Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

степан

Именины

Увенчанный (греч.).

9 января (27 декабря) и 17 (4) января - апостол, первомученик Стефан, архидиакон.

24 (11) января - праведный Стефан.

27 (14) января - преподобный Стефан.

21 (8) февраля - мученик Стефан.

26 (13) февраля - царь СЕРБСКИЙ, мироточивый, #1200 г. => преподобный Стефан, в иночестве Симеон, царь Сербский, мироточивый.

12 марта (27 февраля) - преподобный Стефан.

6 апреля (24 марта) - мученик Стефан Казанский (Рус.).

8 апреля (26 марта) - преподобный Стефан Ксилипит (древяник).

10 апреля (28 марта) - преподобный Стефан чудотворец, игумен Триглийский.

9 мая (26 апреля) - святитель Стефан Великопермский (Рус.).

10 мая (27 апреля) - преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский (Рус.).

30 (17) мая - святитель Стефан, патриарх Константинопольский.

6 июня (24 мая) - мученик Стефан.

20 (7) июня - преподобный Стефан, пресвитер.

25 (12) июня - преподобный Стефан Озерский, Комельский (Рус.).

28 (15) июня - апостол Стефан.

18 (5) июля - святитель Стефан, епископ Регийский.

26 (13) июля - преподобный Стефан Савваит, творец канонов.

27 (14) июля - преподобный Стефан Махрищский.

31 (18) июля - святитель Стефан, архиепископ Константинопольский.

1 августа (19 июля) - блаженный Стефан Сербский.

13 августа (31 июля) - преподобный Стефан князь.

15 (2) августа - первомученик Стефан, архидиакон (перенесение мощей из Иерусалима в Константинополь) и священномученик Стефан, папа Римский.

25 (12) августа - преподобный Стефан.

28 (15) сентября - первомученик Стефан архидиакон (обретение мощей).

7 октября (24 сентября) - блаженный Стефан Сербский.

11 октября (28 сентября) - мученик Стефан.

15 (2) октября - мученик Стефан Казанский (Рус.).

17 (4) октября - праведный Стефан Щилянович.

10 ноября (28 октября) - преподобный Стефан Савваит, творец канонов.

12 ноября (30 октября) - праведный Стефан Милютин, король Сербский.

13 ноября (31 октября) - мученик Стефан.

24 (11) ноября - мученик Стефан Дечанский (Серб.).

11 декабря (28 ноября) - преподобномученик и исповедник Стефан Новый и мученик Стефан.

15 (2) декабря - праведный Стефан Урош, царь Сербский.

22 (9) декабря - преподобный Стефан Новосиятель.

23 (10) декабря - блаженный Стефан, правитель Сербский.

28 (15) декабря - святитель Стефан исповедник, архиепископ Сурожский.

30 (17) декабря - преподобный Даниил исповедник, в схиме Стефан.

Полезные сервисы

троице-сергиева лавра

Энциклопедический словарь

Тро́ице-Се́ргиева ла́вра - монастырь. Основан Сергием Радонежским в середине XIV в. (с 1744 лавра). Расположен в 71 км к северу от Москвы (современный город Сергиев Посад). Архитектурный ансамбль включает: крепостные стены и башни XVI-XVII вв., Троицкий собор (1422-23), Духовскую церковь-звонницу (1476), Успенский собор (1559-85), больничные палаты с шатровой церковью Зосимы и Савватия (1635-38), трапезную (1686-92), царские чертоги (конца XVII в.) и др. На территории Троице-Сергиевой лавры находятся Московская духовная академия и духовная семинария. С 1920 имеется историко-художественный музей (с 1940 музей-заповедник). Монастырь был закрыт в 1918; вновь открыт после 1944.

<a href='/dict/троицкий' class='wordLink' target='_blank'>Троицкий</a> <a href='/dict/собор' class='wordLink' target='_blank'>собор</a> <a href='/dict/троице-сергиевой' class='wordLink' target='_blank'>Троице-Сергиевой</a> <a href='/dict/лавры' class='wordLink' target='_blank'>лавры</a>.

* * *

ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА - ТРО́ИЦЕ-СЕ́РГИЕВА ЛА́ВРА, православный мужской монастырь, расположен в 71 км к северу от Москвы в городе Сергиевом Посаде Московской области; основан Сергием Радонежским (см. СЕРГИЙ Радонежский) в середине 14 века. Дату основания монастыря возводят к 1337 году, когда Сергий основал пустынь в честь Троицы на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Первый монастырский деревянный храм во имя Троицы был освящен в 1340-х годах. В это же время здесь был принят устав монашескогго общежития, и Сергий стал игуменом нового монастыря. Благодаря авторитету Сергия Троицкая обитель становится духовным центром Московской Руси; здесь Сергий благословил Дмитрия Донского (см. ДМИТРИЙ Донской) на Куликовскую битву, влияние Сергия нередко помогало разрешать междуусобные споры князей. Ученики и последователи Сергия впоследствии основали 37 обителей в разных местах Руси.

