Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

ползунов

Грамматический словарь

Ползуно́в ф. <мс 1а>

Словарь русских фамилий

ПОЛЗУНОВ ПОЛЗУНОВ

Ползун то и охотник на птицу, и подлй, низкий человек., и ребенок, который еще не ходит. Любое из этих значений могло стать прозвищем и затем фамилией.

Сканворды для слова ползунов

- Выдающийся русский теплотехник, изобретатель универсального теплового двигателя, построивший первую в России паросиловую установку.

- В 1763 году он представил проект «огнедействуюшей машины», способной заменить водяные колёса.

- Кто изобрёл тепловой двигатель?

Полезные сервисы

ползунов ив. ив

Гуманитарный словарь

ПОЛЗУНО́В Ив. Ив. (1728-66) - теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя, создатель первой в России паросильной установки. Род. в Екатеринбурге, в семье солдата екатеринбург. горных рот. В 10 лет поступил в екатеринбург. арифметич. школу, в 1742 вынужден был преждеврем. покинуть ее, пошел работать. С 1748 работал техником в Барнауле, обслуживал машины с водяным двигателем. Убедившись в неудобстве использования подобных машин в местностях, удаленных от рек, утвердился в мысли применить в качестве движущей силы пар. В 1763 он подал проект парового двигателя (записку и чертеж) своему начальству. О проекте П. было доложено Кабинету Екатерины П. Деньги на стр-во были отпущены, П. был пожалован чин инж. капитан-поручика с жалованием. П. предложил первый в мире двухцилиндровый двигатель с объединением работы цилиндров на один общий вал. Двигатель мощностью 1,8 л. с. предназначался для непосредств. привода заводских механизмов. При постройке машины П. решил много частных, но важных техн. задач, изобрел ориг. крановое паро- и водорасположение, основанное на возратно-вращательных движениях, осуществляемых при помощи зубчатых передач. Екатерина II указала прислать П. в СПб. в АН для пополнения образования, однако начальство з-да его не отпустило до конца стр-ва. П. не увидел свою машину в действии: за неделю до пробного пуска он скончался от скоротечной чахотки. Машина П. была запущена его учениками, проработала два месяца. Затем котел, на к-рый отпустили слишком тонкие медные листы, дал течь. Машину остановили, а в 1780 она была разломана.

Полезные сервисы

ползунов иван иванович

Энциклопедический словарь

Ползуно́в Иван Иванович (1728-1766), российский теплотехник. В 1763 разработал проект универсального парового двигателя - первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия, осуществить который ему не удалось. В 1765 построил по другому проекту первую в России паросиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня; скончался за неделю до её пробного пуска.

* * *

ПОЛЗУНОВ Иван Иванович - ПОЛЗУНО́В Иван Иванович (1728, Екатеринбург - 16 (27) мая 1766, Барнаул), выдающийся российский теплотехник. В 1763 разработал проект универсального парового двигателя - первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия, осуществить который ему не удалось. В 1765 построил по другому проекту первую в России паросиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня; за неделю до ее пробного пуска Ползунов скончался.

* * *

Детство, учеба

Ползунов родился вдали от столицы, под Екатеринбургом, его отец - солдат, но не воинской службы, а государственных строительных работ. Отец Ползунова был неграмотен, однако сына в словесную школу определил. С сентября 1738 Ползунов обучался в арифметической школе и закончил ее очень рано по тем временам, в 14 лет. В 1742 он был определен учеником к мастеру Н. Бахореву. Механик Бахорев учился в свое время в Петербургской морской академии, изучал машинное дело в Швеции, затем на Красносельском медном заводе. Ползунов прошел полный цикл ученических работ: механику, расчеты, чертежи, знакомство с работой заводских машин и металлургическим производством.

Поступление на работу

В конце 1747 Ползунов получил назначение на Барнаульский медеплавильный завод на должность гиттеншрейбера - смотрителя и учетчика при плавильных печах. Ползунов оказался хорошим организатором и способным управленцем. Поэтому помимо основной работы, заводское начальство всячески загружало его различными организационными заботами завода. Это очень мешало ему: даже тогда, когда Ползунов был произведен в офицерский чин шихтмейстера (1759) после выполнения важнейшего государственного поручения - сопровождения в Петербург обоза с золотом и серебром, возможности повышения образования, к чему он страстно стремился, у него были крайне ограничены.

