Улица Некрасова.
некрадомое
некрадомыи
Словарь древнерусского языка
НЕКРАДОМЫИ (9) пр. Такой, который не может быть украден:
Ра(д)исѧ граде русьскыи. приимъ скровище некрадомо. Мин XIV (май, 2), 20 об.; то же ПКП 1406, 10б; ре(ч)мъ. о блж҃ному гробу иде же лежить б҃атьство некрадомо. ЧтБГ к. XI сп. XIV, 55б; скрыеши себѣ в нетлѣннѣмь вѣцѣ скровище некрадомо. ба(т)ство неистощимо. (ἀσύλητоν) ЖВИ XIV-XV, 59а; си˫а нищимъ раздавъ скровище себѣ в будущемь вѣце некрадомо скры. (ἄσυλоν) Там же, 71б;
||
неприкосновенный:
ѡнѣхъ ɤбо трудовъ некрадомо съблюд(а)юще сложениѥ. (ἄσυλоν) КЕ 1284, 17б.
Ср. крадомыи.
Полезные сервисы
некрасивая внешность
Синонимы к слову некрасивая внешность
Идеография
ни кожи ни рожи (прост) у кого.
дурнушка.
урод. разг: уродина. уродец. рожа.
страшилище.
прост:страшила. страшило. страхолюд. страхолюдина.
морда. рыло. мурло. мордоворот.
замухрышка. михрютка (устар). плюгавец.
мокрая курица.
страшен как смерть [как ночь. как привидение].
дурнеть. подурнеть.
страшнее [атомной] войны.
на всех зверей похож.
см. безобразный
Полезные сервисы
некрасиво
Толковый словарь
I нареч. качеств.
1. Не отличаясь гармоничностью и правильностью очертаний, сочетаний красок и тонов, будучи неприглядным на вид.
отт. перен. Производя или оставляя неприятное впечатление.
2. Имея непривлекательную внешность (о человеке).
3. перен. разг.
Предосудительно, непорядочно, нечестно.
II предик.
1. Оценочная характеристика чего-либо как выглядящего непривлекательно.
2. перен.
Оценочная характеристика ситуации, чьих-либо действий, поступков как нечестных, непорядочных, предосудительных.
Энциклопедический словарь
НЕКРАСИ́ВО нареч.
1. к Некраси́вый. Н. причёсываться, одеваться. Первоклассники пишут ещё н. Он ведёт себя н. с матерью. Слово звучит н.
2. в функц. сказ. О наличии непривлекательного вида где-л. В комнате было грязно и некрасиво.
3. в функц. сказ. О бестактности, некорректности поведения кого-л. С вашей стороны н. так говорить. Н. кричать на подчинённых.
Академический словарь
1. нареч. к некрасивый.
Павел Аркадьевич ел много, жадно и некрасиво. Куприн, Корь.
2. безл. в знач. сказ.
О наличии непривлекательного вида где-л.
От него [мусора] в комнатах тесно, грязно и некрасиво. Куприн, Волшебный ковер.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Синонимы к слову некрасиво
нареч, кол-во синонимов: 31
аляповато (8)
безобразно (42)
бессовестно (29)
бесчестно (19)
грубо (87)
коряво (18)
лубочно (3)
малопривлекательно (13)
неаппетитно (10)
неблаговидно (9)
неблагообразно (1)
невзрачно (10)
неживописно (3)
неинтересно (22)
неказисто (8)
непорядочно (14)
непрезентабельно (6)
непривлекательно (22)
неприглядно (11)
непригоже (12)
нескладно (39)
несуразно (22)
неуклюже (24)
нехорошо (33)
нечестно (12)
нечистоплотно (9)
неэстетично (8)
пребезобразно (2)
страшновато (3)
уродливо (17)
фаршмачно (3)
1. непривлекательно, неприглядно, безобразно, уродливо, неэстетично; неаппетитно (разг.)
см. также неказисто
2. см. нечестно
страшновато, нехорошо, нечистоплотно, неуклюже, грубо, непрезентабельно, неживописно, малопривлекательно, уродливо, неэстетично, невзрачно, аляповато, неблаговидно, неказисто, неинтересно, нечестно, лубочно, несуразно, неприглядно, бессовестно, неаппетитно, непригоже, безобразно, нескладно, бесчестно, непорядочно, непривлекательно, коряво
Антонимы к слову некрасиво
Полезные сервисы
некрасивость
Толковый словарь
Толковый словарь Ожегова
Академический словарь
-и, ж.
Свойство по знач. прил. некрасивый.
[Княжна Марья] посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица. Л. Толстой, Война и мир.
Почти все тетки были женщины добродушные и некрасивые. --- Но несмотря на некрасивость, у всех теток были в молодости жестокие романы. Паустовский, Северная повесть.
Орфографический словарь
Формы слов для слова некрасивость
некраси́вость, некраси́вости, некраси́востей, некраси́востям, некраси́востью, некраси́востями, некраси́востях
Синонимы к слову некрасивость
сущ., кол-во синонимов: 31
аляповатость (8)
безобразие (28)
безобразность (14)
бессовестность (32)
бесчестность (21)
грубость (62)
корявость (12)
лубочность (3)
неаппетитность (8)
неблаговидность (12)
невзрачность (14)
неживописность (3)
неинтересность (16)
неказистость (16)
непорядочность (19)
непривлекательность (28)
неприглядность (15)
непригожество (2)
непригожесть (3)
нескладность (32)
неуклюжесть (24)
нечистоплотность (12)
неэстетичность (7)
плюгавость (9)
страховидность (10)
страхолюдность (7)
уродливость (37)
уродство (22)
непривлекательность, неприглядность, безобразие, уродливость, уродство
/ о виде кого-чего-л.: неэстетичность; неаппетитность (разг.)
см. также неказистость
лубочность, неинтересность, неприглядность, аляповатость, нескладность, страховидность, неказистость, непривлекательность, страхолюдность, непорядочность, грубость, неаппетитность, бессовестность, непрезентабельность, безобразность, уродливость, неэстетичность, плюгавость, бесчестность, корявость, нечистоплотность, невзрачность, неблаговидность, уродство, неуклюжесть, неживописность, малопривлекательность, безобразие
Антонимы к слову некрасивость
Грамматический словарь
Сканворды для слова некрасивость
Полезные сервисы
некрасивый
Толковый словарь
прил.
1. Не отличающийся гармоничностью и правильностью очертаний, сочетанием красок и тонов; неприглядный с виду.
отт. Производящий или оставляющий неприятное впечатление (о голосе, музыке и т.п.).
2. Имеющий непривлекательную внешность (о человеке).
3. разг.
Предосудительный, непорядочный, нечестный.
НЕКРАСИ́ВЫЙ - прил., употр. сравн. часто
Морфология: некраси́в, некраси́ва, некраси́во, некраси́вы; некраси́вее; нар. некраси́во
1. Некрасивым называют человека, внешность которого люди не считают красивой.
Некрасивое грубое лицо. | Бедная девушка была совсем некрасива.
2. Некрасивым называют предмет, который сделан плохо и поэтому на него неприятно смотреть, не хочется им пользоваться.
Некрасивое платье.
3. Действие, поступок, поведение называют некрасивыми, если они непорядочные, нечестные, вызывают осуждение у окружающих.
Твой поступок по меньшей мере некрасивый: зачем ты сказал неправду маме? | нар.
Он ведёт себя некрасиво, придумывая обидные клички для знакомых людей. | сказ.
А вот шпионить некрасиво. | Он меня перебивает, а это некрасиво.
некраси́вость сущ., ж.
Толковый словарь Ушакова
НЕКРАСИ́ВЫЙ, некрасивая, некрасивое; некрасив, некрасива, некрасиво.
1. Неприятный для зрения; лишенный красоты. Некрасивое лицо. Некрасивый почерк.
|| Обладающий неправильными чертами лица. «Сын его… был некрасив собою, неуклюж и неловок.» А.Тургенев.
2. Производящий неприятное впечатление. Некрасивый волос.
3. Нечестный, непорядочный (разг.). Некрасивый поступок. Поступать некрасиво (нареч.).
Толковый словарь Ожегова
НЕКРАСИ́ВЫЙ, -ая, -ое; -ив.
1. Лишённый красоты. Некрасивое лицо. Некрасивая расцветка.
