бытия и философией вообще, т. к. имя, понятое онтологически, является вершиной бытия, достигаемой в его имманентном самораскрытии.

А. Ф. Лосев был ведущим автором Большой советской энциклопедии (3-е изд.), энциклопедии «Мифы народов мира», Философского энциклопедического словаря, Философской энциклопедии в 5 тт.

Полезные сервисы

лосев алексей федорович

Большой энциклопедический словарь

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988) - российский философ и филолог, профессор (1923). В 1930-33 был репрессирован. В работах 20-х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии нач. 20 в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики Шеллинга и Гегеля, феноменологии Гуссерля. В центре внимания Лосева - проблемы символа и мифа ("Философия имени", 1927; "Диалектика мифа", 1930), диалектики художественного творчества и особенно античной мифологии восприятия мира в его структурной целостности. С сер. 1950-х гг. опубликовал ок. 30 монографий, в т. ч. монументальный труд по истории античной мысли "История античной эстетики" в 8 тт. Государственная премия СССР (1986).

Энциклопедия Кольера

ЛОСЕВ Алексей Федорович (1893-1988), русский философ, ученый. Родился 10 сентября 1893 в Новочеркасске. Окончил историко-филологический факультет Московского университета, в 1919 был избран профессором Нижегородского университета. В начале 1920-х годов Лосев становится действительным членом Академии художественных наук, преподает в Московской консерватории, участвует в работе Психологического общества при Московском университете, в Религиозно-философском обществе памяти Вл.Соловьева. Уже в первой публикации Лосева Эрос у Платона (1916) была обозначена глубокая и никогда не прерывавшаяся духовная связь мыслителя с традицией платонизма. Определенное влияние на молодого Лосева оказала метафизика всеединства Вл.Соловьева, религиозно-философские идеи П.А.Флоренского. О том, что именно он ценил и что не мог принять в творчестве Вл.Соловьева, Лосев много лет спустя рассказал в книге Владимир Соловьев и его время (1990). В конце 1920-х годов публикуется цикл его философских книг: Античный космос и современная наука, Философия имени, Диалектика художественной формы, Музыка как предмет логики, Диалектика числа у Плотина, Критика платонизма у Аристотеля, Очерки античного символизма и мифологии, Диалектика мифа. Сочинения Лосева подверглись грубым идеологическим нападкам (в частности, в докладе Л.М.Кагановича на ХVI съезде ВКП(б)). В 1930 Лосев был арестован, а затем отправлен в лагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. Из лагеря Лосев возвращается в 1933 тяжело больным человеком. Новые труды ученого увидели свет лишь в 1950-е годы. В творческом наследии позднего Лосева особое место занимает восьмитомная История античной эстетики - глубокое историко-философское и культурологическое исследование духовной традиции античности. В самые последние годы были опубликованы неизвестные религиозно-философские сочинения мыслителя. Характерная для Лосева погруженность в мир античной философии не сделала его равнодушным к современному философскому опыту. В ранний период творчества он самым серьезным образом воспринял принципы феноменологии. Лосева привлекало в философии Гуссерля то, что в определенной мере сближало ее с метафизикой платоновского типа: учение об эйдосе, метод феноменологической редукции, предполагающий "очищение" сознания, и переход к "чистому описанию", к "усмотрению сущностей". В то же время методологизм и идеал "строгой научности", столь существенные для феноменологии, никогда не имели для Лосева самодовлеющего значения. Мыслитель стремился "описывать" и "усматривать" не только феномены сознания, хотя бы и "чистого", но и подлинно бытийственные, символически-смысловые сущности, эйдосы. Лосевский эйдос - не эмпирическое явление, но и не акт сознания. Это "живое бытие предмета, пронизанное смысловыми энергиями, идущими из его глубины и складывающимися в цельную живую картину явленного лика сущности предмета". Не приняв "статичности" феноменологического созерцания, Лосев обратился к диалектике, определяя ее как "подлинную стихию разума", "чудную и завораживающую картину самоутвержденного смысла и разумения". Лосевская диалектика призвана раскрыть смысл мира, который, согласно философу, есть "разная степень бытия и разная степень смысла, имени". В имени "светится" бытие, слово-имя - не отвлеченное понятие только, но живой процесс созидания и устроения космоса ("именем и словами создан и держится мир"). В онтологии Лосева (мысль философа была онтологична уже изначально и в этом отношении можно согласиться с В.В.Зеньковским, что "до всякого строгого метода он уже метафизик") бытие мира и человека раскрывается также в "диалектике мифа", который, в бесконечно многообразных формах, выражает столь же бесконечную полноту реальности, ее неиссякаемую жизненную силу. Метафизические идеи Лосева в существенной мере определили философское своеобразие его фундаментальных трудов, посвященных античной культуре. Умер Лосев в Москве 23 мая 1988.

