Па́вловский поса́д - город (с 1844) в России, Московская область, на р. Клязьма. Железнодорожная станция. 66,8 тыс. жителей (1998). Старинный (с XIX в.) центр текстильной промышленности (главным образом производство шерстяных и полушерстяных набивных платков и шалей с крупным цветочным орнаментом): камвольный комбинат, прядильно-ткацкие фабрики; заводы: «Металлист», литейно-механический и др. Краеведческий музей. Известен с 1328.
* * *
ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД - ПА́ВЛОВСКИЙ ПОСА́Д, город в Российской Федерации, Московская обл., расположен на Мещерской низменности, на реках Вохна и Хотца (притоки р. Клязьма), в 68 км к востоку от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва - Владимир. Районный центр. Население 65,9 тыс. человек (2001). Основан в 1328. Город с 1844.
Старинный (с 19 в.) центр текстильной промышленности (главным образом шерстяной); камвольный комбинат (АООТ «Павловопосадский камвольщик»), прядильно-ткацкие фабрики, заводы: «Металлист», литейно-механический и др. Краеведческий музей (большая коллекция павловопосадских платков).
* * *
ПАВЛОВО-ПОСА́ДСКИЕ НАБИВНЫ́Е ПЛАТКИ́, шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад (см. ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД) в 1860-80-х гг.
Район Павловского Посада (территория бывшего Богородского уезда) - один из старейших российских текстильных центров. В 18 - первой половине 19 вв. богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шелкоткачество, а с 1860-х гг. начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом. Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.
Особенности производства
Композиционное и цветовое великолепие павловского платка основано на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, с которых печатается на ткани рисунок, а также мастерстве колористов-набойщиков. Каждый цвет печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В декорировке павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По-прежнему популярен орнаментальный мотив «турецкие огурцы», заимствованный у знаменитых индийских кашемировых шалей, ставших модными в Европе в наполеоновскую эпоху. Преобладает молочно-белый, черный, красный, темно-синий, вишневый фон.
На протяжении 1920-30-х гг. в Павловском Посаде выпускались преимущественно хлопчатобумажные ткани с набивным и печатным узором. Искусство нарядного набивного шерстяного платка было возрождено в послевоенные годы, когда стала активно применяться ручная набойка. Однако с конца 1950-х гг. ручное производство стало постепенно вытесняться современными печатными машинами и техникой фотопечати, и в настоящее время платков ручной набойки на Московском платочном объединении в Павловском Посаде вырабатывается немного. Однако, создавая образцы для тиражирования с применением современных методов печати, художники стремятся сохранить традиционные для павлово-посадских шалей приемы декоративного обобщения цветочных мотивов, характер композиции и особенности колорита. Среди ведущих художников предприятия - Е. Регунова, З. Ольшевская, И. Додонова, К. Зиновьева, Н. Слащева.