ср.
1. процесс действия по гл. обучить, обучать, обучиться 1., обучаться 1.
2. Результат такого действия.
ср.
1. процесс действия по гл. обучить, обучать, обучиться 1., обучаться 1.
2. Результат такого действия.
ОБУЧЕ́НИЕ - сущ., с., употр. сравн. часто
Морфология: (нет) чего? обуче́ния, чему? обуче́нию, (вижу) что? обуче́ние, чем? обуче́нием, о чём? об обуче́нии
1. Обучением называют процесс передачи кому-либо имеющихся у вас знаний, навыков, умений.
Обучение маленьких детей грамоте доставляло ему большое удовольствие. | В лётной школе он занимался обучением молодых лётчиков. | Твоё обучение ему очень пригодилось в жизни. | Возьмите меня к себе в обучение.
2. Обучением называют процесс приобретения вами новых знаний, навыков, умений в какой-либо области или же процесс совершенствования уже имеющихся у вас.
Обучение восточным языкам отнимало у него много времени. | Она решила продолжить своё обучение танцам.
3. Обучением называют процесс получения вами образования.
Обучение в университете длится пять лет. | Обучение на курсах повышения квалификации бесплатное. | Он вынужден был прервать своё обучение за границей.
ОБУЧЕ́НИЕ, обучения, мн. нет, ср. Действие по гл. обучить-обучать и обучаться. «…Революция 1905 г. чрезвычайно много сделала для политического обучения масс…» Ленин. Обучение языкам. Обучение войск. Начальное обучение. Заочное обучение. Совместное обучение.
ОБУЧЕ́НИЕ -я; ср. к Обучи́ть - обуча́ть и Обучи́ться - обуча́ться. О. грамоте.
* * *
обуче́ние - основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведётся в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
* * *
ОБУЧЕНИЕ - ОБУЧЕ́НИЕ, основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием (см. ВОСПИТАНИЕ). Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
ОБУЧЕНИЕ - основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально-ценностное отношение к действительности. Развитие индивидуальных способностей, интересов учащихся осуществляется в процессе дифференцированного обучения. Тесно связано с воспитанием. Ведется в учебных заведениях и в ходе практической деятельности.
Обучение, ия, ср.
* Начальное обучение. Обучение в начальной школе (3-4 года).
* Всеобщее обязательное начальное обучение.
• За годы Советской власти в стране было осуществлено сначала всеобщее обязательное начальное обучение, затем неполное среднее. КПСП, 161.
* Производственное обучение.
Обучение рабочей специальности (в школе, профессионально-техническом училище, на производстве). Верещагин, Костомаров, 1976, 78.
• Такие единицы, как очередной отпуск, детский сад, производственное обучение, имеют в других языках достаточно полноценные эквиваленты. Различие мы видим, прежде всего, в фоне. Влахов, Флорин, 155.
* Обучение с отрывом от производства.
Очная форма обучения в бузе.
• При поступлении в вуз на обучение с отрывом от производства правом преимущественного зачисления пользуются демобилизованные из рядов Советской Армии и производственники со стажем не менее 2 лет. Денисова, 55.
* Обучение без отрыва от производства.
Заочная или вечерняя форма обучения в вузе.
• На обучение без отрыва от производства в первую очередь зачисляются лица, характер работы которых соответствует избранной в вузе специальности. Денисова, 55. Развернуть активную помощь вновь организуемым школам по обучению рабочих без отрыва от производства. Шитов, 223.
* Бригадное обучение.
Метод группового обучения, использовавшийся в 1930-е гг. 1930 г.:
• Осуждены шкрабы (школьные работники), учителя, не согласные с официально введенным методом "бригадного обучения" (за "бригаду" учеников зачеты сдавали избранные ими делегаты). Впоследствии этот метод был отброшен, но шкрабы остались в лагерях. Росси, т. 1, 209.
Обучение
(teaching), процесс передачи к.-л. знаний, навыков. Исследования, проведенные Всемирным банком, показывают, что уровень усваивания детьми знаний зависит от квалификации и опыта учителя, к-рые трудно приобрести без высшего образования, а также спец. навыков работы с учениками. Однако в большинстве развивающихся стран высок процент неквалифицированных или недостаточно квалифицированных учителей. Учителям редко хорошо платят, но их оклады составляют значит, долю в общей стоимости образования - часто от 70 до 90%. Учителя чаще всего назначаются отделом централизованной правит. орг-ции или департаментом, к-рый контролирует учебные планы и финансирует образование. Децентрализованное О. более распространено в США и Индии, где проблемы получения образования возложены на каждый штат или общину. В нек-рых странах (среди них Великобритания) общенац. и местные власти несут равную ответственность за О. Большинство систем О. складываются на основе двух противоположных традиций: одна из них делает упор на формальную, часто рутинную, передачу осн. знаний, др. направлена на индивидуальное развитие учащегося. Среди специалистов - педагогов и психологов, разработавших методы О., можно назвать Фребеля, Монтессори, Дьюи, Блума, Брунера и Пиаже. В наст, время получил распространение комплексный подход к О., когда от учителей требуется вести междисциплинарные курсы, цель к-рых - развить способность учеников находить нестандартные решения.
