Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

маковский

Синонимы к слову маковский

прил., кол-во синонимов: 3

Грамматический словарь

Мако́вский ф. <п 3а>

Словарь русских фамилий

МАКАВЕЕВ МАКАВЕЙСКИЙ МАКОВЕЕВ МАКОВСКИЙ МАКОВЧУК МАККОВЕЕВ МАКОВЕЦКИЙ

Маковеев. 1) Семинарская фамилия, образованная от названия народа маккавеи, упоминаемого в Библии; 2) был и праздник Спас-Маккавей в начале августа. Народ осмыслил "маккавеи" как "маковей", тем более что в это время веяли (очищали) маковые головки. Ребенку, родившемуся в это время, могли дать имя Маковей или Макавей. (Ф). Маковский, вариант фамилии Маковеев. (Э) См. также Мокеев.

Сканворды для слова маковский

- Этот русский художник великолепно изобразил «Крах банка».

- Русский живописец, автор картин «Надоела», «Плёс», «Чаёвничающие».

- Русский художник, автор картин «В сельской школе», «Варка варенья», «Два украинца».

- Русский живописец, автор картин «Пасхальный стол», «Перевоз на Волге», «Крестный ход на Флора и Лавра».

- С его лёгкой руки период расцвета русской литературы стали называть «Серебряным веком».

- Русский художник, автор картин «Девочка с гусями», «Девушки, освещённые солнцем», «Игра в бабки».

- Русский художник, автор картин «К венцу», «Литературное чтение», «Любители соловьёв».

- Русский художник, автор картин «Мать и дочь», «На бульваре», «Не пущу!».

- Русский художник, автор картин «Оправданная», «Осуждённый», «Пастушки».

- Русский художник, автор картин «Приезд учительницы в деревню», «Узник», «Друзья-приятели».

- Русский художник, автор картин «Посещение бедных», «Опять они ссорятся», «Утренний чай».

- Русский художник, автор картин «Молодая женщина с зеркалом», «Ночлежники», «Семья художника».

- Русский художник, автор картин «Выбор приданого», «Перед объяснением», «Первый фрак».

- Русский художник, автор картин «Наём прислуги», «Чаепитие», «В ожидании аудиенции».

- Русский художник, автор картин «Грубое пробуждение», «У ювелира», «В трактире».

- Русский художник, автор картин «Крах банка», «Цыганское гадание», «Крестьянка с детьми».

- Русский художник, автор картин «Без хозяина», «В жаркий день», «В избе лесника».

- Русский художник, автор картин «Русалки», «Цветы», «Под венец».

- Русский художник, автор картин «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», «Боярыня у окна».

- Русский художник, автор картин «Боярский свадебный пир в 17 веке», «Святочные гадания», «У околицы».

- Русский художник, автор картин «Воззвание Минина на площади Нижнего Новгорода», «Дети, бегущие от грозы», «За чаем».

- Русский художник, автор картин «В Каирской кофейне», «Перенесение священного ковра в Каире», «Болгарские мученицы».

- Русский художник, автор картин «Араб в чалме», «Египтянка с ребенком», «Дервиши в Каире».

- Русский художник, автор картин «Обнажённая в чёрных чулках», «Селёдочница», «Портрет сына в мастерской».

- Русский художник, автор картин «Маленькие шарманщицы», «Алексеич», «Головка».

Полезные сервисы

маковский (makowski) тадеуш

Большой энциклопедический словарь

МАКОВСКИЙ (Makowski) Тадеуш (1882-1932) - польский живописец. В жанровых картинах, посвященных жизни городской бедноты, детским играм, отмеченных лиризмом и человечностью, использовал отдельные приемы кубизма и примитивизма ("Дети и фонарики", ок. 1928, "Сапожник", 1930).

