МЕТОДИК (греч.). Человек, строго придерживающийся известного способа преподавания, обучения.
методика
Толковый словарь
ж.
1. Научная дисциплина о методах преподавания чего-либо.
2. Совокупность методов обучения чему-либо и приёмов выполнения чего-либо.
МЕТО́ДИКА - сущ., ж., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? мето́дики, чему? мето́дике, (вижу) что? мето́дику, чем? мето́дикой, о чём? о мето́дике; мн. что? мето́дики, (нет) чего? мето́дик, чему? мето́дикам, (вижу) что? мето́дики, чем? мето́диками, о чём? о мето́диках
1. Методикой какой-либо или чего-либо называют ряд приёмов, которые используются в какой-либо практической деятельности.
Авторская методика. | В клинике широко применяется целый ряд уникальных методик микрохирургического лечения.
2. В педагогике методикой называют особый раздел, который занимается разработкой принципов и приёмов преподавания учебных предметов, воспитания кого-либо.
Методика преподавания иностранных языков. | Новая методика преподавания уже опробована и полностью себя оправдала.
Толковый словарь Ушакова
МЕТО́ДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему-нибудь или выполнения какой-нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела.
Толковый словарь Ожегова
МЕТО́ДИКА, -и, жен.
1. Наука о методах преподавания.
2. Совокупность методов обучения чему-н., практического выполнения чего-н. М. опытов.
| прил. методический, -ая, -ое.
Популярный словарь
Методика
-и, ж.
1) Совокупность методов и приемов целесообразного проведения, практического выполнения какой-л. работы.
Методика научного исследования.
Методика описания терминов родства.
2) Наука о методах преподавания той или иной дисциплины.
Методика преподавания иностранного языка в вузах.
Родственные слова:
методи́ческий
Этимология:
От немецкого Methodik (← лат. methodice ← греч. methodikē ‘часть грамматики, описывающая правила речи’).
Культура речи:
Не смешивать с существительным методоло́гия, употребляющимся в значении ‘способ научного познания, совокупность приемов исследования, применяемых в той или иной науке’. Методология исторической науки.
Словарь существительных
МЕТО́ДИКА1́, -и, ж, чего. Раздел педагогики, изучающий способы, приемы преподавания какого-л. предмета, воспитания кого-л.
Методика преподавания русского языка в школе.
МЕТО́ДИКА2́, -и, ж
Совокупность способов, методов, приемов практического выполнения чего-л.
Методика научного исследования.
Энциклопедический словарь
МЕТО́ДИКА -и; ж. [от греч. methodikē - правила речи] чего.
1. Совокупность методов, приёмов практического выполнения чего-л. М. научного исследования. М. сварки труб большого диаметра.
2. Раздел педагогики, рассматривающий методы преподавания учебных предметов, воспитания кого-л. М. преподавания истории. М. дошкольного воспитания.
◁ Методи́ческий (см.).
Академический словарь
-и, ж.
1. Совокупность методов, приемов практического выполнения чего-л.
Методика научного исследования.
2. Учение о методах преподавания той или иной науки.
Орфографический словарь
Словарь ударений
Формы слов для слова методика
мето́дика, мето́дики, мето́дик, мето́дике, мето́дикам, мето́дику, мето́дикой, мето́дикою, мето́диками, мето́диках
Синонимы к слову методика
Тезаурус русской деловой лексики
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Глагольная сочетаемость
использовать методику => использование
используется методика => пассив на -ся, использование
методика позволяет => возможность, субъект, модальность
описать методику => вербализация
предложить методику => демонстрация
разработать методику => существование / создание
Методические термины
МЕТО́ДИКА (от греч. methodikē).
1. Педагогическая наука, теория обучения той или иной дисциплине.
2. Совокупность форм, методов и приемов работы учителя, т. е. «технология» профессионально-практической деятельности преподавателя.
