Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

плавильщик

Толковый словарь

м.

1. Тот, кто занимается плавкой, плавлением.

2. Рабочий плавильни.

Толковый словарь Ушакова

ПЛАВИ́ЛЬЩИК, плавильщика, муж. (спец.). Рабочий, специалист по плавке чего-нибудь, работающий в плавильне.

Энциклопедический словарь

ПЛАВИ́ЛЬЩИК -а; м. Рабочий, специалист по плавке металлов.

Академический словарь

-а, м.

Рабочий, специалист по плавке металлов.

Орфографический словарь

плави́льщик, -а

Словарь ударений

плави́льщик [не пла́вильщик]

Трудности произношения и ударения

плави́льщик (не рекомендуется пла́вильщик).

Формы слов для слова плавильщик

плави́льщик, плави́льщики, плави́льщика, плави́льщиков, плави́льщику, плави́льщикам, плави́льщиком, плави́льщиками, плави́льщике, плави́льщиках

Синонимы к слову плавильщик

шмельцер

Морфемно-орфографический словарь

плав/и́/ль/щик/.

Грамматический словарь

плави́льщик мо 3a

Сканворды для слова плавильщик

- Рабочий, занимающийся подачей и загрузкой шихты, флюсов и других материалов в печи.

Полезные сервисы

плавильщиков

Словарь русских фамилий

ПЛАВИЛЬЩИКОВ ПЛАВИЛЬЩИКОВ

Отчесто от именования отца по роду детельности: плавильщик - плавильных дел мастер. (Даль)

Полезные сервисы

плавильщиков вас. ал

Гуманитарный словарь

ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Вас. Ал. (1768-1823) - издатель, типограф, книгопродавец, владелец б-ки. В 1794 на базе типографии, принадлежавшей ранее И. А. Крылову "с товарищи", основал в Петербурге изд-во. После запрещения в 1796 деят-ности "вольных" типографий их владельцы стремились передать свои заведения гос. учреждениям, т. к. это была надежная возможность их сохранить. Заведение П. продолжало работу под маркой типографии при С.-Петерб. губ. правлении (1797-1804), а затем - Театр, типографии (1804-07). С 1807 типография П. возобновила свою деят-ность. П. издавал в осн. драм. сочинения рус. и иностр. авторов, беллетристику, книги по иск-ву, работы о Пб. Типография П. печатала издания Публ. б-ки, сочинения членов кружка А. Н. Оленина, в частности Крылова, пьесы П. А. Плавилыцикова и А. И. Клушина, произв. Вольтера - "Магомет", "Поэма на разрушение Лиссабона", "Белый бык. Истинная повесть". В 1807 вышли в свет трагедии В. А. Озерова "Дмитрий Донской" и "Фингал", причем "Фингал" был отпечатан на рус. и франц. языках, иллюстрирован гравером А. Г. Ухтомским по рис. И. А. Иванова, с приложениями, включающими музыку хоров, пантомимы и балета. В 1814 П. напечатал азбуку "Подарок детям в память 1812 года", состоявшую из 34 листов, оформленных худож. А. Г. Венециановым, И. А. Ивановым, И. И. Теребеневым. П. издал "Рассуждение о старом и новом слоге рос. языка" А. С. Шишкова (1818), "Всеобщую систему познаний человеческих" Д. Дидро (1800), "Опыт исторический, политический и нравственный о древних и новейших переворотах" Ф. Р. Шатобриана (1817), первое систематич. "описание войны 1812 года" Д. И. Ахшарумова (1819), первое отд. изд. комедии А. С. Грибоедова "Молодые супруги" (1815), одну из первых отеч. хрестоматий по теории и истории иск-в - "Начертание художеств, или Правила в живописи, скульптуре, гравировании и архитектуре..." А. А. Писарева (1806), "Достопамятности Санктпетербурга и его окрестностей" в 5 ч. (1816-28) изв. литератора, историка и географа П. П. Свиньина (в типографии П. печатался также издаваемый Свиньиным ж. "Отечественные записки"). В 1817 типография П. выпускала ежемес. ж. "Волшебный фонарь, или Зрелище С.-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников..." с рис. Венецианова, в 1820-21 - ж. "Невский зритель", в к-ром сотрудничали А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, А. А. Дельвиг, В. К. Кюхельбекер, К. Ф. Рылеев и др. За 30 лет изд-во П. выпустило более 300 изд. В 1815 П. открыл при своем книжном магазине б-ку (7 тыс. т.), каталог к-рой составил В. Г. Анастасевич (1820). После смерти П. все его книжное дело перешло к А. Ф. Смирдину.