Полезные сервисы

маковский вл. ег

Гуманитарный словарь

МАКО́ВСКИЙ Вл. Ег. (1846-1920) - живописец. Брат К. Е. и Н. Е. Маковских. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества - МУЖВЗ (1861-66) у Е. С. Сорокина и С. К. Зарянко. В раннем творчестве обращался к портр. бытописат. жанру ("Мальчик, подающий квас", 1861; "Мастерская художника", 1865). За картину "Ночное" (1869) получил большую зол. медаль АХ. С 1872 - гл. Т-ва передвижных худож. выставок. С сер. 70-х гг. перешел к соц.-обществ. темам, передающим драматизм чел. переживаний ("Посещение бедных", 1875; "Свидание", "На бульваре", 1886-87). Обращался к сюжетам, связанным с событиями освободит. движения ("Узник", 1882). В портр. живописи сосредоточивал внимание на психол. облике и настроении чел. (портрет И. М. Прянишникова, 1883; Е. С. Сорокина, 1891). В 80-е гг. путешествовал по России, Кавказу, Украине; постепенно перешел к пленэрной живописи, высветляя цветовую гамму. Стремился показать характерные нац. типажи, нар. костюмы, местные обычаи ("Ярмарка на Украине", 1882). Продолжая тему жизни города, совершенствовал выразительность изображения персонажей ("Деловой визит", 1881). В произв. "малого жанра", построенных гл. обр. по принципу двухфигурной композиции, создавал мизансцены, передающие тонкие нюансы чел. поведения, многообразие характеров ("Идеалист-практик и материалист-теоретик", 1900). В 1896 совершил поездку на Волгу, создав серию "На Волге" ("Босяки", 1896). Живоп. и графич. наследие М. включает также пейзажные произв., илл., гравюры. Преподавал в МУЖВЗ (1882-94) и АХ (1894-1918, ректор в 1894-96).

Лит.: Друженкова Г. А. В. Маковский. М., 1962; Журавлева Е. В. В. Е. Маковский. М., 1972.

В. Е. Маковский. Явление Богоматери и апостолов преподобному Сергию

В. Е. Маковский. Явление Богоматери и апостолов преподобному Сергию

Полезные сервисы

маковский владимир егорович

Энциклопедический словарь

Мако́вский Владимир Егорович (1846-1920), российский живописец-передвижник. Брат К. Е. Маковского. Жизненные, тонко подмеченные сценки городского быта («Объяснение», 1889-1891), психологически убедительные полотна на социально-критические темы («Крах банка», 1881), образы интеллигенции («Вечеринка», 1875-1897).

* * *

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович - МАКО́ВСКИЙ Владимир Егорович [26 января (7 февраля) 1846, Москва - 21 февраля 1920, Петроград], российский художник, выдающийся мастер жанрово-бытовой живописи.

От юмора к драме

Родился в семье Е. И. Маковского, бухгалтера и художника-любителя, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Брат живописца К. Е. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Константин Егорович), дядя художественного критика С. К. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Сергей Константинович). Еще мальчиком занимался живописью под руководством В. А. Тропинина (см. ТРОПИНИН Василий Андреевич). В 1861 поступил в основанное отцом училище, где одним из его наставников был С. К. Зарянко (см. ЗАРЯНКО Сергей Константинович). В 1870 выступил в числе основоположников «Товарищества передвижников (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК)».

Жанровые картины Владимира Маковского принадлежат к числу наиболее типичных, хрестоматийных образцов искусства «передвижников». Его ранние, гладко написанные, небольшие по формату композиции добродушно-анекдотичны, посвящены заботам и нехитрым радостям «маленького человека». Таковы, в частности, картины «В приемной у доктора» (1870) и «Любители соловьиного пения» (1872-1873). Часто посвящал свои композиции различным социальным типажам («Церковный сторож», 1866; «Шарманщик», 1879, и др.), в т. ч. деревенской детворе («Игра в бабки», 1870; и др.). Со временем в тонко разработанных психологических мизансценах Маковского все явственней проступала тема «униженных и оскорбленных» («Посещение бедных», 1874); наряду с этим все свободней, импрессионистичней становилась его кисть и все тоньше мастерство «режиссера».

