I ж.
отвлеч. сущ. по прил. наглядный 1., 2.
II ж.
Метод обучения, основанный на показывании изучаемых предметов или их моделей.
I ж.
отвлеч. сущ. по прил. наглядный 1., 2.
II ж.
Метод обучения, основанный на показывании изучаемых предметов или их моделей.
НАГЛЯ́ДНОСТЬ, наглядности, мн. нет, жен. (книжн.). отвлеч. сущ. к наглядный. Наглядность доказательства. Для наглядности надо привести пример.
НАГЛЯ́ДНОСТЬ -и; ж.
1. к Нагля́дный. Н. примера, плаката.
2. Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений. В обучение положен принцип наглядности. Для наглядности показать ученикам ряд опытов.
-и, ж.
1. Свойство по знач. прил. наглядный.
Наглядность примера.
◊
- А-а… понимаю, - пришел ему на помощь Лысько. - Она [девушка] бывает как ежик, - и доктор для наглядности растопырил пальцы. - Вот именно, колючая она. А. Гончаров, Наш корреспондент.
2. Один из принципов обучения, основанный на показе конкретных предметов, процессов, явлений.
нагля́дность, нагля́дности, нагля́дностей, нагля́дностям, нагля́дностью, нагля́дностями, нагля́дностях
сущ., кол-во синонимов: 15
вескость (13)
доказательность (11)
иллюстративность (1)
конкретность (13)
описательность (4)
очевидность (21)
плакатность (4)
показательность (8)
предметность (7)
убедительность (19)
четкость (33)
яркость (46)
ясность (46)
см. убедительность
показательность, яркость, четкость, доказательность, очевидность, ясность, вескость, описательность, предметность, убедительность, изобразительность
НАГЛЯ́ДНОСТЬ.
Термин используется в двух значениях:
a) как опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых учащимися;
б) как использование на занятиях специальных средств обучения (аудиовизуальные средства обучения, мультимедиа, технические средства обучения). Применительно к обучению языку Н. определяется как специально организованный показ языкового материала, предметов и явлений окружающего мира с целью облегчения его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности. Принято выделять языковую наглядность и неязыковую наглядность. Под языковой Н. подразумевают деятельность, связанную с демонстрацией явлений самого языка, восприятие и воспроизведение которого носит наглядно-чувственный характер.
В зависимости от характера восприятия окружающего мира различают такие виды Н., как зрительная, слуховая, смешанная, мышечно-двигательная, вкусовая, осязательная. На занятиях по языку первостепенная роль отводится Н. зрительной, слуховой, смешанной (зрительно-слуховой). С точки зрения подачи материала бывает Н. статическая и динамическая. Особым видом динамической Н. является ситуативная Н., или Н. речевых поступков. Наконец, Н. может быть внешней наглядностью (обусловлена процессом восприятия окружающего мира) и внутренней наглядностью (базируется на восприятии образов, хранящихся в памяти - слуховых, зрительных и др.). Современная методика предусматривает использование на занятиях всех видов Н., что способствует образованию правильных представлений об изучаемых явлениях языка и развитию соответствующих навыков и умений. Наибольший педагогический эффект Н. дает, если сочетается со словом преподавателя, который организует наблюдение учащихся, тренировку и побуждает их к самостоятельной речевой деятельности. Выделяются следующие функции Н. на занятиях по языку: информирующая (средства Н. используются для введения учебной и познавательной информации); контролирующая (средства Н. привлекаются для самоконтроля и контроля за характером формируемых знаний, навыков, умений); семантизирующая (средства Н. помогают при объяснении значений иноязычных слов и грамматических форм); воссоздающая ситуации общения (зрительно-слуховые образы используются в качестве опоры для понимания учащимися воспринимаемого на слух или читаемого текста); стандартизирующая (зрительно-слуховые образы помогают образованию речевых автоматизмов); стимулирующая высказывание (средства Н. служат опорой при организации речевого высказывания). В работе по ряду методов обучения (прямому, аудиовизуальному, аудиолингвальному) использованию Н. придается решающее значение. В работе по другим методам (сознательно-практическому, коммуникативному) Н. - вспомогательное средство обучения наряду с другими приемами и средствами. Н. как принцип обучения был впервые сформулирован Я. А. Коменским, а в дальнейшем развит И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинским и другими педагогами.