обуче́ние, обуче́ния, обуче́ний, обуче́нию, обуче́ниям, обуче́нием, обуче́ниями, обуче́нии, обуче́ниях
сущ., кол-во синонимов: 42
авиаобучение (1)
бизнес-обучение (1)
ботанизирование (2)
взаимообучение (1)
всевобуч (1)
всеобуч (1)
выезживание (1)
выучивание (19)
выучка (12)
гайдинг (4)
гипнопедия (1)
дебыдлизация (2)
дообучение (1)
дрессировка (18)
изобученье (2)
квадривиум (1)
коэдукация (2)
ликбез (2)
милета (2)
муштра (7)
муштрование (7)
муштровка (6)
натаска (4)
натаскивание (21)
научение (3)
образование (194)
переобучение (6)
подготавливание (15)
подготовка (53)
подготовление (11)
подтягивание (21)
подучивание (13)
практика (19)
преподавание (11)
притравка (2)
просвещение (10)
профобучение (1)
сверхобучение (1)
тривиум (1)
учеба (14)
учение (42)
школение (4)
1. учение, преподавание, подготовка, учёба; выучка (разг.)
/ поспешное: натаскивание (разг.)
/ излишне строгое: муштровка, муштра, дрессировка (разг.)
2. см. образование
См. воспитание...
▲ передача (чего)
↑ знания
обучение - передача и усвоение навыков, знаний.
подготовка. переподготовка.
учения. сбор (учебный #). сборы.
ученик - объект обучения.
↓ дидактика - теория обучения.
дидактизм. дидактический. дидактичный.
метода. методист. | повторительный (# урок).
наставление.
инструктаж. инструкция. инструктировать.
история:
кондуит.
см. упражнение, овладение иностранным языком
продолжить обучение => действие, объект, продолжение
пройти обучение => действие, объект
проходит обучение => действие, объект
ОБУЧЕ́НИЕ.
Процесс передачи и усвоения знаний, навыков, умений и способов познавательной деятельности человека; двусторонний процесс, в котором участвуют как обучающий (преподавание), так и обучаемый (учение) в их совместной деятельности. В процессе О. реализуются следующие цели: практическая, общеобразовательная, воспитательная. В соответствии с целями О. осуществляется отбор содержания, методов, средств О.
Задача О. не только обеспечить определенный образовательный уровень, но и способствовать формированию личности человека (см. воспитание). С позиции коммуникативно-деятельностного подхода О. строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» О. (тем, на кого оказывается воздействие в учебном процессе), но и «субъектом» О. (учащийся выступает в качестве организатора своей учебной деятельности). Отсюда вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе учебной деятельности. Речь здесь идет об овладении приемами самостоятельной работы и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и др.). Результаты такой деятельности проявляются в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности. В процессе О. необходимо учитывать возрастные и особенно индивидуальные особенности обучающихся. Для повышения эффективности О. важно не только учитывать различия между учащимися, но и воздействовать на них, изменяя их в нужном направлении. Обучение, в отличие от учения, процесс передачи опыта как совместная деятельность двух (и более) субъектов: передающего опыт и накапливающего его. Передача социального опыта, знаний может происходить тремя объективно существующими способами: объяснением, показом и подкреплением.
- Основной путь получения образования.
- Повседневная работа педагога.
- Процесс постижения азов мастерства.
- Работа педагога.
- Процесс усвоения знаний.
аудиоматериалы, аудирование, аудирование коммуникативное, аудирование учебное, аудитивные средства обучения, аудитивный навык, вводно-фонетический курс, взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности, слух, слух фонетический, слуховая память, слуховой анализатор, слухопроизносительный навык, слушание, цели обучения аудированию
ОБУЧЕ́НИЕ В СОТРУ́ДНИЧЕСТВЕ
(англ. cooperative learning, collaborative learning). Технология обучения, построенная на совместном обсуждении проблемы, принятии решения. Один из вариантов личностно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам. Разработан американскими методистами Э. Аронсоном (1978), Р. Славином (1996), Д. Джонсом (1987), получил интерпретацию в российской методике в работах Е. С. Полат (2003), Н. Д. Гальсковой (2000). Основная идея обучения - создание на занятиях по языку благоприятных условий для активной совместной учебной деятельности в разных учебных ситуациях.