Самые качественные свои вещи написал в 1880-1890- гг.: это и острые, на грани гротеска, социальные драмы, лучшей из которых является «Крах банка» (1881) - многофигурная композиция с взбудораженными людьми, скандально, отчаянно или с жуликоватой ухмылкой реагирующими на неожиданную весть о финансовой катастрофе, и печальные новеллы о выходцах из деревни, которых всасывает в себя мрачный и жестокий город («Свидание», 1883; «На бульваре», 1886-1887), и, наконец, совсем простые по сюжету, но в высшей степени трогательные лирические сценки («Объяснение» (в любви), 1889-91). В 1893 был избран профессором Академии художеств и в связи с этим переехал в Петербург.

Революционная тема

С годами в творчестве мастера четко проступили не только социально-созерцательные и социально-критические черты, но и открытые симпатии к леворадикальному движению. Целый ряд своих произведений он посвятил «новым людям», вставшим на путь борьбы с существующим строем. Этапной в данном плане явилась «Вечеринка» (1875-1897), где впервые в русской живописи был изображен революционный кружок, буквально у нас на глазах оформляющийся из дружеской компании, собравшейся для обсуждения «проклятых вопросов». Тема продолжена в картинах «Осужденный» (1879), «Оправданная» (1882), «Допрос революционерки» (1904).

Из романтического идеала или аллегории назревающая революция превратилась в произведениях Маковского в повседневный процесс. Наиболее социально-эпатажные из его вещей иной раз запрещались цензурой (подобно картине «Ходынка. Ваганьковское кладбище», 1896-1901). Совершив в 1896 поездку на Волгу, написал цикл образов народного дна, близких «босяцким» темам молодого М. Горького (см. ГОРЬКИЙ Максим). Однако общественная актуальность не сопровождалась большими художественными успехами: к началу 20 в. живопись Маковского становилась все более вялой, тусклой, лишенной прежнего лиризма.

Успешно выступал также как портретист («Художник И. М. Прянишников», 1883; и др.), книжно-журнальный иллюстратор и педагог (с 1882 преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, а затем - в Академии художеств).

Большой энциклопедический словарь

МАКОВСКИЙ Владимир Егорович (1846-1920) - российский живописец-передвижник. Брат К. Е. Маковского. Жизненные, тонко подмеченные сценки городского быта ("Объяснение", 1889-91), полотна на социально-критические темы ("Крах банка", 1881), образы революционной интеллигенции ("Вечеринка", 1875-97).

Полезные сервисы

маковский конст. ег

Гуманитарный словарь

МАКО́ВСКИЙ Конст. Ег (1839-1915) - живописец. Брат В. Е. и Н. Е. Маковских. Родился в семье худож. деятеля Е. И. Маковского, одного из учредителей 1-го натурного класса в Москве (затем - Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества - МУЖВЗ). Большую роль в развитии творчества М. сыграл В. А. Тропинин; испытал также влияние К. П. Брюллова. Учился в МУЖВЗ (1851-58) у С. К. Зарянко и в АХ (1858-62). Участник "бунта 14" и Артели художников. Член-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. В работе над портретом использовал эффектность позы, подчеркивая мягкость, правильность линий, изящество форм ("С. Л. Строганова", 1864). Определ. влияние на творчество М. оказал салонный академизм. Обращался к жанр. сценам, композициям из жизни горожан. Жанр. произв. 60-70-х гг. отличаются убедительностью, тщательной проработкой деталей, знанием натуры. Затрагивал тему пореформенной деревни ("Похороны в деревне", 1872). Нек-рым произв. М. свойственно глубокое лирич. звучание ("Дети, бегущие от грозы", 1872). Работа "Балаган на Адмиралтейской площади" (1869) композиц. завершенностью и точностью в передаче настроения оказала влияние на развитие жанр. живописи. Создал ряд портретов деятелей науки и иск-ва ("О. А. Петров", 1870). С поездкой в Египет, страны Бл. Востока, Сербию связаны работы этногр. характера ("Перенесение священного ковра в Каире", 1876). В 80-90-е гг. обратился к сюжетам из рус. истории ("Поцелуйный обряд", 1895).

Лит.: Помыткина Л. И. К. Маковский: Воззвание Минина: Альбом. Горький, 1978.

