I мн.
Высохшие мумифицировавшиеся останки - иногда отдельные кости - человека, считающиеся христианской церковью нетленными, святым, известные чудотворениями и являющиеся объектом поклонения (в православии и католичестве).
II мн. разг.; = моща́
I мн.
Высохшие мумифицировавшиеся останки - иногда отдельные кости - человека, считающиеся христианской церковью нетленными, святым, известные чудотворениями и являющиеся объектом поклонения (в православии и католичестве).
II мн. разг.; = моща́
1. Высохшие, мумифицировавшиеся вследствие пребывания в сухой почве остатки человеческого тела, выдаваемые церковью (преим. православной и католической) за "нетленные останки" т.н. святых с целью религиозного обмана. С культом мощей связаны всевозможные фальсификации (куклы из ваты, восковые фигуры и т.п.).
2. перен. Об очень исхудалом человеке (разг. шутл.; срн. моща).
• Живые мощи (разг.) - то же, что мощи во 2 знач.
МО́ЩИ, -ей. Высохшие останки людей, почитаемые церковью святыми и чудотворными.
Живые мощи (разг.) об очень исхудалом человеке.
1) Высохшие, мумифицировавшиеся останки человека, почитаемого церковью святым, имеющие, по суеверным представлениям, чудодейственную силу.
В домовой церкви, где кругом почиют мощи хладным сном, с короной, с княжеским гербом воздвиглась новая гробница (Пушкин).
2) перен., разг. Об очень худом, изможденном человеке.
коще́й (разг.), скеле́т (разг.)
Заимствовано из старославянского языка, в котором является формой множественного числа к существительному мошть. То же слово, что и мощь ‘сила’, ‘могущество’. Церковный термин с течением времени стал распространяться во множественном числе, обозначая: ‘силы, способные совершать чудеса’.
Энциклопедический комментарий:
По учению православной церкви, нетленными являются останки лиц, особо угодивших Богу. Наукой установлено, что при определенных условиях (сухой воздух, низкая температура и др.), в которых не развиваются гнилостные бактерии, трупы могут сохраняться длительное время, не разлагаясь. Известно немало случаев естественной мумификации. Объявляя подобные явления чудом, церковь использует культ мощей для укрепления веры в святых. Культ мощей широко культивируется в католицизме. В протестантизме он отвергается.
1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по представлениям верующих) чудодейственную силу.
2. Разг. Об очень худом, измождённом человеке. Ходячие м. Живые м.
* * *
мо́щи - останки людей, подвергшиеся естественной мумификации, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса. Объект поклонения у православных и католиков.
* * *
МОЩИ - МО́ЩИ, останки христианских святых, не подвергшиеся тлению после смерти. Почитание мощей и их фрагментов существовало с первых веков христианства. Оно основывается на представлении о теле как о храме божьем. Сохранилось в католичестве и православии.
МОЩИ - останки людей, подвергшиеся естественной мумификации и объявляемые духовенством чудотворными и нетленными. Объект поклонения у православных и католиков.
-е́й, мн.
1. Высохшие, мумифицировавшиеся останки людей, почитаемых церковью святыми, имеющие (по суеверным представлениям) чудодейственную силу.
2. разг.
Об очень худом, изможденном человеке.
◊
МО́ЩИ - 1) Останки почитаемых христ. церковью святых, чаще всего костные, независимо от их физич. сохранности. Церковное почитание М., занимающее важное место в жизни приверженцев православия и католичества (протестантизм его отвергает), строится на тех же богословских аргументах, что и почитание икон.
Начало почитания М., восходящее к эпохе гонений на христиан, первонач., видимо, было связано с заботой об останках мучеников, подвергавшихся иногда намеренному уничтожению (сохр. сведения сер. 2 в.). Сохранение М. мученика становилось знаком его реального пребывание в церк. общине. Поэтому и чудесное "обретение" М. святого воспринималось как появление заступника, посланного Богом данной общине. Развитию культа М. способствовал обычай торжеств. их перенесения (зафиксированный с сер. 4 в.), при к-ром монастырь или город обретал своего патрона и покровителя. Он приобрел особую значимость в связи с древним обычаем строить храмы на М. святых, утвержденным в качестве закона постановлением 7-го Вселенского собора (787). Позднее частицы М. стали вкладывать в престол, а в рус. традиции - зашивать в антиминс, без к-рого невозможно совершение литургии.
Почитание М. связано с приписываемым им даром чудотворения, сохраняющимся в них после смерти святого. В силу этого храмы и монастыри, сохраняющие М. особо почитаемых святых, становятся преимуществ. местами паломничества. С другой стороны, М. носят в крестных ходах, возлагая на больных и предоставляя возможность поклонения им возможно большему числу верующих. Продолжением этой практики является "путешествие" М. по городам и странам. Так, хранящиеся на Афоне (Греция) М. св. Пантелеймона уже дважды (в 1996 и 2000) посетили Россию и сопред. страны.