С этой целью учащиеся делятся на небольшие группы (3-4 человека), каждая из которых получает одно общее задание, при этом определяется роль каждого учащегося группы в выполнении этого задания. При выполнении задания учащиеся отвечают не только за результаты своей работы, но и за работу группы в целом. Идея О. в с. получила реализацию в различных вариантах: обучение в команде (student team learning), «учимся вместе» (learning together) и ряде других. Обучение в общении находит поддержку многих преподавателей, стремящихся к поиску путей активизации занятий по языку и коммуникативной направленности обучения. В отличие от фронтального и индивидуального обучения, в условиях которого учащийся выступает как индивидуальный субъект учебной деятельности, отвечает только «за себя» за свои успехи и неудачи, а взаимоотношения с преподавателем носят субъектно-субъектный характер. При О. в с. создаются благоприятные условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик - учитель - группа» и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности (Полат, 1997, 1998).
ОБУЧЕ́НИЕ ВИ́ДАМ РЕЧЕВО́Й ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТИ ВЗАИМОСВЯ́ЗАННОЕ.
См. взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности.
активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия, дискуссия направленная, дискуссия свободная, диспут, дистантная речь, доклад, информативная насыщенность речи, качество речи, коммуникативная ситуация, коммуникативные качества речи, компенсаторная компетенция, микродиалог, монологическая речь, навык речевой, направленная дискуссия, неподготовленная речь, образец речевой, обращённая речь, общение вербальное, общение виртуальное, общение деловое, общение педагогическое, общение речевое, орфоэпические ошибки, ответная речь, параллельное обучение видам речевой деятельности, пересказ, повествование, повторение, продуктивные виды речевой деятельности, развитие речи, рассказ, расспрос, рассуждение, реактивная речь, репродуктивная речь, речевая артикуляция, речевая интенция, речевая компетенция, речевая ситуация, речевое действие, речевое мастерство, речевое общение, речевое произведение, речевое сообщение, речевой акт, речевой механизм, речевой навык, речевой поступок, речевые опоры, речевые средства общения, речь активная, речь внешняя, речь диалогическая, речь контактная, речь монологическая, речь неподготовленная, речь ответная, речь устная, связная речь, связность, ситуативно-обусловленная речь, спонтанная речь, сфера общения, темп речи, теория речевой деятельности, теория речевых актов, техника речи, устная речь, учебная речевая ситуация, формы общения устные, хоровая речь, шепотная речь, эвристическая беседа, экстериоризация речи, этюд
аграмматизм, активный грамматический минимум, грамматика активная, грамматика пассивная, грамматика продуктивная, грамматика рецептивная, грамматические единицы, грамматические упражнения, грамматический минимум активный, грамматический навык, навык грамматический, структурная модель предложения
активная лексика, активный словарный запас, активный словарь, безэквивалентная лексика, беспереводная семантизация, лексика, лексика безэквивалентная, лексика нейтральная, лексика разговорная, лексика экзотическая, лексические единицы, лексический минимум, лексический навык, навык лексический, пассивная лексика, пассивный словарный запас, разговорная лексика, семантизация, словарный запас активный, словарь, словоупотребление, фоновая лексика
автореферат, азбука, алфавит, аннотация, аннотирование, буква, грамматика, графема, графика, графический навык, диктант, диссертация, заметки, заявление, изложение, каллиграфия, конспект, конспектирование, написание, письменная работа, письменная речь, письменная речь коммуникативная, письменная речь учебная, письменные упражнения, письменные формы общения, письменный контроль, письмо, почерк, правописание, пунктуация, резюме, реферат, реферирование, реферирование текста, самодиктант, свободный диктант, словарный диктант, сочинение, списывание, статья, творческий диктант, тезисы, техника письма, формы общения письменные, эссе, этапы создания письменного сообщения