3. Теоретический курс, учебная дисциплина, читаемая в университетах и пединститутах. Применительно к обучению неродному языку М. - наука, исследующая цели, содержание, методы, средства, организационные формы обучения, а также способы учения и воспитания на материале изучаемого языка. Будучи педагогической наукой, М. имеет признаки, присущие любой науке, а также особенности, обусловленные сущностью предмета этой науки (в нашем случае - иностранного языка). Применительно к преподаванию языка принято разграничивать общую М. - занимается изучением закономерностей процесса обучения языку независимо от условий обучения; частную М. - исследует закономерности и особенности процесса обучения языку применительно к конкретным условиям и контингенту обучения; специальную М. - исследует особенности обучения конкретному виду речевой деятельности, аспекту языка либо компоненту системы обучения.
Словарь иностранных слов
МЕТОДИКА (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам.
Сканворды для слова методика
Полезные сервисы
методика выборки
Лингвистические термины
Методика, применяемая в случае, когда генеральная совокупность индивидов труднообозрима.
Выделяются следующие разновидности выборок:
1) квотная пропорциональная;
2) целевая;
3) вероятностная выборка;
4) случайная выборка;
5) кластерная;
6) стратифицированная;
7) многоступенчатая выборка.
Понятия лингвистики
Методика, применяемая в случае, когда генеральная совокупность индивидов труднообозрима.
Выделяются следующие разновидности выборок:
1) квотная пропорциональная;
2) целевая;
3) вероятностная выборка;
4) случайная выборка;
5) кластерная;
6) стратифицированная;
7) многоступенчатая выборка.
Социолингвистика
В случаях, когда генеральная совокупность (множество индивидов, чьи языковые особенности являются объектом конкретного социолингвистического исследования) труднообозрима, исследователи прибегают к отбору некоторых типичных представителей генеральной совокупности, формируют выборочную совокупность, или выборку. В отношении изучаемых явлений выборка должна быть репрезентативной для всей генеральной совокупности.
Если при выборке соблюдаются характерные для генеральной совокупности соотношения лиц с определенными наборами тех социальных параметров, что признаны значимыми для исследования, то такая выборка называется квотной пропорциональной выборкой, а соответствующие параметры - связанными. При целевой выборке исследователь привлекает ограниченное число информантов, прибегая иногда к контрольным проверкам языковых фактов у других носителей языка. Целевой выборке противостоят различные виды вероятностных выборок. Наиболее точной, но и наиболее трудоемкой является так называемая случайная выборка. При соблюдении требования простой случайной выборки, из полного списка всех элементов генеральной совокупности выбирают необходимое число элементов при помощи таблиц случайных чисел. Размеры выборки зависят от степени разнообразия единиц, образующих генеральную совокупность. Если все элементы абсолютно одинаковы, то и выборка может быть малой, напротив, чем выше неоднородность генеральной совокупности, тем больше должно быть выборочное отношение (численное соотношение выборки и генеральной совокупности). При кластерной выборке генеральную совокупность разбивают на территориальные кластеры с последующей выборкой индивидов в пределах кластеров. При стратифицированной случайной выборке генеральная совокупность подразделяется на определенные страты. Так, напр., среди носителей русского литературного языка выделяются такие страты, как журналисты и писатели, служащие, студенты-филологи, промышленные рабочие со средним образованием и др.
При стратифицированной выборке гораздо проще соблюсти принцип пропорционального представления в ней квот с необходимыми наборами социальных параметров. Для упрощения процесса подбора индивидов, подлежащих изучению, различные типы выборок могут совмещаться в многоступенчатую выборку. Многоступенчатые выборки особенно эффективны, если необходимо создать представительную выборку, элементы которой различаются по многим значимым параметрам.
♦ методы сбора социолингвистических данных
См. также: Методы анализа социолингвистических данных, Методы многомерного статистического анализа, Методы сбора социолингвистических данных, Совокупность, Репрезентативность выборки
Полезные сервисы
методика или методология
методика исследования
Лингвистические термины
1) Метод (прием) исследования.
2) Процедура применения того или иного метода-приема.
Второе значение наиболее правильное, так как один и тот же прием может использоваться разными методиками.
Различия в методике исследования зависят от разных причин:
1) от аспекта исследования;
2) от разного логического и общенаучного пути (например, индуктивного и дедуктивного);
3) от процедуры исследования;
4) техники исследования;
5) от способа описания и т.п.
