Оппенге́ймер ф. 1а ~ 0
оппенгеймер (oppenheimer) роберт
Большой энциклопедический словарь
ОППЕНГЕЙМЕР (Oppenheimer) Роберт (1904-67) - американский физик. Труды по квантовой механике, физике атомного ядра и космических лучей, разделению изотопов, нейтронным звездам. Руководил (1943-45) созданием американской атомной бомбы. Председатель генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США (1946-52), директор (1947-66) Института фундаментальных исследований в Принстоне. Выступил против создания водородной бомбы и в связи с этим в 1953 обвинен в "нелояльности" и отстранен от секретных работ.
Полезные сервисы
оппенгеймер роберт
Энциклопедический словарь
О́ппенгеймер Роберт (Oppenheimer) (1904-1967), американский физик. Труды по квантовой механике, физике атомного ядра и космических лучей, разделению изотопов, нейтронным звёздам. Руководил (1943-45) созданием американской атомной бомбы. Председатель генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США (1946-52), директор (1947-66) Института фундаментальных исследований в Принстоне. Выступил против создания водородной бомбы и в связи с этим в 1953 обвинён в «нелояльности» и отстранён от секретных работ.
* * *
ОППЕНГЕЙМЕР Роберт - О́ППЕНГЕЙМЕР (Oppenheimer) Роберт (1904-67), американский физик. Труды по квантовой механике, физике атомного ядра и космических лучей, разделению изотопов, нейтронным звездам. Руководил (1943-45) созданием американской атомной бомбы. Председатель генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США (1946-52), директор (1947-66) Института фундаментальных исследований в Принстоне. Выступил против создания водородной бомбы и в связи с этим в 1953 обвинен в «нелояльности» и отстранен от секретных работ.
Энциклопедия Кольера
ОППЕНГЕЙМЕР Роберт (Oppenheimer, J. Robert)
РОБЕРТ ОППЕНГЕЙМЕР И АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН
(1904-1967), американский физик, специалист по ядерной физике, директор и научный руководитель американского проекта по созданию атомной бомбы. Родился в Нью-Йорке 22 апреля 1904. В 1925 окончил Гарвардский университет. В 1925 был принят в Кембриджский университет и работал в Кавендишской лаборатории под руководством Резерфорда. В 1926 был приглашен М.Борном в Геттингенский университет, где в 1927 защитил докторскую диссертацию. В 1928 работал в Цюрихском и Лейденском университетах. В том же году возвратился в США. С 1929 по 1947 Оппенгеймер преподавал в Калифорнийском университете и Калифорнийском технологическом институте. С 1939 по 1945 активно участвовал в работах по созданию атомной бомбы в рамках Манхэттенского проекта; возглавляя специально созданную для этого Лос-Аламосскую лабораторию. В течение следующих семи лет был советником правительства США по вопросам атомной политики, с 1947 по 1952 возглавлял генеральный консультативный комитет Комиссии по атомной энергии США. В 1947-1966 Оппенгеймер - директор Института фундаментальных исследований в Принстоне (шт. Нью-Джерси). В 1954 за выступление против создания водородной бомбы и за использование атомной энергии лишь в мирных целях был снят со всех постов, связанных с проведением секретных работ, и обвинен в "нелояльности". "Дело Оппенгеймера" породило большие споры. Многие из сторонников ученого восприняли как реабилитацию присуждение Оппенгеймеру через 9 лет, в 1963, премии Э.Ферми, учрежденной Комиссией по атомной энергии США, "в знак признания его выдающегося вклада в теоретическую физику, а также за научное и административное руководство работами по созданию атомной бомбы и за активную деятельность в области применения атомной энергии в мирных целях". Оппенгеймер известен не только как создатель американской атомной бомбы. Ему принадлежат многие работы по квантовой механике, теории относительности, физике элементарных частиц, теоретической астрофизике. В 1927 он разработал теорию взаимодействия свободных электронов с атомами. Совместно с Борном создал теорию строения двухатомных молекул. В 1931 он и П.Эренфест сформулировали теорему, применение которой к ядру азота показало, что протонно-электронная гипотеза строения ядер приводит к ряду противоречий с известными свойствами азота. Исследовал внутреннюю конверсию g-лучей. В 1937 разработал каскадную теорию космических ливней, в 1938 сделал первый расчет модели нейтронной звезды, в 1939 предсказал существование "черных дыр". Оппенгеймеру принадлежит ряд популярных книг, в том числе - Наука и обыденное познание (Science and the Common Understanding, 1954), Открытый разум (The Open Mind, 1955), Некоторые размышления о науке и культуре (Some Reflections on Science and Culture, 1960). Умер Оппенгеймер в Принстоне 18 февраля 1967.
Рузе М. Роберт Оппенгеймер и атомная бомба. М., 1963
Полезные сервисы
ассириология
Лингвистика
комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих историю, культуру и языки
народов, которые в древности писали клинописью. Ассириология в более узком смысле -
комплекс дисциплин, изучающих историю, культуру и языки древней
Месопотамии (Ассирии и Вавилонии).