акустический подход, акцент, акцентологические ошибки, апперцепция, артикулирование, артикуляционная база, артикуляционный навык, артикуляционный аппарат, артикуляция, артикуляция речевая, аудиоматериалы, аудирование, аудирование коммуникативное, аудитивный навык, вводно-фонетический курс, вводный курс устный, внутреннее проговаривание, дикция, зарядка фонетическая, звук, интонационная конструкция (ик), интонация, конструкция интонационная, корректировочный курс фонетики, корректирующий курс фонетики, курс вводно-фонетический, курс фонетики корректировочный, курс фонетики сопроводительный, лабораторное занятие, литературное произношение, логическое ударение, навык ритмико-интонационный, навык слухопроизносительный, навык фонетический, органы речи, пауза, постановка произношения, приемлемое произношение, произносительные навыки, произношение, произношение приемлемое, просодические средства, разбор фонетический, речевая артикуляция, речевой слух, ритм, ритмико-интонационный навык, слог, слух, слух фонетический, слуховая память, слуховой анализатор, слухопроизносительный навык, сопроводительный курс фонетики, тон, транскрипция, ударение, фонема, фонематический слух, фонетика, фонетическая зарядка, фонетическая транcкрипция, фонетический материал, фонетический навык, фонетический разбор, фонетический слух, фонетическое упражнение, фонограмма, фоностилистика, фонотека, фонохрестоматия
аналитическое чтение, беспереводное чтение, выборочное чтение, выразительное чтение, глобальное понимание, градуированное чтение, громкое чтение, детальное чтение, дешифровка, динамическое понимание, дискурсивное чтение, домашнее чтение, зрелое чтение, изучающее чтение, индивидуальное чтение, интенсивное чтение, информативное чтение, классное чтение, контекст, контекстуальная догадка, критическое понимание, критическое чтение, курсорное чтение, начитанность, неподготовленное чтение, ознакомительное чтение, переводное чтение, перцептивные виды речевой деятельности, подготовительное чтение, поисковое чтение, просмотровое чтение, реальное чтение, реферативное чтение, синтетическое чтение, техника чтения, тихое чтение, учебное чтение, филологическое чтение, фронтальное чтение, хоровое чтение, чтение, чтение аналитическое, чтение без словаря, чтение беспереводное, чтение вслух, чтение выборочное, чтение громкое, чтение детальное, чтение дискурсивное, чтение домашнее, чтение зрелое, чтение индивидуальное, чтение интенсивное, чтение критическое, чтение курсорное, чтение неподготовленное, чтение ознакомительное, чтение переводное, чтение подготовительное, чтение поисковое, чтение про себя, чтение просмотровое, чтение реальное, чтение реферативное, чтение с общим охватом содержания, чтение самостоятельное, чтение синтетическое, чтение со словарём, чтение тихое, чтение учебное, чтение фронтальное, чтение хоровое, чтение экстенсивное, экстенсивное чтение
I.
ОБУЧЕННОСТЬ
ОБУЧЕННОСТЬ, выучка, подготовленность, подготовка, школа, разг. подкованность
ОБУЧЕННЫЙ, подготовленный, разг. натасканный, разг. подкованный
II.
обученность
ОБУ́ЧЕННОСТЬ.
Результат учения, проявляющийся, в частности, как профессиональная подготовленность. О. в рамках специальности «учитель иностранного языка» определяется по перечню знаний, навыков, умений, которыми должен владеть преподаватель. Они представлены в «Профессиограмме учителя иностранного языка». Что касается учащихся, то требования к их подготовке по иностранному языку и другим дисциплинам отражены в государственном стандарте общего образования.
ОБУ́ЧЕННЫЙ, обученная, обученное; обучен, обучена, обучено, и ОБУЧЁННЫЙ, обучённая, обучённое; обучён, обучена, обучено.
1. прич. страд. прош. вр. от обучить. Лица, обученные разным ремеслам.
2. только полн. Подготовленный, имеющий выучку. Обученные войска.
ОБУ́ЧЕННЫЙ -ая, -ое. Получивший нужные знания, навыки в какой-л. области, подготовленный. В подразделение направили ещё сотню обученных бойцов.
◁ Обу́ченность, -и; ж.
-ая, -ое.
1. прич. страд. прош. от обучить.
2. в знач. прил.
Получивший нужные знания, навыки в какой-л. области, подготовленный.
В начале августа в нашем распоряжении было уже сто пятьдесят обученных и проверенных бойцов. Г. Линьков, Война в тылу врага.
прил., кол-во синонимов: 22
во всеоружии (12)
выдрессированный (10)
выезжанный (2)
вымуштрованный (6)
выученный (22)
вышколенный (8)
дрессированный (5)
муштрованный (3)
надрессированный (5)
натасканный (22)
натренированный (9)
наученный (14)
переобученный (4)
подготовленный (51)
подкованный (25)
поднатасканный (5)
понатасканный (3)
ученный (4)
ученый (105)
школенный (6)
см. подготовленный
вымуштрованный, подкованный, поднатасканный, надрессированный, наученный, муштрованный, школенный, во всеоружии, выдрессированный, вышколенный, ученный, подготовленный, понатасканный, выученный, выезжанный, дрессированный, натасканный