История обители

В 1408 году монастырь был разорен войсками хана Едигея. В 1422 году обитель восстановили; были открыты мощи Сергия Радонежского, который был канонизирован как «покровитель земли Русской и заступник перед Господом Богом». К этому же времени относится постройка первого белокаменного собора во имя Троицы, где хранились мощи Сергия Радонежского. Монастырь стал местом паломничества, в том числе и царских «Троицких походов». Культурная и духовная деятельность Сергиевой обители приобрела первостепенное значение, здесь были сосредоточены переписка рукописей, составление летописания, иконописание, художественные ремесла. Выдающиеся церковные писатели 15 века Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет написали житие преподобного Сергия - памятник древнерусской литературы, дающий представление о раннем периоде существования Троицкой обители и ее насельниках. Сооружение в 1540-1460-х годах каменных стен с 12 башнями (усилены в середине 17 в.; современная высота стен 10-14 м, ширина 5,5-6 м) превратило монастырь мощную крепость. При царе Иване Грозном, часто посещавшем Сергиев монастырь, настоятели монастыря получили сан архимандритов (1561) и первое место среди настоятелей русских монастырей. Настоятели монастыря пользовались расположением царской семьи, принимали в число своих иноков выходцев из знатных семей.

В 1564 году монастырь пережил разрушительный пожар, после которого был выстроен заново. В 1685 году освящен монументальный каменный собор во имя Успения Богородицы. В Смутное время (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) монастырь сыграл значительную роль в консолидации русских патриотических сил; обитель выдержала 16-месячную (1608-1609) осаду войск Сапеги и Лисовского (Троицкая осада (см. ТРОИЦКАЯ ОСАДА)). Настоятель монастыря архимандрит Дионисий (см. ДИОНИСИЙ (Зобниковский)) (Ржевитин) и келарь Авраамий Палицын в письмах-грамотах поднимали дух русского воинства, убеждали собрать силы для защиты Москвы. Сергиева обитель способствовала организации первого земского ополчения, а затем ополчения Минина и Пожарского - пожертвовала на защиту Отечества драгоценные вещи из ризницы, значительные денежные суммы, принимала у себя раненых и больных воинов.

В 1682 году во врeмя стрелецкого бунта в обители укрывалась Софья Алексеевна (см. СОФЬЯ Алексеевна) с малолетними царями Петром и Иваном Алексеевичами. В 1689 в монастыре нашел защиту царь Петр I (см. ПЕТР I Великий); при нем здесь были построены замечательные памятники «нарышкинского» барокко - трапезная палата с храмом Сергия Радонежского и царский дворец («Чертоги»). В 1738 году по указу императрицы Анны Ивановны (см. АННА Ивановна) монастырь по образцу Киево-Печерской лавры (см. КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА) стал управляться Духовным собором старцев. По указу императрицы Елизаветы Петровны (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) 8 июня 1744 года Троице-Сергиев монастырь стал именоваться лаврой. С 1770 года московские архиереи (архиепископы Московские и Калужские, митрополиты Московские и Коломенские) были священноархимандритами Троице-Сергиевой лавры. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны малые монастыри: Спасо-Вифанский, Гефсиманский скит, Черниговский скит, Боголюбская киновия, Смоленская Зосимова пустынь (см. СМОЛЕНСКАЯ ЗОСИМОВА ПУСТЫНЬ), скит Параклит, Троицкий Стефанов Махрищский монастырь.

С 16 века Троицкий монастырь благодаря щедрым вкладам государей и знатных лиц стал крупным землевладельцем. В конце 17 века ему принадлежало 16,8 тысяч крестьянских дворов, к 1763 году - 214 тысяч десятин пахотной земли и 106,5 тысяч душ крепостных крестьян в 15 губерниях. В результате секуляризации церковных и монастырских владений в 1764 году лавра лишилась большинства угодий и крестьян. Тем не менее, благодаря рачительному ведению хозяйства лавра располагала значительными материальными средствами. Монастырь вел торговлю хлебом, солью, рыбой, ремесленными изделиями. Большие доходы позволяли вести строительство новых монастырских зданий. Во время Отечественной войны 1812 года обитель пожертвовала русскому воинству 70 тысяч рублей. Монастырю принадлежали земельные участки с лесом, сенокосами, прудами, а также типография, литография, фотография, две гостиницы, конный двор, мастерские, лавки в Сергиевом Посаде.

С 1742 года в лавре действовала Троицкая духовная семинария. С 1814 году в лавру была переведена московская Славяно-греко-латинская академия, обосновавшаяся в здании бывших «Чертогов». На ее основе начала действовать Московская духовная академия.

До 1917 года членами монашеской обители были московский митрополит (священноархимандрит лавры), его наместник-архимандрит, 420 человек братии. Декрет Совета Народных Комиссаров в январе 1918 году лишил источников существования духовные учебные заведения лавры. Покровский академический храм был обращен в приходской. С начала 1919 года угроза закрытия нависла над самой лаврой. В апреле 1919 года, невзирая на протесты, было произведено вскрытие мощей Сергия Радонежского. 20 апреля 1920 года вышло постановление СНК РСФСР о закрытии лавры; в конце мая 1920 года был закрыт Троицкий собор, монахи выселены из лавры и нашли приют в приписных монастырях, где были организованы трудовые коммуны. В 1920 года было принято решение о создании музея в стенах Троице-Сергиевой лавры (в 1940 получил статус музея-заповедника).