2. Не заслуживающий уважения, достойный осуждения. Н. поступок. Некрасивое поведение.
| сущ. некрасивость, -и, жен.
Энциклопедический словарь
НЕКРАСИ́ВЫЙ -ая, -ое; -си́в, -а, -о.
1. Отличающийся неправильностью очертаний, отсутствием гармонии красок, тонов, линий и т.п., непривлекательный на вид (противоп.: краси́вый). Н. почерк, пейзаж, диван. Н-ая посуда, мебель. Н. расцветка ткани. Н-ое лицо. Н-ые глаза, волосы. Н-ая походка. Н-ые движения. // обычно кратк. Имеющий непривлекательные черты лица. Девочка некрасива. Н-ая особа. // Неприятный для слуха, неблагозвучный. Н-ое имя. Н-ая фамилия.
2. Разг. Нечестный, непорядочный, предосудительный (противоп.: краси́вый). Н. поступок. Н-ое дело. Н-ая привычка.
◁ Некраси́вость, -и; ж. Н. пейзажа, мебели. Н. поведения, привычки.
Академический словарь
-ая, -ое; -си́в, -а, -о.
1. Отличающийся неправильностью очертаний, отсутствием гармонии красок, тонов, линий и т. п., непривлекательный на вид.
Некрасивый почерк. Некрасивое лицо.
◊
Театр в Нижнем некрасив снаружи, а внутри - еще некрасивее. Это балаган, сколоченный из досок. А Островский, [Поездка в Нижний Новгород 1845 г.].
У незнакомца обстановка бедная и некрасивая. Чехов, Каштанка.
||
обычно кратк. ф. Имеющий непривлекательные черты лица.
Некрасив собой.
◊
Кучер Антось был парубок на удивление некрасивый: странной формы суженная кверху голова, --- точно ущипнутый нос и толстые губы. Короленко, История моего современника.
||
Неприятный для слуха, неблагозвучный.
- Мое имя такое некрасивое… Настя, Настасья, точно кухарка. Куприн, Штабс-капитан Рыбников.
2. разг.
Нечестный, непорядочный, предосудительный.
Некрасивый поступок.
◊
Поручика же Миткалева Генкель накрыл на совсем уж некрасивом деле, - на подлоге. Сергеев-Ценский, Зауряд-полк.
Слитно. Раздельно. Через дефис
Орфографический словарь
Формы слов для слова некрасивый
некраси́вый, некраси́вая, некраси́вое, некраси́вые, некраси́вого, некраси́вой, некраси́вых, некраси́вому, некраси́вым, некраси́вую, некраси́вою, некраси́выми, некраси́вом, некраси́в, некраси́ва, некраси́во, некраси́вы, некраси́вее, понекраси́вее, некраси́вей, понекраси́вей
Синонимы к слову некрасивый
прил., кол-во синонимов: 71
аляповатый (13)
антифапабельный (4)
безобразный (44)
бессовестный (36)
бесчестный (31)
гиббонистый (2)
грубый (136)
гунявый (16)
достойный осуждения (10)
дурен собой (17)
дурной (94)
имеющий непривлекательную внешность (1)
квазимодо (14)
корявый (26)
кулеманый (4)
лицом не вышел (16)
лубочный (6)
малопривлекательный (25)
мордой не вышел (15)
мурластый (11)
на всех зверей похож (14)
на всех чертей похож (12)
на черта похож (14)
не блещет красотой (18)
не глядел бы (6)
неаппетитный (13)
неблаговидный (14)
неблагообразный (2)
невзрачный (34)
неживописный (6)
неинтересный (47)
неказистый (31)
непорядочный (23)
непрезентабельный (13)
непривлекательный (53)
неприглядный (19)
непригожий (17)
нероскошный (2)
нескладный (53)
несуразный (29)
неуклюжий (45)
нехорош собой (17)
нехороший (77)
нечестный (20)
нечистоплотный (18)
неэстетичный (7)
ни кожи, ни рожи (20)
ни сиськи, ни письки (12)
обезьяна (115)
плохой (306)
плюгавый (28)
попуканый (3)
порнографический (20)
порнушечный (8)
порнушный (8)
пребезобразный (3)
страховидный (22)
страхолюдина (21)
страхолюдный (16)
страшен как смертный грех (18)
страшней войны (18)
страшненький (19)
страшноватый (7)
страшный (106)
угребищный (5)
урод уродом (25)
уродливый (36)
уродский (8)
1. непривлекательный, безобразный, уродливый; страшный, страховидный (разг.)
/ о виде кого-чего-л.: неприглядный, неэстетичный; неаппетитный (разг.)
/ о человеке: неинтересный, страшненький (разг.); непригожий (устар.)
// в знач. сказ.: дурён (или нехорош) собой, не блещет красотой; лицом не вышел, страшён как смертный грех, обезьяна (разг.); урод уродом, на чёрта (или на всех зверей) похож, мордой не вышел, страшней войны (прост.)
не глядел бы на кого, на что
см. также неказистый
2. см. нечестный
Невзрачный, неказистый, безобразный, уродливый, неприглядный, нескладный, несуразный, неуклюжий, грубый, дурной, лубочный, аляповатый, плюгавый.
Дурнушка, рожа, урод. Грубая живопись. Богато все, но грубо, безвкусно. ..
Прот. красивый.
Ср. грубый.
См. безобразный...
Антонимы к слову некрасивый
Идиоматика
Идеография
↑ в отношении, зрительное восприятие
<-> красивый
некрасивый - с несовершенной формой.
неприглядный. непривлекательный.
плюгавый.
корявый.
кособокий. кривобокий.
не на что смотреть.
↓ обрубок (# хвоста).
см. несовершенный, форма
Морфемно-орфографический словарь
Грамматический словарь
Полезные сервисы
некрасивых женщин нет (не бывает), а есть (бывает) мало водки
некрасов
Грамматический словарь
Словарь русских фамилий
НЕКРАСОВ
Слово некраса в Словаре В.И. Даля определяется как обозначение некрасивого, невзрачного человека. Словари старых русских самобытных имен называют имя Некрас. Ни то, ни другое не встречается в современном литературном языке. А фамилия Некрасов есть. Вообще фамилий, отрицающих какое-либо свойство личности человека, указывающих, недостатки в характере, манере поведения, в России очень много: Небаба, Небогатов, Неверов, Неверовский, Невзоров (‘невзрачный, неказистый’), Невзрачев, Невзрачеев, Неволин, Недогонов, Нелюбимов, Немилов, Немиров, Немирович, Немытов, Ненароков, Ненашев, Непорядьев, Непорядин, Непоседов, Непотягов (т.е. ‘плохо работающий’), Непринцев, Непряхин (от непряха - ‘неработящая, нерадивая’), Непытаев (‘не старательный’), Нерадивов, Нерадин, Нератаев, Нератов (ратай - ‘пахарь’, значит, нератай - ‘ленивец’), Нерезвый, Нерожин (‘обделенный внешней красотой’, «рожей не вышел»), Несговоров, Несмелов, Несмеянов, Несоседов (вероятно, в смысле ‘не умеющий ладить с соседями’), Нетёсов (‘не умеющий себя вести, неотесанный’), Неугодин, Неуймин; Неуков, Неучин, Неучкин, Неучков (‘не любящий учиться’); Неумоин, Неумывакин, Неумытов, Неупокоев, Неупокоин, Неуронов, Неустроев, Неусихин, Неусыпин, Нехлебаев, Нехлюдов. Все эти фамилии образовались из личных имен-прозвищ. В вопросе, почему ребенку надо было давать имя, так сказать, с отрицательным зарядом, много неясного. Большинство ученых склоняется к мысли, что это была попытка своеобразного оберега: родители надеялись, что нечистая сила не позарится на ребенка с таким именем, а он вырастет с прямо противоположными свойствами ума и характера. Так оно, собственно, и есть: среди Несчастливцевых масса везучих людей, а среди Неуйминых и Неумовых - настоящих умниц.