ЛИТЕРАТУРА

Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990 Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991 Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993 Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. М., 1993 Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М., 1994

Полезные сервисы

лосев лев владимирович

Энциклопедический словарь

ЛОСЕВ Лев Владимирович - ЛО́СЕВ (наст. Лифшиц) Лев Владимирович (р. 1937), русский поэт, литературовед.

С 1976 в эмиграции в США. В центре поэзии, отмеченной игрой, иронией, элементами пародии, цитатностью, - темы России, поиски смысла жизни, мотивы одиночества. Сборники стихов: «Чудесный десант» (1985), «Тайный советник» (1987), «Сведения о Карле и Кларе» (1996) и др.; сборники эссе и статей: «Закрытый распределитель» (1984), «Поэтика Бродского» (1986) и др. В 2006 в серии ЖЗЛ вышла его литературная биография «Бродский».

Большой энциклопедический словарь

ЛОСЕВ Лев Владимирович (р. 1937) - русский поэт, литературовед. С 1976 в эмиграции в США. В центре поэзии, отмеченной игрой, иронией, элементами пародии, цитатностью, - темы России, поиски смысла жизни, мотивы одиночества. Сборники стихов: "Чудесный десант" (1985), "Тайный советник" (1987), "Сведения о Карле и Кларе" (1996) и др.; сборники эссе и статей: "Закрытый распределитель" (1984), "Поэтика Бродского" (1986) и др.

Полезные сервисы

лосев олег владимирович

Энциклопедический словарь

Ло́сев Олег Владимирович (1903-1942), радиофизик. Работал в Нижегородской радиолаборатории (1919-29), затем в Ленинграде - в Физико-техническом институте (1929-38) и Первом Медицинском институте (с 1938). Создал (1922) полупроводниковый радиоприёмник (кристадин). Открыл ряд явлений в кристаллических полупроводниках («свечение Лосева», фотоэлектрический эффект и др.).

* * *

ЛОСЕВ Олег Владимирович - ЛО́СЕВ Олег Владимирович (1903-42), российский радиофизик. Создал (1922) полупроводниковый радиоприемник (кристадин). Открыл ряд явлений в кристаллических полупроводниках («свечение Лосева», фотоэлектрический эффект и др.).

Большой энциклопедический словарь

ЛОСЕВ Олег Владимирович (1903-42) - российский радиофизик. Создал (1922) полупроводниковый радиоприемник (кристадин). Открыл ряд явлений в кристаллических полупроводниках ("свечение Лосева", фотоэлектрический эффект и др.).

Полезные сервисы

лосёвая вошь

Поговорки

Клещ. (Запись 1984 г.).

Полезные сервисы

лосевич

Словарь русских фамилий

ЛОСЕВ ЛОСЕВИЧ ЛОСЬ

В старину были рапространены имена от названий лесных животных. Лось - одно из таких.

Также известен пример изменени фамилии немца Лос (Los) на Лось, чтобы ее можно было этимологизировать на русской почве.

Полезные сервисы

лосевод

Орфографический словарь

лосево́д, -а

Синонимы к слову лосевод

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

лосеводство

Орфографический словарь

лосево́дство, -а

Синонимы к слову лосеводство

сущ., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

лосеводческий

Орфографический словарь

лосево́дческий

Синонимы к слову лосеводческий

прил., кол-во синонимов: 1

Полезные сервисы

лосевый

Энциклопедический словарь

ЛОСЁВЫЙ см. Лось.

Синонимы к слову лосевый

прил., кол-во синонимов: 3

лосий (2)

лосиный (4)

лосёвый (1)

Полезные сервисы

лосёвый

Толковый словарь

прил.

то же, что лосиный

Толковый словарь Ожегова

ЛОСЁВЫЙ см. лось.

Академический словарь

-ая, -ое.

прил. к лось.

Лосевая шкура.

||

Сделанный из кожи лося.

Лосевая подошва.

Орфографический словарь

лосёвый

Словарь ударений

лосёвый (к лось)

Формы слов для слова лосёвый

лосёвый, лосёвая, лосёвое, лосёвые, лосёвого, лосёвой, лосёвых, лосёвому, лосёвым, лосёвую, лосёвою, лосёвыми, лосёвом, лосёв, лосёва, лосёво, лосёвы, лосе́вее, полосе́вее, лосе́вей, полосе́вей

Морфемно-орфографический словарь

лос/ёв/ый.

Грамматический словарь

лосёвый п 1a

Полезные сервисы