В 1946-1947 годах лавра была передана Русской православной церкви. 9 июня 1947 года состоялось первое патриаршее богослужение; восстановлена монашеская жизнь С 1948 года возобновилась деятельность духовных учебных заведений. В стенах Троице-Сергиевой лавры проводились поместные и архиерейские соборы Русской православной церкви, а также международные конференции и совещания религиозных деятелей.

Святыни Троице-Сергиевой лавры

Особым почитанием в лавре пользовались мощи святых. В Троицком соборе находились мощи Сергия Радонежского в серебряной раке, пожертвованной императрицей Анной Ивановной. Также в Троицком соборе, в Никоновском приделе хранились мощи Никона Радонежского; в Михеевском храме - мощи Михея Радонежского (келейника Сергия Радонежского); в Серапионовской палатке - мощи святого Серапиона, новгородскогоархиепископа. В монастыре находились также захоронения архимандрита Дионисия, московского митрополита Иоасафа, Максима Грека (см. МАКСИМ Грек). Самая почитаемая святыня лавры - икона Троица (см. ТРОИЦА (икона)) Андрея Рублева, написанная для иконостаса Троицкого собора, в драгоценной ризе, пожертвованной царем Борисом Годуновым (см. БОРИС ГОДУНОВ) в 1600 году.

В ризнице лавры хранились предметы, связанные с именем Сергия Радонежского -деревянные богослужебные сосуды, его иконы, ризы, сандалии. Здесь же находились драгоценные царские пожертвования 15-18 веков, представляющие собой образцы русского художественно-прикладного искусства. В библиотеке лавры были собраны рукописи, старопечатные богослужебные книги. По жанным на 1908 год в библиотеке хранились 823 рукописи и 10 тысяч печатных книг.

Монастырь обладал обширным архивом, в котором находились в подлинниках и копиях документы 16-20 веков, в том числе жалованные грамоты русских государей, а также комплекс документов об управлении и хозяйстве лавры. В настоящее время большая часть лаврского архива хранится в Российском государственном архиве древних актов (ф. 1204), часть документов находится в фондах Отдела рукописей Российской государственной библиотеки и в фондах Государственного исторического музея.

В Троице-Сергиевой лавре были захоронены многие известные люди: княгиня Марфа Владимировна (дочь старицкого князя Владимира Андреевича (см. ВЛАДИМИР Андреевич Старицкий) и жена датского принца Магнуса), семья Бориса Годунова, деятели Смутного времени князь Д.Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов, а также представители знатных русских фамилий - Бельских, Пронских, Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских. В храмах лавры погребены московские архиереи: Платон (см. ПЛАТОН (философ)) (Левшин), Августин (см. АВГУСТИН (Виноградский)) (Виноградский), Филарет (см. ФИЛАРЕТ (Дроздов)) (Дроздов), Макарий (см. МАКАРИЙ (Булгаков)) (Булгаков), Леонтий (Лебединский), Сергий (Ляпидевский), Макарий (Невский). Под Успенским собором в храме Всех святых в земле российской просиявших погребены патриархи Алексий I (см. АЛЕКСИЙ I) и Пимен (см. ПИМЕН).

Архитектурный ансамбль

За стоялетия на территории Троице-Сергиева монастыря сложился живописный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений. В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма 14 века. Это исторический центр, вокруг которого происходило формирование монастырского ансамбля. Иконостас собора создавали Андрей Рублев и Даниил Черный. В 1548 году к собору с юга был пристроен одноапсидный храм - Никоновский придел. Возле собора над мощами архиепископа Серапиона, митрополита Иоасафа и архимандрита Дионисия в 1559 году была построена Серапионова палатка (перестроена в первой половине 19 в.). К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия святого Духа на апостолов.

Величественное здание Успенского собора было возведено в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами царя Бориса Годунова с семьей. Напротив западного фасада Успенского собора - комплекс казначейского и примыкающего к нему больничного корпусов с шатровой церковью Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж 16-17 вв.). В юго-восточном углу монастыря - Предтеченский и Варваринский корпуса братских келий (1640), а также Экономический корпус между надвратной церковью и Успенскими воротами. На месте древней надвратной церкви во имя Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь на средства Г.В. Строганова был построен пятиглавый надвратный храм во имя Иоанна Предтечи (1692-1699).

Выдающийся памятник московского барокко - богато декорированная белокаменной резьбой трапезная с церковью Сергия Радонежского в нарышкинском стиле (1686-1692) на высоком подклете и открытым гульбищем на южной стороне монастыря. К образцам этого стиля принадлежит надкладезная часовня около Успенского собора, построенная на месте святого источника по типу московских ярусных храмов конца 17 века. На северной стороне монастыря - двухэтажный кирпичный корпус царских чертогов - памятник зодчества конца 17 - начала 18 века.

