мн.
1. Народ, составляющий коренное население Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского округов, входящих в состав России.
2. Представители этого народа.
мн.
1. Народ, составляющий коренное население Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского округов, входящих в состав России.
2. Представители этого народа.
НЕ́НЦЫ, ненцев, ед. ненец, ненца, муж. Северная народность, живущая в Ненецком, Ямальском и Таймырском округах (прежнее название - самоеды).
НЕ́НЦЫ, -ев, ед. -нец, -нца, муж. Народ, относящийся к коренному населению Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского округов [прежнее название - самоеды].
| жен. ненка, -и.
| прил. ненецкий, -ая, -ое.
НЕ́НЦЫ, -ев, мн (ед не́нец, -нца, м).
Народ, относящийся к коренному населению Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономных округов, расположенных на севере Западной Сибири с составе России (прежнее название - самоеды); люди, принадлежащие к этому народу; яз. - ненецкий, самодийской группы уральских языков; верующие - православные и приверженцы традиционных верований.
// ж не́нка, -и, мн род. -нок, дат. -нкам.
В Большеземельской и Малоземельской тундрах ненцы-оленеводы появились в конце 1-го тыс. н. э., а в древнерусской «Повести временных лет» ненцы упоминаются под названием «самоядь» как северные соседи обских угров, часть которых находилась тогда в Европе, в Приуралье (по Р. А. Агеевой).
НЕ́НЦЫ -ев; мн. Народ, составляющий коренное население Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Таймырского округов, входящих в состав России; представители этого народа.
◁ Не́нец, -нца; м. Не́нка, -и; мн. род. -нок, дат. -нкам; ж. Нене́цкий, -ая, -ое.
* * *
не́нцы (самоназвание - хасова, устаревшее - самоеды, юраки), народ в Архангельской и Тюменской областях, в Красноярском крае (Россия). Общая численность 34,5 тыс. человек (1998). Язык ненецкий. Верующие - православные, часть придерживается традиционных верований.
* * *
НЕНЦЫ - НЕ́НЦЫ (устаревшее - самоеды, юраки), народ в Российской Федерации, коренное население Ненецкого округа (7,7 тыс. чел.) Архангельской области, Ямало-Ненецкого округа (26 тыс. чел.) Тюменской области, Долгано-Ненецкого округа (3 тыс. чел.) Красноярского края. Ненцы занимают обширную территорию Российского Севера и Западной Сибири от реки Мезени на западе до низовьев Енисея на востоке.
Общая численность в Российской Федерации 41 тысяча человек (2002). Ненецкий язык относится к самодийской группе уральских языков. Его признают родным 75% ненцев. Письменность существует с 1932 года на основе латинской, а с 1937 года - кириллической графики. Название ненцы было введено в официальное употребление в 1930 году. Западные ненцы называют себя хасова, восточные - ненэй ненэць (настоящие ненцы). Верующие - православные, часть придерживается традиционных верований.
По хозяйственно-культурному типу ненцы делятся на три группы. Основную группу (90%) составляют тундровые ненцы, главное занятие которых - оленеводство. Лесные ненцы населяют таежные части Обско-Енисейского водораздела, занимаются в основном охотой, рыболовством, разводят вьючных оленей. Они говорят на особом диалекте ненецкого языка. Третья группа - колвинцы - образовалась на Русском Севере в районе реки Колвы в 19 веке в результате браков мужчин-ненцев и женщин-коми. Колвинцы говорят на ижемском диалекте языка коми.
Традиционное занятие ненцев - оленеводство. Животные круглый год пасутся под надзором пастухов и оленегонных собак. У ненцев широко распространен санный способ езды на оленях. Они применяют легковые и грузовые нарты. Мужские легковые нарты имеют только заднюю спинку у сиденья, женские - еще переднюю и боковую, чтобы было удобно ездить с детьми. В легковые нарты запрягают «веером» от трех до семи оленей. Садятся на них с левой стороны, управляют с помощью вожжи, прикрепленной к недоуздку (уздечке без удил, с поводом) левого оленя, и шеста-хорея с костяной пуговкой на конце. Упряжь изготовляют из кожи оленя или морского зайца.
