ж.
Раздел лингвистики, изучающий внеязыковые средства речевого общения.
паралингвистика
1. Языковедческая дисциплина, занимающаяся изучением факторов, сопровождающих общение и участвующих в передаче информации.
2. Раздел языкознания, изучающий жесты, мимику, громкость звучания и т.п., сопровождающее устную речь.
ПАРАЛИНГВИ́СТИКА -и; ж. Раздел языкознания, изучающий жесты, мимику, громкость звучания и т.п., сопровождающие устную речь.
◁ Паралингвисти́ческий, -ая, -ое. П. репертуар речи.
* * *
паралингви́стика - раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включённые в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т. п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.
* * *
ПАРАЛИНГВИСТИКА - ПАРАЛИНГВИ́СТИКА, раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включенные в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.
ПАРАЛИНГВИСТИКА - раздел языкознания, изучающий неязыковые средства, включенные в речевое сообщение: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения) и графические.
Паралингви́стика
(от греч. παρά - около и
лингвистика) - 1) раздел языкознания, изучающий
невербальные (неязыковые) средства, включённые в речевое сообщение и передающие, вместе с
вербальными средствами, смысловую информацию; 2) совокупность
невербальных средств, участвующих в речевой коммуникации.
Различаются 3 вида паралингвистических средств: фонационные, кинетические и графические.
К фонационным относятся тембр речи, её темп,
громкость, типы заполнителей паузы («э‑э», «м‑м»
и др.), мелодические явления, а также
особенности произношения звуков речи (диалектные, социальные и идиолектные); к
кинетическим компонентам относятся жесты, тип выбираемой позы, мимика; к
графическим - тип выполнения букв и пунктуационных знаков (почерк),
способы графических дополнений к буквам, их заменители (символы типа
&, § и т. п.).
В пределах паралингвистики различаются универсальные, этнолингвистические и идиолектные компоненты.
Поэтому паралингвистические средства не только дополняют смысл
вербального сообщения, но и являются источником информации о говорящем
(пишущем), о его социальных и возрастных чертах, поле, свойствах
характера и пр. (ср. обыгрывание именно этих свойств в рассказах
А. Конан Дойла).
Хотя паралингвистические средства, не входя в систему языка, не являются и речевыми единицами,
тем не менее речевое сообщение не может быть фактом коммуникации без
паралингвистического сопровождения. Поэтому паралингвистические
средства в той или иной степени представлены в каждой речевой
единице.
По отношению к вербальной стороне высказывания
паралингвистические средства могут выполнять 3 функции: 1) вносить
дополнительную информацию (иногда противоречащую смыслу вербальной):
например, позитивный вербальный текст может сопровождаться фонационными
характеристиками со значением отрицательного отношения и др.;
2) замещать пропущенный вербальный компонент («Хочешь пойти с нами?» -
отрицательный жест); 3) комбинироваться с вербальными средствами,
передавая тот же смысл («Я хочу вот этот красный шар» + указательный жест).
Паралингвистические средства не являются автономной и замкнутой семиотической системой, но могут быть как
элементами упорядоченных семиотических невербальных систем (см.
Кинесика), так и отдельными
неупорядоченными в систему показателями.
Обязательно присутствуя в речевом сообщении, паралингвистические
средства отличаются, однако, непредсказуемостью реального
воплощения. Например, при произнесении определённого типа вопроса
требуется заданная мелодика, но тип тембральной окраски остаётся
неизвестным, поэтому тип мелодики есть языковой факт, а тип тембра -
паралингвистический.
Отдельные виды паралингвистических средств изучались ещё в
30‑х гг. 20 в. (работы Н. В. Юшманова по «экстранормальной фонетике»), понятие паралингвистики было введено
в 40‑х гг. А. А. Хиллом, но основное развитие паралингвистика
получила с начала 60‑х гг. 20 в., когда языкознание вышло за пределы
изучения только собственно языковой системы.
Николаева Т. М., Успенский Б. А., Языкознание и
паралингвистика, в кн.: Лингвистические исследования по общей и
славянской типологии, М., 1966;
Колшанский Г. В., Паралингвистика, М., 1974;
Национально-культурная специфика речевого поведения, М., 1977;
Горелов И. Н., Невербальные компоненты коммуникации, М.,
1980;
Birdwhistell R., Kinesics and context, Phil.,
[1970].
Т. М. Николаева.
паралингвистика (пара…+…лингвистика)
Область языкознания, исследующая неязыковые средства речевого общения: фонационные (степень громкости, распределение пауз и т.п.), кинетические (особенности мимики и жестикуляции в процессе общения).
паралингвистика (от греч. рага - возле, при + лингвистика). Раздел языкознания, изучающий такие характерные для данного языка свойства звучащей речи, как степень громкости, диапазон модуляций голоса, специфическая экспрессивно-эмоциональная окраска и т. д., то есть свойства, не входящие в систему собственно дифференциальных фонологических противопоставлений, и занимающийся в целом сферой несловесной коммуникации - изучением факторов, сопровождающих речевое общение и участвующих в передаче информации (жесты, мимика, ситуация речи и т. д.),
ПАРАЛИНГВИ́СТИКА (от греч. para - возле, около + лингвистика).
1. Раздел языкознания, изучающий неречевые (невербальные) средства общения.
2. Совокупность невербальных средств, участвующих в речевом общении. Понятие П. было введено в 40-х гг. Д. А. Хиллом, но основное развитие П. получила с начала 60-х гг. XX в., когда языкознание вышло за пределы изучения только собственно языковой системы.
1. Раздел языкознания, изучающий невербальные средства, включенные в речевое сообщение и передающие, вместе с вербальными средствами, смысловую информацию.
2. Совокупность неречевых (невербальных) средств, участвующих в речевой коммуникации.
См. также: Паралингвистические средства общения
ПАРАЛИНГВИСТИКА [англ. paralinguistics < гр. para - возле, рядом + lingua - язык] - учение о совокупности акустических и визуальных факторов (голосовые модуляции, жесты, мимика, поза и т.п.), сопровождающих речь и влияющих на ее эффект. См. ПАРАЯЗЫК.