К памятникам 18 века относится небольшая церковь во имя Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат на средства графа А.Г. Разумовского в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко (предположительно по проекту архитектора князя Д.В. Ухтомского). В юго-восточном углу монастыря располагались митрополичьи покои с Патриаршей и Царской палатами, построенные для приезжающих в лавру архиереев (перестроены в 1778). Пятиярусная барочная вертикаль лаврской колокольни высотой 88 м на древней площади монастыря (архитекторы И. Шумахер, И.Ф. Мичурин и Д.В. Ухтомский; 1740-1770) завершает ансамбль трапезных зданий и чертогов, являясь архитектурно-композиционным центром всей Троице-Сергиевой лавры. По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества 18 века. Недалеко от колокольни в 1792 году на средства митрополита Платона (Левшина) поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня.

Архитектура 19 века представлена зданиями в юго-восточном углу монастыря, за Чертогами, где в древности размещался двор обители. Это постройки подсобных корпусов Троицкой семинарии и Московской духовной Академии (Классный, Столовый, Больничный, Библиотечный) (1802-1877). Как и Чертоги, эти постройки отгорожены от территории монастыря решетчатой оградой, составляя комплекс зданий духовных школ. В комплекс входят также академический храм во имя Покрова Богородицы (1870); созданный по благословению патриарха Алексия I Церковно-археологический кабинет, выполняющий функции музея и учебного кабинета.

Монастырские стены с 11 башнями (от 12-й сохранился лишь фундамент), неправильным прямоугольником охватывающие всю территорию монастыря, представляют собой образец древнерусской фортификационной архитектуры 16-17 веков. За стенами юго-западной части монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году по проектам лаврского архитектора А.А. Латкова построен больнично-богадельный корпус с храмом Иоанна Лествичниканастоящее время - помещения Московской духовной семинарии). В 1892 году с южной стороны монастыря, напротив Луковой башни, был построен каменный трехэтажный странноприимный дом (архитектор А.А. Латков). У южного склона холма расположены построенные в 1547 году церковь Введения во храм Богоматери и церковь Параскевы Пятницы на Подоле.

Полезные сервисы

александров (город)

Энциклопедический словарь

АЛЕКСАНДРОВ (город) - АЛЕКСА́НДРОВ (Александровская слобода), город в Российской Федерации, Владимирская обл., расположен в юго-восточной части Смоленско-Московской возвышенности, на Клинско-Дмитриевской гряде, на р. Серая (приток р. Шерна), в 120 км к северо-западу от Владимира, в 120 км к северо-востоку от Москвы. Важный узел на Большой окружной железной дороге (линии на Москву, Ярославль, Орехово-Зуево, Кинешму). Аэропорт. Районный центр. Население 67,2 тыс. человек (2001).

Основные промышленные предприятия: радиозавод (телевизоры марки «Рекорд»), АО «Элекс» (танзисторы и интегральные микросхемы, комбинат искусственных кож, фабрика строчевышитых изделий. Предприятия пищевкусовой промышленности (молочный комбинат, ликёроводочный завод и др.). В Александровском районе: механический завод (посёлок Балакирево), заводы «Искра» (посёлок Искра) и «Красное Пламя» (посёлок Красное Пламя). В районе залегают месторождения щебня, гравия, песка.

Исторический очерк

В 13 в. в этих местах, богатых лесом, были охотничьи угодья переяславских, звенигородских, позднее московских князей. В середине 13 в. Великую слободу, как она тогда называлась, в составе переяславского княжества унаследовал от отца князь Александр Ярославич (см. АЛЕКСАНДР Невский) (позднее Невский). В 1302 княжество перешло во владение московского князя Даниила (см. ДАНИИЛ Александрович), младшего сына Александра Невского. С этого времени переяславская земля навсегда перешла в руки московских князей. На полпути от Троице-Сергиевого монастыря (см. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА) к Переяславлю Новому (с 15 в. Переславль-Залесский (см. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ)), на рубеже Ополья и Залесья издавна существовало поселение, называвшееся Великой слободой. Первое упоминание о Великой слободе встречается в жалованной грамоте сына Дмитрия Донского (см. ДМИТРИЙ Донской), князя Юрия Дмитриевича, Стефано-Махрищенскому монастырю 1434 г. В начале 15 в. Великая слобода - волостной центр, где жили княжеские люди. В начале 16 в. название «Великая слобода» исчезает, возможно, слобода сгорела, вместе с ней исчезло и название. История Нового села Александровского документально отмечена с начала 16 в. в завещательной грамоте князя Ивана III (см. ИВАН III Васильевич) от 1504 г.