Полезные сервисы

маковский константин егорович

Энциклопедический словарь

Мако́вский Константин Егорович (1839-1915), российский живописец. Брат В. Е. Маковского. Член Артели художников, передвижник, с середины 1870-х гг. перешёл к академизму. Виртуозные по живописной технике жанровые картины («Дети, бегущие от грозы», 1872), красочные жанрово-исторические сцены, великосветские портреты.

* * *

МАКОВСКИЙ Константин Егорович - МАКО́ВСКИЙ Константин Егорович [20 июня (2 июля) 1839, Москва - 17 (30) сентября 1915], русский живописец. Брат В. Е. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Владимир Егорович).

Сын Егора Ивановича Маковского (1800-86) - известного в свое время любителя искусств, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В двенадцать лет под влиянием отца поступил в это училище (1851-58). Его наставниками были М. Скотти, В. Тропинин (см. ТРОПИНИН Василий Андреевич) и С. Зарянко (см. ЗАРЯНКО Сергей Константинович). В 1858-62 учился в петербургской Академии художеств. В 1863 участвовал в так называемом «бунте четырнадцати» - вместе с товарищами, недовольными тем, что им отказали в выборе конкурсных задач по их собстенному усмотрению, вышел из академии и принял участие в учреждении Артели художников (см. АРТЕЛЬ ХУДОЖНИКОВ), членом которой, правда, оставался недолго. Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок (см. ТОВАРИЩЕСТВО ПЕРЕДВИЖНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ВЫСТАВОК) (до 1883). Испытал сильное влияние салонного искусства, с середины 1870-х годов перешел к академизму (см. АКАДЕМИЗМ). Писал портреты («Портрет О. А. Петрова», 1870, Третьяковская галерея), жанровые картины («Дети, бегущие от грозы», 1872, Третьяковская галерея), красочные жанрово-исторические сцены («Князь Репнин на пиру у Ивана Грозного», Иркутский областной художественный музей), сцены из народной жизни («Балаганы на Адмиралтейской площади», 1869, Русский музей).

Большой энциклопедический словарь

МАКОВСКИЙ Константин Егорович (1839-1915) - российский живописец. Брат В. Е. Маковского. Член Артели художников, передвижник, с сер. 1870-х гг. перешел к академизму. Жанровые картины ("Дети, бегущие от грозы", 1872), красочные жанрово-исторические сцены, портреты.

Полезные сервисы

маковский ник. ег

Гуманитарный словарь

МАКО́ВСКИЙ Ник. Ег. (1842-86) - живописец и арх. Брат В. Е. и К. Е. Маковских. Учился в Дворцовом арх. уч-ще и АХ (1859-66). Служил "архитекторским помощником" при Мин-ве имп. двора. Оставив архитектуру, в 70-х гг. посвятил себя живописи. Член-учредитель Т-ва передвижных худож. выставок. Совершил путешествие в Египет, где работал над этюдами жанр. сцен, нац. типов, видов арх. пам. ("Каир", 1874; "В Каире", 1874; "Улица в Каире", 1876). М. часто обращался к арх. пейзажу, отводя особое место др.-рус. архитектуре ("Благовещенский собор в Москве", 1884). Много работал над видами Москвы, стремясь передать ее своеобразную колористич. красоту. В 1881 совершил путешествие по России, создав ряд работ, посв. изображению нар. ярмарок, базаров и гуляний ("Ярмарка", 1886). Обращался к теме крест. труда ("На пашне", 1882).

Лит.: Князева В. Н. Н. Е. Маковский // Рус. иск-во: Очерки о жизни и творчестве художников: 2-я пол. XIX в. М., 1962.

