м.
Тот, кто наделен способностью глубоко, философски мыслить.
МЫСЛИ́ТЕЛЬ, мыслителя, муж. (книжн.). Человек, наделенный талантом философского, глубокого, оригинального мышления. Древний мыслитель. Знаменитый мыслитель.
МЫСЛИ́ТЕЛЬ, -я, муж. Человек, обладающий даром глубокого оригинального мышления. Великие мыслители прошлого.
МЫСЛИ́ТЕЛЬ, -я, м
Человек, обладающий способностью к глубокому философскому и оригинальному мышлению.
Поэт должен быть не только мастером слова, но и мыслителем.
МЫСЛИ́ТЕЛЬ -я; м. Человек, наделённый способностью глубокого, философского мышления. Древние мыслители. Быть мыслителем. М. будущего (такой, какие появятся в будущем).
Акмолинский Философский дискуссионный клуб, создан 26 февраля 1986 года кафедрой философии Целиноградского СХИ (ныне Акмолинского аграрного университета им. С. Сейфуллина). Главная цель работы клуба: формирование творческого мышления личности и ориентация человеческого менталитета на мудрость, на духовное возрождение. При клубе была создана Академия Мудрости, ежемесячные заседания которой пользуются большой популярностью среди студентов и преподавателей г. Астаны. Принципы деятельности клуба и его Академии Мудрости следующие:
1. Познай и измени себя, постигай пути восхождения к мудрости как высшей форме понимания действительности и решения практических задач.
2. Научись думать и действовать через призму любви (сердца), чтобы соблюдать высший закон мудрости: «Делай другим то, чего ты желаешь себе» (Конфуций).
3. Обрети гармонию целостного здоровья на трех уровнях: духовном, социальном и телесном.
4. Помни: никто из людей, в том числе и ты, не обладает знанием абсолютной истины и потому - будь скромен в оценке своих знаний.
5. Формируй в себе творческий склад ума, целостное мировоззрение и софийное решение жизненных проблем.
6. Живи по совести, придерживайся принципа единства мысли и действий, нравственного идеала и поступков.
7. Стремись к органическому сочетанию материального богатства с богатством духовным.
8. Откажись от коварства и насилия в любой форме, давай простор самодвижению всего сущего.
9. Научись слушать и слышать (понимать) другого, уважай инакомыслящего как представителя всечеловечества, стремись к согласию и высочайшей культуре общения.
Важным направлением работы клуба стали организация и проведение четырех Всесоюзных и трех Международных научных конференций, по материалам которых издано восемь книг, а всего за 15 лет клуб издал семнадцать книг (240 п.л.!), в частности: "Формирование творческого мышления в условиях перестройки" Целиноград 1988, 116 с., "Философско-социальные и экономические проблемы биотехнической революции в системе АПК (две книги)". Целиноград, 1988. 270 с; "Проблемность как форма развития культуры". Целиноград, 1989, 438 с; «Крестьянин-хозяин: возможен ли?". Целиноград, 1990. 297 с; "Творческое мышление: парадоксы и парадигмы развития". Целиноград. 1991, 277 с.; "Мудрость". Целиноград, 1992, 175 с.; "Учение В.И. Вернадского и современная экологическая ситуация (к 130-летию со дня рождения)". Акмола-Боровое, 1993. 235 с. и другие. В 90-х годах коллектив членов Совета клуба «Мыслитель» создал уникальную трилогию книг о мудрости, не имеющей пока аналогов в мировой философской литературе: «Мудрость - любовь моя». Экспериментальное учебное пособие по философии. 1996; «Пути восхождения к мудрости» - хрестоматия-антология по мудрости, 1997; «Стань мудрым, богатым и счастливым» - пособие для спецкурсов по софиогонии, 1998. Но самое главное, удалось создать вначале новое философское направление - софиогонию, стемящееся возвратить философии ее первоначальное назначение: быть учением о природе мудрости и путях ее постижения человеком и укоренения в жизни, органически вошедшее затем в структуру евразийской философии.
мысли́тель, мысли́тели, мысли́теля, мысли́телей, мысли́телю, мысли́телям, мысли́телем, мысли́телями, мысли́теле, мысли́телях
сущ., кол-во синонимов: 13
см. философ
МЫСЛИТЕЛЬ
Слово мыслитель в современном русском языке обозначает человека, обладающего даром глубокого, оригинального философского мышления. Это слово - книжное. По своему морфологическому строю оно похоже на церковнославянские образования типа спаси́тель, утеши́тель, избави́тель. Ср. числи́тель, очисти́тель и т. п.