В 1513, как сообщает летопись, прибыл в Александровскую слободу московский князь Василий III, и Новое село становится «местом для прохлады» князя при его летних разъездах по монастырям. Со временем село выросло в большое дворцовое, с начала 16 в. это уже крупная княжеская резиденция. В 1513 по распоряжению Василия III возводится каменное здание - Покровский собортом же 16 в. переосвящен в Троицкий) с отдельно стоящей колокольней. Летописец под 7022 г. от сотворения мира отметил, что церковь «священа бысть 11 декабря в Новом селе Александрове, тогда же князь великий и во двор вшел». Василий III, по примеру западноевропейских монархов, решил построить резиденцию и выбрал для этого Александровскую слободу. Очарованный красотой ее природы, богатством охотничьих угодий, близостью к духовной обители, месту своего крещения - Троице-Сергиевому монастырю, великий князь направил в слободу лучших русских и итальянских мастеров, руками которых был создан Московский Кремль. В кратчайший срок, с 1508 по 1513, они возвели роскошный «европеизированный» загородный дворец, одну из дальних резиденций московского государя, способную разместить не только великокняжескую семью, ближайшее ее окружение, но и значительное число членов Государева двора, рядовых дворцовых служителей из двора. Василий III был в слободе в 1525, перед разводом с первой женой, Соломонией Сабуровой, осенью 1528 великий князь принял в слободе посольство Казанского ханства; поездки Василия III в слободу стали особенно частыми с середины 20-х гг. 16 в. После смерти великого князя Александровская слобода переходит во владение его вдовы Елены Глинской. По ее указанию в слободе были возведены крепостные деревянные стены с башнями и воротами. Александровская слобода явилась для Глинской не только любимым и безопасным местом пребывания, но и особым вдовьим наделом или опричным владением. После смерти Елены Глинской семилетний Иван (будущий Иван Грозный) и его брат Юрий, оставшись круглыми сиротами, чуждались и боялись московского двора в Кремле и, видимо, предпочитали уединение, которое находили в материнском «опричном» Новом селе.

Уже будучи государем, Иван IV (см. ИВАН IV Грозный) бывал в Александровской слободе. Из Александровской слободы отправлял он посольства в Ногайскую Орду и к князю Темрюку Черкасскому. В слободе в достаточном количестве хранились шубы, породистые и обычные боевые кони, доспехи, ткани, драгоценная посуда, деньги - Александровская слобода, помимо других функций государевой резиденции, исполняла роль своеобразного филиала великокняжеской казны, хранительницы ценностей и сокровищ. Но особое место в жизни двора Александровская слобода заняла после учреждения опричнины (см. ОПРИЧНИНА). Иван Грозный укрепил место своего убежища, обложив стены материнской крепости «снаружи поверх бревен... кирпичом от земли до стрельниц», как писал Генрих Штаден (см. ШТАДЕН Генрих). В канун опричнины Иван IV бывал в Новой слободе порой три раза за год. В декабре 1564 загородная правительственная резиденция становится столицей Российского государства. Это было связано с отъездом Ивана IV из Москвы, где жили ненавистные царю бояре. В Александровскую слободу государя сопровождали избранные бояре и дворяне, приказные люди, сорокатысячное войско (конное), имущество, разместившееся на четырех тысячах саней. Спустя месяц по прибытии царем была объявлена опричнина. Уже к осени 1565 в слободу сошлись все нити внутреннего управления. В ней функционировали опричные приказы, опричная Боярская дума и ряд иных привычных учреждений. По утверждению историка Н. М. Карамзина (см. КАРАМЗИН Николай Михайлович), слобода «...сделалась городом, украшенная церквами, домами, лавками каменными. Тамошний славный храм Богоматери сиял снаружи разными цветами, серебром и золотом: на всяком кирпиче был изображен крест. Царь жил в больших палатах, обведенных рвом и валом; придворные, государственные, воинские чиновники в особенных домах. Опричники имели свою улицу, купцы также. Никто не смел ни въехать, ни выехать оттуда без ведома Иоаннова: для чего в трех верстах от слободы, прозванной Неволею, обыкновенно стояла воинская стража. В сем грозно-увеселительном жилище, окруженном темными лесами, Иоанн посвящал большую часть времени церковной службе, чтобы непрестанною набожною деятельностию успокоивать душу». Несмотря на то, что посольский приказ оставался в ведении земщины (см. ЗЕМЩИНА), именно слобода была едва ли не главным местом международных переговоров и подписания соглашений. Послов и посольства Англии, Швеции, Крыма, Великого княжества Литовского, Дании, папского престола, иных государств принимали в Новой слободе. С 1568 в ней располагалась царская книгописная палата и печатный двор, слобода обрастала стрелецкими и служилых людей по прибору слободками, поселками иноземных наемников, торгами. В начале осени 1571 в Александровскую слободу были свезены тысячи невест со всей страны: предстоял выбор третьей жены для царя (ею стала Марфа Собакина) и первой для его старшего сына Ивана (Евдокия Сабурова). Из Александровской слободы отправилось «втай» опричное войско на Новгород, вчинившее там погром, от которого город никогда уже не оправился. Именно в Александровской слободе была открыта первая в России провинциальная печатня, где ученик Ивана Федорова (см. ФЕДОРОВ Иван) - Андроник Тимофеевич Невежа - выпустил в 1577 «Псалтырь Слободскую». При Государевом дворе работала книгописная мастерская, где составлялся Лицевой летописный свод. Иван Грозный, будучи человеком просвещенным, имел одну из богатейших библиотек, основу которой составляли редчайшие книги, доставшиеся в наследство от Софьи Палеолог (см. СОФЬЯ Палеолог). Знаменитое собрание древних книг до сих пор не найдено. Многие склонны считать, что следы знаменитой либерии (библиотеки) Грозного затерялись именно в Александровской слободе. Там же была основана первая в России консерватория, куда по указу царя со всех концов страны были свезены лучшие певцы, музыканты, среди которых крупнейшие мастера хорового пения - Иван Нос и Федор Христианин. Сам государь также принимал участие в «сочинительстве» музыки. Сохранились созданные им стихиры с надписью «Творение царя Иоанна».