НЕХОРОШИН НЕКРАСОВ НЕРОЖИН НЕХОРОШЕВ НЕХОРОШКИН НЕХОРОШКОВ
Некрас - некрасивый, в старину служило именем. Родители, называя так сына, надеялись,что на Некраса бесы не позарятся. (Ф). Нерожин - невышедший красотой (Э). Нехорошев, Нехорошкин, видимо от основ с тем же значением. В "Ономастиконе" Веселовского Некрас: Некрас Васильевич Фомин, митрополичий слуга, 1496 г.; Тарас Андреевич Некрас Аничков, начало XVI в. Некраса Шишулпна, холопка, 1565 г., Суздаль; Нерожины, крестьяне, 1624 г , Курмыш ; Нехорош Семичев, помещик, вторая половина XVI в., Новгород Нехороший - Федор Васильевич Лодыгин, 1556 г ; Нехороший Илья Александрович Хлопов, середина XVI в ; Иван Семенович Апраксин ; Нехороший Слотов сын Воронин, конец XVI в , Кострома Нехорошка Кисель, казак, 1600 г., Арзамас
НЕКРАСОВ
Слово некраса в Словаре В.И. Даля определяется как обозначение некрасивого, невзрачного человека. Словари старых русских самобытных имен называют имя Некрас. Ни то, ни другое не встречается в современном литературном языке. А фамилия Некрасов есть. Вообще фамилий, отрицающих какое-либо свойство личности человека, указывающих, недостатки в характере, манере поведения, в России очень много: Небаба, Небогатов, Неверов, Неверовский, Невзоров (‘невзрачный, неказистый’), Невзрачев, Невзрачеев, Неволин, Недогонов, Нелюбимов, Немилов, Немиров, Немирович, Немытов, Ненароков, Ненашев, Непорядьев, Непорядин, Непоседов, Непотягов (т.е. ‘плохо работающий’), Непринцев, Непряхин (от непряха - ‘неработящая, нерадивая’), Непытаев (‘не старательный’), Нерадивов, Нерадин, Нератаев, Нератов (ратай - ‘пахарь’, значит, нератай - ‘ленивец’), Нерезвый, Нерожин (‘обделенный внешней красотой’, «рожей не вышел»), Несговоров, Несмелов, Несмеянов, Несоседов (вероятно, в смысле ‘не умеющий ладить с соседями’), Нетёсов (‘не умеющий себя вести, неотесанный’), Неугодин, Неуймин; Неуков, Неучин, Неучкин, Неучков (‘не любящий учиться’); Неумоин, Неумывакин, Неумытов, Неупокоев, Неупокоин, Неуронов, Неустроев, Неусихин, Неусыпин, Нехлебаев, Нехлюдов. Все эти фамилии образовались из личных имен-прозвищ. В вопросе, почему ребенку надо было давать имя, так сказать, с отрицательным зарядом, много неясного. Большинство ученых склоняется к мысли, что это была попытка своеобразного оберега: родители надеялись, что нечистая сила не позарится на ребенка с таким именем, а он вырастет с прямо противоположными свойствами ума и характера. Так оно, собственно, и есть: среди Несчастливцевых масса везучих людей, а среди Неуйминых и Неумовых - настоящих умниц.
Сканворды для слова некрасов
- Русский поэт, автор поэмы «Коробейники».
- Русский поэт, автор поэм «Мороз, Красный нос», «Русские женщины».
- Русский поэт, автор поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
- Предсмертный цикл стихотворений этот русский поэт назвал «Последние песни».
- Русский поэт, автор строк: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!».
- Советский писатель, автор повести «В окопах Сталинграда».
- Музей-заповедник «Карабиха» в Ярославской области посвящён этому поэту.
- Этот поэт, жутко страдавший в молодости от безденежья, даже приобретя материальную независимость, прятал деньги, зашивая их в галстуки и подушки.
- Российский писатель, автор романа «Приключения капитана Врунгеля».
- Герой Юрия Никулина в фильме «Они сражались за Родину».
- Герой Олега Янковского в фильме «Служили два товарища».
- Малая планета.
- Персонаж романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину».
- Пьеса французского писателя Жана-Поля Сартра.
Полезные сервисы
некрасов александр иванович
Энциклопедический словарь
Некра́сов Александр Иванович (1883-1957), механик, академик АН СССР (1946). Труды по волновым движениям несжимаемой жидкости, струйному обтеканию профиля сжимаемой и несжимаемой жидкостью, диффузии вихря в вязкой жидкости, по интегральным уравнениям и др. Государственная премия СССР (1952).
* * *
НЕКРАСОВ Александр Иванович - НЕКРА́СОВ Александр Иванович (9 декабря 1883 - 21 мая 1957), российский ученый, академик АН СССР (1946). Труды по волновым движениям несжимаемой жидкости, струйному обтеканию профиля сжимаемой и несжимаемой жидкостью, диффузии вихря в вязкой жидкости, по интегральным уравнениям и др. Государственная премия СССР (1952).
Большой энциклопедический словарь
НЕКРАСОВ Александр Иванович (1883-1957) - российский ученый, академик АН СССР (1946). Труды по волновым движениям несжимаемой жидкости, струйному обтеканию профиля сжимаемой и несжимаемой жидкостью, диффузии вихря в вязкой жидкости, по интегральным уравнениям и др. Государственная премия СССР (1952).
Полезные сервисы
некрасов борис владимирович
Энциклопедический словарь
Некра́сов Борис Владимирович (1899-1980), химик, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по теоретической химии. Автор «Курса общей химии» (1935, 14 изд., 1962), «Основ общей химии» (3 изд., 1973) и «Учебника общей химии» (4 изд. 1981).
* * *
НЕКРАСОВ Борис Владимирович - НЕКРА́СОВ Борис Владимирович (1899-1980), российский химик, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по теоретической химии. Автор «Курса общей химии» (1935, 14 издание, 1962), «Основ общей химии» (3 издание, 1973) и «Учебника общей химии» (4 издание, 1981).
Большой энциклопедический словарь
НЕКРАСОВ Борис Владимирович (1899-1980) - российский химик, член-корреспондент АН СССР (1946). Труды по теоретической химии. Автор "Курса общей химии" (1935, 14 издание, 1962), "Основ общей химии" (3 издание, 1973) и "Учебника общей химии" (4 издание, 1981).
Полезные сервисы
некрасов викт. платонович
Гуманитарный словарь
НЕКРА́СОВ Викт. Платонович (1911-87) - прозаик. Детство Н. прошло в Лозанне и Париже. Окончил архит. ф-т Моск. строит. ин-та и театр. студию при Киевском т-ре рус. драмы; работал арх., актером, театр. худож. С авг. 1941 по нояб. 1944 служил в саперных войсках. Война стала осн. темой его творчества. В 1945-47 работал журналистом в киев. газ. "Советское искусство", в 1946 опубликовал пов. "В окопах Сталинграда", к-рая была удостоена Сталинской пр. и сделала имя Н. широко известным. Н., рассказав о войне без пафоса и громких слов как о тяжелых буднях, к-рые требуют ежедн. напряжения сил и мужества, "обогнал лит. эпоху" (слова Б. Слуцкого), открыл новое направление в лит-ре о войне; за Н. последовали Г. Бакланов, В. Быков, В. Богомолов, А. Адамович, Б. Окуджава, В. Кондратьев и др. В 1957 по пов. поставлен ф. "Солдаты" (реж. А. Г. Иванов). В последующие годы Н. опубликовал рассказы "Рядовой Лютиков", "Посвящается Хемингуэю", "Переправа", "Вася Конаков", "Вторая ночь" и др., неопубл. главы 3-й части "Окопов" ("Чертова семерка"). Пов. "В родном городе" (1954, первонач. назв. "Из огня") и "Кира Георгиевна" (1961), путевые очерки об Италии, Америке и Франции ("Первое знакомство", 1958; "По обе стороны океана", 1962; "Месяц во Франции", 1965), "Маленькие портреты" (Чужой, Станиславский, Ле Корбюзье, Василий Гроссман, др.), публицистич. выступления Н. об увековечении памяти жертв фашизма, погибших в Бабьем Яру, воинов, павших под Сталинградом, и дискус. статьи об архитектуре, живописи, киноиск-ве вызвали последоват. наступление чиновников от лит-ры и партаппарата на Н.: его исключили из партии и Союза писателей (1973-74), следствием чего стала вынужд. эмиграция (Швецария, Франция). В 1975-82 он работал зам. гл. ред. ж. "Континент", вел регулярные передачи на радиостанции "Свобода". В эмигрант. период своей жизни Н. написал: 5 автобиогр. повестей ("Записки зеваки", 1975; "Взгляд и нечто", 1978; "По обе стороны стены", 1978; "Из дальних странствий возвратясь", 1971-81; "Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы, 1983) и "Маленькую печальную повесть" (1986). Н. был чл. франц. Пен-клуба и Баварской Академии иск-в. Похоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Полезные сервисы
некрасов виктор платонович
Энциклопедический словарь
Некра́сов Виктор Платонович (1911-1987), русский писатель. В повести «В окопах Сталинграда» (1946; Государственная премия СССР, 1947; фильм «Солдаты», 1957) - автобиографический образ рассказчика-офицера, правдивая, подчёркнуто прозаичная картина фронтовых будней. Повести «В родном городе» (1954), «Кира Георгиевна» (1961) о судьбах фронтовиков и бывших зеков в мирное время; путевые заметки о зарубежных поездках. В начале 70-х гг. исключён из КПСС и Союза писателей СССР. В 1974 эмигрировал; жил во Франции. Книги эссеистической, ассоциативной прозы «Записки зеваки» (1975), «По обе стороны стены...» (1978-1979), «Саперлипопет» (1983), «Маленькая печальная повесть» (1986). Произведения эмигрантского периода публиковались в СССР с 1988.