Лит.: Бабинцев С. М. И. А. Крылов: Очерк его изд. и библ. деятельности. М., 1955; Баренбаум И. Е., Костылева Н. А. Книжный Петербург - Ленинград. Л., 1986.

Полезные сервисы

плавильщиков василий алексеевич

Энциклопедический словарь

Плави́льщиков Василий Алексеевич (1768-1823), издатель и книгопродавец. Брат П. А. Плавильщикова. В 1794 в Санкт-Петербурге основал издательство, в 1813 - книжную лавку, где устроил публичную «библиотеку для чтения». Выпустил свыше 300 названий книг, в том числе драматургические и научные сочинения русских и иностранных авторов.

* * *

ПЛАВИЛЬЩИКОВ Василий Алексеевич - ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Василий Алексеевич (1768-1823), российский издатель и книгопродавец. В 1794 в Санкт-Петербурге основал издательство, в 1813 - книжную лавку, где устроил публичную «библиотеку для чтения». Выпустил св. 300 названий книг и журналов.

Большой энциклопедический словарь

ПЛАВИЛЬЩИКОВ Василий Алексеевич (1768-1823) - российский издатель и книгопродавец. В 1794 в Санкт-Петербурге основал издательство, в 1813 - книжную лавку, где устроил публичную "библиотеку для чтения". Выпустил св. 300 названий книг и журналов.

Полезные сервисы

плавильщиков петр ал

Гуманитарный словарь

ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Петр Ал. (1760-1812) - драматург, актер, издатель. Род. в моск. купеческой семье. Первоначальное воспитание П. было поручено близкому знакомому его отца магистру Моск. ун-та Д. Аничкову. В 1768 П. поступил в г-зию при ун-те, в 1776 был зачислен в студенты ун-та, по окончании к-рого в 1779 занялся преподаванием истории. Впоследствии, уже будучи известным актером, преподавал в АХ и в первом Кадетском корпусе рус. словесность "по собственному начертанию", а в Горном корпусе - риторику "своего собственного сочинения". Актерский дебют П. состоялся в 1779 в Москве на сцене т-ра Медокса, а в 1782 П. вышел на петерб. сцену в роли фонвизинского Правдина на премьере "Недоросля". Современники считали, что как актер П. был традиционней. Его "выразительная и благородная" наружность способствовала успеху в ролях резонеров, в трактовке типов положит., где недостаток внутр. огня актер восполнял отточенной техникой. Играя попеременно то в моск., то в петерб. т-ре, П. одновременно приступает к изданию лит. ж. "Утра" с отчетливо сентименталистской направленностью. Раннее ориг. творчество П. эклектично. В его произв. явственно ощущается влияние А. Сумарокова (трагедия "Дружество" и комедия "Исправление, или Добрые родственники"). В "Сговоре Кутейника" (1789) мы встречаемся с героями фонвизинского "Недоросля". В нач. 1790-х гг. П. начинает издавать совместно с Крыловым ж. "Зритель", в к-ром помещает ряд программных статей, посвященных описанию рус. национального характера, порицающих дворянство, к-рое предпочитает франц. язык и франц. культуру. Именно в эти годы П. пишет самые выразительные свои пьесы: "Бобыль" (1790) и "Сиделец" (1793). С последней пьесы фактически начинается рус. буржуазная драма.

Полезные сервисы

плавильщиков пётр алексеевич

Энциклопедический словарь

Плави́льщиков Пётр Алексеевич (1760-1812), актёр, драматург. Брат В. А. Плавильщикова. В 1779-93 в петербургских, затем в московских театрах. Выступал в трагедиях, с наибольшим успехом в бытовой комедии и мещанской драме. Автор комедий из крестьянского и купеческого быта: «Бобыль» (постановка 1790), «Сиделец» (постановка 1803) и др.

