МЕНДЕЛЕЕВЕЦ, -вца, МЕНДЕЛЬ, -я, м.
Студент МХТИ им. Менделеева.
- Монах, открывший законы наследственности.
- Свои 8-летние исследования на гороховой грядке он обнародовал в 1865 году на заседании общества естествоиспытателей в Брно.
- Основоположник генетики.
- Для подтверждения открытого им закона было заказано 34 сорта гороха.
- Сначала он был австрийским монахом, потом венгерским ученым, а вообще-то просто наблюдательным огородником.
Ме́ндель (Mendel) Герман (18341876), немецкий музыкальный издатель, лексикограф, писатель. Ученик И. Мошелеса, Ф. Мендельсона. Возглавлял (186268) собственную издательскую фирму. Издал «Немецкий словарь песен» (1870) и универсальный музыкальный словарь (тт. 16, 187076; тт. 711 завершены А. Реймсманом). Исследование о Дж. Мейербере и др.
МЕНДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн (1822-84) - австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (1856-63), сформулировал закономерности наследственности (см. Менделя законы).
Ме́ндель Грегор Иоганн (Mendel) (1822-1884), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (1856-63), сформулировал закономерности передачи наследственных признаков (см. Менделя законы).
* * *
МЕНДЕЛЬ Грегор Иоганн - МЕ́НДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн (1822-84), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (1856-63), сформулировал закономерности наследственности (см. Менделя законы (см. МЕНДЕЛЯ ЗАКОНЫ)).* * *
МЕ́НДЕЛЬ (Mendel) Грегор Иоганн (22 июля 1822, Xейнцендорф, Австро-Венгрия, ныне Гинчице - 6 января 1884, Брюнн, ныне Брно, Чешская Республика), ученый-ботаник и религиозный деятель, основоположник учения о наследственности (см. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ).
Трудные годы учения
Иоганн родился вторым ребенком в крестьянской семье смешанного немецко-славянского происхождения и среднего достатка, у Антона и Розины Мендель. В 1840 Мендель окончил шесть классов гимназии в Троппау (ныне г. Опава) и в следующем году поступил в философские классы при университете в г. Ольмюце (ныне г. Оломоуц). Однако, материальное положение семьи в эти годы ухудшилось, и с 16 лет Мендель сам должен был заботиться о своем пропитании. Не будучи в силах постоянно выносить подобное напряжение, Мендель по окончании философских классов, в октябре 1843, поступил послушником в Брюннский монастырь (где он получил новое имя Грегор). Там он нашел покровительство и финансовую поддержку для дальнейшего обучения. В 1847 Мендель был посвящен в сан священника. Одновременно с 1845 года он в течение 4 лет обучался в Брюннской теологической школе. Августинской монастырь св. Фомы был центром научной и культурной жизни Моравии. Помимо богатой библиотеки, он имел коллекцию минералов, опытный садик и гербарий. Монастырь патронировал школьное образование в крае.
Монах-преподаватель
Будучи монахом, Мендель с удовольствием вел занятия по физике и математике в школе близлежащего городка Цнайм, однако не прошел государственного экзамена на аттестацию учителя. Видя его страсть к знаниям и высокие интеллектуальные способности, настоятель монастыря послал его для продолжения обучения в Венский университет, где Мендель в качестве вольнослушателя проучился четыре семестра в период 1851-53, посещая семинары и курсы по математике и естественным наукам, в частности, курс известного физика К. Доплера (см. ДОПЛЕР Кристиан). Хорошая физико-математическая подготовка помогла Менделю впоследствии при формулировании законов наследования. Вернувшись в Брюнн, Мендель продолжил учительство (преподавал физику и природоведение в реальном училище), однако вторая попытка пройти аттестацию учителя вновь оказалась неудачной.
Опыты над гибридами гороха
С 1856 Мендель начал проводить в монастырском садике (шириной в 7 и длиной в 35 метров) хорошо продуманные обширные опыты по скрещиванию растений (прежде всего среди тщательно отобранных сортов гороха) и выяснению закономерностей наследования признаков в потомстве гибридов. В 1863 он закончил эксперименты и в 1865 на двух заседаниях Брюннского общества естествоиспытателей доложил результаты своей работы. В 1866 в трудах общества вышла его статья «Опыты над растительными гибридами», которая заложила основы генетики как самостоятельной науки. Это редкий в истории знаний случай, когда одна статья знаменует собой рождение новой научной дисциплины. Почему принято так считать?
Работы по гибридизации растений и изучению наследования признаков в потомстве гибридов проводились десятилетия до Менделя в разных странах и селекционерами, и ботаниками. Были замечены и описаны факты доминирования, расщепления и комбинирования признаков, особенно в опытах французского ботаника Ш. Нодена. Даже Дарвин, скрещивая разновидности львиного зева, отличные по структуре цветка, получил во втором поколении соотношение форм, близкое к известному менделевскому расщеплению 3:1, но увидел в этом лишь «капризную игру сил наследственности». Разнообразие взятых в опыты видов и форм растений увеличивало количество высказываний, но уменьшало их обоснованность. Смысл или «душа фактов» (выражение Анри Пуанкаре) оставались до Менделя туманными.