Полезные сервисы

маковский сер. конст

Гуманитарный словарь

МАКО́ВСКИЙ Сер. Конст. (1877-1962) - худож. критик, иск-вед, поэт. Сын худ. К. Е. Маковского. Получил юрид. образование, но уже в юности увлекался поэзией и иск-ведением. Первый сб. стихов выпустил в 1905. В 1906-13 выпустил три книги под общим назв. "Страницы худож. критики", посв. творчеству совр. художников. В истории рус. культуры имя М. связано прежде всего с ж. "Аполлон", бессменным ред. к-рого он был и на страницах к-рого выступал как теоретик иск-ва и худож. критик. Летом 1917 М. уезжает в Крым, потом в Прагу, где издает неск. иск-ведческих работ. В 1924 организует выставку нар. иск-ва Прикарпатья. В том же году уезжает в Париж, где сотрудничает в ж. "Возрождение", нек-рое время возглавляет "Союз рус. писателей в Париже". Уже в преклонном возрасте вновь обращается к поэзии и в 1940-56 издает 6 поэтических сб-ков, благожелательно встреченных эмигр. критикой. О своей жизни в России М. оставил обширные воспоминания - "Портреты современников" (1965) и "На Парнасе Серебряного века" (1962).

Полезные сервисы

маковский сергей константинович

Энциклопедический словарь

МАКОВСКИЙ Сергей Константинович - МАКО́ВСКИЙ Сергей Константинович (1877-1962), русский художественный критик, поэт, издатель. Сын К. Е. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Константин Егорович). В искусствоведческих работах отрицал мертвенность академизма (см. АКАДЕМИЗМ) и ультрановаторские течения авангардизма (см. АВАНГАРДИЗМ) («Страницы художественной критики», кн. 1-3, 1906-1913; «Силуэты русских художников», 1922). Поэтические сборники: «Вечер» (1941), «Год в усадьбе» (1949), «Круг и тени» (1951) и др. Мемуарные книги «Портреты современников» (1955), «На Парнасе «Серебряного века» (1962). В 1909-1917-х гг. редактор журнала «Аполлон» (см. АПОЛЛОН (журнал)). С 1920 в эмиграции (Прага, Париж).

* * *

МАКО́ВСКИЙ Сергей Константинович [15 (27) августа 1877, Петербург - 13 мая 1962, Париж], российский искусствовед, поэт, редактор журналов. Сын художника К. Е. Маковского (см. МАКОВСКИЙ Константин Егорович).

Родился в семье известного художника. Его сестра Елена Константиновна Лукш-Маковская (1878-1967) стала известным скульптором, работала в Вене и Германии, оставила мемуары.

Учился в Александровском лицее, в гимназии Я. Г. Гуревича (окончил в 1896). С молодости интересовался искусством. Пребывания за границей расширяли его кругозор, что дополнялось чтением на нескольких языках и знакомством с известными деятелями искусства. В доме скрипача Л. С. Ауэра (см. АУЭР Леопольд Семенович) познакомился с Вл. С. Соловьевым (см. СОЛОВЬЕВ Владимир Сергеевич). В мемуарах подробно описано совместное их пребывание осенью 1895 в санатории Рауха в Финляндии. Необыкновенная образованность Маковского и его сестры описана в книге Г. Брандеса «Страны и люди». Несмотря на гуманитарные интересы, учился на естественном отделении физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета (см. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ) (окончил в 1900), вольнослушателем посещал юридический факультет. Некоторое время состоял на государственной службе. В 1895 познакомился с одним из первых русских символистов А. М. Добролюбовым (см. ДОБРОЛЮБОВ Александр Михайлович), приятельствовал с Ив. Коневским (см. КОНЕВСКОЙ Иван) (И. И. Ореусом), рано погибшим поэтом-символистом (см. СИМВОЛИЗМ).

Деятельность критика начал статьей в журнале «Мир божий» (см. МИР БОЖИЙ) «В. М. Васнецов и Владимирский собор» (1898). С осени того же года участвовал в собраниях «Мира искусства» (см. МИР ИСКУССТВА), хотя его статья о живописи А. Беклина (см. БЕКЛИН Арнольд) была одноименным журналом отвергнута.

В 1905 стал одним из организаторов издательства «Содружество», в 1907 был среди основателей журнала «Старые годы» (см. СТАРЫЕ ГОДЫ). В 1908 руководил русским отделом выставки этого журнала, в 1909 устроил большую выставку «Салон», в 1910 организовывал русский отдел на международной выставке в Брюсселе и выставку «Мира искусства» в Париже, в 1912 - выставку «Сто лет французской живописи» в Петербурге, в 1914 редактировал журнал «Русская икона». Вся эта обширная деятельность стала возможной благодаря большой эрудиции, широким связям и активности молодого искусствоведа и поэта.