Ударение, лежащее на -и́- (ср. глагольную основу мы́сли - ть), свидетельствует, что слово мысли́тель в его современной форме может восходить лишь к поздней традиции славянско-русского словообразования, уже испытавшего юго-западно-русское влияние208, т. е. ко времени не старее XVII в. Однако слова мыслитель нет в словарях русского языка XVIII в. Нельзя найти его и в «Словаре Академии Российской» начала XIX в. (1806-1822). Впервые зарегистрировано это слово в «Общем церковно-славяно-российском лексиконе» акад. П. И. Соколова. Здесь читаем: «Мысли́тель, я, м. 2. Размышляющий, рассуждающий о чем» (П. Соколов, Сл., ч. 1, с. 1457).
Таким образом, в этом лексиконе предлагается чисто формальное, так сказать, словопроизводственное определение неологизма мыслитель (ср. тут же истолкование значений глагола мыслить). Но уже в словаре 1847 г. предлагается иное, более глубокое и содержательное толкование значения слова мыслитель: «Мыслитель, я, с. м. Тот, кто мыслит или углубляется размышлением в важные предметы» (сл. 1867-1868, 2, с. 705). В том же духе, хотя и со всеми своеобразиями Далева стиля, определяется слово мыслитель в словаре В. И. Даля: «Мысли́тель, м. -ница, ж. Остро и глубоко мыслящий, думец, доходящий умом до заключений отвлеченных» (сл. Даля 1881, 2. с. 373).
Итак, слово мыслитель в русском литературном языке - не старее начала XIX в. Выражаемое им понятие или значение не имеет прямых соответствий в словаре русского литературного языка предшествующей поры. В. И. Даль в своем толковании сопоставил слово мыслитель с древнерусским думец. Между тем семантика слова думец иная. Древнерусское думьцъ (вариант - думьца) обозначало не столько того, кто предается глубоким философским размышлениям, сколько того, кто обладает здравым практическим смыслом, способностями политика и советника. Например, в «Слове Даниила Заточника»: «Зъ добрымъ бо думьцею князь высока стола додумаетца, а съ лихимъ думъцею думаетъ, и малого стола лишенъ будетъ». В поучениях Иоанна Златоуста (сп. 1555 г.): «С мудрым мужемъ и думцемъ князь думавъ, высока стола добудет» (Срезневский, 1, с. 744). Слово думец в конце XVII в. выходит из употребления. Характерно, что в XVIII в., после Петровской реформы, когда слово думец уже воспринималось как старинное, лексикографами оно толковалось так: `единомышленник, один из тех, кои решались или положили что сделать' (ср. словари Академии Российской и «Общий церковно-славяно-российский лексикон» П. Соколова). Почти то же определение слова думец повторяется и в словаре 1847 г.: «Думец, мца, с. м. Стар[ин]. Задумавший что-либо вместе с другими; единомышленник» (сл. 1867-1868, 1, с. 785).
Лишь в словаре Даля нашли отражение попытки возрождения слова думец и расширения его употребления и значений, предпринимавшиеся славянофилами, а отчасти самим Далем. Здесь параллельно со словом думич, которое в полном соответствии с предшествующими словарями квалифицируется как старинное, отмечается живое слово думец (чаще, по указанию Даля, употребляется множ. думцы) с такими значениями: 1. Мыслитель, умный человек; // также выдумщик, изобретатель. 2. Думный человек, советник. 3. Соучастник, одномышленник, замышляющий сообща. Не князь грешит, а думцы наводят (сл. Даля 1880, 1, с. 500-501). Однако характерно, что в академическом «Словаре русского языка» (под ред. Я. К. Грота) остается из этих значений лишь одно старинное `советник' (сл. Грота - Шахматова, 1893, 1, с. 1200).
Понятно, что в 60-70-х годах с обострением общественного интереса к вопросу о самоуправлении и с учреждением городских дум (т. е. выборного органа, заведующего городским хозяйством) возникает новое слово думец для обозначения членов городской думы («гласных») и вообще служащих в ней (см. в академическом «Словаре русского языка» под ред. Я. К. Грота).
Легко заметить, что слово думец до XVIII в. по своему значению и употреблению было очень далеко от того круга идей и представлений, с которым связывалось слово мыслитель.
