ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕ́Т-ТЕХНОЛО́ГИИ.
При обучении языку совокупность форм, методов, способов, приемов, средств обучения с использованием ресурсов и служб Интернета. См. дистанционное обучение, электронный учебник.
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕ́Т-ТЕХНОЛО́ГИИ.
При обучении языку совокупность форм, методов, способов, приемов, средств обучения с использованием ресурсов и служб Интернета. См. дистанционное обучение, электронный учебник.
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЕ ПРОГРА́ММЫ.
Документы, определяющие содержание образования всех уровней и направлений. В РФ О. п. подразделяются на общеобразовательные (программы дошкольного, начального, основного и среднего (полного) образования) и профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского образования). Обязательный минимум содержания каждой О. п. устанавливается государственным образовательным стандартом, который служит основой для создания предметных учебных программ. Основные задачи О. п.: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основ для осознанного выбора профессии и освоения содержания профессиональных О. п.
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЕ СТАНДА́РТЫ.
Требования к образованию, закрепленные в особых нормативных документах. В РФ введены по Закону «Об образовании» (1992). Согласно Закону, устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. На основе С. о. разрабатываются программы обучения, ориентированные на разные профили обучения и учебные предметы.
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по подготовке лингвистов, преподавателей языка, переводчиков, специалистов по межкультурному общению (направление - лингвистика и межкультурная коммуникация) вступил в силу в 2000 г., государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному - в 1999 г. Стандарты по иностранным языкам в качестве компонента Государственного стандарта общего образования опубликованы в 2004 г.
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛО́ГИИ.
Совокупность приемов работы преподавателя и учащихся, обеспечивающая достижение целей обучения языку и овладение языком. Выделяют технологии игровые, компьютерные, тренинговые, связанные с созданием речевой среды, формирующие стратегии овладения и владения языком. Следует различать технологии обучения (приемы работы, реализующие научную организацию труда учителя и учащихся) и технологии в обучении (использование технических средств в учебном процессе).
I прил.
1. Предназначенный для создания, образования [образование I 1.] чего-либо.
2. Связанный с возникновением, созиданием, образованием [образование I 1.] чего-либо.
II прил.
1. соотн. с сущ. образование II, связанный с ним
2. Свойственный образованию [образование II], характерный для него.
3. Предназначенный для образования, способствующий получению образования [образование II].
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЙ - прил., употр. сравн. часто
1. Образовательными называют организации, учреждения и т. п., которые занимаются вопросами образования, обучения.
Негосударственные образовательные учреждения должны иметь лицензию. | Образовательный центр «Лингвист» предлагает широкий выбор языковых курсов. | Образовательные структуры в России не облагаются налогом.
2. Образовательными называют методики, стандарты и т. п., в соответствии с которыми строится обучение.
Большое внимание стало уделяться разработке образовательных методик. | Необходимо ввести единый образовательный стандарт для государственных и коммерческих вузов.
3. Образовательным называют то, что помогает вам узнать что-либо новое о чём-либо, приобрести комплекс каких-либо знаний.
Приезжающие В США по гостевой визе могут пройти краткосрочный образовательный курс. | Компьютерные фирмы выпускают в последнее время много образовательных игр. | Во время отдыха в лагере детям предлагается несколько образовательных экскурсий.
4. Говоря об образовательном уровне кого-либо, вы имеете в виду совокупность знаний, которую он получил, обучаясь в каком-либо учебном заведении.
Общий образовательный уровень выпускников вузов США резко уступает европейскому. | Образовательный уровень населения значительно возрос. | Нужно поощрять стремление человека повысить свой образовательный уровень.
5. Образовательным цензом называют уровень образования, который вы должны иметь, чтобы получить какую-либо работу, право на проживание в какой-либо стране и т. п.
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЙ, образовательная, образовательное; образователен, образовательна, образовательно (книжн.).
1. Служащий для образования, содействующий получению знаний. Образовательная беседа. Образовательная экскурсия.
2. Служащий для создания, образования чего-нибудь, дающий начало чему-нибудь (книжн. и биол.). Образовательные, или эмбриональные, ткани.
• Образовательный ценз - уровень образования, определяемый окончанием какого-нибудь учебного заведения.