Совсем иные следствия вытекали из семилетней работы Менделя, по праву составляющей фундамент генетики. Во-первых, он создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства (какие формы брать в скрещивание, как вести анализ в первом и втором поколении). Мендель разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков, что представляло собой важное концептуальное нововведение. Во-вторых, Мендель сформулировал два основных принципа, или закона наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания. Наконец, Мендель в неявной форме высказал идею дискретности и бинарности наследственных задатков: каждый признак контролируется материнской и отцовской парой задатков (или генов, как их потом стали называть), которые через родительские половые клетки передаются гибридам и никуда не исчезают. Задатки признаков не влияют друг на друга, но расходятся при образовании половых клеток и затем свободно комбинируются у потомков (законы расщепления и комбинирования признаков). Парность задатков, парность хромосом, двойная спираль ДНК - вот логическое следствие и магистральный путь развития генетики 20 века на основе идей Менделя.
Великие открытия часто признаются не сразу
Хотя труды Общества, где была опубликована статья Менделя, поступили в 120 научных библиотек, а Мендель дополнительно разослал 40 оттисков, его работа имела лишь один благосклонный отклик - от К. Негели (см. НЕГЕЛИ Карл Вильгельм), профессора ботаники из Мюнхена. Негели сам занимался гибридизацией, ввел термин «модификация» и выдвинул умозрительную теорию наследственности. Однако, он усомнился в том, что выявленные на горохе законы имеет всеобщий характер и посоветовал повторить опыты на других видах. Мендель почтительно согласился с этим. Но его попытка повторить на ястребинке, с которой работал Негели, полученные на горохе результаты оказалась неудачной. Лишь спустя десятилетия стало ясно почему. Семена у ястребинки образуются партеногенетически, без участия полового размножения. Наблюдались и другие исключения из принципов Менделя, которые нашли истолкование гораздо позднее. В этом частично заключается причина холодного приема его работы. Начиная с 1900, после практически одновременной публикации статей трех ботаников - Х. Де Фриза (см. ДЕ ФРИЗ Хуго), К. Корренса (см. КОРРЕНС Карл Эрих) и Э. Чермака-Зейзенегга (см. ЧЕРМАК-ЗЕЙЗЕНЕГГ), независимо подтвердивших данные Менделя собственными опытами, произошел мгновенный взрыв признания его работы. 1900 считается годом рождения генетики.
Вокруг парадоксальной судьбы открытия и переоткрытия законов Менделя создан красивый миф о том, что его работа оставалась совсем неизвестной и на нее лишь случайно и независимо, спустя 35 лет, натолкнулись три переоткрывателя. На самом деле, работа Менделя цитировалась около 15 раз в сводке о растительных гибридах 1881, о ней знали ботаники. Более того, как выяснилось недавно при анализе рабочих тетрадей К. Корренса, он еще в 1896 читал статью Менделя и даже сделал ее реферат, но не понял в то время ее глубинного смысла и забыл.
Стиль проведения опытов и изложения результатов в классической статье Менделя делают весьма вероятным предположение, к которому в 1936 пришел английский математический статистик и генетик Р. Э. Фишер (см. ФИШЕР Роналд Эйлмер): Мендель сначала интуитивно проник в «душу фактов» и затем спланировал серию многолетних опытов так, чтобы озарившая его идея выявилась наилучшим образом. Красота и строгость числовых соотношений форм при расщеплении (3:1 или 9:3:3:1), гармония, в которую удалось уложить хаос фактов в области наследственной изменчивости, возможность делать предсказания - все это внутренне убеждало Менделя во всеобщем характере найденных им на горохе законов. Оставалось убедить научное сообщество. Но эта задача столь же трудна, сколь и само открытие. Ведь знание фактов еще не означает их понимания. Крупное открытие всегда связано с личностным знанием, ощущениями красоты и целостности, основанных на интуитивных и эмоциональных компонентах. Этот внерациональный вид знания передать другим людям трудно, ибо с их стороны нужны усилия и такая же интуиция.
Судьба открытия Менделя - задержка на 35 лет между самим фактом открытия и его признанием в сообществе - не парадокс, а скорее норма в науке. Так, спустя 100 лет после Менделя, уже в период расцвета генетики, подобная же участь непризнания в течение 25 лет постигла открытие Б. Мак-Клинток (см. МАК-КЛИНТОК Барбара) мобильных генетических элементов (см. МОБИЛЬНЫЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ). И это несмотря на то, что она, в отличие от Менделя, была ко времени своего открытия высоко авторитетным ученым и членом Национальной Академии наук США.
В 1868 Мендель был избран настоятелем монастыря и практически отошел от научных занятий. В его архиве сохранились заметки по метеорологии, пчеловодству, лингвистике. На месте монастыря в Брно ныне создан музей Менделя; издается специальный журнал «Folia Mendeliana».