Например, прием количественного изучения используется в различных методиках:
1) когда мы делаем приблизительные подсчеты;
2) когда мы пользуемся аппаратом статистики.
Трансформационная методика будет различной:
1) когда мы пользуемся ею при сравнительно-историческом и дескриптивном (описательном) изучении языка;
2) когда она реализует логико-математический прием трансформаций и прием стилистического эксперимента;
3) когда анализируются вторичные модели и сравниваются синонимические средства языка.
Методика охватывает все этапы исследования:
1) наблюдение и сбор материала;
2) установление единиц и их свойств, которые необходимо проанализировать;
3) выбор единиц анализа и способ описания;
4) определение самого приема анализа;
5) характер интерпретации;
6) аспект исследования.
Самый эффективный метод или прием анализа может не дать нужных результатов без верной методики исследования, так как важен не только сам метод-прием, но и мастерство применения того или иного метода.
Полезные сервисы
методика обучения иностранным языкам
Методические термины
МЕТО́ДИКА ОБУЧЕ́НИЯ ИНОСТРА́ННЫМ ЯЗЫКА́М.
1. Совокупность методов, способов, приемов обучения, направленных на овладение иностранным языком. Различают общую М. о. и. я. - занимается изучением общих закономерностей и особенностей процесса обучения иностранному языку независимо от того, о каком изучаемом языке идет речь, и частную М. о. и. я. - обучение определенному языку в конкретной языковой аудитории. М. о. и. я. опирается на данные базовых наук (педагогики, психологии, лингвистики, культурологии) и смежных наук (литературы, географии, истории страны изучаемого языка, лингвостатистики, теории коммуникации, теории информации, социолингвистики, логики и др.). М. о. и. я. учитывает положения о единстве языка и мышления, языка и общества, о формах познания действительности. В современной теории и практике обучения иностранным языкам предлагается разграничивать два термина: лингводидактика, который трактуется как общая теория обучения языку, раскрывающая ее методологические основы, и методика, которая характеризует процесс обучения конкретному языку в конкретных условиях его преподавания (частная методика) либо раскрывает закономерности обучения языку (группе языков) вне конкретных условий его изучения (общая методика).
Такое разграничение двух терминов позволяет говорить о лингводидактических основах обучения языку и методических основах такого обучения, разграничивая объект и предмет исследования в каждой из названных областях знаний. Вопрос о том, является ли методика самостоятельной научной дисциплиной, в настоящее время решается однозначно. Методика - это самостоятельная научная дисциплина, так как имеет свой объект исследования (процесс обучения языку), свой предмет исследования (совокупность знаний о процессе обучения в виде различных теорий обучения и методических рекомендаций), свой понятийный аппарат в виде системы терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний, свой предмет обучения - язык, являющийся одновременно и целью обучения и средством овладения культурой страны изучаемого языка и формирования профессиональной компетенции.
2. Научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой - теорией обучения конкретному учебному предмету. Применительно к обучению языку М. о. и. я. - это наука о законах и правилах обучения языку и способах овладения и владения языком. Более развернутое определение методики как научной дисциплины следующее: это наука, исследующая закономерности, цели, содержание, средства, приемы, методы, организационные формы обучения языку, приемы ознакомления с культурой страны изучаемого языка, а также способы учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения. Как в первом, так и во втором, более развернутом, определении преподаватель имеет дело с четырьмя основополагающими понятиями, составляющими суть содержания термина «методика»: обучение, овладение, владение языком и воспитание средствами языка (Гальскова, 2000; Общая методика..., 1967; Щукин, 2008).
Полезные сервисы
методика обучения иностранным языкам частная
методика параллельного изучения
методика перевода
Переводоведческий словарь
методика перевода
1. Совокупность методов, приемов практической деятельности переводчика, полученных в результате обучения этой деятельности.
2. Совокупность методов обучения обработки информации в двуязычной ситуации.
3. Совокупность научно обоснованных и проверенных на практике правил, способов выполнения процесса перевода текстов.
4. См. техника перевода, практика перевода.