Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

оппенгеймер

оппенгеймер (oppenheimer) роберт

Большой энциклопедический словарь

Полезные сервисы

оппенгеймер роберт

Энциклопедический словарь

О́ппенгеймер Роберт (Oppenheimer) (1904-1967), американский физик. Труды по квантовой механике, физике атомного ядра и космических лучей, разделению изотопов, нейтронным звёздам. Руководил (1943-45) созданием американской атомной бомбы. Председатель генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США (1946-52), директор (1947-66) Института фундаментальных исследований в Принстоне. Выступил против создания водородной бомбы и в связи с этим в 1953 обвинён в «нелояльности» и отстранён от секретных работ.

* * *

ОППЕНГЕЙМЕР Роберт - О́ППЕНГЕЙМЕР (Oppenheimer) Роберт (1904-67), американский физик. Труды по квантовой механике, физике атомного ядра и космических лучей, разделению изотопов, нейтронным звездам. Руководил (1943-45) созданием американской атомной бомбы. Председатель генерального консультативного комитета Комиссии по атомной энергии США (1946-52), директор (1947-66) Института фундаментальных исследований в Принстоне. Выступил против создания водородной бомбы и в связи с этим в 1953 обвинен в «нелояльности» и отстранен от секретных работ.

Энциклопедия Кольера

ОППЕНГЕЙМЕР Роберт (Oppenheimer, J. Robert)

<a href='/dict/роберт' class='wordLink' target='_blank'>РОБЕРТ</a> <a href='/dict/оппенгеймер' class='wordLink' target='_blank'>ОППЕНГЕЙМЕР</a> И <a href='/dict/альберт' class='wordLink' target='_blank'>АЛЬБЕРТ</a> <a href='/dict/эйнштейн' class='wordLink' target='_blank'>ЭЙНШТЕЙН</a>

РОБЕРТ ОППЕНГЕЙМЕР И АЛЬБЕРТ ЭЙНШТЕЙН

(1904-1967), американский физик, специалист по ядерной физике, директор и научный руководитель американского проекта по созданию атомной бомбы. Родился в Нью-Йорке 22 апреля 1904. В 1925 окончил Гарвардский университет. В 1925 был принят в Кембриджский университет и работал в Кавендишской лаборатории под руководством Резерфорда. В 1926 был приглашен М.Борном в Геттингенский университет, где в 1927 защитил докторскую диссертацию. В 1928 работал в Цюрихском и Лейденском университетах. В том же году возвратился в США. С 1929 по 1947 Оппенгеймер преподавал в Калифорнийском университете и Калифорнийском технологическом институте. С 1939 по 1945 активно участвовал в работах по созданию атомной бомбы в рамках Манхэттенского проекта; возглавляя специально созданную для этого Лос-Аламосскую лабораторию. В течение следующих семи лет был советником правительства США по вопросам атомной политики, с 1947 по 1952 возглавлял генеральный консультативный комитет Комиссии по атомной энергии США. В 1947-1966 Оппенгеймер - директор Института фундаментальных исследований в Принстоне (шт. Нью-Джерси). В 1954 за выступление против создания водородной бомбы и за использование атомной энергии лишь в мирных целях был снят со всех постов, связанных с проведением секретных работ, и обвинен в "нелояльности". "Дело Оппенгеймера" породило большие споры. Многие из сторонников ученого восприняли как реабилитацию присуждение Оппенгеймеру через 9 лет, в 1963, премии Э.Ферми, учрежденной Комиссией по атомной энергии США, "в знак признания его выдающегося вклада в теоретическую физику, а также за научное и административное руководство работами по созданию атомной бомбы и за активную деятельность в области применения атомной энергии в мирных целях". Оппенгеймер известен не только как создатель американской атомной бомбы. Ему принадлежат многие работы по квантовой механике, теории относительности, физике элементарных частиц, теоретической астрофизике. В 1927 он разработал теорию взаимодействия свободных электронов с атомами. Совместно с Борном создал теорию строения двухатомных молекул. В 1931 он и П.Эренфест сформулировали теорему, применение которой к ядру азота показало, что протонно-электронная гипотеза строения ядер приводит к ряду противоречий с известными свойствами азота. Исследовал внутреннюю конверсию g-лучей. В 1937 разработал каскадную теорию космических ливней, в 1938 сделал первый расчет модели нейтронной звезды, в 1939 предсказал существование "черных дыр". Оппенгеймеру принадлежит ряд популярных книг, в том числе - Наука и обыденное познание (Science and the Common Understanding, 1954), Открытый разум (The Open Mind, 1955), Некоторые размышления о науке и культуре (Some Reflections on Science and Culture, 1960). Умер Оппенгеймер в Принстоне 18 февраля 1967.

ЛИТЕРАТУРА

Рузе М. Роберт Оппенгеймер и атомная бомба. М., 1963

Полезные сервисы

ассириология

Лингвистика

Ассириоло́гия -

комплекс гуманитарных дисциплин, изучающих историю, культуру и языки

народов, которые в древности писали клинописью. Ассириология в более узком смысле -

комплекс дисциплин, изучающих историю, культуру и языки древней

Месопотамии (Ассирии и Вавилонии).