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна.
1. см. образование 2.
2. Содействующий образованию, просвещению. Образовательное значение экскурсий.
II. ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЙ см. образовать 1.
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЙ -ая, -ое. к Образова́ние (2.О.). О-ое дело. О. характер экскурсии. Чтение имеет большое о-ое значение. О. уровень населения значительно вырос.
◊ Образова́тельный ценз. Уровень образования, необходимый для получения тех или иных прав.
1)
-ая, -ое. спец.
Служащий для образования, создания чего-л.
В стебле расположена кольцом ткань, очень нежная, очень сочная, способная постоянно образовать новые клеточки, откуда ее и называют образовательною тканью или камбием. Тимирязев, Жизнь растения.
2)
-ая, -ое.
Относящийся к образованию2.
Разумная постановка образовательного дела измеряется тем, сколько книг выдается на дом читателям, - какие удобства предоставляются большинству населения. Ленин, Что можно сделать для народного образования.
◊
образовательный ценз
уровень образования, требующийся для получения тех или иных прав.
образова́тельный, образова́тельная, образова́тельное, образова́тельные, образова́тельного, образова́тельной, образова́тельных, образова́тельному, образова́тельным, образова́тельную, образова́тельною, образова́тельными, образова́тельном, образова́телен, образова́тельна, образова́тельно, образова́тельны, образова́тельнее, пообразова́тельнее, образова́тельней, пообразова́тельней
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЙ СТАНДА́РТ.
Система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности. Основными единицами О. с. являются его структура, содержание, объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки учащихся. О. с. понимается как описание минимальных обязательных требований к целям и содержанию обучения. Нормы и требования, установленные О. с., принимаются в качестве эталона при оценке качества образования. О. с. в РФ является основным нормативным документом, дающим толкование ст. 7 Закона РФ «Об образовании» (1996). О. с. применительно к российской средней школе включает базисный учебный план и стандарты базовых (обязательных для средней школы) образовательных областей, в том числе и образовательной области «Иностранные языки». Применительно к предмету «русский язык как иностранный» О. с. - это минимум содержания, усвоение которого обеспечивает возможность получения образования на русском языке, трудовую деятельность в соответствии с языковыми квалификационными требованиями к работникам разных профессий.
Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному для разных уровней владения языком опубликован в 1999 г. На основании О. с. создаются программы обучения, учебники и учебные пособия. В настоящее время широко обсуждается вопрос о Европейском О. с. и едином образовательном пространстве (см. Болонская декларация, общеевропейская компетенция уровней владения языком). Согласно Государственному образовательному стандарту по русскому языку как иностранному (1999), выделяются следующие уровни владения языком: элементарный (ЭУ); базовый (БУ); пороговый, или 1-й сертификационный уровень (РКИ-1); пороговый продвинутый, или 2-й сертификационный, уровень (РКИ-2); постпороговый (профессиональный), или 3-й сертификационный уровень (РКИ-3); совершенный, или 4-й сертификационный уровень (РКИ-4); в ряде публикаций речь идет также о 5-ом сертификационном уровне (РКИ-5) или уровне носителя языка. Применительно к обучению иностранным языкам в средней школе выделяются стандарты: начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования (базовый уровень), среднего (полного) общего образования (профильный уровень). Для каждого уровня, согласно О. с., определен минимум содержания обучения, необходимый и достаточный для достижения целей обучения в рамках российской системы образования. Достигаемый каждым обучающимся уровень владения языком устанавливается в результате проведения специальных тестов. См. также стандарты общеобразовательные.
ОБРАЗОВА́ТЕЛЬНЫЙ СТАНДА́РТ ПРЕДВУ́ЗОВСКОГО ОБУЧЕ́НИЯ.
Документ, устанавливающий общие требования к содержанию и уровню подготовки выпускников подготовительных факультетов, обеспечивающих предвузовскую подготовку студентов-иностранцев по русскому языку и общеобразовательным дисциплинам. Введен в действие Министерством общего и профессионального образования РФ (1997) в качестве отраслевого образовательного стандарта. См. также предвузовская подготовка иностранных учащихся.