* * *
НЕКРАСОВ Виктор Платонович - НЕКРА́СОВ Виктор Платонович [4 (17) июня 1911, Киев - 3 сентября 1987, Париж], русский писатель.
Краткая биография
Из интеллигентной семьи: отец - банковский служащий, мать - врач. Раннее детство провел в Лозанне (там мать получала медицинское образование) и Париже, где она работала в военном госпитале. После окончания школы в Киеве, где обосновалась семья, Некрасов учился на архитектурном факультете Киевского строительного института (закончил в 1936) и в студии при Театре русской драмы (закончил в 1937). До начала войны недолго работал архитектором, потом актером и театральным художником в театрах Киева, Владивостока, Кирова, Ростова-на-Дону. К этому времени относятся первые литературные опыты Некрасова, носившие, однако, «домашний» характер.
С августа 1941 в армии, воевал в должности полкового инженера, заместителя командира саперного батальона в Сталинграде, на Украине, в Польше. Дважды был ранен. Как инвалид войны был демобилизован. В 1945-1947 работал журналистом в киевской газете «Советское искусство».
Литературный дебют
В 1946 в журнале «Знамя» была опубликована повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» (журнальное название «Сталинград»). Повесть вызвала в литературных кругах неоднозначное отношение. А. Т. Твардовский (см. ТВАРДОВСКИЙ Александр Трифонович) во внутренней рецензии писал: «Первое очевидное достоинство книги - то, что, лишенная внешне сюжетных, фабульных приманок, она заставляет прочесть себя одним духом. Большая достоверность свидетельства о тяжелых и величественных днях борьбы накануне «великого перелома», простота и отчетливость повествования, драгоценнейшие детали окопного быта и т. п. - все это качества, предваряющие несомненный успех книги у читателя. О ее существенном содержании можно сказать примерно так. Это правдивый рассказ о великой победе, складывавшейся из тысяч маленьких, неприметных приобретений боевого опыта и морально-политического превосходства наших воинов задолго до того, как она, победа, прозвучала на весь мир. И рассказ этот - литературно полноценный, своеобычный, художнически убедительный...». Высоко оценил повесть и А. П. Платонов (см. ПЛАТОНОВ Андрей Платонович): «Некрасов, - писал он, - придает описанию войны, всему движению чувств и действиям человека, пребывающего в огне боя, необыкновенно ощутительную, живую, непосредственную конкретность; читатель все время живет в том потоке событий, в который вовлек его автор». Руководство же Союза писателей отнеслось к повести резко отрицательно, были даже проведены два специальных совещания, нацеливавших печать на ее разгром. От запланированного разгрома повесть спасла Сталинская премия (1947), присужденная Некрасову по неожиданному прямому указанию Сталина, так и оставшемуся необъяснимым.
«Мнение, не совпадающее с линией партии»
Однако «охранная грамота» Сталинской премии на дальнейшее творчество Некрасова не распространялась. То, что он писал потом, как правило, подвергалось уничтожающей критике руководящих идеологических служб. Так было с повестью «В родном городе» (1954), рассказывавшей о драматической судьбе фронтовиков, столкнувшихся при возвращении в долгожданную мирную жизнь, которая оказалась трудной, разоренной, безрадостной, с непробиваемым партийно-бюрократическим бездушием. Так было и с повестью «Кира Георгиевна» (1961), в которой причины конформизма, душевной опустошенности, нравственных недугов части нашей интеллигенции автор объяснял разлагающей общество нехваткой воздуха свободы. Официозная критика встретила в штыки и эссеистские выступления писателя по вопросам искусства. Некрасова прорабатывали за статью «Слова «великие» и простые» (1959), в которой он отвергал напыщенную героическую патетику, уводящую от правды, за заметки о современной архитектуре «О прошлом, настоящем и чуть-чуть о будущем» (1960), в которых он критиковал безвкусную монументальность и убогое однообразие тогдашнего советского градостроительства. Его эстетические взгляды квалифицировались как идейно порочные.
После того, как Хрущев (см. ХРУЩЕВ Никита Сергеевич) ополчился против зарубежных очерков Некрасова «По обе стороны океана» (1962), заявив, что их автору не место в партии, началась настоящая травля писателя. Его перестали печатать, клеймили позором на собраниях, завели на него персональное дело и вынесли ему строгий выговор. После падения Хрущева писателя на время оставили в покое. Но в 1969 за то, что Некрасов подписал коллективное письмо в защиту украинского диссидента В. М. Черновила и выступил в день 25-летия расстрела евреев в Бабьем Яру (см. БАБИЙ ЯР), на него опять было заведено персональное дело, закончившееся вторым строгим выговором. В 1972, как сказано было в решении, «за то, что позволил себе иметь собственное мнение, не совпадающее с линией партии», писателя исключили сначала из партии, а потом из Союза писателей. Им занялось КГБ: слежка, прослушивающийся телефон, унизительный обыск с изъятием книг и рукописей, многочасовые допросы, на которых ему дали понять, что если он не «исправится» или не уедет на Запад, ему придется отправиться «в места не столь отдаленные». Так, Некрасова в 1974 вытолкнули в эмиграцию, а потом, в 1979, после того как он, выступая по радио, иронически отозвался о «трилогии» Брежнева (см. БРЕЖНЕВ Леонид Ильич), главным образом о военной ее части - «Малой земле», его лишили советского гражданства. Два с лишним десятилетия на родине его книги не издавались, циркуляром Главлита были изъяты из библиотек, его имя было запрещено упоминать в печати, оно вычеркивалось даже из библиографических справок.
Главная книга
Главной книгой Некрасова стало его первое произведение - повесть «В окопах Сталинграда», она оказалась самым высоким его художественным достижением. Он написал потом несколько очень сильных рассказов о войне, например «Судак» (1958) и «Вторая ночь» (1960), их можно поставить рядом с этой книгой, но не над ней. «В окопах Сталинграда» - первое в нашей литературе произведение не о войне, а изнутри войны, рассказ не наблюдателя, а ее участника, находившегося на переднем крае. Она словно бы возвращала «окопникам» незаживающее их прошлое, перечеркнутое официально признанными и сверхобильно тиражируемыми парадными, фанфарными сочинениями. «В окопах Сталинграда» стала книгой, определившей очень важное направление нашей военной прозы, хотя ее влияние не ограничивалось рамками этой литературы. Когда на рубеже 1950-х и 1960-х годов заявила о себе литература фронтового поколения или, как ее еще называли, «лейтенантская литература» (хотя среди ее авторов были и солдаты), сразу же обнаружилось, что у истоков этой литературы повесть Некрасова была главным ее ориентиром, он был ее признанным лидером. Это засвидетельствовали многие прозаики того призыва - Г.Я. Бакланов (см. БАКЛАНОВ Григорий Яковлевич) и В. В. Быков (см. БЫКОВ Василий Владимирович), В. О. Богомолов (см. БОГОМОЛОВ Владимир Осипович) и А. М. Адамович (см. АДАМОВИЧ Александр Михайлович), Б. Ш. Окуджава (см. ОКУДЖАВА Булат Шалвович) и В. Л. Кондратьев (см. КОНДРАТЬЕВ Вячеслав Леонидович), В. Ф. Тендряков (см. ТЕНДРЯКОВ Владимир Федорович) и В. Н. Семин (см. СЕМИН Виталий Николаевич), поддержанные и поэтами фронтового поколения - С. С. Наровчатовым (см. НАРОВЧАТОВ Сергей Сергеевич) и К. Я. Ваншенкиным (см. ВАНШЕНКИН Константин Яковлевич), Г. М. Поженяном (см. ПОЖЕНЯН Григорий Михайлович) и Ю. В. Друниной (см. ДРУНИНА Юлия Владимировна).