Единственным известным изображением Александровского кремля периода Ивана Грозного является гравюра, находящаяся в книге датского посла Якоба Ульфельдта, названной «Путешествие в Россию датского посланника Якоба Ульфельдта». В ней находятся впечатления об Александровской слободе, о русском царе - «жестоком фараоне».

17 лет с перерывами провел в Александровской слободе Иван IV. Покинул слободу в 1581. Смерть сына Ивана, им и убиенного, стала причиной отъезда царя. Никогда более он туда не возвращался, слобода впоследствии уже не имела былого значения в политической и культурной жизни государства. Александровская слобода на долгие годы стала обычным дворцовым селом.

В годы польско-литовской интервенции 1611-1613 в слободе находился укрепленный лагерь русских войск под командованием полководца М. В. Скопина-Шуйского (см. СКОПИН-ШУЙСКИЙ Михаил Васильевич). В Смутное время (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) дворцовый ансамбль был значительно разрушен и разграблен. Михаил Федорович (см. МИХАИЛ Федорович) вскоре после избрания на престол обратил внимание на резиденцию в Александровской слободе: «...быть здесь государеву хоромному строению». В слободе ремонтируются государевы палаты, царские конюшни, нанимаются мастера для поновления иконостасов Покровской церкви. В середине 17 в. на этом месте начинается строительство Успенского женского монастыря, вобравшего в себя постройки бывшего Государева двора. В 1649 строитель соседней Лукиановой пустыни старец Лукиан стал постригать в монахини жительниц Александровской слободы. В 1651 царь Алексей Михайлович пожаловал им земли слободы и Успенскую церковь, ставшую главным храмом нового монастыря. В двух деревянных кельях у храма жили тогда 12 монахинь. Сначала обитель была небогатой. В 1654 патриарх Никон, проезжая через слободу, благословил монахинь и пожаловал им немного из своих дорожных съестных припасов. Постепенно монастырь, находившийся на «богомольной» дороге Москва-Ростов, разбогател, занял почти всю территорию слободы. В 1666 в монастыре было уже более 100 монахинь, в 1682 - более 200. В Успенском монастыре, связанном с установлением самодержавия в России, побывали многие представители царского двора, среди которых имя Петра I (см. ПЕТР I Великий) занимает особое место. Во время стрелецкого бунта (см. СТРЕЛЕЦКОЕ ВОССТАНИЕ) в Москве в 1689 Петр укрылся за стенами обители. Вскоре после подавления мятежа царь расправился со своими политическими противниками. По его приказу к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты, куда заточили его сводную сестру Марфу, насильно постриженную в монастырь под именем Маргариты. Марфа прожила в монастыре почти десять лет. Похоронена в Сретенской церкви, рядом со своей сестрой Феодосией. Судьба дочери Петра I Елизаветы (см. ЕЛИЗАВЕТА Петровна) также оказалась тесно связанной с Александровской слободой. Она унаследовала ее как личные владения от Екатерины I. В 1730 Елизавета Петровна была сослана в слободу. Заступничество Бирона (см. БИРОН Эрнст Иоганн) помешало Анне Иоанновне заточить ее в монастырь. Однако здесь Елизавета Петровна прожила более 10 лет, до восшествия на престол. В 1764 Успенский монастырь был возведен в 1 класс. В начале 20 в. здесь было 4 храма, при обители действовали больницы, странноприимный дом, школа для девочек. В монастыре жили 264 монахини.

В 1778 дворцовая Александровская слобода получила статус города. Это был обычный провинциальный город Владимирской губернии. Он делился рекой Серой на две части - Посад и Заречье. Посад - торговая часть - имел 93 торговых лавки, 4 питейных, 3 кожевенных и солодовых завода. На посадских улицах стояло 165 купеческих и 200 мещанских домов. В другой части города - Заречье - возвышался Успенский монастырь, ниже по течению стояло 95 лавок, 5 питейных, 5 кожевенных и солодовых заводов, 68 купеческих и мещанских домов, 43 кузницы. Особое место в городе занимал кузнечный промысел, что нашло отражение в изображении на гербе города. Наряду с кузнечным ремеслом, традиционным для Александровского уезда, было бумаготкацкое производство. Толчком для развития промышленности стало строительство железной дороги, которая была проложена от Москвы на север через Александров. Старейшая Троицко-Александровская бумаготкацкая мануфактура была основана в 1846. Продукция александровских мануфактур пользовалась спросом на многочисленных ярмарках - Нижегородской, Ирбитской, в Москве, Харькове и др. Современный Александров - промышленный город; ведущее предприятие - радиозавод - в 1932 выпустил первую продукцию - радиоприемник «Орленок» (известен ныне телевизорами марки «Рекорд»); действует комбинат искусственных кож; имеются предприятия легкой и пищевой промышленности. В 1921 на территории бывшего Успенского монастыря был открыт историко-архитектурный и художественный музей «Александровская слобода». В 1991 Успенский женский монастырь был возрожден, на его территории продолжает действовать музей.