Правда, в русском литературном языке XVIII в. было образовано сложное слово, включающее в себя думец в несколько ином значении. Именно для перевода немецкого Freidenker (ср. франц. libre - penseur) в середине XVIII в. появилось слово вольнодумец. Его еще нет в «Латино-немецком и русском лексиконе» 1731 г. Не помещено оно и в «Лексикон российской и французской» (1762).
В словарях Академии Российской подчеркивается связь слова вольнодумец с нем. Freidenker: «Вольнодумец... Название сие придают себе враги христианского учения от времен Колина [т. е. Кальвина. - В. В.], не взирая, что вольность сия служит токмо к необузданности, разврату и противуборству законам здравого разума» (сл. АР 1822, ч. 1, с. 657). Ср. в словаре 1847 г.: «Вольнодумец... не признающий истины христианского учения» (сл. 1847, 1, с. 156).
Между тем не подлежит сомнению, что слово вольнодумец уже в конце XVIII в. расширило свое значение и применялось к человеку, отвергавшему самодержавный царский режим, современное политическое устройство, к человеку революционно настроенному.
Ср. у Пушкина в «Полтаве»:
Он сам, надменный вольнодумец,
Сам точит на себя топор.
Показательно, что в языке Пушкина слова вольнодумие и вольномыслие употреблялись как синонимы.
Из всех этих фактов следует, что понятие, равнозначное тому, которое стало выражаться словом мыслитель, еще не выработалось в русском литературном языке XVIII в. Есть указания, что это слово появилось в конце 10-х годов XIX в. Оно пущено в широкий литературный обиход известным петербургским профессором философии, учителем Пушкина А. Галичем. В своей «Истории философских систем, по иностранным руководствам составленной» (СПб., 1818) А. Галич постоянно пользовался для перевода немецкого Denker словом мыслитель. Н. И. Греч, порицая философский язык Галича, в своем «Ответе на письмо к г. редактору "Вестника Европы"» иронически писал: «На 5 странице [книги Галича. - В. В.] является какой-то мыслитель и провожает читателя по всем листкам до конца сей книги. Г. Сочинитель хотел перевести немецкое слово Denker; но успел ли в том? Следственно, можно сказать: ходитель, говоритель, кричатель?» («Сын Отечества», ч. 52, 1819, № 7, с. 19). История оказалась на стороне Галича и созданное им слово мыслитель уже в 20-30-е годы было канонизовано, вошло в общий словарь русского литературного языка.
Сначала слово мыслитель употреблялось с ударением на первом слоге (т. е. так же, как в глаголе мы́слить). Например, у А. С. Пушкина в «Послании к Дельвигу» («Череп») 1827 г.:
Мы знаем: роскоши пустой
Почтенный мы́слитель не ищет.
Но, очевидно, уже к 30-м годам возобладал современный тип ударения- мысли́тель209.
Статья ранее не публиковалась. Сохранилась рукопись (5 листков) и машинопись с авторской правкой (5 стр.). Здесь печатается по машинописи, уточненной по рукописи, с внесением ряда необходимых поправок и уточнений. - В. Л.
208 См. мои «Очерки по истории русского литературного языка...», М,, 1938, гл. 1.
209 Ср.: С. П. Обнорский. Именное склонение в современном русском языке, вып. 1. Л., 1927. С. 67-68.
- «Тугодум», увековеченный Огюстом Роденом.
- Философ, мудрый человек - одним словом.
- На могиле Родена стоит эта его скульптура.
- Опера российского композитора Алексея Николаева.
- Тетралогия российского писателя Марка Алданова.
прил.
1. соотн. с сущ. мышление, связанный с ним
2. Свойственный мышлению, характерный для него.
3. Предназначенный для мышления.
МЫСЛИ́ТЕЛЬНЫЙ, мыслительная, мыслительное (научн.). прил. к мышление. Мыслительный аппарат. Мыслительная способность.
МЫСЛИ́ТЕЛЬНЫЙ -ая, -ое. Относящийся к мышлению; связанный со способностью мыслить. М-ые способности. М. процесс.
-ая, -ое.
Относящийся к мышлению; связанный со способностью мыслить.
Мыслительные способности. Мыслительный процесс.
мысли́тельный, мысли́тельная, мысли́тельное, мысли́тельные, мысли́тельного, мысли́тельной, мысли́тельных, мысли́тельному, мысли́тельным, мысли́тельную, мысли́тельною, мысли́тельными, мысли́тельном, мысли́телен, мысли́тельна, мысли́тельно, мысли́тельны, мысли́тельнее, помысли́тельнее, мысли́тельней, помысли́тельней
Syn: см. интеллектуальный