Петипа́ ф. 0
петипа (petipa) мариус иванович
Большой энциклопедический словарь
Петипа́ (Petipa) Мариус Иванович (1818—1910), балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869—1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Создал свод правил балетного академизма. Постановки Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре («Спящая красавица», «Раймонда», поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
Полезные сервисы
петипа мариус
Энциклопедия Кольера
ПЕТИПА Мариус (Petipa, Marius) (1818-1910), артист и хореограф, по национальности француз, родился в Марселе, работал в России. Величайший хореограф второй половины 19 в., он возглавлял петербургскую императорскую балетную труппу, где поставил свыше 50 спектаклей, ставших образцами стиля "большого балета", сформировавшегося в эту эпоху в России. Наиболее знаменита его Спящая красавица (музыка Чайковского, 1890).
Полезные сервисы
петипа мариус ив
Гуманитарный словарь
ПЕТИПА́ Мариус Ив. (1818-1910) - балетмейстер, артист, педагог. Род. в Марселе, в актерской семье. Учился у отца, Жана Антуана Петипа, и у О. Вестриса. Гастролировал с семьей. В 1834 заключил первый контракт с т-ром Нанта как танцовщик и балетмейстер. Выступал в Бордо, Нью-Йорке, Мадриде. Неоднократно и безуспешно пытался поступить в парижскую Оперу, где в 1838-62 работал его брат Люсьен П. - артист и балетмейстер. В 1847 П. приглашен в СПб. на амплуа мимического танцовщика. Исполнял роли Люсьена д’Эрвильи ("Пахита"), Фабио ("Сатанилла"), Графа ("Своенравная жена"), Феба ("Эсмеральда"), Фауста ("Фауст") и др. В 1847 перенес на сцену петерб. Большого т-ра "Пахиту" на муз. Э. Дельдевеза (совм. с Ф. Малавернем), в 1848 "Сатаниллу" Н. Ребера и Ф. Бенуа (совм. с Ж. А. Петипа). Постановки в Пб. бал. Ж. Перро и А. Сен-Леона, исполнение в них ведущих партий стали для П. высш. школой хореогр. иск-ва. С 1862 П. становится балетмейстером, с 1863 по 1903 - гл. балетмейстером петерб. балета. Поставил свыше 60 одноактных и многоактных бал., создал новые ред. лучших бал. прошлого. Продолжая традиции, П. разработал новую структуру балет. спектакля, где искусно чередовал пантомиму и танц. сцены, отличавшиеся стройной архитектоникой, композиц. мастерством. В них П. создал малые (вариации, сюжетные миниатюры, па-де-де) и крупные (гранд па, па д’аксьон) танц. формы. Среди его бал. "Дочь фараона" (1862), "Царь Кандавл" (1868) Ц. Пуни, "Дон Кихот" (1869, Москва; 1871, Пб.), "Баядерка" (1877) Л. Минкуса и др. Вершин академизма и симфонизации танца достиг в бал. П. Чайковского ("Спящая красавица", 1890; "Лебединое озеро", 1894) и А. Глазунова ("Раймонда", 1898). Сформировал лучшую в мире труппу.
Полезные сервисы
петипа мариус иванович
Энциклопедический словарь
Петипа́ Мариус Иванович (Petipa) (1818-1910), артист балета, балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие постановки сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия XIX в.: гран-па из балетов «Пахита» (1847), «Баядерка» (1877; оба - Л. Ф. Минкуса), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1890), «Раймонда» А. К. Глазунова (1898), а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро» Чайковского (1895). Постановки Петипа отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий.
* * *
ПЕТИПА Мариус Иванович - ПЕТИПА́ Мариус Иванович (1818-1910), российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 века («Спящая красавица» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым «Лебединое озеро»).
* * *
ПЕТИПА́ Мариус Иванович [11 марта 1818, Марсель - 1 (14) июля 1910, Гурзуф, похоронен в Петербурге], русский балетмейстер, педагог, танцовщик; французского происхождения.