Б. А. Слуцкий (см. СЛУЦКИЙ Борис Абрамович) справедливо заметил: «Повесть В. Некрасова обогнала свою литературную эпоху, во многом предваряя наше время». Писатели фронтового поколения так определили роль повести Некрасова в их творческой судьбе: «Все мы вышли из некрасовских «окопов». Исключительное значение этой книги признали и писатели старшего поколения - Твардовский и И. Г. Эренбург (см. ЭРЕНБУРГ Илья Григорьевич).
К.М. Симонов (см. СИМОНОВ Константин Михайлович) и А. А. Бек (см. БЕК Александр Альфредович), В. П. Гроссман (см. ГРОССМАН Василий Семенович) и А. П. Платонов считали, что она стоит в первом ряду лучших произведений о Великой Отечественной войне, что это одно из самых высоких достижений нашей литературы.
Особенности творческого метода
Автобиографичность, близость к мемуарному жанру придают написанной от первого лица повести «В окопах Сталинграда» особого рода интимную достоверность, резко приближают к читателю события и персонажей, делают его сопереживания главному герою полнее, глубже. Автобиографичность и лиризм, свободно льющееся повествование с то и дело возникающими отступлениями, воспоминаниями героя, его размышлениями, как выяснилось впоследствии, были не просто особенностями повести «В окопах Сталинграда», а органическим свойством художественной манеры и творческой личности Некрасова, отчетливо проступающим во всем, что он написал, в том числе и в тех вещах, что были созданы на чужбине, в эмиграции: путевых очерках «Записки зеваки» (1975), «Взгляд и нечто» (1977), «По обе стороны стены...» (1977), «Из дальних странствий возвратясь...» (1979-81), в повестях «Саперлипопет, или Если б да кабы, да во рту росли грибы...» (1983), «Маленькая печальная повесть» (1986), напоенных печальной любов̑ά сливающейся с самоиронией, к отрезанной от него родине, к оставшимся там друзьям. И чем полнее и ярче эти свойства реализовались, тем выше был художественный уровень некрасовской прозы, тем значительнее достигнутый результат.
Две повести Некрасова были экранизированы: «В окопах Сталинграда» - фильм «Солдаты» (1957, режиссер А. Иванов (см. ИВАНОВ Александр Гаврилович)) и «В родном городе» - фильм «Город зажигает огни» (1958, режиссер В. Венгеров). Некрасов написал несколько сценариев документальных фильмов.
Умер в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Большой энциклопедический словарь
НЕКРАСОВ Виктор Платонович (1911-87) - русский писатель. Повесть "В окопах Сталинграда" (1946; Государственная премия СССР, 1947; сценарий кинофильма "Солдаты", 1957) - дневник офицера, раскрывающий правду будней Великой Отечественной войны. Рассказы и повести (в т. ч. "Кира Георгиевна", 1961), зарубежные очерки, воспоминания. С 1974 жил за границей. Мемуарно-ностальгическая проза ("Записки зеваки", 1976; "По обе стороны стены", 1980, и др.).
Полезные сервисы
некрасов всеволод николаевич
Энциклопедический словарь
Некра́сов Всеволод Николаевич (р. 1934), русский поэт. В 60-х гг. входил в круг так называемых лианозовских поэтов. Концептуализм в подходе к поэтичной форме соединён с лиризмом в духе традиционных ценностей: сборники «Стихи из журнала» (1989), «Справка» (1991). Театроведческие исследования «Театр А. Н. Островского» (1986), стихи и статьи в книге «Пакет» (1996) - совместно с А. И. Журавлёвой.
* * *
НЕКРАСОВ Всеволод Николаевич - НЕКРА́СОВ Всеволод Николаевич (р. 1934), русский поэт. Принадлежал к поэтическому «андерграунду»; стихи, отмеченные поисками новых средств выразительности, распространялись главным образом в самиздате. Был близок к Лианозовской группе (см. ЛИАНОЗОВСКАЯ ГРУППА). Сборники: «Между летом и зимой» (1976), «Стихи из журнала» (1989).
Большой энциклопедический словарь
НЕКРАСОВ Всеволод Николаевич (р. 1934) - русский поэт. Принадлежал к поэтическому "андерграунду"; стихи, отмеченные поисками новых средств выразительности, распространялись главным образом в самиздате. Был близок к Лианозовской группе. Сборники: "Между летом и зимой" (1976), "Стихи из журнала" (1989).
Полезные сервисы
некрасов иван яковлевич
Энциклопедический словарь
Некра́сов Иван Яковлевич (р. 1929), минералог, член-корреспондент РАН (1990). Основные труды по минералогии, геохимии и кристаллохимии рудных месторождений, петрографии и минералогии карбонатитов, кимберлитов и пегматитов. Государственная премия СССР (1970).
* * *
НЕКРАСОВ Иван Яковлевич - НЕКРА́СОВ Иван Яковлевич (р. 1929), ученый, российский член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по минералогии (см. МИНЕРАЛОГИЯ), геохимии (см. ГЕОХИМИЯ) и кристаллохимии (см. КРИСТАЛЛОХИМИЯ) рудных месторождений, петрографии (см. ПЕТРОГРАФИЯ) и минералогии карбонатитов (см. КАРБОНАТИТ), кимберлитов (см. КИМБЕРЛИТ) и пегматитов (см. ПЕГМАТИТ) . Государственная премия СССР (1970).
Большой энциклопедический словарь
НЕКРАСОВ Иван Яковлевич (р. 1929) - ученый, российский член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1990). Основные труды по минералогии, геохимии и кристаллохимии рудных месторождений, петрографии и минералогии карбонатитов, кимберлитов и пегматитов. Государственная премия СССР (1970).
Полезные сервисы
некрасов игнатий фёдорович
Энциклопедический словарь
Некра́сов Игнатий Фёдорович (около 1660 - 1737), донской казак, сподвижник К. А. Булавина. После поражения восстания ушёл с 2 тысячами казаков на Кубань; посылал на Дон воззвания и совершал набеги на территорию Украины.
* * *
НЕКРАСОВ Игнатий Федорович - НЕКРА́СОВ Игнатий Федорович (Игнат Некрас) (около 1660-1737), донской казак, активный участник Булавинского восстания (см. БУЛАВИНСКОЕ ВОССТАНИЕ) 1707-1709 годов, один из ближайших сподвижников К.А. Булавина. Некрасов участвовал в Булавинском восстании с самого начала и продолжал борьбу с царскими войсками после его подавления. 13 мая 1708 года он выступил из Черкасска на Хопер, а затем во главе пяти тысяч повстанцев пошел на Волгу и с 26 по 30 мая осаждал Саратов. Однако осада успеха не имела, и Некрасов двинулся на Царицын, который взял 7 июня. После гибели Булавина и разгрома повстанческих отрядов атаманов Драного и Хохлача Некрасов возглавил восстание, продолжая борьбу в верховьях Дона. Но в конце августа 1708 года восставшие были разбиты. При попытке соединиться с атаманом Голым двухтысячный отряд Hекрасова у города Есаулов встретился с войсками князя В.В. Долгорукова. Уклонившись от боя с превосходящими силами царских войск, Некрасов со своими сподвижниками ушел на Кубань, где возглавил своеобразную казачью «республику». В 1709-1710 годах Некрасов посылал на Дон воззвания о восстании и время от времени появлялся на территории Украины с отрядами повстанцев. В 1740 году, спасаясь от преследования царских властей, некрасовцы ушли во владения Турции; расселились в Добрудже и Малой Азии, около озера Маньяс. В начале 19 века небольшая группа их потомков вернулась в Россию. В 1962 году большая группа потомков некрасовцев приехала в СССР и поселилась в Ставропольском крае, в Ростовской и Волгоградской областях.