Особенность лингвистической ассириологии состоит в том, что она
занимается рядом языков, большинство из которых не родственны между
собой; в её сферу входят аккадский
язык, урартский язык, хурритский язык, хаттский язык, хеттский язык, лувийский язык, палайский язык, шумерский язык, эблаитский язык и эламский язык.
Изобретённое в конце 4‑го тыс. до н. э. шумерами на юге Месопотамии
пиктографическое письмо в дальнейшем развилось в
клинопись, которую приспособили для своего языка жившие севернее
аккадцы, а позднее и многие другие народы древней Передней Азии.
Соответственно языкам ассириология подразделяется на шумерологию,
хеттологию и т. д. Внешне похожие на месопотамскую клинопись угаритская и древнеперсидская письменности
генетически с ней не связаны и потому в сферу ассириологии не входят.
Обучение клинописи повсюду осуществлялось посредством переписывания
и заучивания определённого набора шумерских и аккадских текстов, что
и приводило при всей этнической пестроте к некоторому культурному
единству («клинописная» культура). По этим причинам занятия любой
отраслью ассириологии требуют знания шумерского и аккадского языков,
что и создаёт основу для объединения.
Клинописные тексты стали известны в Европе ещё в 17 в., а первые
попытки их дешифровки были предприняты в 18 в.,
но ассириология получила научную базу лишь в 19 в. В 1802
Г. Ф. Гротефенду удалось правильно определить 9 знаков древнеперсидской
клинописи, но его работа осталась незамеченной. В 20-30‑х гг. эта
письменность была успешно дешифрована усилиями Р. К. Раска, Э. Бюрнуфа,
К. Лассена и особенно Г. К. Роулинсона. Хотя древнеперсидская
письменность не относится к сфере ассириологии, её дешифровка дала
возможность использовать трёхъязычную часть (древнеперсидский, аккадский, эламский языки)
Бехистунской надписи (около 521 до н. э.) в качестве трилингвы.
Остальные две части трилингвы были дешифрованы (эламская не полностью)
в 40-50‑х гг. трудами Роулинсона, а одноязычные тексты - трудами
Ж. Опперта, Э. Хинкса и У. Ф. Толбота. Решающий эксперимент был произведён в 1857, когда четырём
исследователям были разосланы копии вновь найденного клинописного
текста на аккадском языке и сделанные ими переводы совпали во всех
существенных деталях. Этот год и считается годом рождения
В 20-40‑х гг. начались первые научные раскопки в Месопотамии, и в
руки исследователей попали десятки тысяч клинописных текстов
(табличек), давших богатый материал для выяснения лексики и грамматики аккадского и шумерского
Первая научная грамматика аккадского языка (1889) и первый словарь
этого языка (1896) были созданы Ф. Деличем. Интерпретация шумерского
языка, несмотря на обнаружение клинописных шумеро-аккадских «словарей»
(силлабариев) и билингв, была затруднена невозможностью использовать
сравнительно-историческую методику. Существовало мнение, что
шумерский язык - не язык, а «жреческая тайнопись». Лишь в 1905
Ф. Тюро-Данженом был издан первый перевод шумерских надписей, а в 1923
А. Пёбель издал шумерскую грамматику. Однако многие проблемы шумерской
грамматики и лексики ещё не решены. Поэтому интерпретации одноязычных
шумерских текстов остаются в ряде случаев спорными, а получить связное
чтение протошумерских (пиктографических) текстов пока не удаётся
(возможно, что последние являются не текстами в точном смысле этого
слова, а мнемоническими записями; в некоторых случаях есть
возможность составить представление об их содержании).
В 1906 на городище Богазкёй была раскопана Г. Винклером древняя
столица Хеттского царства с огромным клинописным архивом. Благодаря
догадке Б. Грозного обнаруженный здесь язык был определён как
индоевропейский, что дало возможность применить методы изучения
индоевропейских языков, и интерпретация хеттского клинописного
(неситского) языка продвинулась очень быстро. Обнаруженные здесь же
хаттские (протохеттские) тексты, вкрапленные в хеттские надписи,
поддаются интерпретации с трудом (понятны лишь тексты, снабженные
хеттским переводом), и связных переводов одноязычных хаттских текстов
получить не удаётся. Монументальные урартские надписи были обнаружены на
Армянском нагорье ещё в 19 в., обнаружено и некоторое количество
табличек. Интерпретация урартского языка была выполнена в основном
трудами И. Фридриха и А. Гётце, а также И. И. Мещанинова,
Г. В. Церетели, Г. А. Меликишвили, Н. В. Арутюняна и И. М. Дьяконова, но
не может считаться завершённой. Ещё меньше удалось продвинуться в
интерпретации родственного урартскому хурритского языка. С большими
трудностями встречается и интерпретация эламского языка. Далека от
завершения также и дешифровка лувийских иероглифических надписей, а в
дешифровке урартской иероглифики делаются первые шаги. Ведётся работа
над интерпретацией обнаруженных текстов из Эблы, обещающих
значительные открытия. Раскопки в Месопотамии и других «клинописных»
регионах ежегодно приносят гораздо больше материалов, чем их способны
обработать ассириологи (количество хранящихся в различных собраниях
клинописных текстов приближается, видимо, к полумиллиону).