Первые шаги в искусстве на Родине
Сын танцовщика, хореографа и педагога Жана Антуана Петипа, брат Люсьена Петипа - красавца-премьера (первый исполнитель принца Альберта в «Жизели») и долголетнего хореографа Парижской Оперы. Петипа начал обучаться танцам у отца, затем занимался в Париже со знаменитым «богом танца» 18 века Огюстом Вестрисом (см. ВЕСТРИС Гаэтано Аполлино Бальтазаре). Дебютировал в Брюсселе в 1831, в 1838-46 выступал в Бордо, совершил с семьей турне по США, в 1843-46 работал в Испании, где досконально изучил народные танцы, которые впоследствии с блеском ставил в своих постановках.
В 1847 перебрался в Петербург, в котором жил до конца жизни. Стал танцовщиком Санкт-Петербургского императорского балета. Не блистая в классическом танце, Петипа прекрасно исполнял демихарактерные партии, был страстным актером-мимом романтического плана. Среди его лучших партий: Люсьен в «Пахите»(1847), Дьяволино в «Катарине, дочери разбойника», Фауст в одноименном балете (1854), Конрад в «Корсаре» (1858), двойная партия лорда Вильсона и египтянина Таора в «Дочери фараона» (1862).
Петипа всегда был в курсе парижских новинок в области балета, других искусств, хотя практически не выезжал за пределы России. Был дважды женат на танцовщицах. Первой его женой была танцовщица М. С. Суровщикова-Петипа, для которой он поставил ряд одноактных балетов. Их дочь Мария, знаменитая красавица, стала ведущей характерной танцовщицей Мариинского театра (см. МАРИИНСКИЙ ТЕАТР). Вторым браком был женат на Л. Л. Савицкой, от которой имел пятерых детей - почти все их дети профессионально были связаны с театром.
Хотя Петипа начал ставить еще за границей (среди его ранних балетов «Кармен и ее тореадор», 1845), серьезной балетмейстерской деятельностью он занялся только в России. Он начал с переноса на петербургскую сцену «Пахиты» Э. М. Дельдевеза в постановке Ж. Мазилье, потом восстановил «Сатаниллу» Ж. Перро. И только в 1862 Петипа ставит свою первую многоактную балетную феерию в стиле эклектизма «Дочь фараона» на музыку Ц. Пуни, которая имела большой успех (в 2000 ее для Большого театра воссоздал французский балетмейстер П. Лакот (см. ЛАКОТ Пьер)). За ней последовали «Царь Кандавл» (1868), два варианта «Дон Кихота» (1869, Москва; 1871, Санкт-Петербург), «Камарго» (1872), «Наяда и рыбак» (1874) и др. Первым шедевром Петипа стала «Баядерка» (1877) Л. Минкуса (см. МИНКУС Людвиг Федорович), особенно «акт теней», который до сих пор является образцом чистейшего академического классического балета, жемчужиной в его обширном репертуаре.
Творческое содружество с Чайковским и Глазуновым
Долгие годы сотрудничая со штатными балетными композиторами, только в 1890 Петипа впервые соприкоснулся с серьезной симфонической музыкой. По желанию директора императорских театров И. А. Всеволожского (по его сценарию и с его костюмами) Петипа поставил «Спящую красавицу» П. И. Чайковского (см. ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич) (реконструкция этой редакции осуществлена в 1999 С. Г. Вихаревым в петербургском Мариинском театре). Уже после смерти композитора вместе с балетмейстером Л. И. Ивановым (см. ИВАНОВ Лев Иванович) Петипа создал канонический вариант «Лебединого озера» (1895), который впоследствии стал символом русского балета. В возрасте 80 лет он поставил свой последний шедевр - «Раймонду» А. К. Глазунова (см. ГЛАЗУНОВ Александр Константинович), действие которого разворачивается в рыцарские времена в его родном Провансе. Творчество позднего Петипа, большой стиль «императорского балета» с восторгом воспринял его последователь - крупнейший классик 20 века Дж. Баланчин. (см. БАЛАНЧИН Джордж)
В 1903 во время репетиции балета Петипа «Волшебное зеркало», словно дурное предзнаменование, треснуло огромное зеркало. В том же году Петипа в возрасте 85 лет был уволен из Мариинского театра.