* * *

ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич - ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760-1812), российский актер, драматург. В 1779-93 в Санкт-Петербурге, затем в московских театрах. Выступал в трагедиях, в бытовой комедии и мещанской драме. Автор комедий из крестьянского и купеческого быта: «Бобыль» (постановка 1790), «Сиделец» (постановка 1803) и др.

* * *

ПЛАВИ́ЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич [24 марта (4 апреля) 1760, Москва - 18 (30) октября 1812, село Хонеево, ныне Бежецкий район Тверской области], русский актер и драматург.

На петербургской сцене

Родился в московской купеческой семье; в 1758 поступил в гимназию Московского университета, в 1776 стал его студентом; примерно с 1777 участвовал в любительских спектаклях. В мае 1779 поступил на петербургскую Императорскую сцену актером «на первые роли и характеры в трагедиях, комедиях и драмах»: Росслав - «Росслав» (1784), Секст - «Титово милосердие» (1785), Ярб - «Дидона» (1785), Владисан -»Владисан» (1789) Я. Б. Княжнина (см. КНЯЖНИН Яков Борисович); Оскольд - «Семира» (1791) А. П. Сумарокова (см. СУМАРОКОВ Александр Петрович); Правдин - «Недоросль» (1782) Д. И. Фонвизина (см. ФОНВИЗИН Денис Иванович); Клишин-дядя - «Школа злословия» (1793) Р. Б. Шеридана (см. ШЕРИДАН Ричард) и др.

В начале 1790-х годов Плавильщиков преподавал в Академии художеств «русскую словесность» и в Горном корпусе «риторику». В 1787 он стал инспектором русской труппы.

Природные данные и особенности актерской игры

Плавильщиков обладал «привлекательной» и вместе с тем «мужественной» наружностью; имел «светлый и благозвучный», но одновременно и сильный, голос; уделял большое внимание созданию внешнего облика своего сценического героя, особенно костюму. Игра его отличалась повышенной эмоциональностью, и в то же время он тяготел к «натуральности», то есть пытался отвергать многие приемы классицистского актера, однако, следуя за «натуральным» состоянием своего героя, он иногда в самых сильных сценах терял «равновесие в игре своей» и его герои впадали «в чувственное негодование». В комедиях же и драмах, «когда сбрасывал тогу», Плавильщиков становился «человеком», то есть естественным.

На московской сцене

В июле 1793 Плавильщиков оставил императорскую сцену и перешел на первые роли в московский театр Медокса: Клердон - «Безбожный» (1793) И. В. Браве, Добросердов - «Отец семейства» (1794) Н. Н. Сандунова («по расположению» О. Геммингена-Гронберга), Пастор - «Сын любви» (1796) А. Коцебу, барон Мейнау - «Эйлалия Мейнау, или Следствия примирения», (1794) Ф. В. Циглера, Тит - «Титово милосердие» (1794) Я. Б. Княжнина (см. КНЯЖНИН Яков Борисович) и др.

В начале 19 в. некоторое время опять играл на Петербургской сцене, где самой значительной ролью был Эдип - «Эдип в Афинах» В. А. Озерова (см. ОЗЕРОВ Владислав Александрович).

Обучал актеров многих домашних театров (Н. П. Шереметева (см. ШЕРЕМЕТЕВ Николай Петрович), П. М. Волконского, Д. Е. Столыпина, Н. А. Дурасова).

Литературная деятельность

Литературную деятельность начал с 1782: издавал журнал «Утра», в 1792 совместно с И. А. Крыловым (см. КРЫЛОВ Иван Андреевич) - «Зритель», где помещал свои статьи о театре. Написал несколько трагедий: «Всеслав» (1791, издана под названием «Рюрик» в 1816), «Ермак, покоритель Сибири» (1806); среди лучших комедий: «Бобыль» (1790), «Сиделец» (1804).

Полезные сервисы

плавильщиков петр алексеевич

Большой энциклопедический словарь

ПЛАВИЛЬЩИКОВ Петр Алексеевич (1760-1812) - российский актер, драматург. В 1779-93 в Санкт-Петербурге, затем в московских театрах. Выступал в трагедиях, в бытовой комедии и мещанской драме. Автор комедий из крестьянского и купеческого быта: "Бобыль" (постановка 1790), "Сиделец" (постановка 1803) и др.

Полезные сервисы