Архитектурные памятники Александровской слободы

В центре ансамбля возвышается дворцовый храм царской резиденции - Троицкий собор, самое грандиозное и величественное сооружение Александровской слободы. Первоначальное его название - Покровский храм, позднее был переименован. Строительство восходит к началу 16 в., правлению Василия III (см. ВАСИЛИЙ III Иванович). Мощный куб собора поставлен на высокий подклет. Некогда с трех сторон храм окружала открытая галерея. Собор был отстроен из красного кирпича и белого камня. Сохранился в первозданной красоте западный портал собора. Внутреннее убранство храма соответствует тем событиям, которые происходили здесь: пышные венчания Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный) на Анне Васильчиковой и Марфе Собакиной. Первоначальная роспись собора относится к 16 в. Несколько больших клейм южной стены повествуют об Успении Богоматери. Такой подробный изобразительный рассказ о земной жизни богородицы - редчайшее явление в русском монументальном искусстве. Южный портал собора замыкают Васильевские врата - один из шедевров русского декоративного искусства 14 в. Уникальный памятник, выполненный в технике огневого золочения, был создан новгородскими мастерами в 1336 по заказу архиепископа Новгородского Василия. В Александровскую слободу Васильевские врата попали в качестве военного трофея после похода Ивана Грозного на Новгород в 1570. По указу царя знаменитые медные двери новгородского Софийского собора были перевезены в опричную столицу и установлены в Покровском соборе (позднее переименован в Троицкий). Подгоняя двери к более узкому и не столь высокому порталу, грозненские мастера полностью перемонтировали их, «нарушив исторический порядок» размещения библейских сюжетов. В убранстве собора выделяется еще одно замечательное произведение древнерусского декоративного искусства - Тверские врата (середина 14 в.), закрывающие главный, западный, вход в храм. Предполагают, что так наз. «Тверские врата» на самом деле являются также новгородскими, из Софийского собора, как и Васильевские, и были привезены в Александровскую слободу Иваном Грозным в том же 1570 вместе с Васильевскими. Появление Тверских и Новгородских врат в главном храме царской резиденции отвечало древнему обычаю - украшать свой собор вратами из храмов побежденных городов.

Дворцовые палаты. 1513 год, ставший датой освящения дворцового храма Александровской слободы, был временем, когда, по исследованиям московского архитектора В. В. Кавельмахера, был закончен отделкой «второй после московского Кремля по величине, красоте и богатству Государев двор или дворец с тронной палатой, подклетями, погребами, множеством деревянных палат и переходов между ними». Возможно, александровский дворец копировал палаты Теремного дворца Московского Кремля. Деревянные строения дворца: избы, хоромы, столовая палата, светлицы, государева постельная изба, многочисленные сени, упоминаемые в списках разрядов свадеб царя и царевича Ивана, были уничтожены пожарами после ухода государя в Москву позднее 1581. Во второй половине 17 в. вновь созданным Успенским женским монастырем производятся достройки и перестройки дворцовых палат. С запада к домовому храму пристраивается огромная трапезная палата с нижними подклетами, звонницей и крыльцом. В обширных помещениях располагалась «Трапеза, хлебенная и поваренная», отмечал архимандрит Леонид. В слободе сохранились обширные дворцовые погреба и малые палаты с красивыми сводами и резными замковыми розетками.

Распятская церковь-колокольня (1560-1570) является архитектурной доминантой дворцового комплекса слободы. Могучая, устремленная ввысь архитектура ставит памятник в ряд выдающихся произведений русского строительного искусства. Огромный, свыше пятидесяти метров в высоту, восьмигранный столп, завершенный шатром, имеет внутри небольшую церковь. Снаружи колокольня окружена мощными пилонами, несет два яруса галерей. Оригинальность форме придают три ряда отступающих кокошников под площадкой верхнего звона. С этим памятником связана древняя легенда о холопе Никите, мечтавшем взлететь на крыльях в небеса «аки птица свободная». В 1698 к Распятской церкви-колокольне были пристроены палаты для опальной царевны Марфы, заточенной в монастырь по указанию Петра I.