Особенность лингвистической ассириологии состоит в том, что она

занимается рядом языков, большинство из которых не родственны между

собой; в её сферу входят аккадский

язык, урартский язык, хурритский язык, хаттский язык, хеттский язык, лувийский язык, палайский язык, шумерский язык, эблаитский язык и эламский язык.

Ассириология

/>

Бехистунская надпись Дария.

Изобретённое в конце 4‑го тыс. до н. э. шумерами на юге Месопотамии

пиктографическое письмо в дальнейшем развилось в

клинопись, которую приспособили для своего языка жившие севернее

аккадцы, а позднее и многие другие народы древней Передней Азии.

Соответственно языкам ассириология подразделяется на шумерологию,

хеттологию и т. д. Внешне похожие на месопотамскую клинопись угаритская и древнеперсидская письменности

генетически с ней не связаны и потому в сферу ассириологии не входят.

Обучение клинописи повсюду осуществлялось посредством переписывания

и заучивания определённого набора шумерских и аккадских текстов, что

и приводило при всей этнической пестроте к некоторому культурному

единству («клинописная» культура). По этим причинам занятия любой

отраслью ассириологии требуют знания шумерского и аккадского языков,

что и создаёт основу для объединения.

Клинописные тексты стали известны в Европе ещё в 17 в., а первые

попытки их дешифровки были предприняты в 18 в.,

но ассириология получила научную базу лишь в 19 в. В 1802

Г. Ф. Гротефенду удалось правильно определить 9 знаков древнеперсидской

клинописи, но его работа осталась незамеченной. В 20-30‑х гг. эта

письменность была успешно дешифрована усилиями Р. К. Раска, Э. Бюрнуфа,

К. Лассена и особенно Г. К. Роулинсона. Хотя древнеперсидская

письменность не относится к сфере ассириологии, её дешифровка дала

возможность использовать трёхъязычную часть (древнеперсидский, аккадский, эламский языки)

Бехистунской надписи (около 521 до н. э.) в качестве трилингвы.

Остальные две части трилингвы были дешифрованы (эламская не полностью)

в 40-50‑х гг. трудами Роулинсона, а одноязычные тексты - трудами

Ж. Опперта, Э. Хинкса и У. Ф. Толбота. Решающий эксперимент был произведён в 1857, когда четырём

исследователям были разосланы копии вновь найденного клинописного

текста на аккадском языке и сделанные ими переводы совпали во всех

существенных деталях. Этот год и считается годом рождения

ассириологии.

В 20-40‑х гг. начались первые научные раскопки в Месопотамии, и в

руки исследователей попали десятки тысяч клинописных текстов

(табличек), давших богатый материал для выяснения лексики и грамматики аккадского и шумерского

языков.

Первая научная грамматика аккадского языка (1889) и первый словарь

этого языка (1896) были созданы Ф. Деличем. Интерпретация шумерского

языка, несмотря на обнаружение клинописных шумеро-аккадских «словарей»

(силлабариев) и билингв, была затруднена невозможностью использовать

сравнительно-историческую методику. Существовало мнение, что

шумерский язык - не язык, а «жреческая тайнопись». Лишь в 1905

Ф. Тюро-Данженом был издан первый перевод шумерских надписей, а в 1923

А. Пёбель издал шумерскую грамматику. Однако многие проблемы шумерской

грамматики и лексики ещё не решены. Поэтому интерпретации одноязычных

шумерских текстов остаются в ряде случаев спорными, а получить связное

чтение протошумерских (пиктографических) текстов пока не удаётся

(возможно, что последние являются не текстами в точном смысле этого

слова, а мнемоническими записями; в некоторых случаях есть

возможность составить представление об их содержании).

В 1906 на городище Богазкёй была раскопана Г. Винклером древняя

столица Хеттского царства с огромным клинописным архивом. Благодаря

догадке Б. Грозного обнаруженный здесь язык был определён как

индоевропейский, что дало возможность применить методы изучения

индоевропейских языков, и интерпретация хеттского клинописного

(неситского) языка продвинулась очень быстро. Обнаруженные здесь же

хаттские (протохеттские) тексты, вкрапленные в хеттские надписи,

поддаются интерпретации с трудом (понятны лишь тексты, снабженные

хеттским переводом), и связных переводов одноязычных хаттских текстов

получить не удаётся. Монументальные урартские надписи были обнаружены на

Армянском нагорье ещё в 19 в., обнаружено и некоторое количество

табличек. Интерпретация урартского языка была выполнена в основном

трудами И. Фридриха и А. Гётце, а также И. И. Мещанинова,

Г. В. Церетели, Г. А. Меликишвили, Н. В. Арутюняна и И. М. Дьяконова, но

не может считаться завершённой. Ещё меньше удалось продвинуться в

интерпретации родственного урартскому хурритского языка. С большими

трудностями встречается и интерпретация эламского языка. Далека от

завершения также и дешифровка лувийских иероглифических надписей, а в

дешифровке урартской иероглифики делаются первые шаги. Ведётся работа

над интерпретацией обнаруженных текстов из Эблы, обещающих

значительные открытия. Раскопки в Месопотамии и других «клинописных»

регионах ежегодно приносят гораздо больше материалов, чем их способны

обработать ассириологи (количество хранящихся в различных собраниях

клинописных текстов приближается, видимо, к полумиллиону).