Петипа не только выдающийся хореограф (он сочинил свыше 50 балетов), создавший золотой фонд классического наследия, который до сих пор составляет основу репертуара крупнейших балетных трупп мира. Он также вдохнул новую жизнь в балеты своих предшественников, сохранив их для потомков: постановки Ф. Тальони (см. ТАЛЬОНИ), Ж. Перро (см. ПЕРРО Жюль Жозеф), Ж. Мазилье, А. Сен-Леона (см. СЕН-ЛЕОН Артюр). Среди них: «Тщетная предосторожность», «Жизель», «Эсмеральда», «Корсар», «Коппелия» и др. Благодаря Петипа русский балет к началу 20 в. был лучшим в мире, а Мариинский театр до сих пор называют «домом Петипа», хотя его балеты и сейчас идут в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке. Они записаны на видеокассетах в исполнении лучших балерин и танцовщиков мира.
Большой энциклопедический словарь
ПЕТИПА Мариус Иванович (1818-1910) - российский балетмейстер и педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. В 1869-1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил св. 60 балетов, лучшие из которых созданы в творческом содружестве с русскими композиторами-симфонистами. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 в. ("Спящая красавица" П. И. Чайковского, "Раймонда" А. К. Глазунова, а также поставленное с Л. И. Ивановым "Лебединое озеро").
Полезные сервисы
петипа мариус мариусович
Гуманитарный словарь
ПЕТИПА́ Мариус Мариусович (1850-1919) - драмат. актер. Сын М. И. Петипа. Сценич. деят-ность начал в провинции, в 1875-88 служил в Александринском т-ре, потом опять в провинции. Обладал прекрасными сценич. данными, изяществом, умением красиво носить костюм. Был мастером диалога. В его игре видимая легкость, эффектный рисунок роли сочетались с тщательной проработанностью общего замысла. Выступал преимущественно в ролях героев-любовников и фатов, с большим успехом играл в комедиях, особенно франц. Роли: Дон-Жуан, Тартюф (одноим. пьесы Мольера), Фигаро ("Безумный день, или Женитьба Фигаро" П. Бомарше), Сирано де Бержерак ("Сирано де Бержерак" Э. Ростана), Дульчин ("Последняя жертва" А. Н. Островского), Жорж Дорси ("Гувернер" В. А. Дьяченко).
Полезные сервисы
петипа мария мариусовна
Гуманитарный словарь
ПЕТИПА́ Мария Мариусовна (1857-1930) - артистка балета. Училась классич. танцу у своего отца М. Петипа и у Х. Иогансона. В 1875-1907 артистка петерб. Большого / Мариинского т-ра. Первая исполнительница партий: Фея Сирени ("Спящая красавица"), Мария ("Привал кавалерии"), среди др. ее ролей: Низия ("Царь Кандавл"), Катти ("Маркитанка"). Начав карьеру как классич. солистка, П. вскоре перешла на амплуа характерной танцовщицы, заняв в нем на долгие годы ведущее положение в труппе. Она с равной увлеченностью и энергией танцевала венг., исп., цыг., рус. и пр. "нац. "танцы в многочисл. операх и бал., выступая порой по 100 раз в сезон. Эффектная внешность и темперамент обеспечивали ей успех на сцене более 30 лет. В 1897-1904 неоднократно танцевала в Будапеште и Париже.
Полезные сервисы
петипа, мариус иванович
Иллюстрированный энциклопедический словарь
М. Петипа. Портрет работы Ж. Годешарля.
ПЕТИПА Мариус Иванович (1818 - 1910), артист балета, балетмейстер, педагог. По происхождению француз. С 1847 в России. Выступал до 1869 (Люсьен д'Эрвильи - "Пахита" Л. Минкуса и др.). В 1869 - 1903 главный балетмейстер петербургской балетной труппы. Поставил свыше 60 балетов. Создал свод правил балетного академизма. Постановки отличались мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий. Многие балеты сохраняются в современном репертуаре как выдающиеся образцы хореографического наследия 19 в. ("Спящая красавица" П.И. Чайковского, 1890; "Раймонда" А.К. Глазунова, 1898; поставил с Л.И. Ивановым "Лебединое озеро" Чайковского, 1895).