Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ненцкий (nencki) марцелий вильгельмович

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

ненцкий марцелий вильгельмович

Энциклопедический словарь

Полезные сервисы

ненцы

Толковый словарь

Толковый словарь Ушакова

Толковый словарь Ожегова

Словарь существительных

Энциклопедический словарь

НЕ́НЦЫ -ев; мн. Народ, составляющий коренное население Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского округов, входящих в состав России; представители этого народа.

Не́нец, -нца; м. Не́нка, ; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Нене́цкий, -ая, -ое.

* * *

не́нцы (самоназвание - хасова, устаревшее - самоеды, юраки), народ в Архангельской и Тюменской областях, в Красноярском крае (Россия). Общая численность 34,5 тыс. человек (1998). Язык ненецкий. Верующие - православные, часть придерживается традиционных верований.

<a href='/dict/ненцы' class='wordLink' target='_blank'>Ненцы</a>.

* * *

НЕНЦЫ - НЕ́НЦЫ (устаревшее - самоеды, юраки), народ в Российской Федерации, коренное население Ненецкого округа (7,7 тыс. чел.) Архангельской области, Ямало-Ненецкого округа (26 тыс. чел.) Тюменской области, Долгано-Ненецкого округа (3 тыс. чел.) Красноярского края. Ненцы занимают обширную территорию Российского Севера и Западной Сибири от реки Мезени на западе до низовьев Енисея на востоке.

Общая численность в Российской Федерации 41 тысяча человек (2002). Ненецкий язык относится к самодийской группе уральских языков. Его признают родным 75% ненцев. Письменность существует с 1932 года на основе латинской, а с 1937 года - кириллической графики. Название ненцы было введено в официальное употребление в 1930 году. Западные ненцы называют себя хасова, восточные - ненэй ненэць (настоящие ненцы). Верующие - православные, часть придерживается традиционных верований.

По хозяйственно-культурному типу ненцы делятся на три группы. Основную группу (90%) составляют тундровые ненцы, главное занятие которых - оленеводство. Лесные ненцы населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, занимаются в основном охотой, рыболовством, разводят вьючных оленей. Они говорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа - колвинцы - образовалась на Русском Севере в районе реки Колвы в 19 веке в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми. Колвинцы говорят на ижемском диалекте языка коми.

Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Животные круглый год пасутся под надзором пастухов и оленегонных собак. У ненцев широко распространен санный способ езды на оленях. Они применяют легковые и грузовые нарты. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые нарты запрягают «веером» от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.

В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки. Мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Олень питается мхом-ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.

К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное конусообразное жилище - чум. Зимой чум покрывают в два слоя нюками (шкуры оленя), летом - берестой. В центре чума разжигали костер, позднее стали использовать железные печи. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны очага располагались спальные места, а напротив входа - предметы языческого культа, иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирали и перевозили на специальных санях.

Помимо выпаса оленей зимой ненцы охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляли с помощью деревянных ловушек и железных капканов. Из птиц добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили, в основном, летом.

Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок занимаются женщины. Одежды и утварь они богато украшали меховой мозаикой, плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.

Основная пища ненцев - мясо оленейсыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай, который, как и металлическую утварь, ненцы выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду - миски, чашки, ложки - изготовляли сами.

Для ненцев был характерен патриархальный род (еркар). При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) - объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины - к разным. Обычно вопрос о женитьбе сына решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения (умыкания) невесты.

Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов. Его жена «Я Небя» («Мать Земля») - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое - оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом ненцы считали лиственницу.

По народным представлениям душа человека проявляется в виде крови, дыхания, тени. Смерть - потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов (нгылека). Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.

Для ненецкого фольклора характерна персонификация, когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако - словечко. Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора - преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.

Большой энциклопедический словарь

Академический словарь

Орфографический словарь

не́нцы, -ев, ед. ч. не́нец, не́нца, твор. п. не́нцем

Полезные сервисы