Ме́ндель Грегор Иоганн (18221884), австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности (менделизм). Применив статистические методы для анализа результатов по гибридизации сортов гороха (185663), сформулировал закономерности передачи наследственных признаков (законы Менделя).
МЕНДЕЛЬ Грегор Иоганн (Mendel, Gregor Johann)
(1822-1884), основоположник учения о наследственности. Родился 22 июля 1822 в Хейнцендофе (Австро-Венгрия, ныне Гинчице, Чехия). Учился в школах Хейнцендорфа и Липника, затем в окружной гимназии в Троппау. В 1843 окончил философские классы при университете в Ольмюце и постригся в монахи Августинского монастыря св.Фомы в Брюнне (Австрия, ныне Брно, Чехия). Служил помощником пастора, преподавал естественную историю и физику в школе. В 1851-1853 был вольнослушателем в Венском университете, где изучал физику, химию, математику, зоологию, ботанику и палеонтологию. По возвращении в Брюнн работал помощником учителя в средней школе до 1868, когда стал настоятелем монастыря. В 1856 Мендель начал свои эксперименты по скрещиванию разных сортов гороха, различающихся по единичным, строго определенным признакам (например, по форме и окраске семян). Точный количественный учет всех типов гибридов и статистическая обработка результатов опытов, проведенных им в течение почти 10 лет, позволили ему сформулировать основные закономерности наследственности - расщепление и комбинирование наследственных "факторов". Мендель показал, что эти факторы разделены и при скрещивании не сливаются и не исчезают. Хотя при скрещивании двух организмов с контрастирующими признаками (например, семена желтые или зеленые) в ближайшем поколении гибридов проявляется лишь один из них (Мендель назвал его "доминирующим"), "исчезнувший" ("рецессивный") признак вновь возникает в следующих поколениях. Теперь наследственные "факторы" Менделя называются генами. О результатах своих экспериментов Мендель сообщил Брюннскому обществу естествоиспытателей весной 1865; год спустя его статья была опубликована в трудах этого общества. На заседании не было задано ни одного вопроса, а статья не получила никакого отклика. Мендель послал копию статьи К.Негели, известному ботанику, авторитетному специалисту по проблемам наследственности, но Негели также не сумел оценить ее значения. И только в 1900 непонятая и забытая работа Менделя привлекла к себе всеобщее внимание: сразу три ученых, Х. де Фриз (Голландия), К.Корренс (Германия) и Э.Чермак (Австрия), проведя почти одновременно собственные опыты, убедились в справедливости выводов Менделя. Закон независимого расщепления признаков, известный теперь как закон Менделя, положил начало новому направлению в биологии - менделизму, ставшему фундаментом генетики. Сам Мендель, после неудачных попыток получить аналогичные результаты при скрещивании других растений, прекратил свои опыты. До конца жизни он занимался пчеловодством, садоводством, вел метеорологические наблюдения. Умер Мендель 6 января 1884. Среди трудов ученого - Автобиография (Gregorii Mendel autobiographia iuvenilis, 1850) и ряд статей, включая Эксперименты по гибридизации растений (Versuche ber Pflanzenhybriden, в "Трудах Брюннского общества естествоиспытателей", т. 4, 1866).
ЛИТЕРАТУРА
Мендель Г. Опыты над растительными гибридами. М., 1965 Тимофеев-Ресовский Н.В. О Менделе. - Бюллетень Московского общества испытателей природы, 1965, № 4 Мендель Г., Ноден Ш., Сажрэ О. Избранные работы. М., 1968
МЕНДЕЛЬ Давид - МЕ́НДЕЛЬ Давид, см. Неандер Иоганн Август Вильгельм (см. НЕАНДЕР Иоганн Август Вильгельм)
МЕНДЕЛЬЗОН (Mendelsohn) Эрих (1887-1953) - немецкий архитектор. Сочетал поиски экспрессивных, пластически выразительных форм с функциональностью композиции (Башня Эйнштейна в Потсдаме, 1920-21).
Ме́ндельзон Эрих (Mendelsohn) (1887-1953), немецкий архитектор. Сочетал поиски экспрессивных, пластически выразительных форм с функциональностью композиции (Башня Эйнштейна в Потсдаме, 1920-21).
* * *
МЕНДЕЛЬЗОН Эрих - МЕ́НДЕЛЬЗОН (Mendelsohn) Эрих (1887-1953), немецкий архитектор. Сочетал поиски экспрессивных, пластически выразительных форм с функциональностью композиции (Башня Эйнштейна в Потсдаме, 1920-21).
- «Загсовый» композитор.
- Австралийский актёр, исполнивший роль Нолана Сорренто в фильме «Первому игроку приготовиться».
- Австралийский актёр, исполнивший роль адмирала Кренника в фильме «Изгой-один. Звёздные войны: Истории».
- 28 марта 1837 года во Французской реформатской церкви состоялось его венчание с Сесилией Жанрено, при этом по гугенотской традиции на свадьбе не было никакой музыки вообще.
МЕНДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Мозес (1729-86) - немецкий просветитель, философ-идеалист; популяризатор школы Лейбница - Х. Вольфа, защитник веротерпимости.
МЕНДЕЛЬСОН (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (1809-47) - немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии (в т. ч. "Итальянская", 1833; "Шотландская", 1842), симфоническая увертюра "Фингалова пещера" (1832), музыка к пьесе У. Шекспира "Сон в летнюю ночь" (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, "Песни без слов" (1845) для фортепиано, оратории и др.
Ме́ндельсон Мозес (Mendelssohn) (1729-1786), немецкий просветитель, религиозный философ. Интерпретировал традицию иудаизма в духе идей религии разума. Популяризатор школы Г. В. Лейбница-X. Вольфа. Друг Г. Э. Лессинга, послужил ему прототипом для драмы «Натан Мудрый» (1779). С выступления Мендельсона «Что такое Просвещение?» (1784) началась дискуссия, в которой участвовали И. Кант, И. Г. Гердер и др.
* * *
МЕНДЕЛЬСОН Мозес - МЕ́НДЕЛЬСОН (Mendelssohn) Мозес (1729-86), немецкий просветитель, философ-идеалист; популяризатор школы Лейбница - Х. Вольфа, защитник веротерпимости.
МЕНДЕЛЬСОН Мозес (Mendelssohn, Moses) (1729-1786), немецкий философ, глава берлинских просветителей, экзегет и переводчик библейских текстов, критик; иногда его называли "немецким Сократом". Родился в Дессау (Германия) 6 сентября 1729. Основы еврейской религии изучал под руководством отца, богослова Менахема Менделя, и раввина Давида Гиршеля Франкля, благодаря которому он начал заниматься изучением философии Маймонида. В 1743 Мендельсон переехал в Берлин, где изучал немецкую литературу, латынь, математику и философию, в частности учения Лейбница, Вольфа и Локка. Зарабатывал на жизнь уроками и ведением бухгалтерских книг. В 1762 женился на Фромет Гугенхайм. Наиболее известным потомком Мендельсона является его внук, композитор Феликс Мендельсон-Бартольди.
В 1754 Мендельсон познакомился с Лессингом
и другими деятелями литературы в Берлине. Годом позже вышла его первая работа Философские разговоры (Philosophische Gesprche), сразу же составившая ему репутацию философа. В том же году появилась книга по эстетике Письма об ощущениях (Briefe ber die Empfindungen). В 1763 Мендельсон был награжден Прусской академией искусств за эссе Об очевидности в метафизических науках (Abhandlung ber die Evidenz in der metaphysischen Wissenschaften, опубликовано в 1764), представленное на конкурс, в котором участвовал сам Кант. Через четыре года он опубликовал свою наиболее известную работу - Федон, или О бессмертии души (Phdon, oder ber die Unsterblichkeit der Seele, 1767), в которой рассуждал о человеке в его соотношении с Богом и предложил доказательство бессмертия человеческой души. Эта работа вовлекла его в диспут со швейцарским теологом Лафатером, который бросил вызов Мендельсону, предложив опровергнуть доказательства догматов христианства, содержавшиеся в трудах Ш.Бонне, либо встать на позиции христианства. Однако, по утверждению Мендельсона, его философские взгляды только укрепляли его религиозные представления, и он продолжал оставаться на позициях иудаизма. Известен и его спор с Якоби о спинозизме Лессинга. Мендельсон также написал работы Иерусалим, или О религиозной власти и иудаизме (Jerusalem, oder ber religise Macht und Judentum, 1783), в которой защищал принцип религиозной терпимости, а также Утренние часы (Morgenstunden, oder Vorlesungen ber das Dasein Gottes, 1785) с морально-теологическим доказательством бытия Бога и ранее, совместно с Лессингом, Поп-метафизик (Pope ein Metaphysiker, 1755) с оправданием теодицеи Лейбница. Он также перевел на немецкий язык Пятикнижие и Псалтирь, написал комментарии к некоторым библейским книгам и несколько проповедей на идише. Мендельсона обычно считают инициатором движения "еврейского просвещения". Его выступление Что такое просвещение? (Was ist Aufklrung?) в 1784 инициировало дискуссию о просвещении в конце 18 в. в Германии. Издавал вместе с Лессингом ряд журналов. Идеи Мендельсона оказали огромное влияние на развитие идей немецкого просвещения и реформированного иудаизма в 19 в. Умер Мендельсон в Берлине 4 января 1786. Среди других работ философа - О принципах изящных искусств и наук (Betrachtungen ber die Quellen und die Verbindungen der schnen Knste und Wissenschaften, 1757); О возвышенном и наивном в изящных науках (ber das Erhabene und Naive in den schnen Wissenschaften, 1758).
ЛИТЕРАТУРА
Мендельсон М. Рассуждение о духовном свойстве души человеческой. М., 1806 Мендельсон М. Федон, или О бессмертии души. СПб, 1837
Мендельсо́н Феликс - Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) (1809-1847), немецкий композитор, дирижёр, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии (в том числе «Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), увертюра (1825) и музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1829-45), для фортепиано, оратории и др.