В 19 в. ассириология была лишь вспомогательной отраслью библеистики,

занимавшейся изучением Библии во всех её аспектах, но к началу 20 в.

стала самостоятельной и бурно развивающейся областью науки.

Ассириологические научные школы начали складываться с 19 в. в

Германии, Англии и во Франции; позднее появились школы также в США,

Японии, Италии, Чехословакии. Активно работают ассириологи и ряда

других стран, в т. ч. арабских стран и Турции. Основные зарубежные

центры ассириологии - в Берлине, Будапеште, Лондоне, Мюнхене, Париже,

Праге, Риме, Филадельфии, Чикаго. Важнейшие хранилища клинописных

памятников за рубежом: Лувр, Британский музей, Берлинский, Стамбульский,

Багдадский, Пенсильванский и ряд других музеев в Италии, ФРГ, США и

ГДР.

В России первые ассириологические публикации в 90‑х гг. 19 в. были

осуществлены египтологами В. С. Голенищевым и

Б. А. Тураевым. Коллекции клинописных памятников были собраны

Голенищевым и Н. П. Лихачёвым (хранятся в Эрмитаже и Музее

изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Образцовое издание

шумерских документов из собрания Лихачёва было осуществлено в 1908-15

первым русским ассириологом-профессионалом М. В. Никольским.

Преподавание аккадского языка было начато в Петербургском

университете П. К. Коковцовым. В середине 10‑х гг. развернулась

деятельность В. К. Шилейко, издавшего ряд клинописных памятников и

выполнившего их переводы. Ученик Шилейко А. П. Рифтин в 1933 возобновил

преподавание ассириологии в Ленинграде, чем и положил начало

самостоятельной советской школе ассириологов-филологов.

В дальнейшем преподавание ассириологии началось в Грузии (Церетели),

затем в Армении. Первоначально ассириология в СССР была по

преимуществу исторической дисциплиной. Филологические и специально лингвистические

исследования приобрели значительный размах в послевоенные годы:

труды Дьяконова, Т. В. Гамкрелидзе, Вяч. Вс. Иванова, Меликишвили и др.

Важнейшими центрами ассириологии в СССР являются Ленинград (ЛО ИВАН

{Ленинградское отделение Института

востоковедения Академии наук} СССР, Эрмитаж и восточный факультет

ЛГУ), Ереван (Институт востоковедения АН Армянской ССР, Ереванский

университет), Тбилиси (Институт истории и Институт востоковедения АН

Грузинской ССР, Тбилисский университет), ассириологи работают также в

научных центрах Москвы, Баку, Минска.

Ассириология

/>

Иероглифическая лувийская надпись из Кархемиша (9 в.

до н. э.).

Клинописные тексты в копиях издаются музеями и другими научными

учреждениями в виде отдельных изданий и многотомных серий. Выходят и

периодические издания по ассириологии:

«Revue d’assyriologie et d’archéologie orientale» (P.,

1884-),

«Zeitschrift für Assyriologie und verwandte Gebiete» (B.,

1886-),

«Revue hittite et asianique» (P., 1930-),

«Sumer» (Baghdad, 1945-),

«Journal of Cuneiform studies» (New Haven, 1947-),

«Acta sumerologica» (Хиросима, 1979-).

Исследования по ассириологии печатаются также и в общевостоковедной

периодике:

«Archiv für Orientforschung» (B., 1924-),

«Iraq» (L., 1934-),

«Journal of Near Eastern studies» (Chicago,

1942-) и др.;

в журнале «Orientalia» (Roma, 1932-) в

разделе «Keilschriftbibliographie» регулярно

публикуется библиография работ по ассириологии.

Издания памятников:

«Cuneiform texts from Babylonian tablets in the British

Museum», L., 1896-;

«Vorderasiatische Schriftdenkmäler», Lpz. - B.,

1907-;

«Musée national du Louvre. Département des antiquités

orientales. Textes cunéiformes», P., 1910-;

«Keilschrifturkunden aus Boghazköi», B., 1916;

«Archivi reali di Ebla», Roma, 1985-.

Фридрих И., Дешифровка забытых письменностей и языков, пер.

с нем., М., 1961;

Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии. М., 1967;

Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. Сб. переводов, М.,

1976;

История лингвистических учений. Древний мир, Л., 1980;

Оппенхейм А. Л., Древняя Месопотамия. Портрет погибшей

цивилизации, пер. с англ., М., 1980;

Reallexikon der Assyriologie, Bd 1-, Lpz. - B.,

1928-;

Handbuch der Orientalistik, Abt. 1, Bd 2, Abschn. 1-2,

Leiden, 1959.

В. А. Якобсон.

Полезные сервисы