Полезные сервисы
некрасов игнатий федорович
некрасов н.а
Афоризмы
Некрасов Николай Алексеевич (1821 - 1877/1878)
Русский поэт.
Афоризмы, цитаты
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
Русский народ.
Правилу следуй упорно:
Чтобы словам было тесно,
Мыслям - просторно.
"Вот приедет барин - барин нас рассудит,
Барин сам увидит, что плоха избушка,
И велит дать лесу", - думает старушка.
Простой и добрый семьянин,
Чиновник непродажный,
Он нажил только дом один -
Но дом пятиэтажный.
Полезные сервисы
некрасов ник. ал
Гуманитарный словарь
НЕКРА́СОВ Ник. Ал. (1821-77) - поэт. Род. в дворянской семье. Учился в Яросл. г-зии, но оставил ее по болезни. С 1838 жил в С.-Петербурге, был вольнослушателем ун-та, занимался лит. поденщиной. Первая книга лирики "Мечты и звуки" (1840), ориентированная на традиции романтизма, вскоре была скуплена и почти полностью уничтожена самим поэтом. В 1840-е гг. Н. выступает также как автор сатир. и юмористич. стихотворений, водевилей ("Петербургский ростовщик", 1844; "Осенняя скука", 1848), прозы (очерк "Петербургские углы", 1848; незаконч. ром. "Жизнь и похождения Тихона Трастникова", 1843-48), издатель альм. и сб. ("Физиология Петербурга", 1844; "Петербургский сборник", 1846), в к-рых во многом опредилились принципы "натуральной школы". В 1846 Н. приобретает (вместе с И. Панаевым) право на издание основанного еще А. Пушкиным ж. "Современник", к-рый вскоре становится одним из лучших рус. периодических изданий отчетливо демократич. направления. Во втором сб. "Стихотворения" (1856), вызвавшем большой резонанс, выявляются гл. мотивы и темы лирики Н. - жизнь рус. крестьянства ("Огородник" и "Тройка", 1846; "Буря", 1853; "Несжатая полоса", 1854; "Влас" и "Забытая деревня", 1855; "Школьник", 1856) и гор. низов ("Еду ли ночью по улице темной...", 1847; "На улице", 1850), изображенная чаще всего в повествоват., балладной форме, страдания лирич. героя-интеллигента, осознающего свой долг и ответственность за нар. горе ("Блажен незлобивый поэт...", 1852; "Поэт и гражданин", 1856), свою отчужденность от мира и трагизм любви ("Мы с тобой бестолковые люди...", 1851; "Застенчивость", 1852; "Последние элегии", 1855). О судьбе "лишнего человека" рассказывает поэма "Саша" (1856), о народной жизни - поэмы "Коробейники" (1861) и "Мороз, Красный нос" (1863-64). В 1868, после закрытия "Современника", Н. редактирует ж. "Отечественные записки", продолжающий традиции демократич. журналистики Стих. Н. 1860-70-х гг. ("Рыцари на час", 1860; "Железная дорога", 1864; "Душно! Без счастья и воли...", 1868; "Элегия", 1874; цикл "Последние песни", 1876-77 и др.) сыграли большую роль в утверждении "покаянных" народнических настроений. Подвигу декабристов и их жен посвящены поэмы "Дедушка" (1870) и "Русские женщины" (1872-73), сатир. изображению нуворишей-буржуа - поэма "Современники" (1875). Вершиной и итогом творческого пути Н. стали незавершенная поэма-эпопея "Кому на Руси жить хорошо" (1863-77), в к-рой, с опорой на фольклорные источники и традиции, дана широкая панорама рус. пореформенной действительности, создан образ и воспроизведен "голос" народа, прежде всего крестьянства. Похороны Н. в Петербурге превратились в значительное обществ. событие, речи на них произнесли П. Засодимский, Ф. Достоевский, Г. Плеханов. Творчество Н. сыграло важную роль в "прозаизации" стих. речи, в утверждении в рус. лирике реалистич. традиций. Под влиянием его поэзии возникла "некрасовская школа". Многие стихотворения Н. стали народными песнями ("Тройка", "Назови мне такую обитель", "Меж высоких хлебов затерялося...", "Коробейники").
Н. А. Некрасов
Полезные сервисы
некрасов ник. петр
Гуманитарный словарь
НЕКРА́СОВ Ник. Петр. (1823-1913) - филолог, специалист в обл. истории и грамматич. строя рус. языка, проф. С.-Петерб. ун-та.
В своих грамматич. трудах развивал идеи К. С. Аксакова о дефектности временной парадигмы рус. глагола. Основой лингвистич. взглядов Н. была идея идиоэтничности грамматич. описания, поэтому он был противником перенесения на рус. почву зап.-европ. грамматич. понятий. Отмечая возможность конкуренции форм времени и наклонения глагола в одинаковых контекстах, Н. приходит к выводу об отсутствии этих категорий в рус. языке. Эта теория в дальнейшем послужила базой для разграничения грамматич. значения и функции языковых средств в работах функционального направления.
Вид глагола рассматривался Н. как степень качества. Таких степеней он выделял три: краткую (двинуть, махнуть), продолженную (двигать, махать) и кратную (двигивать, махивать). Книга Н. "О значении форм русского глагола" (СПб., 1865), посвященная Ф. И. Буслаеву, вызвала оживленную науч. дискуссию.
Наиб. подробно идеи Н. разобраны в книге А. А. Потебни "Из записок по русской грамматике". А. А. Потебня многочисленными примерами подтверждает наличие в системе форм рус. глагола категорий времени и наклонения. Т. о. идеи Н. послужили мощным толчком в развитии проблем соотношения мыслительного и языкового содержания.
Н. интересуется всеми случаями грамматич. синонимии. Одна из его работ специально посвящена замене винит. пад. родительным (1905). Помимо грамматич. изысканий на материале совр. языка, Н. анализирует язык рукописей. Результатом этой работы явился его "Очерк сравнительного учения о звуках и формах древнего церковнославянского языка" (СПб., 1889).
Соч.: Краледворская рукопись в двух транскрипциях текста. СПб., 1872; Заметки о языке "Повести временных лет" по Лаврентьевскому списку летописи. СПб., 1897; О заменительных падежах: родительном и винительном в современном русском языке. СПб., 1905.
Лит.: Березин Ф. М. Очерки по истории языкознания в России: (конец 19 - начало 20 вв.). М., 1968.
Полезные сервисы
некрасов николай алексеевич
Энциклопедический словарь
Некра́сов Николай Алексеевич (1821 - 1877/1878), русский поэт. В 1847-1866 редактор-издатель журнала «Современник»; с 1868 редактор (совместно с М. Е. Салтыковым) журнала «Отечественные записки». В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства «муза мести и печали» поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы «Коробейники» (1861), «Мороз, Красный нос» (1864), «Русские женщины» (1871-1872), «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма «Современники», 1875-1876). Трагические мотивы в цикле стихов «Последние песни» (1877). Проза. Критика.
* * *
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич - НЕКРА́СОВ Николай Алексеевич [22 ноября (10 декабря)1821, село Синьки Подольской губернии - 27 декабря 1877 (8 января) 1878, Петербург], русский поэт.
Родился в семье офицера, происходившего из дворянского рода, мать, в девичестве Закревская, была дочерью богатого посессора Херсонской губернии. В 1824 отец вышел в отставку и перебрался в свое поместье в Грешневе (Ярославская губерния), где стал вести обычную жизнь мелкопоместного дворянина, в распоряжении которого было всего лишь 50 душ крепостных. О семье и жизни в Грешневе известно довольно мало, частью из-за противоречивости свидетельств, частью благодаря стараниям самого поэта, всю жизнь создававшего миф о своей биографии. В своих автобиографических записках Некрасов все время говорит о жестокости и деспотизме полуграмотного отца, о покорности и забитости матери, придавая своей биографии трагический оттенок. В 1832 Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где окончил 5 классов. По настоянию отца, желавшего для сына военной карьеры, отправился в 1838 в Петербург поступать на военную службу, однако на службу не пошел, а вместо этого начал активную подготовку к сдаче вступительных экзаменов в университет. Экзамены Некрасов провалил и записался вольнослушателем на филологический факультет. Отец, разгневанный поступком сына, оставил его без материальной поддержки. Некрасов столкнулся с острой нуждой, зарабатывал репетиторством, переписывал письма для неграмотных отправителей, писал рецензии на спектакли и книги, стихотворные пародии, заметки, публиковавшиеся в «Литературном прибавлении к Русскому инвалиду (см. РУССКИЙ ИНВАЛИД)» и в «Литературной газете (см. ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА (1840-49))», фельетоны и водевили, которые с успехом шли в Петербургском Александринском театре.