* * *
МЕНДЕЛЬСОН Феликс - МЕНДЕЛЬСО́Н (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (1809-1847), немецкий композитор, дирижер, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Симфонии («Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1845) для фортепиано, оратории.
* * *
МЕНДЕЛЬСО́Н (Мендельсон-Бартольди) (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (полное имя (Якоб Людвиг Феликс) (3 февраля 1809, Гамбург - 4 ноября 1847, Лейпциг), немецкий композитор, дирижер, органист, пианист.
Многообещающее начало
Происходил из богатой и просвещенной еврейской семьи. Внук Мозеса Мендельсона (см. МЕНДЕЛЬСОН Мозес). В 1816 его семья перешла в лютеранскую веру, приняв вторую фамилию Бартольди. Юный Мендельсон занимался по фортепиано у ведущего берлинского педагога Л. Бергера (1777-1839), а по теоретическим предметам и композиции - у главы берлинской Певческой академии К. Ф. Цельтера (см. ЦЕЛЬТЕР Карл Фридрих). Его первые произведения появились в 1820. К середине 1820-х годов Мендельсон уже был автором ряда крупных партитур - сонат, концертов, симфоний для струнного оркестра, фортепианных квартетов, зингшпилей (см. ЗИНГШПИЛЬ); в которых он обнаружил абсолютное владение композиторским ремеслом, в том числе техникой контрапункта (см. КОНТРАПУНКТ). На творческое становление Мендельсона повлияли семейные путешествия, общение с выдающимися людьми, посещавшими салон его родителей, знакомство с поэзией Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг) (Мендельсон неоднократно встречался с ним с 1821) и с драмами Шекспира (см. ШЕКСПИР Уильям) в переводах А. В. Шлегеля (см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм). В этой атмосфере, благоприятствовавшей стремительному развитию таланта юного композитора, родились его первые шедевры: струнный Октет (1825) с призрачно-фантастическим скерцо и виртуозной финальной фугой и увертюра «Сон в летнюю ночь» (1826), в которой господствует сказочно-феерическая стихия (склонность к этой образной сфере Мендельсон сохранил до конца жизни). Дирижерский дар Мендельсона также сформировался весьма рано. В 1829 под его управлением в берлинской Певческой академии впервые после многолетнего забвения были исполнены «Страсти по Матфею» И. С. Баха (см. БАХ Иоганн Себастьян); это событие положило начало «баховскому возрождению» 19 в.
Карьера профессионального музыканта
В 1829-33 Мендельсон, путешествуя по Европе, побывал в Англии и Шотландии (1829), Италии (1830-31), Париже (1831), Лондоне (1832, 1833). Полученные впечатления отразились в наброске будущей «Шотландской симфонии», в увертюре «Гебриды» (первое исполнение в 1832, Лондон), «Итальянской симфонии» (1833, Лондон) и некоторых других произведениях. В 1833-35 Мендельсон занял должность музикдиректора в Дюссельдорфе, где основу его дирижерского репертуара составили оратории Генделя (см. ГЕНДЕЛЬ Георг Фридрих). Увлечение этим композитором сказалось в библейской оратории Мендельсона «Павел» (1836, Дюссельдорф). В 1835 Мендельсон обосновался в Лейпциге, с именем которого связаны его вершинные достижения как дирижера и организатора музыкальной жизни. Став руководителем знаменитого лейпцигского Гевандхауза (см. ГЕВАНДХАУЗ) (1835-47), Мендельсон пропагандировал музыку Баха, Бетховена (см. БЕТХОВЕН Людвиг), Вебера (см. ВЕБЕР Карл Мария фон), Берлиоза (см. БЕРЛИОЗ Гектор), Шумана (см. ШУМАН Роберт (композитор)) (с которым его связывала близкая дружба). В 1843 он основал и возглавил Лейпцигскую консерваторию (ныне Музыкальная академия им. Мендельсона). Композитор стал основателем лейпцигской школы (см. ЛЕЙПЦИГСКАЯ ШКОЛА (музыкальное направление)) , отличавшейся ориентацией на классические образцы.
В лейпцигский период
В лейпцигские годы Мендельсон сочинял главным образом во время летних каникул. Среди наиболее значительных произведений этого периода - увертюра «Рюи Блаз» (1839), окончательная редакция 2-й симфонии («Хвалебная песнь», 1840), «Шотландская симфония» (1842), Скрипичный концерт ми минор (1844), два фортепианных трио (1839, 1845). По заказу короля Пруссии была написана великолепная музыка ко «Сну в летнюю ночь» Шекспира (частично основана на материале юношеской увертюры). Несмотря на ее успех, отношения Мендельсона с берлинской элитой складывались трудно. Композитор принимал активное участие в организации Нижнерейнских и Бирмингемских музыкальных фестивалей; в Англии он пользовался особыми симпатиями публики и выезжал туда 10 раз (в 1846 и 1847 дирижировал исполнением оратории «Илия» в Бирмингеме и Лондоне). Ранняя смерть оборвала жизнь одного из самых уважаемых музыкантов Европы того времени. Мендельсон умер от инсульта в возрасте 38 лет, ненамного пережив свою горячо любимую сестру Фанни (по мужу Гензельт, 1805-1847), которая также была талантливым музыкантом.