Первое «Собрание стихов» Маковского (1905) заслужило одобрительные отзывы, в частности В. Я. Брюсова (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич). Однако ослабление лирического начала, сухость и немузыкальность стихов Маковского вызывали раздраженные слова даже у доброжелательных современников.

Пристальный интерес к современному русскому и западному искусству, точно и резко сформулированные принципы отвержения искусства «передвижников» и академической живописи конца 19 в., тонкий анализ живописной приސԑˠтворчества самых различных художников позволили Маковскому стать одним из самых заметных и авторитетных художественных критиков своего времени.

Особенно закрепилась эта репутация в годы издания журнала «Аполлон» (см. АПОЛЛОН (журнал)) (1909-1917), ставшего во многом эталоном для русского журнала о современном искусстве. В его создании проявилась существенная черта Маковского как организатора. С одной стороны, он сумел найти мецената, крупного промышленника М. К. Ушкова, с другой, привлек к созданию концепции нового издания выдающихся деятелей русской литературы: И.Ф. Анненского (см. АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович), Вяч. И. Иванова (см. ИВАНОВ Вячеслав Иванович), М. А. Кузмина (см. КУЗМИН Михаил Алексеевич), Н. С. Гумилева (см. ГУМИЛЕВ Николай Степанович), М. А. Волошина (см. ВОЛОШИН Максимилиан Александрович), А. Л. Волынского (см. ВОЛЫНСКИЙ Аким Львович), А. Н. Бенуа (см. БЕНУА Александр Николаевич). Деятельность «Аполлона» не ограничивалось изданием журнала: в редакции устраивались художественные выставки и музыкальные вечера, проходили собрания «Общества ревнителей художественного слова», издавались книги.

Литературный отдел журнала, начавшийся как орган символистов, все более и более подпадал под влияние «молодой редакции» (Кузмин, Гумилев, А. Н. Толстой (см. ТОЛСТОЙ Алексей Николаевич), С. А. Ауслендер и др.), что в конечном счете привело к переориентации на творчество поэтов-акмеистов (см. АКМЕИЗМ), заявивших о возникновении своего течения в 1913 также со страниц «Аполлона».

Сдержанность и холодность Маковского в роли редактора заставляли некоторых современников относиться к нему достаточно критически. Среди его прозвищ было не только снисходительное французское «papa Maco», но и презрительное «моль в перчатках». Серьезно повредила репутации Маковского как знатока поэзии история Черубины де Габриак: в 1909 начинающая поэтесса Е. И. Дмитриева (см. ВАСИЛЬЕВА Елизавета Ивановна) послала в «Аполлон» свои стихи, которые Маковский отверг; затем через Волошина Дмитриева передала ему другие свои стихи, подписанные вымышленным именем «Черубина де Габриак», Маковский посчитал их шедеврами новой женской поэзии, а их таинственную сочинительницу - красавицей, в которую немедленно влюбился. Раскрытие мистификации было болезненным как для Маковского, так и для Дмитриевой.

После революции 1917 Маковский с женой (с 1910 был женат на М. Э. Рындиной, первой жене В. Ф. Ходасевича (см. ХОДАСЕВИЧ Владислав Фелицианович)) через Крым уехал в Константинополь. С 1920 жил в Праге, продолжая заниматься искусствоведением (в 1922-1925-х гг. в Праге и Берлине вышли три его книги) и организацией выставок. В 1922 он устроил в Праге большую выставку «Искусство и быт Подкарпатской Руси», для которой около года собирал материалы в деревнях чешского Подкарпатья. С 1921 публиковал стихи и статьи в парижских, берлинских, пражских изданиях. В 1925 перебрался в Париж, в 1926-1932-х гг. являлся членом редакции (секретарем и заведующим литературно-художественным отделом) монархической газеты «Возрождение». (см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (периодические издания)) В литературной жизни русского Парижа принимал мало участия, что отчасти заменялось активностью в масонских кругах.

