Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

мошковская эмма эфраимовна

Энциклопедический словарь

МОШКОВСКАЯ Эмма Эфраимовна - МОШКО́ВСКАЯ Эмма Эфраимовна (15 апреля 1926-1981), русская детская писательница.

Родилась в семь служащих. В 1954 окончила Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Работала в Архангельской филармонии, затем училась в оперно-хоровой студии при Московской консерватории. В 1961 опубликовала свои первые стихи в журналах «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый», получив положительные отзывы от С. Я. Маршака (см. МАРШАК Самуил Яковлевич) и К.И. Чуковского (см. ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович). В 1967 стала членом Союза писателей (см. СОЮЗ ПИСАТЕЛЕЙ СССР).

Автор сборников «Дядя Шар» (1969), «Жадина» (1963), «Не пора ли на урок?» (1963), «Слушай дождик!» (1964), «Люблю, когда утро» (1964), «Сто ребят - детский сад» (1965), «Земля кружится!» (1966), «Дом построили для всех» (1970); «Хорошие вести», опубликован в 1982; «Дедушка дерево», опубликован в 1986. Стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний, неоднократно переиздавались, были переведены на разные языки мира. Благодаря музыкальности и ритмичности многие из них стали песнями («Двойка», «Окно», «Тараторы»). Писала рассказы, делала переводы.

Большой энциклопедический словарь

МОШКОВСКАЯ Эмма Эфраимовна (1926-81) - русская детская писательница. Стихи, тонко передающие мироощущение ребенка, оттенки детских переживаний (сборники "Дядя Шар", 1962; "Слушай, дождик!", 1963; "Сто ребят - детский сад", 1965; "Дом построили для всех", 1970; "Хорошие вести", опубликован в 1982; "Дедушка дерево", опубликован в 1986). Сказки, рассказы, переводы.

Полезные сервисы

мошковский (moszkowski) мауриций

Большой энциклопедический словарь

МОШКОВСКИЙ (Moszkowski) Мауриций (Мориц) (1854-1925) - польский пианист, композитор и педагог. С 1897 жил в Париже. Представитель салонного виртуозного направления. Фортепианные пьесы, в т. ч. концертные этюды, и др. Среди учеников - И. Гофман.

Полезные сервисы

мошковский (moszkowski) мауриций (мориц)

Большой энциклопедический словарь

Мошко́вский (Moszkowski) Мауриций (Мориц) (1854—1925), польский пианист, композитор, педагог. Ученик Т. Куллака. С 1897 жил в Париже. Представитель салонного виртуозного исполнительства. Фортепианные пьесы, в том числе концертные этюды, и др.

Полезные сервисы

мошковский мауриций

Энциклопедический словарь

МОШКОВСКИЙ Мауриций - МОШКО́ВСКИЙ (Moszkowski) Мауриций (Мориц) (1854-1925), польский пианист, композитор и педагог. С 1897 жил в Париже. Представитель салонного виртуозного направления. Фортепианные пьесы, в т. ч. концертные этюды, и др. Среди учеников - И. Гофман.

Энциклопедия Кольера

МОШКОВСКИЙ, МОРИЦ

(Moszkowski, Moritz)

(1854-1925), польский пианист и композитор. Родился 23 августа 1854 в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша). Преподавал игру на фортепиано в Берлинской новой музыкальной академии (т.н. Академии Куллака), затем переехал в Париж (1897). Автор оперы Боабдил (Boabdil, 1892), балета Лаурин (Laurin, 1896), Скрипичного концерта, симфонической поэмы Жанна д'Арк (Jeanne d'Arc), Фортепианного концерта, двух оркестровых сюит, трех пьес для виолончели и множества сочинений для фортепиано в две и в четыре руки (в том числе двух тетрадей Испанских танцев). Мошковский много выступал с концертами как пианист-виртуоз и как дирижер.

Умер Мошковский в Париже 4 марта 1925.

Полезные сервисы

мошковский мауриций (мориц)

Энциклопедический словарь

Мошко́вский Мауриций (Мориц) (Moszkowski) (1854-1925), польский пианист, композитор и педагог. С 1897 жил в Париже. Представитель салонного виртуозного направления. Фортепианные пьесы, в том числе концертные этюды, и др. Среди учеников - И. Гофман.

Полезные сервисы

мошковский яков давидович

Энциклопедический словарь

МОШКОВСКИЙ Яков Давидович - МОШКО́ВСКИЙ Яков Давидович (1905-39), один из организаторов советского парашютного спорта, майор. С 1931 в Осоавиахиме, в 1933-38 начальник Высшей парашютной школы. С 1938 начальник спортотдела Центрального комитета Осоавиахима. Один из организаторов массовых парашютных прыжков, сам прыгал 502 раза. Участник высадки экспедиции И. Д. Папанина (см. ПАПАНИН Иван Дмитриевич) на Северный полюс (1937). Погиб, выполняя показательный прыжок.

Большой энциклопедический словарь

МОШКОВСКИЙ Яков Давидович (1905-39) - Один из организаторов советского парашютного спорта, майор. С 1931 в Осоавиахиме, в 1933-38 начальник Высшей парашютной школы. С 1938 начальник спортотдела Центрального комитета Осоавиахима. Один из организаторов массовых парашютных прыжков, сам прыгал 502 раза. Участник высадки экспедиции И. Д. Папанина на Северный полюс (1937). Погиб, выполняя показательный прыжок.