Романтик
Мендельсон в большей степени, чем другие композиторы-романтики его поколения, ориентировался на идеалы 18 века и классицизма (см. КЛАССИЦИЗМ). В своих лучших образцах его музыка характеризуется стройностью и уравновешенностью форм, сдержанностью экспрессии, изяществом мелодических линий, рационально-экономной фактурой - качествами, которые Мендельсон воспринял от венских классиков. От Баха и Генделя он унаследовал приверженность к фуге, органу, жанрам кантаты и оратории. Вместе с тем уже к середине 1820-х годов он выработал самобытный стиль, часто черпая творческие стимулы в литературе, истории, природе, изобразительных искусствах. Именно эта опора на внемузыкальные источники вдохновения делает Мендельсона прежде всего романтиком. Его ранние опыты в оперном жанре, отмеченные сильным влиянием Моцарта (см. МОЦАРТ Вольфганг Амадей), не получили продолжения (Мендельсон до конца своих дней искал подходящий сюжет для оперы и в год смерти приступил к работе над оперой «Лорелея» на текст Э. Гайбеля). Его склонность к музыкальному театру успешнее воплотилась в ораториях, увертюре «Рюи Блаз» по В. Гюго (см. ГЮГО Виктор), музыке к «Антигоне» Софокла (см. СОФОКЛ) (1841) и ко «Сну в летнюю ночь». В выборе сюжетов для ораторий есть нечто автобиографическое: «Павел» аллегорически воспроизводит историю семьи Мендельсона, а «Илия» - историю его разногласий с берлинским обществом. Примечательны и многие другие вокальные произведения Мендельсона, в том числе кантата «Первая Вальпургиева ночь» соч. 60 (на стихи Гете, прославляющие весну) и хоровые псалмы лейпцигского периода. Его светские хоры и романсы неровны по качеству, однако среди них есть подлинные жемчужины - прежде всего романс «На крыльях песни» на слова Г. Гейне (см. ГЕЙНЕ Генрих).
Менедельсон-инструменталист
Свой путь композитора инструментальной музыки Мендельсон начал симфониями для струнного оркестра, мастерски стилизованными в манере венского классицизма. Среди пяти «настоящих» симфоний Мендельсона выделяются «Итальянская» и «Шотландская». Для воплощения духа Италии Мендельсон избрал компактную четырехчастную форму с менуэтом в качестве 3-й части и стремительным танцевальным финалом в ритме сальтарелло (итальянский быстрый танец народного происхождения). «Шотландская симфония» масштабнее и богаче контрастами; в ней более отчетливо выражено программно-изобразительное начало. Наиболее значительные программные симфонические увертюры Мендельсона - по существу, одночастные симфонические поэмы - вдохновлены образами моря [«Морская тишь и счастливое плавание» (по Гете, 1828), «Гебриды» (1832), «Прекрасная Мелузина» (по Ф. Грильпарцеру (см. ГРИЛЬПАРЦЕР Франц), 1833)]. В лучших непрограммных инструментальных опусах - таких, как Октет, некоторые квартеты, фортепианные трио, «Серьезные вариации» для фортепиано (1841) и знаменитый Скрипичный концерт - классические формальные принципы счастливо сочетаются с интимным, глубоко прочувствованным тоном. Мастерство Мендельсона-миниатюриста проявилось в его простых и вместе с тем изысканных «Песнях без слов»; эту серию фортепианных пьес - своего рода лирический дневник - композитор писал с 1829 по 1845 (всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой).
МЕНДЕЛЬСОН Феликс (Mendelssohn, Felix)
ФЕЛИКС МЕНДЕЛЬСОН.