Самообразование по книгам

Источником образования для него оставались книги. Но в барнаульской библиотеке можно было найти лишь «Курс математики» 1739 и «Механику с чертежами», правда в 8 томах, однако на немецком языке, которым Ползунов не владел. Можно думать, что он тогда уже легко читал чертежи. Лишь в 1760 в Петербурге вышла книга И. Шлаттера «Обстоятельные наставления по рудному делу», на русском языке, с чертежами многих паровых машин, в том числе и типа машины Ньюкомена. По-видимому, в это время у Ползунов появляются мысли об усовершенствовании труда на рудных промыслах с помощью машин, действующих не силой воды, как это было на Алтае, но огнем.

Проект «огнедействующей машины»

В апреле 1763 Ползунов направил в Колыванско-Воскресенскую канцелярию проект своего изобретения, где описывался первый в мире двухцилиндровый двигатель с объединением работы цилиндров на один общий вал. Это был результат долгого труда, выполнявшегося урывками. Проект был переслан в Петербург в Кабинет Ее Величества с просьбой о поощрении изобретателя - награждении чином механикуса и деньгами свыше годового жалования до 200 рублей. Бумаги Ползунова попали не к обычному российскому чиновнику, а к европейски образованному специалисту, Президенту Берг-Коллегии Шлаттеру (см. ШЛАТТЕР Иван Андреевич), который дал высокую оценку изобретению Ползунова: «сей его вымысел за новое изобретение почесть должно…». Получив письмо с высокой оценкой от Шлаттера, Канцелярия распорядилась «такую машину построить и в действие произвести».

Высокоодаренная личность

Во всей бюрократической переписке Ползунов предстает перед читателем как высокоодаренная личность, ориентированная на нужды промышленности и общественное благо. Его поощряют, повышают в должности, он получает даже офицерское звание, но ему не оказывают серьезной помощи в его самом важном деле. Объективные причины этого (кроме «культурного» контекста российского общества той эпохи) - дешевая рабочая сила крепостных и обилие на Алтае, где все происходило, водной энергии быстрых рек.

Строительство машины

Для выполнения работ, по расчетам Ползунова, необходимо было 76 человек, в том числе 19 высококвалифицированных рабочих, которых он намеревался пригласить с Уральских заводов. Канцелярия распорядилась по-своему: было разрешено взять всего троих, причем учеников. Постройка установки (полностью железной, в доме высотой более 20 м), начатая в январе 1764 на Барнаульском заводе, протекала в трудных условиях. Ползунову приходилось одновременно выступать в роли проектировщика, конструктора, технолога, строителя и воспитателя кадров.

Смерть изобретателя, судьба установки

Чрезмерное напряжение подорвало здоровье Ползунова. Весной 1766 он заболел скоротечной чахоткой и 16 (27) мая скончался. В июне, уже без него, было проведено успешное испытание «огненной машины», а в августе она была пущена в действие. Но в ноябре была остановлена из-за течи котла. Несмотря на очевидную эффективность (прибыль в 12 418 рублей за 43 суток работы), она была заброшена, а в 1780 разрушена. Модель установки, переданная в Академию наук, бесследно исчезла.

Значение изобретения

В Англии с изобретения такой же (двухцилиндровой) паровой машины, сделанного немного позднее Дж. Уаттом (см. УАТТ Джеймс), началась промышленная революция, охватившая затем Европу. Где похоронен наш гениальный соотечественник Иван Иванович Ползунов, никто не может сказать. Портрет его не найден.

Большой энциклопедический словарь

ПОЛЗУНОВ Иван Иванович (1728-66) - российский теплотехник. В 1763 разработал проект универсального парового двигателя - первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия, осуществить который ему не удалось. В 1765 построил по другому проекту первую в России паросиловую установку для заводских нужд, проработавшую 43 дня; за неделю до ее пробного пуска Ползунов скончался.

Полезные сервисы

ползунов, иван иванович

Иллюстрированный энциклопедический словарь

ПОЛЗУНОВ Иван Иванович (1728 - 66), российский теплотехник, один из изобретателей теплового двигателя. В 1763 разработал проект парового двигателя - первой в мире двухцилиндровой машины непрерывного действия. В 1765 построил по другому проекту первую в России действовавшую паросиловую установку.

Полезные сервисы