Укоренившийся в рус. народном сознании предрассудок - представлять М. каждого святого в виде нетленного тела - был использован сов. властью для зримого доказательства атеистического тезиса о намеренной фальсификации М. с целью "обмана трудящихся".
В последние годы в России вторично обретены и торжеств. возвращены в места прежнего хранения М. свв. Александра Невского, Серафима Саровского, Иоасафа Белгородского, Сергия и Германа Валаамских и др., считавшиеся уничтоженными в сов. период. В процессе канонизации рос. новомучеников открываются и их М. (в случае сохранности).
2) "Мощи усопшего" - тело каждого православного христианина.
Лит.: Мечев А., прот. О мощах угодников Божиих // Журнал Московской патриархии. 1993. № 12; Рогозянский А. Б. Страсти по мощам: Из истории гонений на останки святых в советское время. СПб., 1998.
Ковчег с мощами святого благоверного князя Даниила Московского
МОЩИ, останки святых, обладающие, по церковному учению, способностью творить чудеса и выступающие объектом религиозного поклонения у православных и католиков. Почитание мощей - необходимый элемент культа святых. Мощи сохраняются и выставляются в храмах в так называемых раках - гробницах или ковчегах.
I
1) останки тела святых; 2) любые человеческие кости.
II
глаг. быть в состоянии, мочь.
МОЩ|И (191), ИИ с. мн. Мощи, останки умершего святого:
Мошти ст҃ыихъ съ вѣрою цѣлѹи. Изб 1076, 44; и цѣловавъ мощи въложиша въ ракѹ кам˫анѹ. СкБГ XII, 20г; аще отъселѣ обрѧщетьсѧ еп(с)пъ без мощии ос҃ща˫а цр҃квь. да отъвьрженъ бѹдеть. (χωρὶς λειψονων) КЕ XII, 74б; и тако възьмъше мощи погребѹ(т). УСт XII/XIII, 277; А ѡтрокомъ. даи крестъ цѣловати расмотривъ. какъ ти грѣхъ бѹдеть. и еуа(г)ѥ и мощи и дорѹ. дати не велми || ѿлѹчаѥть(с) ѹне причащень˫а. КН 1280, 534а-б; повѣле съборъ полагати в нихъ мощи ст҃хъ. КР 1284, 166а; и ст҃ыи ѹбо парфѹрии. рабъ ст҃го панфѹла. ища мощии г҃на своѥго. кде повержены быша да погрѣбеть. ˫а. ПрЛ XIII, 145б; и раскопавше помостъ ѡбрѣтоша раку полну мюра. и изли˫аша в корчагы. а мощи ѥго взѧша Пр XIII, 33; при томь же Костѧнтинѹ ц(с)рю мощi ст҃хъ ап(с)лъ Андрѣ˫а и Лѹкы и Тимофѣ˫а принесени быша в Костѧнтинъ градъ. (τὰ λείψανα) ГА XIII-XIV, 226б; Г(с)и помози рабу своѥму юрью болковичю. создавшему цр҃квь и олтарь. ст҃аго архиѥрѣ˫а х(с)ва николы. перенесѣньѥ ч(с)тныхъ ѥго мощии. с҃ну своѥму валфромѣю. Гр ок. 1350 (2, ю.-р.); и положены быша ч(с)тны˫а ѥго мощи. в манастыри в немже и нынѣ лежать. Пр 1383, 30в; и подають ицѣлени˫а ч(с)тны˫а его мощi и до сего д҃не приходѧщимъ съ вѣрою. УЦерк XIV, 72 об. (приписка); всѧкъ бо приходѧи с вѣрою. прикаса˫асѧ к рацѣ мощии ст҃ую стр(с)тцю бориса и глѣба. ту абиѥ цѣлбу по||лучаѥть. ЧтБГ к. XI сп. XIV, 29-30; и ст҃ыхъ чюдотворны˫а видиши мощи. СбЧуд XIV, 292в; по д҃нехъ възискавше. сты(х) его мощии и не обрѣтохомъ. (λείψανον) ПНЧ XIV, 177а; и каплѧ же ты ˫ако ст҃ню въсхыташе. ѹдеса и(х) сѣкома˫а приимаше. и покланѧшесѧ моще(м). ГБ XIV, 137в; Мощи же ст҃хъ с вѣрою цѣлую. ЗЦ к. XIV, 67г; два черньца ѡстаста в мурѣхъ. а два идоста с мощьми ст҃го николы. СбТр к. XIV, 211 об.; с҃щены˫а мощи взе(м) в гробѣ положи дх҃внаго оц҃а. (λείψανον) ЖВИ XIV-XV, 133г; внукъ е˫а вѧчеславъ. потщавъсѧ принесе бабу свою въ славныи градъ прагу. и положи мощи е˫а въ цр҃кви ст҃го георгi˫а. ПрП XIV-XV (1), 21в; iконъ не целую(т). ни мощеи ст҃хъ. а кр(с)тъ целують написавше на земли. СбПаис XIV/XV, 25; и мощi ст҃хъ мч҃нкъ подо всѣми стѣнами положени быша ПКП 1406, 137а; И Дв҃дъ Ст҃ославлиць и Олегъ братъ его и сдѹмаша перенести мощи Бориса и Глѣба. бѧху бо создали цр҃квь има камѧну. ЛИ ок. 1425, 104 об. (1115);
|| в сост. названий церковных праздников:
и с҃ти ю вл҃дка мартѹрии. м҃цѧ генварѧ. въ к͠ѳ на ст҃го игнати˫а перенесение || мощьмъ. ЛН ХIII-XIV, 54-55 (1194); престависѧ... кн҃зь на памѧ(т). велика(г) мч҃нка федота. в кану(н) перенесе(н) мощии велика(г) стр(с)тотерпьца х(с)ва. федора Ап XIV (2) (приписка к. XIV);
Мощи, ей, мн.