В грузовые нарты запрягают по два оленя, а из пяти-шести грузовых нарт составляют караван (аргиш), привязывая оленей цепочками или ремнями к передней нарте. Каждый аргиш ведет седок на легковой нарте, часто это бывают девочки-подростки. Мужчины на легковых упряжках гонят стадо. Олень питается мхом-ягелем. По мере истощения кормовых запасов приходится менять пастбища. С оленьим стадом кочуют и пастухи с семьями.
К условиям кочевого образа жизни приспособлено разборное конусообразное жилище - чум. Зимой чум покрывают в два слоя нюками (шкуры оленя), летом - берестой. В центре чума разжигали костер, позднее стали использовать железные печи. Над очагом укрепляли планку с крюком для чайника или котла, по обе стороны очага располагались спальные места, а напротив входа - предметы языческого культа, иконы, а также чистая посуда. При каждой перекочевке чум разбирали и перевозили на специальных санях.
Помимо выпаса оленей зимой ненцы охотились на песца, лисицу, росомаху, горностая, дикого северного оленя. Пушного зверя промышляли с помощью деревянных ловушек и железных капканов. Из птиц добывали белых куропаток и гусей в период линьки, глухарей. Рыбу ловили, в основном, летом.
Выделкой шкур оленей и пушных зверей, пошивом одежды, сумок занимаются женщины. Одежды и утварь они богато украшали меховой мозаикой, плели украшения из бисера, вышивали подшейным волосом оленя, резали по дереву.
Основная пища ненцев - мясо оленей (в сыром и вареном виде), рыба, хлеб. Излюбленный напиток - чай, который, как и металлическую утварь, ненцы выменивали у русских торговцев. Деревянную посуду - миски, чашки, ложки - изготовляли сами.
Для ненцев был характерен патриархальный род (еркар). При коллективных способах охоты и скотоводства большую роль играло стойбище (нэсы) - объединение семей, в котором мужчины принадлежали к одному роду, а женщины - к разным. Обычно вопрос о женитьбе сына решал отец. Наметив невесту, засылали сватов, договаривались о размерах выкупа и приданого. Свадебный обряд включал имитацию похищения (умыкания) невесты.
Религиозные верования ненцев основывались на анимистических представлениях, согласно которым верховное небесное божество - демиург Нум - управлял миром при помощи других божеств и духов. Его жена «Я Небя» («Мать Земля») - старуха-покровительница, рождающая и хранящая все живое - оберегала дом, семью и очаг. Антагонистом Нума выступает Нга - воплощенное мировое зло, дух подземного мира, божество, посылающее болезни и смерть. Каждое озеро, промысловое урочище имело своих духов. Им приносили в жертву оленей, делали подношения (кусочки сукна, монеты, табак), чтобы духи даровали здоровье, удачу в оленеводстве и промысле. На священных местах, которыми могли быть камни, утесы, рощи, ставили идолов в виде антропоморфных фигур. Священным деревом ненцы считали лиственницу.
По народным представлениям душа человека проявляется в виде крови, дыхания, тени. Смерть - потеря одной из этих субстанций или же следствие вселения в тело человека вредоносных духов (нгылека). Шаманство тесно связано с древними религиозными представлениями ненцев. Обычно звание шамана передавалось мужчине или женщине по наследству.
Для ненецкого фольклора характерна персонификация, когда наряду с героями действующим лицом является и сам сказ (мынеко). Этот прием широко распространен в сказках, где одушевленное существо именуется лаханако - словечко. Среди ненецких сказок (лаханако, вадако) есть сказки о животных, волшебные, легендарные и бытовые. Часто их персонажами выступают божества, духи. Они же являются главными действующими лицами и в других жанрах фольклора - преданиях, молитвах-заговорах, шаманских песнях.
НЕНЦЫ (самоназвание - хасова - устаревшее выражение. - самоеды, юраки), народ в Архангельской и Тюменской областях, в Красноярском крае (Российская Федерация). Общая численность 34 тыс. человек (1992). Язык ненецкий. Верующие - православные, часть придерживается традиционных верований.
-ев, мн. (ед. не́нец, -нца, м.; не́нка, -и, мн. не́нки, -нок, -нкам, ж.).
Народ, населяющий Север СССР от Кольского полуострова до Енисея, а также лица, относящиеся к этому народу.