В 1840 на заработанные литературной поденщиной деньги издал сборник своих стихов, написанных под ощутимым влиянием поэтов-романтиков: В. А. Жуковского (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич), В. Г. Бенедиктова (см. БЕНЕДИКТОВ Владимир Григорьевич) и др. Перед публикацией Некрасов принес рукопись Жуковскому, тот посоветовал начинающему поэту стихов не печатать, однако отменять выход сборника было уже поздно, и книга «Мечты и звуки» с подписью Н. Н. все-таки увидела свет. Реакция на сборник была неоднозначна: многие критики отреагировали положительно и написали хвалебные отклики, некоторые, в том числе В. Г. Белинский (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич), разразились пренебрежительными рецензиями, упрекая молодого поэта в эпигонстве. На поэта приговор Белинского подействовал намного сильнее похвал его сторонников, и в продолжение нескольких лет Некрасов писал только юмористические стихи и активно занимался публицистикой. В начале 1840-х гг. сотрудничал с «Литературной газетой» и «Отечественными записками (см. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ЗАПИСКИ)», где его критические статьи и рецензии пользовались большой популярностью. Там познакомился и близко сошелся с Белинским, оказавшим на Некрасова большое влияние. Белинский же привел начинающего литератора в дом публициста И. И. Панаева (см. ПАНАЕВ Иван Иванович), где Некрасов познакомился с супругой Панаева Авдотьей Яковлевной (см. ПАНАЕВА Авдотья Яковлевна), женщиной незаурядной и талантливой, позднее ставшей его гражданской женой. Их отношения продолжались более 15 лет. В период 1843-1846 г.г. Некрасов издал несколько сборников («Статейки в стихах без картинок», «Физиология Петербурга (см. ФИЗИОЛОГИЯ ПЕТЕРБУРГА)», «1 апреля», «Петербургский сборник (см. ПЕТЕРБУРГСКИЙ СБОРНИК)», в котором появилась первая публикация Ф. М. Достоевского (см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) - повесть «Бедные люди»).
В 1847 вместе с Панаевым приобрел журнал «Современник (см. СОВРЕМЕННИК (название журналов))», собравший вокруг себя лучших писателей того времени: И. С. Тургенев (см. ТУРГЕНЕВ Иван Сергеевич) опубликовал здесь «Записки охотника», И. А. Гончаров (см. ГОНЧАРОВ Иван Александрович) - роман «Обыкновенная история», В. Г. Белинский - поздние критические статьи, А. И. Герцен (см. ГЕРЦЕН Александр Иванович) - повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». Здесь же стали регулярно появляться стихи самого Некрасова. Влияние «Современника» росло с каждым годом, на страницах «Современника» увидели свет первые произведения Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич): «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы».
В 1854 по приглашению Некрасова постоянным сотрудником «Современника» стал Н. Г. Чернышевский (см. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович), а затем - литературный критик Н. А. Добролюбов (см. ДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович). Но в 1862 после очередного цензурного ужесточения распоряжением правительства выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев, а спустя еще четыре года вышло распоряжение о его запрете. В 1862, после того , как лидеры революционной демократии были арестованы, Некрасов побывал в родных местах, Грешневе и Абакумцеве («Рыцарь на час»), тогда же он приобрел усадьбу Карабиха (см. КАРАБИХА), недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа (с 1947 здесь музей-усадьба Некрасова).
В 1868 Некрасов начал арендовать «Отечественные записки» и до самой смерти занимал должность редактора этого журнала совместно с М. Е. Салтыковым (см. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович). «Отечественные записки» завоевали не меньшую популярность, чем «Современник».
Наивысший расцвет творчества Некрасова начался в середине 1850-х годов. В 1855 он закончил поэму «Саша», написал стихотворения «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». Сборник «Стихотворения» (многие из стихов, вошедших в сборник, были посвящены А. Я. Панаевой), увидевший свет в 1856, был встречен с необыкновенным восторгом. Положительно откликнулись даже те, кто не вполне разделял идеологические воззрения поэта, Тургенев, например, написал следующее: «А Некрасова стихотворения, собранные в один фокус,- жгутся». А вот слова Достоевского: «... Я перечел чуть не две трети всего, что написал Некрасов, и буквально в первый раз дал себе отчет: как много Некрасов, как поэт, во все эти тридцать лет занимал места в моей жизни!». В стихотворении «Поэт и гражданин», открывавшем сборник, впервые поэт поднял вопрос о соотношении чистого искусства и гражданской поэзии. Народная тема, которая всегда была в центре творчества Некрасова, приобрела особое звучание в стихотворениях «В дороге» и «Железная дорога», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Орина, мать солдатская».
Народ, по мысли Некрасова, мог стать той силой, которая была способна на обновление русской жизни, на масштабные исторические действия. В поэмах «Коробейники» (1861) и «Мороз Красный нос» (1864) Некрасов стремился наиболее полно отразить все стороны народной жизни, передать «многоголосицу» народной стихии. Он активно использует фольклорно-эпические формы, вводит в поэму большой пласт разговорной и просторечной лексики. С конца 1860-х гг. Некрасов выступал, в первую очередь, как сатирик: цикл стихов «О погоде», «Песни о свободном слове», поэтические сатиры «Балет» и «Недавнее время». Начало 1870-х гг. творчество поэта отмечено, с одной стороны, усилением значения гражданской тематики (поэма «Русские женщины», посвященная судьбе декабристов их женам), с другой, - обращением к традиционным образцам русской поэзии.
Еще в 1860-е гг. у Некрасова родился замысел создания «народной книги», в 1866 поэт начал работу над эпической поэмой «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876). Поэма состоит из отдельных, относительно автономных частей и глав, связанных между собой единой темой дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по Руси, пытаясь найти ответ на вопрос, кому на Руси жить хорошо? В «Прологе» намечена четкая схема путешествия - встречи с попом, помещиком, купцом, министром и царем. Однако Некрасов не всегда придерживался этой схемы, его основной задачей было наиболее полное и объемное воссоздание картины русской жизни, выявление всего разнообразия народных характеров, особенностей мышления, мировосприятия русского народа.
В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.
Фигура поэта никогда не воспринималась однозначно ни читателями, ни критикой, это происходило из-за несовпадения лирического героя, поборника строгой морали, защитника униженных и гневного обличителя всех возможных пороков, и реального биографического человека, азартного и удачливого игрока, обладателя практического ума, охотника до выпивки и женского пола. В советское время все эти противоречия были сняты: биографический человек был наделен чертами лирического героя и наречен человеком и гражданином и народным защитнтком. Однако это нисколько не упростило восприятие творчества поэта, такой подход, уделяя внимание исключительно идеологическому пафосу борьбы против угнетателей, начисто игнорировал поэтическую составляющую его текстов. Еще современники упрекали Некрасова в отсутствии подлинной поэтичности: «поэзия тут и не ночевала» (Тургенев). Сторонники чистого искусства отказывали признавать художественную ценность его произведений. Да и вообще о середине 19 в. Было принято говорить как о времени, когда центр литературной и культурной жизни окончательно сместился с поэзии на прозу, это время большого жанра, время больших писателей. Поэзия, как недостижимый образец высшего искусства, казалось, так и осталась прерогативой Пушкина и Лермонтова. Но к середине 19 в. традиционный поэтический язык превратился в канон, в застывшую форму, не способную передать новое содержание. Именно Некрасов взял на себя смелость изменить поэзию, чтобы оживить интерес к ней. Исследователь творчества Некрасова Б. М. Эйхенбаум (см. ЭЙХЕНБАУМ Борис Михайлович) отмечал остро проявившуюся необходимость в массовом слушателе, который часто бывает намного важнее «избранного круга» профессионалов и любителей. Именно для такого слушателя писал Некрасов, он намеренно снижал поэтический язык, олитературивал народную речь, отчего она становмлась более яркой и сочной. Но при этом, вопреки расхожему мнению, Некрасов никогда не порывал с русской поэтический традицией, все его творчество - непрерывное взаимодействие с лучшими образцами отечественной поэзии.