С послевоенных времен Маковский - одна из наиболее заметных фигур в русской эмигрантской литературе. Он был председателем парижского «Объединения русских писателей» и редактировал сборники «Встреча» (1945, 2 выпуска). В 1949 в Париже было организовано издательство для выпуска поэтических книг «Рифма», и Маковский стал председателем его редакционной коллегии (до конца 1950-х гг. это издательство считалось самым престижным для поэтов русской диаспоры).

Собственные книги стихов успеха не имели, вряд ли случайно очень многое в поэзии 20 в. оставалось Маковскому непонятным.

Наибольшим успехом в 1950-е и начале 1960-х гг. пользовались литературно-критические статьи Маковского и воспоминания («Портреты современников», «На Парнасе «Серебряного века»). Первую книгу составили воспоминания о детстве, и о встречах со знаменитыми людьми. Облики поэтов, актеров, художников, организаторов художественной жизни, многие из которых были практически забыты в русской эмиграции, были очерчены с большим мастерством и яркой личностной заинтересованностью. Начиная свои описания с 1880-х гг., воссоздавая дух русской художественной жизни того времени, Маковский выдерживает объективный тон, даже говоря о творчестве своего отца, популярного, но не выдающегося художника. От этой широкой панорамы Маковский переходит к более конкретным воспоминаниям об отдельных фигурах, поражавших его воображение. Еще более отчетливо линия на совмещение изображений знаменитых и мало кому известных людей видна во второй книге воспоминаний. Прославленные Вл. Соловьев, Блок, Гиппиус, Гумилев, Бенуа, Мандельштам, Добужинский (см. ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович) соседствуют на страницах книг с почти совсем забытыми в то время Комаровским и Коневским, но именно такое соединение позволяет, не делая попыток создания полноценной истории русской культуры, представить ее как совокупность разнородных творческих устремлений, в конце концов слагающихся в целостную картину.

Эти книги остаются в числе наиболее существенных мемуарных свидетельств о культуре 20 в. Лишь в планах осталась третья книга воспоминаний, куда Маковский хотел включить очерки о Гумилеве, Кузмине, Ходасевиче, Рерихе и др. Из них был завершен и опубликован после смерти автора лишь очерк «Николай Гумилев по личным воспоминаниям», получивший, впрочем, уничижительную оценку А. А. Ахматовой (см. АХМАТОВА Анна Андреевна).

Как поэт Маковский почти не оставил следа в истории русской литературы, однако его заслуги как художественного критика, редактора журналов и мемуариста не подлежат сомнению.

Большой энциклопедический словарь

МАКОВСКИЙ Сергей Константинович (1877-1962) - русский художественный критик, поэт, издатель. Сын К. Е. Маковского. В искусствоведческих работах отрицал мертвенность академизма и ультрановаторские течения авангардизма ("Страницы художественной критики", кн. 1-3, 1906-13; "Силуэты русских художников", 1922). Поэтические сборники: "Вечер" (1941), "Год в усадьбе" (1949), "Круг и тени" (1951) и др. Мемуарные книги "Портреты современников" (1955), "На Парнасе "Серебряного века" (1962). В 1909-17 редактор журнала "Аполлон". С 1920 в эмиграции (Прага, Париж).

Полезные сервисы

маковский тадеуш

Энциклопедический словарь

Мако́вский Тадеуш (Makowski) (1882-1932), польский живописец. В жанровых картинах, посвященных жизни городской бедноты, детским играм, отмеченных лиризмом и человечностью, использовал отдельные приёмы кубизма и примитивизма («Дети и фонарики», около 1928, «Сапожник», 1930).

* * *

МАКОВСКИЙ Тадеуш - МАКО́ВСКИЙ (Makowski) Тадеуш (1882-1932), польский живописец. В жанровых картинах, посвященных жизни городской бедноты, детским играм, отмеченных лиризмом и человечностью, использовал отдельные приемы кубизма и примитивизма («Дети и фонарики», ок. 1928, «Сапожник», 1930).

Полезные сервисы