(1809-1847), немецкий композитор, в течение своей недолгой жизни создал выдающиеся произведения почти во всех основных музыкальных жанрах. Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди родился в Гамбурге 3 февраля 1809. Его дед, философ Мозес Мендельсон, получил признание вопреки антиеврейским предрассудкам в Германии той эпохи. Отец композитора, Абрахам Мендельсон ("прежде сын своего отца, а теперь отец своего сына", как он сам говорил), был банкиром; он и его жена Лия приняли христианство, и их дети были крещены под фамилией Мендельсон-Бартольди. Феликс был вторым ребенком в семье; его старшая сестра Фанни была одаренным музыкантом. В 1812 семья переехала в Берлин. В 1817 он начал брать уроки композиции у К.Цельтера, друга Гете, и к 1820 в его портфеле накопилось довольно много сочинений, пока не слишком оригинальных, но поразительно складных для ребенка такого возраста. В 1821 Цельтер взял мальчика с собой в Веймар и представил его Гете: Феликс произвел на поэта сильное впечатление как музыкальной одаренностью, так и личным обаянием. Описание первой встречи с Гете в письме мальчика к семье может свидетельствовать о выдающемся литературном даровании юного музыканта; теми же качествами отмечены более поздние письма Феликса к Цельтеру, в которых он рассказывает о красотах Швейцарии, где проводил с семьей каникулы. Успешно прошли встречи молодого композитора с выдающимися музыкантами той эпохи, особенно с И.Мошелесом, однако отец Феликса все еще не был уверен в том, что сыну предназначено стать профессиональным музыкантом, и в 1825 он отвез мальчика в Париж, чтобы показать его Л.Керубини, крупнейшему музыкальному авторитету Франции и человеку, известному своей язвительностью и консервативными взглядами. Вопреки ожиданиям, Керубини весьма благосклонно отнесся к Феликсу и предрек ему большое будущее. К этому времени Мендельсон стал автором уже вполне самостоятельных сочинений, в том числе знаменитого Рондо-каприччиозо. В 1825 появился октет для струнных ми-бемоль мажор и в 1826 - увертюра к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (Sommernachtstraum) - настоящие шедевры, самые яркие образцы творчества композитора. Мендельсон успешно выступал как пианист и приобрел некоторый дирижерский опыт. Четвертая опера Мендельсона Свадьба Камачо (Die Hochzeit des Camacho) была поставлена в Берлине в 1827; успех она имела средний в сравнении с теми восторженными похвалами, к которым автор привык с детства, и Мендельсон тяжело переживал нападки критики. Настоящий триумф пришел к нему спустя два года, когда он продирижировал в Лейпциге Страстями по Матфею И.С.Баха - первым исполнением сочинения после смерти композитора. Через несколько недель он впервые посетил Англию, где приобрел множество друзей и выступил весьма успешно как на музыкальном, так и на общественном поприще. Мендельсон побывал также в Шотландии и в Уэльсе. В конце года он вернулся в Берлин, но вскоре возобновил странствия. В 1830 он посетил Рим, где встретился с Берлиозом и начал работу над двумя симфониями - Четвертой ля мажор (Итальянской, 1833) и Третьей ля минор (Шотландской, 1842); в 1832 снова побывал в Париже, где приобрел новых друзей (среди них - Шопен). Разочарование принесла премьера Пятой симфонии ре мажор (Реформационной) в 1831. Вскоре Мендельсон принял должность музик-директора Дюссельдорфа, но в результате конфликтов и интриг вынужден был уйти; в 1835 он получил пост руководителя лейпцигского оркестра Гевандхаус. В конце 1835 внезапно скончался отец композитора. От этого потрясения Мендельсон долго не мог оправиться; прийти в себя помогли работа над ораторией Св. Павел (1836) и поездка на каникулы во Франкфурт, где состоялась его встреча с Сесилией Жанрено, которая через два года стала женой композитора. Их брак был счастливым: мягкость характера и здравый смысл Сесилии великолепно сочетались с динамичной, импульсивной натурой Феликса. Оставшиеся годы своей жизни Мендельсон провел главным образом в Германии и Англии; в 1843 с триумфом прошла премьера оратории Илия на Бирмингемском фестивале. В Германии деятельность Мендельсона распределялась между Берлином и Лейпцигом. Руководство музыкальным отделением берлинской Академии искусств принесло композитору разочарование, однако он с живейшим интересом занимался организацией консерватории в Лейпциге. После поездки в Англию в 1847 он вернулся в Германию совершенно обессиленным. В довершение пришло известие о смерти любимой сестры Фанни.
Умер Мендельсон в Лейпциге 4 ноября 1847.
ТВОРЧЕСТВО
Оркестровые сочинения. Ранее всего индивидуальность композитора проявилась в инструментальной музыке, и в конечном счете оркестровые сочинения Мендельсона оказались самой долговечной частью его творческого наследия. Увертюры Сон в летнюю ночь и Гебриды, или Фингалова пещера (Hebrides, oder Die Fingalshhle, первая редакция 1830, вторая 1832) - безусловные шедевры, блестящие по оркестровому письму, самобытные по тематическому материалу и в смысле драматургии гораздо более интересные, чем подавляющая часть более поздних опусов. Не уступают им увертюры Морская тишь и счастливое плавание (Meerstille und die glckliche Fahrt, 1832) и Сказка о прекрасной Мелузине (Das Mrchen von der schnen Melusine, 1833). Симфонии Мендельсона не столь ровны. Ранняя симфония до минор (1824) удачна по форме, но не оригинальна; Реформационная и Шотландская претендуют на большее, и в них сильнее сказывается личность автора. В обеих немало отличной музыки (особенно в двух первых частях Шотландской), но в целом они не соответствуют заявленной крупной симфонической концепции. Лучшая из симфоний, несомненно, Итальянская: она проникнута весельем, но при этом по-настоящему лирична. Мендельсон первым отказался от начального tutti при сочинении инструментальных концертов; в этом жанре у него можно найти произведения разного качества. Менее интересны два фортепианных концерта (Первый, соль минор, 1831 и Второй, ре минор, 1837), зато скрипичный концерт ми минор (1844), последнее большое оркестровое сочинение композитора, до сих пор сохраняет свежесть и очарование.