В 19 в. ассириология была лишь вспомогательной отраслью библеистики,
занимавшейся изучением Библии во всех её аспектах, но к началу 20 в.
стала самостоятельной и бурно развивающейся областью науки.
Ассириологические научные школы начали складываться с 19 в. в
Германии, Англии и во Франции; позднее появились школы также в США,
Японии, Италии, Чехословакии. Активно работают ассириологи и ряда
других стран, в т. ч. арабских стран и Турции. Основные зарубежные
центры ассириологии - в Берлине, Будапеште, Лондоне, Мюнхене, Париже,
Праге, Риме, Филадельфии, Чикаго. Важнейшие хранилища клинописных
памятников за рубежом: Лувр, Британский музей, Берлинский, Стамбульский,
Багдадский, Пенсильванский и ряд других музеев в Италии, ФРГ, США и
ГДР.
В России первые ассириологические публикации в 90‑х гг. 19 в. были
осуществлены египтологами В. С. Голенищевым и
Б. А. Тураевым. Коллекции клинописных памятников были собраны
Голенищевым и Н. П. Лихачёвым (хранятся в Эрмитаже и Музее
изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Образцовое издание
шумерских документов из собрания Лихачёва было осуществлено в 1908-15
первым русским ассириологом-профессионалом М. В. Никольским.
Преподавание аккадского языка было начато в Петербургском
университете П. К. Коковцовым. В середине 10‑х гг. развернулась
деятельность В. К. Шилейко, издавшего ряд клинописных памятников и
выполнившего их переводы. Ученик Шилейко А. П. Рифтин в 1933 возобновил
преподавание ассириологии в Ленинграде, чем и положил начало
самостоятельной советской школе ассириологов-филологов.
В дальнейшем преподавание ассириологии началось в Грузии (Церетели),
затем в Армении. Первоначально ассириология в СССР была по
преимуществу исторической дисциплиной. Филологические и специально лингвистические
исследования приобрели значительный размах в послевоенные годы:
труды Дьяконова, Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванова, Меликишвили и др.
Важнейшими центрами ассириологии в СССР являются Ленинград (ЛО ИВАН
{Ленинградское отделение Института
востоковедения Академии наук} СССР, Эрмитаж и восточный факультет
ЛГУ), Ереван (Институт востоковедения АН Армянской ССР, Ереванский
университет), Тбилиси (Институт истории и Институт востоковедения АН
Грузинской ССР, Тбилисский университет), ассириологи работают также в
научных центрах Москвы, Баку, Минска.
Иероглифическая лувийская надпись из Кархемиша (9 в.
до н. э.).
Клинописные тексты в копиях издаются музеями и другими научными
учреждениями в виде отдельных изданий и многотомных серий. Выходят и
периодические издания по ассириологии:
«Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale» (P.,
1884-),
«Zeitschrift für Assyriologie und verwandte Gebiete» (B.,
1886-),
«Revue hittite et asianique» (P., 1930-),
«Sumer» (Baghdad, 1945-),
«Journal of Cuneiform studies» (New Haven, 1947-),
«Acta sumerologica» (Хиросима, 1979-).
Исследования по ассириологии печатаются также и в общевостоковедной
«Archiv für Orientforschung» (B., 1924-),
«Iraq» (L., 1934-),
«Journal of Near Eastern studies» (Chicago,
1942-) и др.;
в журнале «Orientalia» (Roma, 1932-) в
разделе «Keilschriftbibliographie» регулярно
публикуется библиография работ по ассириологии.
«Cuneiform texts from Babylonian tablets in the British
Museum», L., 1896-;
«Vorderasiatische Schriftdenkmäler», Lpz. - B.,
1907-;
«Musée national du Louvre. Département des antiquités
orientales. Textes cunéiformes», P., 1910-;
«Keilschrifturkunden aus Boghazköi», B., 1916;
«Archivi reali di Ebla», Roma, 1985-.
Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер.
с нем., М., 1961;
Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии. М., 1967;
Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. Сб. переводов, М.,
1976;
История лингвистических учений. Древний мир, Л., 1980;
Оппенхейм А. Л., Древняя Месопотамия. Портрет погибшей
цивилизации, пер. с англ., М., 1980;
Reallexikon der Assyriologie, Bd 1-, Lpz. - B.,
1928-;
Handbuch der Orientalistik, Abt. 1, Bd 2, Abschn. 1-2,
Leiden, 1959.
В. А. Якобсон.