Большой энциклопедический словарь
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-77/78) - русский поэт. В 1847-66 редактор-издатель журнала "Современник"; с 1868 редактор (совместно с М. Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки". В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы: "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871-72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866-76) рисуют многообразную картину современной русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма "Современники", 1875-76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика.
Энциклопедия Кольера
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-1878), русский поэт. Родился 12 декабря 1821 в Немирове, на территории нынешней Украины. Детство его прошло в деревне на берегу Волги. В 1838 Некрасов приехал в Санкт-Петербург; в 1839 был принят вольнослушателем на философский факультет Петербургского университета. Опубликовал стихотворный сборник Мечты и звуки (1840). Неблагожелательный прием произведения столь обескуражил его, что за несколько месяцев он буквально преобразился: отошел от туманного романтизма и принялся сочинять водевильные куплеты. Затем, под влиянием критика В.Г.Белинского, обратился к социальной проблематике. К 1845-1846 относятся его первые удачи в этой области - стихотворения В дороге, Тройка и Родина. Поэт выступал за права народа, обличая паразитизм господствующих классов. В 1846 он стал редактором журнала "Современник" и оставался в этой должности до закрытия журнала в 1866. В 1857 Некрасов пережил нравственный кризис, вызванный плохим состоянием здоровья и усугубленный раздорами в первой редакции "Современника". В 1860 И.С.Тургенев окончательно ее покинул, и после этого журнал стал выражать почти исключительно взгляды российских радикалов революционно-демократического крыла. Некрасов опубликовал в своем журнале несколько автобиографических признаний (стихотворение На Волге и др.); напечатана была и поэма Коробейники, образчик крестьянской тематики, которой Некрасов оставался верен до самой смерти. В этом же русле написана и поэма Мороз, Красный нос (1863). После нее мастерство Некрасова в полной мере сказалось лишь в наиболее выразительных эпизодах поэмы Кому на Руси жить хорошо (1863-1877). Поэма представляет собой изображение крестьянской жизни после реформы 1861. В 1876-1877, умирая от рака, он написал Последние песни - цикл проникновенных стихотворений.
Умер Некрасов в Санкт-Петербурге 8 января 1878.
ЛИТЕРАТУРА
Евгеньев-Максимов В.Е. Жизнь и деятельность Н.А.Некрасова, тт. 1-3. М.-Л., 1947-1952 Чуковский К.И. Мастерство Некрасова, 4-е изд. М., 1962 Некрасов Н.А. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1965-1967 Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971 Скатов Н.Н. Некрасов: Современники и продолжатели. Л., 1973 Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем, тт. 1-15. Л., 1981 Жданов В.В. Жизнь Некрасова. М., 1981
Полезные сервисы
некрасов николай виссарионович
Энциклопедический словарь
Некра́сов Николай Виссарионович (1879-1940), политический деятель, инженер-технолог, профессор. Один из лидеров левого крыла партии кадетов, в 1909-1917 член её ЦК. Во время 1-й мировой войны один из руководителей «Земгора». В 1917 министр путей сообщения Временного правительства. С 1921 работал в Центросоюзе. Необоснованно репрессирован.
* * *
НЕКРАСОВ Николай Виссарионович - НЕКРА́СОВ Николай Виссарионович (1879-1940), российский политический деятель, один из лидеров левых кадетов (см. КАДЕТЫ (политическая партия)), инженер-технолог, профессор. Депутат Третьей (см. ТРЕТЬЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА) и Четвертой Государственных дум (см. ЧЕТВЕРТАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА). Один из руководителей «Земгора (см. ЗЕМГОР)». В 1917 министр Временного правительства (см. ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО). С 1921 в Центросоюзе.
Большой энциклопедический словарь
НЕКРАСОВ Николай Виссарионович (1879-1940) - Один из лидеров левых кадетов, инженер-технолог, профессор. Депутат 3-й и 4-й Государственных дум. Один из руководителей "Земгора". В 1917 министр Временного правительства. С 1921 в Центросоюзе.
Полезные сервисы
некрасов николай николаевич
Энциклопедический словарь
Некрасов Николай Николаевич - I
(1906-1984), экономист, академик АН СССР (1968). Основные труды по размещению производительных сил, экономике отраслей народного хозяйства. Государственная премия СССР (1970).
II
(р. 1932), дирижёр, народный артист СССР (1988). С 1957 главный дирижёр оркестра Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого, с 1960 - Ансамбля народного танца СССР. С 1973 главный дирижёр и художественный руководитель Оркестра русских народных инструментов телерадиокомпании «Останкино». Государственная премия СССР (1991).
Большой энциклопедический словарь
НЕКРАСОВ Николай Николаевич (р. 1932) - российский дирижер, народный артист СССР (1988). Выступает с 1957. С 1973 главный дирижер и художественный руководитель Оркестра русских народных инструментов телерадиокомпании "Останкино". Государственная премия СССР (1991).
-----------------------------------
НЕКРАСОВ Николай Николаевич (1906-84) - российский экономист, академик АН СССР (1968). Основные труды по размещению производительных сил, экономике отраслей народного хозяйства. Государственная премия СССР (1970).
Полезные сервисы
некрасов николай николаевич (дирижер)
Энциклопедический словарь
НЕКРАСОВ Николай Николаевич (дирижер) - НЕКРА́СОВ Николай Николаевич (р. 1932), российский дирижер, народный артист СССР (1988). Выступает с 1957. С 1973 главный дирижер и художественный руководитель Оркестра русских народных инструментов телерадиокомпании «Останкино». Государственная премия СССР (1991).
Полезные сервисы
некрасов николай николаевич (экономист)
некрасов николай петрович
Энциклопедический словарь
Некра́сов Николай Петрович (1828-1913), языковед-славист, член-корреспондент Петербургской АН (1890). Труды в области славянских языков, в том числе русского, по грамматике русского языка, языку Лаврентьевской летописи.
Большой энциклопедический словарь
Некра́сов Николай Петрович (18281913), языковед-славист, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1890). Труды в области славянских языков, в том числе русского, по грамматике русского языка, языку Лаврентьевской летописи.
Полезные сервисы
некрасов, виктор платонович
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Виктор Некрасов (справа) и Даниил Гранин.
НЕКРАСОВ Виктор Платонович (1911 - 87), русский писатель. С 1974 жил в Париже. Повесть "В окопах Сталинграда" (1946; сценарий фильма "Солдаты", 1957) - дневник офицера, раскрывающий правду будней Великой Отечественной войны. Рассказы и повести (в том числе "Кира Георгиевна", 1962; "Маленькая печальная повесть", 1986). Мемуарно-ностальгическая проза ("Записки зеваки", 1976; "По обе стороны стены", 1980, и др.).
Полезные сервисы
некрасов, николай алексеевич
Иллюстрированный энциклопедический словарь
Николай Алексеевич Некрасов.
НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821 - 1877/78), русский поэт. В 1847 - 66 редактор-издатель журнала "Современник"; с 1868 редактор (совместно с М.Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки". В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза мести и печали" поэта особенно чутка к несправедливости, к человеческой боли. Поэмы "Коробейники" (1861), "Мороз, Красный нос" (1864), "Русские женщины" (1871 - 72), "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76) рисуют многообразную картину современной поэту русской жизни, прежде всего крестьянства, с его мечтами о всеобщем народном счастье. Сатира (поэма "Современники", 1875 - 76). Трагические мотивы в цикле стихов "Последние песни" (1877). Проза. Критика.
Полезные сервисы
некрасова ксения александровна
Энциклопедический словарь
Некра́сова Ксения Александровна (1912-1958), русская поэтесса. Своеобразная по мировосприятию и поэтической форме лирика (сборник «А земля наша прекрасна!», 1958).
* * *
НЕКРАСОВА Ксения Александровна - НЕКРА́СОВА Ксения Александровна (1912-58), русская поэтесса. Своеобразная по мировосприятию и поэтической форме лирика (сборник «А земля наша прекрасна!», 1958).
Большой энциклопедический словарь
НЕКРАСОВА Ксения Александровна (1912-58) - русская поэтесса. Своеобразная по мировосприятию и поэтической форме лирика (сборник "А земля наша прекрасна!", 1958).