Камерные жанры. Лучшим камерно-инструментальным сочинением композитора стал ранний струнный октет ми-бемоль мажор - роскошная партитура для ансамбля, дающего возможность наслаждаться красотой звучания. И это не удивительно, ведь Мендельсон блестяще владел всеми возможностями оркестра. Струнные квартеты композитора иногда вызывают желание услышать их в оркестровом переложении, но и они содержат немало прекрасной музыки. Ранние квартеты ми-бемоль мажор (1829) и ля мажор (1827) интересны по форме; последний квартет фа минор, написанный вскоре после кончины любимой сестры композитора, отмечен необычной и глубоко трогающей выразительностью. Из двух струнных квинтетов Мендельсона ранний, ля-мажорный (первая редакция 1826, вторая 1832) - восхитительное сочинение, в позднем, си-бемоль-мажорном квинтете (1845) композитор как бы пытается вернуться, и не особенно удачно, к восторженному настроению струнного октета. Среди камерно-инструментальных ансамблей с фортепиано - два трио (ре минор, 1839; до минор, 1845) и две сонаты для виолончели и фортепиано (си-бемоль мажор и ре мажор); в этих сочинениях виртуозность фортепианной партии доведена до пределов возможного, и звучат они очень эффектно. Фортепианная музыка Мендельсона содержит немало превосходных страниц. Наиболее содержательны Серьезные вариации ре минор (Variations srieuses, 1841) и цикл из шести прелюдий и фуг; этот цикл отличается напряженностью развития и доказывает, что в зрелом возрасте Мендельсон обладал редким для 19 в. умением, не впадая в архаичность, сочинять полифонические пьесы. Соната ми мажор (1826) и фантазия фа-диез минор (1833) - прекрасные и незаслуженно редко исполняемые сочинения; хороши также пьесы в жанре скерцо и, конечно, Песни без слов: несмотря на некоторую сентиментальность, другие образцы этого жанра пленяют редкой красотой, и в целом мендельсоновские Песни без слов гораздо разнообразнее, чем обычно полагают. Среди органных произведений - прелюдии и фуги и шесть сонат, некоторые из них представляют значительный интерес. В области вокальной музыки важным достоинством Мендельсона является приятная, легко текущая мелодика, однако эмоциональный диапазон его сочинений ограничен, кроме того, у него не было того интуитивного ощущения поэтического слова, которое отличает великих мастеров вокального письма. Все песни и хоры Мендельсона представляют собой крепкую в профессиональном смысле музыку, но лишь немногие из них (например, Новая любовь, Песня ведьм, Ночная песнь) выделяются на несколько монотонном фоне. Среди ораторий Мендельсона самая удачная, несомненно, Илия: в ней, особенно в первой части, есть по-настоящему выразительные драматические эпизоды. Оратория Св. Павел, красивая в отдельных фрагментах, менее жизнеспособна как целое, а симфония-кантата Хвалебный гимн (1840) есть не что иное, как неудачная попытка вступить в соревнование с финалом Девятой симфонии Бетховена. Среди разнообразных произведений на тексты псалмов наиболее удачен Псалм 94; яркая, волнующая музыка - кантата на текст Гете Первая Вальпургиева ночь (первая редакция 1832; вторая 1843). Ранняя опера Свадьба Камачо написана живо, но ей недостает оригинальности; зингшпиль Сын и странник (1847) - восхитителен. Однако, лучшим сценическим произведением Мендельсона остается его музыка к комедии Шекспира Сон в летнюю ночь (1842), которая замечательно соответствует по духу написанной ранее увертюре.
ЛИТЕРАТУРА
Мейлих Е. И., Ф. Мендельсон-Бартольди. Л., 1973
Мендельсон, Мендельсон-Бартольди, Якоб Людвиг Феликс
(Mendelssohn-Bartholdy, Felix) (1809 - 1847)
Немецкий композитор, дирижер, пианист, органист. 1843 - основал первую немецкую консерваторию (Лейпциг). Являлся представителем немецкого музыкального романтизма.
Афоризмы, цитаты
Время летит стрелой, хотя минуты ползут.
Мендельсо́н, Мендельсон-Бартольди (Mendelssohn-Bartholdy) Феликс (18091847), немецкий композитор, дирижёр, пианист и органист. Основатель первой немецкой консерватории (1843, Лейпциг). Представитель немецкого музыкального романтизма. Основоположник так называемой лейпцигской композиторской школы. Симфонии (в том числе «Итальянская», 1833; «Шотландская», 1842), симфоническая увертюра «Фингалова пещера» (1832), музыка к пьесе У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» (1825), концерты для скрипки, для фортепиано с оркестром, «Песни без слов» (1829) для фортепиано, оратории и др.