Полезные сервисы

турина хоакин

Энциклопедический словарь

Тури́на Хоакин (Turina) (1882-1949), испанский композитор, пианист, дирижёр. Ученик М. Мошковского, В. д’Энди. Представитель так называемой новой испанской школы. Оперы «Марго» (1914), «Сад Востока» (1923), симфонические поэмы, «Севильская симфония» (1920), инструментальная музыка (для фортепиано, гитары, органа). Был дирижёром спектаклей Русского балета С. П. Дягилева.

Полезные сервисы

вайнонен василий иванович

Энциклопедический словарь

Вайно́нен Василий Иванович (1901-1964), балетмейстер, заслуженный артист РСФСР (1939). Работал в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова, Большом театре. Поставил «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева (1932), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1934), «Мирандолина» С. Н. Василенко (1949). Государственная премия СССР (1947, 1949).

* * *

ВАЙНОНЕН Василий Иванович - ВАЙНО́НЕН Василий Иванович [8 (21) февраля 1901, Санкт-Петербург - 23 марта 1964, Москва], российский танцовщик и балетмейстер. Заслуженный артист РСФСР (1939). Сталинская премия (1947, 1949).

Окончил Петроградское хореографическое училище (педагог В. И. Пономарев). В 1919-38 - солист Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова, где исполнял характерные и гротесковые партии: Арап («Петрушка» И. Ф. Стравинского), Паяц («Фея кукол» И. Байера), Сатир («Времена года» А. К. Глазунова). В этом же театре в 1930 поставил совместно с двумя другими балетмейстерами балет «Золотой век» Д. Д. Шостаковича. Самая значительная работа Вайонена - решенный в жанре героической драмы балет «Пламя Парижа» Б. Ф. Асафьева (1932; новая редакция - 1936), возрождающий эпические картины Великой французской революции.

В 1935-39 работал в качестве балетмейстера Ленинградского театра им. Кирова. Поставил балеты: «Партизанские дни» (1937), «Милица» (1947) - оба Асафьева, «Раймонда» Глазунова (1938), «Щелкунчик» П. И. Чайковского (1934; новая редакция в 1954), до сих пор с успехом идущий на той же сцене. В «Щелкунчике» подлинным шедевром постановщика стала сцена «Снежинок», где гармоничное слияние музыки и танца создавало сказочную атмосферу зимнего леса.

В 1946-50 и 1954-58 годы Вайонен был балетмейстером Большого театра, где поставил «Мирандолину» С. Н. Василенко (1949), «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (1957). Балетмейстер обращался и к миниатюрам (одна из наиболее известных работ в этом жанре - виртуозный «Вальс» на музыку М. Мошковского). Па-де-де из его «Пламени Парижа» и «Щелкунчика» вошли в программу классических произведений на Международных балетных конкурсах.

Полезные сервисы

этюд

Гуманитарный словарь

ЭТЮ́Д (франц. étude - изучение) - 1) Произв., выполненное с натуры с целью ее наиб. тщательного изучения, в качестве подготовит. материала для картины, гравюры, рис., скульптуры и пр. Э., как правило, конкретизирует общий замысел произв., по нему можно судить о процессе воплощения окончат. варианта (напр., В. Суриков, Э. к "Утру стрелецкой казни", "Меншикову в Березове" и т. д.). Э. может быть и самостоят., самоценным худож. произв. (этюды А. Иванова, К. Коровина, В. Серова и пр.).

2) Инструмент. муз. пьеса инструктивного или концертного характера, построенная на фигурации и направленная на развитие, а также демонстрацию опред. технич. навыка игры; отличается, как правило, единством фактуры. Возник в нач. 19 в. в связи со становлением виртуозного стиля в исполнительстве.

В широком смысле слова Э. связан с овладением исполнит. мастерством. В старинной музыке его функцию могли выполнять иные жанры (ср. оригинальные названия сонат Д. Скарлатти "Ecsercizi" или "Klavierbung" И. С. Баха).

Инструктивные Э. являются обя-зат. компонентом обучения музыканта-инструменталиста. С 19 в. по сей день популярны в муз. педагогике, в т. ч. русской, сборники Э. И. Крамера, М. Клементи, К. Черни, М. Мошковского для фортепиано, Р. Крейцера для скрипки, П. Роде для виолончели. "24 каприса для скрипки соло" (1801-07) Н. Паганини стимулировали развитие жанра художеств., концертного Э. в творчестве Р. Шумана, Ф. Листа, Ф. Шопена, К. Дебюсси. В рус. музыке этот жанр связан с именами А. Г. Рубинштейна, С. М. Ляпунова, А. С. Аренского, А. Н. Скрябина, С. В. Рахманинова ("Этюды-картины") и с расцветом рус. фортепианной школы. Не-многочисл. Э. И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича демонстрируют поиск нового, антиромантического подхода к фп. Стравинский создал также Э. для пианолы, Четыре Э. для оркестра.

Полезные сервисы