Высохшие останки человека, почитаемого церковью святым.
► Издавна почивают там Угодника святого мощи. // Пушкин. Стихотворения //; На груди его широкой висел медный крест Со святыми мощами из Киева. // Лермонтов. Песня про купца Калашникова //.
Таскать мощами кого. Народн. Плохо говорить об умершем. СРНГ 18, 326.
Бросить мощи куда. Жарг. мол. 1. Лечь, прилечь. 2. Сесть, присесть куда-л. Максимов, 45.
Живые (ходячие) мощи. Разг. Об очень худом, измождённом человеке. ФСРЯ, 255; БМС 1998, 389; Ф 1, 304; Глухов 1988, 42; СПП 2001, 54.
Карачаровские мощи. Нижегор. Шутл.-ирон. О чём-л. несбыточном. СРНГ 13, 78.
Киевские мощи. Жарг. шк. Шутл.-ирон. или Пренебр. Очень худой учитель. (Запись 2003 г.).
Козьи (козельи) мощи. Пск.То же, что живые мощи. СРНГ 14, 60, 64.
Явились мощи из осиновой рощи. Кар. Шутл.-ирон. О человеке, пришедшем с опозданием. СРГК 4, 243.
/E сущ см. Приложение II
о моща́х́
На цоколях снесенного Кремля.
В многопридельном хвойном храме,
Н. А. Клюев, «Лесные сумерки - монах…»
Иное распределение ударения в формах этого слова, встречающееся не только в обыденной речи, но и у поэтов, все же является отступлением от литературной нормы:
М. И. Цветаева, Царь-Девица
сущ., кол-во синонимов: 16
глиста (30)
глиста в скафандре (23)
живые мощи (19)
задохлик (22)
кожа да кости (28)
кощей (13)
мощь загробная (14)
мумия (25)
останки (11)
реликвия (3)
скелет (44)
сухофрукт (25)
ходячие мощи (19)
худой (112)
худой как щепка (26)
худущий (29)
см. худой 1.
кожа да кости, скелет, реликвия, мумия, мощь загробная, останки, сухофрукт, худой, (ходячие, живые) мощи, худой как щепка, глиста в скафандре, задохлик, кощей, худущий, глиста
мо́щ/и.
мо́щи мн. <м 4e>
Это название останков человека, почитаемого святым, было заимствовано из старославянского, в котором образовано от мошть - "сила". Буквально слово мощи значит "мощные силы, творящие чудеса".
МОЩИ (останки человека, почитаемого церковью святым). Из ст.-сл. яз., в котором является формой мн. ч. к сущ. мошть - "сила". Буквально значит "силы, способные совершать чудеса".
Заимств. из ст.-сл. яз. Форма мн. ч. от сущ мощь «сила». Мощи буквально - «силы, способные совершить чудеса». См. мощь, мочь.
- Высохшие останки святых людей.
- «Чудотворные косточки».
- Объект поклонения.
- Что вшито в церковный платок антиминс?
мн. местн. ж. 1. Высохшие мумифицировавшиеся останки - иногда отдельные кости - человека, почитаемого церковью святым. 2. перен. разг. Изможденность, худоба
Мо́щинское городи́ще - у деревни Мощино, близ г. Мосальск Калужской области. Остатки поселения балтов IV-V вв. н. э.; клад украшений с эмалью. Славянское поселение X-XIII вв.
* * *
МОЩИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ - МО́ЩИНСКОЕ ГОРОДИ́ЩЕ, у д. Мощино, близ г. Мосальск Калужской обл. Остатки поселения балтов (см. БАЛТЫ) 4-5 вв. н. э.; клад украшений с эмалью. Славянское поселение 10-13 вв.
МОЩИНСКОЕ ГОРОДИЩЕ - у д. Мощино, близ г. Мосальск Калужской обл. Остатки поселения балтов 4-5 вв. н. э.; клад украшений с эмалью. Славянское поселение 10-13 вв.