Покровская церковь - еще один памятник 16 в. шатровой архитектуры на территории Александровской слободы. Древнее ядро памятника - великокняжеский домовый храм. Точная дата постройки памятника - 1509-13 (в источниках церковь появляется впервые в 1571, в свадебном разряде царевича Ивана Ивановича). Тогда она называлась Троицкой, но по окончании строительства была переосвящена. Ее престол был перенесен в соборную Покровскую церковь, а престол соборной церкви - в Троицкую. Таким образом в 16 в. два храма «поменялись» наименованиями. При церкви Троицы (позднее Покровской), как и при домовом кремлевском Благовещенском соборе на Сенях в Москве, до ее реконструкции в 1680 существовала встроенная в ее алтари специальная палатка для складывания походной казны великого князя, личная сокровищница князя. Церковь Троицы не имела каменных папертей, так как изначально была обстроена деревянными хоромами. Храм имеет сложную, «сакральную» форму с претензией на башнеобразность, шатровую и купольную одновременно. Сочетание жилых комнат, или апартаментов, с храмом сакральной формы позволяет говорить о Троицкой церкви как о семейной «домовой капелле» западного типа. Таким образом, Троицкая церковь представляет собой редчайший в типологическом отношении памятник русской дворцовой архитектуры - домовую церковь-капеллу Московского государя. По истечении длительного времени после строительства к западному фасаду храма была пристроена новая секция, состоящая, как и первые две, из погреба, подклета и палаты над ними. (Палата была разобрана в 1680) Полагают, что эта секция была построена по указу Ивана IV как церковный притвор или трапезная. Именно в слободе царь и его опричники некоторое время усиленно пародировали монастырский чин. Это могла быть, например, царская «келарская», т. е. место интимных гостевых трапез, сопровождавшихся чтением из Священного Писания. Огромный интерес представляют росписи шатра храма, выполненные также в пору пребывания в слободе Ивана Грозного. Это единственный известный в России сюжетно расписанный шатер 16 в. Изображения русских князей и мучеников вместе с ветхозаветными царями и праведниками, их духовное единство воплощали идею богоизбранности московского царя и России, на которую претендовал Иван IV.

Успенская церковь (1570, 1663-1666) - небольшая по объему, изысканных пропорций, она, как и Покровский храм, стоит на высоком подклете, под которым хорошо сохранились обширные погреба. Материалы постройки - белый камень и кирпич, характерные для всех сооружений Александровского кремля. Южный портал храма сохранил изначальную белокаменную резьбу из отдельных, красивого рисунка цветов.

В 17 в. у главного храма царской резиденции, Троицкого собора (первоначально Покровского), для нужд женского Успенского монастыря появляются пристройки: были забраны кирпичом стены галерей с севера и юга, расширены приделы. Тогда же к Покровской и Успенской церквам пристраиваются обширные, с красивым интерьером трапезные и шатровые звонницы с каменными крыльцами. Особую ценность из памятников позднего строительства, связанных с женской обителью, представляют кельи 17 в., своды которых украшены белокаменными резными замковыми розетками с орнаментом, надписями, изображением Голгофского креста. Эти кельи являются частью двухэтажного келейного корпуса, протянувшегося вдоль всей монастырской стены. Весь нижний этаж корпуса относится к 17 в. Оконный и дверные проемы венчают кокошники килевидной формы. Верхний этаж, надстроенный в 19 в., выполнен в формах казенных зданий того времени. Такой же архитектуры и Больничный монастырский корпус. Он примыкает к более ранней Сретенской церкви (конец 17 в.). Это небольшой одноглавый храм, под которым находится усыпальница сестер Петра I, царевен Марфы Алексеевны и Феодосии Алексеевны. Весь ансамбль слободы окружен высокими стенами (1670-1680) с четырьмя угловыми башнями и надвратной церковью Федора Стратилата над главным входом (1860). Три ряда бойниц и аркатурно-колончатый пояс - это лишь декоративная отделка стен, которые не имели оборонного значения, а только ограждали монастырь от мирской суеты.

В музейных экспозициях Александровской слободы хранятся удивительные произведения декоративно-прикладного искусства, книги, иконы, ткани. Среди икон имеются редкие, самобытные образцы иконописи 17-18 вв. Так, икона «Стефан Махрищский с житием» (17 в.) - единственная известная в настоящее время в русской иконописи житийная икона основателя Стефано-Махрищского монастыря, современника и ученика Сергия Радонежского (см. СЕРГИЙ Радонежский). Удивление и восхищение вызывает «Трехликая» икона (1791). Написанная на шестнадцати тончайших пластинах, закрепленных в деревянной раме под прямым углом к основной плоскости, она создает эффект чудесности, неожиданности появления трех изображений. Среди книг колоссальными размерами поражает «Евангелие напрестольное» (1689), отпечатанное на «александрийском полном листе» (61.7 x 37.1 см). Книга была издана тиражом всего 150 экземпляров. Десять из них выполнены для царской семьи. Они расписывались золотом и красками от руки. В музее хранится первое русское издание «Лествицы» (1647), выполненное на Московском печатном дворе. В коллекции музея есть несколько замечательных рукописей из библиотеки известного царского вельможи Алексея Тимофеевича Лихачева, любимца царя Федора Алексеевича (см. ФЕДОР Алексеевич). В музее можно увидеть прекрасные изделия из драгоценных металлов, а также редкие образцы драгоценных тканей восточного и западноевропейского производства (Ирана, Китая, Италии, Испании, Франции).

Полезные сервисы